Российская академия правосудия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Российская академия правосудия - страница №1/7

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
СОВЕТ СУДЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ"
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
Сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции


Под редакцией

доктора юридических наук

Т.Б. БАСОВОЙ

и кандидата юридических наук

К.А. ВОЛКОВА
Научные редакторы:
Басова Т.Б., доктор юридических наук, профессор.

Волков К.А., кандидат юридических наук, доцент.


От редакторов
Вниманию читателей предлагается издание, включающее в себя тезисы и научные доклады, которые были представлены авторами на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям", организованной Хабаровским краевым судом и Дальневосточным филиалом Российской академии правосудия 19 апреля 2013 г. в г. Хабаровске.

Значимость темы, которая обсуждалась участниками научного форума, не вызывает сомнений. Современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных форм эффективного противодействия коррупционным преступлениям, общественная опасность которых заключается в подрыве основ государственной власти и управления, ущемлении конституционных прав и интересов граждан, порождении дисбаланса демократических устоев и правопорядка, дискредитировании деятельности государственного аппарата, извращении принципов законности, создании барьера на пути проведения социально-экономических реформ. Кроме того, коррупция представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

Сложность решения задачи эффективного противодействия коррупционным преступлениям обусловлена рядом объективных причин, к числу которых надлежит причислить то, что обозначенная проблема должна решаться комплексно, путем синтеза достижений многих отраслей научных знаний.

Методологическим инструментом повышения эффективности системы противодействия коррупции способна стать правовая политика государства, отдельные направления которой будут реально влиять на процесс ее распространения. Рассмотрение правовых вопросов в плоскости социальной технологии предполагает, что уголовная политика противодействия коррупции должна выстраиваться с позиции не только ее системности, но и функциональности. Однако участники научного форума в своих выступлениях с сожалением констатировали, что современная уголовная политика в сфере противодействия коррупции не является достаточно системной и функциональной, а потому возникает множество проблем в современной правовой регламентации противодействия коррупционным преступлениям, что требует их научной проработки в целях повышения качества закона и создания соответствующих рекомендаций по его правоприменению.

В этих условиях проведение Хабаровским краевым судом совместно с Советом судей Хабаровского края и Дальневосточным филиалом Российской академии правосудия научно-практической конференции с участием представителей юридической науки и практикующих юристов, без сомнения, будет способствовать сближению теории с практикой, столь необходимому на фоне законодательной неразберихи в вопросах расследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях коррупционной направленности.

Вот почему круг актуальных проблем противодействия коррупционным преступлениям в рамках настоящего сборника стал предметом пристального изучения со стороны ученых-криминалистов и специалистов-практиков, кто долгие годы работал судьями.


Т.Б.Басова,

доктор юридических наук, профессор


К.А.Волков,

кандидат юридических наук, доцент


Раздел 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ КОРРУПЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Авдеев В.А., заведующий кафедрой уголовного права и криминологии судебно-следственного факультета Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор.
Авдеева О.А., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Юридического института Сибирской академии права, экономики и управления, доктор юридических наук.
Модернизация политико-правовой системы Российской Федерации предопределила серию реформ, направленных на разработку эффективного механизма противодействия нарастающей тенденции криминализации российского общества. В условиях оптимизации национальной правовой системы одним из приоритетных направлений в контексте общепризнанных норм международного права является уголовно-правовая политика, содействующая принятию мер по предупреждению и профилактике преступности на законодательном и правоприменительном уровнях <1>. Одной из актуальных проблем, согласно данным официальной статистики МВД Российской Федерации за 2012 г., следует по-прежнему признать противодействие коррупционной преступности. Так, в течение 2012 г. было зарегистрировано 49513 преступлений коррупционной направленности. Однако минимальный удельный вес зарегистрированных преступлений данного вида (2,1%) предопределен высоким уровнем латентности указанных общественно опасных деяний. Необходимо отметить также, что на правоприменительном уровне существует ряд проблем, связанных с установлением момента возникновения уголовного правоотношения, определением предмета и элементов состава преступления, назначением наказания и иных мер уголовно-правового характера.

--------------------------------



<1> Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. N 4. С. 21.
Правовой основой для национального механизма правового регулирования уголовных правоотношений в сфере противодействия коррупции являются международные нормативно-правовые акты. Универсальный характер имеет Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Региональное значение имеет Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Ратификация Российской Федерацией указанных документов обеспечила интенсификацию нормотворческой и правоприменительной деятельности, ориентированных на совершенствование механизма правового регулирования общественных отношений, в том числе преступлений коррупционной направленности.

Используя международный опыт, Россия с учетом национальных особенностей формирует собственную нормативно-правовую базу по противодействию указанному социально-правовому явлению. Решению задач уголовного закона в плане обеспечения безопасности личности, общества и государства, предупреждения преступлений, в том числе коррупционной направленности, содействуют регламентируемые виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Одной из первых новелл явилось оформление на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ во вновь образованном разд. VI УК РФ конфискации имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера. Вследствие этого осужденному за одно из предусмотренных законом преступлений (п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) помимо наказания может быть назначена иная мера уголовно-правового характера, связанная с конфискацией имущества, полученного в результате преступления, используемого для финансирования преступной деятельности либо для совершения преступления. Однако избранная законодателем правовая позиция по противодействию коррупционной преступности получила неоднозначную оценку среди специалистов <1>.

--------------------------------

<1> Басова Т.Б. Противодействие коррупции в фокусе административной реформы России // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. N 4. С. 9 - 10.
В связи с этим наметился дальнейший этап законодательной новеллизации уголовно-правовых норм в сфере противодействии преступлениям коррупционной направленности. Прежде всего следует выделить Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. "О мерах по противодействию коррупции", Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г., Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденные Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р утверждению подлежала Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.

Приведение законодательства РФ в соответствие с вышеуказанными актами предопределило очередную модернизацию уголовных норм. На основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи... с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" изменению подлежала законодательная формула конфискации имущества, увеличен перечень преступлений, совершение которых влечет назначение указанной меры уголовно-правового характера. Однако следует признать, что отнюдь не все коррупционные преступления нашли отражение в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Несмотря на это, положительной оценки заслуживает внесенное в п. "б" уточнение, согласно которому конфискации подлежат деньги, ценности, иное имущество, полученные в результате совершения одного из преступлений, предусмотренных п. "а", а не любого преступления, как было в прежней редакции названной уголовно-правовой нормы. Примечательно, что Федеральный закон устанавливает более строгие меры уголовной ответственности в случае совершения преступлений коррупционной направленности, предусмотренных в гл. 23, 30 УК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" интенсификации подлежал процесс криминализации и пенализации общественно опасных деяний соответствующей направленности. Помимо изменений и дополнений редакционного характера, внесенных в содержание ст. ст. 204, 285, 290, 291 УК РФ, преступным признано посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Минимальный размер взимаемого штрафа увеличился в два раза (до пяти тысяч рублей). Принципиальное значение имеет установление зависимости назначаемого размера штрафа от величины, кратной стоимости предмета или суммы коммерческого подкупа или взятки, что исключает целесообразность совершения указанных преступлений.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" модифицировал ряд устоявшихся положений Общей и Особенной частей УК РФ. Увеличение срока рассрочки выплаты штрафа с трех до пяти лет, очевидно, направлено на создание более благоприятных условий для исполнения указанного вида наказания. Учитывая роль, которая отводится штрафу в предупреждении преступлений коррупционной направленности, следует обратить внимание на перспективы указанного законодательного решения, т.к. избранная позиция повышает вероятность злостного уклонения от его уплаты. Подобная возможность прогнозируется с учетом предусмотренных законом последствий злостного уклонения от уплаты штрафа. Соответственно, минимизируется эффективность правового регулирования, связанного с исполнением данного вида наказания. Анализ изменений и дополнений редакционного характера, внесенных в Особенную часть УК РФ названным Законом, раскрывает новые направления уголовно-правовой политики. В связи с этим следует признать, что криминализация деяний сопровождается законодательным оформлением новых составов преступлений и квалифицирующих признаков. Пенализация нашла отражение в содержании санкций составов, в том числе коррупционных преступлений, предусмотренных ст. ст. 184, 201 - 204, 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ.

Дальнейшая модификация конфискации имущества в Федеральных законах от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ и от 12 ноября 2012 г. N 190-ФЗ, по существу, не отразилась на формировании уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. Между тем Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 107-ФЗ произвел замену наименования ст. 104.2 УК РФ, уточнив, что данная статья посвящена правовому регулированию конфискации денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации. Федеральные законы от 28 июля 2012 г. и от 3 декабря 2012 г. ориентированы на совершенствование штрафа как вида наказания, назначаемого в том числе за преступления коррупционной направленности.

Пристальное внимание специалистов обращено и на эффективность наказания за взяточничество <1>. Так, по мнению законодателя, среди мер уголовно-правового характера, призванных содействовать решению задачи противодействия преступлениям коррупционной направленности, особое значение имеют кратные размеры штрафа и принудительные работы как альтернатива лишению свободы на определенный срок. Вместе с тем законодательное оформление принудительных работ в качестве нового вида наказания предполагает ряд проблем его реализации на правоприменительном уровне <2>. Введение в Уголовный кодекс РФ наряду с обязательными и исправительными работами принудительных работ требует приведения в соответствие социально-экономической сферы.

--------------------------------

<1> Бурлаков В.Н., Пряхина Н.И. Эффективность наказания за взяточничество // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2013. N 1. С. 85 - 95.

<2> Авдеев В.А. Принудительные работы как новый вид наказания в системе мер уголовно-правового характера // Известия Иркут. гос. эконом. академии (Байкальский гос. ун-т экономики и права). 2012. N 6. С. 100.
Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. При всей многоаспектности принимаемых нормативно-правовых актов сложно рассчитывать на снижение уровня коррупции без реально действующего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности. Функционирование данного механизма должно способствовать реализации таких постулатов уголовно-правовой политики, как научная обоснованность, социальная предопределенность, соответствие международным стандартам и неотвратимость ответственности <1>. Модернизация национального уголовного законодательства должна быть доктринально обоснованной, соответствовать сложившимся социальным реалиям и международным нормативно-правовым актам. Детерминируемый указанными факторами высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной направленности, исходя из положительного правового опыта как России, так и зарубежных стран.

--------------------------------



<1> Авдеева О.А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2013. N 1. С. 120.
Е.Ю. АНТОНОВА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Антонова Е.Ю., заведующая кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права, доктор юридических наук, доцент.
С 2012 г. Главный информационно-аналитический центр МВД России впервые стал регистрировать не только факты взяточничества, но и общее количество преступлений коррупционной направленности. В 2012 г. было зарегистрировано 49513 таких преступлений, в январе - марте 2013 г. - 17875. При этом получение и дача взятки составляют лишь незначительную часть всех зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. В частности, в 2012 г. на территории Российской Федерации было выявлено 9758 фактов взяточничества (получение и дача взятки), а в январе - марте 2013 г. - 3899, что соответственно составляет 19,7 и 21,8% от всех преступлений коррупционной направленности <1>.

--------------------------------



<1> Официальный сайт МВД РФ: URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ (дата обращения: 09.04.2013); Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: URL: http://crimestat.ru/21 (дата обращения: 09.04.2013).
В связи с этим представляется необходимым определиться с тем, что следует понимать под коррупцией и преступлениями коррупционной направленности.

Очевидно, что понятие преступлений коррупционной направленности не тождественно понятию коррупции и не сводится только к получению и даче взятки. Коррупция - это обобщающая категория, объединяющая достаточно широкий круг коррупционных действий. В связи с этим коррупция должна рассматриваться не только и не столько как правовое явление, сколько как криминологическое и социальное явление <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: В 2 т. М., 2011. Т. II. С. 470.
В международных правовых актах коррупцию чаще всего определяют как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа, подразумевая различные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Одни авторы предлагают понимать под коррупцией социальное явление, которое характеризуется тем, что государственные и иные служащие, используя свои служебные полномочия, личный авторитет и возможности, обогащаются за счет заинтересованных лиц путем подкупа - продажности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Абрамовская О.Р. Противодействие коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления (криминологический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 12 - 14.
Другие ученые считают, что с юридической стороны коррупцию необходимо рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле данная категория означает злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (взяточничество, лоббизм, непотизм, кумовство, местничество, фаворитизм, протекционизм, служебные хищения, иное превышение, бездействие или злоупотребление политической или экономической властью из корыстной или иной личной заинтересованности в публичном или частном секторе). В узком юридическом смысле коррупцию рассматривают как подкуп, т.е. получение должностным лицом или служащим незаконной имущественной или неимущественной выгоды в связи с его должностным положением или служебной деятельностью. В узко-нормативном аспекте юридическая сущность коррупции сводится к предоставлению и получению различного рода имущественных и неимущественных выгод, которыми обмениваются две стороны в коррупционных отношениях <1>.

--------------------------------



<1> См.: Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010. С. 12.
При этом общепризнанным является тот факт, что категория "коррупционное правонарушение" имеет межотраслевой характер и включает коррупционное административное правонарушение, коррупционное дисциплинарное нарушение, коррупционное гражданское правонарушение, коррупционное этическое нарушение, влекущее дисциплинарную ответственность, и коррупционное преступление <1>.

--------------------------------



<1> См.: Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. 1999. N 2. С. 107 - 108; Мирошниченко Д.В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009; Марьина Е.В. Указ. соч. С. 8; и др.
Под коррупционным преступлением предлагается понимать предусмотренное уголовным законом умышленное общественно опасное деяние, заключающееся в предоставлении и (или) получении денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера за действия (бездействие) в интересах корруптера или лица, представляемого им <1>.

--------------------------------



<1> См.: Марьина Е.В. Указ. соч. С. 8.
Существует и другая, не менее важная проблема - определение круга общественно опасных деяний, которые следует относить к преступлениям коррупционной направленности.

Надо сказать, что правоприменительная практика шла непростым путем в решении вопроса о том, какие конкретно составы следует относить к преступлениям коррупционной направленности. Трудности были обусловлены в первую очередь отсутствием законодательного определения коррупции <1>.

--------------------------------

<1> См.: О противодействии коррупции в Российской Федерации // Российское правосудие. 2010. N 7(51). С. 103 - 106.
На базе научных исследований и практики применения национального законодательства, а также в порядке реализации Национального плана противодействия коррупции 25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1>, где было впервые дано определение коррупции. Итак, сегодня под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

--------------------------------



<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.
При этом ни в УК РФ, ни в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ не раскрывается понятие преступлений коррупционной направленности. Законодатель попытался лишь дать их примерный перечень (ст. ст. 201, 285, 291, 290, 204 УК РФ). В теории же уголовного права неоднократно делались попытки определить признаки и перечень таких преступлений. Например, Д.В. Мирошниченко выделяет следующие признаки коррупционного преступления: 1) сделка, участниками которой выступают, с одной стороны, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, с другой - любой другой субъект, заинтересованный в осуществлении действий (бездействия) первого, определяемых условиями данной сделки; 2) сделка имеет возмездный характер, при котором обязательству должностного лица совершить (не совершить) какое-либо действие соответствует обязательство заинтересованного лица предоставить в добровольном порядке какое-либо материальное благо или оказать услуги имущественного характера; 3) данная сделка имеет заведомо незаконный характер для обеих сторон <1>.

--------------------------------



<1> См.: Мирошниченко Д.В. Указ. соч. С. 12 - 13.
С. Максимов подразделил все коррупционные преступления на три группы:

1) собственно коррупционные преступления (в узком значении понятия), посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств, - ст. ст. 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ;

2) коррупционные преступления в широком значении понятия, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный объект, - ст. ст. 169, 170, 304 УК РФ, а также контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, и организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из перечисленных выше преступлений, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ);

3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный объект, - ч. ч. 3, 4 ст. 160, ст. ст. 164, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ст. ст. 176, 177, 193, 199, п. "в" ч. 2 и п. "а" ч. 3 ст. 221, п. "в" ч. 3 и п. "а" ч. 4 ст. 226, п. "в" ч. 2 и п. "а" ч. 3 ст. 229, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Максимов С. Указ соч. С. 108.
Аналогичные попытки предпринимались Б.В. Волженкиным, Л.Д. Гаухманом, В.В. Лунеевым и другими учеными.

Официально Перечень преступлений коррупционной направленности N 23 был утвержден указанием Генеральной прокуратуры РФ N 187/86 и МВД РФ N 2 от 30 апреля 2010 г. <1>. Данный документ определил, в частности, следующие критерии, на основании которых противоправные деяния надлежит относить к преступлениям коррупционной направленности:

--------------------------------

<1> Документ официально опубликован не был // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257339/.
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ;

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Несмотря на то что данный документ утратил силу в связи с утверждением указаний Генеральной прокуратуры России N 52-11 и МВД России N 2 от 15 февраля 2012 г. "О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности", критерии отнесения противоправных деяний к преступлениям коррупционной направленности остались прежними. Исходя из названных критериев, в новых указаниях к преступлениям коррупционной направленности были отнесены:

1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий (ст. ст. 141.1, 184, 204, п. "а" ч. 2 ст. 226.1, п. "б" ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ).

1.2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ (дата < 08.12.2011)).

2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий, в частности, при наличии в статистической карточке:

2.1. Основного преступления отметки о его коррупционной направленности (ст. ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК РФ).

2.2. Основного преступления отметки о его коррупционной направленности и в соответствии с международными актами (ст. ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ).

2.3. Отметки о совершении преступления с корыстным мотивом (п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. ч. 1 и 2, п. "в" ч. 3 ст. 286, ст. ст. 292, 305 УК РФ).

2.4. Отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. "в" ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. "в" ч. 2 ст. 229, ч. ч. 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ).

2.4.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УК РФ (дата < 08.12.2011)).

2.5. Отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом (ч. ч. 3 и 4 ст. 183, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ).

2.6. Отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения (ч. ч. 3 и 4 ст. 159, ч. ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ).

3. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

3.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды (ст. ст. 159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6), 169, 178, 179 УК РФ).

Анализ данного Перечня вызывает целый ряд вопросов. Например, почему в данный Перечень были включены п. "в" ч. 3 ст. 226 УК РФ - "Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств", совершенные лицом с использованием своего служебного положения, и п. "в" ч. 2 ст. 229 УК РФ - Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, но не включен п. "в" ч. 2 ст. 221 УК РФ - Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения?

Имеется в данном Перечне указание и на ч. 3 ст. 210 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), совершенные лицом с использованием своего служебного положения, но ничего не сказано о ч. 3 ст. 209 УК РФ - бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебного положения.

Несмотря на то что некоторые международные правовые акты (например, ст. 25 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. <1>) относят к коррупционным деяниям воспрепятствование осуществлению правосудия, считаем излишним отнесение к преступлениям коррупционной направленности ст. 295 ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), ст. 296 ("Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования"), ст. 302 ("Принуждение к даче показаний"), ст. 307 ("Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод"), ст. 309 ("Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу") УК РФ.

--------------------------------



<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.
Представляется, что, формируя перечень преступлений коррупционной направленности, необходимо исходить в первую очередь из положений национального законодательства. А Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", как мы уже говорили, относит к коррупционным деяниям незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, коррупционные преступления должны обязательно иметь корыстную мотивацию.

В связи со сказанным считаем возможным включить в указанный перечень преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 205.1, п. "б" ч. 4 ст. 228.1, п. "б" ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ. Субъектом данных преступлений являются лица, использующие свое служебное положение, и, как правило, совершаются эти преступления именно из корыстных побуждений.

Таким образом, несмотря на то, что правоприменителем предпринята попытка сгруппировать преступления коррупционной направленности, вопрос этот требует дополнительных научных исследований.
В.Н. БОРКОВ
МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
Борков В.Н., доцент кафедры уголовного права Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Важнейшей научной и политической задачей является определение направления охранительного воздействия уголовного закона. Особенно сложно установить сферы и методы уголовно-правовой охраны, если речь идет об отношениях между гражданином, государством и его представителями - должностными лицами. Эти отношения сами по себе не до конца осмыслены учеными, вызывают дискуссии, в том числе и в области идеологии. Ограничение объекта должностных преступлений интересами власти и службы оставляет за его границами благополучие личности и общества. В ряде уголовных законов европейских и восточных государств преступлениями против государственной (публичной) власти признаются посягательства и насилие в отношении публичных служащих, иное воспрепятствование их законной деятельности.

Легитимность власти придает служение обществу, выражающееся в осуществлении функций государства. Поэтому объектом должностных преступлений следует признать общественные отношения в сфере реализации функций государства, определяющих его сущность и социальное назначение. Такое содержание объекта делает очевидной социальную обусловленность установления уголовной ответственности за преступления должностных лиц; позволяет учитывать модификацию функций государства при определении направления уголовно-правового воздействия.

В советской правовой науке функции государства стали особым предметом исследований после выступления И.В. Сталина на XVIII съезде партии. С точки зрения классового подхода им были сформулированы основные функции буржуазного и социалистического государств. И.В. Сталин определил, что функции характеризуют деятельность государства сообразно тем задачам, которые стоят перед ним на различных этапах развития <1>. Изменение экономических и социально-политических условий после Октябрьской революции приводило к отмиранию одних функций и появлению других. Молодое Советское государство занималось подавлением эксплуататоров, ликвидацией остатков капиталистических элементов. Позднее охраняло социалистическую собственность от воров и расхитителей народного добра, осуществляло контроль за мерой труда и мерой потребления, хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции. Перечисленные виды деятельности осуществлялись в основном методами нормативно-правового регулирования и принуждения. В современной России "в центр новой модели роста" ставятся экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, рыночная экономика, а не государственный капитализм <2>. Следовательно, ведущее значение приобретает метод договорного регулирования.

--------------------------------



<1> Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1952. С. 644 - 646 (цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М., 1998. С. 179 - 181).

<2> Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. // URL: Президент.РФ/выступления/17118 (дата обращения: 11.02.2013).
"Рыночная экономика, разгосударствление собственности, приватизация, прямые международные торговые, промышленные и иные связи открыли для коррупционеров неограниченные возможности" <1>, - пишет В.В. Лунеев. Государственное имущество и недвижимость продаются по заведомо заниженным ценам, на счета фирм-однодневок перечисляются значительные бюджетные средства за невыполненные работы, им предоставляются необеспеченные государственные кредиты. С каждым годом растут суммы выявляемых Счетной палатой Российской Федерации незаконных бюджетных трат и нарушений. В 2011 г. они составили 718,5 млрд. руб. <2>, в 2012 г. глава Счетной палаты оценил потери на госзакупках почти в триллион рублей <3>. Но к уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) привлекаются единицы: в 2010 г. - 4 человека, в 2011 г. - 7. Уголовный закон оказался неподготовленным к охране осуществления функций государства с использованием договорного метода. Действующая система норм о должностных преступлениях была сформирована более пятидесяти лет назад и нуждается в модернизации.

--------------------------------



<1> Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: В 2 т. М.: Юрайт, 2011. Т. II. Особенная часть. С. 498.

<2> URL: http://www.izvestia.ru/news/511590 (дата обращения: 18.05.2012).

<3> Степашин С.В. И вас посчитают // Российская газета. 2013. 24 января.
Например, в условиях нэпа, т.е. присутствия в экономике рыночных механизмов, лица, стоящие во главе государственных или общественных учреждений и предприятий, несли ответственность за бесхозяйственность, основанную на небрежном или недобросовестном отношении к порученному делу (ст. 128 УК РСФСР 1926 г.), за расхищение государственного или общественного имущества путем заключения невыгодных сделок (ст. 129 УК РСФСР 1926 г.). Преступлением признавалось неисполнение предпринимателями обязательств по договору, заключенному с государственным или общественным учреждением или предприятием (ст. 131 УК РСФСР 1926 г.). Статья 132 УК РСФСР 1926 г. предусматривала более строгое наказание за совершение описанных выше деяний "в боевой обстановке или связанных с поставками предметов снабжения Красной Армии и флота и могущих отразится на их боеспособности".

Действующий уголовный закон не учитывает, что коррупционное преступление часто совершается в соучастии со второй стороной договора, а в случаях сложных коррупционных схем расхищения бюджетных средств сторон и выгодоприобретателей вообще может быть несколько. Вице-премьер Д. Рогозин отметил, что реальная производительность предприятий ОПК составляет от 5 до 8%, но "несмотря на низкую рентабельность головных предприятий, рентабельность смежников превышает 30%" <1>. При этом за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) в 2010 - 2011 гг. осуждено всего 9 должностных лиц. Поэтому достаточно актуальным направлением обеспечения уголовно-правовой охраны осуществления функций государства является установление ответственности за совершение коррупционной сделки. Субъектами такого преступления следует признать как предающих публичный интерес должностных лиц, так и вступающих с ними в сговор выгодоприобретателей от коррупции.

--------------------------------

<1> URL: http://rus.ruvr.ru/2012/01/17/63991659.html (дата обращения: 01.03.2012).
М.П. Клейменов пишет о принципиальном изменении коррупционной обстановки, которое связано с распространением коррупционных сетей, включающих три основные подсистемы: коммерческую или финансовую структуру, реализующую полученные выгоды и льготы, принимающих "нужные" решения и прикрывающих их чиновников, в некоторых вариантах, управленцев крупнейших коммерческих банков <1>. За 2011 - 2012 гг. Контрольным управлением Президента РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Счетной палатой, ФСБ и МВД России, Следственным комитетом пресечена деятельность 85 организованных коррупционных преступных групп <2>. При этом за организацию или участие в преступном сообществе с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ) за четыре последних года никто осужден не был.

--------------------------------



<1> Клейменов М.П. Экспертные оценки коррупции в мире и России // Меры противодействия коррупции: проблема разработки и реализации: Мат. науч.-практ. семинара с приложением междунар. правовых актов и проектов федеральных законов / Под ред. С.В. Землюкова. Барнаул, 2009. С. 99.

<2> Российская газета. 2013. 15 января.
Опасность коррупционных групп состоит в объединении должностных и других лиц в целях систематического извлечения незаконной имущественной выгоды путем использования участниками своих должностных полномочий или положения. Целесообразность формулирования в УК РФ нормы, предусматривающей ответственность за организацию коррупционной группы и участие в ее деятельности, не ограничивается тем, что предусмотренный в ней сговор предшествует совершению ряда корыстных посягательств на экономическую безопасность. Задача состоит в переносе карательного акцента с отдельного должностного злоупотребления на коррупционные отношения.

Крайне вредными являются рассуждения даже о частичном оправдании коррупции. С. Роуз-Аккерман пишет о допустимости превращения взяток в "легальный механизм стимулирования" "в отдельных сферах государственной службы" и предлагает "легализовать такого рода действия" <1>. Обращение к публикуемому "Трансперенси Интернешнл" индексу восприятия коррупции за 2012 г. и докладу Организации Объединенных Наций с рейтингом стран мира по уровню жизни показало, что десять наименее коррумпированных стран и десять государств - лидеров по средней продолжительности жизни, уровню развития медицины, образования, правовой и социальной защищенности граждан совпадают на 90%. Коррупция поражает практически все сферы жизни общества. Поэтому важно признать ее абсолютной дисфункцией государства, а противодействие коррупции - его основной функцией. Что, кстати, фактически было сделано в ноябре 2012 г. на XVIII съезде Коммунистической партии Китая.

--------------------------------

<1> Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2003. С. 298.
Выдвижение противодействия коррупции на роль самостоятельной государственной функции предполагает решение вопроса о ее соотношении с правоохранительной. Противодействие коррупции осуществляется не только усилиями правоохранительных органов. Антикоррупционные мероприятия реализуются, например, Министерством культуры <1>, Министерством здравоохранения <2>, Министерством сельского хозяйства <3>. Основное в характеристике правоохранительной функции - возможность государственного принуждения, применение в деятельности государственных органов насильственных методов <4>. Ведущими принципами противодействия коррупции провозглашены: приоритетное применение мер предупреждения, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер <5>. Видимо, за рамками правоохранительной деятельности находится деятельность по осуществлению экспертизы нормативных правовых актов <6>, разработка этических норм поведения служащих <7>, процедуры декларирования должностными лицами своих доходов, расходов и имущества, а также порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

--------------------------------



<1> Приказ Министерства культуры РФ от 25 июля 2012 г. N 800 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Министерстве культуры Российской Федерации на 2012 - 2013 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июля 2012 г. N 53 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Министерстве здравоохранения Российской Федерации на 2012 - 2013 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

<3> Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 28 июня 2012 г. N 339 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

<4> Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. С. 117.

<5> Статья 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

<6> Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 21.11.2011) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.09.2012).

<7> Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол N 21) // Официальные документы в образовании. 2011. N 36; СПС "КонсультантПлюс".
Между тем, всякая функция государства только тогда чего-нибудь стоит, когда она защищена уголовно-правовыми средствами. По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, 55% россиян оценивают обязательное декларирование чиновниками доходов и расходов как неэффективную меру в борьбе с коррупцией <1>. Действительно, наложение дисциплинарных взысканий и увольнение с должности не могут обеспечить подавления коррупции. При наиболее опасном поведении воздействие должно быть уголовно-правовым. Обязанности и ограничения, налагаемые на чиновников, нормативные акты, устанавливающие процедуры контроля над доходами и расходами, формируемые в связи с этим ежегодные базы данных создают предпосылки для формулирования бланкетных диспозиций уголовно-правовых норм. Например, при криминализации незаконного обогащения деяние могло бы состоять в непредоставлении субъектом сведений о доходах или расходах либо предоставлении ложных сведений в обстановке значительного несоответствия его фактических и законных доходов. Подобную норму допустимо рассматривать как вынужденную реакцию государства на повышенную латентность и опасность корыстных должностных преступлений. Важно понимать, что оборотной стороной описываемых в данном составе "благоприятных" для чиновника последствий выступает причинение им вреда публичному интересу. При этом величина суммы незаконно нажитых коррупционером материальных благ прямо пропорциональна мере предательства интересов личности, общества и государства.

--------------------------------



<1> URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111557 (дата обращения: 13.02.2012).
С.А. ВАСЮТИН
ПОТЕНЦИАЛ КОРРУПЦИОГЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Васютин С.А., заведующий кафедрой уголовного права Дальневосточного филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.
Общий уровень доверия к власти в Российской Федерации составляет менее 50% <1>. На фоне социально-политических изменений, происходящих в настоящее время, трудно прогнозировать, как будет меняться данный показатель. Еще сложнее представить, как будет меняться отношение общества к судебной системе, поскольку Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" <2> в качестве основных приоритетов выделяет информатизацию и строительство, в отличие от предыдущей Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" <3>, которая выделяла в качестве приоритетов повышение общего количества населения, доверяющего судебной власти (доля граждан, доверяющих органам правосудия, составила в 2012 г. 50%, а значит, можно утверждать об отсутствии доверия к судебной власти как минимум у половины населения страны).

--------------------------------



<1> http://www.rbcdaily.ru/politics/562949979604783

<2> http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/News/View/2013/2333

<3> http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/225
На наш взгляд, существует ряд факторов, обусловливающих и недоверие, и обвинения в коррупционном поведении представителей судебной системы, к которым можно причислить следующие:

1. Информационный вакуум о месте, роли, сущности и значении судебной системы.

2. Несовершенство отечественного законодательства, позволяющее трактовать принимаемые решения в каком угодно ключе.

3. Перегруженность судей.

4. Принижение самими судьями значимости юридической работы.

При рассмотрении указанных факторов мы использовали данные социологических опросов (далее - Опросы), проведенных в 2007 г. (ВЦИОМ) <1>, в 2010 г. (РАПСИ) <2> и в 2011 - 2012 гг. Левада-центром <3>.

--------------------------------

<1> http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=9571

<2> http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20100811/250526926.html

<3> http://www.levada.ru/archive/sudebnaya-sistema


следующая страница >>