Программа курса Общая психология для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности логопедия (031800) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса для студентов исторического факультета Москва 2006... 4 1037.19kb.
Петровский А. В. Общая психология 17 7539.78kb.
Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Часть I. 1 523.53kb.
Программа дисциплины «Английский язык» 1 175.36kb.
Программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования»... 1 202.86kb.
Сборник задач для студентов 1 курса юридического факультета очной... 1 303.32kb.
Программа учебной дисциплины «Специальный курс по изучению аутентичных... 1 65.24kb.
Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение учебный предмет... 9 2633.91kb.
В специальность «государственное и муниципальное управление» 6 2805.83kb.
Учебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика... 10 5925.4kb.
В учебную часть физического факультета мгу 1 47.66kb.
3 класс 1 четверть «Песни, перешагнувшие через столетия» 9 часов 1 68.65kb.
- 4 1234.94kb.
Программа курса Общая психология для студентов озо факультета коррекционной педагогики - страница №1/3

Программа курса
Общая психология

для студентов ОЗО факультета коррекционной педагогики по специальности логопедия (031800)

Составитель: В.А. Савельев

Челябинск

2008

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования



ОПД

ОПД.Ф.00
ОПД.Ф.01




Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент


Психология
Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек-индивид-личность-индивидуальность-субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация.

Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности.

Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы.

Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, закономерности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания.

Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер.

Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.




1930

1550
250




Пояснительная записка
Настоящий курс направлен на формирование общей психологической культуры будущего учителя в сфере коррекционного образования, на формирование умений и навыков сбора и анализа психологической информации и ее применения в практической деятельности, самопознание и развитие навыков психологической самодиагностики и саморегуляции.

В учебном процессе особое внимание уделяется общей психологии как фундаментальной академической дисциплине не только базового психологического образования, но практической психологии как инструмента будущей профессиональной деятельности.

В результате освоения учебного курса студент должен:


  • иметь представление о структуре психологического знания;

  • понимать природу психики;

  • знать основные психические функции и их физиологические механизмы;

  • понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

  • уметь дать психологическую характеристику личности (темперамента, характерологических особенностей, способностей);

  • понимать особенности психического состояния и поведения человека;

  • знать психологические особенности коммуникативных процессов производить интерпретацию собственного психического состояния;

  • владеть приемами психической саморегуляции;

Данный учебный курс обеспечивает будущим социальным работникам базовые знания основ психологической науки, необходимых для адекватного восприятия последующих курсов их психологической и социальной подготовки.



Учебно-тематический план


п/п


Наименование тем


Кол-во часов







Всего

Лекции

Семинары

Самост. работа

1

Психология и ее место в системе наук


6

2

1

2

2

Психика как предмет исследования

4

2




2

3

Сознание. Самосознание. Бессознательное

4

2




2

4

Личность и вопросы ее развития

4

2




2

5

Психологическая теория деятельности

6

2

1

2

6

Представление о познавательных процессах

4

1




2

7

Ощущение и восприятие

2







2

8

Внимание

2







2

9

Мышление и интеллект

3







3

10

Речь. Теории становления речи

3







3

11

Эмоционально-волевая сфера личности

4

1




2

12

Темперамент и характер

3







3

13

Задатки и способности

3







3

14

Общение

4







4

15

Человек как субъект

4




2

2

Итого:

56

12

4

36

Содержание курса «Психология»
План лекционных занятий


  1. Психология и ее место в системе наук (2ч.)




  1. Структура современной психологии и ее связь с другими науками

Становление психологии как науки. Естественнонаучные и гуманитарные основы психологии. Классические психологические школы. Направления исследований в современной психологии и структура современного психологического знания.


  1. Предмет, задачи психологии

История становления современного предмета психологии. Различные трактовки психического. Влияние гуманитарной и естественнонаучной картин мира на становление и развитие предмета и задач современной психологии. Прогнозируемость психических явлений.


  1. Методы психологии

Методология и методы современной психологии. Классификация методов психологического исследования.
Литература:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

  2. Багадирова С.К. Психология: экспресс-справочник (учебное пособие). – Майкоп: редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета. - 2004.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (Курс лекций): Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

  5. Годфруа Ж. Что такое психология? – Т.1. - М., 1992.

  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

  7. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

  8. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн., Кн.1. – М., 1999.

  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.


  1. Психика как предмет исследования (2ч.)




    1. Понятие психического и проблема человека в психологии

Трансформация знания о психическом. Научное исследование и осмысление психики. Психика человека и животных. Анализ концепций происхождения психики.

    1. Структура психики

Психические процессы, состояния, явления. Отражение и регулирование как основные функции психики. Сознательное и бессознательное в структуре психики.
Литература:


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (Курс лекций): Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1989.

  3. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. – М., 1958.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1958.

  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

  7. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн., Кн.1. – М., 1999.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

  10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1976.


  1. Сознание. Самосознание. Бессознательное. (2ч.)




    1. Сознание как философско-психологическое понятие

Значение понятия «сознание» для психологической теории. Основные подходы к пониманию сознания.

    1. Сознание и психика

Психо-физиологические основы сознания. Сознание в структуре психики. Функции сознания.

    1. Самосознание

Самосознание и психическое развитие человека. Развитие самосознания в онтогенезе.

    1. Бессознательное

Сущность бессознательного. Единство сознания и бессознательного. Роль и функции бессознательного.
Литература:


  1. Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного». – М.: Медицина, 1968.

  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – Гл. 4, §4.1.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1958.

  4. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн., Кн.1. – М., 1999.

  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

  6. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.. 1989.



  1. Личность и вопросы ее развития (2ч.)




    1. Понятие личности

Становление понятия «личность». Значение понятия личности в системе психологического знания. Соотношение понятий человек-индивид-личность-индивидуальность-субъект.

    1. Теории личности

Бихевиоризм, психоанализ, теория черт, когнитивная школа, гуманистическое направление, экзистенциализм о сущности личности и ее развитии.

    1. Направленность как основа личности

Структура личности. Содержание направленности: убеждения, мировоззрение, идеалы, влечения, желания, интересы, склонности. Мотивация личности.

    1. Развитие личности и проблемы в развитии

Содержание развития личности. Развитие и саморазвитие личности. Биологические и социальные условия, сдерживающие развитие личности и нарушающие его.
Литература:


  1. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

  3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

  4. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – с. 119-130 (К.К. Платонов), с. 48-54 (Б.Г. Ананьев), 223-230 (Асмолов А.Г.).

  5. Психология личности: Тексты / Под ред. В.К. Вилльнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982.

  6. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 1998.



  1. Психологическая теория деятельности (2ч.)




    1. Деятельностный подход

Понятие деятельности в философии и психологии. История формирования деятельностного подхода.

    1. Деятельность и активность

Активность и ее виды. Целеполагание как основа деятельности. Деятельность и преобразование.

    1. Деятельность и психическое развитие человека

Виды деятельности. Этапы освоения деятельности. Деятельностные основания развития психики человека.
Литература:

  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979

  2. А.Н. Леонтьев и современная психология. / Под ред. А.В. Запорожца и др. - М.: МГУ, 1983.

  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

  4. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по психологии А. В. Петровского. - М., 1987.

  5. Морозов С.М. Психологическая теория деятельности. История и перспективы. Курс лекций. – М.: Изд-во МГППУ, 2007.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.




  1. Представление о познавательных процессах (2ч.)




  1. Познавательные процессы в структуре психики

Познавательные процессы как высшие психические функции: преднамеренность, осознанность и опосредованность как важнейшие характеристики высших психических функций. Познавательные процессы как система. Виды познавательных процессов и их характеристика.

  1. Значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека

Познание как условие развития личности. Развитие познавательной сферы в онтогенезе. Биологические и социальные условия развития познавательной сферы.
Литература:

  1. Годфруа Ж. Что такое психология? – В 2-х т. – М., 2004.

  2. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

  3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.

  4. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.:Изд-во МГУ, 1975.

  5. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн., Кн.1. – М., 1999.

  6. Общая психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского; Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – М.; СПб., 2005.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

  8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ под ред. Л.А . Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.



7. Эмоционально-волевая сфера личности (2ч.)


  1. Эмоции

Базальные эмоции и их сущность. Социальные эмоции и их выражение. Эмоциональные состояния. Функции эмоций. Эмоциональная регуляция.

  1. Воля

Воля как психологическое понятие. Проявление воли. Волевые действия.

  1. Становление личности

Волевое решение – волевое действие. Волевые свойства личности. Нарушения эмоционально-волевой сферы личности.
Литература:


  1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. Гл. 5-6, 8-9. –М., 1992.

  2. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. С. 313-332, 351-354.

  3. Выготский Л.С.Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – с. 819-827

  4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 1999.

  5. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004. – гл. 5.



План семинарских занятий


Психология и ее место в системе наук (2ч.)


      1. Современная психология как научное знание

- сопоставление психологии и других гуманитарных и естественных наук

- ненаучная психология и ее роль в современном мире

- «психологизация» различных отраслей современной профессиональной деятельности

- структура современной научной психологии





      1. Возможности и ограничения современной психологии

- методы психологии и их классификация

- уход от естественно-научной парадигмы и методы психологии постмодернизма (нарративные (повествовательные), герменевтические и деконструктивные подходы)


Литература для подготовки:


  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. –М.: Ин-т практ. Психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 1996.

  2. Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии. N 4. 1997. С. 86 — 96.

  3. Давыдов В. В. Исчерпала ли себя естественнонаучная парадигма в психологии? // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 127 — 128.

  4. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., Интрада, 2001.

  5. Козлов В. Трансперсональная парадигма психологии // http://www.sex.ru/fun/vistavki/st9.asp

  6. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал - №1. – 2006. – С. 21-32.

  7. Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. - Томск: Томский государственный университет, 2004 // http://psy.tsu.ru/problems_psy.php

  8. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21.

  9. Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? - Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2005.

  10. Собчик Л.Н. "Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога" Московский психологический журнал. №3 // http://psy.tsu.ru/data/pdf/1_01.pdf

  11. Чуприкова НИ. Какой должна быть сегодня научная психология? // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 126 — 127.

  12. Юревич А.В. Интеграция психологии: утопия или реальность? // Вопр. психол. 2005. № 3. С 16-28.

  13. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии. // Вопр. психол. 2001. № 5. С. 3-18.


Психологическая теория деятельности (2ч.)


  1. Критика деятельностного подхода в современной психологии.

Основы теории деятельностного подхода. Критика теоретической базы деятельностного подхода. Феноменология и деятельностный подход. Современная практическая психология и деятельностный подход.

  1. Развитие деятельностного подхода в современной западной психологии.



Литература для подготовки:


  1. Бэкхёрст Д. К вопросу об эволюции теории деятельности // Журнал: Культурно-историческая психология. - №4. – 2006.

  2. Виноградова Е.М., Корепанова И.А . Концепция И. Энгестрёма — вариант прочтения теории деятельности А.Н. Леонтьева // Культурно-историческая психология - №4 – 2006.

  3. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256с.

  4. Леонтьев А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. - М.: Изд-во «Смысл», 2006.

  5. Морозов С.М. Психологическая теория деятельности. История и перспективы. Курс лекций. – М.: Изд-во МГППУ, 2007.



Человек как субъект (2ч)


  1. Соотношение понятий личность и субъект в психологии

Философско-психологические основания введения понятия субъект (экзистенциализм, гуманистическая психология, категория «субъект» в трудах С.Л. Рубинштейна). Два подхода к соотношению понятий субъект и личность в отечественной психологии: личность как высший уровень развития субъекта (Л.И. Анцыферова, В.В. Давыдов и др.) и субъект как высший уровень развития личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.).


  1. Характеристика человека как субъекта деятельности

Активность как характеристика субъекта, внешняя и внутренняя активность, сознательные и бессознательные формы активности в становлении субъекта, становление субъекта в различных видах деятельности, проблема неадаптивной активности.
Литература для подготовки:


  1. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва-Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С. 5-23.

  2. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): Учебное пособие / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

  3. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал, 2003, том 24. - №2. – С. 95-106.

  4. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002.

  5. Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 368с. (С. 6-31 изучение субъекта в психологии и философии, критерии субъекта; с. 38-50 рубинштейновская категория субъекта, о его активности; с. 310-327 свойства субъекта и его развитие).

  6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

  7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независ. фирма «Класс», 1999.

Самостоятельная работа





Тема

Виды самостоятельной работы студентов

следующая страница >>