страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по искусству 8- 9классы учитель: Колесникова Светлана Владимировна - страница №1/1
![]() РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании НМС замдиректора по УВР директор МОУ СОШ №18 протокол № _____ __________________ _______________________ от «____» _______2013 г. «____» ____________2013 г. «____» ___________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 8– 9КЛАССЫ Учитель: Колесникова Светлана Владимировна 2013-2014 учебный год Количество часов по учебному плану: всего за учебный год – 70 часов на I полугодие – 16 на II полугодие - 17 НЕРЮНГРИ
2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня. Искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.- (Стандарты второго поколения) и на основе авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов» под руководством академика РАО и РАХ Б.М, Неменского – М.: Просвещение, 2011. Учебный предмет «Искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
в 8-ом классе – 35 часов; в 9-ом классе – 35 часов;
СР – самостоятельная работа Н – наблюдение УО – устное ответ (сообщение) Р – реферат П – проект
Предмет имеет практико-ориентированную направленность на всех уроках.
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:
Эффективность реализации приоритетных целей и задач определяется познанием искусства во взаимосвязи с жизнью, восприятием и рассмотрением художественных явлений в культурном контексте эпохи, единымидля всех искусств основными видами учебной деятельности учащихся. Главная идея программы по изобразительному искусству Значение данного учебного предмета в основной школе состоит в раскрытии воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влиянии на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров. Постижение мирового художественного наследия на примере произведений различных видов искусства ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к [ Отечеству и родной природе, сопричастности к явлениям искусства и жизни, ответственности за будущее культурное наследие. Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся на протяжении предыдущего обучения в школе, дополняются, расширяются и углубляются за счет ознакомления с другими видами искусства, понимания их взаимосвязи, освоения характерных особенностей и основных выразительных средств. Следующая ступень — VIII класс — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. Тема IX класса является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодня господствующими во всей системе информации. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и д.р
Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных условий. Так, программа (при определенных потерях) может быть выполнена при 35 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 70 учебных часов в год. При опоре на методические материалы к программе изучение каждой ее темы может быть углублено при большем количестве часов в школах художественно-эстетического направления. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем. Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся. У подростков расширяются представления о современных искусствах, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества на примерах исторических стилей в развитии художественной культуры. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, специфику художественного языка с точки зрения традиций и инноваций, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. Подростки учатся понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира, рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства, анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусстве прошлого и настоящего. В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом, овладевают разнообразными видами художественного творчества, оценивают произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества. Эмоционально воспринимая духовное наследие, высказывая собственное мнение о сущности различных явлений культуры и участвуя в многообразных видах художественною творчества, подростки тем самым включаются в процесс познания и творческого освоения мира. Примерная программа по искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содержание учебного курса «Искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в данной рабочей программе по этому предмету. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры; Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. Принцип единства восприятия и созидания.Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условия постижения искусства Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основаэстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
Примерные программы основного общего образования по искусству составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Искусство» изучается в 8—9 классах в объеме не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе). В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Искусство» в 8-9 классах основной школы отводится всего 70 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 8 учебных часов на 2 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
11. Требования к уровню подготовки учащихся за курс искусства 8-9 классов. Учащиеся8-ого класса должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Для учащихся 9-ого класса Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
Учащиеся должны:
12. Состав участников образовательного процесса Особенности обучающихся: 8классы:
9 классы:
Специальные (коррекционные) классы 7 вида: 8в, 9в
количество обучающихся от 10 до 11 чел. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8-9 классы
8 класс Дизайн и архитектура в жизни человека
9 класс Изобразительное творчество и синтетические искусства
Содержание курса Основу программы составляет высокохудожественное мировое наследие в области народного искусства, литературы и музыки (временных искусств), живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна (пространственных искусств), кино, театра и хореографии (пространственно-временных искусств). Особое внимание уделяется современным музыкально-компьютерным и графическим электронным технологиям в искусстве; отдельно рассматривается мультимедийное искусство и его выразительные средства. Все изучаемые виды прошлого и современного отечественного и зарубежного искусства различных стилей и жанров рассматриваются в широком социокультурном контексте с позиции духовного наследия человечества, эталона эстетической и нравственной составляющей современного общества. Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших свою «вторую жизнь» в музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И. С. Баха, В.-А. Моцарта, JI. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Орфа, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной, Э. В. Денисова и др. Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основные стили и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских (А. Рублев, Б. К. Растрелли, Э. М. Фальконе, И. П. Мартос, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский и др.) и зарубежных (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти, Тициан, П. Брейгель, Эль Греко, А. Дюрер, Д. Арчимбольдо, М.. Караваджо и др.) художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм). Подростки получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства (Ч. Чаплин, У. Дисней, С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, С. Ф. Бондарчук, А. А. Тарковский и др.), театра (Б. Брехт, Б. Шоу, И. Бергман, П. Брук, П. Штайн, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко,Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др.), хореографии (М. Бежар, Д. Ноймайер, М. Петипа, Ю. Григорович и др.). Народное искусство раскрывается во всем интонационном и жанровом многообразии самобытных культурных традиций (фольклор народов России и других стран, региональные традиции). В процессе обучения у школьников накапливаются знания о всемирно известных исполнителях (Р. Тибальди, Л. Паваротти, Г. фон Караян, Е. Ф. Светланов, Л. А. Русланова, Л. Г. Зыкина, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Л. Б. Коган, Э. Г. Гилельс, Г. П. Вишневская, М. Л. Ростропович и др.), актерах театра и кино (Г. Гарбо, Г. Пек, А. Делон,Л. Орлова, В. Марецкая, Н. Черкасов, М. Ульянов, В. Тихонов, Н. Мордюкова и др.), артистах балета и выдающихся танцовщиках (А. Истомина, А. Павлова, В. Нижинский, А. Дункан, Г. Уланова, Р. Нуреев, М. Эсамбаев, В. Васильев, М. Плисецкая и др.), исполнительских коллективах современности (Венский хор мальчиков, Бостонский симфонический оркестр, Камерный оркестр Гидона Кремера, Голландский королевский оркестр Концертгебау, Фольклорный ансамбль Д. Покровского, Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова, Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева и др.). Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе. Построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения. Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современно!! культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций. Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе. Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др. Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей. Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: кЬмпьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера. Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представлениеовозникновении и способах звучания. Выразительные средства и возможности электронных музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное музыкальное творчество. Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека. Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Формы и средства контроля
АННОТАЦИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ Интегрированный характер данного курса на второй ступени образования определил целостное, единое для всех искусств понимание основных, взаимосвязанных между собой, видов учебной деятельности учащихся. Такой подход обусловлен родством художественных образов, неделимой природой и взаимопроникновением искусств, единым источником их происхождения и развития — жизнью. Учебная деятельность направлена на художественное восприятие, познание и творчество, неотделимые друг от друга. Она разнообразна но форме — от бесед по поводу искусства и подбора художественного материала по заданным направлениям до индивидуальной или коллективной проектной деятельности, в том числе подготовки компьютерных презентаций на различные темы (например, «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»), постановки и оформления спектакля или школьного праздника. Постижение многообразия искусств на основе единых видов учебной деятельности способствует формированию у школьников целостного представления об изучаемой области, содержательному общению учащихся с мировым культурным наследием, полноценному духовному и разностороннему развитию растущего человека. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя: Журнал «ИЗО в школе». Газета «Первое сентября». ИЗО Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О.Я Воробьева и др.- Волгоград : Учитель. 2012. Для учащихся: Штрихи времени: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: «Росмэн», 1994. Иллюстрированная мировая история: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: «Росмэн», 1994. Журналы«Юный художник». |