Похожие работы
|
Программа по литературе. Обязательный минимум содержания основных образовательных - страница №1/4
![]() Аннотация к предмету «Литература». 1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: 2. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3. Федеральный компонент государственного стандарта по литературе. 4. Программа по литературе. 5. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Литература. 5-11 класс. 6. Требования к уровню подготовки учащихся по литературе 5-11 классы.
«Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества». Статус литературы как учебного предмета несколько изменяется в государственном стандарте второго поколения: «Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания». Общая характеристика учебного предмета. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Клaссическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком литературном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствуюующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знании и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литeратура взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося..
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей и задач: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряд) других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основы историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечение базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур' выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания: грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных высказывании. Календарно-тематическое планирование составлено на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по литературе, программы по литературе к учебникам для 5-9 классов (Курдюмова Т.Ф.), Примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень), программы по литературе к учебникам 10-11 классов. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авторы: Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др. (8-11 кл.). М.: «Дрофа», 2012. УМК.
Литература 5 класс. Информационно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе Основного минимума содержания образования, программы по литературе и требований к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений: Тема: «Фольклор и его жанры», «Донской фольклор», «Фольклор донских армян». Тема: «Героическое прошлое родного края в лирике донских поэтов». Школьный компонент (реализация методической проблемы школы): Личностно ориентированное обучение реализуется на уроках литературы через создание учебной ситуации, при которой раскрываются, формируются, реализуются личностные особенности учащихся, благоприятного эмоционального фона и благожелательной творческой атмосферы. Уроки выстраиваются с учётом требований к современному уроку, на которых применяются технологии личностно ориентированного и развивающего обучения: технологии разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, сотрудничества, модульного обучения, проблемного обучения. Здоровьесберегающие технологии способствуют оптимизации учебного процесса. С этой целью продуман комплекс оздоровительных упражнений для глаз, осанки, рук. Прохождение программного материала: Структура курса Количество часов в неделю ____________________ 3________________ Количество часов в год 102_______________
Цели изучения курса литературы. 5 класс. Общеучебные: - создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, - участие в диалоге, - самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости, - определение своего круга чтения и оценки литературных произведений. Предметно-ориентированные: Ученик должен знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.). Ученик должен уметь: воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов, пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений; использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их; отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и т.д.); использовать сведения по теории литературе при обсуждении художественного произведения; работать с доступным справочным материалом; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению). Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5-ого класса. К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь: - знать размеры стихосложения; - знать, что такое сюжет, его особенности; - знать роды литературы; - знать, что такое поэтическое восприятие окружающего мира, понимать задачи поэзии и прозы; - иметь понятие об эпитете, портрете, пейзаже; - уметь определять жанр произведения; - уметь определять мораль сказки и басни; -уметь различать фантастику и сказку; - уметь определять систему образов и главного героя; - уметь различать сатиру и юмор; - уметь определять историческую основу произведения, пафос произведения; - уметь определять изобразительно-выразительные средства; - уметь составлять характеристику героев произведения; - уметь определять конфликт в произведении.
Приложения. 5 класс. Проверочная работа. 1 вариант. Что такое басня? Каких баснописцев вы знает? Как называются процитированные части басен Крылова? Из каких басен они взяты? Какова их роль в произведении? а) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».) б) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».) в) У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок».) г) За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух».) д) Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки».) е) А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. («Квартет».) Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта? Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.
Что такое басня? Перечислите её характерные черты. Узнайте басню по морали. Кто её автор. а) Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. (И.А.Крылов. «Свинья под Дубом».) б) А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. (И.А.Крылов. «Кот и Повар».) в) Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона! (И.А.Крылов. «Слон и Моська».) г) К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей Невежда про неё свой толк всё к худу клонит: А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит. (И.А.Крылов. «Мартышка и Очки».) д) Случается нередко нам И труд, и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, За дело просто взяться. ( И.А.Крылов «Ларчик».) е) Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. ( И.А.Крылов «Петух и Жемчужное Зерно».) 3. Придумайте сами басню, используя в качестве морали предложенную пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». 5 класс. Тест по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». 1. Жанр произведения: а) роман в стихах; б) баллада; в) поэма. 2. Соперник Руслана, «воин скромный средь мечей»: а) Ратмир, б) Фарлаф, в) Рогдай. 3. Ратмира, Рогдая, Фарлафа связывает: а) соперничество в борьбе за Людмилу; б) желание стать великим князем; в) соперничество с целью испытать свою силу. 4. Персонаж, которого автор называет «кровавых битв искателем», «надеждой киевлян», «Людмилы мрачным обожателем»: а) Фарлаф, б) Ратмир, в) Рогдай. 5. Адресаты обращения «вы, рыцари парнасских гор»: а) поэты, б) пастухи, в) воины. 6. Черномор был Людмиле: а) страшен, б) смешон, в) неприятен. 7. Руслан в поединке победил: а) Рогдая, б) Ратмира, в) Фарлафа. 8. О волшебных свойствах шапки Черномора Людмила узнала, когда примерила её: а) перед зеркалом, б) в присутствии Черномора, в) глядя на своё отражение в воде. 9. Людмила достигла возраста: а) 16 лет, б) 17 лет, в) 18 лет. 10. Волшебный меч хранился: а) под вековым дубом, б) говорящей головой, в) огромным камнем. 11. Причина спора между богатырём и Черномором: а) меч, б) наследство, в) золото. 12. Выражение ставшее крылатым: а) «Дела давно минувших лет», б) «На время рок тебя постиг», в) «Сбылись давнишние мечты». 13. В основе сюжета произведения лежат: а) события из России, в которых участвовали реальные лица, б) взаимоотношения между людьми, в) размышления о благородстве и коварстве, чести и бесчестии.
Тема отрывка: а) мужество и бесстрашие юного героя, б) противопоставление героев, их отношения к пленным, в) мужество воинов во время войны. Петя испытывал к людям: а) нежную любовь, б) обыкновенное недоверие, в) глубокое уважение. Отправляя Петю Ростова в отряд Денисова, генерал: а) разрешил ему там остаться до начала военных действий, б) запретил участвовать в военных действиях, в) разрешил участвовать в военных действиях. Пленного барабанщика Денисов решил: а) отослать вместе с другими пленными, б) оставить у себя, в) расстрелять. Денисов видел в пленных: а) злейших врагов, б) обманутых солдат, в) несчастных людей. Денисов просил Петю перед боем: а) ничего не предпринимать, б) встретить испытание без страха, в) остаться в лесу до окончания боя. Петя мечтал участвовать в бою, потому что хотел: а) совершить подвиг, б) отомстить врагам, в) быть полезным в трудную минуту. «Музыкальный» сон Пети – свидетельство того, что: а) юный герой талантлив и у него есть возможность проявить себя в музыке, б) гармония в музыке понимается Петей как гармония в жизни, где нет места войне, в) Пете присущи богатое воображение, фантазия и романтизм. После гибели Пети Долохов: а) отказался от мысли расстрелять пленных, б) утвердился в решении расстрелять пленных, в) убедил Денисова в своей правоте. Повествование ведётся от лица: а) Денисова, б) Долохова, в) автора.
1. Жанр произведения: а) рассказ, б) повесть, в) сказка-быль. 2. В основе произведения лежит: а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников, б) изображение природы Сибири, в) повествование о приключениях героев. 3. Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков, б) выполняя поручения отца, в) ради удовольствия. 4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» - автор использует: а) сравнение, б) антитезу, в) метафору. 5. Птица, которая «увела» Васютка в тайгу: а) тетерев, б) глухарь, в) кедровка. 6. Когда Васютка понял, что заблудился, он: а) горько заплакал, б) запаниковал, в) решил не сдаваться. 7. В предложении: «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них» - используется: а) метонимия, б) ирония, в) метафора. 8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот, б) озеро проточное, в) ветер принесёт непогоду. 9. Заметив в глубине тайги бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: а) речка, б) озеро, в) болото. 10. В предложении: «Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья» - автор прибёг: а) к антитезе, б) сравнению, в) аллегории. 11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: а) его заметили с бота, б) его не заметили с бота, в) он был очень рад рыбакам. 12. Родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся, б) потеряли надежду найти его, в) продолжали искать и надеяться. 13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а) богатейшей флоре и фауне тайги, б) тёплой осенней погоде, в) умениям и навыкам таёжного жителя. 14. Найдя озеро, Васютка: а) стал известным на всю страну, б) зазнался, в) принёс пользу стране. 15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге: а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» в) «В тайге одному делать нечего!» Ключ к тесту: 1(а), 2(в), 3(а), 4(а),5(б),6(в),7(в),8(б),9(а),10(б),11(а), 12(в), 13(в),14(в),15(б) Литература 6 класс. Информационно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка. 6 класс Литература Календарно-тематическое планирование составлено на основе Основного минимума содержания образования, программы литературе и требований к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений: Темы «Герои былин и сказок», «А.С.Пушкин», «А.П.Чехов», «Поэзия донских армян о Великой Отечественной войне». При анализе текстов используется материал из произведений донских писателей и поэтов. Школьный компонент (реализация методической проблемы школы). Личностно ориентированное обучение реализуется на уроках русского языка через создание учебной ситуации, при которой раскрываются, формируются, реализуются личностные особенности учащихся, благоприятного эмоционального фона и благожелательной творческой атмосферы. Здоровьесберегающие технологии способствуют оптимизации учебного процесса. С этой целью продуман комплекс оздоровительных упражнений для глаз, осанки, пальцев рук. Содержание художественных произведений, предложенных для чтения и анализа в 6 классе, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся.
следующая страница >> |