Рабочая тетрадь по педагогике - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая тетрадь по педагогике - страница №3/6

Тема. План проведения субботника.

Цель. Учить творчески моделировать воспитательное дело.

Рекомендации. Работу можно выполнять в группе из 3-4 человек. Студенты выбирают время года, класс, форму, методы, приемы и т.д. На защиту проекта отводится 7-10 минут

Самостоятельная работа.

Тема. Гражданское воспитание школьников.

Цель. Написать отзыв на статью из журналов «Воспитание школьников», «Педагогика» и других по проблемам гражданского воспитания школьников.

Рекомендации. Используйте для поиска картотеку в библиотеке и если возникнут вопросы, обращайтесь к педагогу.

Наблюдение.

Тема. Педагогическое исследование «Отношение школьников к общечеловеческим ценностям».

Цель. Учить студентов корректно проводить исследования, грамотно обрабатывать полученные результаты.

Рекомендации. Выбрать одного подростка и провести исследование.

Выяснить, какие ценности имеют наибольший приоритет у учеников, а какие наименьший.

Составить таблицу (диаграмму) по полученным результатам. Сделать выводы. Совпали ли ваши представления об общечеловеческих ценностях с представлениями школьника? Почему?

Разъяснения для школьников по заполнению таблицы.



  1. Фамилию и имя называть не обязательно.

  2. Свое отношение к предложенным ценностям определять по следующей шкале: «3»- очень значимы, «2»- значимы, «1»- не очень значимы, « 0 » - не приемлемы.




Ценности

баллы

Ценности

баллы

1.Верность поставленной цели.




17.Великодушие.




2.Способность к состраданию.




18.Готовность придти на помощь.




3.Участливость.




19.Святость.




4.Чувство надежности, безопасности.




20.Честность.




5.Убежденность.




21.Смирение.




6.Стремление сотрудничать с другими.




22.Индивидуальность и находчивость.




7.Мужество.




23.Оптимизм.




8.Энтузиазм, активное отношение к жизни.




24.Доброта.




9.Упорство в достижении цели.




25.Любовь.




10.Справедливость.




26.Преданность в дружбе.




11.Вера.




27.Послушание.




12.Верность.




28.Терпение.




13.Чувство товарищества.




29.Миролюбие.




14.Способность прощать.




30.Настойчивость.




15.Дружелюбие.




31.Радостное восприятие жизни.




16.Вежливость.




32.Готовность уповать на Бога.





Контроль.

Тема. Формирование личности в процессе воспитания

Цель. Проверить уровень подготовки студентов по теме.

Форма. По выбору студента. Тест или устно.

Рекомендации. Проверка проходит в 2 этапа.

Первый этап. По следующим вопросам плана:

1.Проблемы содержания воспитания.

2.Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.

3.Гражданское воспитание молодежи.



Второй этап. По следующим вопросам плана:

4.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся.

5.Эстетическое воспитание школьников.

6.Физическое воспитание молодежи.

Тесты будут предложены студентам из пособия «Тесты т тестовые задания по педагогике».

Детский коллектив в процессе формирования личности.

План.

1.Основные педагогические понятия.

2.Классиски педагогики о коллективе.

3.Сущность, характеристика коллектива.

4. Этапы развития детского коллектива.

5. Личность и коллектив.

Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Детский коллектив в процессе формирования личности».



2.Семинар. Классики педагогики о коллективе и развитии личности в нем.
3.Практическая работа. Проведение диагностической методики «Социометрия» в своей группе.

4.Наблюдение. Проведение исследования в школе. Методика изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия

5.Контроль. Вопросы – рассуждения письменно.
1.Основные педагогические понятия.

Коллектив - это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личность - это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Сравните определения коллективу с позиции педагогики и психологии. В чем разница?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Школьный коллектив - это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Классиски педагогики о коллективе.

Воспитательный коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения

Задание. Приведите пример воспитательного воздействия на вас со стороны коллектива устно.
2.Классиски педагогики о коллективе.

Задание. Заполните таблицу.


Автор.

Педагогические идеи о коллективе.







































Вывод. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сущность, характеристика коллектива.

Слово коллектив в переводе означает «объединяю», «собираю».



Детский коллектив имеет такие характерные черты:

Задание. Приведите примеры на перечисленные ниже основные признаки коллектива.

  • Постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, возрастных различий.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Выработка правильного общественного мнения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Организация действенной работы самоуправления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Мажорный стиль деятельности детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности всего коллектива.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание. Попробуйте, используя любую символику, изобразить графически, характерные черты коллектива. Например, руль – это самоуправление.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями.



Организационная – это включение членов коллектива в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.

Воспитывающая – это формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера.

Стимулирующая - это создание благо приятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения.

Нравственно – регулятивная – это носитель и пропагандист определенных идейно – нравственных и социальных установок.

Задание. Какие функции, по вашему мнению, используют педагоги колледжа при формировании коллектива. Приведите пример реализации этих функций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды коллективов.

Наукой выделены первичный и вторичный коллектив, постоянные и временные коллективы, формальные и неформальные коллективы.



Задание. Найдите в учебниках педагогии пояснение перечисленным видам коллектива.

Сделайте записи с примерами.



Первичный - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вторичный - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постоянный - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Временный - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формальный - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неформальный - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Попытайтесь изобразить структуру коллектива. Используйте учебники педагогики и сравните свой рисунок с рисунком одногруппника. Есть ли отличия? В чем? Кто прав?

Структура.
Критерии динамики формирования коллектива по Г.М.Коджаспировой следующие:

  • общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность;

  • отношение ответственной зависимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива;

  • активная организаторская роль органов самоуправления;

  • устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание;

  • коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентификация;

  • уровень референтности, возможность обособления личности в группе.

Задание. Какие критерии, по вашему мнению «западали» в вашей школе. Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные пути формирования детского коллектива.

1.Система перспективных линий (ближняя, средняя, дальняя).

2.Совместная целенаправленная деятельность (учение, труд, игра, художественная деятельность спорт).

3.Традиции.



Задание. Назовите традиции, которые уже сложились в вашем коллективе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.Этапы развития детского коллектива.

Задание. Продолжите заполнение таблицы, используя учебное пособие Г.М.Коджаспировой «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах».


Э

т

а

п

ы.

Задачи и позиция актива.


Характеристика внутренних отношений.

Отношения к другим кол –лективам.

Задачи воспитателя

Эволюция требований.

1.

Активность только выявляется, уровень

самос-


тоятельности членов актива низкий.


Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. В сфере личных отношений каждый - за себя.

Коллективные

связи прявля –

ются очень

слабо или совсем отсутствуют.

Могут быть отдельные личные контакты.


Активно узнавать детей, выявлять актив.

Требования – прямые, категоричные,

ясные,


решительные




Воспитатель -

субъект

воспитания








2


















Актив -

субъект

воспитания







3


















Коллектив-

субъект

воспитания







4


















Личность -

субъект

воспитания








Задание. Определите, на каком этапе находится ваш коллектив.

Выскажите свое мнение и приведите аргументы в пользу вашей точки зрения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Личность и коллектив.

Задание. Используя учебники педагогики и психологии, составьте ответ на этот вопрос.

Семинар.
Тема. Классики педагогики о коллективе и развитии личности в нем.

Цель. Учить студентов высказывать свою позицию по данному вопросу, приводя веские аргументы.

Рекомендации. Используя хрестоматии по педагогике, первоисточники, сделать выписки по теме семинара 2 – 3 авторов. Выскажите свою позицию на данные взгляды. Время изменилось. Идеи коллективного воспитания, в формировании детского коллектива вызывают неоднозначную реакцию, как у современных теоретиков, так и у практических работников образовательных учреждений. Попытайтесь свою позицию аргументировать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Практическая работа.
Тема. Проведение диагностической методики «Социометрия» в своей группе.

Цель. Изучить состояние эмоционально – психологических отношений в группе и положение в ней каждого студента.

Рекомендации. Методика проведения и обработки полученных данных описана в психологии Р.С.Немова в книге 3 на странице 380.



Ф.И

1

2

3

4

5

6

7

8

9





























































1

















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Вывод.

Наблюдение.


<< предыдущая страница   следующая страница >>