Рабочая программа по кубановедению Уровень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) основное... 1 237.78kb.
Рабочая программа учебного курса по русскому языку Основное общее... 7 2064.76kb.
Рабочая программа по истории Класс: 8 II ступень обучения, базовый... 1 184.97kb.
Рабочая программа по обществознанию Класс: 10 Уровень обучения: базовый... 1 149.07kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа по учебному предмету Английский язык Углублённый... 1 223.18kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 266.08kb.
Рабочая программа по Закону Божьему Ступень обучения: среднее общее... 1 263.72kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10 класс 1 181.62kb.
Краткая историческая справка, посвящённая 220-летию образования города... 1 210.57kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по кубановедению Уровень обучения (класс) основное общее образование - страница №1/1

Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 города Ейска

муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31.08.2013 года

Председатель педсовета

____________Волкова Т.Е.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению

Уровень обучения (класс) - основное общее образование, 9 класс
Количество часов – 34 Уровень - базовый
Учитель: Жерихова Людмила Викторовна

Программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

Авторы-составители: Галутво Л.М. – руководитель; Басий В.Н., Болдырев Ю.А., Бордулева И.Ю., Гриценко Р.М., Казарян К.П., Князева Т.Е., Криштопа А.Н., Невшупа И.Н., Покладова Е.В. Терская И.А. ОИПЦ "Прекспективы образования" Краснодар 2012.
Пояснительная записка

Рабочая программа по кубановедению 1 вида для 9 классов разработана Жериховой Людмилой Викторовной, учителем кубановедения МОУ СОШ №1 г.Ейска МО Ейский район на основе авторской программы курса «Кубановедение для 5-9 классов ОУ Краснодарского края . Авторы-составители: Галутво Л.М. – руководитель; Басий В.Н., Болдырев Ю.А., Бордулева И.Ю., Гриценко Р.М., Казарян К.П., Князева Т.Е., Криштопа А.Н., Невшупа И.Н., Покладова Е.В. Терская И.А.ОИПЦ "Перспективы образования" Краснодар 2012 г. в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на реализацию за 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению, утвержденному решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г.»

Актуальность предмета "Кубановедение" определяется его нацеленностью на воспитания гражданина России, способного "выстраивать" свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

В условиях различных реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта "Наша новая школа" изучение кубановедения приобретает особое значение.



Цель предмета «Кубановедение» - систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создания целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.
Задачи курса «Кубановедения»:

- комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте адекватное современному уровню знаний;

- воспитание патриотизма и гражданственности;

- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

- развитие познавательного интереса;

- осознание необходимости бережного отношения к родной природе; - привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;

- социализация школьников в современной социокультурной среде региона;



- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства

Темы первого раздела в 9 классе включают в себя характеристику особенностей экономико-географического положения Краснодарского края, его административно-территориального устройства, а также анализ состава населения и природно-ресурсного потенциала региона. Во втором, третьем и четвёртом разделах в хронологической последовательности рассказывается о развитии Кубани в XX в., оценивается её культурный потенциал. Содержание пятого раздела даёт представление о современном статусе Краснодарского края как многонационального субъекта Российской Федерации.
Таблица тематического распределение часов в 9 классе.

Теоретический курс рассчитан на 28 часов. Итоговому повторению и проектной деятельности отводится 6 часов.




п/п

Разделы и темы

Количество часов

авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

1

1

Раздел I. Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона

3

3

2

Особенности географического положения Краснодарского края

1

1

3

Природные ресурсы и их рациональное использование

2

2

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

Раздел II. Кубань в 1900-конце 1930-х гг.

9

9

5

Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916гг.

1

1

6

Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах.

1

1

7

Культурная жизнь Кубани в 1900-1917гг.

1

1

8

События революции 1917 года на Кубани.

1

1

9

Гражданская война на Кубани.

1

1

10

Культурная жизнь Кубани в 1917-1920 г.

1

1

11

Кубань в 1920-х гг. Нэп.

1

1

12

Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация.

1

1

13

Культура Кубани в 1920-1930 гг.

1

1

14

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

Раздел III. Кубань в 1940-х гг.

5

5

15

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. (1941-1943).

2

2

16

Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны.

1

1

17

Восстановление и развитие края 1945-1953 гг. Политика и идеология в послевоенное время.

1

1

18

Культура Кубани в послевоенные годы

(1945-1953гг)



1

1

19

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

Раздел IV. Кубань в 1950-1990 гг.

6

6

20

Реформы в политике и экономике (1953-1964)

1

1

21

Культурная жизнь Кубани в период «оттепели»

1

1

22

Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе.

1

1

23

Культурная жизнь в середине 60 середине 80 годов.

1

1

24

Перестройка. Политика и общество.

1

1

25

Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80 годах ХХ начало XIв.)

1

1

26

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

Раздел V. Краснодарский край вХХ1 веке

4

4

27

Краснодарский край - многонациональный регион Российской Федерации.

1

1

28

Особенности экономического развития региона.

3

3

29

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

30

Итоговое повторение. Основные вехи в развитие Кубани

1

1




Итого:

34

34



Содержание учебного курса и требования к результатам обучения полностью совпадают с авторской программой по предмету.

Введение (1 час)

Кубань в ХХ-XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Национально-государственное строительство на Кубани, развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края.



Раздел I. Наш край на карте России.

Природно-ресурсный потенциал региона (3 часа)

Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)

Положение края на юге Российской Федерации . Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения.



Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2часа)

Природные ресурсы Краснодарского края: солнечное тепло, термальные источники , агроклиматические, почвенные, водные, реакционные, земельные ресурсы. Равнинный характер территории. Предгорья и горы Западного Кавказа.

Ресурсы растительного и животного мира. Полезные ископаемые: нефть, газ, йодобромные воды, ртутные руды, сырьё для производства строительных материалов (мергель, гипс, песок, глина). Охрана природных богатств Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность(1 час)

Экономико- географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края. Демографическая ситуация. Географическое положение, природные ресурсы и население вашей местности. Природоохранные мероприятия и экологические программы.



Раздел II. Кубань в 1900-конце 1930-х гг. (9 часов)

Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916гг.

Кубань в составе Российской империи. Социальный и национальный состав, рост численности населения; казачество, иногородние, инородцы. Различия между Черноморской губернией и Кубанской областью. Экономика Кубани. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспортная система. Политическая борьба и общественное движение в Кубанской области и Черноморской губернии. Конституционные и монархические надежды значительной части населения. Возникновение и деятельность демократических, либеральных, анархистских и монархических организаций. Стачки, забастовки и вооружённые выступления на Кубани в годы революции 1905-1907 гг. Новороссийская и Сочинская республики.

Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. Попытки местных властных властей нормализовать ситуацию.

Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах .

Казачьи формирования и горские добровольцы в составе вооружённых сил России в годы Русско-японской войны. Сбор средств на нужды армии.

Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём . ратные подвиги кубанцев.

Влияние войны на социальный состав населения, уровень жизни, экономику, общественные настроения.



Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900-1917 гг.

Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования. Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани. Подготовка педагогических кадров. Просветительные учреждения, библиотеки, народные дома. Создание первой библиотеки в адыгейском ауле. Б. Шарданов .

Развитие музейного дела в городах Кубани.

Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность региона медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравоохранения . С.В. Очаповский. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В. А.Будзинский.

Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Веселовский . Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО) Ф.А. Щербина . «История Кубанского казачьего войска» .

Развитие агрономии. Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, опытное поле «Круглик» и др.

Периодическая печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов – Н.Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Пивень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов. Кубань и Черноморье в судьбах писателей В. Короленко, Ф.Гладкова, М. Шаганян.

Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска- ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич . Я.М.Тараненко. Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А.Дроздов. М.Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре . Гастроли знаменитых музыкантов.

Театры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов. Театральные постановки Черкесского благотворительного общества . Цирковые представления. И.Поддубный. Развитие кинематографа. Первые массовые спортивные состязания.

Изобразительное искусство. Ф.А.Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчестве художников-кубанцев ( Г.Аветисьян, Р.Колесников , Н.Шариков и др.). Пейзажи А. Киселёва. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И.Посполитаки.

Архитектурный облик городов . Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитнкторы А. П . Косякин, А.А. Козлов, В.А.Филиппов и др.

Открытие памятников Екатерине II (1907) и казакам, высадившимся на Тамани 25 октября 1792 г. (1911).



Тема 6. События революции 1917 г. на Кубани

Многовластие . Сохранение органов казачьей администрации. Возрождение выбранных войсковых институтов казачества ) рада, атаман, правительство). Гражданские комитеты , комиссары Временного правительства. Советы рабочих , солдатских и казачьих депутатов .

Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж . Выбор «третьего пути» . Кубанский областной Совет – высший орган гражданской власти в области. Преобладание органов казачьего самоуправления в станицах и хуторах. Кубанская войсковая рада (Н.С. Рябовол). Временное Кубанское войсковое правительство (А.П.Филимонов). Советы в Черноморской губернии.

Попытка передачи всей полноты власти Кубанскому войсковому правительству. Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани в будущем : федералисты («черноморцы» ); Кубань в составе единой и неделимой России(«линейцы»). Противоречия между казаками и иногородними.

Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае»: Кубанская рада, Законодательная рада, войсковой атаман , краевое правительство . Усиление революционно-демократических настроений . Больщевизация Советов.

Октябрьский переворот и изменение расстановки политических сил. Победа советской власти в Черноморской губернии. Переход всей полноты власти в крае к органам кубанской казачьей государственности.



Тема 7. Гражданская война на Кубани.

Приоритеты казаков : от самостийных настроений и благожелательного нейтралитета в отношении большевиков (1917) через вооружённые выступления «за (весна 1918 г.) и «против» советской власти ( лето 1918- осень 1919 г.). просоветская ориентация иногороднего крестьянства и пролетариата Кубани.

Провозглашения Кубанской области республикой. Вооружённое противостояние с большевиками . 1 съезд Советов Кубанской области. Установление советской власти в регионе ( март-август 1918 г.) . Образование Кубано-Черноморской Советской республики . 1-й («Ледяной») и 2-й Кубанский походы Добровольческой армии. Противоречие между казаками и лидером Белого движения . «Железный поток » Таманской армии . Белый и красный террор . Окончательное установление советской власти в регионе . Разгром десанта Врангеля на Кубани.

Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917-1920 г.

Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в период революции и Гражданской войны. Массовый приток интеллигенции в регион как фактор интенсифигации культурной жизни.

Образование. Особенности функционирование образовательных учреждений в условиях политической нестабильности. Создания высшей школы. Б. Л. Розинг.

Научная жизнь. Создание (декабрь 1917 г.) и основные направления деятельности Совета обследования и изучения кубанского края Академик В. И. Вернадский на Кубани. Майкопский период жизни первой российской женщины академика П. С. Уваровой.

Борьба за сохранение памятников и музейных собраний.

Печать. Литература. Газетный «бум» на Кубани. «Вольная Кубань »- орган войскового правительства.

Музыка. Театр и зрелища. Искусство и политика: репертуар музыкальных коллективов, театров и зрелищных предприятий. Проведение этнографических концертов.

Выдающиеся деятели искусства на Кубани. Концерты А. Вертинского. Гастроли Московского Художественного театра (1919-1920 г.)

Развитие изобразительного искусства . Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Основание художественной школы в Новороссийске. Кубанские страницы биографии художников И.Похитонова, Н. Харитонова и др.

Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп.

Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия. Продразверстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком. Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920-1924 гг.

Особенности нэпа на Кубани. От продразвёрстки к продналогу: рост посевных площадей. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Увеличение частного и кооперативного секторов в торговле. Земельная реформа на Кубани. Развитие сельскохозяйственной кооперации. Внутри-крестьянские переделы. Общественно- политическая жизнь. Наступление на «старый мир».

Тема 10. Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация.

Административно- территориальные преобразования. Северо-Кавказский край- Азово- Черноморский край – Краснодарский край и Адыгейская автономная область.

Особенность индустриализации на Кубани – зависимость от нужд сельского хозяйства. Электрификация края. Основные отрасли местной промышленности. Приоритетное развитие цементной и нефтяной промышленности .

Строительство и реконструкция промышленных предприятий. Хозяйственные объекты государственного масштаба.

«Великий перелом. Насильственная коллективизация на Кубани и её последствия. Хлебозаготовки 1932-1933гг. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л.М. Когановичем и её деятельность на Северном Кавказе. Система «чёрных досок». Голод на Кубани. Политические репрессии.

Тема 11. Культура Кубани в 1920-1930 гг.

Централизация руководства культурой. Формирование нового человека –строителя социализма –основная задача учреждений культуры.

Образование. Культурно- просветительная работа . Изменения в школьной системе. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Национальные школы. Переход к всеобучу. Создание адыгейской письменности.

Влияние украинизации Кубани на образовательную политику.

Развитие среднего профессионального и высшего образования. Реформирование вузов.

Новые реформы досуга. Развитие сети библиотек и клубных учреждений.

Апогей пропаганды атеизма. Съёмки кинохроники и работа радиовещательной станции в Краснодаре . Новые музеи и музейные экспозиции.

Развитие массового спорта. Конноспортивные состязания. Новые спортивные сооружения. Стадион «Динамо» в Краснодаре.

Наука. Деятельность ОЛИКО, Общества изучения Адыгейской автономной области. Кубано- Черноморский краевой научно-исследовательский институт – преемник Совета обследования и изучения Кубанского края.

Деятельность выдающихся учённых И.Г. Савченко. Н.Ф. Мельников- Разведенков.

Уникальные селекционные опыты В.С.Пустовойта, П.П. Лукьяненко.

Печать, издательское дело, литература. Объединение литературных сил вокруг периодических изданий. Ф.Гладков, А.Рославлев. Кооперативное издательство «Буревестник». Основание первого адыгейского национального издательства (1928).

Первое революционное десятилетие на Кубани в творчестве советских писателей («Цемент» Ф. Гладкова)

Кубанский период творчества В.Овечкина. Романы А.Первенцева «Кочубей (1937) » «Над Кубанью»(1940)

Театральная и музыкальная жизнь. В. Мейерхольд – организатор театральной жизни в Новороссийске. Театр для детей в Екатеринодаре. Гастроли знаменитых музыкантов. С.Маршак.

Усиление государственного контроля за репертуаром. Формирование передвижных трупп, самодеятельных театральных студий. Строительство новых театральных помещений в городах Кубани. Национальные театральные труппы.

Национализация музыкальных коллективов. Создание первого адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора.

Изобразительное искусство, скульптура, архитектура. Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников.

Краснодарский художественный музей им. Луначарского – преемник Екатеринодарской картинной галереи Ф.А.Коваленко. Р.К. Войцик. Пополнение коллекции из фонда столичных музеев.

Развитие художественного образования. Самостоятельные художественные студии. Основные сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства.

Создание Краснодарского отделения Союза советских художников. Новые тенденции в архитектурном облике городов и станиц Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Кубань в период революции 1917г. События Гражданской войны на Кубани. Строительство нового общества. Раскулачивание.

«Серебряный век» и культурная революция в регионе. Историческая судьба художественного наследия дореволюционной Кубани и вашего населённого пункта ( станицы, села, города, района).

Раздел III. Кубань в 1940-х гг. (5 часов)

Тема 12. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны.

Мобилизация. Формирование добровольческих казачьих соединений. Перевод производства на новый лад. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной.

Боевые действия на территории Краснодарского края. Героическое сопротивление в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборонительные сражения на Новороссийском, Туапсинском и Армавиро-Майкопском рубежах. Бои за Краснодар.

Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка» . Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанская война на Кубани. Кубанское подполье. Братья Игнатовы.

Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказкого фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля. Ц.Л. Купиков. Бои на «Голубой линии». Воздушные сражения. Новороссийско- Таманская операция . Черноморский фронт и Азовская военная флотилия. А.И. Покрышкин. Женский полк ночных бомбардировщиков . Е.Д. Бершанская. Е. А. Жигуленко.

Начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев . Суд над изменниками Родины.



Тема13. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны. Посвещение. Наука . Особенности учебного процесса в условиях военного времени. Музейная и библиотечная сеть в годы войны . Ожиыление религиозной жизни на Кубани.

Учёные Кубани-фронту. Производство боеприпасов, средств дезинфекции и др. Помощь госпиталям. Борьба с эпидемиями.

Литература. Кубанские писатели на фронтах Великой Отечественной . Сражающая Кубань в стихотворениях И. Сельвинского, фронтовых репортажах К. Симонова, публицистике Л. Леонова. Герой Советского Союза адыгейский поэт Х. Андрухаев.

Театральная концертная музыкальная жизнь. Изобразительное искусство. Создание объединённого краевого театра и передвижного театра миниатюр. Фронтовые концертные бригады. Восстановление инфраструктуры театра и кино после изгнания оккупантов. Эвакуация и реэвакуация Краснодарского художественного музея. Выставки военного времени. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных лет: Евг. Петров. «Птенчики» майора Зайцева»; В.Катаев «Семья Игнатовых» .



Тема 14. Восстановление и развитие края 1945-1953 гг. Политика и идеология в послевоенное время.

Послевоенное восстановление городов и населённых пунктов . Перевод промышленности на «мирные рельсы». Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. Герои трудовых будней. К.А. Бородин. Колхозы, совхозы и МТС. Достижения и трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; гонения на личное подсобное хозяйство; отток населения в города; нехватка жилья; денежная реформа 1947г. Послевоенные успехи Кубани. Восстановление довоенных объёмов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Расширение сети общественного транспорта: троллейбусное движение в Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары.

Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационно-пропагандистской работы. Политика «закручивания гаек».Выборы в местные советы 1953 г. и их итоги.

Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы.(1945-1953гг)

Образование. Наука. Увеличение численности студентов и школьников. Школы рабочей молодёжи. Создание педагогического института на базе Майкопского учительского. Успехи кубанских учённых в области селекции зерновых и масличных культур. П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт. Периодическая печать. Издательское дело. Литература. Газеты «Советская Кубань, «Адыгейская правда». Возобновление издания молодёжной газеты «Комсомолец Кубани». Основание литератуно- художественного альманаха «Кубань». Театральная концертная жизнь. Изобразительное искусство. Кино. Строительство. Архитектура. Восстановление разрушенных сооружений и зданий. Благоустройство городов. Спорт. Восстановление спортивной инфраструктуры.



Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Летопись боевой славы: ваш населённый пункт в годы войны. Земляки – защитники Отечества. ВОВ в произведения искусства. Скульптурные памятники героям Кубани.



Раздел IV. Кубань в 1950-1990 гг. (6 часов.)

Тема 16. Реформы в политике и экономике(1953-1964)

Реабилитация репрессированных кубанцев. Ротация кадров. Реорга­низация управления:



Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели».

Образование. Просвещение. Реформирование школы: возврат к со­вместному обучению, введение обязательного восьмилетнего образова­ния, «профессионализация».

Развитие сети учреждений среднего специального и высшего образо­вания. Открытие Армавирского педагогического института.

Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий. Музей В.Г. Короленко в Джанхоте.

Наука. Исследование космоса. Кубанские учёные-аграрии - при­знанные лидеры в области селекции. Создание новых сортов кукурузы. М.И. Хаджинов. Г.С. Галеев.

Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полё­тов. Н.Г. Чернышёв - «первый химик космонавтики». Д.И. Козлов и создание первых ракетно-космических комплексов. Космонавты-кубанцы (В.В. Гор-батко, В.И. Севастьянов, А.Н. Березовой, Г.И. Паданка, С.Е. Трещёв).

Литература. Новое поколение кубанских литераторов: Ю. Абдашев, И. Варавва, В. Бакалдин, В. Логинов, Л. Пасенюк, Б. Тумасов. А. Знамен­ский, Ю. Сальников. Начало кубанского периода творчества В. Лихоносова.

Жизнь адыгейского аула в произведениях Т. Керашева и А. Евтыха.

Театрально-концертная жизнь. Телевидение. Кино. М.А. Куликовский - главный режиссёр Краснодарского драматического театра.

Создание телецентров в Краснодаре, Сочи, Армавире. Строительство в крае современных кинотеатров.

Изобразительное искусство. Выставочная деятельность кубанских ху­дожников. Образы сельской Кубани в творчестве художников.

Спорт. Строительство стадиона «Кубань» и спорткомплекса «Спар­так» в Краснодаре. Кубанцы — призёры Олимпийских игр в Мельбурне (1956) и Риме (1960).

Строительство. Архитектура. От «сталинского классицизма» к «функ­циональной архитектуре». Массовая застройка городов Кубани. Благо­устройство курортной зоны

Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе.

Кубань- житница России. Строительство Краснодарского водохранилища. Экологические проблемы. Ведущие отрасли промышленности. Реконструкция и строительство новых предприятий. Кропоткинский машиностроительный завод. Х/б комбинат (Краснодар), Химические предприятия. Электроэнергетика и транспортная система края. Здравоохранение и курорты.

Негативные тенденции в экономике и общественной жизни.

Тема 19. Культурная жизнь в середине 60 середине 80 годов.

Просвещение. Наука. Краеведение. Переход к обязательному средне­му образованию. Реализация программ профессиональной ориентации молодёжи.

Появление новых вузов: институты культуры и физической культу­ры. Преобразование Краснодарского педагогического института в Ку­банский университет.

Расширение библиотечной и музейной сети. Музей Е.Ф. Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссий­ске и на Сопке Героев в Крымском районе. Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани. Мемориальный музей И. Поддубного в Ейске.

Возрождение интереса к истории родного края, культуре казачества. Изучение фольклора и этнографии Кубани и Адыгеи.

Литература. Произведения кубанских писателей. Пасенюк - писа­тель-путешественник. Исторические романы Б. Тумасова. Творчество В. Лихоносова.

Кубанские поэты: В. Бакалдин, С. Хохлов, В. Подкопаев. Фольклор­ные мотивы в поэзии И. Вараввы.

Уроженец Кубани поэт Ю. Кузнецов. Ю. Селезнёв и его вклад в лите­ратуроведение.

История адыгов в художественном осмыслении (И. Машбаш, Т. Ке-рашев). Телевидение. Развитие телесети.

Театрально-концертная жизнь. Краснодарский театр драмы. Театр оперетты. Адыгейский драматический театр. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Возрождение Кубанского казачьего хора. В.Г. За-харченко. Композитор Г.Ф. Пономаренко.

Изобразительное искусство. Творчество кубанских художников В. Мордовина, В. Сидорова, В. Мурашко и др. Искусство андеграунда на Кубани. Е. Цей. Участие художников в оформлении интерьеров и фаса­дов новых зданий.

Скульптурные работы И. Шмагуна, В. Жданова.

Архитектура. Строительство. «Эпоха типовых проектов». Проблема сохранения исторической части городов. Дальнейшее развитие «функци-яшжьной архитектуры».

Спорт. Кубанские спортсмены - олимпийские чемпионы: Л. Братина, ВНевзоров, В. Гассий, Ш. Сабиров, JI. Чернова, Е. Липеев. Чемпионы мира: В. Мачуга, В. Почивалов, Б. Янес, Б. Яковенко.

Строительство новых и реконструкция старых спортивных сооруже­ний. Пропаганда здорового образа жизни.

Тема 20. Перестройка. Политика и общество.

Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания Кубанцев Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого совета народных депутатов. Возрождение казачества. Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада. Становление кубанского парламентаризма. Законодательное собрание. Обретение государственного суверенитета Адыгеей. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий государственной власти Краснодарского края».



Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80 годов ХХ - начало XIв.)

Освоение культурного наследия. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска. Трудности и успехи в музейном строительстве. Восстановление раннее разрушенных и возведение новых памятников. Реставрация культурных сооружений. Войсковой храм А.Невского в Краснодаре. Образование. Наука. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы. Средства массовой информации. Литература. Кино. Разнообразие газетно-журнальной продукции. Кинокризис 1990-х годов и поиск путей его преодоления. Театрально- концертная жизнь. Изобразительное искусство. Краснодарская краевая организация Союза художников России. Спорт. Успехи кубанских спортсменов на Олимпиадах. Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, ледовых дворцов. Предстоящая зимняя олимпиада в Сочи – важный стимулирующий фактор развития спортивной инфраструктуры края.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) Культурные и спортивные достижения кубанцев. Музеи и творческие коллективы муниципального образования.

Раздел V. Краснодарский край в21 веку (4 часа)



Тема 22. Краснодарский край - многонациональный регион Российской Федерации.

Кубань на пороге 21 в. Выборы главы администрации Краснодарского края. А.Н.Ткачёв. Органы гос. власти и местного самоуправления. Официальные символы Краснодарского края. Краевое законодательство и принципы законотворчества. Устав Краснодарского края. Закон «О местном самоуправлении». Краевой бюджет и система соц. гарантий. Реализация нац. проектов. Краевые программы адресной социальной помощи. Создание условий для развития политкультурности и толерантности в Краснодарском крае.



Тема 23. Особенности экономического развития региона.

Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».

Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая , деревообрабатывающая , лёгкая пищевая, промышленность, производство строительных материалов. Ведение промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство – ведущая отрасль с/х производства. Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали. Курорты и туризм.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Основные тенденции экономического и социального развития в Кубани в 20-начале 21 в. Место и значение региона в жизни Российской Федерации. Профилактика межнациональных конфликтов.



Заключение (1 час) итоговое повторение.

Разнообразие природных условий и богатства ресурсов Краснодарского края. Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.


Требования к результатам обучения

В результате изучения кубановедения в 9 классе ученик должен



знать (понимать):

-основные этапы и ключевые события истории Кубани XX в. В контексте российской истории;

-этнополитическую историю Кубани;

-историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);

- литературные и музыкальные произведения, отражающие кубанскую тематику;

-культурное наследие народов, населявших Кубань в XX в.;

-уровень социально-экономического развития Краснодарского края и своей местности на современном этапе;

-открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки;



Уметь:

-осуществлять поиск информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы местных СМИ, Интернета, учебные тексты и другие адаптированные источники); сопоставлять оценку фактов, предложенную в учебнике, с другими подходами;

-предлагать собственные решения проблем современности; аргументировать свою точку зрения;

-применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- использовать полученную информацию для личностного и профессионального самоопределения;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью;

-познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;

-формирования уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа;

-общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;

-воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;



Учебно-методическая литература

  • Кубановедение программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края; «Перспективы образования» Краснодар 2012

  • Зайцев А.А., Лукьянов С.А., Еремеева А.Н., Терская И.А. Кубановедение: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2012.

  • История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.

Дополнительная литература

  • Адыгская (черкесская) энциклопедия / Гл. ред. МЛ. Кумухов. М., 2006.

  • Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1,2. Краснодар, 1992.

  • Биографический энциклопедический словарь / Пред.ред. совета М.К. Ахеджак. Т. Краснодар, 2005.

  • Екатеринодар - Краснодар. Два века города в датах, событиях, вос­поминаниях... /Ред.-сост. И.Ю. Бондарь. Краснодар, 1993.

  • История Кубани с древнейших времён до конца XX века: на­учно-популярное издание: В 2 ч. / Рук.авт. коллектива В.Е. Щетнёв, А.Зайцев. Краснодар, 2011.

  • Красная книга Краснодарского края / Сост. В.Я. Нагалевский. Краснодар, 1994.

  • Кубановедение от А до Я: Энциклопедия / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2008.

  • Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кус­тарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006.

  • Литература Кубани: Хрестоматия для 9 класса общеобразова­тельных учреждений

Интернет-ресурсы

  • www.admkrai.kuban.ru

  • http://www.kubangov.ru/ - сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края. Кубани.

  • http://kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий на Куба­ни в XVIII - XX веках; на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев.

  • http://mustamhijiarod.ru/- Таманский археологический музей. http://mustamli.narod.ru/- Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова в Тамани.

  • http://www.krinitza.ru/- ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав.



Средства обучения

  • Мультимедийные пособия

  • История Кубани. С древнейших времён до наших дней: учебные видеофильмы.

  • География Краснодарского края: Природа. Население. Хозяйство.

  • Печатные пособия : атласы и карты.

  • Наглядные пособия: плакаты, таблицы. Символика Краснодарского края.

  • Животный мир Кубани : Комплект таблиц. Краснодар 2008.




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

№1 от 29.08. 2013 г.

_____________ /ПопковаМ.Б./



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____/Махоткина И.В./

31.08. 2013 г.