Похожие работы
|
Рабочая тетрадь - страница №1/3
![]() ![]() ![]() ![]() Рабочая тетрадьПО ИСТОРИИ Часть 2 Для всех направлений подготовки Составители: И. А. Чехоева, И. А. Кветкина, А. К. Кулумбекова
Владикавказ 2014 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» Рабочая тетрадьПО ИСТОРИИ Часть 2 Для всех направлений подготовки Составители: И. А. Чехоева, И. А. Кветкина, А. К. Кулумбекова Допущено редакционно-издательским советом Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета). Протокол № 26 от 17.12.2014 г. Владикавказ 2014 УДК 93/94 ББК 63/3 Ч56 Рецензент: кандидат исторических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Е. Х. Мельниченко Ч56 Рабочая тетрадь по истории. Часть 2 / Сост.: И. А. Чехоева, И. А. Кветкина, А. К. Кулумбекова; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2014. 48 с. УДК 93/94 ББК 63.3
Составление. ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», 2014 Чехоева И. А., Кветкина И. А., Кулумбекова А. К., составление, 2014 Подписано в печать 27.02.14. Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 2,8. Тираж 50 экз. Заказ № ____. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек». Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ). 362021. Владикавказ, ул. Николаева, 44. Рабочая тетрадь 1. Когда США применили атомную бомбу в ходе военных действий? Против кого? Какому международному процессу было положено начало появлением атомной бомбы у США? Ответ: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ 2. Используя знания по истории, укажите название межправительственной экономической организации социалистических стран, созданной в 1949 г. Назовите не менее двух причин ее создания. Ответ: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ 3. Какие три из перечисленных ниже событий произошли в период правления И. В. Сталина? Обведите соответствующие цифры и запишите. 1) запуск первого космического корабля с человеком на борту 2) репрессии против различных народов СССР 3) строительство Днепрогэса 4) Великая Отечественная война 5) ХХ съезд ВКП(б) 6) «кукурузная эпопея». Ответ: _________________________ 4. Соотнесите события и деятелей эпохи:
а) Л. Берия; б) Г. Маленков; в) Н. Хрущев; г) Л. Брежнев.
5. Прочитайте фрагмент из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и ответьте на вопросы. «Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным …, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям … Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление…». Вопросы: 1. На каком съезде КПСС и когда Н. С. Хрущев выступил с данным докладом? 2. Назовите не менее двух заслуг и двух просчетов И. В. Сталина перед страной из курса «История Отечества». Ответы: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 6. По какому признаку объединены эти имена: И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, И. Е. Тамм, Я. Б. Зельдович? Ответ: ________________________________. 7. Прочитайте фрагмент работы О. Волобуева и С. Кулешова и ответьте на вопросы. «Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, [он] хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно». Вопросы: 1. О ком идет речь? Как называется период, о котором говорится в источниках? 2. Почему речь указанного политика, произнесенная на закрытом заседании ХХ съезда КПСС, названа «исторической»? Назовите не менее двух причин. Ответы: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ 8. Какие три пары из перечисленных ниже деятелей культуры относятся к послевоенному периоду ХХ в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их. 1) Р. Рождественский и А. Вознесенский 2) К. Малевич и В. Кандинский 3) И. Павлов и Н. Вавилов 4) В. Распутин и В. Астафьев 5) М. Щусев и Ф. Шехтель 6) Г. Свиридов и А. Шнитке. Ответ: ____________________________. 9. Прочитайте фрагмент из воспоминаний О. Лациса о докладе руководства СССР на ХХ съезде КПСС и ответьте на вопрос. «Его доклад, несмотря на всю нашу неготовность, неопытность, сразу же поразил отсутствием какого бы то ни было осмысления. Сообщалось о «великом гении», что он был великий злодей – и на этом ставилась точка. Мы поверили, что он великий злодей, фактам нельзя не верить. Но это вызвало еще больше возражений и сомнений. Как же это могло быть в нашей стране, в нашей партии, в нашей революции? Как все это совместить с социализмом? Сведение всех этих вопросов к личности было заведомо несостоятельным: ведь это была личность не какого-то отщепенца, но вождя, за которым все мы шли … Как это могло случиться и где гарантии, что это не повторится? Ни на тот, ни на другой вопрос ответа не было». Вопрос: Какое отношение слушателей к докладу выразил автор? В чем оно проявилось? Приведите не менее двух подтверждений этого отношения. Ответ: _________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 12. Приведите в соответствие данные таблицы.
*13. Прочитайте документы и кратко ответьте на поставленные вопросы. Из программы КПСС, принятой на XXII съезде (1961): «Рожденная социалистической революцией диктатура пролетариата сыграла всемирно-историческую роль, обеспечив победу социализма в СССР. В то же время в процессе построения социализма она сама претерпела изменения. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов отмерла функция подавления их сопротивления. Всестороннее развитие получили главные функции социалистического государства – хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Социалистическое государство вступило в новый период своего развития. Начался процесс перерастания государства во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Пролетарская демократия все больше превращалась во всенародную социалистическую демократию… Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии… главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма.» Из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг. «Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии, вовлечение всех граждан в управление государственными и общественными делами, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью.» В. М. Молотов о Программе КПСС 1961 г. «Критикую общенародное государство. Я считаю, что у нас, несмотря на то, что говорится, остается диктатура пролетариата. Не может государство выражать интересы и рабочего класса, и колхозного крестьянства, и интеллигенции… Все эти разговоры об общенародном государстве – это только переименование. Не нравится жесткое слово «диктатура». На Запад оглядываются.» Вопросы: 1. Считаете ли вы правильным направлением развития советской государственности всемерное развитие демократии? Объясните почему. 2. Не противоречил ли провозглашенный тезис об общенародном государстве основам существовавшей в стране системы? 3. Не могла ли привести реализация провозглашенного курса на всемерную демократизацию советского общества к разрушению основ существовавшего общества? 4. Чем вы можете объяснить неприятие В. М. Молотовым идеи общенародного государства? Почему он считал, что государство не может выражать интересы общества? 5. Согласны ли вы с утверждением В. М. Молотова о том, что предпринимавшиеся Н. С. Хрущевым шаги в реформировании политической системы были лишь «переименованием»? Объясните почему. Ответы: 1. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ 3. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ 4. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ 5. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ 14. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите пропущенную в тексте фамилию.
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 17 . Что означают понятия, явления: а) гонка вооружений - _____________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ б) технический прогресс - __________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ в) коррупция - ____________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 18. Приведите в соответствие данные таблицы.
19. Прочитайте фрагмент из исторического источника и ответьте на вопросы. «Вы, Господин президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим! Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать… Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров. … Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринимать меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое.» Вопросы: 1. Укажите год, когда происходило событие, о котором идет речь в источнике. Назовите фамилию руководителя СССР, сделавшего данное заявление. 2. Привлекая знания по истории, укажите, каковы были итоги описываемых событий и в чем заключалось его историческое значение. Приведите всего не менее трех положений. Ответы: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 20. Отметьте правильные ответы. «Оттепель» в духовной жизни страны проявилась: а) в смягчении климата международных отношений; б) в начале реформ, направленных на демонтаж тоталитаризма; в) в провозглашении свободы творческой деятельности; г) в преодолении последствий сталинизма в литературе и искусстве; д) в обновлении системы образования; е) в развитии советской науки и техники. Ответ: _______________. 21. Выберите правильный ответ (возможно несколько вариантов). Научно-техническая революция характеризуется: а) сменой мануфактурного производства фабричным; б) широким строительством железных дорог; в) созданием наукоемких технологий; г) модернизацией старого оборудования; д) разработкой искусственных материалов; е) внедрением роботов и автоматов в производство; ж) широкомасштабным исследованием земной поверхности и космического пространства. Ответ: __________________________. 22. Перечислите наиболее серьезные кризисы в международных отношениях, активным участником которых выступал СССР в 50-х – начале 60-х гг. Дайте краткое изложение причин этих кризисов. Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
24. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) создание СЭВ Б) создание блока СЕАТО В) создание ООН Г) создание ОБСЕ Д) создание ОВД Е) создание блока АНЗЮС.
25. Из приведенного ниже перечня вычеркните лишнее. Политические действия нового руководства СССР в сер. 60-х – сер. 80-х гг.: а) упразднение совнархозов; б) восстановление отраслевых министерств; в) значительный рост числа министерств и ведомств; г) усиление ротации руководящих и управленческих кадров в центре и на местах; д) рост управленческого аппарата; е) увеличение расходов на содержание аппарата управления; ж) введение демократических процедур подбора и назначения руководящих кадров; з) борьба с семейственностью и протекционизмом в кадровой работе. Ответ: ________________. 26. С какими событиями внешнеполитической жизни страны и международных отношений связаны имена: а) Н. С. Хрущев, Дж. Кеннеди, Ф. Кастро Ответ: _________________________________________________ б) Л. И. Брежнев, А. Дубчек, Г. Гусак Ответ: _________________________________________________ в) Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, Х. Амин, Б. Кармаль Ответ: _________________________________________________ 27. Используя знания истории, запишите основные направления аграрной реформы 1965 г. Ответ: _________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 28. Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964 – 1982 гг.: 1. Период, когда руководителем СССР был Л. И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений. 2. Период 1964 – 1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы СССР. Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения. Ответ: ________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
30. Вычеркните лишнее. Основные положения Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975): а) суверенное равенство стран-участниц; б) неприменение силы или угрозы силой; в) нерушимость послевоенных границ; г) территориальная целостность стран-участниц; д) мирное урегулирование споров; е) мирное сосуществование; ж) невмешательство во внутренние дела; з) уважение прав человека и основных свобод; и) использование в случае вооруженных конфликтов лишь обычных видов вооружений. Ответ: ________________________________________________. 31. Прочитайте отрывок из статьи Ю. Кушнеровой и Т. Черниковой и ответьте на вопросы. «Председатель Совета Министров … был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к организации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрасчета» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться. Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель – стоимость реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства… Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене. Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее. Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретенных за границей». Вопросы: 1. Какое название получили преобразования в экономике СССР, указанные в статье? Какой год стал началом их проведения? 2. Используя текст статьи, укажите не менее двух признаков, относящихся к системе управляемого «социалистического рынка». Назовите не менее двух способов, которыми государство стимулировало инициативу промышленных предприятий. 3. Используя знания курса истории России, укажите не менее двух отраслей и направлений советской науки и техники, в которых были достигнуты большие успехи и которые внедрялись в производство, для обеспечения военного паритета в противостоянии с США в годы «холодной войны». Приведите не менее двух фактов, подтверждающих успехи советской науки и техники. Ответы: 1._______________________________________________________ ____________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 3._______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ 32. Раскройте значение термина «доктрина Брежнева». Ответ:_________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 34. Приведите в соответствие данные таблицы.
35. Прочитайте отрывок из статьи маршала С. Ф. Ахромеева и ответьте на вопросы. «В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны обходился в 6,0 – 6,5 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10 – 11 млн рублей. Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч… Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчет того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…» Вопросы: 1. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя СССР, при котором она окончилась. 2. Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не менее трех причин. 3. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие последствия можете указать вы? Назовите всего не менее трех последствий. Ответы: 1. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. ______________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ ____________________________________________________________
следующая страница >> |