Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная ку - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... 1 228.65kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана... 1 272.34kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Рабочая программа курса «Православная культура» 1 198.29kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10 класса базового... 1 12.16kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса... 2 663.25kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана - страница №1/1




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

учителя русского языка и литературы

Гончаровой Татьяны Владимировны

для 9А класса предмет «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

образовательная область «Православная культура»


2013 год
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная культура» для средней школы В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, О.Н. Кобеца, изданной в Ульяновске: ИНФОФОНД, 2006.

Цель программы - организация профессиональной деятельности, направленной на создание условий для формирования на основе предмета духовно-нравственного содержания базовой культуры личности школьника.

Задачи:


1. Определение содержания учебного материала по темам и их последовательность;

2. Распределение учебных тем по часам;

3. Конкретизация требований к уровню подготовки учащихся;

4. Определение форм и средств контроля.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

В соответствии с Законом Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Законом Белгородской области от 04 июня 2009 года № 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» в приказе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» указано, что региональный компонент в начальном общем образовании представлен предметом «Православная культура» с III по IX классы в объеме 1 часа в неделю, в X-XI классе в объеме 1 часа в неделю.

Изменения, внесенные в Рабочую программу

Общий объём учебной нагрузки в 9 классе по авторской программе составляет 64 часа.

В соответствии с Законом Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Законом Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» в приказе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года №1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» указано, что региональный компонент в начальном общем образовании представлен предметом «Православная культура» с III по IX классы в объеме 1 часа в неделю.

В Рабочей программе уплотнён теоретический материал.




п\п


Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе

Обоснование

1.

История христианского храма

8 ч.

5ч.

Уплотнён теоретический материал

2.

Православный храм

31 ч.

16ч.

Уплотнён теоретический материал

3.

Храмовое зодчество Руси

25 ч.

13 ч.

Уплотнён теоретический материал




Итого

64ч.

34ч.




Учебно-методический комплект

Базовый учебник:

1.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 

Формой организации учебного процесса является урок.

Формы контроля тестовые контрольные работы и творческие письменные работы(реферат)

Четверть

Количество часов

Количество тестовых

контрольных работ



Количество

творческие

письменных

работ


I

8

1




II

8

1

1

III

10

1

1

IV

8

1




ИТОГО:

34

4

2

Срок реализации Рабочей программы 2013-2014 учебный год


Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствует требованиям авторской учебной программы «Православная культура» В. Д. Скоробогатова, Т. В. Рыжовой, О. Н. Кобец и определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса 9 классе в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Важным требованием учебной программы предмета «Православная культура» в 9 классе является подготовка каждым учащимся двух рефератов: одного – по храмовой архитектуре и её истории, а другого – по основам христианского учения, основным молитвам, таинствам и обрядам Православной Церкви.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

История христианского храма

5(+1)









Понятие христианского храма. Скиния Завета

1

03.09






Храм Соломона. Второй Иерусалимский храм

1

10.09






История происхождения внешнего вида христианского храма

1

17.09






Стили христианского храмостроения

1

24.09






Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов

1

01.10






Контрольная работа по теме: «История христианского храма»

1

08.10







Православный храм

15 (+2)









Истоки и самобытность русского храмового зодчества

1

15.10






Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси

1

22.10






Внутреннее устройство православного храма

1

05.11






Иконостас православного храма. Устройство алтаря

1

12.11






Защита рефератов по теме: «Внутреннее устройство православного храма»

1

19.11






Контрольная работа по теме «Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов»

1

26.11






Символ Веры

1

03.12






Десять заповедей Ветхого Завета.

1

10.12






Девять заповедей Нового Завета

1

17.12






Богослужения

1

24.12






О церковнославянском языке. Смысл молитвы

1

14.01









Обычаи и обряды Русской Православной Церкви

1

21.01






Основные таинства Православной Церкви

1

28.01






Правила поведения в православном храме

1

04.02






Колокольные звоны

1

11.02






Защита рефератов по теме: «Колокольные звоны»

1

18.02






Контрольная работа по теме: «Православный храм»

1

25.02







Храмовое зодчество Руси

7







24

Собор Святой Софии в Киеве

1

04.03




25

Единый храмостроительный замысел Новгорода

1

11.03




26

Зодчество Владимиро-Суздальской земли

1

18.03




27

Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения

1

01.04




28

Храмы Московского Кремля

1

08.04




29

Храм Христа Спасителя

1

15.04




30

Храмы Санкт-Петербурга




22.04







Храмовое зодчество Белгородской области

3(+1)







31

Храм Рождества Христова 

1

29.04




32

Церковь Троицы Живоначальной


1

06.05




33

Александро-Невский кафедральный собор

1

13.05




34

Итоговая контрольная работа по теме «Храмовое зодчество Руси»

1

20.05







Итого

34 часа







Содержание программы учебного предмета.
«ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА» —5 часов.

Из истории возникновения христианских храмов.

Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния Завета храм Соломона. Второй Иерусалимский храм.

Происхождение внешнего вида христианского храма.

Время гонения на христиан. Катакомбы – тайные христианские храмы. Базилика.

Стили христианского храмостроения.

Византийский стиль: свод, крестово-купольная конструкция, притвор, трапезная, алтарь, колоннада, карниз, иконостас, мозаика, барабан, парус. Романский стиль храмостроения. Готический стиль. Стиль Возрождения. Барокко. Рококо. Классицизм. Ордер. Ампир.

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.

Храм, алтарь, средняя часть, притвор, Крещение, Святой престол, Гроб Господень, Антиминс, Евангелие, Напрестольный крест, дарохранительница, солея, амвон, Святые Дары, проповедь.
«ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 15 часов

Истоки и самобытность русского храмового зодчества.

Православный храм: истоки и самобытность. Деревянное храмовое зодчество Руси. Мозаика, фреска, икона, оклад, ковчег, Иисус Христос, многоглавие, купол. Формы православных крестов. Восьмерик, четверик, лемех. Каменные храмы Древней Руси. Десятинная церковь. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Успенский собор Московского Кремля.

Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси.

Роль православных храмов на Руси. Апостол Андрей Первозванный. Илия Пророк. Кафедральный собор. Ставропигиальный храм. Приходская церковь. Кладбищенский храм. Патриарх. Священный Синод. Иисус Христос. Пресвятая Богородица. Священное Писание. Двунадесятые праздники. Иоанн Предтеча. Великие православные праздники. Ангел. Архангел Михаил. Архангел Гавриил. Пророки. Апостолы. Равноапостольские святые. Мученики и страстотерпцы. Святые благоверные князья. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные.

Внутреннее устройство православного храма.

Святая Святых. Святилище. Колокольня. Неф, купол, хоругвь, канунник, паникадило, кафедра, рака, святые мощи, иконостас, алтарь. Иконостас православного храма и Библия. Царские врата. Благовещение Пресвятой Богородицы. Диакон, диаконские врата. Местный парус иконостаса. Трёхличная икона. Праотцы израильского народа Ной, Авраам, Иаков, Исаак. Устройство алтаря в православном храме. Горнее место. Запрестольная икона. Запрестольный крест. Семисвечник. Таинства церкви.

О Символе Веры, основных заповедях и богослужении.

Символ Веры – основные положения православия. Вселенский Собор. Члены Символа Веры. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, Святая Троица, Священное Писание, Дева Мария, Понтий Пилат. Апостольская Церковь, Соборная Церковь. Апостольские постановления. Страшный Суд, всеобщее Воскресение, Крещение. Десять заповедей Ветхого Завета. Девять Заповедей Блаженства Нового Завета. Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений, Особенности богослужений, особенности богослужений во время праздников и постов, молебны.

О церковнославянском языке и молитвах.

Книги Священного Писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы Пресвятой Богородице и Молитва Господня. Смысл молитвы, молитвы Ангелу Хранителю, Пресвятой Троице и Святому Духу.

Обычаи и обряды Русской Православной Церкви.

Крестное знамение, поклоны и обычай ставить свечу. Освящение воды, хлеба, куличей и яиц. Крестный ход. Крестное знамение, лампада, икона, елей. Просфора, литургия. Праздник Воскресения Христова (Пасха).

Основные таинства Православной Церкви.

Понятие о таинствах Православной Церкви. Таинства крещения и миропомазания: купель, Символ Веры, крестные, Святой Дух. Таинство причащения: евхаристия, Тайная Вечеря, просфора, литургия, Царские врата. Таинства покаяния и елеосвящения: исповедь, елей. Таинства священства и брака.

Колокольные звоны.

Первые колокола на Руси. Колокольные мастера. Царь-колокол. Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов.

«ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО РУСИ» — 7 часов

Собор Святой Софии в Киеве.

Ярослав Мудрый. Печенеги. Митрополит Иларион. Крестово-купольная конструкция, неф, алтарь, фреска, галерея, смальта, медальон. Христос Пантократор.

Единый храмостроительный замысел Новгорода.

Софийский собор в Новгороде и его роль в едином храмостроительном замысле города. Князь Владимир Ярославович. Николо-Дворищенский собор, собор Антониева монастыря, Гергиевский собор Юрьева монастыря. Николай Чудотворец. Ярослав Мудрый. Князь Мстислав. Царь Иван III. Святой Георгий Победоносец. Икона «Устюжское Благовещение».

Зодчество Владимиро-Суздальской земли.

Успенский собор во Владимире. Князь Андрей Боголюбский. Праздник Успения Божией Матери. Храм Соломона. Владимирская икона Божией Матери.Дмитриевский и Гергиевский соборы Владимиро-Суздальской земли. Князь Всеволод Большое Гнездо. Святой Димитрий Солунский. Князь Святослав Всеволодович.

Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения.

Истоки и своеобразие шатрового храмового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском – первый шатровый православный храм. Праздник Вознесения Христова. Царь Василий III. Царь Иван Грозный. Столпообразный храм, подклет, кокошник, главка. Шатровые храмы Руси. Праздник Покрова Божией Матери. Святой Василий Блаженный. Илья Пророк. Праздник Рождества Богородицы.

Храмы Московского Кремля.

Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. Марко Руффо. Бон Фрязин. Владимирский Успенский собор. Деисусный чин иконостаса. Икона «Спас Нерукотворный». Дионисий. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Паперть, придел, глава, арка, свод. Симон Ушаков. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Прохор с Городца. Иконостас. Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Архангел Михаил. Стиль Возрождения. Князь Дмитрий Донской. Иоанн Лествичник. Столп, колокольня.

Храм Христа Спасителя.

История строительства и освящения храма Христа Спасителя. Первоначальный облик и внутренне убранство храма. Император Александр I. Наполеон. Архитекторы А.Л. Витберг, К.А. Тон. Русско-византийский стиль. Митрополит Московский Филарет. Горельеф, барельеф, фриз. Император Александр III. История уничтожения и восстановления храма Христа Спасителя. Священный Синод. Икона Божией Матери «Державная». Алтарь, часовня, столп, звонница. Праздник Рождества Христова. Пасхальное богослужение.

Храмы Санкт-Петербурга.

Исаакиевский и Казанские соборы Санкт-Петербурга. Архитектор К.А. Тон. Стиль классицизма. Ампир. Святой Исаакий Далматский. Кафедральный собор. Архитектор Огюст Монферран. Византийский крест. Коринфский крест. Икона Казанской Божией Матери. Собор Святого Петра в Риме. Архитектор А.Н. Воронихин. Колоннада, латинский крест, портик, цоколь, фронтон, неф, иконостас. Фельдмаршал М.И. Кутузов.

«ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» — 3 часа

Храм Рождества Христова.

 История строительства и освящения храма. Архитектор. Алтарь, часовня, столп, звонница. Праздник Рождества Христова.

Церковь Троицы Живоначальной.

История строительства и освящения церкви. Архитектор. Алтарь, часовня, столп, звонница

Александро-Невский кафедральный собор.

История строительства и освящения х собора. Архитектор. Алтарь, часовня, столп, звонница. Пасхальное богослужение.



Формы и средства контроля

Контроль знаний учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определения качества усвоения учащимися программного материала по православной культуре, диагностирование и корректирование полученных знаний.

Формы контроля, используемые на уроках: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Основными формами текущего контроля являются контрольные и творческие письменные работы (реферат).




Четверть

Количество часов

Количество тестовых

контрольных работ



Количество

творческие

письменных

работ


I

8

1




II

8

1

1

III

10

1

1

IV

8

1




ИТОГО:

34

4

2

Темы письменных творческих работ:

«Внутреннее устройство православного храма», «Колокольные звоны».


Критерии оценивания рефератов учащихся

1. Оформление рефератов учащимися:

- реферат должен быть представлен в печатном варианте;

-структура реферата должна быть выдержана.

2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов, поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов :

- при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»;

-при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо»

- при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично»


Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

1.Учебник В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н. Кобец «Православная культура», 9 класс, Ульяновск, Инфофонд, 2006 г.

2. Т.В.Рыжова, Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура»

3. Т.В.Рыжова, Методические рекомендации при организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура»

4. Учебно-методические комплексы с мультимедийными приложениями, издаваемые АНО «ИНФОФОНД» для отдельных классов средней общеобразовательной школы.

Дополнительная литература:

1.П.О. Кобец, А.Крупенков «Главный храм Святого Белогорья», Белгород: изд-во «Константа», 2005



2.С.Кобелева «Чудотворный крест - великая святыня Белогорья», Издательство кооперативное образование, Белгород, 2005

Оборудование и приборы

СРЕДСТВА ИКТ

1

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1

2

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

1


Интернет – ресурсы:

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования РФ

mon.gov.ru

Московская Патриархия Русской Православной Церкви

www.patriarchia.ru

Образовательно-методический центр «Преображение»

omcbelgorod@mail.ru

Информационно-образовательный православный портал

www.pravoslavie.ru

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии

blagиovest.bel.ru

Официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

www.beluno.ru