Развитие у детей младшего школьного возраста интереса к чтению через - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Развитие у детей младшего школьного возраста интереса к чтению через - страница №1/1

Развитие у детей младшего школьного возраста интереса к чтению через систему игровых и занимательных упражнений

Много труда вкладывает учитель и родители, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только- только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Структуру уроков чтения я пересмотрела так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. Стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребёнок активно, творчески мыслил в течение всего урока.

На уроках чтения мы используем считалки, ребусы, скороговорки, сказки, игры. Игра требует от детей сообразительности, внимания , учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и - что очень важно! -воспитывает чувство коллективизма.

Собирая занимательный, интересный игровой материал, я систематизировала и проверила, как воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.

Список игр и занимательного материала, который я использую на уроках чтения:

Игры, способствующие развитию речи.

Игра «Найди пару.»

Цель: развитие умения составлять словосочетания, находить подходящие по смыслу слова, развивать речь, мышление, внимание.

Оборудование: карточки слов.

Описание. На наборном полотне выставляются два столбика слов, в первом - имена существительные, во втором - имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

чай чистый

чайник честный

чашка чуткий

чеснок червивый

чемодан чёрный

человек чудесный

Игра «Любопытный. »

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с одного и того же звука, развивать речь, внимание, мышление, воображение.

Описание. Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают. Каждое слово - ответ начинается с одного и того же звука.

-Где милиционер?

-На улице.

-Где серёжка?

-В ухе.

-Где ученики?



-На уроке.

-Когда ты пьёшь кофе?

-Утром.

-Где ты учишься?



-В училище.

-Где учится твоя сестра?

-В университете.

-Куда пошла твоя мама?

-В универмаг.

-Откуда приехали твои гости?

-Из Уфы.

-Что ты любишь есть на второе?

-Утку.

-Любимое первое блюдо?



-Уха.

-Где рубашка?

-В чемодане.

-Где стрелки?

-В часах.

-Где ложка?

-В чашке.

-Где чай?

-В чайнике.

-Кто в клетке?

-Чижик.

-Что в лесу?



-Черника.

-Что ты любишь?

-Чернослив.

-Кто живёт у тебя дома из животных?

-Черепаха.

-Какой твой любимый день недели?

-Четверг.

Слова на одну тему.

Цель: формировать умение классифицировать предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков, развивать речь, мышление, память.

Оборудование: карточки слов, обозначающих общие понятия.

Описание. Учитель выставляет на наборное полотно карточки слов, обозначающих общие понятия. Дети называют слова на заданную тему, начинающиеся с одного и того же звука. За каждый правильный ответ даётся жетон. Побеждает тот, у кого больше жетонов.

Продукты: грибы, гречка, гусь, горох, говядина, гранат, грецкие орехи, груши.

Цветы: георгины, гладиолусы, гвоздики, герань.

Город: грузовик, гараж, газон, газетный киоск, гостиница.

Школа: учитель, ученик, директор, урок, доска, парта, перемена, учебник, математика.

Семья: дети, девочка, дочка, дедушка.

Одежда: джинсы, джемпер, дублёнка.

Животные: дикобраз, дятел, дельфин, дрофа.



Игра «Телеграмма».

Цель: формировать умение подбирать слова с заданного звука, обогащать словарный запас детей, развивать речь, внимание, мышление.

Оборудование: карточки слов.

Описание. Учитель выставляет на наборное полотно карточки слов. Дети составляют телеграмму из первых букв слова.

Составьте телеграмму из первых букв слова: ЦАПЛЯ (Цветы Алле послал Леонид Яна). УТЮГ (У Тамары юбилей. Гриша). ЮЛА (Юра летит; августе).



Фонетическая зарядка.

Цель: формировать умение выделять звуки из речевого потока, учить чёткому произношению и правильной артикуляции звуков, развивать речь.

Описание. Учитель задаёт вопросы, дети отвечают. Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

(А-а-а...)

Как девочка укачивает куклу? (А-аа-ааа...)

Как блеет баран? (Бе-е... )

Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в в ] .

(Витя, Вова, Валя, Вася.) Как дует ветер ? (В в в...)

Как гогочет гусь? (Га-га-га...)

Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду...)

Что говорит мама, когда кормит тебя? (Ешь!)

Что больше всего на свете любит медведь? (Мёд.)

Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж...)

Как поют комарики? (З-з-з...)

Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?

(З-з-з...)





Как мычит корова? (Му-у-у...)

Чистоговорки.

Цель: закрепить правильное произношение детьми звуков, развитие голосового аппарата и темпа речи, работать над дикцией, обогащением словарного запаса детей.

Ра-ра-ра- весь мусор уберём с утра Ро-ро-ро- весь мусор соберём в ведро. Ре-ре-ре- метём усердно во дворе. Ри-ри-ри- двор убрали- раз, два, три. Ры-ры-ры- не заметили жары. Ра-ра-ра- Кате спать пора. Ро-ро-ро- на полу стоит ведро. Ры-ры-ры- летают комары. Ри-ри-ри- на ветке снегири. Ор-ор-ор- подмели мы двор. Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.

Та-та-та- у нас дома чистота. Ты-ты-ты- сметану съели всю коты. Ти-ти-ти- съели кашу всю почти. Тё-тё-тё- отложили мы шитьё. То-то-то- стали мы играть в лото. Ать-ать-ать- мы идём гулять. Ат-ат-ат- берём с собой самокат.

Рифмы.

Цель : развивать умение сочинять небольшие стишки по заданной рифме, развивать речь, мышление, воображение, работать над выразительностью чтения, учить поиску ритма, красоты звучания.

Сочините стишок, используя рифмы:

Багаж ( гараж, саквояж); белка ( грелка, мелко); бор (спор, затор, сор).

Друг (вдруг, круг, лук.) ...дело

...класс

...смело ...раз

Таня, это ведь не (дело) - Опять опоздала ты в (класс). Скажу я в лицо тебе (смело), Что это случалось не (раз).

Наш Петруша знает (дело), Хоть спросите целый (класс), Бутербродов двадцать (смело) За один съедает (раз).

Вова (слово); ворона (корова); врач (грач); весна (красна); вагон (загон).

Том ( гром, гном, дом, сон). Жук (лук, сук, паук). Зуб (дуб, куб, суп). Звено (зерно, давно, бревно).



Сочини считалку по рифме.

Цель: развивать умение сочинять считалки по заданной рифме, учить детей самих находить рифму, развивать речь, мышление, воображение, работать над выразительностью чтения.

Тра - та -та, (барабан барабанит)

Тра - та -та, (барабанщик идёт)

Тра - та -та, (весь отряд собирает)

Тра - та -та, (громко песни поёт)

Топ - топ - топ, (бежал малыш)

Топ - топ - топ, (увидел мышь)

Топ - топ - топ, (упал малыш)

Топ - топ - топ, (сбежала мышь)

Пословицы.

Цель: развивать устную речь, мышление, приучать к народному искусству, учить ценить честность, справедливость, дружбу. Обору дование: карточки слов.

Описание .Учитель выставляет пары слов на наборное полотно. Дети вспоминают пословицы по двум словам.

Труд, добро («без труда нет добра»); жизнь, дела («Жизнь дана на добрые дела»); дело, безделье («маленькое дело лучше большого безделья»); дело, потеха («делу время, а потехе час»); дружба, служба (« дружба дружбой, а служба службой).

Угадайте пословицу. Из слова нужно взять столько букв, сколько указано в скобках.

Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1). У страха глаза велики.



Игра «Подбери нужное слово.»

Цель: работать над умением дополнять предложение подходящими по смыслу словами, развивать речь, мышление. Описание. На доске записаны столбики слов, которые закрыты. Учитель называет начало предложения и открывает столбик слов. Дети читают слова и называют то из них, которое подходит по смыслу к названному учителем началу предложения.

розы


помидоры


f



В лесу растут... груши

ели


Игры на выделение и на распознавание звуков.

Игра «Волшебная цепочка.»

Цель: Формировать умение выделять первый и последний звук в слове, развивать речь, мышление, внимание.

Оборудование: индивидуальные кассы букв и слогов.

Первое слово должно начинаться с буквы А, а последнее ею заканчиваться. (Астра - амбар - рак - куст - трава.)

Шар - рак - кот - танк - карандаш.

Как превратить волка в козу?

( Волк - полк - пола - поза - коза.)

Игра «Змейка.»

Цель: учить детей определять место указанного звука в слове (в начале, в конце, в середине), развивать мышление, речь, воображение.

Придумайте слова, в которых буквы В и О были на первом, на втором, на третьем и т. д. месте. Составьте кроссворд так, чтобы получилась «змейка» из букв В и О.




время

живот

НОГИ

свеча

слово

одиновцы

давка

порыв




трава




косы

мотив




крот

халва

осень

село

завод

нож

плод

свист

стол

кони

ведро

перо

очень

овраг

плот






Игры на формирование умения делить слова на слоги.



Игра «Слоговое лото».

Цель: формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове, развивать речь, внимание, мышление.

Оборудование: карточки слогов.

Прочитайте слоги и придумайте с ними слова. Га... (газета, газель); гу...(гуси, гудок); гру...(груша грустить); глу...( глухой, глубокий); гра... (грамота, граница).

Составьте слова из слогов: ка, ан, та, нит, тик, нат, ты, ток, на, ти, ки, ко, ка, кус, кис, та, но, ни, ты, тон.(Котик, Никита, Ната, Антон, нитки, канат, каток, кусты, кисти, ноты.)

Составьте слова со слогом ши в начале или в конце. ( Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы, и т. д.)

В школе дети изучали слоги. Придя домой, Вова решил поучить своего пятилетнего братишку читать. Написал на карточках слова, разрезал их на слоги. А потом, предложив брату составить из них слова, пошёл гулять. Когда он вернулся, то увидел, что малыш перепутал все слоги. Теперь они вдвоём не могут составить ни одного слова.

Ребята, помогите Вове и его брату составить слова, начинающиеся с б, из слоговых карточек ; бул, ва, бел, ры, боб, ба, бук, ка, ки, бан, ра, ран. ( Булка, белка, баранки, бобры, буква, баран, барабан, банка).



Игра «Слоговой аукцион».

Цель: Формирование умения определять количество слогов в слове, умения подбирать слова по первому слогу, развивать мышление, речь, внимание.

Описание. Учитель называет первый слог, дети подбирают второй слог и называют слово.

Продолжите слово: фла... (-кон, -жок), фор...(-ма, -точка), фи... (-лин, -кус), бу... (-фет), кон... (-фета).

Продолжите слова: чи... (-жик), ча... (-ша), че... (-ловек), чёр... (- ный), пач... (-ка), речь... (-ка), свеч... (-ка).

Игра «Зашифрованное слово».

Цель: закреплять умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова, развивать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составлять части слова в одно целое), развивать речь, мышление, внимание.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

а) автомобиль, тормоз ав-тор

б) колос, рота, ваза ко-ро-ва

в) молоко, нерест, таракан мо-не-та

г) кора, лото, боксёр ко-ло-бок

Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:

а) змея, рама я-ма

б) пуговица, молоток, лава го-ло-ва

в) укор, бузина, тина кор-зи-на

г) поворот, пороша, канава во-ро-на

Игры и занимательный материал на уроках чтения, направленный на развитие внимания учащихся.

Игра «слово рассыпалось»

Цель: формировать умение находить слова из набора букв (избирательность внимания), развивать речь, мышление. Оборудование: касса букв.

ББАААРН (барабан). ААРИТНКК (картинка). ААКБЗУ (азбука). ЫСЛООВ (волосы). ОООНКЛВ (волокно). Узнай профессию по фамилии: РЕТАРЕВИН (ветеринар) Узнай животного: ВЮРДЛЕБ (верблюд).



Игра «Наборщик».

Цель: формировать умение составлять слова из букв перечисленных слов, развивать внимание, мышление. Оборудование: карточки слов.

Описание. Учитель показывает карточку со словом, ученики составляют из букв данного слова новые слова.

Кто больше составит слов из букв слов, перечисленных ниже ИЕРУШКА (игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рука, рак.)

СПОРТ (порт, сорт, рот, рост, спор, сор.)

САМОЛЁТ ( лето, масло, сало, мёд, мало, мал, лот, мол.)





СТОЛЯР ( стол, сто, яр, рост, трос.)

Перевёртыши.
Цель: уводить от обычного стериотипа чтения (умение читать и произносить слова и строчки наоборот- справа налево), развивать внимание, мышление, технику чтения.

Оборудование: карточки со словами.

Комок, казак, (ь)лет сорок, летел, потоп.



Игра «Склеенное слово».

Цель: развитие умения отделять слова из квазислова или предложения, развивать внимание, мышление.

Описание. На доске написано

ШАРКОРЗИНАБОТИНК ИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА

Нужно отделить слова друг от друга вертикальной чертой.

Игра «Найди слово».

Цель: формирование умения находить слова из набора букв, развивать внимание, мышление.

Описание. На доске написано:

ЕАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

(Газета, дом.)

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛЕМЛЕСТИМСНПАКЕТД

(Очки, пакет.)

ЗВНКПЕНАЛВИСКЕВНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

(Пенал, лес.)

Игры и занимательные упражнения на уроках чтения, направленные на развитие мышления учащихся.



Анаграммы.

Цель: учить детей составлять новые слова путём перестановки букв в данном слове, развивать мышление, речь.

Оборудование: карточки слов.

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), армия (Мария), автор (товар, отвар).

Ложа (жало), лапоть (пальто), лапта (плата), лиса (сила), лошадка (ладошка), лакей (лейка).

Дома (мода), дорога (города), доска (садок).



Игра «Сверху вниз и снизу вверх».

Цель: формировать умение подбирать слова с указанной первой и последней буквой в слове, развивать мышление, внимание, любознательность.

Вставьте пропущенные буквы.

(Уголёк, радио, оркестр, кенгуру.)

Игра «Полсловечка за вами».

Цель: формировать умение находить конец слова по его началу, развивать мышление, речь.

Оборудование: карточки с частями слова.

Описание. На наборном полотне в два столбика выставлены карточки с частями слова. Из частей нужно собрать слова. Для этого к каждой части первого столбика необходимо найти другую часть из второго столбика.

Помогите составить новые слова из «половинок»:



окно


( Волокно, волосы, весточка, верхушки.