Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви Направление подготовки 031900 Теология Квалификация (степень) выпус - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины история криминалистики направление подготовки... 1 407.64kb.
Рабочая программа дисциплины История Русской Православной Церкви... 1 166.71kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... 1 403.07kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Вступительная статья 1 194.82kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви Направление подготовки - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ университет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________
"_____"__________________201__ г.

Рабочая программа дисциплины
История древней христианской церкви
Направление подготовки

031900 Теология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения



заочная

Нижний Новгород 2011



1. Цели  освоения дисциплины

Программа курса «История древней христианской церкви» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация (степень) «бакалавр», соответствующего требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». ФГОС направлен на подготовку бакалавра, способного к самостоятельной работе, демонстрирующего высокий уровень коммуникабельности и обучаемости в течение всей жизни.

Целями освоения дисциплины «История древней христианской церкви» являются:

– изучение фундаментальных основ истории древнехристианской церкви, позволяющее проследить процесс и обстоятельства формирования христианской церкви с последующим воздействием её на общество;

– умение владеть основными понятиями и категориями истории христианства, что предполагает свободное оперирование ими; получение знаний о различных аспектах древнехристианского мировоззрения;

– владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические знания в практической педагогической деятельности.


2.Место дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Б. 1, Гуманитарный, социальный и экономический цикл, Вариативная часть, дисциплина по выбору.

Дисциплина «История древней христианской церкви» логически и содержательно-методически взаимосвязана с такими дисциплинами, как:

- всемирная история (история Первобытной эпохи, Древнего мира, Средневековья).

– история философии (Философия Древнего Востока, античная философия, философия Средних);

– культурология (Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры.).

В целом, приступая к освоению дисциплины «История древней христианской церкви», обучающийся должен обладать приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин «входными» знаниями: основные этапы развития всемирной и церковной истории, философской мысли и мировой культуры);

– «входными» умениями: способность к коммуникации и межличностному общению, умение критически анализировать памятники религиозной письменности, излагать учебный материал;

– «входными» готовностями: владение методами логического анализа различного рода суждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические исторические и общефилософские знания в практической педагогической деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История древней христианской церкви»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать:

    осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); знание различных методов научного и философского исследования (ПК-11); знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в преподавании обществознания и философии в системе среднего и среднего специального (школах, лицеях, колледжах, гимназиях) образования (ПК-16);

  • Уметь:

способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8); способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (ОК-14); способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу (ОК-15); умение использовать в профессиональной деятельности, в процессе преподавания знание традиционных и современных проблем философской антропологии (ПК-15);

  • Владеть

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний (ПК-13); владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18).

4. Структура и содержание дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Тема лекционного занятия

Кол-во часов

Тема семинара

Кол-во часов



Введение в историю древней христианской церкви

8

Предмет церковной истории и ее задачи.

8



Состояние мир перед рождеством Христовым

6

Иудея: история, политическое, религиозное и нравствен­ное состояние.

6



Возникновение христианства

6

Универсальность христианства

6



Гонения на церковь

6

Отношение общества к христианам и государственная политика в их отношении

6



Расколы и ереси в древней церкви

6

Формирование канона Священного Писания

6



Духовное просвещение в доникейский период

6

Древнехристианские апологеты

6



Период тринитарных споров

6

Арианство

6



Период христологических споров

6

Монофизитство

6



Период борьбы с иконоборчеством

6

Предпосылки и причины появления иконоборчества

6



Разделение христианской церкви

6

Политические, канонические, литургические, догматические расхождения между Востоком и Западом

6



Распространение христианства в IX-XI вв.

6

Распространение христианства среди восточных славян

6


4.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в историю древней христианской церкви

Понятие о Церкви и ее истории. Предмет церковной истории и ее задачи. Источники и пособия церковной истории. Разделение церковной истории на периоды.



Тема 2. Состояние мир перед рождеством Христовым

Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние. Иудея: история, политическое, религиозное и нравствен­ное состояние. Религиозно-политические партии и секты.



Тема 3. Возникновение христианства

Возникновение христианства, предпосылки его быстрого распространения, вхождение язычников в церковь, их сосуществование с христианами из иудеев. Апостольский собор. Церковная иерархия апостольского века.



Тема 4. Гонения на церковь

Отношение общества к христианам и государственная политика в их отношении, гонения и их периодизация. Споры о допустимости второго покаяния, приеме в церковь падших и крещении еретиков.



Тема 5. Расколы и ереси в древней церкви

Возникновение расколов новатиан и донатистов. Внутренние опасности для церкви. Ереси. Гностицизм. Монархианство. Субординационизм. Монтанизм. Ересь Маркиона. Формирование канона Священного Писания.



Тема 6. Духовное просвещение

Церковные писатели IIII веков. Древнехристианские апологеты. Александрийское огласительное училище и его руководители.



Тема 7. Период тринитарных споров

Возвышение императора Константина Великого. Миланский эдикт. Политика Константина по отношению к церкви. Возникновение арианства. I Вселенский Собор. Борьба с арианством после I Вселенского Собора. Правление императора Юлиана Отступника. II Вселенский Собор. Возвышение Константинопольской кафедры и становление системы церковного управления. Возникновение монашества. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Святитель Иоанн Златоуст.



Тема 8. Период христологических споров

Возникновение несторианства и его истоки. Борьба с ним святого Кирилла Александрийского. III Вселенский Собор. Соглашение 433 года. Возникновение монофизитства. “Разбойничий” Собор. Отторжение IV Вселенского собора монофизитами, возникновение национальных монофизитских общин. Попытки компромисса с монофизитами. Акакианская схизма. Монофизитское богословие после IV Вселенского Собора. Правление императора Юстиниана. Его военная и законодательная деятельность. Теория симфонии священства и царства. Церковная политика Юстиниана. Собор о “Трех Главах” и V Вселенский Собор. Осуждение Оригена. Новая попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Возникновение моноэнергизма и монофелитства. Святитель Софроний Иерусалимский и преподобный Максим Исповедник. Латеранский Собор 649 года и IV Вселенский Собор. Трулльский Собор 691692 годов.



Тема 9. Период борьбы с иконоборчеством

Предпосылки и причины появления иконоборчества. Иконоборческая политика императора Льва III. Защита иконопочитания у преподобного Иоанна Дамаскина. Церковная политика императора Константина V. Иконоборческий Собор 754 года. Взаимоотношения с христианским Западом при императорах иконоборцах. Правление императрицы Ирины. VII Вселенский Собор. Карл Великий и создание западной империи. Церковная политика Карла Великого. Внутренние проблемы Византийской Церкви в конце VIII – в начале IX веков Возобновление иконоборчества и православное сопротивление ему. Преподобный Феодор Студит и Патриарх Никифор. Окончательное восстановление иконопочитания при императрице Феодоре.



Тема 10. Разделение христианской церкви

Константинопольские Патриархи Игнатий и Фотий. Противостояние их сторонников. Вмешательство Рима в дела Константинополя. Соборы 860861, 867, 869870, 879880 годов. Политические, канонические, литургические, догматические расхождения между Востоком и Западом. Взаимоотношение светской и духовной властей на Востоке и Западе. События 10541055 годов и их историческое значение.



Тема 11. Распространение христианства

Христианская миссия при Патриархе Фотии. Деятельность святых Кирилла и Мефодия. Царствование Льва VI споры о его четвертом браке. Взаимоотношения Византии и Болгарии в X веке. Крещение княгини Ольги. Церковная политика императора Никифора Фоки. Крещение Руси при князе Владимире. Христианский мир в первой половине XI века.




5. Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины предполагается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В процессе лекционной работы предполагается применять просмотр видеофильмов по программе, активно использовать медиапроектор. Семинарские занятия будут проводиться в виде ролевых игр, диспутов по истории и мировоззренческим проблемам истории древнехристианской церкви. Предусмотрены встречи с представителями различных христианских конфессий.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Вопросы промежуточной аттестации


  1. История Церкви  древние источники, современное научное изучение.

  2. Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.

  3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль святого апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.

  4. Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.

  5. Ненависть общественного мнения к христианам в IIV веках Ее причины. Состояние языческой религии.

  6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.

  7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.

  8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм.

  9. Монархианство и его направления. Субординационизм.

  10. Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.

  11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков. Вопрос о допустимости второго покаяния. Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков.

  12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже IIIIV веков Диоклетианово гонение.

  13. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.

  14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.

  15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.

  16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Святитель Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.

  17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.

  18. Правление Юлиана Отступника. Проблема отношения христианства к языческой культуре.

  19. Правление императора Феодосия Великиого. Второй Вселенской собор. Никео-Константинопольский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.

  20. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.

  21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Святитель Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила.

  22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки. Позиция святителя Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года.

  23. Возникновение монофизитства. “Разбойничий” собор.

  24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого. 28 правило собора и отношение к нему Рима.

  25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем. Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия.

  26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.

  27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Позиция папы Вигилия и Западной Церкви.

  28. Попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство.

  29. Святитель Софроний Иерусалимский. Преподобный Максим Исповедник. Святой Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах. VI Вселенский собор и его вероопределение.

  30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 3739, 82, 95.

  31. Причины возникновения иконоборчества и первоначальная аргументация против иконопочитания. Иконоборческая политика Льва III и отношение к ней в христианском мире. Выступление в защиту иконопочитания преподобного Иоанна Дамаскина.

  32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 года Гонения на иконопочитателей.

  33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине. История созыва VII Вселенского собора. Вероопределение собора и отношение на нем к епископам - иконоборцам.

  34. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII  начале IX веков Возобновление иконоборчества при императоре Льве V, его причины. Преподобный Феодор Студит и патриарх Никифор – защитники иконопочитания. Соборы 815 года

  35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.

  36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору. Карловы книги и Франкфуртский собор 794 года Создание западной империи, реакция Византии.

  37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque.

  38. Состояние византийской Церкви в середине 9 века. Святые патриархи Игнатий и Фотий. Противостояние их сторонников.

  39. Святитель Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии.

  40. Христианская миссия при святителе Фотии: святые Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси.

  41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью.

  42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном.

  43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.

  44. Христианский мир в первой половине 11 века. События 10531054 года


Формы самостоятельной работы студентов


  1. Написание эссе по согласованной с преподавателем проблеме. В ходе написания студент консультируется по методу написания и отбору материала.

  2. Подготовка к участию студентов в научной конференции. Студент определяется с направлением, совместно с преподавателем формулируется тема доклада, определяется список литературы и источников, составляется совместно план миниисследования. Ход работы курируется преподавателем. Задача: включение студентов в научное сообщество, развитие коммуникативных и исследовательских навыков.

  3. Подготовка сообщений по теме «История древней христианской церкви». Студенты выбирают персоналии по истории религий и готовят сообщение об основах их вероучения, их развитии и роли в мировой истории. Сообщение делается на 6-8 минут от 1-го лица. Сообщение носит форму презентации и заканчивается дискуссией с докладчиками, представляющими другие направления религиозной мысли. Задача: не только включить в традицию мысли, но и максимально убедительно доказать значение представленной теории.

Критерии оценки знаний и умений студентов на экзамене:

Оценка «5» ставится студенту, представляющему специфику предмета, его подход к исследованию и анализу религиозных движений; свободно владеющему основными историко-религиоведческими понятиями и категориями.

Оценка «4» ставится студенту, хорошо представляющему специфику предмета, его подход к исследованию и анализу развития христианской церкви; хорошо владеющему основными теологическими понятиями и категориями.

Оценка «3» ставится студенту, представляющему специфику предмета, его подход к исследованию и анализу развития христианской церкви; владеющему основными теологическими понятиями и категориями.

Оценка «2» ставится студенту, не представляющему специфику предмета, его подход к исследованию и анализу развития христианской церкви; не владеющему основными теологическими понятиями и категориями.



    Список тем для рефератов и курсовых работ

  1. Предпосылки быстрого распространения христианства.

  2. Апостольский Собор и проблема взаимоотношений в Церкви христиан из иудеев и из язычников.

  3. Церковная иерархия первого века.

  4. Гонения на христиан как государственная политика и проявление общественной ненависти.

  5. Гностицизм и ответ Церкви на него.

  6. Монархианство и его направления.

  7. Александрийское огласительное училище и его знаменитые возглавители – Климент Александрийский и Ориген.

  8. Покаянная дисциплина первых веков. Споры о допустимости второго покаяния.

  9. Общий очерк древнехристианской апологетики.

  10. Деятельность Константина Великого как христианского императора.

  11. Общий очерк истории арианства.

  12. Борьба Церкви против арианства.

  13. Правление императора Юлиана Отступника и проблема отношения христианства к языческой культуре.

  14. Возникновения монашества и оформление разных видов монашеского подвига.

  15. Несторианство и его осуждение Церковью.

  16. Соглашение 433 года как догматический и церковно-политический итог III Вселенского Собора.

  17. Возникновение монофизитства и его осуждение IV Вселенским Собором.

  18. Попытки компромисса с монофизитством после IV Вселенского Собора и так называемая акакианская схизма.

  19. Церковная политика императора Юстиниана Великого: V Вселенский Собор и его предыстория.

  20. Моноэнергизм и монофелитство, борьба Церкви с ними и осуждение их на VI Вселенском Соборе.

  21. Законодательная деятельность Трулльского Собора 691692 годов.

  22. Причины возникновения иконоборчества и первые его проявления при императоре Льве Исавре.

  23. Развитие иконоборческого богословия и гонения на иконопочитателей при императоре Константине Копрониме.

  24. Отношение к иконопочитанию и иконоборчеству на христианском Западе.

  25. VII Вселенский Собор: история созыва и основные деяния.

  26. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII  в начале IX веков и возобновление иконоборчества при императоре Льве Армянине.

  27. Богословское обоснование иконопочитания у преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Феодора Студита и патриарха Никифора.

  28. Патриарх Фотий и Западная Церковь.

  29. Христианская миссия при патриархе Фотии: крещение болгар и руссов, деятельность святых Кирилла и Мефодия.

  30. Византийская Церковь и спор о четвертом браке императора Льва VI.

  31. Церковная жизнь при императоре Никифоре Фоке.

  32. Политические, канонические, литургические и догматические расхождения между христианским Западом и Востоком как предпосылки окончательного церковного разделения.

  33. Возвышение Константинопольской кафедры и отношение к нему Рима и Александрии.

  34. Притязания римских пап на первенство во вселенской Церкви и формирование доктрины папского примата.

  35. Христианский мир в первой половине XI века и разрыв церковного общения между Западом и Востоком в 1054 году.


Литература

  1. Асмус В., протоиерей. История Церкви. Курс лекций. М.,1998.

  2. Афанасьев Н., протоиерей. Церковь Духа Святаго. Рига, 1994.

  3. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784847 годы). М., 1997.

  4. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ.14. М., 1994.

  5. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

  6. Вдовиченко А.В. Христианская апология. Краткий обзор традиции. Раннехристианские апологеты IIIV веков. М., 2000.

  7. Давыденков О., священник. Севир Антиохийский. Богословский сборник. 2001. № 7.

  8. Давыденков О., священник. Из Истории Сирийского монофизитства. Богословский сборник. 1999. № № 34.

  9. Давыденков О., священник. Религиозная политика при Юстине I (518527 годы) и в первый период единоличного царствования Юстиниана I (527540 годы). Рост монофизитства в Константинополе. Богословский сборник. 2001. № 9.

  10. Давыденков О., священник. Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты. Богословский сборник. 2001. № 9.

  11. Дворкин А.Л. Из истории Вселенских Соборов. Альфа и Омега. 19961998. №№ 917.

  12. Деяния Вселенских Соборов. СПБ., 1996.

  13. Древние иноческие Уставы, собранные святителем Феофаном Затворником. М., 1994.

  14. Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней церкви (IIIVI века). Российский Православный Университет апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. 1998. Выпуск 3.

  15. Дюшен Л. История древней церкви. М., 1912.

  16. Евагрий Схоластик. Церковная история. М., 1997.

  17. Евсевий Памфил. Жизнь Блаженного Василевса Константина. М., 1998.

  18. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

  19. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Издательство Введенской Оптиной Пустыни, 19921993.

  20. Задворный В. История Римских пап. М., 1995.

  21. Карташов А.В. Вселенские Соборы. М., 1994

  22. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992.

  23. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.

  24. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПБ., 1997.

  25. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПБ., 1999.

  26. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. М., 1997.

  27. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994.

  28. Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПБ., 2000.

  29. Лортц Й. История Церкви. Т.1. М., 1999.

  30. Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.

  31. Мансуров С., священник. Очерки из истории церкви. М., 1994.

  32. Мейендорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

  33. Мейендорф И., протоиерей. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000.

  34. Мейендорф И., протоиерей. История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000.

  35. Огицкий Д.П. Профессор Франциск Дворник о патриархе Фотии I. Богословские труды. 1985. Сборник 26.

  36. Огицкий Д.П., Козлов М., священник. Православие и западное христианство. Московская Духовная Академия, 1995.

  37. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Брюссель, 1991.

  38. Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения церквей – 1054 года). Брюссель, 1964.

  39. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-истрийского. М., 1994.

  40. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.

  41. Сагарда А.И., Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители. Российский Православный Университет апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. 1998. Выпуск 3.

  42. Сидоров А.И. Блаженный Феодорит Кирский  архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской церкви и православного богословия. Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996.

  43. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

  44. Сидоров А.И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия. Творения Аввы Евагрия. М., 1994.

  45. Сидоров А.И. Курс Патрологии. М., 1996.

  46. Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество. Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993.

  47. Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.

  48. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Тринитарный вопрос. М., 1995.

  49. Тальберг Н. История христианской Церкви. МоскваНью-Йорк, 1991.

  50. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Издательство западноевропейского экзархата. Московский Патриархат, 1989.

  51. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993.

  52. Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы IV века. М., 1992.

  53. Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы VVIII веков. М., 1992.

  54. Флоровский Г., протоиерей. Догмат и история. М., 1998.

  55. Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное Послание. Альфа и Омега. 1999. № 21.

  56. Цыпин В. протоиерей. Церковное право. М., 1994.

  57. Шенборн К. Икона Христа. МиланМосква, 1999.

  58. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М., 1993.




    7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Оборудованная аудитория; читальный зал; класс для занятий в режиме конференций (конференц-зал).





Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .
Автор Семикопов Д.В.

Рензент Целиков А.Н.


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.