Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
Программа курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных... 1 158.59kb.
Логистика распределения 1 99.56kb.
Политические репрессии командно-начальствующего состава северного... 1 289.56kb.
Учебное пособие для студентов Казань 2012 ббк 60 5 (Я 7) Печатается... 3 937.59kb.
Кузь В. В., к и. н., доцент, зав кафедрой истории 6 1156.94kb.
Рабочая программа дисциплины д 2 основы эстетики 1 443.47kb.
Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических... 1 140.48kb.
Программа составлена с учетом специфики преподавания биологических... 1 146.51kb.
Программа секционных заседаний в рамках научно-образовательных чтений... 1 116.29kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования... 1 297.35kb.
- 4 1234.94kb.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» - страница №1/1


Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»



Новосибирский государственный университет

ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
«Экономическая социология»

Москва

2003

Программа дисциплины «Экономическая социология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы: Калугина Земфира Ивановна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей социологии, Экономический факультет, Новосибирский государственный университет.



Фадеева Ольга Петровна, старший преподаватель кафедры общей социологии, Экономический факультет, Новосибирский государственный университет.

Рецензенты: Заславская Татьяна Ивановна, д.э.н., академик РАН, Московская Высшая школа социально-экономических наук




  1. Организационно-методический раздел




  1. Цель курса

Цель курса - ознакомление студентов с основами теории социальных механизмов развития экономики, формирование представлений о развитии экономики как социальном процессе. Студенты знакомятся с экономической жизнью общества, рассматриваемой под углом зрения социологических теорий и понятий.

В лекционном курсе студенты получат основные сведения о предмете экономической социологии и наиболее известных на сегодняшний день подходах к его определению, а также представление об основных этапах становления и ключевых проблемах, изучаемых в рамках данной научной дисциплины, которая до сих пор еще далека от завершенного канонического вида.

В программе семинарских занятий круг предусматривается закрепление лекционного материала и частичное расширение рассматриваемых вопросов за счет тем, охватывающих проблематику типологии и эволюции хозяйственных систем, детализирующих механизмы действия институциональных факторов экономических процессов, представляющих социокультурные аспекты поведения экономических субъектов.


  1. Задачи курса:

- дать студентам-социологам углубленное представление о предмете и методах экономической социологии, структуре социального механизма экономических процессов как устойчивой системы поведения и взаимодействия социальных групп, комплексе встроенных в рассматриваемый механизм институциональных и социокультурных регуляторов, свойственных тому или иному типу хозяйственных систем (идеи Новосибирской экономико-социологической школы);

- познакомить студентов с «классическими» зарубежными концепциями основополагающих разделов экономсоциологии, в ходе семинарских занятий и в рамках их самостоятельной проработки материала обсудить возможности и ограничения применений «западных идей» в качестве объяснительных схем для понимания российской действительности;

- развить у студентов экономсоциологическое мышление; научить их выделять группы экономических акторов, распознавать мотивы их действий и интересы, определяющие то или иное экономическое явление или событие; видеть в действиях экономических субъектов проявление разных видов логики, объяснять возможность сосуществования разных типов и моделей рациональности;

- в ходе практических занятий рассмотреть наиболее острые проблемы социально-экономических преобразований в России с позиции экономсоциологического подхода.




  1. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)1

Программы лекционного курса и семинарских занятий логически дополняют друг друга. В связи с тем, что экономическая социология как научная дисциплина еще окончательно не оформила свои содержательные и институциональные рамки, авторы позволили себе предложить разные, но взаимоувязанные схемы и логику подачи материала.

Семинарские занятия строятся на комбинации разных преподавательских приемов: часть тем и вопросов рассматриваются с помощью подготавливаемых студентами докладов и выступлений, часть вопросов (имеющих практическое значение и окончательно не решенных наукой) выносятся на активное обсуждение в группе. Кроме того, большое внимание уделяется внеаудиторной подготовке к занятиям. Студенты обязаны выполнить ряд письменных домашних работ в виде коротких эссе, посвященных проработке предложенных ведущим семинара статей или книг. От студентов требуется кратко изложить основные теоретические положения работы и логику авторской аргументации, а также критически осмыслить прочитанное, обсудить возможности применения рассматриваемой концепции для анализа той или иной проблемы (краткий замысел возможного исследования).

Предполагается разработка электронной версии презентации основных тем и вопросов лекционного курса и семинарских занятий, а также формирование электронного архива доступных текстов, адресов и обзоров Интернет-ресурсов (в т.ч. сделанных силами студентов-участников семинара) для самостоятельной работы студентов.


  1. Место курса в системе социогуманитарного образования

Данный курс читается студентам 3 курса экономического факультета социологической специализации. К этому моменту студенты уже получили подготовку по базовым экономическим и социологическим дисциплинам, в ходе прохождения практики «соприкоснулись» с социально-экономической реальностью и обладают достаточной гражданской зрелостью и профессиональной квалификацией для обсуждения серьезных теоретических и практических вопросов. Одной из задач курса является вооружение студентов добавочной аргументацией для понимания и объяснения актуальных проблем трансформирующегося российского общества.


  1. Требования к уровню освоения содержания курса

Уровень освоенного материала оценивается в ходе проверки выполняемых студентами текущих домашних письменных работ, а также определяется степенью участия студентов в работе семинара и качеством их итоговой письменной работы.
II. Содержание курса

  1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом)

Новизна предлагаемого курса, прежде всего, определяется тем, что он базируется на оригинальных подходах, присущих Новосибирской экономико-социологической школе. В содержательном плане это проявляется в существенно большем, чем в традиционных курсах, акцентировании концепции социального механизма развития и трансформации экономических процессов. Кроме того, в сравнении с другими курсами большее внимание уделяется прикладным методам, которые составляют инструментарий практикующего экономсоциолога.

Важной особенностью курса является то, что в качестве учебного материала (хрестоматий) к нему рекомендуется использовать монографии «Социальная траектория реформируемой России» и «Россия, которую мы обретаем», в которых представлен весь спектр исследований Новосибирской экономико-социологической школы.

В предложенной программе учтены имеющиеся на сегодняшний день наработки в области преподавания экономической социологии как в России (работы В.Радаева, Ю.Веселова, В.Верховина, Г.Соколовой), так и за рубежом (структура курсов Prof. Mary C. Brinton, Cornell University, USA; Prof. Paul DiMaggio, Princeton University; Prof. Mark Granovetter, Stanford University и др.). Вместе с тем введен ряд тем, которые пока не включены «стандартный» набор изучаемых вопросов в рамках данной дисциплины (социальные сети, разные типы капиталов, институциональные изменения и социальные практики и пр.).



  1. Разделы курса: курс подразделяется на лекционную и семинарскую части.




  1. Темы и краткое содержание


Структура лекционного курса
Тема 1. Предмет, метод, задачи экономической социологии, место в системе общественных наук, этапы и предпосылки развития мировой и отечественной экономсоциологии. (2 часа)

Основные подходы к определению экономической социологии, история становления экономической социологии как самостоятельной ветви социологического знания, предпосылки развития экономической социологии в России.

Экономическая социология в системе общественных наук: сходство и различия, предметная область экономической социологии, категориальный аппарат, методология экономико-социологических исследований. Основные направления развития современной экономической социологии.
Тема 2. Социальный механизм развития экономики. (4 часа)

Сущность, функции и роль социальных механизмов в познании экономических процессов. Социальные регуляторы развития экономики. Экономическое развитие как социальный процесс. Применение концепции социального механизма в исследовании экономических процессов.


Тема 3. Экономическое поведение, экономическое действие, социальные взаимодействия. (4 часа)

Экономическая, социологическая и экономико-социологическая трактовка экономического поведения. Виды экономического поведения и его социальные детерминанты, мотивация экономического поведения. Структура и функции экономического поведения. Экономическое действие как разновидность социального действия. Мотивационная структура и регуляторы экономического поведения в моделях "экономического" и "социологического" человека. Проблема рациональности и ее интерпретации.


Тема 4. Социальные сети как форма социального взаимодействия. (4 часа)

Социальные взаимодействия как регулятор функционирования экономики. Неформальные отношения в сфере экономики и труда.

Понятие и содержание социальных сетей. Действие социальных сетей на рынке труда. Сети межсемейной поддержки и их роль в адаптации российских семей в условиях транзиции. Корпоративные сети.

Проблема доверия в социальных сетях. Способы защиты интересов социальных групп во внеконтрактных отношениях.

Понятие социального капитала.
Тема 5 Человеческий капитал, другие виды капиталов (2 часа)

Человеческий капитал. Теория человеческого капитала Гарри Беккера.

Социальный капитал. Символический капитал. Политический капитал.

Конвертация капиталов: механизмы и динамика.


Тема 6. Социальные регуляторы экономического развития и экономического поведения. Институты и социальные практики. (4 часа)

Понятие института. Виды институтов.

Механизмы изменения институтов и социальных практик. Субъекты изменения институтов. Институты и функционирование экономики.

Институционализация неправовых социальных практик в России (на примере сферы труда и производства).


Тема 7. Политика и экономика (2 часа)

Политические переменные в экономических теориях Запада. Экономическая роль государства. Экономический либерализм Л. фон Мизеса, Ф. Хайека, Л. Эрхарда. Государственное регулирование современной российской экономики.


Тема 8. Роль идеологии в экономическом развитии общества. (2 часа)

Понятие идеологии. Основные хозяйственные идеологии. Социализм как идеология и его роль в историческом развитии России.


Тема 9. Социокультурные факторы развития экономики (2 часа)

Экономическая культура: генезис, функции, роль в рыночных преобразованиях России. Экономическая культура как регулятор экономического поведения субъекта. Религия и экономика. Этнические и национальные особенности экономического действия.


Тема 10. Экономическое действие и социальная структура: проблема социальной укорененности. (2 часа)

Проблема социальной укорененности. Хозяйственный механизм и социальная структура, социально-экономические механизмы появления новых слоев и групп, проблемы формирования среднего класса.


Тема 11. Социальный механизм трансформации российского общества. (4 часа)

Социальная сущность преобразовательных процессов в современной России. Движущие силы, субъекты макро-, мезо-, и микроуровня, типы взаимодействий социальных групп, результаты.



ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет экономической социологии (2 часа)


Определение предметной области и этапы становления экономической социологии. Основные отличия социологического и экономического подходов к изучению экономической жизни (работы Н. Смелсера, Р. Сведверга, М. Грановеттера, П. Вайзе и К. Поланьи). Две модели поведения: Homo Economicus и Homo Sociologicus.

Основные направления, проблематика и перспективы развития современной экономической социологии.



Тема 2. Экономическое поведение и типы рациональности (2 часа)


Экономическое действие как разновидность социального действия. Мотивационная структура и регуляторы экономического поведения в моделях "экономического" и "социологического" человека.

Проблема рациональности и ее интерпретации (М. Вебер, Л. Мизес, В. Парето, Г. Беккер, Дж. Коулеман). Границы рациональности и множественность типов рационального действия.

Традиции Новосибирской экономико-социологической школы: концепция социального механизма развития экономики.

Тема 3. Трудовое поведение. (2 часа)


Трудовое поведение и его модификации. Теории трудовой мотивации. Формы и методы стимулирования труда.

Тема 4. Хозяйственная организация как предмет экономического и социологического анализа. (4 часа)


Причины появления фирмы. Конвенции координации и структура экономических образований: рыночные и индустриальные способы координации (Л. Тевено).

Типы и строение хозяйственных организаций. Структура трудовых коллективов, группы работников с различающимися интересами. Теории управления и управленческое поведение. Противоречие интересов, трудовые конфликты. Формальные и неформальные иерархии, власть авторитета и механизмы контроля. Оппортунизм и рестрикционизм в системе трудового поведения.

Современные тенденции корпоративного развития в развитых странах. Корпоративная культура. Сетевое предприятие как следствие глобализации экономики.

Характеристика трудовых отношений на современных российских предприятиях.



Тема 5. Сфера занятости и рынок труда (4 часа)


Занятость и рынок труда. Формы занятости и незанятости. Условия формирования и субъекты рынка труда. Рынок труда в классическом понимании. Внутренний и внешний рынки труда, типы сегментации, кластеры профессий. Спрос и предложение на рынке труда (работодатели и наемные работники). Теория человеческого капитала Г. Беккера. Инвестирование в человеческий капитал.

Трансформация труда и занятости в информационную эпоху: понятие о сетевых работниках и новых безработных (М. Кастельс).

Система занятости в современной России: особенности формирования российского рынка труда (взгляд Р. Капелюшникова и С. Кларка).

Тема 6. Предпринимательское поведение (2 часа)


Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер). Религиозно-этические основы предпринимательства. Два взгляда на развитие капиталистического духа (М. Вебер и В. Зомбарт).

Социальный портрет современного российского предпринимателя. Подходы к изучению предпринимательского поведения: системы отношений между группами предпринимателей и их взаимодействия с представителями власти, формирование рыночной инфраструктуры и проблема доступа к разного рода ресурсам. Силовое предпринимательство (В.Волков) и проблема легализации предпринимательской деятельности в современной России (В.Радаев).



Тема 7. Финансовое и потребительское поведение (4 часа)


Структура и функции финансового поведения.

Деньги в системе экономического обмена. Концепция денег в экономической теории Ф. Хайека. Денежная культура. Философия денег Г. Зиммеля. Деньги как способ рационализации обмена между людьми. Социальные последствия развития денежных отношений: деньги как универсальная и самодостаточная ценность; усиление символизации денег. Множественность денег и социальный контекст.

Потребление как вид экономической активности. Экономический и социологический подходы к изучению потребительского поведения. Система потребительских предпочтений и стили жизни. Культура потребления и культура бедности (Оскар Льюис).

Тема 8. Экономическое поведение семьи (2 часа)


Социальная обусловленность экономического поведения семьи. Теория крестьянского хозяйства А. Чаянова.

Способы распределения и использования семейных ресурсов: труд в семье и вне семьи, финансовое поведение домохозяйств, потребительское поведение, сберегательное и инвестиционное поведение. Закрепление экономических ролей и внутрисемейная иерархия. Эволюция форм производства и социальная история семьи. Экономика семьи. Российская семья в транзитивной экономике.



Тема 9. Институты как социальные регуляторы развития экономики (4 часа)


К. Поланьи и Д. Норт: экономика как институциональный процесс.

Институт как обычай и традиция, социальная норма, правила игры, ограничительные рамки взаимодействия людей.

Теория трансакционных издержек. "Пучки" прав собственности и обмен ими, формальные и неформальные ограничения сотрудничества между людьми. Контрактные отношения. Преемственность институциональной структуры и причины институциональных изменений.

Институты и социальная природа рынков. Роль государства в становлении капитализма.

Отношения собственности и институты власти. Основания для возникновения отношений господства и подчинения (схема М. Вебера). Власть как контроль над ресурсами. Ресурсы власти и способы их влияния на экономическую деятельность.

Институциональная теория хозяйственного развития России (О.Бессонова). Институциональные ограничения рыночного развития в современной России.



Тема 10. Социокультурные факторы развития экономики (4 часа)


Понятие "моральной экономики". Система этических нормативов как регулятор социально-экономического поведения людей: идеи К. Поланьи, А. Чаянова, Дж. Скотта. Моральная экономика как этика выживания. Моральная экономика в бизнес-среде. Природа антикапиталистической ментальности (Хайек, Мизес).

Социальные сети в экономической жизни. Межсемейные сети поддержки. Сети власти и влияния (патрон-клиентские отношения). Сети как обмен доступами и возможностями ("блат"). Внеконтрактные отношения в бизнесе.

Теория социального капитала, измерение дохода от вложений социального капитала. Мобилизация социального капитала с помощью социальных сетей. Экономика сетевых обменов: представление об эквивалентности и справедливости, понятие эквивалентов, основания для возникновения межсемейных (межличностных) трансакций.

Национальные особенности экономического развития. Этническая экономика.



Тема 11. Экономическая культура и типы хозяйственных идеологий (2 часа)


Экономическая (хозяйственная) культура. Каналы ее влияния на экономику. Нормативная, символическая и когнитивная роли культуры. Значение культуры в институционализации рыночной экономики. Проблемы воспроизводства и эволюции экономической культуры в условиях пореформенной России.

Типы хозяйственных (экономических) идеологий. Экономический тоталитаризм (Маркс). Идеи экономического либерализма (Хайек, Мизес, Эрхард).



Тема 12. Типологии хозяйственных систем (2 часа)


Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Идея прогресса и ее критика.

Капиталистические и некапиталистические хозяйственные системы. Теория некапиталистических экономических систем А. В. Чаянова. "Великая трансформация" К. Поланьи, рынки в некапиталистических обществах. Смена систем: траектории перехода от социализма к капитализму.



Тема 13. Формальная и неформальная экономики (2 часа)


Экономические, этнокультурные и социальные факторы, определяющие границы и формы существования неформальной экономики. Влияние государственного регулирования на степень "формализации" экономики.



  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


Вопросы для усвоения материала по теме «Социальный механизм трансформации российского общества»

  1. Революция, реформа или контрреволюция, переход или трансформация произошли в России в 1990-х годах?

  2. Каковы отличительные особенности социального механизма трансформационных процессов?

  3. Что такое социально-инновационный потенциал общества?

  4. Каковы основные движущие силы современного трансформационного процесса: субъекты макро-, мезо-, и микроуровня?




  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

В данном курсе не предполагается написание курсовых работ. Однако в качестве задания одной из самостоятельной работы студенты должны представить описание предмета и структуры объекта своего исследования в рамках концепции социального механизма.


  1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1. Предмет, метод, задачи экономической социологии. Место экономической социологии в системе общественных наук.

2. Экономическая роль государства. Государственное регулирование экономики в современной России.

3. Экономический либерализм Людвига фон Мизеса и его исторические уроки

4. Экономический либерализм Ф.А.Хайека и его исторические уроки.

5. Экономический либерализм Людвига Эрхарда и его исторические уроки

6. Антикапиталистическая ментальность по Людвигу фон Мизесу. Состояние общественного сознания в современной России и его роль в реформировании экономических отношений

7. Хозяйственные идеологии и их роль в развитии экономики

8. Экономическая культура: генезис, структура, функции

9. Роль экономической культуры в становлении рыночных экономических отношений в современной России

10. Религия и экономика. Работы М.Вебера, В.Зомбарта.

11. Этические компоненты в экономических теориях. Понятие «моральной экономики», деловая этика в бизнес-среде.

12. Этнические (социокультурные) факторы экономического развития

13. Социальная структура как регулятор развития экономики: функции, способы и каналы воздействия на экономику. Экономико-социологический подход к исследованию социальной структуры.

14. Социальная структура современной России. Формирование новых социальных слоев и групп в современном российском обществе.

15. Потребительское поведение. Экономический и социологический подходы к изучению потребительского поведения. "Теория праздного класса" Т.Веблена.

16. Трудовое поведение. Теории трудовой мотивации.

17. Финансовое поведение. Концепции денег в экономической теории Ф. Хайека. Философия денег Г. Зиммеля.

18. Теория социальных механизмов и ее роль в познании общественных процессов.

19. Социальный механизм современных трансформационных процессов в России.

20. Экономическое поведение социальных групп. Виды экономического поведения, их зависимость от социальных переменных, роль в развитии экономики.

21. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Трактовка институтов в работах Д. Норта и К. Поланьи.

22. Рынки труда и занятость населения, их особенности в современной России.

23. Теория человеческого капитала Г. Беккера. Инвестирование в человеческий капитал. Использование человеческого капитала в современной России.

24. Разные виды капиталов (человеческий, социальный, символический, политический). Конвертация капиталов: механизмы и динамика.

25. Понятие и виды социальных сетей. Роль социальных сетей взаимодействия в экономической жизни общества.

26. Предпринимательское поведение. Работы Й. Шумпетера, В.Зомбарта, М.Вебера. Особенности развития предпринимательства в современной России.

27. Неформальная экономика: понятие, границы, проблемы измерения. Экономические, этнокультурные и социальные факторы, определяющие степень неформальности.

28. Экономическое поведение семей. Способы распределения и использования семейных ресурсов. Экономика семьи в историческом контексте.

29. Экономика за пределами рынка. Капиталистические и некапиталистические хозяйственные системы.

30. Трансформация труда и занятости в информационную эпоху: понятие о сетевых работниках и новых безработных.


  1. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п


Наименование

тем и разделов



ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия

(час)


Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

1.

Предмет, метод, задачи экономи-ческой социологии

4

2

2




2.

Социальный механизм разви-тия экономики

6

4




2

3.

Экономическое поведение, эко-номическое дейс-твие, социальные взаимодействия

6

4

2




4.

Трудовое поведение

2




2




5.

Хозяйственная организация как предмет эконо-мического и социологического анализа

4




4




6.

Социальные сети как форма социального взаимодействия

4

4







7.

Сфера занятости и рынок труда

4




4




8.

Человеческий капитал, другие виды капиталов

2

2







9.

Предпринимате-льское поведение

2




2




10.

Социальные ре-гуляторы эконо-мического раз-вития и эконо-мического пове-дения. Институты и социальные практики

8

4

4




11.

Финансовое и потребительское поведение

4




4




12.

Экономическое поведение семьи

2




2




13.

Политика и экономика

2

2







14.

Роль идеологии в экономическом развитии общества

4

2

2




15.

Культурные факторы развития экономики

6

2

4




16.

Экономическое действие и со-циальная струк-тура: проблема укорененности

2

2







17.

Социальный механизм транс-формации рос-сийского общества

6

4




2

18.

Типологии хозяйственных систем

2




2




19.

Формальная и неформальная экономики

2




2







ИТОГО:

72

32

36

4

IV. Форма итогового контроля

Студенты сдают письменный экзамен в виде развернутого эссе по одному из представленных в списке экзаменационных вопросов.



V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-643.

  2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: 1984.

  3. Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. С.-П.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995.

  4. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.,1961.

  5. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Тезис. - 1993. Вып.1. с.24-38.

  6. Бурстин Д. Дж. Сообщества потребления // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 231-254.

  7. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

  8. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренненности. // Электронный журнал "Экономическая социология". Том 3, № 3, 2002. www.ecsoc.msses.ru

  9. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.

  10. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002

  11. Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2001.

  12. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.

  13. Коуз Р.Г. Природа фирмы  / Теория фирмы. Спб., 1995. С. 11-32.

  14. Зиммель Г. Философия денег / Теория общества. Сборник. Общ. ред. Филиппова А.Ф. М.: Канон-пресс-Ц, 1999.

  15. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.

  16. Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 572-582.

  17. Мизес Л. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1994. С. 171-190.

  18. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catallaxxy, 1994.

  19. Неформальная экономика: Россия и мир. / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.

  20. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

  21. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс. // Электронный журнал "Экономическая социология". Том 3, № 4, 2002. www.ecsoc.msses.ru

  22. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997.

  23. Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

  24. Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука, 2003.

  25. Скотт Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания / Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире / Под ред. Т. Шанина. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 202-210.

  26. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999.

  27. Томпсон Э.-П. Плебейская культура и моральная экономия. Статьи из английской социальной истории XYIII и XIX вв. / История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

  28. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка/ Теория фирмы. Спб., 1995. С. 33-53.

  29. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. Избр. труды. М.: Экономика, 1989.

  30. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

  31. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2002.

  32. Электронный журнал "Экономическая социология". www.ecsoc.msses.ru

  33. Образовательный портал ЭКСОЦЕНТР www.ecsoc.ru

  34. The Handbook of Economic Sociology. Ed. by N. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 3-26.

  35. The Social and Political Economy of the Household / Ed. by M. Anderson, F. Bechhofer, J. Gershuny. Oxford: Oxford University Press, 1994.

  36. The Sociology of Economic Life. Ed. by M. Granovetter, R. Swedberg. Boulder: Westview Press, 1992.




  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Барсукова С. Ю., Герчиков В. И. Приватизация и трудовые отношения: от единого и общего – к частному и разному. Новосибирск, 1997. С 31-41.

  2. Бессонова О.Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск, 1999.

  3. Богомолова Т., Тапилина В. Финансовое поведение домохозяйств в России в середине 90-х годов // Экономическая наука современной России. 1998, №3.

  4. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993, с. 55-97.

  5. Волков В. Силовое предпринимательство в современной России // Электронный журнал "Экономическая социология". Том 3, № 1-6, 2002. www.ecsoc.msses.ru

  6. Гудков Л., Дубин Б. «Нужные знакомства»: особенности социальной организации в условиях институциональных дефицитов. // Мониторинг общественного мнения, 2002. № 3. С.24-39

  7. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России.- М.: РОСПЭН, 1999.

  8. Заславская Т.И. О некоторых методологических вопросах исследования современного российского общества.// Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М. МШСЭН. 1999.

  9. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. // Кто и куда стремится вести Россию?.. М.: МВШСЭН, 2001. С.3-15.

  10. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность, 2001, №5, с.3-22

  11. Зелизер В. Создание множественных денег. // Электронный журнал "Экономическая социология". Том 3, № 4, 2002. www.ecsoc.msses.ru

  12. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XYIII–ХX в.). М.: Владос, 1997.

  13. Зиновьев А.А. Гибель империи зла (очерк российской трагедии) // Социс, 1994, № 10, 11. - 1995. № 1.

  14. Капелюшников Р.И. Где начало того конца?.. (к вопросу об окончании переходного период в России) //Вопросы экономики, 2001. № 1.

  15. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1990. С. 494-505.

  16. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2001.

  17. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001, №3, с. 122-139.

  18. Овчарова Л., Прокофьева Л. Бедность и межсемейнаая солидарность в России в переходный период // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2000, №4, с. 23- 31.

  19. Олейник А.Н.. «Жизнь по понятиям»: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» // Полис, 2001. № 2.

  20. Национальные и религиозные особенности экономического поведения (цикл статей) // Вопросы экономики. 1993. № 8.

  21. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17.

  22. Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период / Под ред. В. И. Кабалиной. М., 1997. С.6-25.

  23. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995. С. 90-126.

  24. Радаев В.В. Понятие капиталов, формы капиталов и их конвертация // Электронный журнал "Экономическая социология". Том 3, № 4, 2002. www.ecsoc.msses.ru

  25. Рефлексивное крестьяноведение. Десятилетие исследований сельской России. / Под ред. Т. Шанина и В. Данилова. М.: РОССПЭН, 2002.

  26. Рывкина Р. В. Экономическая социология переходной России. М.: Дело, 1998.

  27. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Теория фирмы. Спб., 1995. С. 54-72.

  28. Скотт Дж. Государственный взор: как потерпели крах некоторые проекты по улучшению условий человеческой жизни. / Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России. М.: РОССПЭН, 2002.

  29. Соколова Г.Н. Экономическая социология. - Минск: Вышейшая школа, 1998, с.14-89.

  30. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М.Гальперина. Спб.: Экономическая школа, 1993.

  31. Тоффлер О. Адаптивная корпорация / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1990. С. 451-462.

  32. Финансовое поведение населения России. Тематический выпуск / Отв. ред. В.Радаев // Вопросы социологии. 1998. Выпуск 8.

  33. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1990. С. 123-162.

  34. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир, 1991, №№7,8.

  35. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 156-183.

  36. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996.

  37. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 73-91.

  38. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991. С. 13-22.



  1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Возможна разработка мультимедийной презентации курса средствами программного пакета Microsoft PowerPoint.

1 Особое внимание при составлении программ необходимо уделить пунктам выделенным жирным курсивом.