Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) основное общее (7 класс) Количество часов 70 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по кубановедению Уровень обучения (класс) 1 295.06kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 266.08kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 263.72kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 280.78kb.
Рабочая программа по л итературному чтению Ступень обучения (класс) 1 186.96kb.
Рабочая программа по литературе (указать предмет, курс, модуль) 2 398kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа учебного курса по русскому языку Основное общее... 7 2064.76kb.
Рабочая программа по истории Класс: 8 II ступень обучения, базовый... 1 184.97kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи 1 187.54kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) основное общее (7 класс) - страница №1/1

Утверждена

Приказом №48 от 28 августа 2013г.

И.о. директора МКОУ «Кочетовская ООШ»

__________ Ю.В. Шмарина


Воронежская область Хохольский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кочетовская основная общеобразовательная школа»


с. Кочетовка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По литературе

Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ (7 класс)

Количество часов 70 Уровень БАЗОВЫЙ

Учитель Минакова Галина Ивановна


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса литературы для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе (2004 год), авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина и примерного тематического планирования уроков литературы в 5-11 классах (базовый уровень) Н. В. Беляевой. Программа рассчитана на 70 учебных часов, в том числе на уроки развития речи – 6 часов, тестовые работы – 4 часа. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по литературе и авторской программой курса.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Программа 7 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем (в 7 классе - это особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная прграмма концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Серьёзным результатом плодотворной работы учителя и учащихся на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи и т. п.). Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу с ними на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 7 класс.

Знать (понимать): содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, этапы их творческой деятельности; историко-культурных контекст и творческую историю изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный ( с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в 7 классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т. д.), каталогов.



Уметь письменно: развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 7 классе.



Содержание курса литературы в 7 классе.

Тема 1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в литературном произведении.

Тема 2. Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин «Садко». Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Карело-финский мифологический эпос. «Калевала».

Теория литературы. Предание. Гипербола. Былина. Руны. Мифологический эпос.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

Тема 3. Из древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Повесть временных лет».

Теория литературы. Летопись.



Тема 4. Из русской литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Теория литературы. Ода.

Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

Тема 5. Из русской литературы XIX века. А. С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»(вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Выражение чувства любви к Родине. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» - пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Теория литературы. Литературный герой (развитие представлений).

И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы, «Два богача».

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин. Историческая основа поэмы. «Размышления у парадного подъезда». Боль за судьбу народа.

Теория литературы. Поэма. Трёхсложные размеры стиха.

А. К Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского «рыцарства».

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности. Сатира в «Повести…»

Теория литературы. Гротеск.

Л. Н. Толстой. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Беспощадный анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.

И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. «Злоумышленник», «Размазня» (для чтения и обсуждения). Многогранность комического.

Теория литературы. Юмор и сатира как формы комического.

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».

Тема 6. Из русской литературы XX века. М. Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Тема и идея произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой. Тоническое стихосложение.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос повести.

А. П. Платонов. «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Непохожесть его на окружающих людей, душевная щедрость.

«В прекрасном и яростном мире». (Для самостоятельного изучения). Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» Картины природы, преображённые поэтическим зрением. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости военных лет в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии родной природы. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни, на донышке…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой.

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Заветы академика Лихачёва.

Теория литературы. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века: А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б Окуджава «По смоленской дороге…», Р. Гамзатов «журавли». Лирические размышления о жизни, времени, вечности.



Тема 7. Из зарубежной литературы. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Д. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига во имя Родины.

Японские хокку (трёхстишия). Особенности жанра. О*Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о победе добра.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

№ п/п

Название темы урока

Кол-во
часов

дата

провед


по пл.

дата провед

факт.


1

введение. знакомство со статьей учебника «читайте
не торопясь…»

1







2


предания. былины и их исполнители. былины «вольга и микула Селянинович», «садко»

1








3

былина «вольга и микула Селянинович», «садко»

1







4

внеклассное чтение. Былина «илья муромец и Соловей-разбойник»

1







5

«Калевала» – карело-финский мифологический эпос

1






6


пословицы и поговорки

древнерусская литература. «повесть временных лет»

1








7

«повесть о петре и февронии Муромских»

1







8

знакомство с жизнью и деятельностью М. В. ломоносова, с его стихами, с реформой в языке

1







9

знакомство с жизнью и деятельностью Г. Р. державина, его сатирическими произведениями

1







10

А. С. Пушкин. поэма «полтава». Образы поэмы

1







11

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

1







12

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1







13

А. С. Пушкин. «борис годунов»

1







14

А. С. Пушкин. повесть «станционный смотритель»

1







15

знакомство с «песней про купца калашникова» М. Ю. Лермонтова, с ее героями

1







16

«Песня про купца Калашникова…». анализ ii части

1







17

«Песня про купца Калашникова…». анализ iii части

1







18

сочинение по иллюстрации в. васнецова «песня про купца калашникова»

1







19

Лирика М. Ю. Лермонтова. стихотворения «молитва», «ангел»,
«когда волнуется желтеющая нива…»

1









20

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь

1







21

запорожская сечь. жизнь в сечи

1







22

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Анализ 7–8-й глав

1







23

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Анализ 9-й и 10-й глав

1







24

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Анализ 11, 12-й глав

1







25

Сравнительная характеристика остапа и андрия, Тараса Бульбы

1







26

подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе

1







27

И. С. тургенев. Рассказ «Бирюк»

1







28

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1







29

Н. А. некрасов. «русские женщины»

1







30

Н. А. некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

1







31

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1







32

м. е. салтыков-щедрин. «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1







33

внеклассное чтение. Сказка «дикий помещик»

1







34

л. Н. Толстой. «детство», «отрочество», «юность»

1







35

л. Н. Толстой. Повесть «Детство».

1








36

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «злоумышленник»

1







37

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. рассказ «Тоска»

1







38

стихотворения о природе. «край ты мой, родимый край…»

1







39

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). «Цифры»

1







40-42

Алексей Максимович Горький (1868–1936). Повесть «Детство»

3







43

Развитие речи. характеристика героев повести. сочинение

1







44

легенда о Данко из рассказа «старуха изергиль»

1







45

Внеклассное чтение. Рассказ «мать изменника» из «Сказок об Италии» М. Горького

1







46

Леонид Николаевич андреев. «кусака»

1







47

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930). стихотворение «необычайное приключение…»

1









48

Стихотворение В. В. Маяковского «хорошее отношение к лошадям»

1







49

Андрей Платонович платонов. Рассказ «Юшка»

1







50

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа

1







51

«В прекрасном и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А. П. Платонова

1







52

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

1







53

А. Т. твардовский (1910–1971). Стихотворения поэта

1







54

развитие речи. Сочинение по одному из стихотворений Твардовского

1







55

внеклассное чтение. Поэзия а. т. твардовского. урок-концерт «Грозные годы войны»

1







56

Федор Александрович Абрамов (1920–1983). «О чем плачут лошади»

1







57

Евгений Иванович Носов. «кукла» , «живое пламя»

1







58

Юрий Павлович Казаков (1927–1982). рассказ «тихое утро»

1







59

Развитие речи. сочинение «Яшка – верный товарищ» (по рассказу Ю. П. Казакова «тихое утро»)

1







60

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999). «Земля родная»

1







61

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

1







62

Стихотворения русских поэтов В. Брюсова, И. Бунина, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого.

1














63

Песни на стихи русских поэтов XX века. А. Вертинский, И. Гофф, Б. Окуджава

1







64

Расул Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…»

1







65

Внеклассное чтение. стихи о защитниках нашей Родины, о великой отечественной войне. поэзия участников войны (игра-экскурсия)

1







66

Роберт Бёрнс. «Честная бедность»

1







67

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1







68

Японские трехстишия. Мацуо Басё. Кобаяси Исса

1









69

О. Генри (1862–1910). рассказ «дары волхвов»

1






70


В гостях у книги

Рэй Дуглас Брэдбери. рассказ «Каникулы»

Луиджи Пиранделло (1867–1936). рассказ
«черепаха»

1











Всего

70








Средства контроля

Контрольный урок №1 – Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина

Контрольный урок №2 - Тест по поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Грозного, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Контрольный урок №3 – Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Контрольный урок №4 - Экспресс-тест по поэзии Н. А. Некрасова.

Контрольный урок №5 – Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.

Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и М. Е Салтыкова-Щедрина».

Контрольный урок №6 – Письменный анализ эпизода произведения писателя XX века

(по выбору) или одного стихотворения поэта XX века (по выбору).

В течение учебного года предусмотрены 3 домашних сочинения и 4 письменных ответа на проблемные вопросы. Они не являются контрольными, но также свидетельствуют об уровне знаний, умений и навыков учащихся.




Учебно-методические средства обучения.

Учебники: 1. Учебник – хрестоматия «Литература» для 7 класса в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2008 год.

Учебно-методическая литература: 1. Методические рекомендации по использованию учебников под редакцией В. Я. Коровиной «Поурочное планирование по литературе. 7 класс». Автор-составитель О. Я. Ерёмина. М., «Экзамен», 2008 год.

2. И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. «Поурочные разработки по литературе. 7 класс» к учебникам – хрестоматиям В. Я. Коровиной. М., «Вако», 2004 год.



Дополнительная литература: публикации журнала «Литература в школе», газеты «Первое сентября», библиографический словарь «Русские писатели», комплект аудио-дисков «Антология русской литературы».