Рабочая программа общеобразовательная Ступень среднего общего образования предмет история - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Рабочая программа общеобразовательная Ступень среднего общего образования предмет - страница №1/2

Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на

Директор школы зам. директора по НМР заседании МО протокол №1

«____» августа 2013 «____» августа 2013 от «____» августа 2013

_______________ ___________________ ___________________



Рабочая программа общеобразовательная

Ступень среднего общего образования



предмет – история

Количество часов в неделю: 2 часа – 7 А,Б,В,Г

Количество часов в году: 68 часов


Основание для разработки программы: Государственный стандарт среднего (общего) образования по истории, рассчитано на обучение школьников 7 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации

УМК:

  • Программа курса Всеобщая история. История Нового времени» С.В. Агафонов, О.В. Дмитриева, - М.: Русское слово, 2013, рекомендован Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации;

  • Учебник О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История нового времени» 7 класс. М.: Русское слово 2012г. Материал учебников соответствует государственному минимуму содержания образования по отечественной истории.

  • Программа курса «История России ХVII – XVIII века» Е.В. Пчелова - М.: Русское слово, 2013, рекомендован Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации;

  • Учебник Е.В. Пчелов «История России ХVII – XVIII века» 7 класс - М.: Русское слово, 2012.

Учебники входят в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в основной школе.
Учитель истории и обществознания – Белова Л.И.

Барнаул, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование курса Новой истории и истории России составлено в соответствии с «Обязательным минимумом содержания исторического образования», «Примерной программой курса истории для основной школы» и с использованием методического комплекса О.В. Дмитриевой Всеобщая история «История нового времени» и Е.В. Пчёлова «История России ХVII-ХVIII вв.», соответствующих федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 68 часов (Всеобщая история - 26 часов, История России - 42 часов) - 2 часа в неделю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Программа:

Программы курса и тематическое планирование к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История нового времени» М.: Русское слово 2013г.

Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» Е.В. Пчелов.

Учебник:

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. М.: Дрофа, 2013

История России XVII -XVIII века. 7 класс. М.: русское слово, 2013

История Нового времени, или Новая история, изучается в 7—8 классах. Этот курс занимает особое место среди школьных курсов истории, так как именно в Новое время складываются многие черты западноевропейской цивилизации, которые характерны для нее и по сей день. Ее духовные основы составляют гуманизм, рационализм и философия эпохи Просвещения; в экономике господствуют рыночные и зарождаются капиталистические отношения; начинают формироваться классы; в политической системе получают распространение идеи конституционализма и парламентаризма.

В 7 классе изучается первый период Новой истории — конец XV—XVII век, когда сформировались или стали играть существенную роль в общественной жизни перечисленные признаки цивилизации Западной Европы.

Данная программа курса Новой истории для 7 класса составлена на основе учебника В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина «Всеобщая история. История Нового времени» издательства «Дрофа». Учебник выдержал несколько изданий. Его содержание полностью соответствует Федеральному стандарту основного общего образования по Всеобщей истории. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

Программу и учебник отличают следующие особенности.

Семиклассники находятся в том возрасте, когда человек начинает ощущать себя независимым субъектом социальных отношений и пытается быть им. В истории человечества схожим периодом является как раз первый период Нового времени. Человек западного мира постепенно выходит из-под опеки Церкви и корпоративных общностей (сословий, общин, ремесленных и торговых гильдий), пытается самостоятельно искать смысл жизни вне традиционных общественных институтов. В Новое время возрастает роль личности в историческом процессе, поэтому программа и учебник насыщены большим количеством персоналий и биографическими подробностями.

В основе организации учебного материала курса — проблемно-региональный подход, что позволяет сформировать у учащихся более или менее объективную картину мирового исторического процесса.

Первая часть посвящена раннему Новому времени — событиям и процессам конца XV—XVII века. Здесь идет речь о возникновении существенных признаков современной западноевропейской цивилизации: гуманизма, рационализма, капиталистических отношений, классовой социальной структуры, конституционализма и парламентаризма. Поэтому при распределении часов между частями курса предпочтение было отдано именно данному периоду Нового времени.

Начинается эта часть с Великих географических открытий и завершается Английской буржуазной революцией.

Вторая часть курса называется «Эпоха Просвещения». В ней анализируются исторические явления ХУШ века. Если события и процессы раннего Нового времени генетически связаны со Средневековьем (Реформация) и даже Античностью (Возрождение), то Просвещение — это уже продукт Нового времени. Появление философии эпохи Просвещения было вызвано не в последнюю очередь осмыслением опыта Английской буржуазной революции. Главная характерная особенность эпохи Просвещения — это сознательные попытки людей изменить современный им социальный и политический строй, не прибегая к религиозным авторитетам. Здесь идет речь о возникновении идей Просвещения, их сущности и воплощении в политике просвещенного абсолютизма и влиянии на ход Войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции.

Третья часть курса описывает страны Востока в первый период Нового времени. Именно в конце XV—XVIII веке произошел перелом в отношениях между Западом и Востоком. Формирующиеся цивилизационные особенности Запада дали ему в тот период такие преимущества, которые позволили перейти к экспансии по отношению к Востоку. Восточные общества пытались противостоять западной экспансии либо путем европеизации (Османская империя), либо изоляции от влияния извне (Китай и Япония). Эти тенденции в отношениях между Западом и Востоком сохраняются и по сей день.

В области познавательной деятельности семиклассник в ходе занятий по Новой истории может научиться:

— использовать для познания окружающего мира такие методы, как наблюдение и моделирование;

— определять структуру объекта познания, искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого; *

— разделять процессы на этапы и звенья; выделять характерные причинно-следственные связи;

— определять адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов;

— комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

— сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям;

— различать факт, мнение, доказательство;

— исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки через обращение к историческим источникам, описывать результаты исследовательской деятельности;

— творчески решать учебные и практические задачи, мотивированно отказываться от образца в пользу оригинального решения;

— участвовать в проектной деятельности.

В области информационно-коммуникативной деятельности он может научиться:

— адекватно воспринимать устную речь, пересказывать прослушанный текст в сжатом и развернутом виде;

— бегло и осознанно читать и осуществлять информационно-смысловой анализ текстов разных жанров и стилей;

— осуществлять информационно-смысловой анализ монологической и диалогической речи;

— формулировать письменные высказывания на основе прослушанной или прочитанной информации с разной степенью свернутости;

— составлять планы, тезисы, конспекты;

— приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

— отражать в устной речи и в письменной форме результаты своей деятельности;

— перефразировать мысль;

— выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и т. п.) соответственно коммуникативной задаче;

— использовать для решения коммуникативных и познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.

В области рефлексивной деятельности учащийся, изучая Новую историю, может научиться:

— самостоятельно организовывать учебную деятельность (определять цель, планировать достижение целей, определять оптимальное соотношение цели и средств и т.д.);

— владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, уметь предвидеть возможные последствия своих действий;

— находить причины трудностей и преодолевать их;

— оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние;

— осознавать свои интересы и возможности;

— владеть навыками совместной деятельности, согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

В результате изучения Новой истории у учащихся должны формироваться:

— чувство патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран, к правам человека, демократическим принципам общественной жизни;

— представление о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

— умение работать с различными источниками исторической информации;

— ценностные ориентации, необходимые при ознакомлении с культурными, религиозными и этническими традициями;

— умение применять полученные знания и навыки в общественной жизни и в быту, участвуя в межкультурном взаимодействии.

Данная программа и тематическое планирование составлены с учетом этих требований.

Программа содержит списки рекомендуемой литературы по темам. Они предназначены для того, чтобы облегчить подготовку педагога к проведению занятий, а кроме того, помочь ему в выборе литературы, которую он может порекомендовать учащимся для самостоятельного чтения.



ПРОГРАММА КУРСА (24—29 часов)

Введение в курс (1 час)

Новая история — период Всеобщей истории.

Хронологические рамки Новой истории.

Периодизация Новой истории.



Основные понятия: Новое время, Новая история.

Часть I РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (15 часов)

Тема 1 Великие географические открытия и их последствия (2 часа)

Ойкумена глазами средневекового человека. Предпосылки Великих географических открытий. Путешествия Христофора Колумба. Тордесильясский договор. Открытие экспедицией Васко да Гама морского пути в Индию. Первое кругосветное путешествие. Сарагосский договор. Европейцы в Новом Свете. Возникновение колониальных империй. Итоги Великих географических открытий.



Основные понятия: ойкумена, Реконкиста, конкиста, конкистадор, экспедиция, колония, пираты, «революция цен».

Основные даты

1492 — открытие Христофором Колумбом Америки;

1494 — Тордесильясский договор;

1496—1498 — путешествие Джованни Каботто к берегам Северной Америки;

1497—1499 — морская экспедиция Васко да Гама к берегам Индии;

1519 — вторжение испанцев в Мексику;

1519—1522 — кругосветное путешествие экспедиции Фернана Магеллана;

1524 — Сарагосский мир;

1532 — вторжение испанцев в Перу;

1534 — открытие Жаком Картье Канады.



Персоналии: Энрике Мореплаватель, Изабелла Кастильская, Фердинанд Арагонский, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Эрнан Кортес, Франсиско Писсаро, Мокте- сума (Монтесума), Атауальпа, Джованни Каботто (Джон Кабот), Жак Картье, Генри Гудзон.

Рекомендуемая литература

Бизли Ч.Р. Генрих Мореплаватель. М., 1979.

Боден Л. Инки: Быт, религия, культура. М., 2004.

Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура. М., 2005.

Гуляев В.И. Идолы прячутся в джунглях. М., 1972.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий и исследований. М., 1982. Т. 1

Сабатини Р. Колумб. М., 1992.

Свет Я.М. Колумб. М., 1992.

Стингл М. Поклоняющиеся звездам: По следам исчезнувших перуанских государств. М., 1983.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Хаггард Г. Дочь Монтесумы. Разные издания.

Цвейг С. Подвиг Магеллана. М., 1980.

Тема 2 Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира (3 часа)

Предпосылки Возрождения. Античное наследие западноевропейской культуры. Сущность эпохи Возрождения. Итальянский гуманизм. Меценатство. Североевропейский гуманизм. Искусство Высокого Возрождения. Искусство североевропейского Возрождения. Предпосылки революции в естествознании. Формирование научной картины мира. Рост мистицизма в западноевропейском обществе. Литература и искусство эпохи барокко.

Основные понятия: Возрождение, гуманизм, меценатство, меценат, утопия, гелиоцентризм, эмпиризм, рационализм, эксперимент, мистицизм, «охота на ведьм», астрология, алхимия, барокко.

Основные даты

XIV—XVI века — эпоха Возрождения в западноевропейской культуре;

рубеж XVI—XVII веков — революция в естествознании;

1516 — первая публикация книги Томаса Мора «Утопия».



Персоналии: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Козимо и Лоренцо Медичи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Теофраст Парацельс, Мигель Сервантес де Сааведра, Уильям Шекспир, Джованни Лоренцо Бернини, Диего Веласкес, Рембрандт Харменс ван Рейн.

Основные произведения: Данте Алигьери «Божественная комедия», Франческо Петрарка «Книга песен», Эразм Роттердамский «Похвала глупости», Томас Мор «Утопия», Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Микеланджело Буонарроти «Давид», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Тициан «Даная», Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса», Иероним Босх «Сад земных наслаждений», Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня», Мигель Сервантес де Сааведра «Дон Кихот», Уильям Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», Диего Веласкес «Папа Иннокентий X», Рембрандт Харменс ван Рейн «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына».

Рекомендуемая литература



Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977. Т. 1—2.

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М., 1967.

Дживелегов А.К Леонардо да Винчи. М., 1969.

Кустодиева Т.К. Рафаэль. Л., 1985.

Либман М.Я. Донателло. М., 1960.

Либман М.Я. Микеланджело. М., 1964.

Львов С.Л. Альбрехт Дюрер. М., 1985.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1997.

Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996.

Тема 3 Реформация и Контрреформация (2 часа)

Причины Реформации. Начало Реформации в Германии: Мартин Лютер и его учение. Вормсский рейхстаг. Крестьянская война в Германии. Рождение протестантизма: «Аугсбургское вероисповедание». Аугсбургский мир. Реформация в Швейцарии: Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Орден иезуитов. Тридентский собор.

Основные понятия: индульгенция, Реформация, протестантизм, лютеранство, Крестьянская война в Германии, кальвинизм, гугеноты, пуритане, Контрреформация, орден иезуитов.

Основные даты

1517 — начало Реформации в Германии;

1521 — Вормсский рейхстаг;

1524—1525 — Крестьянская война в Германии;

1530 — «Аугсбургское вероисповедание»;

1540 — образование ордена иезуитов;

1555 — Аугсбургский мир;

1545—1563 — Тридентский собор.



Персоналии: Лев X, Мартин Лютер, Карл V, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола, Павел III.

Рекомендуемая литература

Алтаев А.Л. Под знаменем «Башмака». М., 1970.

Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. Киев, 1989.

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995.

Тема 4 Рождение капиталистического общества (2 часа)

Рост населения Западной Европы в XV—XVII веках. Рост западноевропейских городов. Изменения в быту европейцев. Технический прогресс в начале Нового времени. Изобретение книгопечатания — вторая информационная революция. Зарождение капиталистических отношений. Мануфактура. Капитализм в сельском хозяйстве. Формирование классов наемных работников и буржуазии.



Основные понятия: быт, технический прогресс, капитализм, капиталистические отношения, «революция цен», информационная революция, банк, биржа, мануфактура, фермеры, классы, наемные работники, буржуазия.

Основные даты

1445 — изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом;

XV—XVII века — зарождение капиталистического общества в Европе.

Персоналии: Иоганн Гутенберг.

Рекомендуемая литература

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв. Т. 1-3. М., 1986-1992.

Варбанец Н.В. Йохан Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения материала. М., 1980.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания. М., 2000.

Немировский Е.Л. Иоганн Гуттенберг. М., 1992.

Немировский Е.Л. Мир книги: С древнейших времен до XX века. М., 1986.

Тема 5 Зарождение абсолютизма (3 часа)

Абсолютная монархия: особенности осуществления политической власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание империи и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия. Англия — центр мировой торговли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии — правление Елизаветы I. Английский парламентаризм. Становление французской абсолютной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелье. Расцвет французского абсолютизма при Людовике XIV: особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм.

Основные понятия: абсолютизм, абсолютная монархия, бюрократический аппарат, протекционизм, Акт о супрематии, аграрный переворот, огораживания, парламент, пуритане, гугеноты, религиозные войны, Нантский эдикт, политика веротерпимости, фавориты, классицизм.

Основные даты

1519 — избрание испанского короля Карла I императором Священной Римской империи;

1520 — восстание комунерос;

1534 — принятие Акта о супрематии;

1558—1603 — правление Елизаветы I;

1571 — битва при Лепанто;

1588 — гибель Великой Армады;

23/24 августа 1572 — Варфоломеевская ночь;

1598 — Нантский эдикт;

1624—1642 — правление Ришелье;

1643— 1715 — правление Людовика XIV; *

1685 — отмена Нантского эдикта.



Персоналии: Карл I (V), Филипп II, Генрих VII, Генрих VIII, Мария Тюдор, Елизавета I, Фрэнсис Дрейк, Франциск I, Генрих II, Карл IX, Екатерина Медичи, Франсуа Гиз, Генрих III, Маргарита Валуа, Генрих Наваррский, Арман Ришелье, Людовик XIV, Жан Батист Кольбер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер, Никола Пуссен.

Основные произведения: Пьер Корнель «Сид», Жан Расин «Федра», Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве», Никола Пуссен «Танкред и Эрминия».

Рекомендуемая литература

Вилар 77. История Испании. М., 2006.

Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1976.

Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор. М., 2004.

Дюма А. Королева Марго. Разные издания.

Дюма А. Три мушкетера. Разные издания.

Кнехт Р. Ришелье. Ростов на/Д, 1995.

Ле Руа Ладюри Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460—1610 гг. М., 2004.

Твен М. Принц и нищий. Разные издания.

Цвейг С. Мария Стюарт. Разные издания.

Тема 6 Нидерландская [буржуазная] революция (1 час)

Нидерланды под властью Испании: социально-экономическое развитие, религиозные конфликты. Антикатолическое восстание. Правление герцога Альбы. Движение гёзов. Рождение Республики Соединенных провинций. Расцвет Голландии.

Основные понятия: кальвинизм, кальвинисты, гёзы, республика.

Основные даты

1566 — начало антикатолического восстания в Нидерландах;

1579 — заключение Утрехтской унии;

1642—1644 — открытие Абелем Тасманом Австралии, Тасмании и Новой Зеландии;

1648 — международное признание независимости Республики Соединенных провинций.

Персоналии: Филипп II, Вильгельм I Оранский, герцог Альба, Абель Тасман.

Рекомендуемая литература

Костер Ш. де. Легенда о Тиле Уленшпигеле. Разные издания.

Ларрета Э. Слава дона Ромиро. М., 1961.

Сергиенко К. К. Кеес — Адмирал Тюльпанов. Феличе А. Морские нищие. Рабе В. Черная галера. М., 2000.

Уваров П.Ю., Цатурова С.К. «Что нам делать с Нидерландской буржуазной революцией?» (По следам Ассамблеи медиевистов) // Средние века. Вып. 66. М., 2005. С. 274—278.

Чистозвонов А. И. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в. М., 1964.

Тема 7 Английская буржуазная революция (1 час)

Англия под властью Стюартов. Долгий парламент и начало революции. Гражданская война. Конфликты в революционном лагере: пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Свержение монархии. Английская республика. Протекторат Оливера Кромвеля. Реставрация монархии. «Славная революция». «Билль о правах». Английская парламентская монархия.

Основные понятия: абсолютная монархия, парламент, англи- кане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, «Билль о правах», виги, тори, революция.

Основные даты: *

1640 — начало Английской буржуазной революции;

1649 — провозглашение Английской республики;

1650—1658 — протекторат О. Кромвеля;

1660 — реставрация монархии в Англии;

1688—1689 — «Славная революция».



Персоналии: Яков I, Карл I, Оливер Кромвель, Джон Лиль- берн, Карл II, Яков II, Вильгельм III Оранский.

Рекомендуемая литература

Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

Павлова ТА. Кромвель. М., 1980.

Рид М. Белая перчатка. Разные издания.

Скотт В. Пуритане. Разные издания.

Хилл К. Английская Библия и революция XVII в. М., 1998.

Обобщающий контроль (1 час).
Часть II ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (7 часов)

Тема 1 Общество и государство в эпоху Просвещения (1 час)

Понятие «эпоха Просвещения». Философия Просвещения. Английское просвещение. Французское просвещение. Общество эпохи Просвещения: воспитание и образование, печать и общественное мнение, «вольные каменщики». Литература и искусство эпохи Просвещения. Просвещенный абсолютизм: реформы Иосифа II в Австрии, прусский король Фридрих II Го- генцоллерн — «философ» на троне.

Основные понятия: эпоха Просвещения, философия Просвещения, рационализм, прогресс, естественные права человека, общественный договор, разделение властей, энциклопедия, народный суверенитет, общественное мнение, масонство, роман, рококо, неоклассицизм, просвещенный абсолютизм.

Основные даты

XVIII век — эпоха Просвещения;

1780—1790 — правление Иосифа II в Австрии;

1740—1786 — правление Фридриха II в Пруссии.

Персоналии: Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескьё, Вольтер, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Иоганн Вольфганг Гёте, Антуан Ватто, Жак Луи Давид, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт.

Важнейшие произведения: Томас Гоббс «Левиафан», Джон Локк «Два трактата», Шарль Монтескьё «О духе законов», Вольтер «Кандид», «Философские письма»; Дени Дидро «Племянник Рамо», Жан Жак Руссо «Об общественном договоре», «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»; Даниель Дефо «Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо...», Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера», Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст», «Страдания молодого Вертера»; Жак Луи Давид «Клятва Горациев», Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта».

Рекомендуемая литература

Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1986.

Голованов Я.К. Этюды об ученых. М., 1976.

Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.

Стендаль. Жизнеописание Моцарта. М., 1985.

Фейхтвангер Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жана Жака Руссо. Разные издания.

Фонвизин Д.И. Письма из заграничного путешествия // Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1959.

Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981.

Тема 2 Международные отношения в Новое время. Конец XV—XVIII век (1 час)

Природа военных конфликтов в Новое время. Система европейского баланса. Рождение дипломатии. Отражение османской агрессии. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Войны за передел Европы и мира в XVIII веке. Северная война. Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война. Разделы Польши.

Основные понятия: династические войны, религиозные войны, войны за передел территорий, дипломатия.

Основные даты

1494—1555 — Итальянские войны;

1618—1648 — Тридцатилетняя война;

1683 — битва под Веной;

1700—1721 — Северная война;

1701 —1714 — Война за испанское наследство;

1740—1748 — Война за австрийское наследство;

1756—1763 — Семилетняя война;

1772, 1793, 1795 — разделы Польши.

Персоналии: Густав Адольф, Альбрехт Валленштейн, Людовик XIV, Карл XII, Петр I, Мария Терезия, Фридрих II, Петр III.

Рекомендуемая литература

Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. Л., 1961.

Архенгольц И.В. фон. История Семилетней войны. М., 2001. Ивонина Л.И., Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны. Смоленск, 1996.

Купер Ф. Зверобой. Разные издания.

Купер Ф. Последний из могикан. Разные издания.

Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М., 1976.

Сенкевич Г. Огнем и мечом. Разные издания.

Сенкевич Г. Пан Володыевский. Разные издания.

Сенкевич Г. Потоп. Разные издания.

Шиллер Ф. Лагерь Валленштейна. Смерть Валленштейна // Шиллер Ф. Драмы. Стихотворения. М., 1975.

Тема 3 Промышленный переворот в Англии (1 час)

Предпосылки промышленного переворота. Импорт индийских тканей в Англию. Английские изобретатели. Паровая машина Джеймса Уатта и переворот в тяжелой промышленности. Формирование классов промышленной буржуазии и наемных рабочих. Движение луддитов.

Основные понятия: доиндустриальное (аграрное) общество, индустриальное общество, промышленный переворот, фабрика, индустрия, модернизация, промышленная буржуазия, наемные рабочие, луддиты.

Основные даты *

2-я половина XVIII века — начало промышленного переворота в Англии;

1767 — изобретение механической прялки «Дженни»;

1785 — изобретение механического ткацкого станка.



Персоналии: Джон Кей, Джон Уайатт, Ричард Аркрайт, Джеймс Харгривс, Сэмюэл Кромптон, Эдмунд Картрайт, Джеймс Уатт, Нед Лудд.

Рекомендуемая литература

Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М., 1963. Лили С. Люди, машины и история. М., 1970.

Голованов Я.К. Этюды об ученых. М., 1976.

Тема 4 Война за независимость и образование США (1 час)

Английская колонизация Северной Америки. Североамериканские колонии Англии: социально-экономическое развитие. Взаимоотношения колоний с метрополией. Война за независимость. «Декларация независимости». Образование США. Конституция США.

Основные понятия: колония, метрополия, Война за независимость, «Декларация независимости», конфедерация, федерация, конституция, президент.

Основные даты

1607 — начало английской колонизации Северной Америки;

1775—1783 — Война за независимость;

4 июля 1776 — принятие «Декларации независимости» на Втором континентальном конгрессе;

1787 — принятие конституции США Конституционным конвентом.

Персоналии; Бенджамин Франклин, Георг III, Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Мари Жозеф Лафайет.

Рекомендуемая литература

Иванов Р.Ф. Франклин. М., 1972.

Купер Ф. Осада Бостона. М., 1963.

Купер Ф. Шпион. Разные издания.

Согрин В.В. Основатели США. М., 1972.

Теккерей У.М. Виргинцы. М., 1961.

Форбс Э. Джонни Тремейн. М., 1961.

Фурсенко А.А. Американская революция и образование США. Л., 1978.

Яковлев Н.Н. Вашингтон. М., 1973.

Тема 5 Великая французская революция (2 часа)

Предпосылки Великой французской революции. Созыв Генеральных штатов. Декларация прав человека и гражданина. Франция — конституционная монархия. Революционная война. Провозглашение Французской республики. Установление якобинской диктатуры. Якобинцы у власти. Термидорианский переворот.

Основные понятия: третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция, «Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война, Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, монтаньяры, республика, роялисты, диктатура, Комитет общественного спасения, термидорианский переворот, термидорианцы.

Основные даты

5 мая 1789 — начало заседаний Генеральных штатов;

14 июля 1789 — взятие Бастилии восставшими парижанами, начало Великой французской революции;

26 августа 1789 — публикация «Декларации прав человека и гражданина»;

1791 — принятие первой французской конституции, Франция — конституционная монархия;

20 апреля 1792 — начало революционной войны; ,

22 сентября 1792 — провозглашение Франции республикой;

21 января 1793 — казнь Людовика XVI;

1793—1794 — якобинская диктатура во Франции;

9 термидора (27 июля) 1794 — свержение якобинской диктатуры;

18 брюмера 1799 — совершение государственного переворота Наполеоном Бонапартом.

Персоналии: Людовик XVI, Мария Антуанетта, Мари Жозеф Лафайет, Оноре Мирабо, Максимилиан Робеспьер, Клод Жозеф Руже де Лиль, Жорж Дантон, Жан Поль Марат, Наполеон Бонапарт.

Рекомендуемая литература

Бальзак О. де. Шуаны. Разные издания.

Гра Ф. Марсельцы: Повесть из времен французской революции. М., 1965.

Гюго В. 1793. Разные издания.

Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 2005.

Карлейль Т. Французская революция: История. М., 1991.

Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789— 1794. М., 1979.

Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

МатъезА. Французская революция. Ростов на/Д, 1995.

Ревуненков В.Г. Наполеон и революция. 1789—1815. СПб., 1999.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789—1814 гг. СПб., 1996.

Обобщающий контроль (1 час).

Часть III СТРАНЫ ВОСТОКА В ХУ1-ХУШ ВЕКАХ (2 часа)



Тема 1 Страны ислама в XVI—XVIII веках (1 час)

Экспансия Османской империи на Запад. Османская армия. Предпосылки упадка Османской империи. «Европеизация» Османской империи. Рост турецкого национального самосознания. Упадок Ирана в период правления династии Сефевидов. Надир- шах. Шииты и сунниты в Иране. Распад державы Надир-шаха.



Основные понятия: ислам, экспансия, янычары, «европеизация», сунниты, шииты.

Основные даты

1453 — захват османами Константинополя;

1502—1736 — правление Сефевидов в Иране;

1520—1566 — правление Сулеймана II Великолепного;

1571 — битва при Лепанто;

1683 — битва под Веной;

1736—1747 — правление Надир-шаха в Иране.

Персоналии: Сулейман II Великолепный, Ян Собеский, Надир-шах.

Рекомендуемая литература

История Ирана. М., 2003.



Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999. Очерки Новой истории Ирана. М., 1978.

Петросян Ю.А. Османская империя. М., 2003.

Сабатини Р. Меч ислама. Разные издания. ’

Тема 2 Индия, Китай и Япония в XVI—XVIII веках (1 час)

Социально-экономическое состояние Индии в начале Нового времени. Империя Великих Моголов. Колонизация Индии европейцами. Китай в правление династии Мин. Маньчжурское завоевание Китая. Китай в правление династии Цин. «Закрытие» Китая. Япония при сёгунах Токугава. «Закрытие» Японии. Традиционная японская культура.



Основные понятия: Моголы, индуизм, колонизация, Ост- индская компания, конфуцианство, династия Мин, маньчжуры, династия Цин, сёгун, династия Токугава, даймё, самураи, синтоизм, буддизм.

Основные даты

1368 — изгнание монголов из Китая, начало правления династии Мин в Китае;

1483—1530 — правление Мухаммада Бабура, основателя империи Великих Моголов;

1556—1605 — правление Джалалиддина Акбара;

1615 — начало правления в Японии сёгунов из династии Токугава;

1630-е гг. — «закрытие» Японии;

1644 — маньчжурское завоевание Китая, установление династии Цин;

1757 — битва при Плесси;

1758 — «закрытие» Китая.

Персоналии: Мухаммад Бабур, Джалалиддин Акбар, Токугава Иэясу.

Рекомендуемая литература

Антонова К.А. Английское завоевание Индии в XVIII в. М., 1958.

КлевелДж. Сёгун. Любое издание.

Лещенко Н.Ф. История Японии в эпоху Токугава. М., 1999.

Лэмб Г. Бабур-тигр. Великий завоеватель Востока. М., 2002.

Новая история Индии. М., 1961.

Новая история Китая. М., 1972, 2004.

Очерки Новой истории Японии. М., 1958.



Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения (2—3 часа).

Итоговый контроль (1 час).
Курсы «История России с древнейших времён до конца XVIII века» в 6—7 классах общеобразовательных учреждений являются началом системного изучения учащимися отечественной истории. Они охватывают большой исторический период — от древнейших времён до конца XVI II века. Таким образом, в программу курсов входит изложение всей русской средневековой истории и начала истории России Нового времени. Программа курсов рассчитана на преподавание в 6—7 классах основной школы по учебникам: 1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Русское слово, 2004. 2. Пчелов Е.В. История России. XVII—XVIII века. М.: Русское слово, 2004. Материал учебников соответствует государственному минимуму содержания образования по отечественной истории. Учебники входят в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в основной школе.

Главная цель настоящих курсов состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма. В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня. В основу курсов положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.

Для многих школьных учебников такого же плана было и остаётся характерным преобладание социально-экономической истории, которая выступает в качестве основы всего исторического процесса. Такой подход исходил из концепции о смене «общественно-экономических формаций», когда экономическое развитие и хозяйственные связи оказывались главной движущей силой истории. Автор склонен скорее рассматривать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

В данных курсах большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

Именно поэтому, с одной стороны, внимание автора сосредоточено наличностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главки выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека средневековой Руси и Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни.

При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны.

В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом.

История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

Изложение истории автор счёл возможным начать не с происхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Европейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только расширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира.

К сожалению, в некоторых учебниках, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собственно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, территории которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при изложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах.

Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому прерывать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко-Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно.

Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «владимиро» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громадную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с которой определяли многие исторические процессы.

Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых московских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород.

События первых десятилетий правления Василия II характеризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвями московской династии, а не как борьба сторонников и противников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжеская усобица Московского Дома.

В дальнейшем история западных и южных земель бывшего Древнерусского государства также не выпадает из поля зрения автора. Отдельный раздел посвящен присоединению Украины к России. При изучении внешней политики времён правления Екатерины II обращено внимание и на разделы Речи Посполитой как факт возвращения древнерусского наследия России.

В целом, в основе курсов лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.


1. Цель и задачи курса история

Целью является последовательное и поэтапное рассмотрение основных исторических явлений и процессов, относящихся к прошлому, осознание сущности, форм, функций исторического сознания, приобретение навыков объективной оценки прошлого и настоящего, ознакомление с различными точками зрения по дискуссионным проблемам, обращая внимание обучающихся на формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

Содержание позволяет решать следующие задачи:

- определить объект, предмет и функции исторической науки;

-формировать историзм мышления помогающий видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально- экономической жизни по отношению к их прошлому и в соотношении последующим ходом развития событий;

- раскрыть на конкретном материале неоднозначность исторического процесса, отражая неразрывную зависимость назревающих противоречий и их разрешение;

- акцентировать внимание на сложности нравственного выбора при оценке исторических событий, на степень ответственности человека в сегодняшней действительности и в будущем.
Требования к уровню подготовки

В процессе изучения предмета учащиеся должны знать:

- концептуальные основы исторической науки и ее место в системе гуманитарных дисциплин;

- системную периодизацию дисциплины;

- о генезисе человечества, рас и народов;

- основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, источники исторического знания приемы работы с ними;

- специфику формирования и развития Гражданского общества;

- изменения в сословной системе организации общества и формирование классов;

Учащиеся должны уметь:

- выделить теоретические и прикладные компоненты исторического знания;

- аналитически представлять важнейшие события в истории;

- проследить истоки возникновения и развития важнейших исторических событий;

- грамотно прокомментировать основное содержание эпохальных событий в Мировой истории;

- воспроизвести информацию о предмете обсуждения;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, относящимся к историческому прошлому, владеть основами исторического мышления.

Иметь навыки:

- самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы;

- владеть информационными технологиями, работать с документами, публицистикой и периодической печатью;

- расширения своей эрудиции на основе интереса к истории;

- показать самостоятельность мышления и взглядов, обосновать свою гражданскую позицию.

Требования к уровню подготовки учащихся в 7-м классе

- Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

- Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.

- Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия.

- Отличать черты Западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI—XVIII веков в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.

- В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское равноправие; в государственной жизни: абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре - гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и т.д.

- Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России; а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс.

- Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван, Петр Великий, Екатерина Великая, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового времени.

- Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических, духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идей гуманистов и просветителей.

- При оценке исторических явлений выявлять гуманистические, нравственные ценности.

- Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.

- Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.



- Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям, как в прошлом, так и в современности.
Учебно-тематический план

по предмету всеобщая история Нового времени на 26 часа в год


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Ожидаемые результаты обучения




Введение.

1

Соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи (например, переводить даты на другую систему летоисчисления)

Часть I

Раннее Новое время.


15

Выявлять особенности социально-экономических отношений в Европе. Выявлять особенности формирования научной картины мира, и определить роль географических открытий. Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.

Часть II.

Эпоха Просвещения.

7

Анализировать сознательные попытки людей изменить современный им социальный и политический строй, не прибегая к религиозным авторитетам. Определить роль Просвещения на ход Войны на независимость североамериканских колоний и Великой французской революции. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополией; раскрывать характерные черты новой американской нации.

Часть III.

Страны Востока в ХVI – ХVIIIвв.

2

Выделять отличительные черты в развитии стран Востока. Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом.




Урок итогового контроля

1

Обобщать знания, полученные из различных исторических источников, делать выводы, подтверждая их примерами

Итого

26



следующая страница >>