Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок успешный ребёнок» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок - страница №1/1



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Баткатская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Спортивно-оздоровительное направление

2-3 классы

2 часа в неделю

Итого в год: 68 часов

Программу составила учитель физической культуры Персиянова Н.В.

2013/2014 уч. г

Содержание:




Введение

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Направления реализации программы

Тематическое планирование

Планируемый результат

Литература


Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 22% отведённого оплачиваемого времени – 2 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.



Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.


Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.



Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.



Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  2. Профилактика вредных привычек.

  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.



Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.


Дата



Форма работы

Тема беседы

Место проведения

I четверть

Сентябрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

2

Лёгко- атлетический кросс




Спортивная площадка.

3

Беседа

«Твой новый режим дня»

Кабинет нач. классов.

4

Подвижные игры на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

5

Общешкольный субботник.




Прикреплён-ная к классу территория вокруг школы.

6

Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

«Азбука безопасности на дороге».

Кабинет нач. классов.

7

Экскурсия в осенний лес.

«Красота осенней природы».

Окрестности вокруг села.

8

Подвижные игры на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

Октябрь

1

Подготовка к внеклассному мероприятию




Кабинет нач. классов.

2

Внеклассное мероприятие

«Волшебница Гигиена»

Кабинет нач. классов.

3

Занятие на футбольном поле

«Учимся играть в футбол»




4

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

5

Подвижные игры на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

6

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

Кабинет нач. классов.

7

Занятие на футбольном поле

«Учимся играть в футбол»




8

Беседа

«Осторожно – тонкий лёд!»

Кабинет нач. классов.

Ноябрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

Инструктаж по ТБ во время каникул.

Кабинет нач. классов.

II четверть

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками.




Спортивный зал.

3

Подвижные игры и упражнения с мячами




Спортивный зал.

4

Беседа

«Учимся не болеть»

Кабинет нач. классов.

5

Настольные игры.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

6

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – гололёд!»

Кабинет нач. классов.

7

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Первые снежки»

Спортивная площадка.

8

Внеклассное мероприятие

«Советы Айболита»

Кабинет нач. классов.

Декабрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

Спортивная площадка.

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками.




Спортивный зал.

3

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – Мороз!»

Кабинет нач. классов.

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка.

5

Беседа

«Польза и вред воды»

Кабинет нач. классов.

6

Украшение школьного двора к празднику.

Лепка снежных фигур.

Спортивная площадка.

7

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

Спортивная площадка.

8

Инструктаж по ТБ во время каникул.




Кабинет нач. классов.

III четверть

I

I



Январь

1

-

4



Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями.




Окрестности вокруг села.

Школьный спортивный зал.




5

Беседа

«Грипп и другие инфекции как с ними бороться»

Кабинет нач. классов.

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка.

7

Подвижные игры и упражнения со скакалками.




Спортивный зал.

Февраль

1

Лыжная прогулка.




Спортивная площадка

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

3

Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию

Участвуем в эстафете на санках.

Спортивная площадка

4

Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему.

«Шайбу, шайбу!»

Кабинет нач. классов.

5

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

6

Подготовка к мероприятию

«Мама, папа, я спортивная семья»

Спортивная площадка.

Март

1

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

Кабинет нач. классов.

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

3

Упражнения и игры на свежем воздухе

Первые приёмы игры в хоккей.

Спортивная площадка

4

Игра в теннис

Первые приёмы игры

Спортивный зал.

5

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

6

Игра в теннис

Первые приёмы игры

Спортивный зал.

7

Инструктаж по ТБ во время каникул.




Кабинет нач. классов.

8-10



Весенние каникулы

разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями.






Окрестности вокруг села.

Школьный спортивный зал.




IV четверть

Апрель

1

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

2

Настольные игры.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

3

Беседа.
Разучиваем новую физкультминутку.

«Как стать космонавтом?»

«Инопланетяне»



Кабинет нач. классов.

4

Общешкольный субботник.




Прикреплён-ная к классу территория вокруг школы.

5

Беседа

«Правильное питание – залог здоровья»

Кабинет нач. классов.

6

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.




Спортивная площадка.

7

Общешкольный субботник.




Прикреплён-ная к классу территория вокруг школы.

8

Подготовка к внеклассному мероприятию.

«Здоровье Планеты – наше здоровье»




1

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Учимся играть в футбол

Спортивная

площадка.



2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Учимся играть в футбол

Спортивная

площадка.



3

Работа в школьном дворе.

Благоустройство клумб.

Школьный двор

4

Беседа

«Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»

Кабинет нач. классов.

5

Динамическая прогулка.

«В гости к берёзкам».

Окрестности вокруг села.

6

Динамическая прогулка на водоём.

Подвижные игры

Окрестности вокруг села.

7

Инструктаж по ТБ во время каникул.




Кабинет нач. классов.

8

Родительское собрание

«Детский отдых в летнее время »

Кабинет нач. классов.


Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:


  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.



Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Литература:

  • ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

  • Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.

  • DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  • DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  • «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

  • «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

  • «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.

  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

  • «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.