Программа повышения конкурентоспособности национального исследовательского университета «высшая школа экономики» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Этнокультурные антропонимические образы в семантическом пространстве... 1 345.04kb.
Программа международного семинара в рамках программы повышения квалификации 1 38.43kb.
Высшая школа экономики 3 455.04kb.
Программа повышения конкурентоспособности 4 1268.79kb.
Высшая школа итис казанского федерального университета 1 36.26kb.
Высшая школа экономики пермский филиал 3 651.69kb.
Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития 10 5963.71kb.
«Структурный анализ региональных политических режимов и электорального... 1 227.46kb.
Экологический вестник 2 369.97kb.
Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности... 1 340.72kb.
Информационное уведомление о третьей ежегодной научной конференции 1 29.61kb.
Программа наименование дисциплины История экономики Направление подготовки... 1 224.12kb.
- 4 1234.94kb.
Программа повышения конкурентоспособности национального исследовательского университета - страница №1/9

Форма 6


ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»


Ректор Я.И. Кузьминов

Москва 2013

Список исполнителей:


Я.И. Кузьминов

Ректор

Е.Г. Ясин

Научный руководитель

А.Н. Шохин

Президент

Л.М. Гохберг

Первый проректор

В.В. Радаев

Первый проректор

А.Т. Шамрин

Первый проректор

Л.И. Якобсон

Первый проректор

А.Б. Жулин

Проректор

А.В. Клименко

Проректор

К.Д. Муратова

Проректор

А.В. Новосельцев

Проректор

С.Ю. Рощин

Проректор

В.А. Самойленко

Проректор

М.М. Юдкевич

Проректор

И.Г. Карелина

Директор программы развития

О.А. Мошкова

Директор по международной деятельности

Е.М. Юдина

Директор по финансовой работе

Д.С. Семенов

Помощник ректора

Ж.И. Смирнова

Помощник ректора

И.С. Чириков

Заместитель первого проректора

Настоящая программа прошла обсуждение на заседании Международного консультативного комитета НИУ ВШЭ, состоявшегося 25-26 мая 2013 года под председательством доктора Эрика Маскина, профессора Гарвадского университета, Нобелевского лауреата по экономике. Мнение Международного консультативного комитета выражено в письме поддержки заявке НИУ ВШЭ доктора Эрика Маскина.

Письменную поддержку заявке НИУ ВШЭ также выразили:


  • Сергей Собянин, Мэр города Москвы

  • Игорь Агамирзян, Генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания»

  • Профессор Грег Калхун, Директор и Президент Лондонской школы экономики и политических наук, Великобритания

  • Профессор Люк Джорджиу, Вице-президент по науке и инновациям университета Манчестера, Великобритания

  • Доктор Карл Диттрих, Президент Ассоциации Университетов Нидерландов;

Соответствующие письма приложены в разделе заявки «Другие документы».

Содержание




Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза 5

1. Стратегическая цель вуза 5

2. Целевая модель вуза 5

3. Характеристики разрывов между текущим состоянием и параметрами целевой модели, стратегические инициативы для достижения международной конкурентоспособности 18

4. Управление изменениями 28

Раздел 2. Мероприятия Программы 29

Ссылки на источники информации 56

Приложение 1. К Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ 58


В соответствии с требованиями конкурсной документации настоящая программа составлена на русском и английском языках. Оригинальным является экземпляр программы на русском языке.



Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза


1. Стратегическая цель вуза


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее - НИУ ВШЭ) стартовал в 1992 году как небольшая магистерская школа по экономике и за 20 лет стал одним из крупнейших российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук, одним из национальных лидеров высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах, что позволило сформировать модель проектного исследовательского университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.

Правительство Российской Федерации Распоряжением от 12 августа 2008 г. № 1177-р установило, что НИУ ВШЭ должен обеспечить конкурентоспособность по отношению к ведущим зарубежным образовательным и исследовательским центрам социально-экономического профиля. Стратегическая цель НИУ ВШЭ – по всем направлениям своей деятельности добиться уровня исследований, образования и проектной работы, признаваемого в глобальном масштабе, а также войти в состав ведущих исследовательских университетов мира в следующих областях:



  • социально-экономические науки (экономика, право, менеджмент, социология, политология);

  • гуманитарные науки и коммуникации;

  • математика и компьютерные науки.

2. Целевая модель вуза

2.1. Миссия вуза


Миссия НИУ ВШЭ заключается в обеспечении глобальной конкурентоспособности России через развитие и распространение передовых экономических, социальных, информационных и гуманитарных моделей и технологий. Чтобы преодолеть отставание, возникшее во многом из-за изоляции советских специалистов от мировой науки, необходимо интенсивное включение России в глобальный обмен информационными, социально-экономическими, гуманитарными знаниями и технологиями. Ключевую роль в данном обмене должен сыграть НИУ ВШЭ как проектно-исследовательский университет, интегрированный в международные сети создания и циркуляции знаний и компетенций в указанных областях.

На глобальном рынке образовательных услуг, исследований и разработок НИУ ВШЭ станет:



  • центром интеграции России в международные сети социально-экономических, гуманитарных знаний и технологий;

  • местом обучения наиболее талантливых выпускников школ России и зарубежных стран по программам, конкурентоспособным по отношению к ведущим мировым университетам;

  • международным лидером исследований и разработок в области переходных экономик и обществ.

Сегодняшняя и перспективная роль НИУ ВШЭ в развитии отраслей экономики и регионов России:

  • центр конвертации результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок в модернизацию страны и создание общественных благ;

  • среда формирования профессионалов международного уровня в области экономики, социальных и гуманитарных наук, математики и информационных технологий;

  • площадка апробации и распространения в российском академическом сообществе стандартов и практик, характерных для передовых международных научно-образовательных центров.

2.2. Референтная группа модельных университетов


НИУ ВШЭ – молодой университет, который создавался при поддержке ведущих западных университетов, впоследствии ставших его партнерами: London School of Economics and Political Science, Erasmus University Rotterdam, Humboldt University of Berlin. Включение НИУ ВШЭ в глобальную академическую конкуренцию требует выбора дополнительных ориентиров – молодых университетов, сумевших быстро оказаться среди элиты мирового высшего образования. Ими станут: Hong Kong University of Science and Technology и University of Warwick.

На новом этапе развития НИУ ВШЭ включает в свою модель важные особенности и механизмы достижения конкурентных преимуществ, используемые указанными университетами. Описание этих особенностей представлено в схеме на Рис. 1.



Рисунок 1. Особенности референтных вузов, которые НИУ ВШЭ может использовать для достижения международной конкурентоспособности

c:\old_files\!универ\5-100\!!!!финал\!финал\!схемы итог\вузы - рус.jpg

2.3. Маркетинговая стратегия


НИУ ВШЭ входит в группу лидеров на российских рынках – как исследований и консультирования, так и образования – практически во всем спектре своей деятельности. Поэтому на новом этапе маркетинговая стратегия НИУ ВШЭ направлена, главным образом, на выход на глобальный рынок. Большинство идей интернационализации маркетинговой стратегии НИУ ВШЭ уже опробовано в отдельных проектах университета. В рамках Программы повышения международной конкурентоспособности (далее – Программа) открываются возможности быстрого масштабирования этих идей и подходов.

2.3.1. Рынок исследований


Ключевой элемент стратегии университета на рынке фундаментальных исследований заключается в усилении международной составляющей, а также в сочетании инвестирования в новые перспективные исследовательские направления (research fronts) с развитием наиболее продуктивных сегодня исследовательских областей (research mainstream, centers of excellence). При этом перспективные направления определяются на основе международных науковедческих исследований НИУ ВШЭ и с участием действующих международных экспертных советов. Приоритетная поддержка будет отдаваться сопоставительным исследованиям и проектам в составе международных коллективов. В настоящее время наиболее продуктивными научными направлениями являются следующие:

  • социо-экономический и исторический анализ, институциональный дизайн организаций, рынков и отраслей экономики, разработка междисциплинарных подходов к анализу институтов;

  • макроэкономический анализ и прогнозирование;

  • теория принятия решений и ее практические приложения, методы моделирования и дизайна механизмов в социальной, экономической и политической сферах;

  • социальные, экономические и культурные аспекты формирования человеческого капитала, демографических и миграционных процессов;

  • финансовая экономика;

  • экономика науки и инноваций, научно-техническая и инновационная политика и форсайт;

  • экономика и социология образования;

  • социо-экономический анализ пространственной экономики и политики в области территориальных кластеров;

  • качество и институты государственного управления;

  • влияние культурных ценностей и социальных структур на социально-экономическое развитие;

  • нейролингвистика и когнитивная психология;

  • алгебраическая геометрия и пограничные с ней области;

  • алгоритмы и технологии анализа больших массивов данных, сетей и графов

  • гуманитарные основания социальных и экономических структур.

На рынке прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ ориентируется на три основные группы заказчиков: органы государственного управления (федеральные и региональные), крупные компании (государственные и частные), международные и зарубежные организации.

Основным критерием при отборе проектов прикладных исследований является их вклад в решение стратегических задач социально-экономического развития России, в академическую репутацию НИУ ВШЭ, в коммерциализацию результатов фундаментальных исследований, в генерирование новых тем, идей и вопросов для фундаментальных исследований и образовательных программ.

Маркетинговая стратегия на рынке прикладных исследований и разработок в интересах органов государственного управления предполагает расширение спектра предложений услуг для «традиционных» заказчиков федерального уровня, а также активный выход на новые (в т.ч. региональные и стран СНГ) рынки.

Маркетинговая стратегия на рынке прикладных исследований в интересах бизнес-структур предполагает формирование устойчивых партнерств с ведущими российскими и международными компаниями по проведению прикладных исследований и аналитических разработок. На этом рынке будут продвигаться брендовые аналитические материалы НИУ ВШЭ как общего, так и отраслевого характера (индексы инновационного развития, делового климата; обзоры технологических трендов и т.п.).

Важнейшими партнерами будут являться:


  • инновационные компании, нуждающиеся в аналитических материалах по проблемам научно-технологического и инновационного развития (включая форсайт-исследования);

  • структуры, отвечающие за технологические платформы и территориальные инновационные кластеры;

  • крупные российские и зарубежные компании, с которыми будут создаваться совместные исследовательские и аналитические центры.

НИУ ВШЭ нацелен на расширение своей ниши на рынке прикладных исследований для международных организаций (ОЭСР, Всемирный банк, Европейская комиссия, Евростат, ЮНИДО и другие) и зарубежных заказчиков. Это предполагает позиционирование НИУ ВШЭ как ведущего научно-аналитического центра по проблемам социально-экономического и научно-технологического развития переходных экономик и обществ России, расширение участия подразделений НИУ ВШЭ в международных проектах.

2.3.2. Рынок абитуриентов


Маркетинговая стратегия НИУ ВШЭ на рынке абитуриентов предполагает продвижение образовательных продуктов на четырех уровнях: бакалавриат, магистратура, аспирантура и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО). На каждом из этих уровней НИУ ВШЭ ориентируется на «элитный» сегмент спроса – самых талантливых и мотивированных абитуриентов.

В географическом аспекте набор в бакалавриат будет преимущественно ориентирован на Россию и постсоветские страны. Для набора в магистратуру и аспирантуру будет организовано рекрутирование выпускников лучших российских университетов и зарубежных вузов, с целью привлечения не менее половины обучающихся в магистратуре и аспирантуре из выпускников других университетов России и не менее 10% – из зарубежных стран. Факторами особой привлекательности для иностранных студентов станет возможность получения стипендий на оплату обучения и проживания, а также специальные программы подготовки в течение года (семестра) перед поступлением в магистратуру или аспирантуру. Фактором привлечения обучающихся в прикладную магистратуру станет переход на кредитно-модульную организацию ДПО и возможность зачета полученных кредитов в магистратуре.



Программы ДПО будут ориентированы на верхний сегмент платежеспособного спроса и на расширение заказов корпоративного сектора. Увеличение предложения очно-заочных (онлайн) программ ДПО будет сопровождаться географическим расширением рынка.

Способы привлечения талантов базируются на принципе адресности и высокой селективности (см. раздел 3.3).


2.3.3. Рынок работодателей


Маркетинговая стратегия на рынке работодателей предусматривает фокусировку на российских и зарубежных глобально ориентированных работодателей. Это позволит актуализировать содержание образовательных программ и консалтинговых и экспертно-аналитических услуг в соответствии с перспективными потребностями рынка и планами развития корпораций.

На каждом направлении обучения будут созданы Советы работодателей или Попечительские советы, которые будут активно участвовать в актуализации образовательных программ и обеспечении соответствия профессиональных компетенций выпускников запросам глобальных компаний. Особое место будет занимать партнерство с инновационными компаниями, способными коммерциализировать результаты исследований НИУ ВШЭ, а также выращивание таких компаний в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ.



следующая страница >>