Рабочая тетрадь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь - страница №1/3




Рабочая тетрадь


ПО ИСТОРИИ
Часть 2
Для всех направлений подготовки

Составители:

И. А. Чехоева, И. А. Кветкина, А. К. Кулумбекова

Владикавказ 2014



Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)»

Рабочая тетрадь


ПО ИСТОРИИ
Часть 2
Для всех направлений подготовки

Составители:

И. А. Чехоева, И. А. Кветкина,

А. К. Кулумбекова


Допущено редакционно-издательским советом

Северо-Кавказского горно-металлургического
института (государственного технологического


университета).

Протокол № 26 от 17.12.2014 г.


Владикавказ 2014

УДК 93/94

ББК 63/3

Ч56

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент Северо-Осетинского

государственного университета им. К. Л. Хетагурова Е. Х. Мельниченко


Ч56 Рабочая тетрадь по истории. Часть 2 / Сост.: И. А. Чехоева, И. А. Кветкина, А. К. Кулумбекова; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2014. 48 с.

УДК 93/94

ББК 63.3


Редактор: Иванченко Н. К.

Компьютерная верстка: Кравчук Т. А.

Составление. ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский



горно-металлургический институт (государственный

технологический университет)», 2014

Чехоева И. А., Кветкина И. А., Кулумбекова А. К.,


составление, 2014
Подписано в печать 27.02.14. Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 2,8. Тираж 50 экз. Заказ № ____.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный

технологический университет). Изд-во «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021. Владикавказ, ул. Николаева, 44.

Рабочая тетрадь
1. Когда США применили атомную бомбу в ходе военных действий? Против кого? Какому международному процессу было положено начало появлением атомной бомбы у США?

Ответ:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________
2. Используя знания по истории, укажите название межправительственной экономической организации социалистических стран, созданной в 1949 г. Назовите не менее двух причин ее создания.

Ответ:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________
3. Какие три из перечисленных ниже событий произошли в период правления И. В. Сталина? Обведите соответствующие цифры и запишите.

1) запуск первого космического корабля с человеком на борту

2) репрессии против различных народов СССР

3) строительство Днепрогэса

4) Великая Отечественная война

5) ХХ съезд ВКП(б)

6) «кукурузная эпопея».

Ответ: _________________________
4. Соотнесите события и деятелей эпохи:

  1. Амнистия заключенных в 1953 г.

  2. Прекращение «дела врачей».

  3. Начало реабилитации жертв сталинского произвола.

  4. Реабилитация жертв «ленинградского дела».

  5. Организация ареста Берии.

  6. Доклад на ХХ съезде КПСС о культе личности Сталина.

  7. Попытка смещения Хрущева с поста лидера КПСС (1957).

  8. Снятие Хрущева с поста лидера партии и правительства (1964).

  9. Попытка реформирования правящей партии.


а) Л. Берия; б) Г. Маленков; в) Н. Хрущев; г) Л. Брежнев.


А

Б

В

Г













5. Прочитайте фрагмент из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и ответьте на вопросы.



«Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным …, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям …

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление…».

Вопросы:

1. На каком съезде КПСС и когда Н. С. Хрущев выступил с данным докладом?

2. Назовите не менее двух заслуг и двух просчетов И. В. Сталина перед страной из курса «История Отечества».

Ответы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________
6. По какому признаку объединены эти имена:

И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, И. Е. Тамм, Я. Б. Зельдович?
Ответ: ________________________________.
7. Прочитайте фрагмент работы О. Волобуева и С. Кулешова и ответьте на вопросы.

«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, [он] хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».

Вопросы:

1. О ком идет речь? Как называется период, о котором говорится в источниках?

2. Почему речь указанного политика, произнесенная на закрытом заседании ХХ съезда КПСС, названа «исторической»? Назовите не менее двух причин.

Ответы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________
8. Какие три пары из перечисленных ниже деятелей культуры относятся к послевоенному периоду ХХ в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их.

1) Р. Рождественский и А. Вознесенский

2) К. Малевич и В. Кандинский

3) И. Павлов и Н. Вавилов

4) В. Распутин и В. Астафьев

5) М. Щусев и Ф. Шехтель

6) Г. Свиридов и А. Шнитке.

Ответ: ____________________________.
9. Прочитайте фрагмент из воспоминаний О. Лациса о докладе руководства СССР на ХХ съезде КПСС и ответьте на вопрос.

«Его доклад, несмотря на всю нашу неготовность, неопытность, сразу же поразил отсутствием какого бы то ни было осмысления. Сообщалось о «великом гении», что он был великий злодей – и на этом ставилась точка. Мы поверили, что он великий злодей, фактам нельзя не верить. Но это вызвало еще больше возражений и сомнений. Как же это могло быть в нашей стране, в нашей партии, в нашей революции? Как все это совместить с социализмом? Сведение всех этих вопросов к личности было заведомо несостоятельным: ведь это была личность не какого-то отщепенца, но вождя, за которым все мы шли … Как это могло случиться и где гарантии, что это не повторится? Ни на тот, ни на другой вопрос ответа не было».
Вопрос:
Какое отношение слушателей к докладу выразил автор? В чем оно проявилось? Приведите не менее двух подтверждений этого отношения.
Ответ: _________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) Карибский кризис

б) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

в) Ввод советских войск в Афганистан

г) Военное вмешательство СССР в Венгрии.

А- ___, Б - ___, В - ___, Г - ___.
11. Прочитайте фрагмент труда современного историка и ответьте на вопрос.

«Сначала страну поделили на 105 экономических административных районов, в каждом из них создали советы народного хозяйства, которые стали основной организационной формой управления. Одновременно были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств …

Переход на управление хозяйством по территориальному принципу имел важное значение для дальнейшего развития территориального разделения труда, реально приблизил аппарат управления к предприятиям, на какое-то время внес некоторое оживление в экономику, но в целом не улучшил технико-экономических показателей народного хозяйства. Продукция промышленности выросла незначительно, … темпы роста производительности труда постоянно снижались.

Оказалось, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. То есть затраты на пересаживание чиновников с зашоренным мышлением из министерства в совнархоз и обратно вовсе не вызывает повышения эффективности общественного производства».

Вопрос:

Укажите хронологические рамки описанных реформ. Приведите не менее двух положений, раскрывающих смысл указанных преобразований.

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



____________________________________________________________
12. Приведите в соответствие данные таблицы.

№№ п/п

Год



Событие

1

1954




Пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству, положивший начало смене вех в этой сфере после смерти Сталина.

2

1953




Начало освоения целинных и залежных земель.

3

1957




Начало широкой кампании за выращивание кукурузы.

4

1957




Утверждение шестого пятилетнего плана. Начало широкомасштабного жилищного строительства.

5

1955




Упразднение МТС.

6

1956




Ликвидация отраслевой системы управления экономикой.

7

1961




Запуск первого искусственного спутника Земли.

8

1958




Установление 7-часового рабочего дня.

9

1960




Денежная реформа. Первый полет человека в космос.

10

1963




Начало борьбы с подсобными хозяйствами крестьян.

11

1959




Начало продовольственного кризиса и массовых закупок продовольствия за границей.

*13. Прочитайте документы и кратко ответьте на поставленные вопросы.

Из программы КПСС, принятой на XXII съезде (1961):

«Рожденная социалистической революцией диктатура пролетариата сыграла всемирно-историческую роль, обеспечив победу социализма в СССР. В то же время в процессе построения социализма она сама претерпела изменения. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов отмерла функция подавления их сопротивления. Всестороннее развитие получили главные функции социалистического государства – хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Социалистическое государство вступило в новый период своего развития. Начался процесс перерастания государства во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Пролетарская демократия все больше превращалась во всенародную социалистическую демократию…

Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии… главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма.»

Из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг.

«Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии, вовлечение всех граждан в управление государственными и общественными делами, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью.»

В. М. Молотов о Программе КПСС 1961 г.

«Критикую общенародное государство. Я считаю, что у нас, несмотря на то, что говорится, остается диктатура пролетариата. Не может государство выражать интересы и рабочего класса, и колхозного крестьянства, и интеллигенции… Все эти разговоры об общенародном государстве – это только переименование. Не нравится жесткое слово «диктатура». На Запад оглядываются.»

Вопросы:

1. Считаете ли вы правильным направлением развития советской государственности всемерное развитие демократии? Объясните почему.

2. Не противоречил ли провозглашенный тезис об общенародном государстве основам существовавшей в стране системы?

3. Не могла ли привести реализация провозглашенного курса на всемерную демократизацию советского общества к разрушению основ существовавшего общества?

4. Чем вы можете объяснить неприятие В. М. Молотовым идеи общенародного государства? Почему он считал, что государство не может выражать интересы общества?

5. Согласны ли вы с утверждением В. М. Молотова о том, что предпринимавшиеся Н. С. Хрущевым шаги в реформировании политической системы были лишь «переименованием»? Объясните почему.

Ответы:

1. ______________________________________________________

____________________________________________________________



2. ______________________________________________________

____________________________________________________________



3. ______________________________________________________

____________________________________________________________



4. ______________________________________________________

____________________________________________________________



5. ______________________________________________________

____________________________________________________________

14. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«… Главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И. С. Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с ______________________».
15. Прочитайте фрагмент статьи Александра Бовина «Страна жаждала перемен» и ответьте на вопросы.

«[Он] метался. Со свойственной ему импульсивностью то громил художников-«абстракционистов», ругал Евтушенко и Вознесенского, давал команду ударить по «ревизионистам», остановить нарастающий поток критики сталинизма, то – как это было на XXII съезде – снова начинал яростные атаки на Сталина …

Столь же импульсивный, взрывной, часто непродуманный характер имела [его] реформаторская деятельность … Он многое начал делать для того, чтобы вывести сельское хозяйство из прорыва, модернизировать промышленность, улучшить жизнь людей. Стала меняться атмосфера в стране. Но его постоянно заносило. Кукуруза – прекрасная вещь Но выращивать ее в Архангельской области значило дискредитировать идею. Сделать более конкретным, эффективным партийное руководство промышленностью и сельским хозяйством – полезное дело. Но разъединять партию и ее аппарат означало рубить сук, на котором сидишь. Подвела его и традиционная, воспитанная в сталинские годы, вождистская психология, неготовность принять коллективное руководство… Борец с культом личности сам стал его жертвой…»

Вопросы:

1. Назовите фамилию советского руководителя, которому посвящена статья А. Бовина, и годы, когда он находился во главе партии и государства.

2. Назовите не менее трех бесспорных достижений, приводимых автором или известных вам из курса истории, относящихся к эпохе этого руководителя.

Ответы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
*16. Раскройте основные направления внешнеполитической деятельности СССР в 60 – 70-е гг. ХХ в.

Ответ: (1000 вопросов, стр. 157)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


17 . Что означают понятия, явления:

а) гонка вооружений - _____________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

б) технический прогресс - __________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

в) коррупция - ____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
18. Приведите в соответствие данные таблицы.

№№

п/п

Событие



Год

1

Назначение Г. М. Маленкова главой правительства




1962

2

Избрание Н. С. Хрущева руководителем КПСС




1956

3

Передача Крыма Украине




1955

4

Отставка Г. М. Маленкова с поста главы правительства




1953

5

ХХ съезд КПСС




1961

6

Реабилитация репрессированных народов




1954

7

Принятие Программы КПСС




1962

8

Начало разработки новой Конституции СССР




1953

9

Расстрел демонстрации в Новочеркасске




1958

10

Избрание Н. С. Хрущева главой правительства




1957

11

Отставка Н. С. Хрущева




1964

19. Прочитайте фрагмент из исторического источника и ответьте на вопросы.

«Вы, Господин президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим! Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать… Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринимать меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое.»



Вопросы:

1. Укажите год, когда происходило событие, о котором идет речь в источнике. Назовите фамилию руководителя СССР, сделавшего данное заявление.

2. Привлекая знания по истории, укажите, каковы были итоги описываемых событий и в чем заключалось его историческое значение. Приведите всего не менее трех положений.

Ответы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

20. Отметьте правильные ответы.



«Оттепель» в духовной жизни страны проявилась:

а) в смягчении климата международных отношений;

б) в начале реформ, направленных на демонтаж тоталитаризма;

в) в провозглашении свободы творческой деятельности;

г) в преодолении последствий сталинизма в литературе и искусстве;

д) в обновлении системы образования;

е) в развитии советской науки и техники.

Ответ: _______________.
21. Выберите правильный ответ (возможно несколько вариантов).

Научно-техническая революция характеризуется:

а) сменой мануфактурного производства фабричным;

б) широким строительством железных дорог;

в) созданием наукоемких технологий;

г) модернизацией старого оборудования;

д) разработкой искусственных материалов;

е) внедрением роботов и автоматов в производство;

ж) широкомасштабным исследованием земной поверхности и космического пространства.

Ответ: __________________________.
22. Перечислите наиболее серьезные кризисы в международных отношениях, активным участником которых выступал СССР в 50-х – начале 60-х гг. Дайте краткое изложение причин этих кризисов.

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
23. Приведите в соответствие данные таблицы.

№№

п/п

Год



Событие

1

1955




Окончание корейской войны

2

1953




Образование Организации Варшавского Договора

3

1955




Подписание СССР государственного договора с Австрией

4

1956




Нормализация советско-югославских отношений

5

1955




Ввод войск ОВД в Чехословакию

6

1962




Начало охлаждения советско-китайских отношений

7

1968




Берлинский кризис, связанный с возведением стены

8

1959




Карибский кризис

9

1963




Подписание Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой.

10

1961




Роспуск Коминформа

24. Расположите следующие события в хронологическом порядке.



Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание СЭВ Б) создание блока СЕАТО

В) создание ООН Г) создание ОБСЕ

Д) создание ОВД Е) создание блока АНЗЮС.

А

Б

В

Г

Д

Е


















25. Из приведенного ниже перечня вычеркните лишнее.



Политические действия нового руководства СССР в сер. 60-х – сер. 80-х гг.:

а) упразднение совнархозов;

б) восстановление отраслевых министерств;

в) значительный рост числа министерств и ведомств;

г) усиление ротации руководящих и управленческих кадров в центре и на местах;

д) рост управленческого аппарата;

е) увеличение расходов на содержание аппарата управления;

ж) введение демократических процедур подбора и назначения руководящих кадров;

з) борьба с семейственностью и протекционизмом в кадровой работе.

Ответ: ________________.
26. С какими событиями внешнеполитической жизни страны и международных отношений связаны имена:

а) Н. С. Хрущев, Дж. Кеннеди, Ф. Кастро

Ответ: _________________________________________________

б) Л. И. Брежнев, А. Дубчек, Г. Гусак

Ответ: _________________________________________________

в) Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, Х. Амин, Б. Кармаль

Ответ: _________________________________________________
27. Используя знания истории, запишите основные направления аграрной реформы 1965 г.

Ответ: _________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


28. Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964 – 1982 гг.:

1. Период, когда руководителем СССР был Л. И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964 – 1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Ответ: ________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
29. Вычеркните лишние положения.

Концепция развитого социализма:

а) идея полной однородности советского общества;

б) дальнейшее развитие государства диктатуры пролетариата;

в) вывод об окончательном решении национального вопроса в СССР;

г) тезис об отсутствии внутри советского общества реальных противоречий;

д) вывод о бесконфликтности советского общества в условиях развитого социализма;

е) положение о недопустимости на новом этапе развития многопартийности.

Ответ: ______________________.

30. Вычеркните лишнее.



Основные положения Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975):

а) суверенное равенство стран-участниц;

б) неприменение силы или угрозы силой;

в) нерушимость послевоенных границ;

г) территориальная целостность стран-участниц;

д) мирное урегулирование споров;

е) мирное сосуществование;

ж) невмешательство во внутренние дела;

з) уважение прав человека и основных свобод;

и) использование в случае вооруженных конфликтов лишь обычных видов вооружений.

Ответ: ________________________________________________.
31. Прочитайте отрывок из статьи Ю. Кушнеровой и Т. Черниковой и ответьте на вопросы.

«Председатель Совета Министров … был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к организации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрасчета» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться.

Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель – стоимость реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства… Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене.

Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее.

Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретенных за границей».

Вопросы:

1. Какое название получили преобразования в экономике СССР, указанные в статье? Какой год стал началом их проведения?

2. Используя текст статьи, укажите не менее двух признаков, относящихся к системе управляемого «социалистического рынка».

Назовите не менее двух способов, которыми государство стимулировало инициативу промышленных предприятий.

3. Используя знания курса истории России, укажите не менее двух отраслей и направлений советской науки и техники, в которых были достигнуты большие успехи и которые внедрялись в производство, для обеспечения военного паритета в противостоянии с США в годы «холодной войны». Приведите не менее двух фактов, подтверждающих успехи советской науки и техники.

Ответы:



1._______________________________________________________

____________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

3._______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________
32. Раскройте значение термина «доктрина Брежнева».

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
33. Чем можно объяснить необходимость разработки концепции развитого социализма?

Ответ:_________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

34. Приведите в соответствие данные таблицы.



№№

п/п

Год



Событие

1

1967




Международное совещание коммунистических и рабочих партий в Москве

2

1970




Подписание Договора о мирном использовании космического пространства

3

1972




Подписание Договора о нераспространении ядерного оружия

4

1976




Совместная военная акция стран Варшавского Договора в Чехословакии

5

1968




Подписание в Москве Договора между СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе

6

1968




Подписание Конвенции о запрещении бактериологического оружия

7

1968




Заключение советско-американского договора по ограничению противоракетной обороны

8

1972




Принятие Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

9

1975




Подписание Договора ОСВ-2

10

1971




Начало размещения советских ракет средней дальности в Европе

35. Прочитайте отрывок из статьи маршала С. Ф. Ахромеева и ответьте на вопросы.



«В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны обходился в 6,0 – 6,5 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10 – 11 млн рублей.

Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч… Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчет того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…»

Вопросы:

1. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя СССР, при котором она окончилась.

2. Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не менее трех причин.

3. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие последствия можете указать вы? Назовите всего не менее трех последствий.

Ответы:

1. ______________________________________________________

____________________________________________________________



2. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. ______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
36. Прочитайте отрывок из статьи Г. М. Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия» и ответьте на вопросы.

«Провозглашенное М. С. Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы – национальные, классовые и т. д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.

В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «Третьем лице»».


следующая страница >>