Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная культура» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная... 1 183.4kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 2 387.61kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 2 363.43kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»... 1 141.9kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 132.46kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 247.25kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса 1 354.71kb.
Примерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура... 1 248.69kb.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину... 2 399.96kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная культура» - страница №1/1



МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________________
Протокол № ___ от

«____»____________20___г.




«Согласовано»

Заместитель директора школыпо УВР

_____________ Бирюкова И.В.
«____»____________20____г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________Н.А. Новикова
Приказ № ___ от «_______20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ожиговой А.В.

по учебному курсу «Мировая художественная культура»

10 класс
Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2013___ г.

2013 -2014 уч.год

Пояснительная записка.
Цель предмета – формировать духовный мир школьника силой воздействия различных искусств в их комплексе, его нравственность, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

Для достижения поставленной глобальной цели необходимо отметить такие ключевые моменты, требующие непременного раскрытия, как:



  • создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;

  • осознание ценностей и идеалов, воплощенных в художественных произведениях разных видов искусств;

  • понимание развития и явлений отечественного искусства с позиций исторического диалога культур;

  • формирование у учащихся целостной художественной картины мира, высокого художественно-эстетического вкуса, полноценного опыта восприятия искусства и навыков творческой деятельности;

  • приобретение культурно- познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности учащихся. \

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Цель курса – формирование представлений о художественной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).

В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Программа рассчитана на учебник Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура» (Базовый уровень) 10 кл. М. «Академия»2007 г.
Данная программа является базовой и изучается в 10 классе в течение 1 часа в неделю.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.



В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

 основные виды и жанры искусства;

 изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 шедевры мировой художественной культуры;

 особенности языка различных видов искусства;

уметь:

 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выбора путей своего культурного развития;

 организации личного и коллективного досуга;

 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

 самостоятельного художественного творчества
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

УМЕТЬ:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретённые знания и умения в жизни.
1.Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура».Книга для учителя.10 кл.(Базовый уровень) М. «Академия»2008 г.

2..Культура Древнего мира» Сост. Н.Н.Куцман. Волгоград. 2006 г.




Основное содержание курса.

Художественная культура первобытного мира

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы.Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису

Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала.Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне Зарождение искусства. Художественный образ —основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент.

Художественная культура Древнего мира

Месопотамия Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккуратыв Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне

Древний Египет Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигурына плоскости. Гробница Рамсеса IX в Долине царей

Древняя ИндияИндуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Рсль кульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо Буддийские культовыесооружения — символ космосаи божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики и живописи.
Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты

Древняя Америка Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Пирамида Солнца в Теотиуакане. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке Крито-микенская культура

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах



Древняя Греция . Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон образец высокой классики Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы ионический фриз Парфенона Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада . Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме

Древний Рим Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей Планировка римского дома. Фреска и мозаика —основные средства декора. Лом Веттиев,дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. МаркЮний Брут, Октавиан Август, Константин Великий

Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-МарияМаджоре в Риме

Художественная культура Средних веков

Византия и Древняя Русь Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор Св. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма. Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. ЦерковьПокрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде . Византийский стиль в мозаичном декоре.

Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве . Византийский стиль в иконописи. Икона Богоматери Владимирской. Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Щшя Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» символ национального
единения русских земель
Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев .

Западная Европа

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого вАхене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне Готика. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция. Собор Нотр-Дам Шартре. Аббатство Сен-Дени под Парижем. Собор Нотр-Дам в Руане. Германия. Собор Санкт-Петер в Кёльне, Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания. Собор в Толедо. Италия. Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции 165



Новое искусство — Арс нова . Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова

в литературе. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе Аллегорические циклы Аре нова. Андреада Бонайути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа Смерти». «Триумф Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Аре нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк.Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте 184



Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века

Китай Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего
Китая. Храм Неба в Пекине 192
Япония

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото



Ближний Восток

Образ рая в архитектуре мечетей. Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубаямечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.



Распределение учебного материала.



№ п/п

Название разделов и тем.

Кол-во часов.

1.

Художественная культура первобытного мира.

3 ч.

2.

Художественная культура Древнего мира.

14 ч.




Месопотамия.







Древний Египет.







Древняя Индия.







Древняя Америка.







Крито-микенская культура.







Древняя Греция.







Древний Рим.







Раннехристианское искусство.




3.

Художественная культура средних веков.

14 ч.




Западная Европа.







Новое искусство- АРС- нова.




4.

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века.

5 ч.




Китай.







Япония.







Ближний Восток.







Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура «

урока


Название разделов.

Кол- во

часов.


Тема урока.

Тип

урока.


Оборудование.

Д/З




Художественная культура первобытного мира.

3 ч.













1.







Миф – основа ранних представлений о мире . Древние обряды.

Изуч.нов

мат.


Работа с источ.»Плач Исиды» с.30.

П.1.

2.







Славянские земледельческие обряды.

Комб.




П.2,сооб.

3.







Зарождение искусства. Художественный образ - основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве.

Комб.

Работа с иллюстрац. с.

24,26 уч – ка .



П.3.




Художественная культура Древнего мира.

14 ч.
















Месопотамия.
















4.







Месопотамский зиккурат –жилище богов.

Изуч.

Нов.мат.


Работа с иллюстрац.

с.34 -38 уч –ка.



П.4.



Древний Египет.
















5.







Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

Комб.

Работа с иллюстр. с.42.

П.5.

6.







Магия. Декор гробниц .Канон изображения фигуры на плоскости.

Комб.

Работа с иллюстр. с.17 -24.

П.6.




Древняя Индия.
















7.







Индуистский храм – мистический аналог тела -жертвы и священной горы.

Изуч.

нов. мат.



Работа с иллюстр. с.51,53,54 уч –ка.

П.7.

8.







Буддийские культовые сооружения.

Комб.

Работа с иллюстр.с.56. уч.-ка.

П.8.




Древняя Америка.
















9.







Храмовая архитектура индейцев.

Изуч.н.м.

Работа с ил. С.62,63,65.

П.9.




Крито – микенская культура.
















10.







Крито –микенская архитектура и декор.

Комб.

Текст уч – кА с 69, иллюстр. с. 70 уч –ка.

П.10.




Древняя Греция.
















11.







Греческий храм –архитектурный образ союза людей и богов.

Комб.

Картина «Боги Греции»

П.11.

12.







Эволюция греческого рельефа от архаики до поздней классики.

Комб.

Иллюстрац. с . 30-31 уч-ка.

П.12

13.







Скульптура Древней Греции…

Комб.

Иллюстр. 86,87,85 уч-ка.

П.13.

14.







Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

Изуч.

нов.мат.





П.14.




Древний Рим.
















15.







Особенности римского градостроительства.

Изуч.нов.

мат.


Работа с. иллюст. с.96-97.99.

П.15.

16.







Планировка римского дома.

Комб.

Работа с ил. С.100-101 уч.

П.16.




Раннехристианское искусство.
















17.







Типы христианских храмов : ротонда и базилика.

Комб.

Ил. С.21-28,68-71 уч-ка,СД.

П.17.




Художественная культура средних веков.

14 ч.













18.







Византийский центрально- купольный

храм.


Комб.

Ил. С. 116-117 уч-ка.

П.18.

19.







Топографическая и временная символика храма.

Комб.

Ил. С. 120-121,122 уч-ка.

П.19.

20.







Византийский стиль в мозаичном декоре.

Комб.




П.20.

21.







Византийский стиль в иконописи.

Комб.

Ил. С. 38 цв. вкл.

П.21.

22.







Формирование московской школы

иконописи.




Комб.

Ил.»Троица» А.Рублева.

П.22.

23







Московская архитектурная школа.

Комб.

Ил. С . 136-137,139 уч-ка.

П.23.

24.







Фресковые росписи на тему величания Богородицы.

Комб.

Ил. С 141-142-143 уч-ка.

П.24.




Западная Европа.
















25.







Доморанская культура.

Изуч.н.м.

Ил. С. 147-149 уч-ка.

П.25.

26.







Романская культура.

Комб.

Ил.с. 153-155 уч-ка.

П.26.

27.







Готический храм - образ мира.

Комб.

Ил.с.159 цв.ил.

П.27.

28.







Основные этапы развития готического стиля.

Комб.

Ил.с.165-166 уч-ка.

П.28.




Новое искусство - АРС нова.
















29.







Проторенессанс в Италии.

Комб.

Ил.с.174-175 уч-ка.

П.29.

30.







Аллегорические циклы арс нова.

Комб.

Диск СД.

П.30.

31.







Специфика арс нова на севере.

Комб.

Ил.с.186-187 уч-ка.

П.31.




Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в средние века.

5 ч.
















Китай.
















32.







Взаимодействие ИНЬ и ЯН -основа китайской культуры.

Изуч.н.м.

Ил .с. 195-197 уч-ка.

П.32.




Япония.
















33.







Японские сады как квинт- эссенция

Мифологии синтоизма….



Комб.

Ил.с. 203,205,208 уч-ка.

П.33.




Ближний Восток.
















34.







Образ рая в архитектуре мечети.

Комб.

Ил.с. 213-215 уч-ка.

П.34.

35..







Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

Повт-обобщ.




П.35.