Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2009 г.. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004 года.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2009 г.
- Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год: 1 час в неделю.,
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к программе по музыке. Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
– охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Стенд «Сиди правильно « используется на каждом уроке на организационном этапе, обращая внимание уч-ся на правильную осанку, сидя за партой.
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
|
Вид контроля, измерители
|
использование ИКТ, наглядных пособий
|
дата
|
1 Россия - Родина моя (5 час.)
|
1
|
Мелодия
|
1
|
Вводный
|
Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С. В. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского
|
Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия.
Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
|
Диск DVD караоке
|
4.09
|
2
|
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе
|
Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка
|
Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
Диск DVD караоке
|
11.09
|
3
|
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?
|
Знать жанры народных песен и их особенности.
Уметь отвечать на проблемный вопрос
|
Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация
|
|
18.09
|
4
|
«Я пойду по полю белому...»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя
|
Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано.
Уметь проводить интонационно- образный анализ прослушанной музыки
|
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация
|
Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном казачьем фольклоре
|
25.09
|
5
|
«На великий
праздник собралася Русь!»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева
|
Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант
|
Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение
|
Диск. Воспитательные системы
«Духовно-нравственные культуры и традиции русского народа»
|
2.10
|
«О России петь - что стремиться в храм...» (1 час)
|
6
|
Святые земли Русской
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина
|
Знать:
- имена святых, их житие, подвиги русских святых;
- понятия: стихира, величание.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
|
Диск. Воспитательные системы
«Духовно-нравственные культуры и традиции русского народа»
|
9.10
|
День, полный событий (5 час.)
|
7
|
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный
|
Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке
|
Знать понятие лад
(мажор, минор). Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения
|
Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение
|
|
16.10
|
8
|
«Что за прелесть эти сказки...»
|
1
|
Интегрированный
|
Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись
|
Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
|
23.10
|
9
|
Музыка ярморочных гуляний
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки
|
Знать жанры народной музыки
|
Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально- ритмические движения
|
|
30.10
|
10
|
Святогорский монастырь
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусорского «Борис Годунов»
|
Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
Диск. Воспитательные системы
«Духовно-нравственные культуры и традиции русского народа»
|
13.11
|
11
|
«Приют, сияньем муз одетый...»
|
1
|
Интегрированный
|
Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки
|
Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
|
20.11
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 час.)
|
12
|
Композитор -
имя ему народ
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле
|
Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле
|
Слушание музыки. Хоровое пение
|
Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории казачества
|
27.11
|
13
|
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра
|
Знать:
- названия и тембры народных инструментов;
- состав и ведущие инструменты оркестра.
Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов
|
Слушание музыки. Хоровое пение
|
Диск DVD караоке
|
4.12
|
14
|
О музыке и музыкантах
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах
|
Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах
|
Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение
|
|
11.12
|
В концертном зале (4 час.)
|
15
|
Музыкальные инструменты
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации
|
Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.
Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели
|
Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование
|
Диск DVD караоке
|
18.12
|
16
|
Старый замок. «Счастье в сирени живет...»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы
|
Знать понятия: сюита, романс.
Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки
|
Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно- образный и сравнительный анализ
|
|
25.12
|
17
|
«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная
|
Знать многообразие танцевальных жанров.
Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму
|
Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
|
|
15.01
|
18
|
«Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра
|
Знать понятия:
- музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра;
- оркестр, дирижер
|
Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование
|
|
22.01
|
День, полный событий 1 час)
|
19
|
Зимнее утро. Зимний вечер
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный
|
Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки
|
Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
|
Слушание музыки, стихов. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
|
Портрет А.С.Пушкина
|
29.01
|
В музыкальном театре (6 час.)
|
20
|
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-Ш действия)
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина
|
Знать:
- процесс воплощения
художественного замысла произведения в музыке;
- содержание оперы.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки
|
Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ
|
Презентация о композиторе
|
5.02
|
21
|
Опера
М. И. Глинки
«Иван Сусанин» (IV действие)
|
1
|
|
Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина
|
|
12.02
|
22
|
«Исходила младшенька...»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере
|
Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
Диск DVD караоке
|
19.02
|
23
|
Русский Восток. Восточные мотивы
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна
|
Уметь:
- определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;
- проводить интонационно-образный анализ
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
Диск DVD караоке
|
26.02
|
24
|
Балет И. Стравинского «Петрушка»
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры
|
Знать:
- процесс воплощения художественного замысла в музыке;
- значение народного праздника - Масленицы.
Уметь определять оркестровые тембры
|
Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
|
|
5.03
|
25
|
Театр музыкальной комедии
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития
|
Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития
|
Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение
|
Диск DVD караоке
|
12.03
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (2 час.)
|
26
|
Исповедь души
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине
|
Знать понятия: прелюдия и этюд.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
|
19.03
|
27
|
Мастерство исполнителя
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи
|
Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.
Уметь «сочинять» -импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения
|
Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии)
|
|
2.04
|
«О России петь - что стремиться в храм...» (3 час.)
|
28
|
«Праздников
праздник, торжество из торжеств»
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знании
|
Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни
|
Знать понятия: тропарь, волочебники.
Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
|
Пасха - светлое Христово
Воскресенье, великий праздник-православные песни. Диск
|
9.04
|
29
|
Светлый праздник
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник»
|
Знать понятия: сюита, трезвон.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
православные песни. Диск
|
16.04
|
30
|
Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий
|
1
|
Сообщение и усвоение новых знаний
|
«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности
|
Знать:
- «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;
- понятия: гимн, величание
|
Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение
|
презентация православные песни. Диск
|
23.04
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час)
|
31
|
Праздники русского народа: Троицын день
|
1
|
Сообщение и усвоение
новых знаний. Интегрированный
|
Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева
|
Знать содержание
и значение народного
праздника.
Уметь сочинять мелодию на заданный текст
|
Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов
|
Взаимопереплетение в жизни людей христианских
и народных праздников православные песни. Диск
|
30.04
|
«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье...» (3 час.)
|
32
|
Музыкальные инструменты
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня
|
Знать:
- историю инструмента гитара;
- понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня.
Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)
|
Слушание музыки. Хоровое пение
|
|
7.05
|
33
|
Музыкальный сказочник
|
1
|
Расширение и углубление знаний
|
Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант- сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись
|
Знать художественное единство музыки и живописи.
Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
|
презентация
|
14.05
|
34
35
|
Рассвет на Москве-реке
|
1
|
Повторение и обобщение полученных знаний
|
Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины
|
Знать понятие изобразительность в музыке.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки
|
Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение
|
|
21.05
28.05
|