страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана - страница №1/1
![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» 9 класс (базовый уровень) Учитель: Крылова Елена Геннадиевна 2013-2014 учебный год Раздел I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная культура» для средней школы В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, О.Н. Кобеца, изданной в Ульяновске: ИНФОФОНД, 2006. Учебный предмет «Православная культура» позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей.
1. Определение содержания учебного материала по темам и их последовательность; 2. Распределение учебных тем по часам; 3. Конкретизация требований к уровню подготовки учащихся; 4. Определение форм и средств контроля.
В соответствии с Законом Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Законом Белгородской области от 04 июня 2009 года № 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» в приказе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» указано, что региональный компонент в начальном общем образовании представлен предметом «Православная культура» с III по IX классы в объеме 1 часа в неделю, в X-XI классе в объеме 1 часа в неделю. Изменения, внесенные в Рабочую программу Общий объём учебной нагрузки в 9 классе по авторской программе составляет 64 часа. В соответствии с Законом Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Законом Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» в приказе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» указано, что региональный компонент в начальном общем образовании представлен предметом «Православная культура» с III по IX классы в объеме 1 часа в неделю. В Рабочей программе уплотнён теоретический материал.
Учебно-методический комплект Базовый учебник: 1.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 2. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 3. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 154 с. 4. Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 5. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Формой организации учебного процесса является урок. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, работа с понятиями, с текстом, творческая работа, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Срок реализации Рабочей программы 2013-2014 учебный год Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся соответствует требованиям авторской учебной программы «Православная культура» В. Д. Скоробогатова, Т. В. Рыжовой, О. Н. Кобец и определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны: - называть и показывать; - определять и измерять, фиксировать; - описывать, составлять; - объяснять; - прогнозировать (простейшие действия). Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса 9 классе в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.). Важным требованием учебной программы предмета «Православная культура» в 9 классе является подготовка каждым учащимся двух рефератов: одного – по храмовой архитектуре и её истории, а другого – по основам христианского учения, основным молитвам, таинствам и обрядам Православной Церкви. Раздел III. Календарно-тематическое планирование
Раздел IV. Содержание программы учебного предмета «Православная культура» 9 года обучения Из истории возникновения христианских храмов. Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния Завета храм Соломона. Второй Иерусалимский храм. Происхождение внешнего вида христианского храма. Время гонения на христиан. Катакомбы – тайные христианские храмы. Базилика. Стили христианского храмостроения. Византийский стиль: свод, крестово-купольная конструкция, притвор, трапезная, алтарь, колоннада, карниз, иконостас, мозаика, барабан, парус. Романский стиль храмостроения. Готический стиль. Стиль Возрождения. Барокко. Рококо. Классицизм. Ордер. Ампир. Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов. Храм, алтарь, средняя часть, притвор, Крещение, Святой престол, Гроб Господень, Антиминс, Евангелие, Напрестольный крест, дарохранительница, солея, амвон, Святые Дары, проповедь. Истоки и самобытность русского храмового зодчества. Православный храм: истоки и самобытность. Деревянное храмовое зодчество Руси. Мозаика, фреска, икона, оклад, ковчег, Иисус Христос, многоглавие, купол. Формы православных крестов. Восьмерик, четверик, лемех. Каменные храмы Древней Руси. Десятинная церковь. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Успенский собор Московского Кремля. Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси. Роль православных храмов на Руси. Апостол Андрей Первозванный. Илия Пророк. Кафедральный собор. Ставропигиальный храм. Приходская церковь. Кладбищенский храм. Патриарх. Священный Синод. Иисус Христос. Пресвятая Богородица. Священное Писание. Двунадесятые праздники. Иоанн Предтеча. Великие православные праздники. Ангел. Архангел Михаил. Архангел Гавриил. Пророки. Апостолы. Равноапостольские святые. Мученики и страстотерпцы. Святые благоверные князья. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные. Внутреннее устройство православного храма. Святая Святых. Святилище. Колокольня. Неф, купол, хоругвь, канунник, паникадило, кафедра, рака, святые мощи, иконостас, алтарь. Иконостас православного храма и Библия. Царские врата. Благовещение Пресвятой Богородицы. Диакон, диаконские врата. Местный парус иконостаса. Трёхличная икона. Праотцы израильского народа Ной, Авраам, Иаков, Исаак. Устройство алтаря в православном храме. Горнее место. Запрестольная икона. Запрестольный крест. Семисвечник. Таинства церкви. О Символе Веры, основных заповедях и богослужении. Символ Веры – основные положения православия. Вселенский Собор. Члены Символа Веры. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, Святая Троица, Священное Писание, Дева Мария, Понтий Пилат. Апостольская Церковь, Соборная Церковь. Апостольские постановления. Страшный Суд, всеобщее Воскресение, Крещение. Десять заповедей Ветхого Завета. Девять Заповедей Блаженства Нового Завета. Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений, Особенности богослужений, особенности богослужений во время праздников и постов, молебны. О церковнославянском языке и молитвах. Книги Священного Писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы Пресвятой Богородице и Молитва Господня. Смысл молитвы, молитвы Ангелу Хранителю, Пресвятой Троице и Святому Духу. Обычаи и обряды Русской Православной Церкви. Крестное знамение, поклоны и обычай ставить свечу. Освящение воды, хлеба, куличей и яиц. Крестный ход. Крестное знамение, лампада, икона, елей. Просфора, литургия. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Основные таинства Православной Церкви. Понятие о таинствах Православной Церкви. Таинства крещения и миропомазания: купель, Символ Веры, крестные, Святой Дух. Таинство причащения: евхаристия, Тайная Вечеря, просфора, литургия, Царские врата. Таинства покаяния и елеосвящения: исповедь, елей. Таинства священства и брака. Колокольные звоны. Первые колокола на Руси. Колокольные мастера. Царь-колокол. Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов. Собор Святой Софии в Киеве. Ярослав Мудрый. Печенеги. Митрополит Иларион. Крестово-купольная конструкция, неф, алтарь, фреска, галерея, смальта, медальон. Христос Пантократор. Единый храмостроительный замысел Новгорода. Софийский собор в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города. Князь Владимир Ярославович. Николо-Дворищенский собор, собор Антониева монастыря, Гергиевский собор Юрьева монастыря. Николай Чудотворец. Ярослав Мудрый. Князь Мстислав. Царь Иван III. Святой Георгий Победоносец. Икона «Устюжское Благовещение». Зодчество Владимиро-Суздальской земли. Успенский собор во Владимире. Князь Андрей Боголюбский. Праздник Успения Божией Матери. Храм Соломона. Владимирская икона Божией Матери.Дмитриевский и Гергиевский соборы Владимиро-Суздальской земли. Князь Всеволод Большое Гнездо. Святой Димитрий Солунский. Князь Святослав Всеволодович. Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения. Истоки и своеобразие шатрового храмового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском – первый шатровый православный храм. Праздник Вознесения Христова. Царь Василий III. Царь Иван Грозный. Столпообразный храм, подклет, кокошник, главка. Шатровые храмы Руси. Праздник Покрова Божией Матери. Святой Василий Блаженный. Илья Пророк. Праздник Рождества Богородицы. Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. Марко Руффо. Бон Фрязин. Владимирский Успенский собор. Деисусный чин иконостаса. Икона «Спас Нерукотворный». Дионисий. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Паперть, придел, глава, арка, свод. Симон Ушаков. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Прохор с Городца. Иконостас. Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Архангел Михаил. Стиль Возрождения. Князь Дмитрий Донской. Иоанн Лествичник. Столп, колокольня. Храм Христа Спасителя. История строительства и освящения храма Христа Спасителя. Первоначальный облик и внутренне убранство храма. Император Александр I. Наполеон. Архитекторы А.Л. Витберг, К.А. Тон. Русско-византийский стиль. Митрополит Московский Филарет. Горельеф, барельеф, фриз. Император Александр III. История уничтожения и восстановления храма Христа Спасителя. Священный Синод. Икона Божией Матери «Державная». Алтарь, часовня, столп, звонница. Праздник Рождества Христова. Пасхальное богослужение. Храмы Санкт-Петербурга. Исаакиевский и Казанские соборы Санкт-Петербурга. Архитектор К.А. Тон. Стиль классицизма. Ампир. Святой Исаакий Далматский. Кафедральный собор. Архитектор Огюст Монферран. Византийский крест. Коринфский крест. Икона Казанской Божией Матери. Собор Святого Петра в Риме. Архитектор А.Н. Воронихин. Колоннада, латинский крест, портик, цоколь, фронтон, неф, иконостас. Фельдмаршал М.И. Кутузов. Раздел V. Формы и средства контроля Контроль знаний учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определения качества усвоения учащимися программного материала по православной культуре, диагностирование и корректирование полученных знаний. Формы контроля, используемые на уроках: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля: устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа.
Темы рефератов «Стили христианского храмостроения»
Темы рефератов «О Символе Веры, основных заповедях и богослужении»
Критерии оценки по предмету «Православная культура» 90% правильных ответов – 5; 70% правильных ответов – 4; 55% правильных ответов – 3.
1. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 260 с.: цвет. илл. ISBN 5903101054. 2. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. 3. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 154 с.: илл. ISBN 5903101046. 4. Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. 5. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Дополнительная литература
Литература по краеведению
Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, omcbelgorod@mail.ru - сайт Образовательно-методического центра «Преображение», www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru - сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью; kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал. Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина). Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru."; www.predanie.ru - Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru - Православная библиотека - Религиозная литература.Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru Сайты издательств: Электронный каталог учебных изданий (http://www.ndce.ru/); издательство Просвещение (http://www.prosv.ru/).; Гуманитарный издательский центр Владос (http://www.vlados.ru/). Книжная лавка Университета РАО (http://www.urao.mags.ru/). Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/); Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/); Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/); Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/); Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/); Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/); Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/); Русская культура (http://www.russianculture.ru/). Сайты учителей православной культуры: timo-tatjana.narod2.ru; mila-krasnokuts.narod.ru › pravoslawya/setevy; vmsush.narod.ru; www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей. Раздел VII. Оборудование и приборы
|