Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимани - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Оценка результатов ученой деятельности учащихся по иностранному языку... 1 256.12kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 «А» класса по специальной... 2 458.85kb.
Рабочая программа по курсу «Родной край» 1 96.49kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи (8 класс) 3 773.54kb.
Взаимосвязь мышления и речи 1 48.5kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
Учебной деятельности учащихся по иностранному языку Критерии оценки... 1 159.26kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи малыша 1 43.89kb.
«Методика сопоставительного анализа художественных произведений словесности... 1 15.25kb.
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 1 93.33kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления - страница №1/1


«Согласовано» и принято» на заседании МC ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы № 33 города Ставрополя»

Руководитель МС __________ / Е. В. Овсянникова

Протокол №_________ от

«____» ___________ 2013г.





«Утверждаю»

Директор ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы

№ 33 города Ставрополя» _____________ / С. В. Егорова

Приказ № ______ от

« ____» ______________ 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ

В 7 КЛАССЕ

на 2013-2014 учебный год



Составила: учитель русского языка и чтения

Лучкина Н.А.



Ставрополь 2013 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


    1. ФИО: Лучкина Наталья Александровна.

1.2. Образование: высшее.

1.3. Стаж работы в должности: 1,5 года.

1.4. Учебная нагрузка: русский язык и чтение.

Пояснительная записка

В школе для умственно отсталых детей в 7 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Цель предмета: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи предмета:


  • формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.



Коррекционно-образовательные задачи:

- знакомить с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами и поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы.

- совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания).

- отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя.

- учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.

- закреплять умения подробно и кратко пересказывать прочитанное.

- учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.

- закреплять навыки заучивания наизусть.



Коррекционно-развивающие задачи:

- осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы.

- формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.

- обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики.

- развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.).

- развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.

- развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).

- развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п.

- развивать и корректировать память и логическое мышление.

- вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.



Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.

- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.).

- осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости).

- осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны).

- проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).

- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности.

- формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умения внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.).

При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7- х классов. Срок реализации настоящей программы 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 7 классе отведено 102 часа в год (3 часа в неделю).



Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

Четверть

Количество часов

I четверть

27 часов

II четверть

22 часа

III четверть

27 часов

IV четверть

26 часов

Год

102 часа

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль за техникой чтения осуществляется в конце каждой четверти.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Внеклассное чтение

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)


  1. В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».

  2. А. Р. Беляев «Чудесное око».

  3. В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бо
    чок», «Мышарик», «Вести из леса».

  4. Жюль Берн «Дети капитана Гранта».

  5. А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».

  6. А. М. Горький «Детство».

  7. Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо».

  8. Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».

  9. В. П. Катаев «Хуторок в степи».

  10. В. Г. Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч»,

«Дети подземелья». \\.JI.H. Лагин «Старик Хоттабыч».
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

 Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

 Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

 Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

 Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

 Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

 Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

                                           

ТИПЫ УРОКА:

 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

 Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.


                                 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.

                                       ФОРМЫ РАБОТЫ:

 Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

 Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Устное народное творчество.

Урок внеклассного чтения. Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки



Из произведений русской литературы XIX века.

А.С.Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…». Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин « У Лукоморья».

М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

И.А.Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська».

Н.А.Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Проверка техники чтения. Урок внеклассного чтения.

Л.Н.Толстой. Биографические сведения. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Просмотр фильма по одноименной повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

А.П.Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения.

В.Г.Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Проверка техники чтения. Тестирование по пройденному материалу. В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Из произведений русской литературы XX века.

М.Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького

М.Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна»

Урок внеклассного чтения.

К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт».

М. Зощенко «Великие путешественники»

Урок внеклассного чтения.

К.Симонов. Биографические сведения. К.Симонов «Сын артиллериста»

В.Катаев. Биографическая справка. «Флаг»

Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Библиотечный урок. Обобщающий урок по творчеству Н. Рыленкова

Проверка техники чтения. Вспоминаем прочитанное.

Литературные игры

Ю.Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Ю.Яковлев «Багульник». Библиотечный урок.

Р.Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора»

А.Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля»

К.Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. «Снежки».

Обобщающий урок по теме «Русские писатели XX века».

Проверка техники чтения. Тестирование по пройденному материалу.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Учащиеся должны уметь:


  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • читать выразительно вслух; читать «про себя»;

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по русскому языку и развитию речи

При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:



  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

  2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.

  3. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

  5. Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с.

  6. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

  7. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

  8. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

  9. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

  10. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

  11. Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

  12. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с.

  13. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.

Медиатека.

1. Мультфильмы по басням Крылова

2. Аудио записи с народными песнями.

3. Фильм «Кавказский пленник»

4. Мультфильм «Сказка о царе Салтане…»
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Чтение для 7 класса коррекционной школы.

Под редакцией: А.К. Аксенова, Москва «Просвещение» 2006


п/п

Содержание учебного материала

К-во часов

Дата

Стр.

Цель, наглядный материал

Словарная работа

I четверть – 27 часов

1.

Вводный урок «Любите книгу».

1

02.09.13




Познакомить с произведениями (обзор) на новый учебный год. Целями и задачами. Учебник, выставки книг.




Устное народное творчество 9 часов

1.

Устное народное творчество. Сказки

1

04.09.13


4-9




Себе на уме

2.

«Сивка-бурка» (русская народная сказка).

2

05.09.13

06.09.13


9-17

Познакомить учащихся с доступными для их , понимания произведениями: устным народным творчеством, загадками, пословицами, сказками.

Видимо-невидимо

Добрые кони



3.

«Журавль и цапля» (русская народная сказка).

1

09.09.13

17-20

Совершенствовать технику чтения, соблюдение логических пауз.

Зачин

Присказка



4.

«Умный мужик» (русская народная сказка).

1

12.09.13

20-23

Учить видеть главное в прочитанном тексте.

Развивать устную связную речь, мышление, память.



Харчи

Грамота


Мыкать

Глумиться

Хоромы

поварня


5.

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

13.09.13

24-29

Воспитывать в лучших традициях произведений УНТ.

Казначейство

казначей


6.

Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», По улице мостовой (одну песню наизусть).

1

16.09.13

30-31

Прививать любовь к чтению произведений УНТ. Иллюстрации




7.


Пословицы (заучивание наизусть). Загадки.

1


19.09.13

32-34

К.ф. «Царевна-лягушка»

Д.ф. Былины

Загадка, как малый жанр УНТ. Работать над мыслительной деятельностью при отгадывании загадок.





8.

Внеклассное чтение:

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».



1

20.09.13




Проверка техники чтения




Из произведений русской литературы 19 века.17 часов

9.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе (биография).

1

23.09.13

36-39

Знакомить учащихся с произведениями классиков русской литературы: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Крылова, В.С.Короленко

Гувернер

Деспот


деспотизм

10.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди…».

4

26.09.13

27.09.13


30.09.13

03.10.13


40-47

47-53


53-62

62-69


Совершенствовать технику чтения. Отличие сказки народной от литературной.

Вымолвит

Светлица


Град

Грамота


Нарекся

Тужит


Не привальный

Бает


булат

11.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» (наизусть).

1

04.10.13

70-71

Использование художественных средств для усиления впечатлений от происходящего, отметить настроение самого поэта, его отношение к описываемому.

Лачужка

веретено


12.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «У Лукоморья…».

1

07.10.13

72-75

Портрет, к.ф, Д.ф., ф.хр.




13.

Внеклассное чтение по творчеству А.С. Пушкина.

Внеклассное (контрольное) чтение.



1

10.10.13




Иллюстрации к произведениям.




14.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе.

1

11.10.13

76-78

Чем сходны судьбы Пушкина и Лермонтова. Д.ф., к.ф..




15.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» отрывок (наизусть).

2

14.10.13

17.10.13


78-83

Какое событие описывается, показать героизм солдат.

Редут

Лафет


Бивак

Кивер


Хват

Драгуны


уланы

16.

Внеклассное чтение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

18.10.13




Развивать устную речь, мышление, память. Портрет, иллюстрации.




17.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе.

1

21.10.13

84-86

Познакомить с произведениями Крылова




18.

Иван Андреевич Крылов «Кукушка и Петух».

1

24.10.13

86-88

Дать учащимся значение литературного термина «басни»

Вожусь

Протяжно


невелички

19.

Иван Андреевич Крылов «Волк и Журавль» (наизусть).

1

25.10.13

88-90

Кого и за что высмеивает Крылов.

Учить выразительно читать басни по ролям, отмечать главное-мораль басни.



Манить

Пособие


Пасть

Коварный


Долгий (нос)

20.

Иван Андреевич Крылов «Слон и Моська»

1

28.10.13

90-92

Развивать мышление, память, речь. Обогащать словарный запас.

Портрет, к.ф., дк.ф., ф.хр.






21.

Внеклассное чтение по творчеству И.А. Крылова.

1

31.10.13




Иллюстрации к произведениям.




II четверть22 часов

1.

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о писателе (биография).

1

11.11.13

93-96

Рассказать о жизни Некрасова. Главной теме его произведений. Почему называют его народным поэтом

бурлаки

бечевой



2.

Николай Алексеевич Некрасов «Несжатая полоса» (по ролям).

2

14.11.13

15.11.13


96-99

Каким настроением проникнуты его произведения, использование художественных определений.

Моченьки нет

Повисли как плети

Заунывная песня


3.

Николай Алексеевич Некрасов «Генерал Топтыгин».

2

18.11.13

21.11.13


98-99

100-103


Смешное, комическое, драматическое. Развивать навыки чтения, устное рисование.

Столбовая дорога

Обратный ямщичок

Барин

Материк


смотритель

4.

Внеклассное чтение по творчеству Н.А. Некрасова.

1

22.11.13




Заучивание наизусть.

Портрет, д.ф., иллюстрации.






5.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе (биография).

1

25.11.13

104-106

Познакомить с биографией писателя.




6.

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» (В сокращении).

6

28.11.13

29.11.13


02.12.13

05.12.13


06.12.13

09.12.13


101-110

110-116


116-119

119-120


121-124

125-130


Какие впечатления легли в основу повести. Когда и где происходили события героев. Как относится к ним автор.

Совершенствовать технику чтения, обогащать словарный запас, учить видеть главное, характеризовать поступки героев, сравнивать, давать оценку.

Портрет, к.ф., иллюстрации.


Аул

Сакля


Лоханка

Мечеть


Чалма


7.

Внеклассное чтение по творчеству Л.Н.Толстого.

1

12.12.13










8.

Антон Павлович Чехов Слово о писателе, к.ф.

2

13.12.13

16.12.13


132-135

Познакомить с произведениями Чехова.




9.

Антон Павлович Чехов «Хамелеон».

2

19.12.13

20.12.13


135-140

Обращение писателя к теме униженных. Чтение по ролям

Определить главную мысль.




Городовой

Конфискованный

мировой


10.

Внеклассное чтение по творчеству А.П. Чехова.

1

23.12.13




Портрет, к.ф., иллюстрации.




11.

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе.

1

26.12.13

141-144

Жизнь и творчество Короленко, тема, герои произведений. Против чего протестует Короленко.




12.

Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья», д.ф.,ф.хр.

2

27.12.13

30.12.13


145-147

147-154



Совершенствовать технику чтения, учить оценивать поступки героев, охарактеризовать их, делать вывод, обобщать.

Портрет, д.ф., ф.хр., иллюстрации.



Мурава

часовня


III четверть – 27 часов

1.

Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья», д.ф.,ф.хр. Внеклассное (контрольное) чтение.

3

09.01.14

10.01.14


13.01.14

155-158

158-159


160-166







Из произведений русской литературы 20 века.

1.

(Алексей Максимович Пешков) Максим Горький, к.ф.

2

17.01.14

20.01.14


168-170

Познакомить с жизнью и творческой деятельностью писателя.

псевдоним

2.

Максим Горький «Детство», ф.хр.

3

23.01.14

24.01.14


27.01.14

170—175

175-179


179-182

Воспоминания о детстве Горького, тяжелой жизни народа, самого писателя.

селитник

3.

Максим Горький

«В людях» (отрывки из повести) к.ф, ф.хр.

2

30.01.14

31.01.14


182-187

187-190


Охарактеризовать поступки героев, понимать их, рассуждать, обобщать, делать выводы. Работать над техникой чтения, добиваться выразительного чтения.

Пальма

стеклярус



4.

Внеклассное чтение по творчеству А.М. Горького.

1

03.02.14




Развивать речь, мышление, память, обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Портрет, иллюстрации.



Фасад

5.

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о писателе.

1

06.02.14

191

Познакомить с творчеством писателя.

Карниз

6.

Михаил Васильевич Исаковский. «Детство».

2

07.02.14

17.02.14


191-193

193-195


Тема Родины в произведениях Исаковского.




7.

Михаил Васильевич Исаковский. «Ветер» (наизусть).

1

20.02.14

195

Показать красоту природы воспетую поэтом.




8.

Михаил Васильевич Исаковский. «Весна».

1

21.02.14

195-196

Добиваться выразительного чтения, заучивания наизусть, давать устное рисование. Портрет, иллюстрации.




9.

Внеклассное чтение по творчеству М.В. Исаковского.

1

24.02.14










10.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

1

27.02.14

197-198

Познакомить с биографией писателя.




11.

Константин Георгиевич Паустовский «Последний черт».

3

28.02.14

03.03.14


06.03.14

198-199

200-201


201-205

Показать отношение писателя к обиженным людям, его любовь к Родине, ее природе.

Портрет, иллюстрации.






12.

Внеклассное чтение по творчеству К.Г. Паустовского.

1

07.03.14










13.

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе (биография).

1

10.03.14

206

Совершенствовать технику чтения, добиваться осознанного выразительного чтения.




14.

Михаил Михайлович Зощенко «Великие путешественники».

2

13.03.14

14.03.14


207-209

210-213


Видеть главную мысль в произведении, определять ее, чтение по ролям.




15.

Внеклассное чтение по творчеству М.М. Зощенко.

1

17.03.14





Развивать речь, мышление, память.




16.

Константин Михайлович Симонов – военный корреспондент. Слово о писателе (биография).

1

20.03.14

214-215

Знакомство с биографией писателя, его творчеством.




IV четверть – 26 часа

1.

Константин Михайлович Симонов «Сын артиллериста» (отрывок наизусть)

1

31.03.14

215-217

218-223


Тема войны и мира в произведениях Симонова.

Карьер

Рысь


Косая

Сажень в плечах



2.

Внеклассное чтение по творчеству К.М. Симонова

1

03.04.14




Развивать речь, мышление, память.




3.

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»

2

04.04.14

07.04.14


224-228

Знакомство с биографией писателя, его произведениями. Анализировать происходящие события. Дать оценку поступкам действующих лиц.

Кирха

Форт


Кубрик

капитуляция



4.

Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе.

1

10.04.14

230-231

Тема Родины в произведениях писателя.




5.

Николай Иванович Рыленков «Деревья» (наизусть).

1

11.04.14

231

Чувство добра, красоты в произведениях Рыленкова.

Межа

6.

Николай Иванович Рыленков «Весна без вещуньи кукушки».

1

14.04.14

232-233

Определение темы стихотворного произведения.

Вещунья

7.

Николай Иванович Рыленков «Все в тающей дымке» (наизусть).

1

17.07.14

233-234

Работа над выразительным чтением.




8.

Внеклассное чтение по творчеству Н.И. Рыленкова

1

18.04.14




Развивать речь, мышление, память.




9.

Юрий Иосифовия Коваль Слово о писателе.


1

21.04.14

235-236


Знакомство с биографией писателя, его произведениями.

Доброта

Раздражительность

свободолюбие


10.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».

2

24.04.14

25.04.14


236-238

238-242








11.

Юрий Иосифовия Коваль «Картофельная собака».

3

28.04.14

01.05.14


02.05.14

242-245

246-247


248-251

Анализировать происходящие события. Дать оценку поступкам действующих лиц.

Комизм

Тухнет


притворка

12.

Внеклассное чтение по творчеству Ю.И Коваля.

1

05.05.14










13.

Юрий Яковлевич Яковлев «Богульник».

3

08.05.14

09.05.14


12.05.14

252-255

255-258


258-263

Совершенствовать технику чтения, добиваться осознанного выразительного чтения, видеть главную мысль, определять ее, чтение по ролям. Развивать речь, мышление, память.




14.

Радий Петрович Погодин

«Время говорить – пора».



3

15.05.14

16.05.14


19.05.14


264-268

269-270


270-273

Познакомить с произведениями Погодина о добрых и хороших людях, о их дружбе. Учить оценивать поступки героев.

Опекунство

15.

Анатолий Георгиевич Алексин

«Двадцать девятое февраля».



2

22.05.14

23.05.14


274-276

276-280


Знакомить с произведениями, их героями. Анализировать происходящее. Давать оценку поступкам героев. Работать над осознанным выразительным чтением.




16.

Константин Яковлевич Ваншенкин.

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишки».



1

26.05.14

281,

282-283


Познакомить с жизнью и творческой деятельностью писателя




17.

Константин Яковлевич Ваншенкин «Снежки». Внеклассное (контрольное) чтение.

1

29.05.14

284

Развивать речь, мышление, память, обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.