Рабочая программа учебной дисциплины литература курс: I форма обучения: очная - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Рабочая программа дисциплины Биология Для слушателей подготовительного... 1 154.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 196.97kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 14 1 Самостоятельная... 3 557.63kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... 1 403.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Теория дипломатии и современная... 1 199.57kb.
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного... 2 989.17kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Памятка туристу по индии 1 143.75kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины литература курс: I форма обучения: очная - страница №1/2

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №4 им. А.Я. Гомельского (техникум)» Департамента физической культуры и спорта

города Москвы

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБОУ «МССУОР №4 им. А.Я. Гомельского» Москомспорта

М.Н.Телепин

________________________

«___»____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА


Курс: I

Форма обучения: очная

Специальность: 050141 Физическая культура





Москва 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №4 им. А.Я. Гомельского (техникум)» Департамента физической культуры и спорта города Москвы.

Разработчики:
Хейман Елена Александровна преподаватель литературы

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

Председатель педсовета ____________________ /_______________/



Согласовано:

__________________ /_______________/









СОДЕРЖАНИЕ






стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



6
  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины



18
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



24



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования.


Программа учебной дисциплины может быть использованадругими общеобразовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:данная дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин ФГОС среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальнойи научно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений иисследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • выявлять «сквозные» и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы их произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

1 семестр

51

2 семестр

66

в том числе:







семинарские занятия

49

62

контрольные работы

2

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

34

в том числе:




написание и выступление с докладом

домашняя работа

проработка конспекта, учебников, учебных пособий, другой учебно-методической литературы

использование интернет-ресурсов

подготовка к контрольным работам

22

41

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета во 2 семестре
































2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Литература XIX века.




93




Тема 1.1.Историко-литературный процесс первой половины XIXвека

Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы(cобобщением ранее изученного материала). Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека. Самобытность русского романтизма. Гражданские и патриотические мотивы творчества А.С. Пушкина, его любовная лирика. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие – как основная тема творчеств М.Ю. Лермонтова. Личное и социальное разочарование в творчестве Н.В. Гоголя.

28













Урок

2

1




А.С. Пушкин







Биография А.С. Пушкина. Этапы творчества. Новаторство поэта. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Деревня», «Вольность», «Пророк», «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «К***», «Сожженное письмо». Ранняя лирика А.С. Пушкина. Мотивы свободы и неволи. Гражданские и патриотические мотивы творчества поэта. Своеобразие любовной лирики. Тема поэта и поэзии. Переосмысление отношений между государством и обществом в творчестве 30х годов. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания произведения, жанровое своеобразие. Особенности ритмики. Онегинская строфа. Новаторство поэта. Становление реализма. Появление «лишнего» человека. Сопоставительные анализ героев романа.







Урок

8

2

Самостоятельная работа обучающихся:подготовка докладов, устных сообщений по биографии поэта, истории создания произведений.

2







М.Ю. Лермонтов







Биография поэта, этапы творчества. Основные темы лирики. Изучение стихотворений: «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен», «Пророк», «Смерть поэта». Мотивы одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии, личности и толпы. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Загадочный и демонический образ главного героя. Особенности композиции романа. Печорин – «лишний человек».







Урок

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:подготовка докладов, устных сообщений по биографии поэта, повторение романа «Герой нашего времени»

2







Н.В. Гоголь







Сведения из биографии писателя. Значение творчества Н.В. Гоголя для русской литературы. Поэма «Мертвые души». История создания произведения, судьба второго и третьего томов. Особенности жанра произведения. Система персонажей. Изображение поместного дворянства. Способы и приемы типизации при создании образов помещиков. Образ Чичикова. Смысл названия. Русь «мертвая» и Русь «живая». Образ крестьян.







Урок

4

2

Контрольные работы: обучающее сочинение №1 по произведениям русской литературы первой трети XIXвека.

2




Самостоятельная работа обучающихся:подготовка докладов, устных сообщений по биографии поэта и истории создания поэмы. Повторное чтение поэмы «Мертвые души».

2




Тема 1.2. Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

65










Урок

2

1

Самостоятельная работа: подготовка докладов на тему общественной и политической жизни России второй половины XIXвека.

2







И.А. Гончаров







Сведения из биографии. Основные этапы творчества писателя. Роман «Обломов». Сон Обломова – художественный центр романа. Противоречивость характера Ильи Ильича. Антитеза в романе. Обломов и Штольц. Решение Гончаровым проблемы любви. «Обломов» - социально-психологический роман.







Урок

4

2

Самостоятельная работа: подготовка устных сообщений по биографии писателя.

2







А. Н. Островский







Сведения из биографии. Островский-создатель русского театра,особенности языка. Драмы «Гроза» и «Бесприданница». Авторское отношение к героям драмы «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера. Образ города Калинова и его жителей. Образ Катерины- воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни. Мотивы искушений. Мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Второстепенные персонажи в драме. Трагическая развязка. Символика грозы.

Драма «Бесприданница». Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Образ Паратова. Эволюция женского образа (Катерина-Лариса). Экранизация драмы Островского «Бесприданница».









Урок

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: чтение пьес А.Н.Островского, подготовка устных сообщений.

2







И.С. Тургенев.







Сведения из биографии. Особенности творчества. Цикл «Записки охотника». Художественное своеобразие рассказов.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и её общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.









Урок

6

2

Самостоятельная работа обучающихся: роман «Отцы и дети», подготовка устных сообщений.

2







Н.А.Некрасов.







Сведения из биографии. Н.А. Некрасов – поэт и общественный деятель. Основные мотивы и темы лирики. Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди». Тема поэта и поэзии. Любовная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Образ народного заступника Гриши Добросклонова. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.







Урок

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

2







А.А. Фет и Ф.И. Тютчев.







Сведения из биографии. Стихотворения: «Весенний дождь», «Не то, что мните вы, природа», «Облаком волнистым», «Шепот, робкое дыханье». Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Тема любви, человека и природы. Философичность лирики.







Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: стихи поэтов, доклады, устные сообщения.

2







М.Е.Салтыков-Щедрин.







Сведения из биографии. «История одного города» (обзор глав). Проблема совести и нравственного возрождения человека. «Сказки». Объекты сатиры. Объект сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск – способы изображения действительности.







Урок

2

1

Ф.М.Достоевский.







Сведения из биографии. Этапы творчества. История создания романа «Преступление и наказание». Отражение русской действительности в романе. Образ Петербурга. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория Раскольникова и ее опровержение в романе. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Роль сна. Двойничество и моральное воскрешение человека через страдания. Символические образы. Авторская позиция в романе.







Урок

4

2

Контрольная работа: итоговая контрольная работа по пройденным произведениям русской литературы XIX века.

2




Самостоятельная работа обучающихся: анализ образа главного героя.

3




Итоговый урок







Подведение итогов. Обобщение изученного материала.







Урок

1




Л.Н.Толстой.







Жизненный и творческий путь. «Ясная поляна» - музей-усадьба Л.Н.Толстого. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа, особенности композиционной структуры. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи Мурат». Мировое значение творчества Толстого; Толстой и культура XX века.







Урок

6

2

Самостоятельная работа: анализ эпизодов.

2







Н.С. Лесков







Краткая биография писателя. Особенности сюжета. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.







Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Н.С. Лесков «Левша»

2







А.П.Чехов.







Сведения из биографии. Мелихово – музей-усадьба А.П.Чехова. Периодизация творчества А.П.Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Герои рассказов Чехова. Изображение маленького человека. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Деградация человеческой личности. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Сочетание комического и трагического. Действующие лица и авторское отношение к ним. Беспомощность главных героев. «Несостоявшиеся судьбы». Финал пьесы.







Урок

4

2

Самостоятельная работа: анализ образов главных героев.

2




Контрольная работа: обучающее сочинение№ 2 по произведениям русской литературы конца XIX века.

2




Раздел 2. Литература XX века.




87




Тема2. 1. Историко – литературный процесса рубежа XIX и XX и первой половина XXвека.

Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XXвека в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений ( символизм, акмеизм, футуризм ), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества.Развитие литературы в XXвеке. Связь исторических событий и литературных изменений. Социалистический реализм.

69








Урок

2

1




И.А.Бунин.







Сведения из биографии. Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Поэтика Бунина.










Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: чтение рассказов И.А. Бунина

2




А.И.Куприн.







Сведения из биографии. Рассказы «Олеся», «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.







Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: рассказы А.И.Куприна.

2




Контрольная работа: контрольная работа№1 по произведениям русской литературы рубежа веков.

2







А.А.Блок.







Сведения из биографии. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека». Тема Родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.







Урок

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: чтение поэмы «Двенадцать»

2







М.Горький.







Сведения из биографии. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Проблематика и особенности композиции рассказа.Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Новаторство Горького – драматурга.







Урок

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: чтение пьесы «На дне», подготовка устных сообщений по биографии писателя.

2







В.В. Маяковский.







Сведения из биографии поэта. Поэтическая новизна лирики, особенность строфики. Основные темы лирики. Тема несоответствия мечты и действительности. Тема несовершенства мира. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте», «Облако в штанах».










Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выучить стихотворение наизусть

1







С.А.Есенин.







Сведения из биографии. Константиново – место рождения С.А.Есенина. Стихотворения. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери», «Я покинул родимый дом…», «Письмо к женщине». «Черный человек».







Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выучить стихотворение наизусть

1







М.И.Цветаева.







Сведения из биографии. Таруса – кузнеца творческих личностей. Основные темы творчества М.Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальный характер лирики. Стихотворения: « Моим стихам, написанным так рано…», «Тоска по родине! Давно…», «Имя твое – птица в руке».







Урок

2




Самостоятельная работа обучающихся: выучить стихотворение наизусть

1




О.Э.Мандельштам.







Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».







Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: чтение стихотворений.

2




А.П.Платонов.







Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Повесть «Котлован». Труд как основа нравственности человека. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художественных средств ( (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений А.Платонова).







Урок

2

1




Самостоятельная работа обучающихся: устные сообщения

2




М.А.Булгаков.










Сведения из биографии. «Белая гвардия». Судьбы людей в годы гражданской войны. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.







Урок

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: «Записки юного врача», «Собачье сердце».

2




М.А.Шолохов.







Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелихова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории . Любовь на страницах романа.







Урок

4

2

Контрольная работа: обучающее сочинение№3 по роману М.Шолохова «Тихий Дон».

2




Самостоятельная работа обучающихся: чтение романа «Тихий Дон».

2







А.А.Ахматова.







Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала руки под тесной вуалью», «Мне голос был». Глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тема гражданского мужества в лирике военных лет. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.







Урок

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: чтение поэмы «Реквием».

2







Б.Л.Пастернак.







Сведения из биографии. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Своеобразие художественной формы стихотворений. Основные темы лирики. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути».










Урок

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:роман «Доктор Живаго»

2




А.Т. Твардовский.







Сведения из биографии. Стихотворения. Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворение «В тот день, когда кончилась война». Поэма «Василий Теркин», народный характер произведения.







Урок:

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: чтение поэмы «Василий Теркин».

2




Контрольная работа: обучающее сочинение№3 по произведениям русской литературы первой половины XXвека.

2




Тема 2.2. Историко-литературный процесс второй половины XXвека.

Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации . Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Обзор поэзии.

18




Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: стихотворения Е. Евтушенко, Р. Рождественского.

2







А.И.Солженицын.







Сведения из биографии. Новый подход к изображению прошлого. Размышления писателя о возможных путях развития человечества. Повесть «Один день Ивана Денисовича». История создания произведения, проблематика. Глубина характеров. Психологизм творчества писателя.










Урок

2

2

В.М.Шукшин.










Сведения из биографии. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Образы главных героев.







Урок

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: чтение рассказов В. Шукшина.

2







Авторская песня. Творчество В. Высоцкого.







Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. В. Высоцкий «Песня о новом времени», «Я не люблю», «07».







Урок

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка устных сообщений по биографии В. Высоцкого.

2




Тема 2.3. Русская литература последних лет (обзор).

Обзор произведений, опубликованных в последние годы. Спор о путях развития культуры.В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеев «Москва – Петушки»










Урок

2

1




Самостоятельная работа обучающихся: чтение произведений современной литературы

2







Итого

176





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В связи с тем, что в среднем профессиональном образовании на дисциплину «Литература» отведено всего 176 часов на один учебный год (2семестра), выделение больше 28 часов на изучение творчества писателей первой половины 19 века является нецелесообразным. Этот курс подробно изучается в 9 классе и недавно включен в Рабочие программы 10-11 классов.

Произведения второй половины 19 века (творчество Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и др.) значительны и объемны. Полноценное изучение этих произведений требует большего учебного времени и внимания. Кроме того, временной период, охватывающий различные литературные направления и течения, требует более пристального внимания, поскольку подробно изучается только в старших классах. Здесь и литература серебряного века, и революционная поэзия, эмигрантская литература, литература военных лет, периода оттепели, бардовская литература и нынешний этап в развитии современной литературы. В общеобразовательной средней школе они изучаются в течение двух учебных годов (10 – 11 кл.)

В среднем профессиональном образовании на объемный, многоплановый и разнообразный курс литературы будет более продуктивно отвести больше часов на творчество писателей, чьи имена и произведения ранее не изучались. Поэтому для повторения и изучения отдельных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя будет целесообразнее сократить количество часов и дать обзор их творчества, распределив высвободившееся время в течение учебного года.


следующая страница >>