Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская оош» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса... 2 438.13kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 8 класса учителя Галлямовой... 1 171.96kb.
Рабочая программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 5... 1 353.66kb.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для... 1 149.67kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 3 745.47kb.
Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основании... 1 132.48kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса 2 630.3kb.
Рабочая программа Музыка 5-7 классы моу «Шаховская оош» 2 659.57kb.
Рабочая программа по ученбному предмету «музыка» для 5 класса 2 382.78kb.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной... 1 154.76kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 3 745.47kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская оош» - страница №1/1

Искусство (музыка). 7 класс
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса МБОУ «Красноярская ООШ» разработана на основе:



  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (музыка);

  • Примерной программы для основной школы «Музыка»;

  • авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 классы./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. – Москва: “Просвещение”, 2007 г.);

  • Примерными программами и основными положениями художественно-педагоги-ческой концепции Д.Б. ( Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 г.);

  • «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин», утверждённый приказом директора МБОУ «Красноярская ООШ» № 24 от 30.01.2012;

  • Образовательной программы МБОУ «Красноярская ООШ» на 2012-2017 годы,

  • Учебного плана МБОУ «Красноярская ООШ» на 2012-2013 учебный год, утверждённого приказом №165 от 10. 08. 2012года.

При составлении рабочей программы учитывалось Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан №251/7, «Об особенностях преподавания учебного предмета «Искусство» в условиях введения федерального компонента государственного общего образования» от 29.11.2010г. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Характеристика результатов освоения материала учащимися 7 класса

на начало учебного года

В связи с тем, что уровень музыкальной подготовки в данном классе средний, составляющие тем не сокращены, внимание акцентируется на песенный репертуар.

Учащиеся Знают/понимают:


  • роль музыки в жизни общества;

  • воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;

  • характерные особенности духовной и современной музыки;

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);

Не знают:

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • приемы развития образов музыкальных произведений;

Умеют:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Планируемые результаты освоения программы

по искусству (музыка) в 7 классе
Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель - слушатель); знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки

-понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, г, кантате, оратории, мессе и др.);

- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе действия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

совершенствовать умения и навыки самообразования.

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Содержание программы

Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (16 ч)

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (19 ч)

В содержание рабочей программы введен региональный этнокультурный компонент («Героическая тема в русской музыке», «Песни войны», « Ф. Туишев – татарский гармонист». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и хрестоматии МР3 по музыке). Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения компьютер, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point; мультимедийное пособие для учителей музыки общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской (1-7 класс) «Уроки музыки в школе без проблем».

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос, защита проектов по темам: «Музыкальный образ войны», «Музыка счастья П.. Чайковского», «Героическая музыка Л. В. Бетховена», «Мастера исполнители. Ф. Туишев», «Образы симфонии», и др

Учебно-тематический план



Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля




I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки»

16 час.




1.

Классика и современность

1 ч.




2.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1 ч.




3.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.



1 ч.




4.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

1 ч.




5.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

1 ч.




6.

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

1ч.




7.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна».



1 ч.

Музыкальная викторина

8.

Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

1 ч.




9.


В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

1 ч.



10.

11.


12.

13.
14.


15.
16.

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.

Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.



Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.



Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

Презентации-проекты






II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

19час.




1.

2.


Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Светская музыка.


1ч.

1 ч




3.

4.


Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

1 ч.

1 ч.




5.

6.


Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Сюита в старинном духе А. Шнитке.



1 ч.

1 ч.




7.

8.


Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.



1 ч.

1 ч.




9.

10.


11.

12.
13.



Симфоническая музыка. Симфония №5 Л. Бетховена.

Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева.

Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.


1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Музыкальная викторина



14.

15.
16.



Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.



1ч.

1 ч.

1 ч.




17.
18.

19.



Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Пусть музыка звучит.

Исследовательский проект.


1 ч.

1 ч.
1 ч.

Обобщающие уроки-диспуты.

Исследователь-ские проекты




Программное и учебное оснащение учебного плана


Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации

Программы общеобразовательных учреждений. МУЗЫКА, 1-8 классы.

Под руководством Д.Б.Кабалевского

Программы общеобразовательных учреждений МУЗЫКА, 5-9 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.






Автор составитель В.М. Самигуллина

Поурочное планирование по музыке. 7 класс.

Волгоград «Учитель».

Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя/Н.Н. Рябенко.- М. : Айрис-пресс,2006. Музыка 1-7классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина.





Календарно-тематическое планирование в 7 классе по искусству (музыка)




Тема

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля, измерители

Музыкальный материал

Примерное домашнее задание

Дата урока

план

факт

I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки»


1.

Классика и современность

Комбинированный

Рассказ, слушание музыки, пение

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.





1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


Выучить слова песни «Россия, Россия»


5.09




2.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

Фронтальный опрос

1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.

3. Кант «Виват».

4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

5. Хор «Славься» из эпилога оперы.

6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».




Подготовить сообщение на тему: «Творчество Глинки М.И.»,

Выучить слова песни «Наполним музыкой сердца»



12.09




3.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.



Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.



Сообщение

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».

4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».



Найти значения слов: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив

19.09




4.

Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.



Фронтальный опрос

1. Песня Вани «как мать убили» из I действия.

2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.

3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.

5. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

6. Хор «Славься» из эпилога оперы.

7. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


Подготовить сообщение на тему: Жанр эпической оперы.

26.09




5.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.


Сообщение

1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога.

2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия.

3. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


Выучить слова песни Визбора Ю. «Ночная дорога».

03.10




6.

Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

Комбинированный

Слушание музыки, беседа, пение

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.



Фронтальный опрос

1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.

4. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».




Найти в музыкальном словаре значение составных номеров балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли.

10.10




7.

В музыкальном театре. Балет.

Балет«Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.



Урок-викторина

Рассуждение, вопросы и ответы

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.

Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.




Музыкальная викторина

1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.

2. Вступление к первому действию.

3. Хор «Стон русской земли» из I действия.

4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


Подготовить сообщение на тему: Жанр молитвы в балете.

17.10




8.

Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа, пение

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.



Сообщение

1. «Плач Ярославны».

2. «Молитва».

3. Б.Окуджава «Молитва».

4. Крылатов Е. «Будь со мной».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


Выучить слова песни Крылатова Е. «Будь со мной».

Подготовить сообщение на тему: Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл.



24.10




9.

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Характерные черты русской и западноевропейской музыки


Сообщение

1. Гершвин Д. «Хлопай в такт».

2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».





31.10




10.

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.




Фронтальный опрос

1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена».

4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».


Выучить слова песни Минкова М., сл. Синявского П«Песенка на память».


14.11





11.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Фронтальный опрос

1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».


Прочитать в тетради про оперу «Кармен»,

Пересказать.



21.11




12.

Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.



Фронтальный опрос

1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

4. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».



Выучить слова песни Дольского А. «Исполнение желаний».

28.11




13.

Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Фронтальный опрос

1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания».

3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

5. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».


Подготовить сообщение на тему: Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха.

05.12




14.

Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа, пение

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.

Музыкальные образы всенощной.


Сообщение

1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».

2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».

3. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

4. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

5. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».


Выучить слова песни Якушевой А. «Синие сугробы».

12.12




15.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

Комбини-рованный

Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан).



Фронтальный опрос

1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».




Подготовить сообщение на тему: Понятие полистилистики

19.12




16.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита».

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа, пение

Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики
.

Сообщение





По выбору учителя:

  1. Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

  2. Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание».

  3. Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал».

4. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

Повторить слова песни Якушевой А. «Синие сугробы».

Подготовить сообщение на тему: Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.



26.12




II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»


17.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Урок – концерт




Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Фронтальный опрос

1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».

4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».




Выучить слова песни Кукина А. «За туманом».
Подготовить сообщение на тему: Особенности драматургии светской и духовной музыки.

16.01





18.

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Сообщение

1. Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.

2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

3. Шуберт Ф. «Аве, Мария».

4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2».

5. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».


Подготовить сообщение на тему: Характерные особенности музыки эпохи романтизма.

23.01




19.

Камерная инструменталь

ная музыка. Этюд.



Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.

Фронтальный опрос

1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.

2. Мендельсон Б. «Песня без слов».

3. Рахманинов С.В. «Прелюдия».

4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

6. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».




Повторить слова песни К. Молчанова «Песня туристов»

30.01





20.

Камерная инструменталь

ная музыка. Транскрипция.



Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Фронтальный опрос

1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».


Подготовить сообщение на тему: Характерные черты музыкального стиля Шнитке А.

06.02




21.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.


Сообщение

1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».




Выучить слова песни Кима Ю. «Фантастика-романтика».

13.02




22.

Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа, пение

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.


Фронтальный опрос

1. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».




Выучить слова песни Егорова В. «Следы».

20.02




23.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Комбини-рованный

Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

Фронтальный опрос

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».

3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».


Прочитать записи об особенностях драматургии в циклических формах сюиты и сонаты.

2702




24.

Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Комбини-рованный

Слушание музыки, беседа, пение

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.


Фронтальный опрос

1. Прокофьев C.C. «Соната №2».

2. Моцарт В.А. «Соната № 11».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».


Выучить слова песни Вихарева В. «Я бы сказал тебе»

06.03




25.

Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Симфония №5 Л. Бетховена.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Фронтальный опрос

1.Бетховен Л. «Симфония №5».

2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».


подготовить сообщение на тему: Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.

13.03




26.

Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.



Сообщение

1.Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).

2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».




Выучить слова песни Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

20.03




27.

Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

Фронтальный опрос

1. Чайковский П.И. «Симфония №5».

2. Калиников В. Симфония №1.

3. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».


Подготовить сообщение на тему: Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

03.04




28.

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича

Комбини-рованный

Рассказ, слушание музыки, пение

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

Сообщение

1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.

2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».


Подготовить сообщение на тему: Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

10.04





29.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.




Слушание музыки, беседа

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Фронтальный опрос

1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».


Выучить слова песни Миляева В. «Весеннее танго».

17.04




30

Инструменталь-ный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Урок-кон

церт


Слушание музыки, пение

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.





1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».




Выучить слова песни Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».

24.04





31.

«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.




Рассуждение, рассказ, вопросы и ответы

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.




Фронтальный опрос

1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

2. Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».




Подготовить сообщение на тему: Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1.05




32

Песни в борьбе за мир. Образ борьбы и победы




Слушание музыки, беседа, пение

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.


Сообщение

А. Новиков, сл. Л. Ошанина «Гимн демократической молодежи»

П. Сигер «Песня о молоте»

А.Розенбаум «Песня о вере»

Ю.Визбор «Романтики» или «Домбайский вальс»Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

В. Высоцкий «Песня о друге» из к/ф «Вертикаль». В.Лебедев «Песня гардемаринов»





08.05




33.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Урок-кон

церт


Пение

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского.




Урок-кон

церт


Музыка по выбору учителя и учащихся. Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Н.П.Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.


Подготовка исследовательского проекта

15.05




34.

Исследователь-ский проект. Многообразие современной популярной музыки.

Урок-защита проектов





Защита исследовательских проектов.

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.




Проект

Музыка по выбору учителя и учащихся.




22.05





35.

Пусть музыка звучит.




слушание музыки, пение

Известные исполнители музыки народной традиции.

Музыкальная викторина

Музыка по выбору учителя и учащихся.




29. 05