Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом по школе от 18 января 2012 года № 16. (изменения утверждены приказом по школе от 31 августа 2013 года № 283)
Рабочая программа по литературе составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе для 10-11 класса.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком, утвержденными приказом от 03.04.2013 № 122, рассчитана на реализацию в течение 2 лет в количестве 204 часа (3 часа в неделю: 102 часа – 10 класс, 102 часа – 11 класс).
Реализация учебной программы обеспечена учебником, утвержденным в списке учебников на 2013 - 2014 учебный год приказом по школе от 03.04.2013 № 122: Лебедев Ю.В. Литература. Учебник в двух частях - М.: «Просвещение», 2011.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
В рабочую учебную программу включен региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов Кольского Заполярья. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями литературы.
На изучение произведений поэтов и писателей Кольского Заполярья в 10 классе отводится 5 часов.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
№
|
дата
|
Перечень литературных произведений
|
Историко-литературные сведения
|
Теоретико-литературные понятия
|
Основные виды деятельности
|
1
|
|
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Общее понятие о литературе Кольского Севера.
|
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Взаимосвязь русской литературы 19 в. с мировой культурой.
|
|
Выявление уровня литературного развития учащихся. Работа с учебником.
Составление таблицы «Периоды, события и изменения в литературе»
|
2
|
|
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
|
Россия в 1 половине 19 века. Исторические события. Общественная мысль.
|
Классицизм. Сентиментализм Романтизм. Жанр, стили, элегия, ода, философия Декарта.
|
Обзорно, беседа, обобщение. Работа с учебником.
|
3
|
|
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Основные темы и мотивы лирики А. Пушкина.
|
Своеобразие пушкинской эпохи.
|
Лирика, элегия, послание, поэма, стихотворная повесть, трагедия, цикл, лирические жанры, романтизм,
стихотворные размеры, рифмы, средства художественной выразительности.
|
Лекция, беседа, проблемные задания, работа с книгой. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» , «Телега жизни». Выразительное чтение.
|
4
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .
|
|
Жанр элегии.
|
Беседа, проблемные задания, работа с книгой.
Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»)
|
5
|
|
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти.
|
|
Особенности жанра философской лирики.
|
Практикум.
|
6
|
|
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема маленького человека в поэме «Медный всадник». Раскрыть проблемы индивидуального бунта, конфликта личности и государства.
|
Петр I и его роль в развитии России.
|
Тема маленького человека, историческая драма
|
Беседа, проблемные задания, АВТ.
Анализ социально-философских проблем поэмы.
Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
|
7
|
|
Тема маленького человека в поэме «Медный всадник». Проблемы индивидуального бунта, конфликта личности и государства
|
Конфликт личности и государства.
|
8
|
|
М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба писателя. . Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Основные темы и мотивы лирики.
Романтизм и реализм в творчестве поэта.
|
Особенности лермонтовской эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
|
Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое «двоемирие», лирический герой, романс, послание, идиллия, «бегство» романтического героя, психологический роман и др.
|
Лекция, беседа, АВТ.
Анализ стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)., «Нет, я не Байрон…». Выразительное чтение
|
9.
|
|
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).
|
Общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви.
|
Стихотворные размеры, рифмы, средства художественной выразительности,
жанровое своеобразие. Послание, лирический герой, авторская позиция.
|
АВТ, Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»
|
10
|
|
Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного)
|
АВТ, Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта.
|
11
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова Пушкина.
|
Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества, поэта и толпы.
|
Сопоставительный анализ стихотворений.
|
12
|
|
Н. В. Гоголь. Личность и судьба писателя. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного).
|
Авторский замысел и его воплощение.
|
Фантастическое и реальное. Художественный вымысел.
|
Индивидуальные сообщения учащихся.
Опорные записи, работа с учебником литературы
|
13
|
|
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».
|
|
Образ «маленького человека».
Проблема нравственного выбора.
|
АВТ. Анализ эпизода.
Обучение анализу эпизода и определению его роли в тексте.
|
14
|
|
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
|
|
15
|
|
Сочинение по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя
|
|
|
Сочинение.
|
16
|
|
|
|
17
|
|
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики.
|
Россия во второй половине 19 века. Периодизация исторического и литературного развития Исторические события. Общественная мысль.
|
Народность и патриотизм.
|
Составление конспекта.
|
18
|
|
Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. .
|
19
|
|
А. Н. Островский. Личность и судьба драматурга. История создания, жанр.
|
Новая волна в русском реализма. Быт и нравы замоскворецкого купечества.
|
Народная комедия, «Колумб Замоскворечья», «отец русской драматургии», комическое .Общественная комедия.
|
Лекция, работа с учебником.
|
20
|
|
Система образов, приемы раскрытия характеров героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
|
Самодурство как социально – психологическое явление.
|
Амплуа
народная драма. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
Историческая хроника
|
Практикум. АВТ.
Проблемные вопросы.
|
21
|
|
Образ «темного царства».
|
|
Внесценические персонажи. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Речевой образ
Персонаж
Драматургическая интрига
Драматургический конфликт
|
Сообщение «Город Калинов и его обитатели». Чтение в лицах. Практикум.
|
22
|
|
Протест Катерины против «темного царства».
|
|
Беседа. АВТ. Чтение в лицах. Учить монолог Катерины.
Проблемные вопросы.
|
23
|
|
Попытки вырваться из «темного царства» (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис).
|
|
Анализ эпизода драматического произведения. Сочинение-миниатюра.
|
24
|
|
Нравственная проблематика пьесы
|
|
|
|
25
|
|
Споры вокруг драмы «Гроза Дискуссия по ст. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы».
|
|
|
Дискуссия.
Анализ критических статей. Конспект критической статьи.
Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
|
26
|
|
Тютчев Ф.И. Дипломат, поэт, философ. Основные темы и мотивы лирики Тютчева Ф.И.
|
Поэтическое кредо Тютчева.
|
Поздний романтизм
«поэзия мысли»
«философская поэзия» Художественный мир, мифопоэтическое творчество,
|
Лекция учителя, сообщения уч-ся. Выразительное чтение стих-й о Тютчеве. АВТ.
2 стихотворения наизусть.
|
27
|
|
Человек перед лицом всемогущей природы. Муки слова и спасительность поэзии. Жанр лирического фрагмента в его творчестве
Тема России в его творчестве.
|
Общечеловеческие ценности – жизнь – смерть, любовь, вера, время – вечность, человек и мир.
|
Антитезы: хаос-космос, гармония, философская ода, одический стиль,
Диалогичность.
|
Наблюдение над текстом « Не то, что мните вы…».
Практикум – анализ стих. Поэта.
|
28
|
|
Стихии поэзии и любви. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».
|
|
Метафора как вид тропа и как организующий принцип композиции.
|
АВТ. Слово учителя об адресатах лирики поэта. Сообщения уч-ся об истории создания стих-я «Я встретил вас», АВТ. Предисловие к самост. составленному сборн.стих. Тютчева
|
29
|
|
А.А. Фет. Поэт и помещик. Фет в кругу своих современников. Философия природы в лирике Фета.
|
|
Анализ стихотворений «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...».
|
Слово учителя. Чтение стих. учащимися. Беседа.
|
30
|
|
Искусство и жизнь в поэзии Фета (стих-я «Музе», «Шопену», «Жду я , тревогою объят…», «На заре ты ее не буди…», «Только в мире и есть», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Сияла ночь…»).
|
|
Анализ стихотворений «Это утро, радость эта...». «Еще майская ночь...».
|
Наблюдения над текстами. Практикум по анализу стихотворений
|
31
|
|
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» -Обломов», «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
|
Года реакции и человеческая личность.
|
Жанр соц. – психологического романа.
|
Рассказ, индивидуальные сообщения, работа с книгой, опорные записи
|
32
|
|
Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.
|
|
Роль детали в характеристике героя.
Герой – романтик, герой – практик.
|
АВТ. Беседа. Закладка на страницу.
|
33
|
|
Обломов и Штольц.
|
|
АВТ. Дискуссия. Сравнительная характеристика героев. Домашнее сочинение.
|
34
|
|
Испытание любовью.
|
|
Герой – романтик
|
|
35
|
|
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Актуальность романа, Современные обломовы и обломовщина.
|
«Обломовщина» как понятие в русской литературе и жизни.
|
|
Конспект по статье Добролюбова «Что такое обломовщина?». Дискуссия. АВТ.
|
36
|
|
И. С. Тургенев. Личность и судьба писателя; «Записки охотника» (обзор).
|
Политическая борьба в России 60-х годов XIX века
|
Романтизм, реализм.
Очерк, очерковый цикл.
|
Лекция учителя, сообщения учащихся, АВТ.
|
37
|
|
На переломе русской жизни (роман «Отцы и дети»).
|
|
Авторская позиция. Сюжет и композиция романа.
|
Характеристики главных героев: подобрать материал из текста романа.
|
38
|
|
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
Споры Базарова с Павлом Петровичем
Трагический характер конфликта в романе
|
|
Тайный психологизм, прием умолчания.
|
Составление таблицы. Работа с текстом
|
39
|
|
Базаров — герой своего времени.
|
Нигилист
Революционеры – демократы.
Либералы.
|
Духовный конфликт героя.
|
Письменный ответ: «Как же прошел Базаров испытание любовью»?
|
40
|
|
Классное сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети».
|
|
|
|
41
|
|
Любовь – «незваная гостья». Испытание героев любовью.
|
|
Авторская позиция и способы её выражения.
|
Сравнение эпизодов.
Подготовка к сочинению.
|
42
|
|
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Д.И.Писарев «Базаров»
(фрагменты)
|
|
|
Анализ критической статьи. Тезисы.
|
43
|
|
А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта
|
|
|
Слово учителя. Вычитывание фрагментов, работа с книгой, индивидуальное сообщение «Взгляд на русскую историю в произведениях А.К. Толстого».
|
44
|
|
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.
|
Гражданин, гражданственность.
|
|
Слово учителя, сообщения учащихся, работа с книгой.
2 стих-я – наизусть.
|
45
|
|
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Своеобразие сатирической лирики.
Любовная лирика
|
|
Средства худ. выразительности
Поэтика, Пафос
стихотворные размеры, рифмы, окончания
|
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «О Муза! Я у двери гроба» + 3 стих
|
46
|
|
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
|
|
Композиция Проблема Жанр эпопея
средства художественной выразительности
|
|
47
|
|
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Счастливые. Женское счастье.
Тема социального и духовного рабства
|
|
Романтическая ирония, сатира, перепев, интонация
|
Учить отрывок.
|
48
|
|
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов. Значение легенды об атамане Кудеяре».
|
|
Сказ, эпопея, легенда.
|
Подготовка к домашнему сочинению по теме: « Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
|
49
|
|
М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
|
|
Юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск, гипербола, аллегория
|
Лекция, беседа, работа с книгой
|
50
|
|
«История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
|
|
Реалистическая сатира
Историзм
Фольклорные традиции
фантастика
|
Анализ фрагментов
|
51
|
|
|
II ПОЛУГОДИЕ
|
52.
|
|
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании
|
|
«лесковский человек», праведничество, сказ
|
Беседа. АВТ.
|
53
|
|
«Леди Макбет Мценского уезда» (Женская судьба в творчестве писателя).
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
|
«нравственная категория»
|
Любовь как разрушительное начало
|
Характеристика Катерины
Выход на нравственную категорию: счастье – добро – зло.
|
54
|
|
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
|
|
|
|
55
|
|
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского
|
|
Психологизм, роман - трагедия
Маленький человек,пейзаж,интерьер
|
АВТ. Слово учителя, беседа. Развернутые рассуждения о Петербурге на основе текста.
|
56
|
|
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя
|
|
|
Сообщения учащихся, опорные записи
Чтение фрагментов, анализ деталей.
|
57
|
|
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта
|
|
Говорящие фамилии, имена
|
Письменный ответ на проблемный вопрос.
|
58
|
|
«Двойники» Раскольникова
|
Групповая работа – сопоставление образов.
|
59
|
|
Поединок Раскольникова и Порфирия Петровича
|
|
|
Чтение фрагментов, анализ деталей. АВТ. Беседа.
|
60
|
|
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
|
|
Символизм, художественная деталь. Тема гордости и смирения.
|
АВТ. Беседа.
|
61
|
|
Роль эпилога в романе.
|
|
|
Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы.
|
62
|
|
Сочинение по роману.
|
|
|
|
|
|
Сочинение по роману.
|
|
|
|
63
|
|
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
|
|
Духовные искания.
|
Сообщения о писателе. Работа с учебником, Учебный фильм о писателе.
|
64
|
|
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого (обзорно).
|
Осада Севастополя англо-французскими и турецкими войсками (1854).
|
Рассказ, образ.
|
Слово учителя, сообщения учащихся. АВТ.
|
65
|
|
История создания романа «Война и мир Особенности жанра. Образ автора в романе
|
История нового замысла (Война и Мир, 1863-1869)
|
Роман-эпопея. 3 смысла слова «мир» - («мир»; на миру и смерть красна»; «пойти по миру»).
Жанр идеологического романа.
|
Аналитическое чтение, беседа, слово учителя, сообщения учащихся.
|
66
|
|
Духовные искания Андрея Болконского
|
Война 1812 года
|
Идейный перелом, жизненные искания, кумир, тулон
Масоны, философия Платона Каратаева
|
Анализ эпизода «Две встречи с дубом»
|
67
|
|
Духовные искания Пьера Безухова
|
|
|
Письменный ответ на проблемный вопрос.
|
68
|
|
Женские образы в романе «Война и мир»
|
|
Глаза – зеркало души человека
Лакмусовая бумажка.
|
АВТ. Беседа.
|
69
|
|
Мысль семейная в романе (три семьи –Ростовы, Болконские, Курагины).
Семья Ростовых и семья Болконских
|
|
|
Практикум
|
70
|
|
Тема народа в романе «Война и мир»
|
Партизанская война в романе.
|
Практикум.
|
71
|
|
«Дубина войны народной».
|
|
|
|
72
|
|
Кутузов и Наполеон
|
Философия истории.
|
Истинный и ложный патриотизм
|
Бородинское сражение. Анализ эпизода.
Групповая работа – сопоставление образов.
|
73
|
|
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».
|
|
|
Семинар
|
74
|
|
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.
|
|
|
75 76
|
|
Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого
Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого
|
|
|
Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ)
|
77
|
|
Россия в 1880 – 1890 гг. Исторические события. Общественная мысль. Литература
|
|
Народничество, «толстовство», символизм
|
|
78
|
|
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре»
|
|
Комический эффект, юмор, юмористика.
|
|
79
|
|
А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
|
|
трилогия
«футлярное» сознание
Маленький человек
|
80
|
|
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Черный монах»
|
|
|
Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья».
|
81
|
|
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
|
|
Душевная пошлость
|
|
82
|
|
Особенности драматургии А. П. Чехова
|
|
Психологическая драма, психологический подтекст. Подводное течение
Чеховский стиль
|
|
83
|
|
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.
|
|
Психологическая глухота
недотёпы
|
|
84
|
|
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе.
|
|
|
|
85
|
|
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля
|
|
Символ
|
|
86
|
|
Сочинение по творчеству Чехова
|
|
|
Рассуждение по проблеме (проблемный вопрос по варианту ЕГЭ)
|
87
|
|
Сочинение по творчеству Чехова
|
|
|
|
88
|
|
Зачетная работа за второе полугодие
|
|
|
Самостоятельное планирование и проведение исследования.
|
Зарубежная литература.
|
90
|
| «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. (Ги де Мопассан, Г.Ибсен, А.Рембо)
|
|
Реализм, символизм, модернизм
|
Слово учителя, сообщения учащихся. АВТ. Сообщения о писателе. Работа с учебником.
|
91
|
|
Особенности литературы Кольской земли.
|
|
|
92
|
|
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века
|
|
|
|
1. Ю.В.Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М., Просвещение, 2010.
2.И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 19 века. 10 класс. 1 полугодие. М., ВАКО, 2003.
3. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века. 10 класс. 2 полугодие. М., ВАКО, 2003.
4. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М., Астрель, 2001.
5. Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецова. Литература. 10 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2000.
6. Русская литература 19 века в вопросах и ответах. Тесты, проверочные материалы. Составители: Я.В.Темиз, М.И.Мещерякова. М., 1999.
7. Я иду на урок литературы. 10 класс. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2000.
8 Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
9. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
10. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
11. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.