Романтизм в Германии XIX века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Романтизм в Германии XIX века - страница №1/1




Романтизм в Германии XIX века

Введение Романтизм – это духовное движение во всех областях культуры, преждевсего в литературе, музыке, философии, исторических науках и пр. К деятелямромантизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга,Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этотсписок можно значительно расширить. Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления (влитературе, музыке, философии и пр.) крайне сложно. Однако некоторыеэлементы понимания романтизма можно выделить: 1. Это прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия. 2. Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества – в центре внимания романтиков. 3. Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей. 4. Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления. ГЕРМАНИЯ КОНЦА XVII НАЧАЛА XIX ВЕКА В 1794 г. вместе с публикацией «Наукоучения» на небосклоне философиивосходит звезда Фихте. В 1975 г. Шиллер публикует знаменитые «Письма обэстетическом воспитании человека». Заявляет о себе «романтическое» течениев немецкой философии и литературе. Новалис, Фр. Л. Фон Гарденберг, пишет«Гимны к ночи» (1797), «Ученик в Саисе» (1798), «Христианство или Европа»(1799). Появляются сочинения Людвига Тика. Публикуются первые работыШеллинга, на рубеже веков – в 1800 г. – увенчивающиеся «Системойтрансцендентального идеализма». 1799 г. стал важным для немецкийромантиков: Фр. Шлегель опубликовал сочинение «Фрагменты», а Фр.Шлейермахер – «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим». Дляисторической ситуации конца 80-х годов XVII – начала XIX вв. главнымвопросом, как известно, было отношение немцев к французской революции, Ещедо французской революции культура Европы – в частности, литература Германии– привлекала внимание к напряженности обострившихся социальныхпротиворечий, противоречий между индивидом и обществом. Революция завершилаформирование тех порывов к свободе, которые отныне сделались непреходящимиличностными ориентациями молодых философов. Страстное ожидание перемен способствовало тому, что передоваянемецкая интеллигенция увидела революции событие эпохального значения,громадной преобразующей силы; осознание объективной историческойнеизбежности революции, широко распространившееся в немецкой культуре,значительной степени способствовало философским поискам закономерностейисторического процесса и критике весьма характерных для XVIII в.Субъективистско-волюнтаристских подходов к истории. По мере развертывания событий во Франции различные группы и слоипередовой немецкой интеллигенции, поначалу равно воодушевленные революцией,начинают расходиться во взглядах, в оценках французского опыта. На одномполюсе оказались, например, очень популярный в Германии поэт Фридрих ГотлибКлопшток, который сам принимал непосредственное участие во французскойреволюции, и Георг Форстер, один из идейных вдохновителей Майнцскойреспублики. На другом полюсе были многие немецкие интеллигенты, которыеподобно, скажем, Шиллеоу подтвердили свою в целом высокую оценкусодержания, смысла революции во Франции, но одновременно четко и резковысказались о неприемлемости для них таких ее политических методов, какрепрессии, террор против инакомыслящих и инакодействующих. Одним изсущественнейших пунктов размежевания стало, несомненно, отношение к религиии французского Просвещения, и французской революции. С того самого момента,когда в целом поддерживаемая немецкими писателями и мыслителями французскаякритика конкретных форм религиозности и официальной политики, практикицерковных институтов переросла в непримиримый антиклерикализм, тем более ватеизм и преследования религии, - с этого момента в немецкой критическоймысли завязались узлы самых острых размежеваний с опытом революции и сидеями Просвещения соседней Франции. И конечно, это были главные линииразмежевания с теми соотечественниками, которые подобно Клопштоку илиФорстеру в определенной степени поддерживали также и репрессивные методыфранцузской революции. В следующей исторической ситуации (1806 - 1815) Германия переживала,пожалуй, одну из самых динамичных и противоречивых эпох своей истории.Оккупация, присутствие наполеоновских войск создали противоречивоеположение в стране: с одной стороны, завоеватели толкали Германию кследованию более передовых французским государственно-правовым образцам. Вэтих условиях и развернулись давно назревшие, но проводимые под весьмаразнородными социальными влияниями крупные государственные реформы. Сдругой стороны, в народе, особенно к концу данного периода, пробудилисьпатриотические чувства, антифранцузские настроения, началось сопротивлениеиноземному нашествию. Немецкие философы по разным причинам (и потому, что реалистическисчитали революцию в Германии конца XVII – начало XIX вв. невозможной, ипотому, что боялись крайностей, жертв революции) поддерживали скорее идеюреформирования, а не радикального революционизирования общественныхпорядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформнапример тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» былоотменено крепостное право и изменена законодательная система. РазвитиеФихте, Шеллинга, Гегеля как теперь уже известных философов происходит,таким образом, в период реформ. Можно сказать больше: реформаторы,воспитанные на философии Канта, теперь с интересом и даже надеждойприсматриваются к отечественной философской мысли. В ноябре 1817 г. в связи с расширением масштабов культурной политикипрусского государства по замыслу Гарденберга и указом короля было созданодля управления культурой специальное министерство. Вовсе не случайно, чтооно получило название «министерства культов», ибо верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где существенное отличиеот Франции!) все-таки вверялось религии. Тем не менее, это была социальнозначимая, в целом исторически прогрессивная акция, свидетельствовавшая и оначавшейся более широкой государственной институционализации деятельности вобласти культуры, науки, образования, религии и о демократизации культурно-образовательных процессов. В реформаторской деятельности прусскогогосударства первой трети XIX в. в области культуры были свои сильные,прогрессивные стороны и свои социально-исторические ограниченности. Германия, правда, намного отставала от революционной и наполеоновскойФранции по глубине и широте реформ. Однако Германия все-таки шла именно зареволюционной Францией в ряде культурно-реформационных, государственно-институционных мер. Влияние форм, образцов, идей, порожденных французскойреволюцией, в сфере немецкой культуры было основательным; это влияниеусилилось, стало непосредственным во время французской оккупации и неисчезло после падения Наполеона. Подспудно оно ощущалось и в периодреакции. Первые десятилетия XIX в. – время расцвета немецкой классическойфилософии, представленной, прежде всего работами Фихте, Шеллинга, Гегеля,но также и немецких романтиков. Несколько особняком стоит творчество А.Шопенгауэра, который в 1818 г. создал свой главный труд «Мир как воля ипредставление». Позднее, в 20 – 40-х годах XIX в., когда в Германии«состязаются» Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр, когда после смерти Гегеля наарену мысли начинают выходить правые и левые гегельянцы и, прежде всего Л.Фейербах, когда появляются первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса, - вкультуре и философии других стран возникают новые социально-политическиетечения: социализм, позитивизм, анархизм. В начале 50-х годов позитивизмзакрепляет свои позиции в качестве одного из главных философских исоциологических направлений. Таковы социально-исторические рамки, в которыхвозникла и развивалась философии второй половины XVII – первой половины XIXвв., а также общие контуры и тенденции развития культуры, взаимодействияфилософских идей. Теперь мы обратимся к более конкретному анализу самогозначительного, что возникло в философии этого периода. А самымзначительным, несомненно, была немецкая философская мысль, названная«немецкой классической философией» из-за ее всемирно-историческогозначения. Но мы обратимся к романтическому направлению Германскойфилософии. Для того что бы понять какое влияние оказало это направление нафилософию необходимо обратиться к трудам философов того времени. ШЕГЕЛЬ ФРИДРИХ Шлегель Фридрих (1772 - 1829) – рассматривает мир как процессбесконечного становления, главное в котором духовная деятельность. Мир какбесконечное познается философией и искусством. Искусство глубже проникает всущность бытия. Ведь вся природа – это художественное произведение высшегодуха. Человек, прежде всего художник, творец действительности. В творчествечеловек проявляет свои высшие силы. Шлегель формирует идею неадекватности мышления, которое всегдасвязано причинно-следственными отношениями. Выйти за пределы рациональногомышления и продвинуться к пониманию бытия помогают юмор и ирония. Ирония –это механизм «выпрыгивания» разума за свои границы. Ирония и юморпоказывают относительность форм жизни человеческого общества, ихограниченность. Ирония развенчивает то, что связано с бытом людей,косностью бытия, классовой и профессиональной ограниченностью мышления.Мышление во многом бессильно. То, что действительно важно для понимания,главные истины человечества – невыразимы рационально и непостижимы. Ирониянад собственным познанием, его бессилием, склонностью к иллюзиям помогаетсмягчить невозможность удовлетворить страсть к познанию мировых идеалов.Жизнь вышучивает тех, кто ей противится и не понимает жизненной игры. НОВАЛИС Новалис (1772 - 1801) – утверждает, что эстетика (философское учениео красоте) есть путь к познанию человека, общества и природы. Истина – этокрасота, «чем поэтичнее, тем истеннее» - считал Новали. Поэзия улавливает абсолютное полнее, чем наука. Поэзия ведет кистине, которая недостижима в реальности. Крайне велика в человеческойкультуре роль христианства, которое смогло объяснить смысл жизни и смертичеловека. Главный предмет философии и искусства – наше собственное «Я». Миресть результат творчества нашего «Я» и «Божественного». Все в мире естьрезультат контакта духов. Дух – абсолютное властвующее начало мира. ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ Шлейермахер (1768 - 1834) романтически понимает религию как отношениечеловека и Всеобщего. В этом качестве религия опирается на интуициючеловека, его чувство бесконечного. Религия имеет огромную нравственную,политическую, социальную ценность. Рациональная мысль сводила религию либок теоретическим представлениям о Боге, устройстве мира, морали, либо кобласти практической морали, заповедей, норм поведения людей в жизни исредств достижения «жизни вечной» после смерти. Шлейермахер же считал, чторелигия – ни то ни другое и не является совокупностью указанных элементов.Религия – это состояние человеческого сознания. Переводы трудов Платона подтолкнули Шлейермахера к проблемамфилософской герменевтики (в то время – науки о правильном толкованиитекстов). Шлейермахер переходит от проблем толкования текстов к проблеметолкования всей культуры человечества и ее истории исходя из рассмотренияобъектов творчества человеческого духа. Шлейермахер впервые говорит о том,что проблема понимания всегда присутствует в жизни человека и в обществе.Понимание лежит в основе человеческого образования, так как оно связано сговорением, речью. Учится говорить – значит одновременно учиться понимать.Искусство понимания (герменевтика) необходима всегда, человек долженовладеть техникой понимания. ГЕЛЬДЕРЛИН ФРИДРИХ Гельдерлин Фридрих (1770 - 1843) – воспевает природу, красоту ипоэзию. Человек ощущает свою причастность к «Бесконечному - Единому».Знание человека так же бесконечно, как и природа. Здесь Гельдерлинвыдвигает идею бесконечного развития и философии. Идею новую, так кактогдашние философские системы (Канта, Фихте) претендовали на завершенностьи законченность, Гельдерлин воспринимает мир как воплощение и реалноевыражение красоты, т.е. эстетически. Красота есть сущность мира и форма егосуществования. Подлинная философия – это «метафизика красоты». Философ –тот же поэт (и наоборот) потому, что только в художественном восприятии мирраскрывается в своем единстве. Мир идеальный и реальный, бесконечный иконечный одновременно. Мир распадается на физический и духовный, но единыйв красоте. Так как мы затронули тему поэзии в философии то будет обязательносказать о таком поэте как Иоганн Фольфганг Гете. Итак как является истиннымпродолжателем романтизма перенесенного в поэзию. ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ Выдающаяся роль Гёте в культуре и философии общепризнан. Гётедействительно стал главной фигурой литературного движения «Бури и натиска»70 – 80-х годов; и впоследствии великий поэт, писатель, ученый, мыслительвсегда оказывался в центре немецкой культуры. К 1794 г. относится знаменательное событие в жизни Гёте (1749 -1832) – знакомство и дружба с Шиллером. То была дружба двух гениевнемецкого духа, дружба-спор. В 1797 г., в ходе дискуссий с Шиллером, Гётенаписал статью «Об эпической м драматической поэзии». Весьма важным былото, что творческое общение Шиллера и Гёте касалось не только литературы.Шиллер в то время увлекался Кантом; с Гёте он вел дискуссии о кантовской, апотом и о фихтевской, шеллинговской, гегелевской философии. Отношение Гёте к философии и философам по своей внешней форме весьмапротиворечиво. С одной стороны, что верно подчеркивают исследователи, Гётенередко дистанцировался от философии; часто ему более близка позицияздравого человеческого рассудка, чем философской спекуляции; он чуралсяабстрактного философского рассуждательства, оторванного отдействительности. В этом состояло одно из различий между Гёте и Шиллером,погруженным в кантовскую философию. С другой стороны, сам Гёте не только не был чужд философии, но,изучая произведения выдающихся философов прошлого и своей эпохи, вполнепрофессионально судил об их идеях. Но его всегда интересовал дух той илииной философской системы, чем буква соответствующих текстов. Гёте как бы«воспарял» над ограничениями и ограниченностями философских учений исистем, постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценное, интересное,постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценно, интересное, плодотворное. Философские иди самого Гёте – это впрочем, не только и даже нестолько его полемика с философами своей эпохи, сколько философскоесодержание таких выдающихся произведений, как «Фауст», как философскаялирика и философско-эстетические идеи и сочинения. В эстетике он, начиная спервых своих произведений, страстно выступал против устаревшиххудожественных канонов за новаторство в искусстве. Вместе с тем, призыв кноваторству парадоксальным, но органичным образом объединялся у Гёте споклонением античным идеалам красоты, что было вообще весьма характерно длякульта античности, коему отдали дань многие выдающиеся деятели немецкойкультуры – Винкельман, Шиллер, романтики, особенно Гельдерлин, Гегель и др. Творческую деятельность он, с одной стороны, возводил к природе – втом числе к природными задаткам человека. Природа - предпосылка играндиозная мастерская творчества. С другой стороны, творчество – высшеепроявление активности духа, который обладает способностью соединять то, чторазъединено и рассеяно в природе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Романтическое направление в литературе разных стран в XVIII – XIX вв.– это довольно мощное, хотя и разнородное, разнонаправленное течение,которое имело значительное влияние на философию и часто пересекалось с нею.Имена более ранних немецких романтиков уже назывались. Необходимо упомянутьи о более поздних авторах – Э.Т. А. Гофмане и Г.Гейне, обычно такжеотносимых к романтической «школе» в литературе и философии. Философское значение немецкого романтизма в наибольшей степениопределяется интересом писателей, поэтов-романтиков к вопросам философииистории, к социально-политическим проблемам прошлого и современности, кэстетическим темам, к теории и методам творчества, в частности литературы.Важнейшим обстоятельством было непосредственное участие романтиков вфилософских дискуссиях своего времени. Список использованной литературы. 1. История Философии – под ред. Проф. Н.В. Мотрошиловой\ «Греко- латинский кабинет»\ Москва\ 1998 г. 2. История Философии - учебник для высших учебных заведений\ «Феникс»\ Ростов – на - Дону\ 1999 г. 3. Р.М.Габитова. Философия немецкого романтизма \Москва\ 1978 г.