Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»... 1 141.9kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 2 366.59kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 247.25kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 2 363.43kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 2 387.61kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 132.46kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 259.05kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Сказка Мир состоит из звезд и из людей. Эмиль Верхарн действующие... 1 263.98kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 201 г.



Рабочая программа

Учебного курса «Мировая художественная культура»

в 11 классе

Учителя:


II квалификационной категории

Сопиной Марины Михайловны

2013 г.

Пояснительная записка

Предмет «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение МХК направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры. Изучение МХК предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.


Цели курса МХК в 11 классе:
1. способствовать усвоению новых знаний о стилях и направлениях в ходе развития мировой художественной культуры ;
2. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
З. воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
Задачи курса МХК в 11 классе:
1. Изучение шедевров мирового искусства:
а) архитектурных;
б) литературных;
в) музыкальных;
г) живописи;
д) театра;

е) кинематографа.

2. Формировать и развивать понятие о художественных стилях и направлениях.
3. Содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения уч-ся.
4. Помочь выработать у уч-ся прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства.
5. Способствовать воспитанию художественного вкуса.
6. Готовить компетентного читателя, зрителя, слушателя готового к анализу художественного произведения.
7. Развивать творческий потенциал уч-ся через разнообразные виды творческой деятельности.

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (от 05.03. 2004, №1089.)


2. Базисный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной — культуре (базовый уровень)
4. «Вестник образования» №4 2009; Издательство «Просвещение
5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области», составитель: ст.преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ЯИРО Соловьева М.А.
6. Утвержденный Приказом Минобразования РФ от 19 декабря 2012г. №1067 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования Мировая художественная культура.
8. Авторская программа Рапацкой Л.А. Мировая художественная культура.

9. Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013 -2014 учебный год/


На базовом уровне федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета в 11 классе по 35 часов. Количество часов в настоящей программе не совпадает с количеством часов, определённых в Примерной программе и БУПе-2004. Календарно - тематическое планирование рассчитано на 34ч, поэтому требуется уплотнение темы «Дворцово-парковые ансамбли Парижа», которая будет изучена параллельно с темами «Классицизм как общеевропейский стиль. Возрождение и классицизм – преемственность художественных традиций», а также «Итоговый контроль» в конце учебного года пройдет в виде тестовой работы после «Дискуссии о современном искусстве и его направлениях»

Таким образом, государственный образовательный стандарт и авторский замысел Рапацкой будет выполнен полностью.


Материалы для анализа художественных произведений взяты с 5 по 9 классы, тем самым соблюдается преемственность.

При составлении рабочей программы сохранена тематика, определенная Стандартом среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.


Использован учебно-методический комплекс в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования:
1. Мировая художественная культура: Программа для 5-9, 10-11 классов (базовый и профильный уровень)/ Сост. Л.А. Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2010.

2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях – М.: Владос, 2008.

Принимая во внимание специфику предмета, в программе используются деятельные формы обучения, в частности на разные восприятия (функцию - активный зритель, слушатель) и интерпритаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоение ими элементарных приемов анализа произведений искусства.

Используется как урочная, так и внеурочная (экскурсии, внеклассные мероприятия) формы обучения, а так же проектная, поисково-исследовательская, индивидуальная виды деятельности. Развитие творческого потенциала обеспечивается такими видами деятельности, как защита проектов, написание рефератов, подготовка докладов, сообщений, участие в семинарах, дискуссиях и т. д.



Содержание программы

Прилагается текст авторской программы



Требования к уровню подготовки обучаемых


Знать / понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

• основные виды и жанры искусства;
• мировые шедевры искусства разных эпох;
• особенности языка различных видов искусства.

• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.

Методический блок
Согласно авторской концепции Л.А.Рапацкой главный метод преподавания МХК «взгляд из России».

При реализации рабочей программы используются следующие методы:

- словесные (беседа, лекция, рассказ, дискуссия);

- наглядные (демонстрация, иллюстрирование предметов искусства, просмотр фильмов);

- практические (наблюдение, метод коллективного осмысления, метод проектов...).
Виды контроля: тематический, промежуточный, итоговый.
В качестве форм контроля используется устные формы (фронтальная беседа, диалог, индивидуальный опрос, сообщение, доклад, викторина, анализ): письменные формы (контрольные работы, тесты, письменный опрос. доклад, сообщение); практические формы контроля (создание презентаций. карт, таблиц, схем и т.д.). (см. министерское письмо).

На уроках, кроме учебника, используется дополнительная литература, Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура» и DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Систематически на данном уроке применяется ИКТ.

Литература для учителя


  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. - М.: ВЛАДОС, 2006.

  2. Бродская Н. В. Анри Руссо. - Л., 1977.

  3. Иконников А. В. Зарубежная архитектура от «новой архитектуры» до постмодернизма. - М., 1982.

  4. Кантор-Гуковская А. С. Поль Гоген. - Л., М., 1965.

  5. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. - М., 1978.

  6. Матисс: Сб. статей о творчестве. - М., 1958.

  7. Модернизм: анализ и критика. - М., 1987.

  8. Палевой В. М. Искусство XX в. Сер. «Малая история искусств». -М, 1991.

  9. Полевой В. М. Двадцатый век. - М., 1989.

10. Пикассо: Сб. статей о творчестве. - М., 1957.

11. Ревалд Джон. Постимпрессионизм. - Л.: М., 1962.



  1. Рябушин А., Хаит В. Постмодернизм в реальности и представлениях // Искусство, 4, 1984.

  2. Сарабьянов Д. В, Стиль модерн. - М., 1989.

  3. Современное западное искусство XX века. - М., 1988.

  4. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М., 1993.

  5. Турчин В. С. Гиперреализм // Искусство, 12, 1974.

  6. Турчин В. С. Концептуальные идеи неоавангарда // Творчество, 5,1978.

  7. Уиттик А. Европейская архитектура XX в. - М., 1960-64. Т. 1-2.

  8. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

  9. Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX в. - М., 1990.

  1. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966.

  2. Яворская Н. В. Пабло Пикассо. - М., 1933.

  3. МХК. 11класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 11 класс».-Изд. 2-е, переработанное./ Сост. В.А. Хорошенкова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

  4. Ойстрах-Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Конец XIX- XX век. В 4-х частях. Ч.1-2.- М.: 5 за знания, 2007.

  5. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ И.Г. Данилова.- 3-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа,2007.

Электронное пособие профессора Л.А. Рапацкой

Электронное пособие: Наследие человечества.- DEAGOSTINI


Литература для учащихся

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. - М.: ВЛАДОС, 2006.

  2. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

  3. Авермат Р. Рубенс. М., 1995.

  4. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. 2000.

  5. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Уэджвуд К. В. Мир Рубенса. М., 1998.

  6. Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

  7. Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. М., 1997.

  8. Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

  9. Бонафу П. Рембрандт. М., 2002.

  10. Кузнецов Ю. И. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1988.

  11. Великие музыканты Западной Европы: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. В. Б. Григорович. М., 1982.

  12. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.

  13. Минц Н. В. Театральные коллекции Франции. М., 1989.

  14. Силюнас В. Испанский театр XVI—XVII вв. М., 1995.

  15. Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996

  16. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок / Под ред. Р. Томана. М., 2000.

  17. Батикль Ж. Гойя. Легенда и жизнь. М., 2002.

  18. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

  19. Вагнер Л. А., Григорович Н. С. И. К. Айвазовский. М., 2001.

  20. Прокофьева М. Н. Делакруа. М., 1998.

  21. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

  22. Мак Г. Гюстав Курбе. М., 2002.

  23. Неведомский М. П. И. Е. Репин. А. И. Куинджи. М., 1997.

  24. Осокин В. Н. Виктор Васнецов. Киев, 1989.

  25. Порудоминский В. И. Николай Ге. М., 2000.

  26. Пророкова С. А. Репин. М., 1997.

  27. Пророкова С. А. Исаак Ильич Левитан. Киев, 1989.

  28. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.

  29. Бонафу П. Ван Гог. Ослепленный солнцем. М., 2002.

  30. Дитель А. Ренуар. М., 2002.

  31. Кашен Ф. Гоген. М., 2001.

  32. Кашен Ф. Мане. М., 2001.

  33. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. М., 1984.

  34. Лебедянский М. С. Портреты Ренуара. М., 1998.

  35. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1998.

  36. Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1998.

  37. Уоллейс Р. Мир Ван Гога. М., 1998.

  38. Хуг М. Сезанн. М., 2001.

  39. Чегодаев А. Д. Импрессионизм. М., 1971.

  40. Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

  41. Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976. Холмс П. Дебюсси. Урал, 1999.

  42. Серов А. М. Воспоминания о М. И. Глинке. Л., 1984.

  43. Соболева Г. Русский романс. М., 1980.

  44. Белинский В. Г. Избранные статьи о театре. (Любое издание.) Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.

  45. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. М., 1984.

  46. Дунаев М. М. Борисов-Мусатов. М., 1993.

  47. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д. Р. Брауна. М., 1999.

  48. Коган Д. 3. Михаил Врубель. М., 1999.

  49. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. Л., 1984.

  50. Сарабъянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М., 2001.

  51. Сарабьянов Д. В. Искусство модерна. М., 2001.

  52. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

  53. Полевой В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989.

  54. М.-Л. Б. Поль дю Буше. П. Пикассо. М., 2002.

  55. Жерар К. Матисс. М., 2001.

  56. Завадская Е. В. Сальвадор Дали. М., 1992.

  57. Зингермаи Б. И. Парижская школа. М., 1993.

  58. Пенроуз Р. Пикассо. М., 1999. (Жизнь замечательных людей).

  59. Полевой В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989.

  60. Современная живопись. Поиск свободы: от классицизма к авангарду. М., 2002.

  61. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. (Любое издание.)

  62. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. Харрис Н. Дали. М., 1994.

  63. Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. М. 1998.

  64. Волынский Э. И. Джордж Гершвин. М., 1980.

  65. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта. М., 1990.

  66. Козлов А. Рок: истоки и развитие. М., 1998.

  67. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. М., 1984.

  68. Конен В. Д. Рождение джаза. М., 1990.

  69. Кумиры западной рок- и поп-музыки. М., 1994.

  70. Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов / Авт.-сост. Н. Е. Кутейникова. М., 1993.

  71. Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.

  72. Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980.

  73. Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М., 1984.

  74. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.

  75. Западное искусство XX века. Между Пикассо и Бергманом. СПб., 1996.

  76. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д. Р. Брауна, М., 1999.

  77. Питер Брук. Нити времени. Книга воспоминаний. М., 2002.

  78. Энциклопедия для детей «Аванта+»: Искусство. М., 2000. Т. 7. Ч. 3.

  79. Любомудров М. Н. Противостояние. Театр, век XX: традиции — авангард. М., 1991.

  80. Мейерхольд: последний акт трагедии // Театральная жизнь. 1989. № 5.

  81. Радищева О. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений: В 2 т. М., 1999.

  82. Аксенов И. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника. М., 1991.

  83. Андроникова М. И. Портрет: От наскальных рисунков до звукового фильма. М., 1980.

  84. Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. М., 2003.

  85. Вайсфелъд И. Встречи с десятой музой. Беседы о киноискусстве: В 2 кн. М., 1981.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

традиционные формы

нетрадиционные формы

I. Художественная культура Нового времени (16ч)

1.1.

Введение. Стили и направления в искусстве Нового времени.



Лекция с элементами беседы




Фронтальный опрос

1.2.

Классицизм как общеевропейский стиль. Возрождение и классицизм – преемственность художественных традиций. Дворцово-парковые ансамбли Парижа и Санкт-Петербурга



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

Викторина Защита рефератов



1.3.

От классицизма к академизму в живописи (Давид, Пуссен).



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный

Защита рефератов



1.4.

Формирование классических жанров в произведениях Венской классической школы (Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен).



Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков




Тест

1.5.

Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры: открытие «внутреннего человека». Романтический идеал и его отражение в музыке (Шуберт, Вагнер, Лист, Шопен, Верди, Бизе, Берлиоз, Шуман).



Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков




Опрос письменный

Защита рефератов



1.6.

Романтизм в живописи (Делакруа, Гойя, Кипренский, Брюллов, Жерико, Тёнер, Фридрих, Айвазовский)



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный, защита презентаций Защита рефератов

1.7.

Зарождение русской классической музыкальной школы (Алябьев, Варламов, Гуриев, Глинка, «Могучая кучка»)



Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков




Защита рефератов

Тест


1.8.

Творчество Рембрандта как пример психологического реализма в живописи XVII века.



Лекция с просмотром видеофильма




Тест

1.9.

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской школы (Кубре, Милле, Домье) и специфика русской школы (Венецианов, Крамской, Ярошенко, Федотов, Перов, Репин, Маковский и др.)



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос письменный, защита презентаций

1.10.

Развитие русской музыки во второй половине XIX века (Чайковский).



Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков




Опрос письменный

Защита рефератов



1.11.

Закат классицистических традиций в архитектуре и скульптуре. Псевдорусский стиль зодчества (Васнецов, Померанцев, Семенов, Парланд, Опекушин, Микешин, Антокольский).



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный, защита презентаций

1.12.

Театральное искусство. Ф.Г. Волков – «отец русского театра»



Лекция с элементами беседы




Фронтальный опрос по истории родного края

1.13.

Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Дискуссия о роли художественного языка в искусстве, соотношение искусства и реальной жизни («реализм без границ»)



Дискуссия

Опыт творческой деятельности

Составление сравнительной таблицы

Фронтальный опрос



II. Художественная культура конца XIX – XX веков(18ч)

2.1

Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX – начала XX веков. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (Моне). Постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений (Гог, Гоген), «синтетическая форма» (Сезанн).



Лекция с просмотром видеофильма




Защита рефератов

2.2.

Действительность сквозь призму страха и пессимизма: экспрессионизм (Нольде, Марк, Клее, Кокошка)



Лекция с элементами беседы




Опрос устный и письменный

2.3.

«Серебряный век» в художественной культуре. Символ и миф в живописи (Цикл «Демон» Врубеля) и музыке («Прометей» Скрябина). Попытка определить грань между живописью и музыкой (М.К.Чюрлёнис «Соната моря», «Соната солнца»).



Лекция с просмотром видеофильма и с прослушиванием музыкальных отрывков




Опрос устный и письменный Защита рефератов

2.4.

Художественные течения модернизма в живописи века: фовизм (Матисс), деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (Пикассо), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали)



Лекция с просмотром видеофильма




Тест

2.5.

Эстетика эксперимента и русский авангард: отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (Кандинский, Малевич, Филонов).



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный

2.6.

Синтез искусств в модерне (Собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф.О. Шехтеля).



Лекция с просмотром видеофильма




Викторина Фронтальный опрос

2.7.

Архитектура XX века (В.Е. Татлин, Ш-Э. Ле Корбузье, Ф-Л. Рейн, О. Нимейер).



Лекция с просмотром видеофильма




Промежуточный контроль

Защита рефератов




2.8.

Преемственность и новаторство в литературе XX века. Проблема положительного героя. Новая художественная образность. Ремарк, Джойс, Рюноскэ, Гессе, Кафка, Камю, А. де Сент-Экзюпери, Ж. Сименон, А.Кристи).



Лекция с просмотром видеофильма




Тест

Защита рефератов



2.9.

Театральная культура XX века: режиссерский театр (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта.



Заочная экскурсия




Викторина, защита презентаций

2.10.

Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века.



Лекция с просмотром видеофильма




Фронтальный опрос

2.11.

Стилистическая разновидность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).



Лекция с просмотром видеофильма и с прослушиванием музыкальных отрывков




Тест

Защита рефератов



2.12

Синтез искусств – основная черта культуры XX века: Кинематограф («броненосец Потемкин» С.М. Эйзенштейна «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер)



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный, защита презентаций

2.13.

Музыка XX века: рок-музыка (Биттлс, Пинк Флойд); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарро). Массовые музыкальные жанры: новые композиционные принципы.



Лекция с просмотром видеофильма




Опрос устный и письменный Проверка записей в тетради, защита презентаций

2.14.

Отечественная культура последних десятилетий XX века (на примере родного края).



Лекция с элементами беседы




Тест Промежуточный контроль


2.15.

Дискуссия о современном искусстве и его направлениях. Итоговый контроль.



Дискуссия

Урок проверки знаний



Опыт творческой деятельности

Различные виды опроса

Календарно – тематический план


№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Форма урока

Форма контроля

УМК

Домашнее задание

для всех

индивидуальное

1




Художественная культура Нового времени Введение. Стили и направления в искусстве Нового времени (обзор).

Стили и направления в искусстве Нового времени.

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос

DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

2




Классицизм как общеевропейский стиль. Возрождение и классицизм – преемственность художественных традиций. Путешествие по дворцово-парковому ансамблю Парижа.

ИКТ


Архитектура Парижа

Лекция с просмотром видеофильма

Опрос устный и письменный

Викторина Защита рефератов



Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение, презентации

3




Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга. Заочное путешествие по Санкт-Петербургу с анализом архитектурных памятников города.

ИКТ


Архитектура Санкт-Петербурга

Лекция с просмотром видеофильма

Опрос устный и письменный

Викторина Защита рефератов



DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение, презентации

4




От классицизма к академизму в живописи. Анализ полотен Пуссена.

Давид, Пуссен и др.

Лекция с элементами беседы

Опрос устный и письменный

Защита рефератов



DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

5




Формирование классических жанров в произведениях Венской классической школы. Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков.

Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков

Тест

Музыкальные произведения

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

6




Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры: открытие «внутреннего человека». Романтический идеал и его отражение в музыке. Прослушивание и анализ музыкальных произведений.

Шуберт, Вагнер, Лист, Шопен, Верди, Бизе, Берлиоз, Шуман.

Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков

Защита рефератов

Опрос письменный



Музыкальные произведения

Записи лекции, стр. учебника.

Презентации

7




Романтизм в живописи. Обзорный анализ художественных произведений эпохи романтизма.

ИКТ


Делакруа, Гойя, Кипренский, Брюллов, Жерико, Тёнер, Фридрих, Айвазовский.

Лекция с просмотром видеофильма

Опрос письменный, защита презентаций

Фрагменты фильма

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

8




Зарождение русской классической музыкальной школы. Прослушивание и анализ музыкальных произведений.

ИКТ


Алябьев, Варламов, Гуриев, Даргомыжский, Глинка, представители «Могучей кучки».

Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков

Опрос письменный

Защита рефератов



Музыкальные произведения Фильмы.

Записи лекции, стр. учебника.




9




Творчество Рембрандта как пример психологического реализма в живописи XVII века. Анализ художественных произведений. Тест.

Рембрандт


Лекция с просмотром видеофильма

Тест

Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

10




Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской школы. Индивидуальный опрос по анализу художественных произведений по плану.

Кубре, Милле, Домье

Выступления с просмотром презентации

Опрос письменный, защита презентаций

DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

11




Социальная тематика в живописи реализма: специфика русской школы. Индивидуальный опрос по анализу художественных произведений по плану.

Венецианов, Крамской, Ярошенко, Федотов, Перов, Репин, Маковский и др.

Лекция с просмотром видеофильма




DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщение

12




Развитие русской музыки во второй половине XIX века. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов.

Чайковский

Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков

Опрос письменный

Защита рефератов



Музыкальные произведения

Записи лекции, стр. учебника.

Презентации

13




Закат классицистических традиций в архитектуре и скульптуре. Псевдорусский стиль зодчества. Анализ скульптурных и архитектурных произведений.

ИКТ


Васнецов, Померанцев, Семенов, Парланд, Опекушин, Микешин, Антокольский.

Лекция с элементами беседы

Опрос устный и письменный, защита презентаций




Записи лекции, стр. учебника. Подобрать краеведческий материал




14





Театральное искусство. Ф.Г. Волков– «отец русского театра». Возникновение театра в Угличе. Лекция с элементами беседы.

Ф.Г. Волков

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос по истории родного края

«Искусство», DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.




15-16




Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Дискуссия о роли художественного языка в искусстве, соотношение искусства и реальной жизни («реализм без границ») Опыт творческой деятельности.




Дискуссия

Опыт творческой деятельности



Составление сравнительной таблицы

Фронтальный опрос






Доделать таблицу

Сообщения.

17




Художественная культура конца XIX – XX веков Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX – начала XX веков. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме Постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений, «синтетическая форма» (обзор).

Моне; Гог, Гоген; Сезанн.

Лекция с просмотром видеофильма

Защита рефератов

DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения.

18




Действительность сквозь призму страха и пессимизма: экспрессионизм. Анализ произведений.

Нольде, Марк, Клее, Кокошка.

Лекция с элементами беседы

Опрос устный и письменный

Презентация, доп. литература.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения.

19




«Серебряный век» в художественной культуре. Символ и миф в живописи и музыке. Попытка определить грань между живописью и музыкой. Анализ музыкальных и художественных произведений.

ИКТ


Цикл «Демон» Врубеля; «Прометей» Скрябина; М.К.Чюрлёнис «Соната моря», «Соната солнца».

Лекция с просмотром видеофильма и с прослушиванием музыкальных отрывков

Опрос устный и письменный Защита рефератов

DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения

20




Художественные течения модернизма в живописи века: фовизм, деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме, иррационализм подсознательного в сюрреализме. Анализ художественных произведений. Тест.

ИКТ


Матисс, Пикассо, С. Дали.

Лекция с просмотром видеофильма

Тест

DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения.

21




Эстетика эксперимента и русский авангард: отказ от изобразительности в абстрактном искусстве. Анализ художественных произведений.

ИКТ


Кандинский, Малевич, Филонов.

Лекция с просмотром видеофильма

Опрос устный и письменный

DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения.

22




Синтез искусств в модерне. Анализ архитектурных произведений А. Гауди.

ИКТ


Собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф.О. Шехтеля.

Лекция с просмотром видеофильма

Викторина Фронтальный опрос

«Искусство», доп. литература.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения.

23




Архитектура XX века (обзор).

В.Е. Татлин, Ш-Э. Ле Корбузье, Ф-Л. Рейн, О. Нимейер.

Лекция с просмотром видеофильма

Промежуточный контроль

Защита рефератов




DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения

24




Преемственность и новаторство в литературе XX века. Проблема положительного героя. Новая художественная образность. Анализ отрывков произведений.

Ремарк, Джойс, Рюноскэ, Гессе, Кафка, Камю, А. де Сент-Экзюпери, Ж. Сименон, А. Кристи.

Лекция с просмотром видеофильма

Тест

Защита рефератов



DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Презентации.

25




Театральная культура XX века: режиссерский театр, эпический театр. Индивидуальный опрос.

К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко; Б.Брехта.

Заочная экскурсия

Викторина, защита презентаций

«Искусство», доп. литература. DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения

26




Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века (обзор).

Произведения литературы, живописи, скульптуры, музыки.

Лекция с просмотром видеофильма

Фронтальный опрос

Выставка книг. Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения

27-28




Стилистическая разновидность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма. Лекция с просмотром фрагментов видеофильма и прослушиванием музыкальных отрывков.

С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке.

Лекция с просмотром видеофильма и с прослушиванием музыкальных отрывков

Тест

Защита рефератов



Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Записи лекции, стр. учебника.

Презентации.

29-30




Синтез искусств – основная черта культуры XX века: кинематограф, виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл. Презентование кинофильма или мюзикла XX века.

ИКТ


Кинематограф («Броненосец Потемкин» С.М. Эйзенштейна «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер)

Лекция с просмотром видеофильма

Опрос устный и письменный, защита презентаций

Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Записи лекции, стр. учебника.

Презентации.

31 - 32




Музыка XX века. Массовые музыкальные жанры: новые композиционные принципы (обзор).

Рок-музыка (Биттлс, Пинк Флойд); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарро).

Лекция с просмотром видеофильма

Опрос устный и письменный Проверка записей в тетради, защита презентаций

Доп. литература Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Записи лекции, стр. учебника.

Сообщения

33




Отечественная культура последних десятилетий XX века (на примере родного края). Лекция с элементами беседы.




Лекция с элементами беседы

Тест Промежуточный контроль


Выставка книг.

Записи лекции, стр. учебника Подобрать краеведческий материал.




34




Дискуссия о современном искусстве и его направлениях. Итоговый контроль: написание эссе. Опыт практической деятельности.




Дискуссия

Опыт творческой деятельности

Урок проверки знаний


Различные виды опроса

Тестовая работа



Библиотека электронных пособий «Мировая художественная культура»

Подготовиться к итоговому контролю