«Расул – певец добра и мудрости» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Расул – певец добра и мудрости» - страница №1/1

Министерство культуры Республики Дагестан

Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова

Научно–методический отдел

«Расул – певец добра и мудрости»

(К 90–летию со дня рождения Р.Г. Гамзатова)

Составитель: гл. библиотекарь НМО Мусаева В.Р.

Махачкала-2013

2013 год объявлен годом Расула Гамзатова, поэта, чье имя известно и в нашей стране и за рубежом.

В связи с этим в библиотеке целесообразно провести мероприятия, которые познакомят читателей с творчеством Р.Г. Гамзатова.

В данной разработке предложены методические материалы в помощь проведению цикла библиотечных мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею поэта.

1. «О нем так много хочется сказать...» - материал к беседе о творческом пути Р. Гамзатова.

2. «Поэт аула и планеты» - материал по организации книжно–иллюстративной выставки, посвященной Р. Гамзатову.

3. «Взглядом пристальным и гордым…» - деятели культуры о творчестве Р. Гамзатова.

4. «Войне – проклятье, миру – благодать!» - патриотическая лирика борца за мир Р. Гамзатова.

5. «Я пою свою песню, прими ее мой Дагестан» - материал к обсуждению книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан».

Перечисленные выше мероприятия можно проводить как в комплексе, так и отдельно. Они адресованы широкому кругу читателей, которых интересует творчество Р. Гамзатова.



« О НЕМ ТАК МНОГО ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ…»

(Материал к беседе о творческом пути Р. Гамзатова)


Вошли твои слова в сердца и души.

Не знали горцы слов таких досель.

В дождливые дни родники на склонах гор становятся особенно обильными. В засуху многие из них иссякают. Но есть родники, которые клокочут и бьют все время. С журчанием бегут их воды и реки сливаются с морем. Вот так и поэзия Расула Гамзатова. Рожденная в ауле Цада, потекла она по родным горам и живой струей влилась в литературное море нашей страны.

Родился Р. Гамзатов 8 сентября 1923 года в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. По окончании Буйнакского педагогического училища Р. Гамзатов учительствовал в родной школе, затем работал уже в Махачкале – редактором дагестанского радио, актером в Аварском театре, заведующим отделом республиканской газеты «Большевик гор».

В этот период времени вышел его первый поэтический сборник на аварском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть». В 1952 году за книгу «Год моего рождения» ему была присуждена Государственная премия СССР. Через семь лет он получил звание Народного поэта Дагестана. И, наконец, книга «Высокие звезды» в 1963 году была удостоена Ленинской премии.

В становлении и формировании личности Расула Гамзатова сыграли решающую роль, в первую очередь, «домашние университеты» - уроки отца, атмосфера семьи, которая была пропитана духом почитания горских традиций, культа слова и мудрости книг.

Обозревая творческий путь поэта, видно, как много дала ему учеба в Литературном институте. Позднее, в «Автобиографии», Р. Гамзатов напишет: «Москва, Литературный институт открыли мне доселе неведомые тайны поэзии. Там я понял, что долгое время принимал за золото стертые пятаки. Я, по очереди, влюблялся в разных поэтов: то в Блока, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в Цветаеву, то в Багрицкого, в аварца Махмуда и немца Гейне. Но любовь к Пушкину, Лермонтову, Некрасову осталась навсегда неизменной».

Годы учебы примечательны и тем, что здесь, в стенах института, зародилась дружба творческая, связавшая на долгие годы аварского поэта с поэтами-переводчиками Наумом Гребневым и Яковом Козловским. Первую книгу Р. Гамзатова на русском языке «Земля моя», изданную дагестанским издательством в 1948 году, поэт и его друзья переводчики посвятили родной almamater. Расула Гамзатова переводили и другие поэты - Е. Николаевская, И. Снегова, Я. Хелемский, Р. Рождественский и многие другие.

Гамзатов был волею судьбы вовлечен в общественную жизнь и Дагестана, и страны, вошел в атмосферу международной политики, благодаря чему дороги поэта пролегли по континентам: он пересекал границы государств и королевств, беседовал с президентами и премьерами, с ним считались в Кремле. Все это раздвигало обзор видения жизни и событий, подпитывало информацией и давало возможности для аналогий и обобщений. Расул Гамзатов не предпринимал попыток утилитарного приноравливания к политике, но и не становился в позу – во всем Поэт видел проявления жизни, продолжения бытия. Вот почему его сознание не стало иерархическим, и не поддался он восторгу преклонения. Поэтому его поэтическое слово не подвергалось дискредитации, хотя менялись и лидеры, и политические курсы, и общественный климат.

Стихотворения Р. Гамзатова, сразу же после появления становящиеся явлением большой поэзии, рождаются как выход эмоционального заряда, полученного от соприкосновения с окружающим миром, как итог сосредоточенного мышления, анализирующего события и время в их взаимосвязи. На них всегда лежит печать личностного воплощения.

Поэт наследует не только культуру европейскую и восточную. Родной фольклор, родная дагестанская литература являются тем древом, на котором расцвело яркое и самобытное творчество Р. Гамзатова. Лаконичность Батырая, неподдельность чувств Махмуда, злободневность С. Стальского, легкий юмор Г. Цадасы характерны стихам большого современного поэта.

Мудрость и сердечная проникновенность поэзии Р. Гамзатова обнаружилась уже в книгах, изданных в 50-60 гг.: «Год моего рождения», «Слово о старшем брате», «Лирика», «Солдаты России», и др. Книги эти ёмко и точно вобрали в себя черты времени, поведали о насущных заботах современника.

Гуманистическая и интернационалистская суть облагораживающей и окрыляющей поэзии Р. Гамзатова наиболее полно раскрылась в книгах «Высокие звёзды», «Письмена», «Мулатка», «Чётки лет», «Две шали», «Последняя цена» и др. Они принесли дагестанскому поэту всемирное признание.

В таких произведениях, как «Любовь Шамиля», «Ахульго», «О бурных днях Кавказа», «Кинжалы Шамиля» и др., Гамзатов создал образ мудрого и гуманного, решительного и справедливого вождя горцев.

Многие произведения Р.Гамзатова переложены на песни («Есть глаза у цветов», «Журавли», «О дружбе», «Родина» и др.), которые с большим удовольствием поют во всех уголках России.

Расул Гамзатов - поэт неуловимо разный, по содержательной сути, по жанровой палитре и по гамме настроений.

Расул Гамзатович Гамзатов - явление мирового масштаба, его поэзия в переводе на иностранные языки обрела признание на всех континентах. Подтверждение этому - присуждение аварскому поэту международной премии имени Фирдоуси, Христо Ботева, Джавахарлала Неру, в 1983 году в Риме ему были вручены диплом и первая премия международного конкурса «Поэзия ХХ века» за произведения «Колокол Хиросимы» и «Молитва».

Расул Гамзатов - аварский поэт, и в первую очередь, явление национальное, но талант и творения его принадлежат всему многоязычному Дагестану и, как олицетворение всего Дагестана, он входит в духовную сокровищницу современности, приобщая поколения соотечественников к достижениям всемирной цивилизации.



«ПОЭТ АУЛА И ПЛАНЕТЫ»

(Материал по организации книжно-иллюстративной выставки, посвященной Р. Гамзатову)


В дни подготовки к юбилею Р. Гамзатова в стенах библиотеки можно оформить книжно-иллюстративную выставку. Разнообразить выставку можно красочным иллюстрированным материалом, используя возможности своего книжного фонда.

Выставка может состоять из нескольких разделов:

Первый «Прекрасны в книге жизни все страницы» (о жизни и творчестве Р. Гамзатова). В этом разделе можно показать имеющиеся в библиотеке произведения поэта.

Во втором «Родник большого таланта» представьте произведения о творчестве поэта, используя материалы из периодической печати.

В третьем «Дарить людям радость» подберите наиболее удачные фотографии Р. Гамзатова, высказывания современников о нем. В этом разделе можно использовать журнально-газетный материал.

При оформлении зала желательно использовать высказывания Р. Гамзатова о месте поэта в обществе:

1. «Поэты – не перелетные птицы. Поэзия без родной земли, без родной почвы, очага и истока - это дерево без корней или птица без гнезда».

2. «Ветер и снег мешают петь слабым птенцам. А мы борцы. В борьбе мы обретаем силу слов, она помогает нам определить направление творчества, дает нам ощущение коллективной силы, призывающей влиять на судьбы мира, на судьбы человечества».

3. «Поэзия - постоянный, упорный труд и только тогда поэт одерживает победу, создает замечательные произведения, волнующие душу и остающиеся в памяти людей, когда он учится у жизни, у других поэтов, воспринимая и усваивая опыт поэтического творчества многих народов».

«ВЗГЛЯДОМ ПРИСТАЛЬНЫМ И ГОРДЫМ»

(Деятели культуры о творчестве Расула Гамзатова)

«Мы знаем Расула Гамзатова поэта (он поэт и в стихах, и в прозе, и в публицистике). Мы знаем Расула Гамзатова гражданина. И эти два понятия неразделимы. Пламенная любовь, по Гамзатову, — это не только чувство к конкретному человеку, но и преданность земле, на которой он живет, преданность благородным традициям, памяти о прошлом, мечтам, зовущим в завтрашний день. Быть Человеком — значит уметь любить. Вот лозунг поэта - лирика».

(С. Михалков)

«Поэзия Расула Гамзатова, выросшая из народной почвы, народна по своей сути, паруса своего творчества поэт наполняет ветром нашего времени. Он сумел родное дагестанское, кавказское, восточное слить с открытиями поэтов России и Запада, то есть, вдумчиво и чутко учась у мастеров разных народов, учел их достижения.

Сочетание сердечности и лиризма с улыбкой, с юмором, мудрости – с эмоциональностью, с какой-то особой и милой, я сказал бы, шаловливостью придает его поэзии особое очарование, создается ее неповторимый облик».

(К. Кулиев)

«Гамзатов — певец гуманизма, дружбы, любви, таким мы его знаем. Сверкающий весельем и юмором ум поэта, страстный проникновенный лиризм его поэзии никого не оставляет равнодушным».

(О. Гончар)

«Расул Гамзатов — личность, наделенная щедро человеческими талантами. Расул Гамзатов — капля в море своего народа, ибо мал ли, велик ли по численности народ, он, может быть только морем. Но в этой капле, прозрачной и объемной, отражена душа народа».

(О. Шестинский)

«Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт».

(Р. Рождественский)

«В произведениях Р. Гамзатова белизна снегов, которая никогда не превращается в лед. В них нежная прозрачность ровного, теплого, чистого дождика, от которого еще гуще зеленеют чинары и ярче багровеет кизил».

(Б. Волков)

«Расул Гамзатов меряет жизнь крупными масштабами. Его творчество пронизано ветрами всех широт»

(А. Аджиев)

«Когда мы произносим «Расул Гамзатов» ярко и ясно представляем могучую поэтическую державу, в которой во весь голос звучат слова «Родина», «мир», «свобода», «дружба», сказанные сильно, проникновенно звучно и значимо».

(С. Хайбуллаев)

«Каждая встреча с Расулом Гамзатовым обогащает человека, он как источник света и мудрости, который излучает свет и добро, лучи надежды благородства, честности и принципиальности. Он по праву является моим учителем. И всегда чувствуешь его отцовскую заботу»

(М. Каноат)

«Я пригласил Гамзатова в мой любимый Вьетнам. А Гамзатов сказал, что в таком случае я обязательно должен побывать в Дагестане. Он не знает, что я уже бывал там. Но не самолет, не поезд, не кони меня туда привезли, и не мои собственные крылья, а прекрасные крылья страниц книги «Мой Дагестан».

(Те Лан Виен)

«Я прочитал всего несколько твоих стихотворений, и то по-турецки, и подумал: великие поэты получаются именно из таких людей».

(Я. Кемаль)

«Существует тысячи планет и звезд, но на поверхности Земли звезд мало, одна из таких звезд — Расул».

(М. Бсису)

«Наша особая глубокая благодарность Вам за прекрасные произведения, прославившие величие, красоту и труд советской женщины, светлый и чистый образ женщины—матери».

(В. Терешкова)

«Вся твоя жизнь великое подтверждение того, что маленьких народов на свете нет».

(Е. Евтушенко)

«Мне довелось бывать в столицах многих стран, в Лиссабоне, в Токио, в Дели, в Париже, и всюду, когда заходил разговор о советской поэзии, всегда разговор начинался с поэзии Расула Гамзатова».

(Д. Кугультинов)

«Вся жизнь и творчество Гамзатова подтверждает простую истину, что и в маленьком ауле может родиться большой талант».

(Я. Козловский)

«Слово «Расул» уже давно стало символом. Для тех, кому посчастливилось узнать его лично, Расул - символ веселого поэтического жизнелюбия и просто человеческой талантливости, которая является исключительно ценным и редким дополнением выдающегося литературного дара».

(О. Сулейманов)

«Литература Р. Гамзатова относится к высоким образцам гуманистического творчества, которое обогащает духовный мир человека, делает его еще более содержательным и прекрасным».

(О. Фельцман)

«Привлекает его эмоциональность, философский склад ума, разнообразие его палитры».

(Ю. Нейман)

«Расул Гамзатов обладает редкостным умением, вернее, поразительной способностью находить общий язык с любой аудиторией, независимо от культурного уровня слушателей, их родного языка и даже возраста».

(Я. Аким)

«Расул Гамзатов обладает властью. Это власть поэзии. Любовь у него сражается за свободу, за мир, за творчество общечеловеческих гуманистических идеалов. И, не сомневаюсь, что песнь любви, пропетая Расулом, делает и будет делать людей выше, чище, мужественнее».

(Ч. Айтматов)

«Открытие Дагестана» - вот как бы я назвал, вот что такое, прежде всего, для меня творчество Расула Гамзатова. Расул Гамзатов проявил подлинный поэтический героизм, прославив свой народ, величие родной культуры».

(И. Абашидзе)

«Очень рано пошел, как принято говорить, по стопам отца средний сын народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. С тех пор началась работа его души, работа, подчинившая себе всю его сущность. Пошел он «по стопам», но вскоре обрел свою дорогу. Еще какую дорогу!»

(М. Карим)

«Расулу Гамзатову выпал великий удел - своим блистательным талантом, силою духа и души открыть место для аула Цада не только на карте, но и в людских сердцах».

(С. Капутикян)

«Мой Дагестан» Расула Гамзатова все продолжается, но не перестает удивлять. В ней — сам Расул, о котором никто лучше не расскажет. А значит, и все остальное — Родина и высокая поэзия».

(С. Баруздин)

«Читая Расула Гамзатова, упиваешься полными глотками подлинной поэзии, остро ощущаешь боль и радость, растворившиеся в ней».

(А. Кешоков)

«Дагестан, родина Гамзатова, веками писал свою историю только мечом, и Расул один из первых, кто пишет эту историю пером, которое, как показывает многовековой опыт народов, сильнее меча: сколько громких историй, написанных мечом, исчезло без следа, а то, что написано пером. Не вырубишь и мечом».

(Г. Эмин)

«Попробуйте удержаться от смеха, когда шутит Расул! А он, рассказывая что-либо, непременно смеется. А вслед за этим — новое острое слово, молнией вспыхнувшая мысль, афоризм, все в меру задиристое, колючее, очень точное, меткое и обязательно с милым горским юморком».

(С. Сартаков)

«Многих известных тружеников и творцов дал стране Дагестан, и среди них Расул Гамзатов — поэт большой души и щедрого сердца. Помню, с каким волнением, благодарностью и радостью, утоляя эту самую жажду, которая возникает в космосе от утраты земных связей, читал я в свободные от работы минуты стихи Гамзатова, во время своего восемнадцатисуточного полета на «Союзе-9» в 1970 году».

(В. Севастьянов)

«География поэтической державы, именуемой РАСУЛ ГАМЗАТОВ, непроста и обширна. Границы ее никогда не остаются в покое».

(Н. Капиева)

«Сочетая талант с упорным трудом, Гамзатов занял видное место среди лучших художников слова. Его поэтический почерк четко выделялся в литературе».

(Б. Фар6ер)

«О Расуле хочется говорить стихами Расула. Таково свойство подлинной поэзии — оно сплачивает чеканные строки мастера и его страну, помыслы и его облик».

(М. Турсун-3аде)

«Открытость души и мысли делают сказанное им слово афористичным, простым, как истина, как хлеб насущный, нужным, сразу оседающим в памяти».

(М. Шагинян)

«Актер, заразившись непохожестью, индивидуальной, общечеловеческой, взрывной, эмоциональной мыслью, не может остаться спокойным, общаясь с материалом Расула».

(Р. Нифонтова)

«Его поэзия, первым долгом, это поэзия глубокой мысли, благодарных чувств, гражданского пафоса. Она по-настоящему задушевна, проникновенно лирична и поэтична».

(Г. Цицишвили)

«С юных лет я влюблен в стихи народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Стихи его близки мне не только потому, что в них воспеты жизнь и необыкновенно прекрасная природа Дагестана, не потому, что в них тот богатый колорит, не потому, что они написаны восторженно и легко проникают в душу, потому что в них много добра и огня, много боли и страдания людей, много ласки и любви, потому что в них воссоединилась мудрость и героическое прошлое и настоящее».

(А. Экимян)

«Возвысивший народ свой — возвысится и сам... И народ возвысил сына своего до высокой вершины любви и почитания. И теперь он, как большой и полномочный представитель маленького Дагестана, гордо обходит весь мир. И в том-то сила этого Антея поэзии, что он судьбой и сердцем кровно связан с родной землей».

(Н. Хазри)

«Любовь к своей земле, забота о судьбах края кровно связаны у Расула Гамзатова с подлинным интернационализмом».

(З. Алиева)

«Художественное мастерство Расула Гамзатова общепризнанно. Он — поэт яркого, самобытного дарования. Свежесть художественного восприятия мира, неповторимый колорит, образное осмысление жизни, душевная щедрость отличает его поэзию».

(М.-С. Умаханов)

«На смену старому певцу гор пришел великолепный певец нового Дагестана. Его молодая, смелая, умная, сердечная песня о родных краях, о горянке, о широком мире, о человеке, любящем жизнь и борьбу, вышла за пределы Дагестана».

(Н. Тихонов)

«Все наблюдаемое в жизни, чувствуемое, переживаемое поэт пропускает сквозь свое сердце, делает его своим личным, гамзатовским».

(А. Сурков)

«Его талант — это собирательное явление, на нем дагестанские народы сосредоточили свою вековую песенность, в нем сконцентрировали свою поэтическую силу».

(М. Луконин)

«Расул Гамзатов протянул от своего Дагестана нити человеческого родства ко всему миру, ко всем людям».

(М. Дудин)

«Книгу Расула Гамзатова «Мой Дагестан» определяют две равновеликие страсти: земля, породившая тебя, и дело, для которого она тебя породила».

(И. Снегова)

«Книга «Мой Дагестан» - это признание в любви к родному краю, отчему очагу стала для автора актом нравственного самопознания, гражданской исповедью».

(Н. Абалкин)

«Расул Гамзатов — певец своего времени. Он не замыкается в прошлом, не в нем ищет вдохновение. Поэт смело рвется в будущее, неведомое, незнакомое. Гамзатов стремится быть на гребне событий, стремится ответить своей лирой на вопросы, волнующие его современников».

(В. Гольцев)

«Как личность он – эпоха в судьбе нашей страны. Перед ним - как перед вечностью».

(К. Исрапилова)

«ВОЙНЕ — ПРОКЛЯТЬЕ, МИРУ — БЛАГОДАТЬ!»

(Патриотическая лирика борца за мир Р. Гамзатова)


Ведущая:

Патриотическая лирика Расула Гамзатова выполняет общественно-значимую роль в мире, ибо посвящена миру и беспрестанно зовет к нему все народы. Гамзатовская лирика протягивает нити поэзии от Дагестана к миру, от горской сакли, от горских мудрых стариков — к людям земли. Рожденная на плоской крыше отцовского дома, песня мира Расула Гамзатова сперва облетела район, потом Дагестан, всю нашу страну и, выйдя за ее пределы, начала свое шествие по странам Европы, Азии, Африки, Америки. Она продолжает прокладывать мосты дружбы и человеческого братства между разноязычными народами. Она стала дорогой и близкой народам земли, потому что она несет в себе мысли о самом сокровенном: о мире, о хлебе, о цветах, о человеческих надеждах и заботах.



Ведущий:

Сколько волнующих строк написано поэтом о мужественных защитниках Плайя Хирон‚ о голодных детях Индии и Африки, о смерти детей, стариков и женщин от лучевой болезни в Японии. Поэмы «Песня двадцатилетних», «Колокол Хиросимы»‚ «Последняя цена», «Остров женщин» - произведения мирового звучания и значения. Пронизанные четкой гражданственностью, боевой публицистичностью, эти поэмы наполнены заботой о судьбах нашей планеты — колыбели человечества, чтобы она не превратилась в остров слез и страданий, остров человеческого горя, безжизненный, испепеленный.



Ведущая:

Весь мир патриотической лирики Гамзатова сфокусирован на человеческой личности, все соизмеряется с высоким призванием человека утверждать на земле доброе и вечное, вести беспощадный бой со злом и жестокостью. Чужой боли не бывает. Вот почему Р. Гамзатов вновь и вновь обращается к памяти истории. Все страдания и боль человечества проходят через сердце поэта:



Чтец 1:

Поэт обходить не научен беду,

А радости сами проносятся мимо.

И я — Ленинград в сорок первом году,

И я — в сорок пятом году Хиросима.

Еврея — в Треблинке сжигают меня,

Я в Лидице - чех‚ я француз в Орадуре.

Где б ни был пожар, не уйти от огня,

Где гром ни гремел бы, я гибну от бури.

Ведущий:

Р. Гамзатов писал: «Я мечтаю, чтобы струны моего пандура пели о всех цветах земли — и о черном, раз он существует, но сильнее всего торжественней о красном, потому что за красное, за свободу, за интернациональное родство людей труда человечество платит самой дорогой ценой». Наша литература пусть непрестанно бьет тревогу о плохом, а о хорошем пусть она звенит на всю планету «Но забвение не должно остужать сердца», и об этом напоминает Р. Гамзатов.



Чтец 2:

Если лет неодолима память,

Велика ль цена горючих слез?

Память, говоришь? Какая память?

Бабий Яр травой уже зарос.

Жизнелюбы, напрягаем силы,

Словно на последнем берегу.

И, как волны, множатся могилы,

Замерев безмолвно на бегу.

Тайно смерть на людях ставит знаки,

И на жизнь невелика цена.

Унесли две атомных атаки

Сонм людей! Прожорлива война!

Вон гляди: на этом камне стертом

Тень того, кто словно дым, исчез,

В одночасье, если верить мертвым,

Рухнули на землю шесть небес.

Все века двадцатое столетье

Затмевает по числу могил.

А еще в запасе - бомба третья...

К смерти мир себя приговорил.

Ведущая:

Произведения о трагедии Хиросимы появились не вдруг и неслучайно. Дважды поэт посещает Хиросиму — столицу трагедии планеты.

Как отмечает Р. Гамзатов: «Хиросима — это жгучая рана на сердце и совести человечества. Много сказано о ней, много написано и немало сложено горьких песен. Хиросима — этим именем поклялись люди, это горе всего человечества, это не далекая чужая беда. Увидев город, я позабыл все, что видел. Увидев его, я вспомнил все, что пережил. Словно младшие, которые встают, уступая место, когда входят старики, так и мои прежние чувства боли и сострадания уступили место гнетущему чувству».

Чтец 1:

Шар земной, для одних ты арбуз. На куски

Разрезают тебя и кромсают зубами.

Для других ты - лишь мяч, и, толпясь, игроки

То хватают тебя, то пинают ногами.

Шар земной для меня не арбуз и не мяч.

Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.

Я слезинки твои утираю - не плачь,

Кровь смываю твою и пою над тобою.

В незабываемом августе 1999 года, когда черное крыло войны коснулось нашего отчего края, предельно ясно обозначилась гражданская позиция Расула Гамзатова.



Голос из-за кулис:

«Я думаю о погибших отцах, о братьях, павших на полях сражений, о тех, кто лежит под каменными плитами кладбища моего аула, моего города. Вспоминаю памятники трагедий Освенцима, Лидице, Орадура. С болью думаю о тех, кто погиб в Хиросиме от атомного взрыва». (Расул Гамзатов).

(Звучит фонограмма гула колокола)

Чтец 2:

В Хиросиме этой сказке верят:

Выживает из больных людей

Тот, кто вырежет, по крайней мере,

Тысячу бумажных журавлей.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,

Думай о бумажных журавлях,

Не погибни, словно та японка,

С предпоследним журавлем в руках.

Поэт отчетливо видит виновников, видит своих противников. В «Колоколе Хиросимы» те, с кем ведется этот поэтический диспут персонифицированы. И поэтому поэма принимает характер обвинительного акта, предъявляемого автором непосредственным виновникам.



Чтец 1:

И в светопредставленье виноватых

Найти с тобой мы можем хоть сейчас.

Еще живет в Соединенных Штатах

Старик, отдавший дьявольский приказ.

Его изобличим мы без усилий,

Греми‚ судейский колокольный зык.

Ведущий:

Гамзатов — поэт-борец, поэт-интернационалист. Перефразируя слова Некрасова, скажем, поэзия — ему подспорье в борьбе, и борьба его носит дух поэзии, силу поэзии, смелость в поэзии. Он остро, метко клеймит зло, подлость, невежество и темноту, утверждает на земле свободу, равенство, братство людей. Заседает ли он в Президиуме, или в Комитете мира, или в Комитете солидарности стран Азии и Африки он утверждает свободолюбивую и миролюбивую идеологию.

И за отеческим пределом

Достойно, кажется, всегда

Я представлял державу в целом,

Кавказец родом из Цада.



Ведущий:

С большой полнотой публицистический строй мыслей и чувств выражен в первых двух поэмах Р. Гамзатова - «Колоколе Хиросимы» и «Дне двадцатилетних». В определенной степени поэмы могут быть представлены как образцы политической лирики и поэтической риторики, демонстрирующие, насколько политика вошла в плоть и кровь их автора, вызвала в нем неукротимое стремление и потребность изложить свое мнение, свой взгляд на события мирового плана, необходимость идти и сражаться с поджигателями войны.



Ведущая:

Особенно четко прослеживается все это в поэме «Колокол Хиросимы». Рождению ее предшествовал очерк поэта под названием «Хиросима видна отовсюду», в котором уже были намечены основные контуры поэмы, ее страсть, ее открытый пафос, ее проникновенный лиризм. «Хиросима — горе всего человечества, это не далекая чужая беда. На одной из площадей Хиросимы, на маленькой возвышенности стоит колокол мира. Я бил в этот колокол. Его звон до сих пор раздается в моих ушах...» - писал поэт. Эти мысли публициста и были переведены позднее в поэму как призыв к действию, как мольба и заклинание, где как в кадрах кинохроники, проносятся картинки страшного прошлого, возникают видения будущего. Гамзатов использует в поэме известный условный прием воскрешения мертвых. Зов колокола оживляет тысячи уничтоженных в Хиросиме в одночасье безвинных людей. В конце 80-х годов Р. Гамзатов получил необыкновенный пакет от американских детей. В пакете были тысячи бумажных журавлей, таких же, какие не успела вырезать японская девочка. Так дети Америки выражали надежду на выздоровление нашего больного мира, больного века. Письмо американских детей и ответ Р. Гамзатова были напечатаны в газете. Как отмечает Р. Гамзатов: «Эти бумажные журавли разбудили во мне много добрых чувств. Я подумал о костре дружбы во время встречи на Эльбе наших и американских солдат, о рукопожатиях на полях войны людей разных наций, языков, религий, о жертвах, принесенных ради жизни на земле солдатами, и особенно молодыми, всех стран Америки, Азии, Европы». Поэт призывает совместно содействовать добру на земле, во имя мира на всей планете.



Чтец 1:

Двадцатый век сурово хмурит брови,

Мы дети века, стыд нам и позор:

Ведь никогда так много лжи и крови

Не проливалось в мире до сих пор.

Двадцатый век устало щурит веки,

Мы дети века, честь нам и хвала:

Быть может, никогда, как в нашем веке,

Мир не боролся против лжи и зла.

Ведущая:

Все годы Расул Гамзатов борется за мир, строками горящими проникая в сознание цивилизованного общества и, зовя его сомкнуть ряды миротворцев, ибо еще не наступило время мирного благополучия, когда еще вспыхивают такие ненавистные слова, как «насилие», «террор».



Чтец 2:

Иногда промелькнет на страницах газет

Про воздушный разбой‚ как нелепое что-то.

Над виском у пилота — чужой пистолет:

Подневольно меняется курс самолета.

Знаем мы, что пилоты — не робкий народ,

Подозренья в предательстве не заслужили.

Улетает в чужую страну самолет,

Потому что у них за спиной пассажиры…

Чтец 1:

Не шелк с караваном верблюжьим

Плывет сквозь пустынную тишь.

-Чем нынче торгуем?

-Оружьем!

Дает наивысший барыш!

Там пулей поставили точку

Там угнан опять самолет.

И слышится:

- Деньги на бочку! —

— Разбой обретает почет.

Ведущий:

Когда черное крыло войны в 1999 году коснулось нашего отчего края, Расул Гамзатов гневно заклеймил пособников войны и верил в победу дагестанского народа: «Война показала — кто есть кто. В дагестанском народе не раз были борения мысли и столкновения чувств, проявления национального эгоизма, но это все, к счастью, либо вообще исчезло, либо отошло на второй план. В эти дни я особенно горжусь тем, что я - дагестанец, ибо наш народ продемонстрировал лучшие качества - единство, сплоченность и веру в правое дело».



«Я ПОЮ СВОЮ ПЕСНЮ, ПРИМИ ЕЕ МОЙ ДАГЕСТАН»

(материал к обсуждению книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан»)


Расул Гамзатов ценен тем, что он неповторим, он единственный в своем роде. Он сугубо национален и при этом широко известен читателям разных стран. Его ни с кем не спутаешь с первого слова, с первой стихотворной строки. Природа сполна одарила Гамзатова щедрым разносторонним талантом, широким, добрым взглядом на мир. Расул Гамзатов давно полюбился всем читателям своей поэзией. Проза его тесно связанна с ней.

Книга лирической прозы Р. Гамзатова «Мой Дагестан» занимает в творчестве поэта совершенно особое место. Проза его как бы договаривает то, о чем умалчивают стихи.

Гамзатов прибегает к свободной форме повествования: притча и быль, воспоминания и строки из записной книжки, легенды и предания, проклятия и напутствия, надпись и сказки, афоризм и анекдот, песня и пословица - все это составляет величественный сказ о Родине, из которого выступает величественный образ Дагестана.

Его книга о Дагестане начинается с иронического рассказа о том, как некий редактор попросил его написать в кратчайший срок небольшой очерк, статью или рассказ « о трудовых буднях» его страны, о простых тружениках, о замечательном сегодняшнем дне и светлом будущем» и как автор счел это предложение оскорбительным для себя: «Он все решил за меня. Но решусь ли я рассказать о моем Дагестане на девяти страничках в двадцатидневный срок?».

Так возникает эта книга, как бы играючи, раздумьями вслух о том, что предисловие, где оно начинается и где кончается, а предисловие между тем, как-то незаметно переходит в самую книгу.

Великолепный народный юмор самого автора, народные присказки и рассказы поэта тесно взаимосвязаны между собой.

К ним присоединяются выдержки из записных книжек автора и его отца. И все это сплетается в какой то яркий восточный ковер. Трудно сказать, что примечательнее в его узорах: то ли повествование о трогательном простодушии и мудрости народного поэта Абуталиба, то ли воспоминание автора о его отце, Гамзате Цадасе, то ли анекдоты о всяких ловкачах, пытающихся легким путем добиться успехов в литературе, или раздумья о том, что такое талант, стиль, сюжет, жанр.

Как из рога изобилия на читателя сыплются притча за притчей, поучения, афоризмы. «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». «Если вода в ручье по щиколотку, не подымай штаны выше колен». Много добрых советов почерпнет в ней начинающий поэт: «Человек решивший писать стихи, без знания языка, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать» и т.д.

Много раздумий в книге о связи времен, преемственности поколений. Гамзатов ищет живые контакты с морально-этическими ценностями прошлого, дорожит ориентацией на многомерность целостного народного сознания. Отсюда стремление дойти «до оснований», до корней, до «сердцевины» родной истории, до самой сути: «Я смешаю века, а потом возьму самую суть исторических событий, самую суть народа, самую суть слова «Дагестан».

Не отрываясь от национальных корней, Гамзатов поставил проблемы общечеловеческие, говоря о Дагестане, сказал о мире: «Чувство родины я нахожу во всех явлениях мира и во всех его уголках. И в этом смысле моя тема - весь мир».

«Мой Дагестан» – это своеобразный комментарий к его поэтическому творчеству, книга, без которой невозможно понять до конца личности Гамзатова, ни его поэзии. Именно поэтому представляется целесообразным включить в цикл библиотечных мероприятий, посвященных Р. Гамзатову, обсуждение его книги «Мой Дагестан». Это позволит пользователям библиотеки не только глубже проникнуть во внутренний мир поэта, но и даст возможность познакомиться со многими историческими, этнографическими моментами, без которых трудно до конца понять творчество замечательного аварского поэта.

Обсуждение книги «Мой Дагестан» необходимо предварить определенной подготовительной работой с будущей аудиторией. Важно, чтобы все участники обсуждения прочли произведения, познакомились с критическими работами о книге; хорошо, если аудитория будет знакома также с творчеством отца Р. Гамзатова - народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, жизнь которого является для автора «Моего Дагестана» своего рода мерилом всех человеческих ценностей.



Список использованной литературы:

  1. Абуков К. «И всадники без головы правили нами…» (Мировоззренческие и нравственные заветы классика): [о творчестве Р. Гамзатова] / Камал Абуков // Дагест. правда. – 2007. – 7 сент. (№241–243). – С. 3.

  2. Абуков К. Представлять Отечество ответственно и достойно: [беседа с нар. писателем РД о творчестве Р. Гамзатова / записал Мурад Ахмедов] / Камал Абуков // Дагест. правда: Литератур. Дагестан. – 2010. – 14 сент. (№316–318). – С. 4.

  3. Айгунов Г. Великий Расул: [О Р.Г. Гамзатове – нар. поэте Дагестана. Воспоминания] / Г. Айгунов // Молодежь Дагестана. – 2006. – 17 марта (№10). – С. 5. – (Общество).

  4. Алиев Д. Воспоминания Р. Гамзатова. 3 ноября исполнится 6 лет со дня смерти поэта: [воспоминания о Р. Гамзатове] / Д. Алиев // Настоящее время. – 2009. – 30 окт. (№42). – С. 16–17. (Культура).

  5. Ахмедов М. Расул Гамзатова на рубеже веков: Статьи, интервью, переводы / Мурад Ахмедов. - Махачкала: Изд-во «Дагспресс Медиа», 2004. – 112 с.

  6. Бореев Ю. Вспоминая народного поэта Дагестана: Р. Гамзатов в творчестве, в жизни и в легенде / Юрий Бореев // Дагест. правда. – 2010. – 14 сент.(№316–318). – С. 1.

  7. Весна кавказская: [слова Вл. Чурова о Р. Гамзатове на выст. «Книги России»] // Книжное обозрение. – 2011. - №6. – 25 март. – 3 апр. – С. 3–6. (Выставка).

  8. Гамзатова С. Воспоминания о Р. Гамзатове / Салихат Гамзатова // Дагест. правда. – 2010. – 14 сент.(№316–318). – С. 5.

  9. Гафуров А. Абуталиб сказал…А записал Расул Гамзатов: стихи, новеллы, притчи / Абуталиб Гафуров. – Махачкала: Эпоха, 2009. – 182 с.

  10. Кавказец родом из Цада. Высокие звезды Расула Гамзатова: фотоальбом. - Махачкала: Дагестанский писатель, 2009. – 96 с.

  11. Кривоносова С. День памяти поэта стал праздником поэзии / Светлана Кривоносова // Дагестан. правда. – 2010. – 4 нояб. (№383–384). – С. 8. – (Фонд Р.Гамзатова).

  12. Мастерство Расула Гамзатова. Сб. ст. / АН СССР, Даг. фил. ин-т истории яз. и лит. - Махачкала, 1986. – 163 с.

  13. Мой Дагестан / Пер. с. авар. В. Солоухина. – М: Книга, 1985. - 438 с.

  14. Омаров З. Расул сказал / З. Омаров. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. – 70 с.

  15. Писатели советского Дагестана. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. – С.5-8.

  16. Поэт аула и планеты: статьи, высказывания о народ. поэте Дагестана Р. Гамзатове. / Сост. М. Зайнулабидов. – Махачкала: Эпоха, 2009. – 574 с.

  17. Расул на рубеже веков: [о книге Мурада Ахмедова «Расул Гамзатов на рубеже веков»] // Дагест. правда. – 2005. – 27 янв. (№17-18). – С. 21. (Лит. страница).

  18. Султанов К. Поэзии неугасимый свет: размышления. – Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1975. – 160 с.

  19. Султанов К. Расул Гамзатов: Очерк творчества. – Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1973. – 224 с.

  20. Хайбуллаев С.М. Поэзия высокого накала. – Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1990. – 152 с.

  21. Шамов И. Три года минуло с тех пор: [о Р.Гамзатове] / И. Шамов // Молодежь Дагестана. – 2006. – 10 нояб. (№44). – С.17.

  22. Шамшурин В. Чинара Гамзатова: [Воспоминания о Р. Гамзатове] / Валерий Шамшурин // Дагест.правда. – 2009. – 8 сент. (№295–297). – С. 9. (Немеркнущий образ).