«Развитие речи детей через наблюдения в природе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Развитие речи детей через наблюдения в природе» - страница №1/1


Консультация для родителей на тему:


«Развитие речи детей

через наблюдения в природе».

(От 3-х до 4-х лет).
Глава:

«ВЕСНА»

Составила: воспитатель Чапаева М.С.

Наблюдения за неживой природой.

Знакомить малышей с весенними явлениями нужно тогда, когда наступают заметные изменения в природе. Собираясь с детьми на прогулку, мы говорим: «Сегодня тепло, светит солнце, не нужно надевать тёплого шарфа…». Чтобы дети увидели и почувствовали эти изменения, можно использовать разнообразные приёмы: предложить им, зажмурив глаза, подставить лицо под солнечные лучи; попробовать, как нагрелась на солнце одежда; пойти посмотреть, как тает снег на снежной горке, где недавно ещё катались на санках; как осела снежная баба, которую слепили дети.


Когда подсохнет, можно организовать игры с вертушками, мельницами, бумажными корабликами. Вспомнить загадки о весне.
К концу весны и летом в играх с песком и водой дети практически узнают их свойства: сухой песок можно пересыпать, из влажного песка делать постройки, лепить с помощью форм, воду переливать, играть с целлулоидными, бумажными, резиновыми игрушками, наблюдая, как они плавают в воде.
Кратковременное наблюдение за таянием снега и льда организуется на каждой прогулке. Иногда, собираясь на прогулку, можно предложить посмотреть в окно на улицу или в сад, как тает снег, и обобщить: «Солнце греет, стало тепло, и снег растаял». Ещё раз закрепить: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?».
На улице понаблюдать, как убирают снег: дворники скалывают снег и лёд с тротуаров, счищают с крыш. Там, где есть снегоочистительные машины, посмотреть, как они работают, помогая человеку.
По мере таяния снегового покрова нужно обратить внимание на появление проталин (снег растаял, видна земля) и в дальнейшем следить, остался ли ещё где – нибудь снег на участке или в саду.

Наблюдения за растениями.

Весной знакомим детей с изменениями в жизни растений. Предлагаем им посмотреть на зелёную травку, поискать, где ещё она растёт. На последующих прогулках отмечаем, что травы выросло много. Такие наблюдения и выполнение несложных самостоятельных заданий занимают, радуют детей, приучают их присматриваться к окружающему миру, развивают наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Когда на лугу появляются первые весенние цветы, покажите их детям. Сбор весенних цветов доставляет ребятам большую радость.
В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой:

Сперва понемножку

Зелёные выставил ножки,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

- Я вышел, погода тиха и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?
М. Соловьёва
Дети собирают цветы в течение всей весны. Можно давать при этом доступные поручения: одному принести жёлтый цветок, другому – белый, третьему – травку, листик или, показав цветок, попросить найти такой же. Использовать игровые приёмы: предложить собраться в кружок всем детям с белыми или жёлтыми цветами или поднять вверх все белые, все жёлтые, все синие цветы и т.д. Во второй младшей группе можно использовать и более сложные игры и упражнения на узнавание и называние некоторых весенних цветов (перелеска, одуванчик, колокольчик и др.). Например, рассмотрев белую перелеску, можно попросить поискать ещё такие же растения.
Рассматривая с детьми цветы, хорошо дать их понюхать, пощупать нежные лепестки, гладкие листочки. Во время наблюдения и сбора цветов уместно вспомнить стихотворения о цветах, о весне.
Обращаем внимание детей на то, что деревья стали зелёные, на них появились маленькие зелёные листочки. Показываем ветку, наклоняя её ближе, чтобы ребята могли рассмотреть листья, понюхать их, осторожно потрогать. Предлагаем им самим поискать, нет ли ещё зелёных деревьев, продолжаем учить узнавать и называть некоторые деревья, кустарники, например берёзу, сирень или другие, имеющиеся в окружении детского сада.
Цветёт сирень, благоухает,

Посёлок дачный весь в цвету,

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами;

Как будто бы издалека,

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

В. Товарков


Наблюдения за деревьями.

Эти наблюдения проводятся после того, как распустятся листья или цветы. Отметьте, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья.


В последующие дни хорошо пойти с детьми за пределы участка, чтобы посмотреть, распустились ли листья на других деревьях.
Большое место должны занять игровые приёмы: предложите детям подбежать к дереву с белыми цветами, найти, где цветёт такой же цветок, и т.п.
Наблюдения за животными.

С первыми тёплыми днями появляются на солнечной стороне забора и стен домов перезимовавшие мухи, вылетают бабочки, жуки. Весной знакомим детей с первыми появившимися насекомыми, учим различать и называть жука, бабочку, муху. Хорошо поймать при детях бабочку, жука и рассмотреть их, отметить, что жук чёрный, он ползёт; у бабочки красивые крылышки, посмотреть, как она летает.


В течение всей весны продолжаются наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Посмотрите, как весело чирикают и прыгают воробьи на солнце, перелетают с дерева на забор и садятся на дорожке, купаются в лужах или песке.
Воробей с берёзки, на дорожку, прыг –

Больше нет мороза, чик – чирик!
Привлеките внимание детей к некоторым перелётным птицам (грачам, скворцам, ласточкам), если они селятся в ближайшем окружении. Покажите, как развешивают на деревьях скворечники. Обратите внимание на скворца, сидящего на ветке около скворечника или влетающего в домик; послушайте, как он поёт. Можно наблюдать за летающими ласточками. Подведите детей к выводу, что о птицах надо заботиться. Они друзья человека.
Весной появляется больше возможностей для наблюдения за домашними животными и птицами. Там, где это возможно, показать других домашних животных: корову, лошадь, обратить внимание на их характерные признаки, движения.
Развивайте речь детей через наблюдения в природе! Сопровождайте их коротенькими пояснениями, уточняющими характерные признаки весны, задавайте вопросы, читайте стихи, пойте песенки!

Примерное содержание работы

по ознакомлению детей с временем года –

ВЕСНА.
Солнце светит ярко, начинает пригревать, становится теплее. Снег тает, бегут ручьи, появляется трава, первые цветы, распускаются листья на деревьях.


Оживляются птицы: воробьи купаются в лужах, громко чирикают. Возвращаются с юга птицы, вьют гнёзда. Появляются бабочки, жуки.
Люди засаживают огороды.

Потешки на тему:

«ВЕСНА».
Весна, весна красная,



Приди, весна ясная.

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят!

Солнце весело печёт,

Снег водою с крыш течёт.
Ледоход, лёд идёт.

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лёд в кусочки разбивает.

Травка – муравка

Со сна поднялась,

Птица – синица

За зерно взялась…

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить.
Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Стихи на тему:

«ВЕСНА».
РАННЕЮ ВЕСНОЙ

А. Прокофьев


Раннею весной

Тонкие, зелёные былинки

Цветики синеют.

Это ведь подснежники

Нету их милее!

Из – под снега только пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете.
ВЕСНА НАСТУПАЕТ

И. Никитин


Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро в гости к тебе соберутся,

Только гнёзда навьют, посмотри!

Что за звуки, да песни польются

День – деньской от зари до зари.
ИДЁТ МАТУШКА ВЕСНА

Высотская


Идёт матушка – весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришёл,

Белый снег сошёл,

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь

А уж как пришёл май

Солнце в терем приглашай.

ЗИМА ПРОШЛА

М.Клокова

Воробей с берёзы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза –

Чик – чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик – чирик!

ПЕСНЯ О ВЕСНЕ



Уходи, мороз косматый!

Слышишь, старый, или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

Я. Колас


Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

ВЕСНА


И.Токмакова

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно, очень тёплые

Ноги у весны!

ВЕСНА


Весна пришла! Весна пришла!

Открывайте окна, люди!

Весна пришла! Весна пришла!

Больше холода не будет!

ВЕСНА


Идёт матушка – весна,

Отворяй – кА ворота.

Первым март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май –

Солнце в терем приглашай.

ВЕСНА


А.Майков

Уж весна! Щебечут птицы,

Блещет день, луга цветут,

Реки, сбросив цепи, плещут,

К морю с песнями бегут.

МАРТ


Как только снег исчез,

Пошла корзинка в лес:

Март посылает всем привет,

А с ним подснежников букет!
МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

МАРТ


М. Тревишвили

Март хоть чуть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз один в слезинках,

А в лучах другой.

Первые подснежники

Март в дубраве рвёт,

И венок весенний

Март искусно вьёт.

А.Плещеев



Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

АПРЕЛЬ


В апреле, апреле

Луга зазеленели.

С прогулки букеты

Приносим в апреле.

Крапивы немного

Домой притащили –

Пусть бабушка сварит

Зелёные щи!

АПРЕЛЬ


Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

МАЙ


Распустился ландыш в мае

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

МАЙ


Фиалки, ландыши для нас

Весёлый май в тиши припас.

А кто в лесу не новичок,

Найдёт весёлый гриб сморчок.

Вот уж снег последний в поле тает.

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

ПЕРВОЕ МАЯ

Я. Аким

Шумливые тёплые ветры

Весну на поля принесли.

Серёжки пушатся на вербе,

Мохнатые, точно шмели.

Речные запруды ломая,

Весенняя плещет волна.

Да здравствует Первое мая!

Да здравствует труд и весна!

КРАСКИ МАЯ



В лужицах любуется собою

Небо голубое – голубое!

Молодое солнце горячо

Красит крыши золотым лучом.

Зеленеет каждая травинка,

И глядит на чёрную тропинку

Мудрая художница – Весна!

Пишет всеми красками она!

СИРЕНЬ


В. Жак

Залит солнцем день весенний,

И сквозь окна светлые

Смотрят в саду кусты сирени

Тучкой фиолетовой.
ЗДРАВСТВУЙ ТРАВКА!

В. Жак


День за днём, за стаей стайка,

К нам вернулись журавли.

В поле травка молодая

Вырвалась из - под земли.

И, увидев столько света,

Неба синь и солнца блеск,

Захотела травка эта

Дотянуться до небес.

ЛАНДЫШ


Е. Серова

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит!

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем: а вдруг

Услышим – я и ты!
ДОЖДЬ

В. Жак


Солнцу в небо выйти лень,

Мокнет в садике сирень.

Около крылечка –

Речка – быстротечка.

Надо мною, дождь, не плачь:

У меня есть новый плащ!

Если можно – пережду!

Если нужно – в дождь пойду!
ТУЧИ

Туча – кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча – лошадь, туча – жук,

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно.

Нету тучам в небе места.

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли капли дождевые,

И солнце тучки золотит.

Литература

1. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка».- Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.


2. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.