Развитие и становление педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Развитие и становление педагогического образования в Зауралье во второй половине - страница №1/1

Аксентьева Е.А.

к.п.н., ст. преподаватель

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

г. Шадринск


Развитие и становление педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв.
В статье рассматривается развитие и становление системы педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. Перечислены основные учебные заведения, осуществляющие педагогическую подготовку, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: народное образование, гимназия, учительская семинария, педагогические курсы, съезды.

Открытие первой школы в Зауралье обусловило новую проблему – недостаток учительских кадров. Количество школ в селах и деревнях в течение XIX в. постепенно росло, особенно после учреждения земских управ в 1864 г. Потребность общества в педагогическом труде вступила в противоречие с нехваткой специалистов в регионе, их низкой общеобразовательной и методической подготовкой.

В соответствии с указом Святейшего Синода от 1885 г. учителями школ должны работать местные священники или дьяконы. Вследствие того, что церковнослужители неохотно занимались педагогической деятельностью, Синод решил принимать на должность учителя всех лиц православного вероисповедания, желающих преподавать. Таким образом, в школах Курганского уезда учителями работали псаломщики и дьяки, отставные солдаты и бывшие полицейские надзиратели, поселенцы. Образовательный уровень учительского персонала Зауралья поэтому был разным. Детей учили выпускники Омской женской гимназии, Курганской прогимназии и двухклассной школы, Тобольского епархиального женского училища, духовных семинарий и училищ, а также лица, получившие домашнее образование.

Педагогическое образование учителя получали в различных учебных заведениях. Особых требований к педагогам в конце XIX в. не существовало. Иногда достаточным являлась элементарная грамотность и православная вера. Лишь религиозным убеждениям уделялось особое внимание: в учебные заведения на должности учителей принимались лица только православного вероисповедания. Религиозная нетерпимость к представителям других вероисповеданий иногда приводила к тому, что учителям приходилось принимать новое крещение.

Низкий уровень образования преподавателей вскоре перестал устраивать общественность, которая начала требовать назначения на учительские должности профессионалов. Возникает объективная необходимость стационарной подготовки учителей. До Великой Октябрьской социалистической революции педагогических учебных заведений в Зауралье не было. Только в 1914 г. открывается Шадринская учительская семинария, которая произвела первый выпуск учителей после Октябрьской революции в 1919 г.

Таким образом, высших педагогических учебных заведений на территории современного Зауралья не было. Однако нельзя говорить об отсутствии педагогического образования в рассматриваемом регионе, так как будущие учителя получали образование во второклассных церковно-приходских школах, мужских и женских гимназиях с педагогическими классами, городских училищах с педагогическими курсами, активно использовалась система экстерната.

В Кургане педагогическое образование учителя получали в Александровской женской гимназии и мужской гимназии.

Первоначально Александровская женская гимназия была училищем второго разряда, открытым 12 мая 1858 г. на средства местных купцов Михаила и Ивана Меньщиковых и Федора Шишкина. Через десять лет при училище открывается второй класс, а в 1872/73 учеб. г. на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства народного просвещения», утвержденного 24 мая 1870 г., Курганское женское училище было преобразовано в трехклассную прогимназию с приготовительным классом.

Учебный план женской гимназии предусматривал изучение закона Божьего, русского и церковно-славянского языков, алгебры и геометрии, математической и физической географии, физики, всеобщей и русской географии, всеобщей и русской истории, естественной истории, а также чистописания и рукоделия. В соответствии с Положением МНП (Министерство народного просвещения) в женских гимназиях могли вводиться необязательные предметы: греческий, латинский и новые иностранные языки, рисование и педагогика.

Педагогика велась 1-2 раза в неделю в седьмом классе по учебнику Рощина. Курс педагогики включал в себя разные темы, например, понятие о воспитании, физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание, понятие об ощущении, мыслительные способности, внимание, методическое мышление, разум, язык как средство выражения мыслей, воля, наклонности и т.д. [5]. Следовательно, можно наблюдать, что в данный предмет входили темы и по психологии, и по методике.

Ученицы, успешно закончившие курс гимназии, могли продолжить обучение в педагогическом классе. Обычно в педагогический класс поступало до 80-90% выпускниц. Обучение в восьмом педагогическом классе проводилось по специальному учебному плану, предусматривающему подготовку учительниц для начальных школ и включающему изучение педагогики (пяти частных методик), гигиену учащихся, а также прохождение педагогической практики. В программе по педагогике прослеживается три основных направления: во-первых, усвоение материала по одному из учебных пособий для учительских семинарий; во-вторых, самостоятельное изучение произведений двух-трех выдающихся педагогов; в-третьих, устный отчет об изученных первоисточниках в присутствии всех учениц и преподавателя. При изучении частных методик особое внимание уделялось знакомству со школьными учебниками, работе с наглядными пособиями, организации и проведению опытов и наблюдений, подготовке и проведению учебных экскурсий.

Так как после окончания гимназии выпускницам присваивалось звание начальной народной учительницы, то ученицам необходимо было проходить педагогическую практику. Для этого инспектор народных училищ Тобольской губернии Е. Григорьев предложил педагогическому совету гимназии познакомить учениц на практике с преподаванием в начальной школе в Курганском третьем мужском городском приходском училище. Также он указал на основную проблему, с которой сталкиваются выпускницы гимназии, а именно умение грамотно распределять учебное время между тремя группами начальной школы. В период педагогической практики ученицы вели 6 уроков по русскому языку и арифметике, работали в качестве помощниц учителей [6].

В 1906 г. открывается Алексеевская гимназия в Шадринске. С 1909-1910 учеб. г. при гимназии открывается восьмой класс, целью которого являлась подготовка учительниц для начальных школ. Возник вопрос о месте прохождения ученицами педагогической практики. Для этого было открыто особое женское приходское училище. В связи со 100-летием со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя этому начальному женскому училищу присваивается наименование «Гоголевское».

По окончанию педагогического класса гимназии выпускницам выдавался аттестат, в котором указывались оценки: по закону Божию, педагогике и дидактике, русскому языку, арифметике, методике начального обучения тех предметов, которые выпускница имела право преподавать. По данным предметам ученицы не только получали теоретические знания, но и проходили педагогическую практику. Данные о результатах практики также указывались в аттестате.

Курганская мужская гимназия открылась в 1911 г. По новому уставу гимназий 1871 г. в эти учебные заведения принимались дети всех сословий без различия звания и вероисповедания. Курс гимназий был восьмилетний. Учебный курс гимназии составляли следующие предметы: закон Божий, русский и церковнославянский языки, словесность, краткие основания логики, латинский и греческие языки, математика, география и физика с кратким естествознанием, история, немецкий и французский языки, чистописание. Среди дополнительных предметов платными были черчение и рисование, бесплатными – гимнастика и пение [1, с. 101].

В марте 1897 г. училищный Совет при святейшем Синоде разрешил учредить в селе Введенском, Курганского округа, женскую второклассную церковно-приходскую школу с целью подготовки учительниц для школ грамоты. Элементарная педагогическая подготовка во второклассных церковно-приходских школах осуществлялась путем сообщения сведений по дидактике и методике. Выбор места, где организовали школу, обусловлен наличием большого торгового населенного пункта с каменным храмом, в котором находилась почитаемая в крае икона святой великомученицы Параскевы; оживленной дорогой, проходящей через село, близостью уездного города с железнодорожной станцией, находящегося в 19 км от села Введенского.

Учебный план Введенской церковной школы рассчитывался на три учебных года и включал следующие предметы: закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание (скоропись, славянское письмо, письмо полууставом), арифметику, русскую историю, географию. Для воспитанниц старших классов вводилось изучение дидактики и проведение уроков в образцовой школе под руководством учительницы. Кроме того, учениц обучали рукоделию (вязание, вышивание, шитье и кройка) и ткачеству улучшенным способом на «стане-самолете» [2, с. 231].

Мужская второклассная церковно-приходская школа для подготовки учителей школ грамоты организована в с. Птичьем Челябинского уезда (в настоящий момент эта территория относится к Курганской области). Школа имела трехлетний курс обучения, в течении которого изучались следующие предметы: закон Божий, русский язык и словесность, церковно-славянский язык, пение, арифметика, геометрия, черчение, физика, гигиена, сельское хозяйство, география, отечественная история, дидактика. Ученики обучались также столярному и переплетному ремеслам. Выпускники второклассной школы пользовались льготами по отбыванию воинской повинности и получали звание учителя школы грамоты [4].

Подобная школа функционировала также и в Кургане. Первая церковно-приходская школа в Кургане была открыта в 1886 г.

Большой вклад в подготовку учителей для школ Зауралья внесла Далматовская второклассная церковно-приходская школа, открытая на базе образцовой школы 26 августа 1899 г. Курс обучения был четырехлетним. Первые два года учащиеся изучали общеобразовательные предметы. Начиная с третьего года обучения ученики занимались либо в ремесленном классе, либо в учительском. Выпускники Далматовской школы работали впоследствии в школах уезда и города, например, И.А. Падерин и В.П. Давыдов.

Необходимо обратить внимание и на деятельность городских училищ в Кургане и Шадринске, так как эти учебные заведения давали возможность пройти определенные испытания и получить звание учителя начальных училищ. Такое получение свидетельства на звание учителя называлось системой экстерната. Испытания проводились в уездных городах, не имеющих гимназий и прогимназий, в реальных, уездных и городских (кроме одноклассных) по Положению 1872 г. училищах, а также в правительственных учительских семинариях. Выпускницы женских гимназий и прогимназий, пройдя 6-месячную практику в начальных училищах, также могли претендовать на получение свидетельства.

В августе 1884 г. после ряда преобразований в Шадринске открывается четырехклассное городское училище. Особое внимание, по нашему мнению, заслуживает тот факт, что в октябре 1907 г. при училище открываются двухлетние педагогические курсы по правилам от 29 июня 1907 г. [7]. Эти курсы, создаваемые при уездных и начальных училищах, учительских школах, гимназиях и семинариях, занимали промежуточное положение между высшими и средними педагогическими учебными заведениями. Первоначально они существовали как вспомогательные, но уже с 60-х гг. относились к системе среднего специального образования, выполняя главную задачу подготовки в уездах, на местах учительских кадров. Кроме этого частные лица имели возможность получить звание сельских и городских приходских учителей, пройдя ряд испытаний перед педагогическим советом училища. Целью педагогических курсов являлась подготовка молодых людей, получивших низшее образование, к испытаниям на звание учителя начального училища, а также на теории и практике познакомить их с начальным обучением.

Курировались педагогические курсы инспектором народных училищ и учителем-инспектором городского училища, при котором эти курсы организовывались. На курсы принимались без вступительных экзаменов молодые люди, достигшие возраста 16 лет и окончившие полный курс обучения в городских, уездных и духовных училищах. Прием слушателей на педагогические курсы производился в начале учебного года, т.е. с 20 августа.

Единственным стационарным педагогическим заведением в Зауралье была открытая 9 ноября 1914 г. учительская семинария.

В одном из архивных документов дано следующее определение семинарии, предлагаемое Шадринской земской управой в 1916 г.: «Учительская семинария – тип специальных учебных заведений, которые учреждаются для подготовки лиц обоего пола, пожелавших посвятить себя учительской деятельности [8].

Курс обучения в семинарии был четырехгодичный, по одному году в классе. Прием в семинарию допускался один раз в год, перед началом учебного года, в возрасте от 14 до 17 с половиной лет. Приемные экзамены начинались 8 августа.

Казенные стипендиаты, по окончанию курса, обязаны были прослужить в должности учителей начальных училищ не менее 4 лет по назначению учебного начальства. Если же они оставляли семинарию до окончания курса или по окончании курса не желали служить в должности учителя обязательный срок, то их обязывали вернуть полученную ими стипендию.

Важной частью педагогического образования является система повышения квалификации учительских кадров. В изучаемый период на территории Зауралья существовали следующие формы повышения квалификации: педагогические курсы, съезды, конференции, учительские библиотеки, педагогический музей, специальные экскурсии учителей.

Наиболее массовой формой повышения квалификации педагогических кадров в конце XIX – начале XX вв. являлись курсы. Они были призваны решить три основные задачи: поднятие политического уровня учительства, повышение педагогического и методического уровня, общеобразовательная подготовка учительства. Исходя из этих задач, определялось содержание курсов, которые использовались для подготовки, переподготовки, а позже повышения квалификации учителей [3, с. 46].

На курсах обсуждались вопросы методики обучения грамоте, счету, проводились беседы, показательные уроки, устраивались выставки педагогической литературы. В июле 1865 г. такой съезд состоялся в Тобольске. В 1874 г. состоялся первый Шадринский учительский съезд.

В Шадринском уезде регулярно проходили педагогические конференции, целью которых был поиск путей улучшения учебно-воспитательной части заведений. На педагогической конференции в селе Верхтеченском 26-27 февраля 1901 г. обсуждалось устройство в ряде училищ школьных музеев для реализации принципа наглядности обучения.

Предметом особой заботы педагогических коллективов являлись фундаментальные (учительские) и ученические библиотеки, книжные фонды которых постоянно пополнялись. Курганские и Шадринские училища ежегодно закупали учебники и учебные пособия, произведения классиков русской и зарубежной литературы. Фундаментальные библиотеки училищ ежегодно получали по подписке до 13 общероссийских газет и журналов, ученические – до 8 детских журналов.

Таким образом, развитие и становление педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. проходила в сложных условиях. Толчком для улучшения ситуации послужили: нехватка высококвалифицированных преподавательских кадров, недостаточное количество выпускников педагогических заведений. Высших педагогических заведений на территории Зауралья до революции не существовало. Однако нам хотелось бы отметить, что педагогическое образование в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. представляло собой систему, типичную для провинции, которая включала в себя следующие заведения: мужскую учительскую семинарию, мужские и женские второклассные церковно-приходские школы, женские и мужские гимназии с педагогическими классами, четырехклассные училища с педагогическими курсами. Кроме стационарных форм подготовки учительских кадров наблюдалась и курсовая форма педагогической подготовки.
Литература

1. Курганская мужская гимназия [Текст] // Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. – Томск : товарищество «Печатня СП. Яковлева», 1916. – С. 100-102.

2. Луппов, Н. Ремесленные занятия при церковных школах [Текст] / Н. Луппов // Народное образование. – 1904. – №9. – С. 219-248.

3. Чистякова, О.А. История становления педагогического образования на Урале [Текст] / О.А. Чистякова // Наука и образование Зауралья. – 2000. – № 2. – С. 43-47.

4. ГАКО. – Ф. 62. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 78.

5. ГАКО. – Ф. 63. – Оп. 1. – Д. 7. – ЛЛ. 56, 103, 112, 156.

6. ГАКО. – Ф. 63. – Оп. 1. – Д. 85б. – Л. 6.

7. ГАШ. – Ф. 492. – Оп. 1. – Д. 1991. – Л. 1.



8. ГАШ. – Ф. 599. – Оп. 2. – Д. 3. – Л. 57, 126 – 130.