Похожие работы
|
Программа модуля «б кв4 Историческая наука в России в XIX начале ХХI века.» Направление - страница №1/2
        
Программа модуля «Б.3.КВ4 Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.
-
»
Направление: 050100 – «Педагогическое образование»
Профиль: Историческое образование
Составители: старший преподаватель к.и.н.М.Б. Шматова
(должность)
Москва-2013
1. Пояснительная записка
Профиль «Историческое образование» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – бакалавра педагогического образования предусматривает выделение значительного времени для базовой подготовки и освоения учебного предмета «Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.» в объёме, достаточном для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО).
Основные цели и задачи курса.
Цель указанного курса - дать студентам необходимые знания по вопросам, связанным с особенностями развития российской историографии в 19 – начале 21 вв.
Задачи:
1. показать особенности развития различных направлений в отечественной историографии (дворянского, буржуазного, просветительского, революционного и др.);
2. рассмотреть развитие различных научных школ в рамках отечественной исторической науки (скептической, государственной, московской и петербургской.);
3. определить специфику научных взглядов выдающихся историков России 19 – 21 вв.;
4. исследовать процессы взаимовлияния отечественной и зарубежной исторической науки;
5. охарактеризовать наиболее важные этапы развития отечественной науки на современном этапе.
Объем в ЗЕ: 4__
Время изучения: курс 3___семестр 5, 6___
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
1.История России__________________________________________________________
2.Источниковедение_______________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
1.Историография истории России____________________________________________
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.
Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
-
Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК ПедБ-00-М03).
-
Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям. (ОК ПедБ-00-Н03.)
-
Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК ПедБ-00-И08)
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф01ПО(И)Б-03/001.
2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф01ПО(И)Б-03/002.
3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф01ПО(И)Б-03/003.
4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф02ПО(И)Б-03/001.
5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф02ПО(И)Б-03/002.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Инновационные формы учебной работы:
-
Метод анализа ситуаций (кейс-метод).
-
Технология с применением метода проектов.
-
Тренинговая технология.
-
Рефлексивная технология.
Активные методы обучения:
-
Групповой тренинг.
-
Решение ситуационных задач.
-
Деловая игра.
-
Электронная викторина.
Формы контекстного обучения:
-
Лекция как форма контекстного обучения.
-
Деловая игра как форма контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование.
3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер.
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
|
Тема
|
Лекции (групповая работа)
|
Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
|
Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
|
Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
|
Контроль
|
Компетенция 1
|
Тема 1 Историческая наука в первой трети 19 в.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 2
|
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
|
Тема 2
.Историческая наука во второй трети 19 в.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
|
Тема 3
Основные направления и тенденции развития русской историографии
в 1860 – 1910 гг.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
|
Тема 4
Российская и зарубежная историческая наука в 19 – 20 вв.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 1
|
Тема 5
Основные этапы развития отечественной исторической науки на
современном этапе.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
Компетенция 2
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
|
Задания 2 уровня сложности
Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.
Задания 3 уровня сложности
Деловая и ролевая игра
|
Рабочая тетрадь
|
Зачет, экзамен, самостоятельная работа
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения
Факультет/
направление
|
Название модуля
|
Вид учебной работы
|
Кол-во часов
|
Семестр
|
Аудитор
ные
|
Самост. работа
|
Исторический / 050100 – Педагогическое образование
|
«Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.»
|
Лекции
|
28
|
44
|
5,6
|
Практические/семинарские
|
36
|
|
5,6
|
Лабораторные
|
|
|
|
Консультации
|
|
|
|
Курсовые/рефераты
|
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
|
Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
6
|
Общий объем часов по дисциплине
|
108
|
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
|
Название модуля
|
Вид учебной работы
|
Кол-во часов
|
Семестр
|
Аудитор
ные
|
Самост. работа
|
Исторический / 050100 – Педагогическое образование
|
«Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.»
|
Лекции
|
6
|
128
|
6,7
|
Практические/семинарские
|
10
|
|
6,7
|
Лабораторные
|
|
|
|
Консультации
|
|
|
|
Курсовые/рефераты
|
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
|
Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
6
7
|
Общий объем часов по дисциплине
|
144
|
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
№ п/п
|
Наименование раздела ОМ/ УД
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Семинары
|
…
|
Самостоятельная работа
|
1.
|
Историческая наука в первой трети 19 в.
|
6
|
8
|
|
|
7
|
2.
|
Историческая наука во второй трети 19 в.
|
6
|
9
|
|
|
10
|
3.
|
Основные направления и тенденции развития русской историографии
в 1860 – 1910 гг.
|
6
|
9
|
|
|
10
|
4.
|
Российская историческая наука в 19 – 20 вв.
|
6
|
8
|
|
|
7
|
5.
|
Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.
|
4
|
8
|
|
|
10
|
Заочная форма обучения
№ п/п
|
Наименование раздела ОМ/ УД
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Семинары
|
…
|
Самостоятельная работа
|
1.
|
Историческая наука в первой трети 19 в.
|
1
|
2
|
|
|
25
|
2.
|
Историческая наука во второй трети 19 в.
|
1
|
2
|
|
|
26
|
3.
|
Основные направления и тенденции развития русской историографии
в 1860 – 1910 гг.
|
2
|
2
|
|
|
26
|
4.
|
Российская историческая наука в 19 – 20 вв.
|
1
|
2
|
|
|
26
|
5.
|
Основные этапы развития отечественной исторической науки на
современном этапе.
|
1
|
2
|
|
|
25
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
|
Наименование раздела ОМ/ УД
|
Содержание раздела
|
Тематический план лекционных занятий
|
Тематический план практических занятий
|
1.
|
Историческая наука в первой трети 19 в.
|
Тема1. Объективные условия развития исторической науки в первой трети 19 в.
Тема 2 Просветительское направление в русской историографии.
Тема 3. Критическое направление в отечественной исторической науке в первой трети 19 в.
|
1. Реформы императора Александра 1 в области образования и цензуры.
2. Создание новых высших учебных заведений и их роль в подготовке профессиональных кадров для исторической науки.
3. Отечественная война 1812 г и активизация общественного интереса к прошлому России.
4. Проблемы российской истории в общественно-политической борьбе.
5. Деятельность научных обществ. Создание «Общества истории и древностей российских».
6. Создание Археографической комиссии.
1. Историческая концепция Н.М.Карамзина.
2. Общественно-политические взгляды Карамзина и их эволюция.
3. Оценка Великой французской революции.
4. Европейский легитимизм и трансформация общественно-политической позиции Карамзина.
3. Критика реформ Александра 1.
«История государства Российского»: история создания, общественно-политические и научные задачи, структура и публикации.
4. Теоретико-методологические основы исторических взглядов Карамзина.
5. Влияние сентиментализма. Психологизация исторических процессов и явлений.
6. Назначение истории и задачи историка.
7. Общая концепция русской истории Карамзина.
8. Периодизация истории России и ее принципы.
1. Радикально-просветительская концепция русской истории и исторические воззрения декабристов.
2. Революционная трактовка ведущих принципов просветительства.
3. Влияние романтических идей. Антинорманизм декабристов. Идеализация республиканского устройства Новгорода. Критика деспотизма русских самодержцев.
4. И.Ф.Эверс. Общественно-политические взгляды Эверса. Критика просветительской теории общественного договора.
5. Его антинорманизм. Причерноморская концепция происхождения Руси.
6. Вклад Эверса в развитие русской исторической науки и его оценка в отечественной историографии.
7. Скептическая школа в русской историографии.
8. Общественно-политические взгляды М.Т.Каченовского.
9. Ученики Каченовского. Борьба М.П.Погодина с выводами «скептиков».
|
1. Распространение и популяризация исторических знаний
2. Роль журналистики.
3. Историческая периодика.
4. Исторические публикации в «Вестнике Европы». «Московском телеграфе», «Московском вестнике »
1. Причины обращения к исследованию истории. «Записка о древней и новой России».
2. Источниковая база исследования, приемы работы Карамзина с источниками
3. Происхождение и основные этапы развития российского самодержавия.
4. Оценка эпохи Ивана Грозного и петровских реформ.
5. Полемика вокруг «Истории государства Российского» в отечественной периодике в 1818 – 1826 гг. и ее влияние на становление основных направлений русской историографии. .
1. И.Ф.Эверс «История руссов».
2. Периодизация российской истории. 3. Внимание историка к изучению проблем общественного развития.
4. Характеристика государственного строя, права, социальных отношений, занятий и нравов населения, науки и искусства. Новый подход к истории.
5. Труд «Древнейшее право руссов».
6. Необходимость раскрытия закономерностей общественного развития.
7. Историзм в подходе к человеческой психике.
8. Апология бесконфликтного и эволюционного развития.
9. Представление о государстве как о естественном результате разрастания семьи (через род и народность).
10. Правовая проблематика М.Т.Каченовского. в статье «Мой взгляд на «Русскую Правду» и «О кожаных деньгах». Оценка Киевской Руси как «баснословного периода» отечественной истории.
11. Работа П.Г.Буткова «Оборона летописей русских от «навета» скептиков».
12. Оценка скептической школы в отечественной ис-
ториографии.
|
2.
|
Историческая наука во второй трети 19 в.
|
Тема 4. Факторы развития исторической науки во второй трети 19 в.
Тема 5. Консервативное направление в историографии во второй трети 19 в.
Тема 6. Либеральное направление в исторической науке во второй трети 19 в.
|
1. Общественно-политическая борьба и развитие исторической науки.
2. Разработка и пропаганда официальной идеологии. Формирование либеральной идеологии.
3. Споры западников и славянофилов о характере и перспективах исторического развития России.
4. Активизация роли историков в общественной жизни.
5. Правительственная политика после восстания декабристов. Борьба с проявлениями инакомыслия.
6. Образование и цензура при Николае 1.
7. Изменение правительственного курса в конце 50-х – начале 60-х гг.
в.
1. Теория официальной народности и ее истоки в русской общественно-политической мысли.
2. С.С.Уваров и окончательное оформление новой государственной идеологии.
3. Теория официальной народности и историческая наука. М.П.Погодин. 4. Общественно-политическая позиция. Формирование исторических взглядов. Погодин и Карамзин.
5. Влияние Б.Нибура и Г.Эверса. Борьба со скептической школой.
6.Научно-преподавательская деятельность Погодина в Московском университете. Собирание и публикация источников.
7. Использование в истории методов точных наук. «Математический метод». Приемы работы с источниками. Вероятностный характер выводов и заключений.
1. Основные теоретические положения государственной школы.
2. Влияние философии Гегеля на теоретико-методологические основы этого направления в исторической науке.
3. Признание закономерности и органичности развития русского народа от родовых отношений к государственным..
4. .Распространение закономерностей исторического развития Западной Европы на Россию.
5. Развитие истории права как особой отрасли науки.
6. Преимущественной использование в качестве исторических источников актового материала и его формально-логический анализ.
7. Периодизация развития государственной школы. Два поколения
«государственников».
8. Периодизация русской истории. Отрицание роли внешних воздействий на историческое развитие народа.
9.Эволюция исторической концепции Кавелина.. Его роль в становлении государственной школы. Оценка его взглядов в историографии.
10. Историческая концепция С.М.Соловьева. Общественно-политическая позиция. «История
России с древнейших времен» в 29 томах. Теоретико-методологические основы научной деятельности.
11. Влияние Г.Эверса на научные взгляды Соловьева. Влияние концепции Соловьева на дальнейшее развитие исторической науки.
12. Оценка отечественной историографией значения научного наследия С.М.Соловьева.
13. Б.Н.Чичерин – ведущий теоретик государственной школы. Влияние Гегеля на его исторические построения.
14. «Второе поколение» государственников. В.И.Сергеевич, А.Д.Градовский, Ф.И.Леонтович.
15. Вклад государственной школы в развитие русской историографии. Дискуссии вокруг оценки исторической концепции государственной школы среди отечественных историков.
16. Общественно-политическая позиция славянофилов. Славянофильство и либерализм. Философские основы построений славянофилов. Союз Земли и Государства.
17. А.С.Хомякова. Противоборство в мировой истории начала свободы и начала необходимости, славянского и германского мира.
|
1. Состояние преподавания истории в высших и средних учебных заведениях.
2. Развитие специальных исторических дисциплин.
3. Успехи археологии. Создание Императорского русского археологического общества.
4. Поиск и публикация исторических источников.
5. Археографическая комиссия. Издание актового материала и полного собрания русских летописей.
1. Труд Погодина «Исследования, замечания и лекции о русской истории».
2. Рационализм и про-виденциализм теоретических воззрений Погодина.
3. Влияние на него немецкой классической философии.
1. Оформление государственной (юридической) школы в трудах К.Д.Кавелина. Статья «Взгляд на юридический быт древней Руси» (1847).
2. Концепция органического и законо-
мерного развития русской истории.
3. Кавелин и его труд «Мысли и заметки по русской истории» (1866). Утверждение идеи об этнографической самобытности России и ее противопоставление Западу
4. Доказательство в трудах Соловьева закономерности и подготовленности реформ первой четверти 18 в. Апологетика царя - реформатора Петра 1. Эволюция оценки петровских преобразований от «Истории России с древнейших времен» к «Публичным чтениям о Петре Великом» (1872).
5. Труд Чичерина «О народном представительстве» (1866). Противопоставление земских соборов в России сословно-представительным органам европейских стран
6. Б.Н.Чичерина. Теория
7. К.С.Аксакова о негосударственном характере русского народа.
8. Исследование процесса закрепощения
9. И.Д.Беляевым в его труде «Крестьяне на Руси.
|
3.
|
Основные направления и тенденции развития русской историографии
в 1860 – 1910 гг.
|
Тема 7. Консервативное направление отечественной историографии в 1860 – 1910 гг.
Тема 8. Либеральное направление в русской историографии в 1860-1910 гг.
|
1. Соотношение терминов «консерватор», «реакционер», «монархист».
2. Различия в понимании консерваторами сути «монархии» как политического и социального явления.
3. Меры возможного выражения монархическим государством общих народных интересов.
4. Представление о «желательном» направлении эволюции в реформировании монархии.
5. Консервативные модели реформации. Византийский культурный тип К.Н.Леонтьева.
6. Приоритет религиозно-мистического понимания человека в истории. Влияние Леонтьева на
взгляды евразийцев.
7. Развитие Л.А.Тихомировым историософии русской консервативной мысли. человек».
8. Методологическая несамостоятельность Иловайского, следование концепции Карамзина. Рассмотрение народа как этнографической среды, из которой выделяются действующие лица – правители. Периодизация русской истории (до 18 в.).
1. В.О.Ключевского (лекции 1-4). Критика гегельянства и влияние позитивизма. Поиск исторической истины и сомнения в возможности ее познания.
2. Первое поколение «школы Ключевского»: П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер, М.М.Богослов-
ский, М.К.Любавский, Ю.В.Готье, Н.А.Рожков.
3. Теоретические и методологические позиции П.Н.Милюкова в «Очерках по истории рус-
ской культуры» (1896). Влияние на него позитивизма. Критика Милюковым марксизма и монистического взгляда на историю
4. Выступление Н.П.Павлова-Сильванского с идеей тождества русского и западноевропей-
ского развития.
5. Труды А.А.Кизеветтера по социальной и законодательной истории
6. Разработка А.А.Корниловым аграрной проблематики и анализ ее общественного значения
7. Развитие источниковедческих методов исторического исследования К.Н.Бестужевым-Рюминым, принципов исторической критики, введение обязательного историографического компонента критики источника.
8. С.Ф.Платонов. Методологические основы мировоззрения (христианская мораль, позитивизм и эволюционная теория
9. А.С.Лаппо-Данилевский. Критика позитивизма. Статья «Основные принципы социологической концепции О.Конта» в сборнике «Проблемы идеализма» (1902
|
1. Развитие Леонтьевым культурологической традиции Н.Я.Данилевского. Работа Леонтьева«Византизм и славянство» и дискуссия с В.С.Соловьевым. Статья «Владимир Соловьев против Н.Я.Данилевского». 2. Труд Тихомирова «Монархическая государственность» (1905), «Религиозно-философские основы истории». Разработка учения о русской государственности, ее сущности и условиях ее действия; поло-
жительного государственно-правового учения о монархическом принципе власти.
3. Исторические работы Д.И.Иловайского. «История Рязанского княжества» (1858), «Грод-
ненский сейм 1793 г. Последний сейм Речи Посполитой» (1870), «Краткие очерки русской истории» (1875), «История России» (1876-1905). Анализ содержания
1. Эволюционность и в «Курсе русской истории» В.О. Ключевского. Оценка петровских преобразований и личности Петра 1
2. Работа Ключевского «Происхождение крепостного права в России».
3. Историографический труд П.Н.Милюкова «Главные течения русской исторической мысли» (1913). Труды
4. А.А.Кизеветтера «Посадская община в России в 18 столетии» (1903)., «Ос-
новные законодательные акты,касающиеся высших государственных учреждений в первой четверти 19 столетия» (1909),
5. Работы А.А.Корнилова «Очерки по истории общественного движения и крестьянского дела в России» (1905), «Крестьянская реформа» (1905), «Общественное движение при Александре 2» (1905) в рамках концепции государственной школы.
6. Лаппо-Данилевского «История русской общественной мысли и культуры. 17-18 вв.».
|
4.
|
Российская историческая наука в 19 – 20 вв.
|
Тема 9. Московская историческая школа в конце 19 – начале 20 вв.
.
|
1. Развитие источниковедения С.Б.Веселовским.
2. Историческая география в лекционных курсах и трудах М.К.Любавского.
3. Исследование реформ Петра 1 М.М.Богословским. Разногласия с П.Н.Милюковым. Анализ политического содержания областной реформы, идейных основ политики сближения между Россией и Западом, причин неудачной попытки создания идеального, с точки зрения
|
1. Публикация источников найденные С. Б. Веселовским: «Акты писцового дела. Материалы для истории кадастра и прямого обложения в Московском государстве», «Сошное письмо.
2. Исследование по истории кадастра и посошное обложение», «Акты под-
московных ополчений и Земский собор 1611-1613 гг.»
3 . М.К.Любавский и его труды «Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до 20 в.», «Литовско-русский сейм. Опыт по истории учреждений в связи с внутренним строем и внешней жизнью государства».
|
5.
|
Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.
|
Тема 10. Отечественная историография на современном этапе развития (кон. 20 – нач. 21 вв.)
|
1. Основные периоды развития современной историографии.
2. Теоретические дискуссии историков 90-х гг.
|
1. Новые типы исторических работ: альманах «Одиссей: Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989-1999; эссе молодых историографов Г.И.Зверевой, Л.П.Репиной, И.Н.Ионова, В.Н.Кравцова; Ахиезер А.С.Россия: Критика исторического опыта. В 3-х тт. М., 1990; Россия: 20 век(под ред. Ю.Н.Афанасьева). В 5-ти тт. М., 1996; Плюханова М.Б. Сюжеты и символы «Московского царства». СПб., 1995; Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1999;Эткинд А.М Содом и Психея: очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996. Возникновение «россиеведения». Появление в отечественной историографии новых качеств и их противоречивос ть.
|
Основные понятия
-
Агиографические сочинения – жития святых
-
Воскресенская летопись – летопись 1-й пол. 16 в.
-
«Государственная школа» - научная историческая школа, возникшая на рубеже 40-х – 50-х гг. 19 в.
-
«Задонщина» - воинская повесть 14 в., посвященная Куликовской битве.
-
Идея о самовластьи человека – идея распространенная в России в 16 – 17 вв.
-
Историко-сравнительный метод – метод, разработанный представителями «скептической школы»
-
Исихазм – религиозно-мистическое учение византийского происхождения, распространенное на Руси в 14-15 вв.
-
Историография – история исторической науки
-
Исторические биографии – тип сочинения, появившийся в России в 16 в.
-
Книжники – писатели в Древней Руси
-
Летописи – тип исторического сочинения в 10 – нач. 18 вв.
-
Никоновская летопись – летопись 1-й пол. 16 в.
-
«Повесть временных лет» - первая русская летопись, сохранившаяся в списках
-
Прагматизм – понимание истории, в основе которого лежит представление о причинной связи событий как следствии действий людей
-
Провиденциализм – объяснение исторических событий волей божественного провидения
-
Рационализм – объяснение исторических событий с позиций человеческого разума
-
Сказания – тип исторического сочинения
-
«Скептическая школа» - научная историческая школа, возникшая в кон. 20-х гг. 19 в.
-
Список – один из вариантов исторического сочинения
-
Степенная книга – сборник исторических биографий деятелей истории
-
Столбец – форма летописи, распространенная в 17 в.
-
Теория «Москва – третий Рим» - теория первой четверти 16 в.
-
Теория о родословной московских князей – теория, распространенная в России в 16 в.
-
Хронографы – тип исторического сочинения, появившийся в России в 15 в. 26. Эпистолярия – письменный тип исторического сочинения.
-
Календарно-тематический план
Очная форма обучения
Факультет: Исторический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю:__ Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.
Форма обучения: __очная______
Курс____3,4__________
направление
|
Наименования разделов
|
Всего часов
|
лекции
|
практические
|
лабораторные
|
Самостоятельная работа
|
Календарные сроки выполнения
|
050100 – Педагогическое образование
|
Историческая наука в первой трети 19 в.
|
31
|
6
|
8
|
|
17
|
Февраль -март
|
Историческая наука во второй трети 19 в.
|
25
|
6
|
9
|
|
10
|
март - апрель
|
Основные направления и тенденции развития русской историографии
в 1860 – 1910 гг.
|
25
|
6
|
9
|
|
10
|
май
|
Российская историческая наука в 19 – 20 вв.
|
21
|
6
|
8
|
|
7
|
сентябрь - окьтябрь
|
Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.
|
22
|
4
|
8
|
|
10
|
ноябрь - декабрь
|
Календарно-тематический план
Заочная форма обучения
Факультет: Исторический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю:__ Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.
Форма обучения: __заочная______
Курс____4,5__________
направление
|
Наименования разделов
|
Всего часов
|
лекции
|
практические
|
лабораторные
|
Самостоятельная работа
|
Календарные сроки выполнения
|
050100 – Педагогическое образование
|
Историческая наука в первой трети 19 в.
|
28
|
1
|
2
|
|
25
|
июнь
|
Историческая наука во второй трети 19 в.
|
29
|
1
|
2
|
|
26
|
июнь
|
Основные направления и тенденции развития русской историографии
в 1860 – 1910 гг.
|
30
|
2
|
2
|
|
26
|
январь
|
Российская историческая наука в 19 – 20 вв.
|
29
|
1
|
2
|
|
26
|
январь
|
Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.
|
28
|
1
|
2
|
|
25
|
январь
|
-
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет: Исторический
Специальность/ направление: 050100 – Педагогическое образование
Курс ___4,5__
направление
|
Темы, выносимые на самостоятельную работу
|
Форма отчета по самостоятельной работе
|
Планируемые сроки выполнения
|
сентябрь
|
октябрь
|
декабрь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
июнь
|
050100 – Педагогическое образование
|
Деятельность Румянцевского кружка.
|
Контр. работа
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
Интерпретация исторического материала с нравственно-назидательных позиций.
|
Реферат
|
|
|
|
*
|
*
|
|
|
|
Разработка М.Т.Каченовским принципов источниковедческой критики, ее разделение на «низшую» и «высшую. Представления о «дикости славян», примитивности общественных отношений в Древней Руси, ее отставании в развитии от Запада и зависимости от европейского влияния
|
Коллоквиум
|
|
|
|
|
*
|
*
|
|
|
Расширение возможностей для свободного научного творчества. Публичные диспуты ученых.
|
коллоквиум
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
Высокая оценка петровских преобразований. Значение научного творчества М.П.Погодина и его оценка в современной историографии.
|
реферат
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
|
Роль славянофильства в оформлении либеральной концепции в русской историографии.
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
Роль Иловайского в работе исторических обществ и специализированной периодической печати («Московского обозрения», «Русского архива», «Русской старины».
|
коллоквиум
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
Труды М.А.Дьяконова «Власть московских государей. Очерки по истории политических идей Древней Руси до конца 16 в.» (1889), «К истории крестьянского прикрепления» (1893),
«Очерки по истории сельского населения в Московском государстве (16-18 вв.)» (1898),
«Очерки общественного и государственного строя Древней Руси» и др.
|
Контр. Работа
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
Историографические оценки работ С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.П.Павлова-Сильванского
|
Контр. Работа
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
Обогащение отечественной историографии терминологией и опытом зарубежной историографии.
|
Коллоквиум
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
-
следующая страница >>
|