Рабочие программы по основам православной культуры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Рабочие программы по основам православной культуры - страница №1/2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №5

Принято: Утверждаю:

педагогическим советом школы директор МБОУ Кировская СОШ №5

протокол №1 от 31 августа 2012 г. ________________ Е. И. Федосова

приказ №____ от № 01. 09.2012 г.



Рабочие программы по

основам православной культуры

учителя основ православной культуры

Алексенко И. М.

на 2012-2013 учебный год



Введение

В последние десятилетия в связи с большими изменениями в духовной, социально – экономической, политической сферах жизни российского общества система образования существенным образом подвергается модернизации и реформированию.

Одним из направлений по обновлению содержания общего социально -гуманитарного образования является приобщение школьников к духовным ценностям традиционных российских конфессий. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с христианством. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Это обусловливает актуальность и целесообразность изучения курса « Основы православной культура» в системе школьного образования.

Через изучение курса «Основы православной культуры» предполагается знакомство с национальными культурными традициями русского народа. Необходимо отметить культурологическую направленность курса, так как знание национальных особенностей, традиций, характера русского народа, исторических условий их формирования, поможет понять нам и другие народы.

Изучение курса «Основы православной культуры» ориентировано на развитие чувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей Родины, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере. Важно, чтобы ученики осознали, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор, и знали о существовании духовных законов, выполняя которые, они смогут жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Пояснительная записка

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательном учреждении обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.

В основе православной культуры лежит понятие духовности. С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.)



Нормативно правовая база:

  1. Закон «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (с изменениями 1993-2008г.)

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р

  3. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189);

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 74 от 01.02.2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312.»

  6. Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год.

  7. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ Кировской СОШ № 5


Целью изучения курса «Основы православной культуры» является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе ценностей отечественной православной культуры.

Задачи курса:

  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся;

  • бережного отношения и преемственности к историко-культурному наследию нашего Отечества;

  • осмысление Православия, как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия;

  • создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям Православия и формирования гражданского патриотизма;

  • формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях;

  • формирование уважения к религиям других народов.

Ожидаемый результат:

Предполагается, что усвоение курса по православной культуре приведет учащихся к осознанию роли Православия в истории и культуре России, поможет действовать в реальной жизни в соответствии с нравственными нормами Православия и создаст мотивационную основу продолжения занятий в старших классах.



В ходе изучения курса учащиеся будут знать:

  • Историю возникновения Православия на Руси и роли церкви в истории государства.

  • Основы православной культуры и православного образа жизни.

  • Моральные нормы поведения.

  • Традиции православной культуры.

  • Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.

Учащиеся будут уметь:

  • Обобщать материал в ходе занятия;

  • Формулировать вопросы;

  • Делать выводы, умозаключения;

  • Соотносить опыт православного учения и свои жизненный опыт.


Формы контроля уровня достижений учащихся

Формы контроля уровня достижений учащихся.

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая


  • анкетирование

  • тестирование

  • анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Задания на закрепление и проверку изложены в учебных пособиях для учащихся.

Виды аттестации

Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.

Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой-либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.

Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, собеседование, игра.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется: специальная зачетная работа (тест), совокупность самостоятельно выполненных творческих работ.

Итоговая оценка накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:


  • насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;

  • полноту выполнения образовательной программы;

Оценка выставляется по 5-ти балльной шкале.

Курс «Основы православной культуры» в 5 классе.

Используемые ресурсы:

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений, Интернет-ресурсы.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - осуществляется в 5 классе 1 урок в неделю. Всего 35 часа за год.

Списки литературы

Литература для учащихся:

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. - Российское Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей: Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука: Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

13. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

14. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

15. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

16. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

Литература для педагога:

1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).

2. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

3. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

4. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

5. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

6. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

7. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

8. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.

9. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

10. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.



Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»



  1. Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры» в 5 классе на 2012-2013 учебный год (35 ч)

№ урока

п/п


Тема урока

Знать

Характеристика деятельности учеников

Домашнее задание

Материал учебника

Дата проведения

По плану

Факт.

а

б

а

б

1

Россия – наша Родина

Основные термины и понятия:

Отечество, Родина, Культурные традиции.



Знакомятся с историей возникновения и распространения ПК

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам


Участвуют в диспутах:

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их.


Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся;

подготовить сообщения;

сочинение «С чего начинается Родина?»


Стр.

4-5


03.09

03.09







2

Культура и Религия.

Основные термины и понятия:

Культура, Религия.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

6-7


10.09

10.09







3

Человек и Бог в православии


Основные термины и понятия: Совесть, Доброта, Любовь

Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?»


Стр.

8-11


17.09

1709







4

Православная молитва.


Основные термины и понятия:

Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.




Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 12-15

24.09

2409







5

Библия и Евангелие.


Основные термины и понятия: христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.


Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

16-19


01.10

0110







6

Проповедь Христа.

Основные термины и понятия:

Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».



Стр. 20-23

08.10

0810







7

Христос и Его Крест.


Основные термины и понятия:

Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Нарисовать православный крест.



Стр. 24-27

15.10

1510







8

Пасха

Основные термины и понятия:

Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает), ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»

Стр. 28-31

22.10

2210







9

Православное учение о человеке.

Основные термины и понятия:

Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.



Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно»

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.



Стр. 32-35

29.10

2910







10

Совесть и раскаяние.

Основные термины и понятия:

Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро»



Стр. 36-39

12.11

1211







11

Заповеди.

Основные термины и понятия:

Заповедь, 10 заповедей.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

Стр.

40-41


19.11

1911







12

Милосердие и сострадание.

Основные термины и понятия:

Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»



Стр.

42-45


26.11

2611







13

Золотое правило этики.

Основные термины и понятия:

Этика. Неосуждение.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни.

Стр.

46-47


03.12

0312







14

Храм

Храм. Икона. Благословление. Система запретов.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 48-51

10.12

1012







15

Икона.

Особенности иконы. Свет иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

52-55


17.12

1712







16

Творческие работы учащихся.

Выбор темы творческой работы,

См. Примерные темы творческих работ.




Дописать сочинение

На выбранную тему, оформить рисунками, схемами (если это надо)




Стр. 56

24.12

2412







17

Как христианство пришло на Русь.

Основные термины и понятия:

Церковь. Крещение. Вера в единого Бога. Святая Русь.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

58-61


14.01

1401







18

Подвиг.

Основные термины и понятия:

Подвиг. Подвиг ради себя. Подвиг ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)

Стр. 62-63

21.01

2101







19

Заповеди блаженств.

Основные термины и понятия: Блаженство, духовность, нищие духом, вера, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны алчущие и жаждущие, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 64-67

28.01

2801







20

Зачем творить добро?

Основные термины и понятия:

Самоотверженность, святой. Радость для своего сердца.



Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.

Стр.

68-69


0402

0402







21

Чудо в жизни христианина.

Основные термины и понятия:

Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь



Записать, какие добродетели вы видите в себе.

Стр. 70-71

1102

1102







22

Православие о Божием суде.

Основные термины и понятия:

Легенда о Христофоре, вера в бессмертие



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Письменно ответить на вопрос: «Добрыми могут быть только христиане?»



Стр.

74-75


1802

1802







23

Таинство Причастия.

Основные термины и понятия:

Причастие, Тайная Вечеря, Тело и кровь Христа, Христианские Таинства, Церковь, Литургия.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 76-79

2502

2502







24

Монастырь.

Основные термины и понятия:

Монах (монахиня). Трудись и молись. Послушание, Монашеские обеты, Постриг монаха, Монашество.



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

81-83


0403

0403







25

Отношение христианина к природе.

Основные термины и понятия:

Ответственность за мир, познание и труд, христианское милосердие.



Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»

Стр.

84-85


1103

1103







26

Христианская семья.

Основные термины и понятия:

Семья, брак, супруги, венчание, венец над молодожёнами, бремя, тактичность,



Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях



Стр. 86-87

1803

1803







27

Защита Отечества.

Основные термины и понятия:

Оборонительная (справедливая) война, гнев напрасный и уместный,

защита Отечества, легендарные защитники Отечества. Богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Ушаков.


Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском



Стр. 88-91

0104

0104







28

Христианин в труде.

Основные термины и понятия: первый грех.

Заповедь труда, пост, труд, радующий Бога.



Рассказать о труде родителей.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.




Стр.

92-93


0804

0804







29

Любовь и уважение к Отечеству

Основные термины и понятия:

Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика. Традиции. Любовь, Отечество, Патриотизм.



Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»

Стр.

94-95


1504

1504







30

Подведение итогов

Конкурс сочинений

Подготовить праздничный проект, работа в группах





2004

2004







31-35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся









29.04

06.05


13.05

20.05


27.05

29.04

06.05


13.05

20.


05







следующая страница >>