Рабочая программа дисциплины история зарубежной литературы к. XIX н. ХХ вв - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 2 1010.55kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 13 История русской литературы 2 462.97kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Рабочая программа дисциплины: «история педагогики и философия образования» 1 240.14kb.
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики... 6 1024.31kb.
Рабочая программа история литературы стран второго иностранного языка... 1 192.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы... 2 598.99kb.
Занятие № Особенности культуры к. Xix-н. ХХ в. Роман Жориса-Карла... 1 98.37kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины история зарубежной литературы к. XIX н. ХХ вв - страница №1/2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»


Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.




рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

История зарубежной литературы к. XIX – н. ХХ вв.

Направление подготовки: 050301.62 Русский язык и Литература

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года


Н. Новгород

2012



Пояснительная записка

Курс «История зарубежной литературы к.XIX – н.ХХ в.» является частью общего курса «История зарубежной литературы» и знакомит студентов филологического факультета с очередным этапом мирового литературного процесса – рубежом XIX – ХХ вв. Курс предполагает формирование систематических знаний истории европейской (английской, французской, немецкой, итальянской, норвежской, польской) и американской литературы, углубление знаний литературоведческих понятий, а также развитие навыков анализа художественных текстов.

Особенностью истории мировой литературы к.XIX – н.ХХ в. является сосуществование различных эстетических тенденций. На рубеже XIX – ХХ вв. литературные направления исчезают и появляются в довольно короткие сроки, оказывают влияние друг на друга, писатели и поэты используют в своем творчестве приемы и средства различных художественных систем. Курс знакомит студентов с такими культурными и литературными феноменами, как символизм, натурализм, импрессионизм, эстетизм, рассказывает о специфике неоромантизма и реализма этого периода. В рамках этих явлений представлены наиболее яркие имена авторов и произведения, иллюстрирующие специфику того или иного литературного направления.

Принцип построения материала – историко-хронологический, позволяющий сформировать у студентов представление о развитии литературы как о целостном закономерном процессе. Материалы курса дают представление об особенностях развития литературы как вида искусства, о многообразии явлений действительности, отраженных в художественных произведениях.

Курс семестровый, состоит из 34 час. лекционных и 18 час. практических занятий, предполагает написание контрольной работы и завершается экзаменом.

Цель курса – изучение специфики зарубежной литературы к.XIX – н.ХХ вв.

Основные задачи курса «История зарубежной литературы к.XIX – н.ХХ в.»:


  • раскрыть своеобразие литературы как формы общественного сознания;

  • показать наиболее важные закономерности эволюции западноевропейского и американского литературного процесса к.XIX – н.ХХ вв.;

  • подчеркнуть своеобразие художественного мастерства наиболее значительных писателей этого периода;

  • сформировать умение литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематический, структурно-композиционный и др.).

Курс состоит из лекций обобщающего характера и из лекций, посвященных изучению особенностей художественного мира отдельных писателей.

Целью практических занятий является овладение навыками литературоведческого анализа произведений различных литературных родов и жанров, а также углубленное изучение проблематики и поэтики отдельных художественных произведений. Задания к каждой теме практического занятия предполагают самостоятельную работу студентов с критической литературой и художественными текстами. Кроме того, курс включает в себя элементы занятий интегративного характера: привлекается материал других видов искусств (живописи, музыки, скульптуры, театра и кино).



Программа

Введение. Хронологические рамки зарубежной литературы к. XIX – н. ХХ вв. Эстетическая специфика переходной литературной эпохи. Главнейшие исторические события. Смысл и условность обозначения терминов decadence и moderne. Философские основы декаданса и модернизма. Философия пессимизма А.Шопенгауэра и особенности ее воздействия на культурное и политическое сознание общества второй половины XIX в. Основные положения философии Ф.Ницше. Философия интуитивизма А.Бергсона. Открытие психоаналитического метода познания З.Фрейда. Основные литературные феномены. Представление об открытости художественных систем. Параллелизм литератур.
Французская литература

Париж как культурный европейский центр. Импрессионизм во французской живописи (К.Моне, Э.Мане, А.Сислей и др.). Элементы импрессионизма в творчестве Э.Золя, Ги де Мопассана, П.Верлена и др.

Натурализм. Философские и литературные истоки натурализма во Франции. Позитивизм О.Конта. Концепция «трех факторов» И.Тэна. «Тереза Ракен» Э.Золя как образцовый физиологический роман. Концепция экспериментального романа Э.Золя. Статья «Экспериментальный роман», ее основные положения. Художественное воплощение натуралистической теории в цикле «Ругон-Маккары». Ретроспектива истории рода в романе «Карьера Ругонов». Основные темы цикла: торжество победителей и дележ добычи («Добыча», «Чрево Парижа», «Его превосходительство Эжен Ругон»), пороки Второй Империи («Западня», «Жерминаль», «Нана», «Накипь», «Деньги», «Разгром»), «точки опоры» («Радость жизни», «Земля»). Сочетание различных эстетических тенденций в романе Э.Золя «Творчество». Разъяснение проблем наследственности в романе «Доктор Паскаль». Поэтика романов Э.Золя. Э.Золя и Россия.

Реализм во Франции. Усиление субъективной прозы. Место Ги де Мопассана в историко-литературном процессе: традиционное и новое в первом сборнике новелл «Заведенье Телье». Роль Г.Флобера и И.С.Тургенева в формировании художественной манеры Мопассана. «Заведенье Телье» в оценке Л.Толстого. Проблематика новелл: тема войны и родины, любви, разоблачения собственничества, мистическая тема. Художественное своеобразие новеллистики Мопассана. Мопассан-романист как особое явление во французской литературе. Флоберовское начало в романе «Жизнь», бальзаковское начало в романе «Милый друг». Новаторство Мопассана как автора психологического романа: лиризм, роль пейзажа, мастерство психологического анализа и др.

Художественный мир Анатоля Франса. Два периода творчества: первый: «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Таис» (1890) – своеобразие интерпретации сюжетов из истории Античности и Средневековья; соединение древнего и современного. Второй: «Остров пингвинов» (1908), «Боги жаждут» (1912), «Восстание ангелов» (1914) – романы об истории XIX в., притчи и сатира. «Преступление Сильвестра Боннара» как интеллектуальный роман. «Таис»: оппозиция христианства и язычества. Роман-памфлет «Остров пингвинов»: пародийное описание истории человечества (Франции). «Восстание ангелов»: реальное и фантастическое Изображение Парижа начала ХХ в. Образ Сатаны. «Боги жаждут»: проблема революционного насилия. Трагическая судьба Гамлена. Античные мотивы в романе. Особенности реализма А.Франса (лаконичность, парадоксальность, использование приемов комического (ирония, гротеск, юмор).

Литературный символизм. Символизм как литературное направление. Субъективность как основа творчества и объединяющее начало для художников-символистов. Принципы «чистого искусства» и двоемирия, их роль в эстетической программе символизма. Философские направления, лежащие в основе символизма (неоплатонизм, интуитивизм). Символ, основные определения термина. Специфика французского символизма (хронологические рамки, печатные издания, основные теоретические статьи). Манифест символизма Жана Мореаса. Своеобразие подхода к французскому символизму в русском и французском литературоведении. Идея взаимодействия искусств, примеры ее реализации в творчестве музыкантов, художников, поэтов. Влияние Вагнера и Бодлера на становление эстетической программы символистов. Эксперименты с формой и содержанием, верлибр как жанр, соединяющий лирическое и эпическое начало, отражающий субъективное восприятие жизни мегаполиса, «стихотворение в прозе». Циклизация как способ организации художественных текстов. Эстетическая позиция и творчество Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме. Рецепция французских символистов в России. История переводов и основные издания.

Специфика бельгийской литературы. Литература на нидерландском («Фламандское движение») и французском языке («Молодая Бельгия»). Символизм в Бельгии. Эстетические взгляды Эмиля Верхарна. Романтическая концепция поэта-одиночки, находящегося в конфликте с обществом. Традиции парнасцев и символистов в поэзии Верхарна. Особенности поэтики: использование приемов риторики, циклизация, эксперименты в области формы (верлибр). Основные поэтические сборники. «Фламандки» (1883): традиции нидерландской и голландской живописи, телесность, пластичность («Старые мастера», «Като», «Хлебопечение»). «У обочины дороги» (1891): символистские тенденции в лирике Верхарна, пессимизм («Дурной час»), традиции Верлена («Ноябрь»). «Трагическая трилогия» Верхарна (сборники «Вечера» (1887), «Крушения» (1888), «Черные факелы» (1891)): ощущение экзистенциальной покинутости человека и поэта, утратившего смысл существования. Эксперименты с формой: верлибр. Страдание как доля человечества, христианские мотивы и символика цвета («Человечество»), мифологизация пространства, оппозиция природы и города как вечного и преходящего, соединение иллюзорного и реального миров, проблема сути вещей («Под сводами», «Числа»). «Города-спруты» (1895): тема промышленной цивилизации, разрушающей деревню. Оппозиции города и деревни: оратай – преступник, ветер – дым и сажа, солнце – дождь, небосвод – «черная бескрайность», сады – заводы («Равнина»). Мотивы смерти и смены эпох. Драматургия Верхарна: «Зори» (1899): социальная проблематика, тема восстания. Исторические драмы: «Монастырь», «Филипп II».



Принципы символистского театра: «театр для театра», яркая театральность, субъективизация драматургии (роль режиссерской и актерской трактовки проблематики пьесы и образа героя), камерность («Театр д’Ар», «Камершпиле», «Интимный театр»), условность декораций. Поиск новых форм: переходные формы между поэзией и прозой, синтетическая драма Вагнера (музыка, танец, поэзия, жест). Проблематика: конфликт иллюзорного и реального, жизни и сна, внешней и внутренней формы, сознания и бессознательного, свободы и несвободы. Морис Метерлинк. Эстетические и философские принципы: мистический идеализм, влияние Неизвестного на судьбу человека, беззащитность человека перед лицом Неизведанного. Задача художника – помочь людям постичь истину, прикоснуться к истине бытия, обратиться внутрь себя. Введение принципа «двойного диалога»: внутренний и внешний. Деперсонализация героя: отсутствие индивидуальных характеристик, герои-функции, схематизм. Отсутствие событий, поступков персонажей. Роль Ожидания в пьесах (состояние, способствующее пробуждению и росту души). Трактат «Сокровище смиренных» (1896): трагизм повседневной жизни, сочетание обыденного и уникального. Повторяемость символов в пьесах (природные символы: море, лес, собака, птица). Специфика хронотопа. Начало творческой деятельности. Стихотворный сборник «Темницы» (1889) – символистские тенденции, настроение томления, смутной печали, вера в мистическое. Мотивы смерти, одиночества, поиски Абсолюта. Драма «Принцесса Мален» (1889) – символистская интерпретация сюжета трагедии «Макбет» В.Шекспира. Тема Рока. Символика пьесы. «Слепые» (1891): тема вторжения Неизвестного в жизнь человека. Образ Смерти, показанный через символику, воспринятый интуитивно. Цикл «Маленькие драмы для марионеток» (1894): «Там, внутри», «Непрошенная», «Алладина и Паломид», «Смерть Тентажиля». Деление мира на две сферы: внутреннюю (семья) и внешнюю (чужие, окружающие). Горе проникает из внешнего мира во внутренний и разрушает гармонию. Статичность слова (реплики без ответа, замкнуты на себе; роль молчания) и действия (отсутствие событийности, создание ситуаций). «Пелеас и Мелисанда» (1892): символистская интерпретация сюжета о Тристане и Изольде. «Монна Ванна» (1902): историческая драма. Традиции театра эпохи Классицизма (Расина): конфликт долга и страсти. Тема любви: человек бессилен перед любовью и смертью. Любовь стирает границы непонимания между людьми. «Синяя птица» (1908): сказочная традиция и символизм пьесы. Натурфилософские трактаты «Жизнь пчел» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930). Иносказательное изображение жизни человеческого общества.
Английская литература

Пестрота картины литературного развития Англии этого периода. Особенности развития реализма в творчестве Дж.Меридита. Создание нового типа романа С.Батлером. Литература социалистических идей. Творчество У.Мориса. Тема революционной борьбы в творчестве Э.Т.Войнич. Эстетизм как ведущее декаденское направление в Англии. Неоромантизм в Англии, его специфика по сравнению с немецким. Творчество Г.Р.Хаггарда и Дж.Конрада. Прочность контактов русской и английской литературы этого периода.

Реализм. Томас Харди как общепризнанный классик английской литературы. Цикл Уэссекских романов или «романов характера и среды». Роман «под деревом зеленым» как пролог к последующим произведениям. Влияние философии А.Шопенгауэра и трагедий Софокла на формирование художественной концепции Т.Харди. Формулировка задач романа в статьях «О пользе чтения художественной литературы» и «Искренность в английской литературе». Роман «Тэсс из рода д’Эрбервилей», проблематика и поэтика. Жанр рассказа в творчестве Т.Харди. Поэтическое мастерство Т.Харди.

Творчество Бернарда Шоу. Первые годы творчества, прозаические произведения. «Фабианское общество». Драматургия Шоу. «Квинтессенция ибсенизма» как изложение принципов «драмы-дискуссии»: в основе пьесы – диалог, столкновение «реалистов и идеалистов», разных точек зрения на общественно значимую проблему; отсутствие деления героев на «положительных» и «отрицательных»; использование современных сюжетов и характеров. «Приятные» и «Неприятные пьесы». Социально-психологическая драма «Профессия миссис Уоррен». Особенности положения женщины в обществе конца XIX в. Сходство и отличия образов Виви и миссис Уоррен. Речевые характеристики персонажей. Интерпретация мифологического сюжета в пьесе «Пигмалион». Новаторство в трактовке образов «Пигмалиона» и «Галатеи». Влияние Элизы Дулитл и профессора Хиггинса на характеры друг друга. Изменения, произошедшие с Элизой. Открытый финал пьесы, возможности интерпретации. Своеобразие творческой манеры Шоу: парадоксальность, принцип монтажа, речевые характеристики героев.



Эстетизм. Становление английского эстетизма в творчестве Оскара Уайльда, влияние эстетических концепций Д.Рескина и У.Пейтера. Двуединство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного в стихотворениях Уайльда. Эссе «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истина масок», «Упадок искусства лжи» (1889), «Критик как художник» (1890). Основные положения эстетической концепции Уайльда: приоритет искусства над моралью и жизнью; субъективность восприятия мира; приоритет формы над содержанием. Задача художника – восхищать, создавать Прекрасное. Синтез Красоты и Страдания в этических и эстетических взглядах Уайльда. Две группы драматических произведений: драмы («Герцогиня Падуанская» (1883), «Саломея» (1893)) и комедии («Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895) и «Как важно быть серьезным» (1895)). Интерпретация библейского мифа о Саломее: изменение функций Иродиады и Саломеи. Темы Страсти и Смерти, их соединение в драме. Символы и их роль в пьесе (цветовая символика, ночь, луна и др.). Специфика комедий Уайльда: изображение светского общества в ироническом ключе, парадоксы, эпиграммы, афоризмы. Своеобразие сказочного творчества Оскара Уайльда. Особенности стиля, использование христианских мотивов, специфика интерпретации. Сходство и различие сказок с другими произведениями Уайльда. Позднее творчество: «De profundis» и «Баллада Редингской тюрьмы». Христианские мотивы в произведениях, мотивы страдания и смирения. Стилистические особенности произведений Уайльда: близость к романтизму, эллинизму, культ формы, внимание к элементам восточной поэтики, декоративно-орнаментальный стиль, использование парадоксов.

Неоромантизм. Связь неоромантики в Англии с традицией авантюрного романа. Р.Л.Стивенсон как ведущая фигура английского неоромантизма. Особенности жизненного и творческого пути. Принцип мужественного оптимизма в романах «Остров сокровищ», «Черная стрела» др. Тема двойничества и особенности ее художественного воплощения в «Странной история доктора Джекила и мистера Хайда». Концепция истории Стивенсона в романе «Владетель Баллантрэ», функции библейской символики. Неоромантизм в творчестве Редьярда Киплинга. Своеобразие поэзии Киплинга: близость к фольклору, балладам, солдатским и студенческим песенкам; ритм и рифма. Тема «Восток-Запад» в творчестве Киплинга. Образ художника в романе «Свет погас»: Дик Хелдар и Мейзи, различия в их эстетических взглядах. Оппозиция «правды» творца и публики, трагическая судьба Дика Хелдара. Новеллистика Киплинга («Бертран и Бими», «Лиспет»), оппозиция природы и цивилизации. Новаторство в изображении Индии. Композиционные особенности «Книг джунглей». Рассказы о Маугли, их роль в концепции книг. Человек и Зверь: сходства и отличия в изображении Киплинга. Образы неоромантических героев (Маугли, Рикки-Тики-Тави, Белый Котик). Использование мифологизации (создание «закона джунглей», мифологии о сотворении мира); «местного колорита» (изображение джунглей, Индии, Арктики); религиозных особенностей страны (буддизм). Место А.Конан Дойла в истории мировой литературы. Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе. Общая схема детектива на основе цикла А.Конан Дойла. Особенности развития детективного жанра в английской литературе. Сборник детективных новелл Г.К.Честертона об отце Брауне.

Научно-фантастические романы Герберта Уэллса. Сатирическое изображение английского общества в романе «Война миров». Образ человека, сознание которого сформировано средствами массовой информации, уверенность викторианского общества в своей непобедимости, всесильности. Изображение толпы, исчезновение цивилизованного начала перед лицом опасности. Образ священника, его функции в романе. Обращение к философии Ницше. Роман «Человек-невидимка»: эволюция образа Гриффина, влияние идей сверхчеловека и «воли к власти». «Остров доктора Моро»: интерпретация образа Творца, создателя. «Звериное» и «человеческое» начало. Законы построения цивилизации. Роман «Машина времени»: своеобразие изображения прошлого, настоящего и будущего человечества.



Немецкая литература

Немецкая литература к.XIX – н.ХХ в. Фридрих Ницше и его роль в культуре конца XIX века. Три этапа творчества: 1. Романтический, влияние идей Шопенгауэра и Вагнера («Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм», 1872). 2. Позитивистский, обращение к математике, химии, биологии, истории, экономике («Человеческое, слишком человеческое», 1874). 3. Период зрелого творчества, время создания учения о сверхчеловеке и «вечном возвращении» и «переоценки ценностей» («Так говорил Заратустра», 1883-1891). Концепция аполлонического и дионисийского начал в искусстве («Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм»). «Так говорил Заратустра» как «пятое Евангелие», идеи сверхчеловека, воли к власти, вечного возвращения и их воплощение в трактате. Человек как мостик межу сверхчеловеком и зверем. Черты сверхчеловека. Образ пророка. Влияние философии ницшеанства на литературу к. XIX – н.ХХ в., отражение идей Ницше в произведениях, полемика с ними.



Реализм в немецкой литературе (Т.Фонтане, Т.Манн).

Ранний период творчества Томаса Манна. Специфика повествовательной манеры: интеллектуальность, музыкальность, полифоничность. Тема столкновения искусства и действительности, образ художника и его реализация в новелле «Смерть в Венеции». Образ Ашенбаха, традиции в изображении писателя, специфика восприятия мира и ее отражение в новелле. Амбивалентность отношения к Тадзио: влюбленность и восхищение, человек и совершенное произведение искусства. Своеобразие хронотопа: символичность образов Италии, Венеции, моря. Роман «Будденброки» как историческая и семейная хроника. Трагедия заката рода Будденброков: четыре поколения героев как изображение разных исторических ипостасей бюргерства. Постепенное угасание интереса к фирме, делам, погружение во внутренний мир, увлечение искусством (Иоганн Будденброк – консул Иоганн – Томас – Ганно). Тони, ее функция в романе. Роль символики в раскрытии характеров героев. Соединение бюргерского и творческого начала в персонажах.



Натурализм в немецкой литературе, его специфика. Драматургия Герхарда Гауптмана, жанровое многообразие его пьес: натуралистические, «новая драма»; социально-исторические; сказочно-символические; исторические и мифологические драмы. Натуралистические тенденции и их проявление в пьесе «Ткачи» (1889). Изображение исторических событий (восстание силезских ткачей), характеры главных героев. Реализация творческих принципов драматурга: развитие пьесы без вмешательства автора, согласно движению событий и характеров. Библейские образы и их интерпретация в драме «Перед восходом солнца» (1892) (Альфред Лот, «жена Лота» - Елена Краузе). Современные философские концепции, их влияние на мировоззрение Лота (позитивизм, вопросы наследственности и среды). Авторская позиция (абстрактная концепция становится причиной гибели человека). Трагизм образа Елены, ее сила и слабость. Пьеса «Перед заходом солнца», черты «драмы-дискуссии». Черты неоромантизма в пьесе-сказке «Потонувший колокол» (1896). Оппозиция мира равнины и мира гор, бюргерства и искусства, христианства и язычества. Двойственность образа главного героя – Генриха. Функции женских образов в пьесе (фея Раутенделейн и Марта). Фольклорные мотивы в пьесе. Синтез неоромантизма и символизма, реального мира немецкой провинции и фантазии автора.

Экспрессионизм в немецкоязычной литературе (Г.Тракль, Г.Гейм). Поэтический мир Р.М.Рильке. Эстетические взгляды: «простота» (использование слов, обозначающих родовые понятия, без коннотации); минимализм в употреблении изобразительно-выразительных средств; обращение к собственному Я как теме творчества, предмету исследования. Основные мотивы творчества: чувство неприкаянности и безмерная тоска человека; оппозиция унылого, мертвого города и природы; трагизм бытия художника; оппозиция художника и обывателей, его гибель в повседневном мире, в жестокости бытия; поиски истины; ужасный, страшный мир; одиночество; сострадание; избранничество поэта. Стихотворные сборники «Часослов», «Книга образов». Образ России в творчестве Рильке. Россия как целостная страна (особенности пространства: широта, бескрайность); созерцательность – основное качество русского народа («Обломов»). Равноправие поэта и объекта описания. Цикл «Дуинские элегии»: темы двойственности жизни и смерти, трагической любви, искусства. «Новая мифология» Рильке: образы ангелов, их безразличие к судьбам людей.
Скандинавские литературы

Особенности исторического и культурного развития скандинавских стран. Борьба литературных направлений в Дании. Литературная концепция Г.Брандеса. Статья Й.Йоргенсена «Символизм» и отражение исканий в поэтическом сборнике «Исповедь». С.Л.О.Лагерлеф как главная фигура шведской литературы этого периода. А.Киви как основоположник новой финской литературы. Творчество С.Топелиуса. Место норвежской литературы на рубеже XIX-XX вв. Элементы символизма, импрессионизма, неоромантизма и натурализма в творчестве К.Гамсуна. «Новый психологизм» Гамсуна и его воплощение в романе «Голод». Психология «мучительства любви» в романе «Пан». Влияние Достоевского на Гамсуна. Драматургия Генриха Ибсена. Этапы творчества: первый период – пьесы, посвященные истории Норвегии («Богатырский курган», «Фру Эгер из Эскота»); второй – время написания философских драм («Бранд», «Пер Гюнт»); третий – «новая драма» («Кукольный дом», «Привидения»), четвертый – поздний («Строитель Сольнес»). Принципы «новой драмы»: сюжет строится вокруг раскрытия тайны, использование детективной линии; ретроспекция – внимание к прошлому персонажей; разрыв между внешней ситуацией и внутренним миром героев, постепенное разоблачение разницы между кажущимся и действительным; изменение характеров персонажей; интеллектуальная насыщенность диалога. В основе сюжета пьесы – общественно важная, актуальная проблема, разные герои представляют разные точки зрения и предлагают различные варианты решения; авторская позиция скрыта; открытый финал. «Бранд»: история создания драмы, проблема отношения к религии. Черты «новой драмы» в пьесе «Кукольный дом». Нора и Хельмар, специфика раскрытия характеров. Функции второстепенных персонажей в драме. Символика названия пьесы. Особенности финала. История постановки пьесы в Европе и России, отзывы критиков и публики. Пьеса «Привидения»: влияние современных философских и научных концепций на судьбы героев. «Строитель Сольнес»: трагичность образа художника. Проблема соотношения жизни (любви) и искусства.



Литература США

Особенности американской литературы к.ХIХ – н.ХХ вв. Три пути формирования американского реализма: через принцип «местного колорита», объективное изображение социальных явлений американской жизни к. XIX в., создание эпоса национальной жизни. Существование различных эстетических концепций. Регионализм литературы США. Э.Дикинсон как поздний американский романтик. «Нежный реализм» в американской литературе.



Натурализм в американской литературе, специфические условия его формирования. Роль натурализма в становлении реалистической художественной системы.

Творчество Генри Джеймса. Эстетические особенности: «точка зрения» автора и повествователя, самодвижение романа. Три периода творчества: «викторианский», «средний» период – время экспериментов, «зрелый» период – использование новых принципов поэтики (эксперименты в области повествовательных форм, внимание к внутреннему миру героев). Три основные темы произведений: художник и общество, поиск места в жизни, оппозиция американского и европейского образа жизни. Новелла «Славный уголок»: соотношение европейского и американского начал, литературные традиции (готическая проза, творчество Эдгара По). Интерпретация темы двойничества: трдиции и новаторство. Специфика образа Спенсера Брайдена, прошлое и настоящее в его жизни. Роман «Женский портрет»: европейский и американский типы цивилизации. Образы Изабеллы, Ральфа и Осмонда. Черты символистского романа в «Женском портрете». Особенности поэтики: установление ассоциативных связей, использование сложных синтаксических конструкций, использование слов в переносном значении, ирония.



Реализм в американской литературе. Марк Твен – создатель эпоса американской жизни. Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», философия детства, трансформация романтических традиций в изображении ребенка. Оппозиция взрослого и ребенка. Своеобразие художественного пространства в романах Твена. Сатирическое изображение общества в романе «Янки при дворе короля Артура».

Творчество Джека Лондона. Влияние философии ницшеанства, спенсерианства, позитивизма. Особенности эстетической программы: создание образов героев через поступки, действия; создание атмосферы (использование принципа «местного колорита»). «Северные рассказы» как соединение неоромантического восприятия и реалистического отражения жизни «покорителей Севера». Тема борьбы человека с силами природы. Специфика героев: изображение личности в переломный период, на пике жизненных испытаний. Роман «Дочь снегов»: образ Фроны Велз, сильные и слабые стороны характера. Изображение жизни на Аляске, влияние «местного колорита» и «нежного реализма». Тема гибели индейских племен в повестях «Лига стариков», «Киш, сын Киша», сборнике «Дети мороза». Философия Ф.Ницше и ее отражение в произведениях Лондона («Морской волк», «Мартин Идеен»). Вульф Ларсен как воплощение идеи сверхчеловека. Оппозиция образов Ларсена и Хэмфри. Отражение эволюции человечества в повестях о животных («Белый клык», «Зов предков»). Клык и Бэк: сходства и отличия в их изображении. Жестокость людей и природы. Тема искусства и художника в творчестве Лондона («Мартин Иден»).


Польская литература

Особенности исторической обстановки. Позитивизм как общественно-идеологическое течение и его роль в формировании реализма. Жанр исторического романа и его связь с национально-освободительной борьбой. Историческая концепция Г.Сенкевича: вальтерскоттовская традиция и новаторские черты. Польский патриотизм как определяющий пафос исторических романов Сенкевича. Специфика историко-философского романа Б.Пруса «Фараон». Становление жанра романа о современности. Близость к русскому типу романа в творчестве Б.Пруса и Э.Ожешко.


Литература Индии

Своеобразие индийской литературы к. XIX - н.ХХ в.: многообразие национальностей, языков, обычаев, традиций. Антиколониальная борьба. Истоки индийской культуры и влияние западноевропейской культурной традиции. Интерес к историческому роману (изображение героического прошлого) и фольклорным жанрам, мотивам, образам. Литература на бенгальском языке. Рабиндранат Тагор как писатель и общественный деятель. Лирика. Сборники «Вечерние песни» (1882), «Утренние песни» (1883), «Золотая ладья» (1893): пейзажная лирика, проблема места человека в мире, бренности существования человека и вечности природы. Сборник «Мгновение» (1900): гражданские и философско-религиозные мотивы. Эстетическая концепция Тагора (статьи «Прекрасное», «Прекрасное и литература», «Проблемы образования» (1906—1907)): Красота существует в мире людей, простой сельской жизни и труде. Художественное воплощение концепции «джибон-дебота» («божества жизни») в сборнике «Гитан-джали». Предназначение поэта: воспевать земной, предметный мир. Образы Индии и Европы в произведениях Тагора. Роман «Гора» (1907-1910): патриотическая тема в романе, двойственность главного героя, оппозиция с обществом. Специфика новеллистики. Изображение традиций и обычаев Индии, сопоставление их с европейскими (новеллы «Карточное королевство», «Незнакомка», «Расчеты»). Роль Рабиндраната Тагора в становлении индийской литературы.



Рабочий план лекционного курса

«История зарубежной литературы к.XIX – н.ХХ в.»


  1. Хронологические рамки зарубежной литературы к.XIX – н.XX вв. Философские основы модернизма и декаданса в трудах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, З.Фрейда. Основные литературные феномены рубежа веков.

  2. Источники натурализма во Франции. Теория экспериментального романа Э.Золя и ее художественное воплощение в цикле «Ругон-Маккары».

  3. Место Ги де Мопассана в истории французской литературы. Своеобразие его новеллистических циклов. Романы «Жизнь» и «Милый друг»: традиционное и новое.

  4. Литературный символизм. Творчество французских поэтов-символистов (Верлен, Рембо, Малларме).

  5. Символизм в Бельгии. Специфика творчества Эмиля Верхарна. Символистский театр. Драматургическая теория Мориса Метерлинка.

  6. Драматургия Генриха Ибсена. Принципы «новой драмы». Социально-
    психологические пьесы Бернарда Шоу. «Квинтессенция ибсенизма» как изложение эстетических взглядов драматурга.

  7. Особенности развития английской литературы рубежа веков. Развитие, сосуществование и противоборство различных литературных направлений.

  8. «Романы характера и среды» (Уэссекские романы) Т.Харди.

  9. Специфика английского неоромантизма. Художественный мир Р.Л.Стивенсона.

10. Английский эстетизм. Концепции Дж.Рескина и У.Пейтера, их влияние на теорию эстетизма О.Уайльда. Драматургия Оскара Уайльда. Интерпретация библейского сюжета в драме «Саломея». Сказки.

11. Творчество Р.Киплинга. Особенности поэзии. Композиционное своеобразие «Книг джунглей». Черты неоромантизма. Мифологические традиции и их роль в тексте произведения. Тема искусства и художника в романе «Свет погас». Научно-фантастические романы Г.Уэллса.

12. Немецкая литература к.ХIХ - н.ХХ вв. Концепция аполлоновского и дионисийского, образ сверхчеловека в философии Ф.Ницше. Творчество Т.Манна.

13. Драматургия Г.Гауптмана. Своеобразие австрийской литературы к.ХIХ – н.ХХ вв. Поэтический мир Р.М.Рильке.

14.Особенности развития польской литературы. Жанр исторического романа в творчестве Г.Сенкевича и Б.Пруса.

15.Литературный процесс в США к.ХIХ – н.ХХ в. Творчество Г.Джеймса. Марк Твен как создатель «эпоса американской жизни».

16.Творчество Джека Лондона. Концепция искусства и художника в романе «Мартин Иден». Черты неоромантизма в «Северных рассказах».

17. Своеобразие индийской литературы к.ХIХ – н.ХХ в. Национальное и европейское в новеллах Рабиндраната Тагора.



Темы практических занятий по курсу

«История зарубежной литературы кIХ - н.ХХ в.»
1. Литературный символизм. «Слепые» М.Метерлинка как «драма молчания».
Своеобразие лирики Верлена и Рембо.

  1. Эмиль Золя как теоретик натурализма. Романы «Творчество» и «Жерминаль».

  2. Драматургия Г. Ибсена. Философская драма «Пер Гюнт». Принципы «новой драмы» и их реализация в пьесе «Кукольный дом».

  3. Социально-психологическая драматургия Б. Шоу. Проблематика и поэтика пьес «Дом, где разбиваются сердца» и «Пигмалион».

  4. Специфика творчества Оскара Уайльда.

  5. 6. Творчество Томаса Манна. Анализ новеллы «Тонио Крегер»: этическая и
    эстетическая проблематика. Драма Герхарда Гауптмана «Ткачи».

  1. Творчество Джека Лондона. Анализ романа «Мартин Идеи» и рассказа «Воля к жизни».

  2. Научно-фантастические романы Г.Уэллса «Человек-невидимка» и «Война миров».

Планы практических занятий
Занятие № 1

Литературный символизм
1. Понятия «символизм», «символ». Время возникновения символизма. Особенности художественного направления.
2. Символизм во Франции. Традиции Ш. Бодлера. Творчество П.Верлена и А.Рембо. Основные принципы поэзии П.Верлена («Поэтическое искусство»). Стихотворение «Томление» как отражение духа эпохи. «Теория ясновидения Рембо», особенности ее интерпретации и воплощения.
3. Бельгийский символизм. Принципы символистского театра.
4. Драматургия М.Метерлинка. Художественные особенности пьесы-сказки «Слепые». Символика в пьесе, ее функции. «Слепые» как драма молчания.
Тексты для анализа:

П. Верлен «Поэтическое искусство», «Осенняя песня», «Томление», «Калейдоскоп».

А. Рембо «Пьяный корабль», «Гласные», «Париж заселяется вновь».

М. Метерлинк. «Слепые», «Синяя птица».


Критическая литература:

1. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк // Бельгийская драма от


Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – Л., 1980. (Глава о Поле Верлене)

3. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон//Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С.5-62.

4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

5. Мурашкинцева Е.Д. Верлен и Рембо. – М., 2001.

6. Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.

7. Птифис П. Артюр Рембо. – М., 2000.

8. Птифис П. Поль Верлен. – М., 2003.



Занятие № 2

Творчество Э. Золя
1. Э. Золя как теоретик натурализма. Общая характеристика натурализма как литературного направления. Эстетические взгляды писателя.
2. Анализ романа «Творчество».

а) Прототипы главных героев романа: Клода Лантье и Пьера Сандоза.

б) Специфика натуралистического, импрессионистического, символистского и реалистического восприятия мира на основе концепций творчества героев.

в) Сочетание разных эстетических тенденций в художественной ткани романа.


3. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя.

a) Концепция человека и ее решение в романе (генетическая и социальная обусловленность личности).

б) Образ Этьена Лантье как центральной фигуры романа.

в) Проблема взаимодействия личности и массы в романе. Шахтеры в изображении писателя.

г) Природа конфликта и особенности его раскрытия в романе.
Тексты:

Золя Э. Жерминаль. Творчество.


Критическая литература:

1. Аникст А.А. Золя и искусство //Импрессионисты, их соратники, их современники. – М., 1976.

2. Аникст А.А. Теория драмы на западе. – М., 1988.

3 Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

4. Пузиков А.И. Жизнь Золя // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – М., 1981.

5. Травушкин Н. С. Жерминаль – месяц всходов. – М., 1979.


Занятие № 3

Драматургия Г. Ибсена
1. Эстетические, философские и политические взгляды Г. Ибсена. Основные принципы «новой драматургии» Г. Ибсена.
2. Философский характер драматической поэмы «Пер Гюнт».

а) социальная и эстетическая проблематика;

б) образы Пер Гюнта и Сольвейг;

в) полемика с принципами романтизма: образ героя, фольклорные мотивы, хронотоп и др.;

г) принцип «троллизма», его роль в судьбе Пера и человечества.
3. Проблематика драмы «Кукольный дом»:

а) социально-психологическая направленность драмы;

б) проблема семейно-этического характера;

в) образы Норы, Хельмера, Крогстада;

г) символика и ее функции.
Тексты:

Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом.


Критическая литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н. Я. Ибсен // Статьи о литературе. – М.- Л., 1962.

3. Любимов Н. Генрик Ибсен и его драма «Пер Гюнт» //Ибсен. Пер Гюнт. – М., 1980.

4. Хейберг X. Г. Генрик Ибсен. – М., 1975.

5. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.



Занятие № 4

Социально-психологическая драматургия Б. Шоу
1. Политические, философские и эстетические взгляды Б. Шоу. Шоу и фабианское общество.
2. Развитие ибсеновских традиций в драматургии Шоу. Новаторство Шоу.
3. Проблематика и поэтика пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

а) Развитие традиций А.П.Чехова в пьесе Б.Шоу.

б) Основная тема драмы «Дом, где разбиваются сердца».

в) Образы героев пьесы. Смысл жизни для капитана Шотовера, Элли, Ариадны, Гесионы и др. персонажей пьесы.

г) Античные традиции в драме. Символика.
4. Тема бесправия женщины в пьесе «Профессия миссис Уоррен»:

а) образы миссис Уоррен и Виви;

б) художественные особенности пьесы.
5. Переосмысление сюжета античной мифологии в пьесе «Пигмалион». Образы Элизы Дулиттл и профессора Хиггинса.
Тексты:

Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.


Критическая литература:

1. Гражданская 3.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. – М., 1979.

2. Балашов П.С. Художественный мир Б. Шоу. – М., 1982.

3. Образцова А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и ХХ веков. – М., 1992.

4. Ромм А. С. Дж. Б. Шоу. – М.-Л., 1965.

5. Шамина В.Б. Два столетия американской драмы: Основные тенденции развития. – Казань, 2000.

6. Шоу Б. Предисловие. Главным образом о самом себе// Шоу. Б. Избранное. – М., 1999.

Занятие № 5

Специфика творчества Оскара Уайльда

1. Эстетические взгляды О.Уайльда.


2. Своеобразие стиля О.Уайльда. Афоризмы и парадоксы (привести примеры парадоксов из романа «Портрет Дориана Грея»).
3. Концепции образов героев романа:

а) принципы «нового гедонизма» лорда Генри;

б) образ художника и тема искусства в романе (Бэзил Холлуорд, Сибилла Вэйн, отношение к искусству персонажей романа, определение его роли в жизни человека);

в) образ Дориана Грея (проблемы нравственности и безнравственности).


4. Реализация принципов эстетизма в романе О.Уайльда.
5. Своеобразие сказок Уайльда. Особенности стиля, концепция Красоты и Страдания.
6. Драма «Саломея»: интерпретация библейского сюжета. Образы Саломеи и Иродиады в культуре последней трети XIX века. Символика и ее функции в драме. Воплощение принципов символистского театра в пьесе Уайльда.
Тексты

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.


Критическая литература:

1. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

2. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

3. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

4. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.
Занятие № 6

Творчество Т. Манна и Г. Гауптмана
1. Анализ новеллы Т. Манна «Тонио Крегер»: этическая и эстетическая проблематика.

а) Соотношение понятий «жизнь» и «искусство» в жизненной позиции Тонио Крегера и Адальберта). Природа конфликта в сознании главного героя.

б) Позиция художника: полемика с немецкими романтиками.

в) Функции русской литературы в новелле.


2. Новелла «Смерть в Венеции»: различные трактовки образов Ашенбаха и Тадзио. Тема Искусства и Жизни в новелле.
3. Гауптман и традиции немецкой и современной мировой литературы. Натуралистические тенденции в творчестве Г.Гауптмана (пьеса «Ткачи»).
4. Неоромантизм и его черты в пьесе «Потонувший колокол». Своеобразие хронотопа, специфика образа главного героя.
Тексты:

Т. Манн. Тонио Крегер.

Новеллы об искусстве и художнике В.Вакенродера, Э.Т.А.Гофмана.

Г.Гауптман. Ткачи.


Литература:

1. Гуляев Н.А. И др. История немецкой литературы. – М., 1975.

2. Апт С. Над страницами Т.Манна. – М., 1980.

3. Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

4. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.

Занятие № 7

Творчество Джека Лондона. Анализ романа «Мартин Иден»
1. Автобиографические мотивы в творчестве Джека Лондона.
2. Анализ романа «Мартин Иден»:

а) Конфликт жизни и искусства в романе «Мартин Иден».

б) Особенности раскрытия темы любви.

в) Интерпретация идеи сверхчеловека Ф.Ницше в романе Дж.Лондона.


3. Художественные особенности «Северных рассказов»:

а) романтизация Севера;

б) образ романтического героя;

в) тема борьбы за жизнь и счастье;

г) тема разлагающего влияния золота.
4. Сочетание неоромантических и реалистических тенденций в творчестве Дж. Лондона.
Тексты:

Дж.Лондон. Белое безмолвие. Любовь к жизни. Закон жизни. Белый клык. Мартин Идеен.


Литература:

1. Богословский В. Н. Джек Лондон. – М., 1964.

2. Быков В. М. По следам Джека Лондона. – М., 1963.

3. Стоун И. Моряк в седле. – М., 1987.


Занятие № 8

Научно-фантастические романы Г.Уэллса

«Человек-невидимка» и «Война миров»
1. Анализ романа «Человек-невидимка»:

а) Эстетическая доминанта романа «Человек-невидимка».

б) Эволюция образа главного героя. Натуралистические тенденции.

в) Идея сверхчеловека и её реализация в романе. Нравственное и безнравственное начало в образе Гриффина.


2. Специфика изображения викторианского общества в романе «Война миров». Проблема национального английского характера и отношение к нему Уэллса.
Тексты:

Г.Уэллс. Человек-невидимка. Война миров.


Литература:

1. Каргалицкий Ю.И. Уэллс // История всемирной литературы. – М., 1994. – Т.VIII.

2. Каргалицкий Ю.И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. – М.,1963.

3. Уэллс Г. Фрагменты автобиографии // Иностранная литература. – № 10. – 1999.



Темы, выносимые на самостоятельное изучение


  1. Своеобразие сказочного мира Оскара Уайльда. Специфика стиля. Роль христианских мотивов. Синтез Красоты и Страдания. Тема искусства и художника.

  2. Прием иронии в рассказе «Кентервильское привидение». Элементы пародии на готический роман.

  3. Сказочные традиции в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». Особенности символики.

  4. Роман Марка Твена «Принц и нищий»: черты средневековой карнавальной традиции. Специфика изображения истории.

  5. Роман Г.Р.Хаггарда «Копи царя Соломона» как одно из образцовых произведений неоромантизма.

  6. Особенности формирования жанра детектива в английской литературе. Цикл Честертона об отце Брауне.

  7. Своеобразие научно-фантастических романов Уэллса.


Список художественных текстов, обязательных для чтения

по курсу «История зарубежной литературы к.ХIХ - н.ХХ в.»
Золя Э. Карьера Ругонов. Жерминаль. Творчество. Тереза Ракен.

Мопассан Ги де. Жизнь. Милый друг. Пышка. Отец Симона. Мадмуазель Фифи. Мисс Гарриэт. В порту. Первый снег. На воде.

Верлен П. Ночное впечатление. Лунный свет. Поэтическое искусство. Осенняя песня. Томление. Калейдоскоп.

Рембо А. Пьяный корабль. Гласные. Париж заселяется вновь. Руки Жанны Мари. Венера Анадиомена.

Малларме С. Лазурь. Звонарь. Окна. Полдень фавна. Иродиада. Бросок костей.

Гюисманс Ж.-К. Наоборот.

Франс А. Преступление Сильвестра Боннара. Остров пингвинов. Пчелка.

Восстание ангелов.



Метерлинк М. Синяя птица. Слепые. Непрошенная.

Верхарн Э. Старые мастера. Като. Дурной час. Человечество. Звонарь. Равнина.

Ибсен Г. Кукольный дом. Пер Гюнт. Гамсун К. Голод. Пан.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Саломея. Кентервильское привидение. Идеальный муж. Веер леди Уиндермир. Баллада Редингской тюрьмы. Соловей и роза. Великан-эгоист. Счастливый принц. Молодой король.

Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Уэллс Г. Человек-невидимка. Война миров. Анна-Вероника.

Стивенсон Р.Л. Владетель Баллантрэ. Странная история доктора Джекила и

мистера Хайда. Алмаз Раджи. Остров сокровищ. Олалла.



Конан Дойл А. Собака Баскервилей. Рассказы о Шерлоке Холмсе.

Честертон Г.К. Рассказы об отце Брауне.

Киплинг Р. Свет погас. Книга джунглей. Лиспет. Бертран и Бими. Лирика.

Харди Т. Тэсс из рода д'Эрбервилей. Под деревом зеленым (Мэр Кастербриджа. Возвращение на родину. – 1 по выбору).

Хаггард Г.Р. Копи царя Соломона.

Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи. Потонувший колокол.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

Манн Т. Будденброки. Тонио Крегер. Смерть в Венеции.

Рильке P.M. Стихотворения из сборников «Книга образов», «Дуинские

элегии».


Тагор Р. Расчеты. Писатель. Письмо женщины. Незнакомка. (Крушение.) Сенкевич Г. Крестоносцы.

Прус Б. Фараон.

Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Геккльберри Финна. Принц и нищий.

Лондон Д. Мартин Идеен. Белый клык. Воля к жизни. Белое безмолвие.

Закон жизни.



следующая страница >>