Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 62 «Социология»,030900. 62 «Политология» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа межпрограммной дисциплины «Методы исследования организаций... 1 183.1kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» 1 444.15kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология» 1 207.02kb.
Программа дисциплины "Современные теории идентичности" для направления/... 1 265.73kb.
Программа дисциплины «Алгебра и анализ» 1 186.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Программа дисциплины "Культуры потребления" 1 265.19kb.
О. Ю. Пленкова «Мифы нации против мифов демократии» спб.,1997 сама... 1 206.98kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 62 «Социология»,030900. - страница №1/1

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»

Е.В. Лаптева


Финансовые гении мира

Рабочая программа учебной дисциплины
Для направлений:

040100.62 «Социология»,030900.62 «Политология»,

010400. 62 «Прикладная математика и информатика»,

230700.62 «Прикладная информатика»

010400.62 100400.62 «Туризм»

(программа подготовки бакалавра)


Москва 2013

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)
Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»



УТВЕРЖДАЮ
Ректор
_________ М.А. Эскиндаров

«__________» _________ 2013 г.






Е.В. Лаптева

Финансовые гении мира
Рабочая программа учебной дисциплины
Для направлений:

040100.62 «Социология»,030900.62 «Политология»,

010400. 62 «Прикладная математика и информатика»,

230700.62 «Прикладная информатика»

010400.62 100400.62 «Туризм»

(программа подготовки бакалавра)


Одобрено кафедрой «Экономическая история»
(протокол № от января 2013 г.)


Москва 2013
УДК

ББК

Рецензенты:


Е.В. Лаптева

З


Запа Финансовые гении мира: Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлениям: 040100.62 «Социология»,030900.62 «Политология»,

010400. 62 «Прикладная математика и информатика»,

230700.62 «Прикладная информатика»

010400.62 100400.62 «Туризм»

(программа подготовки бакалавра). – М.: Финансовый университет, кафедра «Экономическая история и история экономических учений», 2013. – с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовые гении мира» является дисциплиной по выбору студентов вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин основной образовательной программы по направлениям «Социология», «Политология»,«Прикладная математика и информатика» и «Прикладная информатика», «Туризм».

Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.



УДК


ББК

Учебное издание
Е.В. Лаптева

Финансовые гении мира


Рабочая программа учебной дисциплины
Компьютерный набор и верстка Е.В. Лаптева

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. . Изд. № - 2013. Тираж экз.

Заказ ___________

Отпечатано в Финансовом университете

Е.В. Лаптева, 2013

 Финансовый университет, 2013

Содержание


1.

Цели и задачи дисциплины ………………………………………..

4

2.

Место дисциплины в структуре ООП …………………………….

4

3.

Требования к результатам освоения дисциплины ...…………….

5

4.

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………….

9

5.

Содержание дисциплины: ...............………………………………

10




Часть 1. Содержание разделов дисциплины………….……….

10




Часть 2. Разделы (или) темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) ………………………………………

13


6.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ..……………………………………………………….

14



1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

- формирование у студентов культуры анализа исторических и социально-экономических явлений.



Задачи дисциплины:

− овладение студентами категориальным аппаратом всеобщей истории и истории финансов;

− ознакомление студентов с личностями и событиями, сыгравшими значительную роль в финансовой истории мира на фоне основных событий истории Западной Европы и США;

− ознакомление студентов с классическими и современными историческими теориями и изысканиями в области истории финансов;

− формирование у студентов представления о специфике исторического анализа института финансов, психологического портрета личности;

− получение навыков самостоятельной разработки студентами исторических дефиниций;

− выработка у студентов способности анализировать роль личности в истории финансов и соотносить изменения в финансовых отношениях с общим ходом истории.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Финансовые гении мира» является дисциплиной по выбору студента вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин основной образовательной программы (ООП) по направлениям «Социология», «Политология», «Прикладная математика и информатика» и «Прикладная информатика», «Туризм» (бакалавриат).

Дисциплина «Финансовые гении мира» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе освоения дисциплины «История».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП дисциплина «Финансовые гении мира» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных и общекультурных компетенций:



а) общекультурные:

способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);

способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

способен использовать методы и средства для укрепления здоровья и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);



б) профессиональные:

способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);

способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);

способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);

способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);

способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11);

способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);

способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);

способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);

способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);

способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);

В результате изучения дисциплины «Финансовые гении мира» студент должен:

знать: закономерности историко-экономического процесса, его многообразие и многовариантность развития;

-периодизацию западной истории, ее основные события и процессы имена исторических деятелей;

-важнейшие методы анализа историко-экономических явлений;

-хронологию и суть важнейших финансовых новаций и идей;

-основные теоретические концепции финансовой науки в историческом развитии.

уметь:

-анализировать и оценивать историко-экономические события, социально-политические проблемы и процессы, происходившие в прошлом и происходящие в современном западном обществе, начиная с периода древнего мира;

-анализировать экономические явления и основные изменения в финансовой жизни, основываясь на достижениях мировой и отечественной историко-экономической науки и практики;

-формулировать и обосновывать характерные особенности исторического периода применительно к финансовой сфере;

-оценивать историческую личность в профессиональном и деловом аспекте;

-логически и аргументировано строить устную и письменную речь;

-вести поиск и работать с информацией из различных источников;

-критически оценивать полученную информацию;

-обосновать свою позицию по спорным историко-экономическим вопросам мирового развития;

-извлекать из историко-экономического прошлого практические уроки для применения полученных знаний в профессиональной и общественной деятельности.



владеть:

-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

-категориальным аппаратом по истории, базовыми экономическими категориями и понятиями на уровне понимания и свободного воспроизведения;

-навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по историко-экономической проблематике, в том числе с использованием современных информационных технологий;

-системным представлением об историческом развитии мировой истории и истории финансов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для направлений «Прикладная математика и информатика» и «Прикладная информатика», «Социология», «Политология», Туризм».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2,0 зачетных единиц

(72 часа).

Вид промежуточной аттестации: зачет.




Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры, модули).

Определяются рабочим планом.









Общая трудоёмкость дисциплины

72

72




Аудиторные занятия

34

34




Лекции (Л)

16

16




Семинары (С)

18

18




Самостоятельная работа

34

34




В семестре

34

34






5. Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Финансовые идеи и практика в древнем мире.

Понятие «Древний мир» и «Средние века». Границы древнего мира, средневековья и этапы истории.

Феномен финансового гения. Гении экономико-финансовой мысли и практики.

Экономико-финансовая мысль древнего мира. Связь государственного управления и финансового благополучия в сознании представителей Древнего мира. Древний Египет: «Поучения гераклеополъского царя своему сыну Мерикара» «Речение Ипусера»; Вавилон: «Кодекс Хаммурапи»; Древняя Индия: «Артхашастра»; Древний Китай:«Гуань-цзы».

Начало формирования финансовой системы в древнем мире. Поиск всеобщего эквивалента. Ценность золота. Попытка унификации монетной системы. Александр Великий.

Легендарные богатства и легендарные люди Древнего мира. Царь Мидас. Соломон. Финансисты и царские династии Древнего мира. Рабирий.

Экономико-финансовая мысль античного мира. Представления о богатстве, финансовом благополучии и финансовом гении в трудах Ксенофонта, Арстотеля и Платона. Римляне Катон, Варрон, Колумелла о связи финансово благополучия и владения землей.

Тема 2.Эволюция финансовой мысли и практики в период Средневековья.

Экономико-финансовые представления о богатстве и финансовом благополучии Средневековья. Учение Фомы Аквинского.

Женщины в финансово- экономической сфере Средневековья. Княгиня Ольга. Елена Глинская. Екатерина Медичи. Елизавета I.

Влияние мифов. Алхимия. Никола Фламмель

Становление монетной системы и ростовщичества. Банковские дома Риккарди, Фрескобальди, Барди. Появление первых ценных бумаг и векселя.

Гении технико-финансовой сферы. Изобретение гурта. Жан Пьер Дро. Монетная регалия.


Тема 3. Гениальные финансовые новации и финансовая мысль Нового времени

Абсолютизм. Колониализм и его воздействие на экономические, финансовые и международные отношения. Зарождение и развитие капиталистических отношений. Третье сословие и его роль. Появление идей рационализма и меркантилизма. Экономико-финансовые идеи в трудах Т. Гоббсона, Д. Локка,А. Смита, Д. Риккардо, В. Пети, Ф. Кенэ, В. Мирабо.

Введение термина “prosperity”. Связь финансового процветания и религии. Восприятие финансового благополучия как Божьего благословления и награды за труд.

Финансово-экономическая мысль Нового времени в России. И.С. Пересветов. С.Е. Десницкий.


Тема 4. Финансовые гении Versus финансовые мошенники

Нового времени

Появление финансовых пирамид. Джон Ло и его роль в финансовых новациях Нового времени.

Выделение класса буржуазии и изменение сословного деления общества. Появление первых финансовых династий. Натан Майер Ротшильд. Александр Бэринг.

Закон и право на страже финансовых интересов в эпоху Нового времени.

Финансовые гении на службе государства. Ж.Б. Кольбер. Б. Франклин. П.И. Шувалов.

Русские финансовые гении. И.Я. Горлов.


Тема 5. Динамизм финансовых новаций XIX –н.XX вв. Идеи и люди.

Динамизм европейского развития XIX в. Перемены в социальном составе и социальных ценностях. Изменение отношения в обществе по отношению к финансам и финансовым идеям, новациям и их носителям.

Новации в денежной системе Европы. Введение золотого стандарта. С.Ю. Витте.

Монополизация монетной чеканки государством. Увеличение денежной массы. Гиперинфляция. Инвестиции. Появление новых отраслей производства. Вступление Европы в стадию империализма. Династии европейских промышленников. Связь финансового и промышленного капитала. Эндрю Карнеги. Джей Гульд.

Видные финансисты и королевские династии. Л. Штиглиц. Финансовые гении на службе у государства. М.М. Сперанский. Е.Ф. Канкрин. Н.Х. Рейтерн. И.А. Вышнеградский.

Первые финансовые пирамиды в России. Иван Рыков.

Переход роли мирового финансового лидера в США. Дж. П. Морган. Дж. Рокфеллер

Милитаризм. Борьба за передел мира. Финансовый взлет промышленных магнатов в к.XIX-н. XX вв. Альфред Крупп. Фриц Тиссен. Карл Цейс.


Тема 6. Финансовые гении первой половины ХХ века: ответ на вызов времени

Экономический кризис в Европе. Гиперинфляция. Переход к частичному обеспечению золотом денежной массы.

Изменения в денежных отношениях Европы и США в период после I мировой войны. Великий кризис 1929 г. Франклин Делано Рузвельт. Ч.Г.Дауэс.

Финансово-экономическая мысль ХХ в. Дж. М. Кейнс. Гамильтон Эрл Джефферсон.

Финансовые гении довоенного мира. М.К.Норман. Э. Моро.

Милитаризация Германии и распространение фашизма в Европе. Ялмар Шахт и его акции «Мефо».

Финансовые пирамиды 1930-х гг. Марта Ханау.

Тема 7. Развитие мирового финансового гения в период после Второй мировой войны

Послевоенный экономический кризис. Принятие США роли мирового лидера. Установление послевоенной денежной системы в Европе. Распространение кредитных денег. Увеличение денежной массы. Роль финансовых лидеров в послевоенном мире.

Европейское экономическое чудо. План Маршалла.

Укрепление свободного предпринимательства.

Появление новых отраслей экономики. Развитие новых технологий. Возрастание уровня жизни. Финансовые новации второй половины ХХ в. Возрастание роли финансового гения. Уоррен Баффет. Джордж Сорос.

Судьба финансовых династий в к. XX- н.XXI в.



Тема 8.Финансовые гении независимой России

Изменения в кредитно-денежной политике России. Финансовые новации 1990-х гг. Финансовые кризисы и их преодоление. Знаменитые финансовые деятели современной России. М. Прохоров.

Масштабные финансовые мошенничества 1990х гг. Финансовые пирамиды в России. Сергей Мавроди.

Перспективы развития денежных отношений в XXI веке в Европе и мире.


Часть 2 – Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий

(учебно – тематический план)

п/п


Наименование раздела и темы

дисциплины


Трудоёмкость в часах

Всего часов


Аудиторная работа



Самосто-ятельная работа

Общая

Лек-ции

Семинары

1.

Финансовые идеи и практика в древнем мире

8

4

2

2

4

2.

Эволюция финансовой мысли и практики в период Средневековья.


8

4

2

2

4

3.

Гениальные финансовые новации и финансовая мысль Нового времени


8

4

2

2

4

4.

Финансовые гении Versus финансовые мошенники Нового времени

8

4

2

2

4

5.

Динамизм финансовых новаций XIX –н.XX вв. Идеи и люди.


12

6

2

4

6

6.

Финансовые гении первой половины ХХ века: ответ на вызов времени

8

4

2

2

4

7.

Развитие мирового финансового гения в период после Второй мировой войны

8

4

2

2

4

8.

Финансовые гении независимой России


8

4

2

2

4

Итого:

68

16

16

18

34



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

А) основная:

  1. Аникин А.В.Экономическая история мира. Европа. - М., 2007.

  2. Ахамед Л. Повелители финансов. Банкиры, перевернувшие мир.-М., 2011

  3. Лэндс Д. Династии: взлеты и падения самых известных семейных предприятий- М., 2010

  4. Шредер Э. Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира-М., 2012

Б) дополнительная:

1. Васильева Т.В. История финансов России, IX-XVII вв.Тюмень,

2010

2.Везерфорд Дж. История денег.- М.: ТЕРРА-кн.клуб, 2001.



3.Виноградов В.Н. Новая история стран Европы и Америки.-М.: Дрофа, 2004.

4.Карнишина Н.Г. История финансов и налогообложения в России- Пенза, 2009

5.Ключников О.И. Денежное хозяйство: история и закономерности- СПб, 2009

6.Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело.- М.: ИНФРА-М, 2000.

7.Рокфеллер Д.Д. Банкир в ХХ веке. Мемуары -М., 2003


  1. Сергеев А.Г.Светские и духовные властители Европы за 2000 лет.- М., 2003.

Ресурсы INTERNET

1. www.worldhist.ru - Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство

2. http://members.tripod.com/sesna/history - Всемирная история он-лайн

3. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - Исторические источники на русском языке

4. www. bnf.fr - Национальная библиотека Франции

5. www.nypl.org/index.html - Нью-Йоркская публичная библиотека

6. www.hronos.km.ru - Проект Хронос: Всемирная история в Паутине

7. www.fordham.edu/halsall - Ресурс Инет- истории

8. www.rsl.ru - Российская Государственная библиотека

9. www.copac.ac.uk - Свободный доступ к 24 - м университетским электронным библиотекам Великобритании и Ирландии, к ресурсам Британской библиотеки и Национальной библиотеки Шотландии

11. www.lib.cam.ac.uk - Университетская библиотека Кембриджа

Дополнительные адреса



  • Банк Росси (ЦБ): www.cbr.ru

  • Сайт «Бонистика» www.bonistikaweb.ru