Программа модуля «б кв4 Историческая наука в России в XIX начале ХХI века.» Направление: 050100 «Педагогическое образование» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература XIX века (I часть) (название дисциплины согласно рабочему... 1 52.17kb.
Направление 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Начальное... 1 19.37kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Практикум по современноЙ литературе Направление подготовки 050100... 1 175.29kb.
Курс по выбору основы делового английского языка учебная программа... 2 390.78kb.
Программа вступительных испытаний в гбоу впо мгпу по направлению... 1 123.26kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) д история физической культуры... 1 79.36kb.
Литература русского зарубежья (наименование) Направление подготовки... 1 160.02kb.
Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата... 2 342.2kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 1 198.27kb.
Программа государственных итоговых испытаний по направлению 050100. 1 135.63kb.
Викторина для 6-х кл., беседа для 8-х и др Информационный материал... 1 156.59kb.
- 4 1234.94kb.
Программа модуля «б кв4 Историческая наука в России в XIX начале ХХI века.» Направление - страница №1/2



Программа модуля «Б.3.КВ4 Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.

  1. »

Направление: 050100 – «Педагогическое образование»

Профиль: Историческое образование

Составители: старший преподаватель к.и.н.М.Б. Шматова

(должность)
Москва-2013

1. Пояснительная записка

Профиль «Историческое образование» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника – бакалавра педагогического образования предусматривает выделение значительного времени для базовой подготовки и освоения учебного предмета «Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.» в объёме, достаточном для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО).



Основные цели и задачи курса.

Цель указанного курса - дать студентам необходимые знания по вопросам, связанным с особенностями развития российской историографии в 19 – начале 21 вв.

Задачи:

1. показать особенности развития различных направлений в отечественной историографии (дворянского, буржуазного, просветительского, революционного и др.);

2. рассмотреть развитие различных научных школ в рамках отечественной исторической науки (скептической, государственной, московской и петербургской.);

3. определить специфику научных взглядов выдающихся историков России 19 – 21 вв.;

4. исследовать процессы взаимовлияния отечественной и зарубежной исторической науки;

5. охарактеризовать наиболее важные этапы развития отечественной науки на современном этапе.


Объем в ЗЕ: 4__

Время изучения: курс 3___семестр 5, 6___
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:



1.История России__________________________________________________________

2.Источниковедение_______________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

1.Историография истории России____________________________________________
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  1. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК ПедБ-00-М03).

  2. Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям. (ОК ПедБ-00-Н03.)

  3. Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК ПедБ-00-И08)

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф01ПО(И)Б-03/001.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф01ПО(И)Б-03/002.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф01ПО(И)Б-03/003.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф02ПО(И)Б-03/001.

5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф02ПО(И)Б-03/002.


Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Тренинговая технология.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:



  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.


Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.
2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование.
3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер.

Технологическая карта образовательного модуля



Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1




Тема 1 Историческая наука в первой трети 19 в.

Конспекты, презентации




Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра


Рабочая тетрадь


Зачет, экзамен, самостоятельная работа



Компетенция 2





Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1





Тема 2

.Историческая наука во второй трети 19 в.



Конспекты, презентации



Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра


Рабочая тетрадь



Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1





Тема 3

Основные направления и тенденции развития русской историографии

в 1860 – 1910 гг.


Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1





Тема 4

Российская и зарубежная историческая наука в 19 – 20 вв.




Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1





Тема 5

Основные этапы развития отечественной исторической науки на

современном этапе.


Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 уровня сложности Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

Задания 2 уровня сложности Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.


Задания 2 уровня сложности

Дебаты, дискуссии, выступления на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.



Задания 3 уровня сложности

Деловая и ролевая игра



Рабочая тетрадь

Зачет, экзамен, самостоятельная работа


2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения



Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический / 050100 – Педагогическое образование

«Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.»

Лекции

28

44

5,6

Практические/семинарские

36




5,6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет


Экзамен








6

Общий объем часов по дисциплине

108






Заочная форма обучения




Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический / 050100 – Педагогическое образование

«Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.»

Лекции

6

128

6,7

Практические/семинарские

10




6,7

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет


Экзамен









6

7

Общий объем часов по дисциплине

144








3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения



№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Историческая наука в первой трети 19 в.


6

8







7

2.

Историческая наука во второй трети 19 в.


6

9







10

3.

Основные направления и тенденции развития русской историографии

в 1860 – 1910 гг.



6

9







10

4.

Российская историческая наука в 19 – 20 вв.


6

8







7

5.

Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.

4

8







10

Заочная форма обучения



№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Историческая наука в первой трети 19 в.


1

2







25

2.

Историческая наука во второй трети 19 в.


1

2







26

3.

Основные направления и тенденции развития русской историографии

в 1860 – 1910 гг.



2

2







26

4.

Российская историческая наука в 19 – 20 вв.


1

2







26

5.

Основные этапы развития отечественной исторической науки на

современном этапе.



1

2







25



3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Историческая наука в первой трети 19 в.


Тема1. Объективные условия развития исторической науки в первой трети 19 в.

Тема 2 Просветительское направление в русской историографии.

Тема 3. Критическое направление в отечественной исторической науке в первой трети 19 в.


1. Реформы императора Александра 1 в области образования и цензуры.

2. Создание новых высших учебных заведений и их роль в подготовке профессиональных кадров для исторической науки.

3. Отечественная война 1812 г и активизация общественного интереса к прошлому России.

4. Проблемы российской истории в общественно-политической борьбе.

5. Деятельность научных обществ. Создание «Общества истории и древностей российских».

6. Создание Археографической комиссии.


1. Историческая концепция Н.М.Карамзина.

2. Общественно-политические взгляды Карамзина и их эволюция.

3. Оценка Великой французской революции.

4. Европейский легитимизм и трансформация общественно-политической позиции Карамзина.

3. Критика реформ Александра 1.

«История государства Российского»: история создания, общественно-политические и научные задачи, структура и публикации.

4. Теоретико-методологические основы исторических взглядов Карамзина.

5. Влияние сентиментализма. Психологизация исторических процессов и явлений.

6. Назначение истории и задачи историка.

7. Общая концепция русской истории Карамзина.

8. Периодизация истории России и ее принципы.

1. Радикально-просветительская концепция русской истории и исторические воззрения декабристов.

2. Революционная трактовка ведущих принципов просветительства.

3. Влияние романтических идей. Антинорманизм декабристов. Идеализация республиканского устройства Новгорода. Критика деспотизма русских самодержцев.

4. И.Ф.Эверс. Общественно-политические взгляды Эверса. Критика просветительской теории общественного договора.

5. Его антинорманизм. Причерноморская концепция происхождения Руси.

6. Вклад Эверса в развитие русской исторической науки и его оценка в отечественной историографии.

7. Скептическая школа в русской историографии.

8. Общественно-политические взгляды М.Т.Каченовского.

9. Ученики Каченовского. Борьба М.П.Погодина с выводами «скептиков».





1. Распространение и популяризация исторических знаний

2. Роль журналистики.

3. Историческая периодика.

4. Исторические публикации в «Вестнике Европы». «Московском телеграфе», «Московском вестнике »


1. Причины обращения к исследованию истории. «Записка о древней и новой России».

2. Источниковая база исследования, приемы работы Карамзина с источниками

3. Происхождение и основные этапы развития российского самодержавия.

4. Оценка эпохи Ивана Грозного и петровских реформ.

5. Полемика вокруг «Истории государства Российского» в отечественной периодике в 1818 – 1826 гг. и ее влияние на становление основных направлений русской историографии. .

1. И.Ф.Эверс «История руссов».

2. Периодизация российской истории. 3. Внимание историка к изучению проблем общественного развития.

4. Характеристика государственного строя, права, социальных отношений, занятий и нравов населения, науки и искусства. Новый подход к истории.

5. Труд «Древнейшее право руссов».

6. Необходимость раскрытия закономерностей общественного развития.

7. Историзм в подходе к человеческой психике.

8. Апология бесконфликтного и эволюционного развития.

9. Представление о государстве как о естественном результате разрастания семьи (через род и народность).

10. Правовая проблематика М.Т.Каченовского. в статье «Мой взгляд на «Русскую Правду» и «О кожаных деньгах». Оценка Киевской Руси как «баснословного периода» отечественной истории.

11. Работа П.Г.Буткова «Оборона летописей русских от «навета» скептиков».

12. Оценка скептической школы в отечественной ис-

ториографии.



2.

Историческая наука во второй трети 19 в.


Тема 4. Факторы развития исторической науки во второй трети 19 в.


Тема 5. Консервативное направление в историографии во второй трети 19 в.


Тема 6. Либеральное направление в исторической науке во второй трети 19 в.


1. Общественно-политическая борьба и развитие исторической науки.

2. Разработка и пропаганда официальной идеологии. Формирование либеральной идеологии.

3. Споры западников и славянофилов о характере и перспективах исторического развития России.

4. Активизация роли историков в общественной жизни.

5. Правительственная политика после восстания декабристов. Борьба с проявлениями инакомыслия.

6. Образование и цензура при Николае 1.

7. Изменение правительственного курса в конце 50-х – начале 60-х гг.

в.


1. Теория официальной народности и ее истоки в русской общественно-политической мысли.

2. С.С.Уваров и окончательное оформление новой государственной идеологии.

3. Теория официальной народности и историческая наука. М.П.Погодин. 4. Общественно-политическая позиция. Формирование исторических взглядов. Погодин и Карамзин.

5. Влияние Б.Нибура и Г.Эверса. Борьба со скептической школой.

6.Научно-преподавательская деятельность Погодина в Московском университете. Собирание и публикация источников.

7. Использование в истории методов точных наук. «Математический метод». Приемы работы с источниками. Вероятностный характер выводов и заключений.


1. Основные теоретические положения государственной школы.

2. Влияние философии Гегеля на теоретико-методологические основы этого направления в исторической науке.

3. Признание закономерности и органичности развития русского народа от родовых отношений к государственным..

4. .Распространение закономерностей исторического развития Западной Европы на Россию.

5. Развитие истории права как особой отрасли науки.

6. Преимущественной использование в качестве исторических источников актового материала и его формально-логический анализ.

7. Периодизация развития государственной школы. Два поколения

«государственников».

8. Периодизация русской истории. Отрицание роли внешних воздействий на историческое развитие народа.

9.Эволюция исторической концепции Кавелина.. Его роль в становлении государственной школы. Оценка его взглядов в историографии.

10. Историческая концепция С.М.Соловьева. Общественно-политическая позиция. «История

России с древнейших времен» в 29 томах. Теоретико-методологические основы научной деятельности.

11. Влияние Г.Эверса на научные взгляды Соловьева. Влияние концепции Соловьева на дальнейшее развитие исторической науки.

12. Оценка отечественной историографией значения научного наследия С.М.Соловьева.

13. Б.Н.Чичерин – ведущий теоретик государственной школы. Влияние Гегеля на его исторические построения.

14. «Второе поколение» государственников. В.И.Сергеевич, А.Д.Градовский, Ф.И.Леонтович.

15. Вклад государственной школы в развитие русской историографии. Дискуссии вокруг оценки исторической концепции государственной школы среди отечественных историков.

16. Общественно-политическая позиция славянофилов. Славянофильство и либерализм. Философские основы построений славянофилов. Союз Земли и Государства.

17. А.С.Хомякова. Противоборство в мировой истории начала свободы и начала необходимости, славянского и германского мира.


1. Состояние преподавания истории в высших и средних учебных заведениях.

2. Развитие специальных исторических дисциплин.

3. Успехи археологии. Создание Императорского русского археологического общества.

4. Поиск и публикация исторических источников.

5. Археографическая комиссия. Издание актового материала и полного собрания русских летописей.
1. Труд Погодина «Исследования, замечания и лекции о русской истории».

2. Рационализм и про-виденциализм теоретических воззрений Погодина.

3. Влияние на него немецкой классической философии.

1. Оформление государственной (юридической) школы в трудах К.Д.Кавелина. Статья «Взгляд на юридический быт древней Руси» (1847).

2. Концепция органического и законо-

мерного развития русской истории.

3. Кавелин и его труд «Мысли и заметки по русской истории» (1866). Утверждение идеи об этнографической самобытности России и ее противопоставление Западу

4. Доказательство в трудах Соловьева закономерности и подготовленности реформ первой четверти 18 в. Апологетика царя - реформатора Петра 1. Эволюция оценки петровских преобразований от «Истории России с древнейших времен» к «Публичным чтениям о Петре Великом» (1872).

5. Труд Чичерина «О народном представительстве» (1866). Противопоставление земских соборов в России сословно-представительным органам европейских стран

6. Б.Н.Чичерина. Теория

7. К.С.Аксакова о негосударственном характере русского народа.

8. Исследование процесса закрепощения

9. И.Д.Беляевым в его труде «Крестьяне на Руси.


3.

Основные направления и тенденции развития русской историографии

в 1860 – 1910 гг.



Тема 7. Консервативное направление отечественной историографии в 1860 – 1910 гг.

Тема 8. Либеральное направление в русской историографии в 1860-1910 гг.


1. Соотношение терминов «консерватор», «реакционер», «монархист».

2. Различия в понимании консерваторами сути «монархии» как политического и социального явления.

3. Меры возможного выражения монархическим государством общих народных интересов.

4. Представление о «желательном» направлении эволюции в реформировании монархии.

5. Консервативные модели реформации. Византийский культурный тип К.Н.Леонтьева.

6. Приоритет религиозно-мистического понимания человека в истории. Влияние Леонтьева на

взгляды евразийцев.

7. Развитие Л.А.Тихомировым историософии русской консервативной мысли. человек».

8. Методологическая несамостоятельность Иловайского, следование концепции Карамзина. Рассмотрение народа как этнографической среды, из которой выделяются действующие лица – правители. Периодизация русской истории (до 18 в.).

1. В.О.Ключевского (лекции 1-4). Критика гегельянства и влияние позитивизма. Поиск исторической истины и сомнения в возможности ее познания.

2. Первое поколение «школы Ключевского»: П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер, М.М.Богослов-

ский, М.К.Любавский, Ю.В.Готье, Н.А.Рожков.

3. Теоретические и методологические позиции П.Н.Милюкова в «Очерках по истории рус-

ской культуры» (1896). Влияние на него позитивизма. Критика Милюковым марксизма и монистического взгляда на историю

4. Выступление Н.П.Павлова-Сильванского с идеей тождества русского и западноевропей-

ского развития.

5. Труды А.А.Кизеветтера по социальной и законодательной истории

6. Разработка А.А.Корниловым аграрной проблематики и анализ ее общественного значения

7. Развитие источниковедческих методов исторического исследования К.Н.Бестужевым-Рюминым, принципов исторической критики, введение обязательного историографического компонента критики источника.

8. С.Ф.Платонов. Методологические основы мировоззрения (христианская мораль, позитивизм и эволюционная теория

9. А.С.Лаппо-Данилевский. Критика позитивизма. Статья «Основные принципы социологической концепции О.Конта» в сборнике «Проблемы идеализма» (1902


1. Развитие Леонтьевым культурологической традиции Н.Я.Данилевского. Работа Леонтьева«Византизм и славянство» и дискуссия с В.С.Соловьевым. Статья «Владимир Соловьев против Н.Я.Данилевского». 2. Труд Тихомирова «Монархическая государственность» (1905), «Религиозно-философские основы истории». Разработка учения о русской государственности, ее сущности и условиях ее действия; поло-

жительного государственно-правового учения о монархическом принципе власти.

3. Исторические работы Д.И.Иловайского. «История Рязанского княжества» (1858), «Грод-

ненский сейм 1793 г. Последний сейм Речи Посполитой» (1870), «Краткие очерки русской истории» (1875), «История России» (1876-1905). Анализ содержания

1. Эволюционность и в «Курсе русской истории» В.О. Ключевского. Оценка петровских преобразований и личности Петра 1

2. Работа Ключевского «Происхождение крепостного права в России».

3. Историографический труд П.Н.Милюкова «Главные течения русской исторической мысли» (1913). Труды

4. А.А.Кизеветтера «Посадская община в России в 18 столетии» (1903)., «Ос-

новные законодательные акты,касающиеся высших государственных учреждений в первой четверти 19 столетия» (1909),

5. Работы А.А.Корнилова «Очерки по истории общественного движения и крестьянского дела в России» (1905), «Крестьянская реформа» (1905), «Общественное движение при Александре 2» (1905) в рамках концепции государственной школы.

6. Лаппо-Данилевского «История русской общественной мысли и культуры. 17-18 вв.».


4.

Российская историческая наука в 19 – 20 вв.


Тема 9. Московская историческая школа в конце 19 – начале 20 вв.

.



1. Развитие источниковедения С.Б.Веселовским.

2. Историческая география в лекционных курсах и трудах М.К.Любавского.

3. Исследование реформ Петра 1 М.М.Богословским. Разногласия с П.Н.Милюковым. Анализ политического содержания областной реформы, идейных основ политики сближения между Россией и Западом, причин неудачной попытки создания идеального, с точки зрения


1. Публикация источников найденные С. Б. Веселовским: «Акты писцового дела. Материалы для истории кадастра и прямого обложения в Московском государстве», «Сошное письмо.

2. Исследование по истории кадастра и посошное обложение», «Акты под-

московных ополчений и Земский собор 1611-1613 гг.»

3 . М.К.Любавский и его труды «Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до 20 в.», «Литовско-русский сейм. Опыт по истории учреждений в связи с внутренним строем и внешней жизнью государства».




5.

Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.

Тема 10. Отечественная историография на современном этапе развития (кон. 20 – нач. 21 вв.)


1. Основные периоды развития современной историографии.

2. Теоретические дискуссии историков 90-х гг.





1. Новые типы исторических работ: альманах «Одиссей: Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989-1999; эссе молодых историографов Г.И.Зверевой, Л.П.Репиной, И.Н.Ионова, В.Н.Кравцова; Ахиезер А.С.Россия: Критика исторического опыта. В 3-х тт. М., 1990; Россия: 20 век(под ред. Ю.Н.Афанасьева). В 5-ти тт. М., 1996; Плюханова М.Б. Сюжеты и символы «Московского царства». СПб., 1995; Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1999;Эткинд А.М Содом и Психея: очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996. Возникновение «россиеведения». Появление в отечественной историографии новых качеств и их противоречивос ть.

Основные понятия



  1. Агиографические сочинения – жития святых

  2. Воскресенская летопись – летопись 1-й пол. 16 в.

  3. «Государственная школа» - научная историческая школа, возникшая на рубеже 40-х – 50-х гг. 19 в.

  4. «Задонщина» - воинская повесть 14 в., посвященная Куликовской битве.

  5. Идея о самовластьи человека – идея распространенная в России в 16 – 17 вв.

  6. Историко-сравнительный метод – метод, разработанный представителями «скептической школы»

  7. Исихазм – религиозно-мистическое учение византийского происхождения, распространенное на Руси в 14-15 вв.

  8. Историография – история исторической науки

  9. Исторические биографии – тип сочинения, появившийся в России в 16 в.

  10. Книжники – писатели в Древней Руси

  11. Летописи – тип исторического сочинения в 10 – нач. 18 вв.

  12. Никоновская летопись – летопись 1-й пол. 16 в.

  13. «Повесть временных лет» - первая русская летопись, сохранившаяся в списках

  14. Прагматизм – понимание истории, в основе которого лежит представление о причинной связи событий как следствии действий людей

  15. Провиденциализм – объяснение исторических событий волей божественного провидения

  16. Рационализм – объяснение исторических событий с позиций человеческого разума

  17. Сказания – тип исторического сочинения

  18. «Скептическая школа» - научная историческая школа, возникшая в кон. 20-х гг. 19 в.

  19. Список – один из вариантов исторического сочинения

  20. Степенная книга – сборник исторических биографий деятелей истории

  21. Столбец – форма летописи, распространенная в 17 в.

  22. Теория «Москва – третий Рим» - теория первой четверти 16 в.

  23. Теория о родословной московских князей – теория, распространенная в России в 16 в.

  24. Хронографы – тип исторического сочинения, появившийся в России в 15 в. 26. Эпистолярия – письменный тип исторического сочинения.




  1. Календарно-тематический план

Очная форма обучения

Факультет: Исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю:__ Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.

Форма обучения: __очная______

Курс____3,4__________



направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

050100 – Педагогическое образование

Историческая наука в первой трети 19 в.


31

6

8




17

Февраль -март

Историческая наука во второй трети 19 в.


25

6

9




10

март - апрель

Основные направления и тенденции развития русской историографии

в 1860 – 1910 гг.



25

6

9




10

май

Российская историческая наука в 19 – 20 вв.


21

6

8




7

сентябрь - окьтябрь

Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.

22

4

8




10

ноябрь - декабрь


Календарно-тематический план

Заочная форма обучения

Факультет: Исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю:__ Историческая наука в России в XIX - начале ХХI века.

Форма обучения: __заочная______

Курс____4,5__________



направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

050100 – Педагогическое образование

Историческая наука в первой трети 19 в.


28

1

2




25

июнь

Историческая наука во второй трети 19 в.


29

1

2




26

июнь

Основные направления и тенденции развития русской историографии

в 1860 – 1910 гг.



30

2

2




26

январь

Российская историческая наука в 19 – 20 вв.


29

1

2




26

январь

Основные этапы развития отечественной исторической науки на современном этапе.

28

1

2




25

январь



  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет: Исторический

Специальность/ направление: 050100 – Педагогическое образование

Курс ___4,5__





направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

050100 – Педагогическое образование

Деятельность Румянцевского кружка.

Контр. работа










*













Интерпретация исторического материала с нравственно-назидательных позиций.

Реферат










*

*










Разработка М.Т.Каченовским принципов источниковедческой критики, ее разделение на «низшую» и «высшую. Представления о «дикости славян», примитивности общественных отношений в Древней Руси, ее отставании в развитии от Запада и зависимости от европейского влияния

Коллоквиум













*

*







Расширение возможностей для свободного научного творчества. Публичные диспуты ученых.

коллоквиум
















*







Высокая оценка петровских преобразований. Значение научного творчества М.П.Погодина и его оценка в современной историографии.

реферат
















*

*




Роль славянофильства в оформлении либеральной концепции в русской историографии.

Реферат



















*




Роль Иловайского в работе исторических обществ и специализированной периодической печати («Московского обозрения», «Русского архива», «Русской старины».

коллоквиум



















*

*

Труды М.А.Дьяконова «Власть московских государей. Очерки по истории политических идей Древней Руси до конца 16 в.» (1889), «К истории крестьянского прикрепления» (1893),

«Очерки по истории сельского населения в Московском государстве (16-18 вв.)» (1898),



«Очерки общественного и государственного строя Древней Руси» и др.

Контр. Работа



















*

*

Историографические оценки работ С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.П.Павлова-Сильванского

Контр. Работа






















*

Обогащение отечественной историографии терминологией и опытом зарубежной историографии.


Коллоквиум






















*





  1. следующая страница >>