Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету литература 1 313.22kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литературное чтение» 1 273.73kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Французский язык» 1 251.27kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 2 387.61kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 4 778.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету Английский язык Углублённый... 1 223.18kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» для обучающихся... 1 263.64kb.
Программа по учебному предмету «Землеведение», «Краеведение», «Страноведение»... 4 1102.32kb.
Стаж работы. Квалификационная категория учителей мбоу фруктовская сош 1 37.19kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» - страница №1/2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2013-2014 учебный год.

Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа:

Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6-9 класс) осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Конституция Российской Федерации;



  • Концепция краеведческого образования в Челябинской области, утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. № 103/3404;

  • Об организации образовательного процесса в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013/2014 учебном году: Приложение № 11 к письму МОиН Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2013 о преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013/2014 учебном году.

  • Областной базисный учебный план Челябинской области: Приказ МОиН Челябинской области № 01-269 от 06.05.2009.

  •  Приказ МБОУ «СОШ № 5» № ___ от г. «Об утверждении учебного плана и рабочих программ учебных предметов на 2013/14 учебный год;

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов,         предметов, дисциплин (модулей), утвержденное на заседании педсовета МБОУ  «СОШ № 5» протокол № от г.

  • Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области «Краеведение»./Под редакцией В.М. Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008).


Основные цели и задачи предмета
Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  - главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.


Образовательные задачи: 
  - формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры; 
  - ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
  - развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
  Воспитательные задачи:
  - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  - укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
  - наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  - изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
  - общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
  - совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  - формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
  Развивающие задачи:
  - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  - стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  - ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  - формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  - стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Место предмета в областном базисном учебном плане

Областной базисный учебный план отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования. За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс.

Курс «Краеведения» построен по модульному принципу.

В программе определена следующая структура изучения курса:

6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».

7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».

8 класс – «История и культура народов Южного Урала».

9 класс – «Экономика и общество Южного Урала».



Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №5» учебный предмет «Краеведение» изучается в 6-9 классах основной школы. На изучение курса краеведения 8 класса «История и культура народов Южного Урала» выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).
Обоснование выбора программы

Данная рабочая программа курса краеведения 8 класса составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008). Выбор программы обусловлен тем, что данная программа соответствует требованиям Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся; раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, а также определяет последовательность их изучении. Она позволяет достичь главную цель краеведческого образования.

Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРАЕВЕДЕНИЯ

«История и культура народов Южного Урала» ( 8класс, 35 час)
Введение. Как различают и что объединяет народы? (1 час). Многонациональность как специфика населения Челябинского Урала. Признаки этноса. Науки, изучающие историю и культуру народов: этнография, антропология, лингвистика, фольклористика, топонимика, статистика, социология, генеалогия, искусствоведение. Стационарный, сезонный и маршрутный методы полевых этнографических исследований.

Тема 1. Народы Южного Урала: история и современность (17 часов)

«Между Европой и Азией»: древние жители Южного Урала и их потомки. Основные этапы истории народов Южного Урала в древности и средневековье. Индоиранские (индоевропейские), финно-угорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы. Мордва и чуваши. Учебная экскурсия. Этнографическая экспозиция в Челябинском областном краеведческом музее.

«Коренные южноуральцы»: башкиры и казахи. Этногенез современных тюркских народов. Этнонимы «башкорт» и «казак». Родоплеменное деление. Кочевая система хозяйства. Распространение ислама и доисламские верования. Вхождение в состав Российского государства. Расселение башкир и казахов на территории современной Челябинской области.

«Крестьяне, казаки и заводские»: русские. Ассимиляция восточными славянами финно-угорских и балтских племен. Этноним «русские». Формирование русского населения на Южном Урале. Расширение этнической территории русского народа. Этнографические группы русского населения Челябинской области. Комплексное хозяйство. Лингвистический практикум. Составление словаря местных слов и выражений.

«Братья-славяне»: украинцы. Этнонимы «малороссы», «украинцы». Воссоединение Украины с Россией. Основные этапы переселения украинцев на Южный Урал. Украинцы в составе населения Челябинской области.

«Загадочные земляки»: татары и нагайбаки. Практикум по решению познавательных заданий. Этноним «татары». Этнографические группы татар. Тептяри и мишари. Расселение татар на Южном Урале. Торговля и посредническая деятельность татарских купцов. Нагайбаки – коренной малочисленный народ Южного Урала.

«Европейцы на Южном Урале»: немцы, евреи и поляки. Урок-конференция. Основные вехи переселения немцев, евреев и поляков на Южный Урал. Знаменитые представители европейских народов в истории и культуре Челябинской области.

Жители дореволюционного Челябинска. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Заселение района (города, села) и историческая память местных жителей.

«Масленица и сабантуй»: традиционный календарь и народные праздники. Урок-конференция. Весенне-летний и осенне-зимний циклы праздников. Русско-башкирские параллели в праздничном календаре. Народные праздники в советское время. Рождество и «Новый год». Масленица и «проводы русской зимы». Возрождение традиционной праздничной обрядности. Сабантуй – «праздник плуга». Праздничные атрибуты.

«Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья. Пятистенки и крестовики. Учебная экскурсия. Школьный Изба и горница. «Русская печь». Печь с котлом – казаном и нары у нагайбаков. Юрты тюркского и монгольского типов.

«Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды. Учебная экскурсия. Музей г. Троицка. Запись местных календарных и семейных обрядов, детских игр и фольклора, преданий и легенд. Изготовление традиционных детских игрушек, ремесленных изделий.

«Старинные моды»: одежда наших предков. Конкурс проектов. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная, зимняя и летняя. Народный стиль в современной одежде.

«Ребячья артель»: народные ремесла и промыслы Южного Урала. Фоторепортаж. Художественная обработка растительных материалов. Изделия из древесины, бересты, лозы и лыка. Роспись по дереву. Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание. Вязание, вышивка и кружевоплетение. Лоскутное шитьё. Изделия из камня и кости. Беседы с мастерами народных ремесел и художественных промыслов. Лабораторная работа с контурной картой. Анализ традиционных орнаментов. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.

«Сто лет перемен»: этнические процессы в ХХ веке. Лабораторная работа с контурной картой, диаграммами и графиками. Изменения в национальном составе населения Южного Урала в ХХ вв. Сравнительные данные численности основных национальностей в Челябинской области. Переселенцы из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Взаимодействие народов. Деятельность национально-культурных центров. Бажовский фестиваль народного творчества. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Современная демографическая картина Троицкого района и села Бобровка. Национальный состав учащихся школы.

«Купола над городом»: религии и храмы Троицка. Автобусная учебная экскурсия по культовым местам. православные, Свято-Троицкая и Александро-Невская, Дмитриевская церкви, женский монастырь, мечеть,. Внешний вид, устройство и убранство культовых зданий. Поликонфессиональность населения Южного Урала. Милосердие и благотворительность в истории края. Место религии в истории края и в современности.

«Флаг семьи»: происхождение фамилий. Практическая работа по решению познавательных заданий. Современные русские имена из разных языков. Социологический опрос. «Мода на имена» в прошлом и современности.

«Судьба семьи в истории страны». Урок-конференция с презентацией проектов. «Родословное древо» - генеалогическая схемы своей семьи или знаменитых земляков.

«Фестиваль народного творчества»: традиционная культура народов Южного Урала и современность. Коллективное творческое дело. Выставка поделок и национальных блюд. Национальные песни и танцы.
Тема 2. Просвещение и искусство на Челябинском Урале (17 час.)

«Школьный мир»: общее образование в Челябинске. Урок-конференция. Народное просвещение в дореволюционный период. Школьное образование в советское время. Современные школы, лицеи и гимназии. Уклад школьной жизни. Известные просветители, заслуженные педагоги и учителя-новаторы.

«Куда пойти учиться»: учреждения профессионального образования в Челябинской области и г.Троицка. Встреча с выпускниками школы. Старейшие вузы города; современное высшее образование: спектр направлений профессиональной подготовки. Начальное и среднее профессиональное образование.

«Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука. Лабораторная работа с учебником и контурной картой. Первые шаги в изучении нашего края. Ученые-путешественники XVIII – XIX вв. Появление краеведческих организаций и изданий. Развитие краеведения в советский период. Современные научно-исследовательские институты и центры. Энциклопедии и краеведческая литература. Современные ученые и краеведы.

«Хранилища памяти народной»: музеи. Фоторепортаж. Первые музеи на Южном Урале. Разнообразие музеев Челябинской области: краеведческие, исторические, мемориальные, художественные, литературные, естественно-научные, технические и др. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.

«Гриф секретности снят»: архивы. Учебная экскурсия. Комплектование архивных фондов и хранение документов. Публикационная деятельность архивов. Роль архивов в сохранении исторической памяти. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.

«В мире книг»: библиотеки и книжное дело. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Библиотеки и их место в культурной жизни нашего края. Библиотечная сеть Челябинской области. Книгоиздательство.

«Строительное искусство»: архитектура Челябинского Урала. Урок-практикум. Особенности архитектуры как вида искусства. Функциональное назначение зданий в архитектуре Южного Урала (фортификационные, производственные, общественные, культурные, культовые, жилые здания). Архитектурные стили общественных и культовых зданий Южного Урала.

Г. Троицк. Учебная экскурсия. История строительства Троицкой ГРЭС. Биография Рыбки.Бобровка. Жилые дома. Детсады. Школа. Дом Культуры.

«Искусство ваяния»: скульптора. Особенности скульптуры как вида искусства. Художественные темы в скульптуре Южного Урала. Памятники деятелям и событиям дореволюционной истории России. Памятники, посвященные революционерам и событиям гражданской войны. Памятники воинам-защитникам Отечества. Памятники трудовой славы края. Памятники деятелям искусства и культуры. Памятники бытового жанра. Жизнь и творчество южноуральских скульпторов.

«Узор чугунных кружев»: каслинское и кусинское литьё. Образцы изделий художественного литья в Челябинске. Технология чугунно-литейного производства. Бронзовое литье. История художественного литья в портретах мастеров и их произведениях.

Изобразительное искусство. Живопись. Учебная экскурсия. Выставочный зал г. Троицк. Тема Урала в изобразительном искусстве. Художественные школы, училища и вузы.

«Иванко-крылатко»: златоустовская гравюра. Приемы художественной обработки металла. Украшенное оружие. Сувенирная продукция советского периода. Художественное творчество современных мастеров Златоуста.

«Звуков волшебство»: музыка. Музыкальная жизнь Южного Урала в прошлом и настоящем. Музыкальные театры, концертные залы, филармонии. Оркестры и хоры. Музыкальные школы, училища и вузы. Композиторы, дирижеры и исполнители; преподаватели музыки. Тема Урала в музыке.

«У театральной афиши»: театр. Урок-конференция. История и репертуар челябинских театров. Лабораторная работа с театральными афишами. Театральные фестивали.

«Тайны закулисья»: оперный театр. Виртуальная экскурсия. Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки. Архитектура театрального здания. Внешнее убранство и оформление интерьеров. Зрительный зал. Устройство сцены. Гримуборные артистов. Репетиционные залы. Костюмерный цех. «Снимаем кино»: кинематограф. Конкурс проектов. Сценарии фильмов о культуре Южного Урала. Кинотеатры и их история, кинофестивали. Известные деятели кинематографа – южноуральцы.



Повторительно-обобщающий урок. Практическая работа по контурной карте. Конкурс проектов. Театр, кинотеатр, музей, библиотека будущего. Контрольная работа.
Экскурсии:

  1. Краеведческий музей г. Троицка

  2. Виртуальная экскурсия по г. Троицку

  3. Выставочный зал г. Троицк. Тема Урала в изобразительном искусстве.

  4. Виртуальная экскурсия. Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки


Учебно-тематический план
Тематическое планирование с обоснованием разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объёме, определенном календарно-тематическим планом.
История и культура народов Челябинского Урала (35 час.)


Название раздела, темы.

Количество часов

Введение

1

Народы Южного Урала: история и современность

15

Просвещение и искусство на Южном Урале

18

Повторение и обобщение по курсу

1




35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата по факту

Дата по плану



п/п

Наименование темы, учебного занятия

Количество часов

Формы организации учебной деятельности, контроль

Учебный материал

07.09






Введение. Как различают и что объединяет народы.

1




§ 1










Тема 1.

Народы Южного Урала: история и современность (15 часов)










14.09






«Между Европой и Азией»:

древние и средневековые народы



1




§ 2

21.09






«Самый уральский народ»: башкиры

1




§ 3

28.09






«Народ свободных людей»: казахи

1




§ 4

05.10






«Крестьяне, казаки и заводские»: русские

1




§ 5

12.10






«Братья-славяне»: украинцы

1




§ 6

19.10






«Крещеный народ»: нагайбаки

1




§ 7

26.10






«Представители России в полуденной Азии»: татары

1




§ 8

02.11






«Потомки древних булгар»: чуваши

1




§9

16.11






«Родом из центра России»: мордва

1




§10

23.11






«Южноуральские европейцы»: немцы

1




§11

30.11






«История древнего народа»: евреи

1




§12

07.12






«Яркий след на уральской земле»: поляки

1




§13

14.12






«Сто лет перемен»: этнические процессы в ХХ веке

1




§14

21.12

11.01





15-16.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы Южного Урала: история и современность»

2




§ 2-14










Тема 2.

Просвещение и искусство на Южном Урале (18 час.)










18.01

25.11





17-18.

«Под сенью куполов»: религии и храмы

2




§ 15

01.02

08.02





19-20.

«От училища до университета»: просвещение образование

2




§16

15.02




21.

«Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука

1




§ 17

22.02




22.

«Хранилища памяти народной»: музеи, архивы, библиотеки

1




§ 18

01.03




23.

«Строительное искусство»: архитектура

1




§ 19

08.03




24.

Изобразительное искусство. Скульптура

1




§ 20

15.03




25.

«Чугунное кружево»: каслинское и кусинское литье

1




§21

05.04




26.

Изобразительное искусство. Живопись

1




§22

12.04




27.

Искусство мастеров Златоуста: гравюра на стали

1




§23

19.04




28-29.

Народное декоративно-прикладное искусство: ремесла и промыслы

2




§24

26.04




30.

«Звуков волшебство»: музыка

1




§ 25

03.05




31.

«Сценическое искусство»: театр

1




§26

10.05




32-33.

«Важнейшее из искусств» кинематограф

2




§ 27

17.05




34.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Просвещение и искусство на Южном Урале»

1




§ 15-27

24.05




35.

Итоговое обобщение

1

к/р





Практические работы 8 класс:

1.Составление словаря местных слов и выражений.

2. Описание местных календарных и семейных обрядов.

3. Запись местных детских игр и фольклора.



  1. Статистический анализ национального состава учащихся школы (населения села, города).

  2. «Родословное древо»: составление генеалогической схемы своей семьи или знаменитых местных жителей.

  1. Изготовление традиционных детских игрушек.

  2. Контурная карта. «Народы Южного Урала».

  3. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.

  4. Анализ традиционных орнаментов.

  5. Контурная карта. «Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала».

11. Контурная карта. «Учреждения образования и культуры Южного Урала».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся

по курсу краеведения «История и культура народов Южного Урала» 8 класс

В результате изучения курса ученик должен…



знать/понимать

  • краеведческие понятия и термины: этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; «престольный праздник», сабантуй, фестиваль;

  • лингвистическую классификацию народов Южного Урала; десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области;

  • ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1682 г. – основана Белоярская (Теченская) слобода (первое русское поселение на территории современной Челябинской области); 1731 г. – хан Младшего казахского жуза Абулхаир принят в подданство Российской империи; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;

  • ключевые события истории культуры Южного Урала: 1779 г. – открылось русское словесное училище (первая школа на территории Челябинской области); 1816 г. – открылся музей в Златоусте (старейший в Челябинской области); 1900 г. – Каслинский павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже; 1903 г. - открылся Народный дом в Челябинске (ныне здание Театра юного зрителя); 1904 г. – первая демонстрация кинофильмов в Челябинске; 1921 г. – начал действовать Челябинский архив; 1922 г. – открылся театр драмы в Челябинске; 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске; 1929 г. – открылся ветеринарный институт в Троицке; 1956 г. – открылся театр оперы и балета в Челябинске; 1976 г. – открылся Челябинский государственный университет;

  • результаты важнейших исследований ученых и краеведов: М.Д. Голубых, И.Г. Горохов, В.П. Бирюков, А.М. Маметьев, А.И. Лазарев, А.П. Моисеев, А.А. Рыбалко, Г.С. Трифонова, Е.В. Конышева, Е.И. Артюшкина;

  • творчество выдающихся деятелей культуры Южного Урала: П.Г. Сафронов, А.К. Буров, Е.В. Александров; Л.Н. Головницкий, В.С. Зайков, В.А. Авакян, В.Ф. Митрошин; И.Н. Бушуев, Н.А. Лаверецкий, А.В. Чиркин; Н.А. Русаков, И.Л. Вандышев, З.Н. Латфулин; Г.Д. Моргулис, С.Г.Эйдинов, О.Г.Митяев; Н.Ю. Орлов, С.А. Герасимов, Л.Л. Оболенский;



уметь:

  • анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники;

  • соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;

  • объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала;

  • объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал;

  • показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов;

  • описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию;

  • рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы;

  • приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев;

  • формулирования собственных суждений о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала;

  • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Характеристика контрольно-измерительных материалов

Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете «Краеведение» осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени. По окончании изучения курса «История и культура народов Южного Урала» каждой большой темы проводится контрольная работа.

Критерии оценки знаний учащихся


Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:





  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).


Учебно-методический комплекс


Учебная

программа



Учебники,

учебные пособия



Пособия для учителя

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 8 класс: История и культура народов Южного Урала – Челябинск: АБРИС, 2008.



«Краеведение.8 класс» / ред. В.М. Кузнецова. Челябинск: АБРИС, 2010


История и культура народов Южного Урала. Программно-методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / Е.И. Артюшкина, В.М. Кузнецов, А.П. Моисеев, М.С. Салмина; под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Для учащихся:

  • Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гиттис М.С. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. – Челябинск: Абрис, 2006.

  • Тетрадь юного краеведа «Троицкий район» / автор-составитель М.С. ГитисЧелябинск: Абрис, 2008.

  • Тетрадь юного краеведа «Троицкий городской округ» /автор -составитель Кутепов О.Н. Челябинск: Абрис, 2012.


Дидактические материалы:

  • Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006. Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: Абрис, 2008. Челябинская область. Контурные карты. – Челябинск: Абрис, 2006.

Материалы для контроля:

  • Кузнецов В.М., Гитис М.М., Маркова А.С. Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243.

  • Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 8 класса «История и культура народов Южного Урала» Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322


Используемая дополнительная литература

  1. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.

  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.

  3. Челябинская область. Краткий справочник / Авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2004.

  4. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2006НаНн.

  5. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.

  6. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-5. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.

  7. Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С. История Урала (XI – XVIII вв.): Метод. пособие для учителя. Челябинск: ЮУКИ, 2001.

  8. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: АТОКСО, 1993.

  9. Скобелкин Е.И..Шамсутдинов И.В. Щит порубежья, опора отечества.-

Еманжелинск:, 2008.

  1. Скобелкин Е.И. Шамсутдинов И.В. Возвращаясь к прошлому.

  2. Калишев В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала. Челябинск, 1998.

  3. Аблина Н.А. Путешествия по столетиям… Троицку 260 лет. Челябинск: : Дом печати, 2003.


Материально-техническое и информационное обеспечение

Для изучения учебного предмета «Краеведение» используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:



  • оборудование: кабинет №7 общей площадью 56 кв.м.; ученические столы и стулья (9/18), учительский стол (1), шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов (1), компьютерный стол (1);

  • технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • компьютер, телевизор, DVD-плейер, мультипроектор, экспозиционный экран;

Инв. №

Наименование оборудования

Марка/ год выпуска

Размещение и хранение

Исправно/

неисправно

0414-3322261072

Мультимедийный проектор BENQ

2006

Кабинет № 7

Исправно

0414-3020202071

Компьютер в комплекте

2007

Кабинет № 7

Исправно

0414-3230102039

Телевизор JVC 21U4

2007

Кабинет № 7

Исправно




DVD - плейер

2010

Кабинет № 7

Исправно

  • экранно-звуковые пособия:

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы:

    1. Электронное приложение к пособию «История и культура народов Южного Урала. Программно-методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области» / Е.И. Артюшкина, В.М. Кузнецов, А.П. Моисеев, М.С. Салмина; под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. «Зюраткуль» (2 фильма) – о национальный парк

    2. Презентации к урокам ЧИППКРО.

    3. Авторские презентации

4. Коллекция электронных материалов к урокам:

1. Литература России. Южный Урал. Часть1, 2008 год

2. Литература России. Южный Урал. Часть2, 2008 год

3. Литература России. Южный Урал. Часть 3. 2008 год



библиотечный фонд:

  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета ИСТОРИЯ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

  • нормативные документы;

  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, окружающему миру, литературе и др.);

  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием;

  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);

  • энциклопедическая и справочная литература (философские словари, справочники, биографии деятелей и значимых персоналий и др.);

  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
В помощь учителю:


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки Челябинской области

http://minobr74.ru/

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

http://ipk74.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Сайт Челябинской областной универсальной научной библиотеки, отдел краеведения

http://chelreglib.ru/ru/zgate/s/kraychel

Краеведческий портал Челябинской области

http://www.kraeved74.ru

Челябинское областное общество краеведов


http://www.cspu.ru/kraeved/kraeved.html








Контрольно-измерительные материалы

по курсу краеведения 8 класса

«История и культура народов Южного Урала»
Цель проведения работы: оценка качества краеведческого образования в 8 классе

Задачи проведения работы:

  • определить уровень усвоения содержания краеведческого образования;

  • предоставить учащимся возможность самореализации в учебной деятельности;

  • определить направления совершенствования преподавания краеведения.

следующая страница >>