Роль кукол в формировании образа женской красоты Погонцева Дарья Викторовна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Роль кукол в формировании образа женской красоты Погонцева Дарья Викторовна - страница №1/1

Роль кукол в формировании образа женской красоты
Погонцева Дарья Викторовна,

Южный федеральный университет,

e-mail: dashapgn@rambler.ru
Аннотация

В данной работе рассматривается история игрушек, изображения женской фигуры на примере бумажных кукол (на основании соотношения рост-талия-бедра),


о современных игрушках и их роли. А также приводятся эмпирические данные – формирование у современных девушек представлений об образе женской красоты
и представление о своем теле.

Ключевые слова: внешний облик, красота, тело куклы, тело
Abstract

This paper examines the history of toys, pictures of female figures on the example of paper dolls (based on the ratio of height-waist-hips), the modern toys and their roles. And also provides empirical evidence - formation of modern conceptions of female beauty and female form of the representation of your body.



Keywords: appearance, beauty, body puppets, body

Кукла насчитывает многовековую историю, сопровождает период детства и сохраняется на протяжении всей жизни человека, участвуя в ритуалах, обрядах, играя значимую роль в сказках и легендах, во многих культурах связывается с волшебством и магией. На каждом историческом этапе, в разных этнокультурных системах существовали определенные образы кукол, с разными функциональными особенностями. Однако, кроме культурно-исторического аспекта, кукла, являясь изображением человека, формирует представление ребенка о социуме, обучает взаимодействию с другими людьми, имеет психотерапевтическое значение. Рассматривая генезис типов и видов кукол Е.В. Лопаткина выделяет в становлении куклы, как культурного феномена, следующие этапы: синкретический (модель человеческого тела, в которой неразличимы черты скульптуры и куклы), функциональный (появление типа ритуальной куклы, а затем - типов куклы-болвана (пугала, анатомические фантомы, куклы-пандоры, манекены, сувенирные куклы), игровой (куклы-игрушки) и играющей куклы (театральные, мультипликационные и телевизионные куклы, куклы для шествий и куклы-автоматы) [1]. Последним, по мнению автора, стал этап художественной рефлексии (осознание художественных возможностей куклы, появления куклы как произведения искусства) и возникновения типа художественной куклы (функционально-художественная, декоративная, авторская кукла).

О роли кукол в жизни человечества существуют работы в рамках антропологии, философии, психологии. Так, И.А. Морозов [2, 3] отмечает, что, кукла один из важнейших игровых предметов, помогающих ребенку преодолевать первоначальную закрытость «психической самости», разворачивать вовне коммуникативные свойства собственного «Я», придавать им характер активного диалога с миром, ведь одним из способов общения ребенка с куклой является постоянный диалог с ней. Кукла выступает в качестве своеобразного двойника (alter ego), обеспечивающего первичную коммуникативную и социальную адаптацию личности. Автор также отмечает, что роль куклы очевидна не только в процессе становления ребенка в качестве индивида, но и в процессе филогенеза по отношению к человеку как социальному существу. Это проявляется в различных акциях с использованием кукол, которые направлены на формирование общественного мнения, а также личных и групповых установок и убеждений, выражаемых в понятиях моды, стиля, норм поведения.

По мнению М.П. Чередниковой [4], игра с куклами - едва ли не самая продолжительная ролевая игра: от младшего дошкольного возраста до подросткового (иногда до 14-15 лет). Это огромная эпоха, в течение которой изменяется сам ребенок, изменяются его потребности, психические и социальные установки. Рассматривая гендерный аспект игры с куклами Н. Андерс [5] отмечает, что основой для описания игровых эпизодов является представление, что игрушки выступают в роли коммуникативных средств (орудий) между ребенком и социальным миром, функции которых не связаны непосредственно с игрушками. Отмечается, что игрушки являются особым культурным текстом, репрезентациями социальных и культурных практик и особым языком между взрослыми и детьми. Особенности игрушек и заложенный в них потенциал игровых действий расширяют и ограничивают различные способы игры. В свою очередь Ю. Голубева [6], отмечает, что кукла "как подобие образа" преодолевает область культурного и выходит в сферу социального бытия человека и общества. Кукла "политизируется", обыгрывается, обретает множество коннотативных значений и смыслов, обусловленных не столько психологическими, сколько социальными потребностями. Т.Е. Карпова [7] отмечает, что в отличие от театральной куклы, кукла-игрушка исследована не так обстоятельно. В тоже время автор подчеркивает, что на протяжении всего XX века кукла-игрушка претерпевала изменения, связанные с политическими переменами. Таким образом, кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах. Таким образом, кукла может является способом анализа представления о теле в различные исторические периоды.

Как известно, что существуют разные виды кукол, которые имеют различное функциональное значение, так Е. Морозова [8], отмечает, что существуют: «кукла-малыш, кукла, имитирующая определенную профессию; кукла – воин, охотник, родитель, герой произведения, супермен». Отдельное место занимают куклы-взрослые, которые способствуют формированию представлений о женщине, о женских ролях. С этой точки зрения интересны бумажные куклы с изображением женщин.

Как отмечает А.Д. Назаркин [9] одна из первых бумажных кукол появилась в 1790 г. в Лондоне, кукла имела фигуру «молодой дамы высотой около 20 сантиметров, в нижней юбке и корсете». Интересно отметить, что в Европе и Америке данные куклы часто изображают реальных людей (королева Елизавета, принц Чарльз, Принцесса Диана, Королева Сиси, серия «Первые леди Америки», известные актрисы 30-40 годов, Твигги, модели 90-х годов и т.д.) в России эти куклы носят обобщающий характер (Маша, Лиза). В России появление бумажных кукол связывают с 1965 годом, когда бумажные куклы появились в журналах «Работница» и «Наука и жизнь». Однако, если в советский период, бумажные куклы из журналов «Работница», соответствовали общей социально-политической ситуации и «Крестьянка», и отображали «советскую женщину/девушку/девочку», то обезличивание современных кукол может говорить об отсутствии реальных женщин, которые могут быть прототипом/идеалом для современных детей и быть узнаваемыми. На современном российском прилавке можно найти бумажных кукол «Анджелина Джоли и Бред Питт», «Топ Модели Мира» и «Маша-Даша» с незнакомыми лицами, но фигурами как у «Топ Моделей Мира». Можно также отметить тот факт, что в Европе есть несколько серий бумажных кукол в национальных нарядах разных стран (в том числе «русская красавица») выпущенные в период с 1990 по 2009 год, в России аналог такого набора был выпущен в советский период, и не повторялся позже 1990 года.

Нами были проанализированы изображения более 100 бумажных кукол разных периодов, самая первая 1800 года и последняя 2009 года выпуска. При анализе мы исключили тех кукол, который изображают маленьких детей или женщин в возрасте (например, изображение Королевы Англии, выпущенное к ее 50-летию), и выбрали те, на которых изображены половозрелые девушки (18-25 лет). Всего для анализа нами было отобрано 22 изображения женщин в анфас (одинаковое положение тела у всех кукол), затем нами были рассчитаны пропорции фигуры: рост, ширина грудной клетки, талии и бедер (см. таблицу 1). Для удобства и наглядности сравнения, мы привели размер всех кукол к одному «росту» (меняя масштаб печати) - не меняя другие параметры фигуры. Основываясь на полученных результатах, мы вычислили параметр WHR, который показывает соотношение талия/бедра. С медицинской точки зрения полученный коэффициент должен быть от 0,6 до 0,7, чем меньше данный показатель, тем меньше объем талии в сравнении с объемом бедер. Анализ изображений по данному параметру позволяет сделать вывод, что только несколько кукол 1915-1915 годов, превышаю данную норму (WHR=0,8), в то время как все остальные изображения демонстрируют здоровое соотношение талии к бедрам (от 0,3 до 0,7).

Современную моду критикуют за использование слишком худых моделей, данная тенденция имеет отражение и в изображениях бумажных кукол, если в 2007-2009 соотношение грудь-талия-бедра выглядит как 21-11-21, то в 1899 21-11-30. У кукол этих двух периодов самая узкая талия, однако, само соотношение талия-бедра значительно отличается. Самая «крупная» фигура у бумажных кукол 1920-х годов выпуска, соотношение грудь-талия-бедра выглядит в этот период, как: 28-24-35.


Таблица 1. Соотношение грудь-талия-бедра бумажных кукол с 1800 по 2009 годы

Год

Рост

Грудь

Талия

Бедра

Показатель WHR

1800

171

28,5

21,4

35,7

0,6

1885

171

24,2

12,8

22,8

0,56

1895

171

28,5

12,8

34,2

0,37

1899

171

21,4

11,4

30

0,38

1910

171

24,2

14,2

28,5

0,5

1915

171

28,5

22,8

28,5

0,8

1920

171

28,5

24,2

35,7

0,68

1935

171

28,5

18,5

28,5

0,65

1937

171

28,5

18,5

32,8

0,56

1943

171

22,85

17,1

30

0,57

1950

171

25,7

14,2

25,7

0,55

1960

171

30

20

28,5

0,7

1961

172

24,2

14,2

28,5

0,5

1963

171

25,7

14,2

28,5

0,5

1967

171

25,7

17,1

25,7

0,66

1974

171

24,2

21,4

31,4

0,68

1994

171

21,4

18,5

30

0,61

1995

171

24,2

17,1

30

0,57

1996

171

24,2

21,4

30

0,71

2007

171

21,4

11,4

22,8

0,5

2008

171

20

12,8

21,4

0,6

2009

171

21,4

11,4

21,4

0,53

В ходе корреляционного анализа нами была получена обратная корреляционная зависимость между годом издания куклы и объемом груди (r=-0,53; при р=0,005)и бедер (r=-0,53; при р=0,005), таким образом, чем позже издана бумажная кукла, тем меньше j,]tv грудной клетки и бедер.

Анализ этих кукол позволяет сделать вывод о том, что каждая из этих кукол являлась отражением того стереотипа о женской красоте, который имел место в данной стране на данном этапе развития моды. И, исходя из этого, мы можем говорить о том, что бумажные куклы – репрезентируют представление о красоте и формирует данное представление у девочек, играющих с ними. В тоже время, мы можем констатировать факт, что в современной России не существует бумажной куклы «русской красавицы», а те куклы, которые есть в продаже, изображены с фигурами характерными для европейской высокой моды.

С другой стороны, современная репрезентация женщин, особенно рекламная, давно служит объектом феминистской критики, так как женский образ в его нынешнем виде представляется конструкцией, возникшей в основном за счет работы масс-медиа. В современной культуре повышается значимость визуального компонента. В связи с увеличением количества изображений разного качества и назначения, внедряемых в современную жизнь человека, на современном этапе возникла необходимость выделить новый феномен как визуальная культура. Постепенно, изображение превратилось из «источника визуальной информации и эстетического наслаждения» в «объект потребительского рынка». В настоящий момент, по мнению Т. Дашковой [10], можно зафиксировать значимость визуальной составляющей идеологии, в связи с этим особую значимость приобретает проблема визуального канона. Также можно отметить, что в современной визуальной культуре основным является именно женский образ, который является эстетическим объектом, и выступает в роли носителя культурной семантики, выполняя различные экономические, социальные, политические и другие функции. Женские образы, которые визуально обозначены, не только отражают, но и формируют социальную реальность. Как отмечает К. Уоллерстайн [11] современная реклама демонстрирует нам «идеалы женственности которым необходимо следовать». Однако, которые в свою очередь, являются недостижимыми, как например «героиновая» худоба Кейт Мосс, которая являлась иконой моды 1990-х. Женщины воспринимают эти стандарты, как предписания для достижения успеха в современном социуме. Более того в исследовании H. Dittmar, E. Halliwell, S.Ive [12] девочкам в возрасте от 5 до 8 лет предлагалось ответить на ряд вопросов относительно восприятия собственного тела до и после игры с куклой Барби. Было выявлено, что после игра с куклой девочки отмечали, что хотели бы быть более стройными чем они есть, что бы быть похожими на куклу. Девочки групп 7-8 лет также отмечали, что бы обладать такой фигурой, надо меньше кушать. Авторы отмечают, что такой стереотип может провоцировать пищевые расстройства, анорексию и булимию. Кроме того авторы подчеркивают, что форма тела куклы играет решающую роль, поскольку у контрольной группы, которые играли с куклами-пупсами не было замечено изменение ни по одной из замеряемых шкал.



Исходя из того, что данный вопрос не рассматривался с точки зрения психологии и формирования образа тела, мы опросили 100 девушек в возрасте от 18 до 28 лет, которые отметили, что в детстве у них были бумажные куклы. Мы выдвинули предположение, что фигуры кукол могли оказать влияние на их представление об идеальном теле. Для этого, используя изображения женского тела предложенные К. Ягер [13]. Мы попросили девушек выбрать фигуру, которая в большей степени соответствует их представлению о красивом теле и номер фигуры, который соответствует их представлению о том, как должна выглядеть бумажная кукла.



Рис.1 Изображения тел с различным ИМТ (Yager K.)
Проанализировав полученные данные, мы выявили, что не существует корреляционной связи меду представлениями о красивой женщине и фигуре бумажной куклы, в то же время можно говорить о том, что красивая женщина «худее», чем «бумажная кукла».
Таблица 2. Выбор фигуры характерной для красивой женщины
и бумажной куклы (в %)




Красивая женщина

Бумажная кукла

фигура 1

5

0

фигура 2

30

8

фигура 3

30

32

фигура 4

32

64

фигура 5

3

4

фигура 6

0

2

фигура 7

0

2

Кроме того, в связи с тем, что начиная с середины 90-х годов в России на ряду с обычными бумажными куклами, стали появляться куклы изображающие звезд кино и эстрады, нами был проведен опрос, в котором мы просили участниц исследования назвать одно или несколько имен известных женщин, которые являются для них идеалом красивой женщины. В связи с тем, что участники жестко не ограничивались условием, что они должны дать только один ответ, некоторые называли от 1 до 7 имен известных женщин, которые являются для них идеалом. В результате первичной обработки мы получили список из 461 имени, который включал 191 фамилию известных актрис, певиц и моделей. Далее мы разделили все ответы на две группы, те имена, которые были названы только один раз (124 имени) и те которые были названы 2 и более раз (67 имен). Данный список (из 67 имен) мы проанализировали. В список прототипов женской красоты составленный женщинами вошли: Анджелина Джоли (М=37); Одри Хепберн (М=16); Мерилин Монро (М=14); Кейт Мосс (М=14); Моника Беллуччи (М=13); Джесика Альба (М=12); Дженифер Энистон (М=8); Меган Фокс (М=8); Адриана Лима (М=7); Шарлиз Терон (М=7). Следует отметить, что на данный момент существуют бумажные куклы изображающие каждую из этих женщин, однако мы не можем говорить о прямой зависимости между названными именами и наличием бумажных кукол, т.к. большинство участниц исследования затруднились ответить какие именно куклы были у них.

Исходя из теоретического и эмпирического исследования данной проблемы, можно предположить, что современное представление о теле не связано с представлением о том, как должна выглядеть кукла. В тоже время современная динамика представлений об идеальном теле в целом основана на положении «худой-красивый», в то время как борьба с анорексией и другими расстройствами питания формирует понимание того что «худоба» - не есть «здоровье». Данные две противоположные идеи формируют двойственное понимание и представление об образах тела красивого человека и того, как должна выглядеть женщина – образчик для формирования тела.


Литература

  1. Лопаткина Е.В. К вопросу о типах и видах кукол: генезис и особенности. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 2. Сер. 2: История.

  2. Морозов И.А. Роль куклы в онтогенезе. // Живая старина. 2006. № 1. С. 15-18.

  3. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма: Автореф. … докт. истор. н. М., 2010.

  4. Чередникова М.П. Куклы в играх современных детей. // Живая старина. 2006. № 1. С. 19-22.

  5. Андерс Н. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект. // Психологическая наука и образование. 2011. № 2.

  6. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: Автореф. дисс. … канд. филос. н. М., 2000.

  7. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: историко-культурологические аспекты: Автореф. дисс. … канд. культурол. н. СПб., 1999.

  8. Морозова Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: Автореф дисс. … канд. пед. н. М., 2009.

  9. Назаркин А.Д. Иркутские бумажные куклы – «пандоры» – персонажи произведений Лидии Чарской. // Живая кукла: Сб. статей. М.: РГГУ, 2009. С. 149-153.

  10. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов. // Логос. 1999. № 11/12. С. 131-155.

  11. Уоллерстайн К. Худоба и эстетика отверженности в современной модной рекламе. // Теория моды. 2006. № 1. С. 115-137.

  12. Dittmar H., Halliwell E., Ive S. Does Barbie make girls want to be thin? The effect of experimental exposure to images of dolls on the body image of 5- to 8-year-old girls // Developmental Psychology. 2006. Mar. 42(2). p. 283-92.

  13. Yager K.M. Body image, body dissatisfaction, dieting and disordered eating and exercise behaviours of trainee physical education teachers: investigation and intervention // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, Faculty of Education and Social Work The University of Sydney, June, 2007.