Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200. 68 «Социология» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 186.69kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 313.48kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 2 641.75kb.
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... 3 958.44kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 367.38kb.
Итогового междисциплинарного экзамена 1 89.04kb.
Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена... 4 1462.62kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 3 763.92kb.
Программа дисциплины "Культуры потребления" 1 265.19kb.
Реферат по проблеме исследования и сдает вступительные испытания... 1 167.48kb.
, 2001. 528 с. В «Неизвестной истории человечества» 13 5534.28kb.
- 4 1234.94kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200. 68 «Социология» - страница №3/4

Тема 8. Поведение потребителей и факторы, влияющие на него.


Особенности маркетингового подхода к изучению потребительского поведения. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни. Референтные группы.

Психологические механизмы покупки. Использование методов психографии для изучения поведения потребителей. Проблемы измерения переменных в маркетинговых исследованиях.



Основная литература:

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. (1999). Поведение потребителей. С-Пб., «Питер». Стр. 38-44, 327-351.



Дополнительная литература:

Davies J., Foxall G., Pallister J. Beyond the intention–behaviour mythology. An integrated model of recycling. Marketing Theory, 2002, Vol. 2, p. 29-113.

Fish David D. Untangling psychographics and lifestyle. A psychologist’s view of consumers. // Quirk's Marketing Research Review (www.quirks.com). November, 2000

Lawson R., Todd S. Consumer lifestyles: a social stratification perspective. Marketing Theory, , 2002, Vol. 2, p. 295-307.

Алешина И.В. Поведение потребителей. М., Гранд, 1999. стр. 11-19, 29-146

Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. Психология потребителя в маркетинге (отрывок из книги) Маркетинг-журнал 4р. 12.08.2002. http://www.4p.ru/index.php?page=1796&tmpl=print

Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей. Введение в психографику. С-Пб., Питер, 2001.

Голубков Е.П. Измерения в маркетинговых исследованиях. Маркетинг в России и за рубежом № 6/2000. http://www.cfin.ru/press/marketing/2000-6/index.shtml

Голубков Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №5

Каменев Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. М., ВЗФИ, 2005. Гл. 7.2. Типы шкал в маркетинговых исследованиях. Стр. 244-249.

Тамберг В., Бадьин А. Классификация мотивов потребителя. http://www.newbranding.ru/article19.html

Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. С-Пб., Питер, 2001. стр. 175-294.

Репьев А.П.. Маркетинговое мышление или клиентомания. М.: «Эксмо», 2006 г.

Тема 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара.


Классификация рынков и видов рыночного спроса. Оценка и прогнозирование спроса. Рынок и его сегменты. Необходимость сегментирования. Требования для эффективности сегментации. Критерии сегментации. Группировка потребителей. Выбор целевых сегментов. Методы сегментации.

Основные этапы позиционирования. Позиционирование на сегментах. Стратегии позиционирования. Направления позиционирования.



Основная литература:

Каменев Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. М., ВЗФИ, 2005. Гл. 8.1. Анализ сегментов рынка, Гл. 8.2. Исследования рынка. Стр. 292-370.

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. (1999). Поведение потребителей. С-П.., «Питер». Стр. 65-92. Стр. 580-667.

Дополнительная литература:

Багиев Г.Л., Алексеев А.А .Основы проведения маркетинговых исследований. http://marketing.spb.ru/read/m1/index.htm?printversion

Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова. Маркетинг-статистика. 2.6. Сегментация рынка и диагностика конкурентной среды в системе маркетинга. http://marketing.spb.ru/read/m9/15.htm?printversion

Голубков Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации. Маркетинг в России и за рубежом № 2 /2001. http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-2/index.shtml

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е изд. — М.: Финпресс, 2000.

Громова Е. Герасимова М. Пять ступеней позиционирования (5LP). // Маркетинг PRO, 2006, № 7-8. № 9

Дадакова Е.В., Драганчук Л.С. Использование кластерного метода в сегментном анализе рынка. // Маркетинг в России и за рубежом № 4 2005..

Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии.. Глава 4. Сегментация рынка и позиционирование на нём. http://marketing.spb.ru/read/m16/index.htm

Махмутова Г.С., Махмутов И.И.Анализ и классификация методов сегментации рынка. // Маркетинг в России и за рубежом № 1 2005.

Нифаева О.В. Практические аспекты позиционирования товара. // Маркетинг в России и за рубежом № 6 2005.

Паршин А.А. Методы и принципы сегментного анализа в маркетинге. http://marketing.spb.ru/read/article/a54.htm

Попов Е.В. Сегментация рынка. http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-2/03.shtml

Резниченко Б.А. Практика сегментирования. // Маркетинг в России и за рубежом № 6 2003.

Смольникова О.Л. Методы определения объема рынка. Рыночная доля компании. // Маркетинг в России и за рубежом № 5 2005.

Федоров Д. Построение карты восприятия как эффективный инструмент выбора рыночной позиции продукта. // Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2003

Тема 10. Реклама как социальный институт и форма коммуникации.


Экономическая, маркетинговая и социокультурная функции рекламы. Два подхода к анализу рекламы: маркетинговый и философский. Реклама и ее роль в процессе глобализации. Реклама как форма идеологии. Символическое значение рекламного сообщения. Реклама и конструирование социальной реальности.. Семиотический аспект рекламного сообщения... Реклама как коммуникативный акт. Структура рекламной коммуникации, адресант и адресат.

Основная литература:

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. С. 177-218.

Медведева Е. Основы рекламоведения. М.: РИП-холдинг, 2003. С. 9-24.

Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против. М.: Прогресс, 1975. С. 193–231.



Дополнительная литература:

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М. – СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

Аронсон О. Рассеянное желание // Художественный журнал. № 24. или http://www.guelman.ru/xz/362/xx24/x2404.htm

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Немецкий культурный центр имени Гете, «Медиум», 1996. С. 17–60.

Валерстайн И. Конец знакомого мира. М.: Логос, 2004. С. 13–29; 162–187.

Тема 11. Коммуникативная, фатическая и конативная функции рекламы.


Семантика сообщения. Расширение семантической структуры и формирование современного рекламного сообщения.. Особенности организации рекламной информации. Визуальный ряд рекламного сообщения. Эффективность рекламного текста.

Формы обращения к целевой аудитории. Использование пресуппозиций, метафор в тексте рекламного сообщения. Приемы убеждающей аргументации. Рекламные стандарты.

Реклама как инструмент формирования стилей жизни. Гендерный аспект рекламы. «Социальные архетипы» в рекламе. Эротика в рекламе. Семейные ценности в рекламе.
Основная литература:

Александров Ф. Хроники российской рекламы. М.: Гелла-Принт, 2003. С. 23-30.

Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст. Задачник копирайтера. М.: ОГИ, 2003. С.106-123.

Ильин В. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1998. Гл. 7.

Медведева Е. Рекламная коммуникация. М.: Едиториал УРСС, 2004 г. С.

Морозова И. Слагая слоганы. М.: РИП-Холдинг, 2003. С.14-46 (Маркетинговая ценность слогана); С.46-85 (Художественная ценность слогана).

Эко У. Дискретное видение (семиология визуальных сообщений). Некоторые пояснения: реклама // Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 176–203.

Дополнительная литература:

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975.

Бекбедер Ф. 99 франков. М.: Иностранка, 2005 г.

Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст. Задачник копирайтера. М.: ОГИ, 2003. С.72-89.

Бове К.Л., Аренс У. Современная реклама. Тольятти: Изд. Дом Довгань, 1995. С. 19-25.

Грызунов. О. Стереотипы зрительского восприятия в рекламной коммуникации // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. № 4. 2003 или http://www.advertology.ru/laboratoriy/frem_arxiv.htm

Джулер А. Дж., Бонни А. Дрюниани. Креативные стратегии в рекламе. СПб.: Питер, 2003. С. 145–246 (Создание печатной рекламы. Разработка рекламы для радио. Работа на телевидении).

Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социальные мозаики Элвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. N 2.

Левинсон А. Женщина как элемент метафоры // Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы. НЛО. № 22. С. 101–129.

Лотман Ю.М.. Структура поэтического текста.

Медведева Е. Основы рекламоведения. М.: РИП-холдинг, 2003. С. 91–109.

Морозова И. Рекламный креатив: в поисках ненавязчивой идеи. М.: Гелла-принт, 2003.

Морозова И. Рекламный сталкер. Семиотический анализ рекламы. М.: Гелла–Принт, 2002.

Реклама, потребление и стили жизни студентов (отчет об учебном исследовании студентов Санкт-Петербургского государственного университета, факультет социологии, совместно с факультетом социологии Билефельдского университета) // http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/ui_1999/

Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М.: Изд-во Гребенникова, 2000.

Сивулка. Дж. Мыло, секс и сигареты. СПб.: Питер, 2003. С. 194–235 (Роль рекламы в формировании стилей жизни); 464–469 (Секс и символизм); 475–482 (Новая сила женщины).

Ушакин С. Видимость мужественности. Знамя. 1999. http://magazines.russ.ru/znamia/1999/2/ushakin.html

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Питер, 2004.


Тема 12. Понятие малого предпринимательства. Типологии предпринимательства. Этапы развития МП в Российской Федерации


Малое предпринимательство – сущность, экономические и социальные функции. Типы малых предприятий. Мифы о малом предпринимательстве.

Инновационное и имитационное предпринимательство: предприниматели и бизнесмены. Самозанятость – предпринимательство или нет? Внутрифирменное предпринимательство, или интрапренерство. Малое предприятие и малый бизнес: единство и различия понятий.

Этапы и основные проблемы развития малого предпринимательства в России.
Основная литература:

Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001, гл. 1, 4, 5.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006, лекция 1.
Дополнительная литература:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004, гл. 1.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000, гл. 1, 2, 7.

Тема 13. Финансовые технологии в малом предпринимательстве


Финансовые рынки и основные источники финансирования малых предприятий. Коммерческий кредит. «Любовный» капитал. Особенности кредитного финансирования малых предприятий. Лизинг оборудования как форма внешнего финансирования малых предприятий. Микрофинансирование в России – формы организации и инструменты. Франчайзинг как форма тиражирования успешного бизнеса. Неформальный рынок кредитных ресурсов и его роль в институционализации теневых практик хозяйствования.
Основная литература:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. - М.: Новое изд-во, 2004, с. 105-112.

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. Дом ГУ - ВШЭ, 2005, с.270-283.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006, лекция 7.


Дополнительная литература:

Авилова A.В., Бухвальд Е.M., Обыденнова T.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Горшков M., Чепуренко A., Шереги Ф. – М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998, с. 101-183.

Неформальный сектор в российской экономике / ИСАРП. – М.: ИСАРП, 1998. – 208 с. (см. ридер)

Предпринимательство: Учебн. для вузов / Под ред. Ф.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002, гл. 16.2, 18, 19.

Радаев В.В. Контроль над трудовым процессом: стратегии управляющих // Рос. Экономич. журнал, 1995, № 7, с. 62-69.

Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. - М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002, с. 106-165, 320-344. (http//:www.rcsme.ru/library)

Тамбовцев В. Теоретические вопросы изучения неформального сектора // Предпринимательство в России, 1998, № 4, с.5-14 (см. ридер)

Тема 14. Административные барьеры для развития предпринимательства и политика дебюрократизации

Понятие административных барьеров. Причины их возникновения. Последствия административных барьеров для развития (малого) предпринимательства: издержки бизнеса, коррупция и др. Практики строительства барьеров и мотивация акторов, заинтересованных в их воспроизводстве. Практики преодоления административных барьеров. Политика снижения административных барьеров: «дебюрократизация».



Литература основная:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 3, 4.

Организация предпринимательской деятельности: Учебн. пособие / Под ред. А.С. Пелиха. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, гл. 16.3.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006, лекция 11.


Литература дополнительная:

Налогообложение малого предпринимательства (законодательная и правоприменительная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса). М. : Бизнес-Тезаурус, 2002.



Российское обозрение малых и средних предприятий 2001 / Ресурсный центр малого предпринимательства, М., 2002, с. 147-166.

Примерные вопросы письменной работы по 1 части.


  1. Общие предпосылки моделирования рынка в неклассической экономической теории и экономической социологии.

  2. Специфика экономико-социологического подхода к анализу рынков.

  3. Рыночный обмен, перераспределение и реципрокность как три исторические формы интеграции хозяйства.

  4. Государственное и социальное регулирование рынка: сходства и различия.

  5. Специфика экологического и сетевого подходов к анализу рынков.

  6. Специфика неоинституционального и социокультурного подходов к анализу рынков.

  7. Понятие рыночной культуры и ее составляющие элементы.

  8. Рынок как организационное поле, его структура и динамика.

  9. Специфика промежуточных структурных звеньев между фирмой и рынком.

  10. Слагающие эффективности деловых сетей.

  11. Формальные и неформальные элементы прав собственности.

  12. Управленческие схемы как формы интеграции фирм и бизнесов.

  13. Публичные и частные формы поддержания обмена между участниками рынка.

  14. Принципиальные различия между формальными и неформальными правилами.

  15. Основные источники и противоречия возникновения новых хозяйственных правил.

  16. Факторы и ограничения успешного импорта хозяйственных институтов.

  17. Основные элементы механизмов формализации и деформализации правил.

  18. Влияние рынка на общественный сектор в России: «маркетизация» общественного сектора (что такое «маркетизация», в чем она выражается, примеры).

  19. Причины и последствия «маркетизации» общественного сектора.

  20. Рыночная деятельность субъектов общественного сектора и ее социально-экономические последствия: примеры в государственном управлении, в науке, в сфере правоохраны и др.

  21. Особенности маркетингового подхода к изучению потребительского поведения.

  22. Факторы, влияющие на поведение потребителей и их изучение в маркетинговых исследованиях.

  23. Использование методов психографии для изучения поведения потребителей.

  24. Требования для эффективности сегментации рынка. Критерии и методы сегментации. Выбор целевых сегментов.

  25. Стратегии позиционирования товара на рынке. Направления позиционирования.

  26. Функции рекламы как социального института.

  27. Коммуникативная, фатическая, конативная функции рекламы и их особенности.

  28. Реклама как форма коммуникации.

  29. Эффективность рекламного текста.

  30. Малое предпринимательство и малый бизнес – критерии отнесения, сущность и формы.

  31. Самозанятость и малое предпринимательство – общие черты и особенности.

  32. Основные этапы развития малого предпринимательства в постсоветской России.

  33. Основные проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов малыми фирмами

  34. Особенности кредитного финансирования малых предприятий

  35. Административные барьеры для развития малого предпринимательства: источники, формы, возможности преодоления.

Часть 2. Методы социологического исследования
Современные методы анализа социологических данных: общие методологические вопросы

Понятие модели, заложенной в методе анализа данных. Роль социолога при ее выборе. Примеры соответствующих ситуаций. Исторические аспекты развития методов анализа данных: роль Кондорсе и Кетле во внедрении статистических методов в социологию (от предложения Кондорсе установить «точные правила, согласно которым можно было бы с уверенностью выбрать между почти бесконечным числом возможных комбинаций, где бы были соблюдены общие принципы равенства и естественных прав» до непрерывных случайных величин и теории среднего человека у Кетле); причины возникновения анализа данных в середине XX века; его отличие от математической статистики; современные тенденции в развитии методов анализа данных (упор на поиск взаимодействий, тенденции к интеллектуальному анализу данных).


Основная литература

История буржуазной социологии XIX – начала XX века. М.: Наука, 1979. С.128-132

История теоретической социологии, т.1. М.: Наука, 1995. С. 215-226 (Кондорсе)

Типология и классификация в социологических исследованиях. / Отв. ред. Андреенков В.Г., Толстова Ю.Н. М.: Наука, 1982. С. 7-28. См. также Хрестоматию по классификации

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000. С. 56-57; 62-68; 92-93; 95-99; 165-167; 169-180; 183-187; 325
Дополнительная литература

Кетле А. Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей (фрагмент) // Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2004. С. 159-164. Цит. по: Кетле А. Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей. Т. 1,2. Киев: Типография И.И.Чоколова, 1911-1913

Ковалева М. С. Эмпирические социальные исследования в XIX веке // История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979. С. 116–142; о Кетле – с. 128-132, о мнении Лазарсфельда о Кетле – с. 132.

Ковалева М. С. Предыстория эмпирической социологии // История теоретической социологии. Т. 1. М.: Наука, 1995. С. 173–189.

Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2004. С.33-36 – А.Кетле – автор статистической «социальной физики». С. 75-78 – «Политическая арифметика».

Петти В. Политическая арифметика или рассуждения (фрагмент) // Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2004. С. 235-238. Цит. по: Петти В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэгиз, 1940.

Толстова Ю.Н. Статистика и социология: анализ взглядов русских ученых конца XIX – начала XX вв. сквозь призму современных дискуссий // Пути России: Проблемы социального познания. М.: МВШСиЭН, 2006. С. 94-111.

Толстова Ю.Н. «Дух» математики как основа научного социологического иследования // Математическое моделирование социальных процессов. Вып.7. М.: Макс Пресс, 2005. С. 6-27.

Толстова Ю. Н. Союз социологии и статистики: исторический аспект // Социология: 4М. 2001. № 13. С. 130–137.

Толстова Ю.Н., Мазина Е.Е. К истории контактов между социологией и математикой на примере России середины XVIII - начала XX веков // 4М, 2007, № 24. С. 28-59
Современные методы анализа данных: описательная статистика
Основные задачи описательной статистики. Разбиение диапазона изменения непрерывных признаков на интервалы. Определение числа интервалов на основе требования равномасштабности ошибок квантования и ошибок респондентов. Соответствующие модельные предположения. Общее представление об «оцифровке»: цели, модельные предположения. «Оцифровка» значений признака на основе предположений о нормальности его распределения в генеральной совокупности (метод последовательных интервалов). Общее представление о correspondence-анализе. Анализ соответствий как метод «оцифровки». Модельные предположения.

«Черно-белый» анализ связей Ростовцева. Его использование для разбиения диапазона изменения значений непрерывного признака на интервалы.

Проблема пропущенных значений. Цели и способы заполнения пропусков. Стоящие за ними модели.

Основные направления многомерного шкалирования: общая постановка задачи; матрица близостей, функция стресса; метрическое и неметрическое шкалирование; многомерное развертывание; индивидуальное многомерное шкалирование.



Основная литература

Адамов С.Ю. Система анализа нечисловой информации «САНИ» // Социология: 4М, 1991, №2. С. 86-104. Номер журнала имеется в электронном варианте.

Дидэ Э. И др. Методы анализа данных. М.: Финансы и статистика, 1985

Жамбю М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1988.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. Андреенков В.Г., Толстова Ю.Н. М.: Наука, 1987. С.67-84



Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. С. 75-79

Клишина Ю.Н. Применение анализа соответствий в обработке нечисловой информации // Социология: 4М, 1991, №2. С. 105-118. Номер журнала имеется в электронном варианте.

Орлов А.И. Асимптотика квантований и выбор числа градаций в социологических анкетах // Математические методы и модели в социологии. М.: ИСИ АН СССР, 1977. С. 42-55.

Ростовцев П.С. Черно-белый анализ связи переменных // Социология: 4М (методология, методы, математические модели). 1998, №10. С. 73-96. Номер журнала имеется в электронном варианте.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000. С. 141-153, 253-256.

Толстова Ю.Н. Основы многомерного шкалирования. М.: КДУ, 2006

Дополнительная литература

Benzecri J.P. Lanalyse de donnees. Tome 2. Lanalyse de correspondences. Dunode, 1973.

Clausen S.-E. Applied correspondence analysis. An introduction. Sage university paper series on quantitative applications in the social sciences, 07-121. Newbury park, CA: Sage, 1998.
Современные методы анализа данных: изучение многомерных связей, причинный анализ, анализ таблиц сопряженности
Понятие многомерной связи. Измерение многомерных связей между числовыми переменными: коэффициент множественной корреляции (детерминации), частный коэффициент корреляции, канонический коэффициент корреляции. Выражение этих коэффициентов через коэффициенты парной корреляции (и через это выражение – понимание содержательного смысла коэффициента). Принципы и правила построения структурных моделей. Ложная корреляция.

Простейшая модель путевого анализа (схема черного ящика). Модельные предположения. Основная теорема путевого анализа. Поиск путевых коэффициентов, их связь с коэффициентами множественной корреляции. Прямое и косвенное влияние одной переменной на другую.

Анализ фрагментов таблиц сопряженности: разложение критерия Хи-квадрат, принципы разбиения заданной таблицы сопряженности на 4-хклеточные подтаблицы, цели такого разбиения. Алгоритмы типа AID.
Основная литература

Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистического анализа. М.: Финансы и статистика, 1982. С.77-84; 93-96; 100-104.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. Андреенков В.Г., Толстова Ю.Н. М.: Наука, 1987. С. 42-53



Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

Ридер по причинному анализу



Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 215-216; 527-528.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000. С. 244-253; 256-273.
Дополнительная литература

Бестужев-Лада И. В. , Варыгин В. Н. , Малахов В. А. Моделирование в социальных исследованиях. М. : Наука, 1978.

Богомолова Е.А., Наумова Н.Ф. Структурные модели как инструмент обобщения и интерпретации социальной информации на выходе системы моделирования // Неформализованные элементы системы моделирования. М.: ВНИИСИ, 1980.

Бородкин Ф.М. Об одной схеме причинного анализа // Математика и социология. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1970

Волд Г. Путевые модели с латентными переменными: подход NIPALS // Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М.: Мир, 1977. С. 241-281.

Елисеева И. И. Статистические методы измерения связей. Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 97-108 - Структурные модели. Путевой анализ.

Елисеева И. И. , Рукавишников В. О. Логика прикладного статистического анализа. М.: Финансы и статистика, 1982. С. 72-149 (Структурные и причинные модели).

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб: Сенсор, 2000, с. 7-14, 178-192, 213-220

Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М.: Наука, 1989. С.61-94 - Выбор стратегии анализа взаимосвязи признаков



Осипов Г. В. , Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М. : Наука, 1977.

Рукавишников В.О. Информационный подход к причинному анализу // Модели социально-экономических процессов и социальное планирование. М., 1979.

Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979. С. 267-282 (Модели для анализа структуры причинных связей).



Суппес П. Вероятностный анализ причинности // Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М.: Мир, 1977. С. 50-75.

Таганов И.Н. Информационные меры причинного влияния // Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М.: Мир, 1977. С. 124-134.

Татарова Г. Г. Структура многомерной случайной величины и проблема взаимосвязи признаков // Социологические исследования, 1986. N3. С. 142-148.

Трофимов В.П. Измерение взаимосвязей социально-экономических явлений. М.: Статистика. 1975. С. 15-29 (Соотношение причинной и корреляционной связи).

Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. М. : Финансы и статистика, 1981.

Blalock H. M. Causal Inferences in Nonexperimental Research, Chapel Hill: university of North Carolina Press, 1964, с. 3-60, 95-96, 172-188

Blalock H. M. Causal models in the Social Sciences, 1970

Blalock H. M. Theory construction. From verbal to mathematical formulation. Prentice hall, New Jersey, 1969, p. 1-30

Bollen, K.A. Structural equations with latent variables. – New York: John Wiley & Sons , 1989.

Duncan, O. D. Introduction to structural equation models. – New York: Academic Press, 1975.

Duncan, O. D. Path analysis: sociological examples// The America Journal of Sociology, vol. 72, no. 1. (Jul., 1966), pp.1-16.

Joereskog, K.G., Soerbom, D. Advances in factor analysis and structural equation models. – Cambridge, 1979.

Knoke D. A causal model for the political party preferences of american men // Amer. Soc. Review, 1972. P. 679-689

Spilerman S. Forecasting social events // Social indicator model, S.N.Y. 1975

Suppes P. Probabylistic Theory of Causality. Amsterdam: North-Holl P/ Co.,1970

Sage University Paper series on Quantitative applications in the social sciences;Beverly Hills: SAGE Publications, (“зеленая” серия). Следующие тома посвящены причинному анализу:

3. Asher H. Causal modeling, 1976,1980

34. Long. Covariance Structure Models, 1983

37. Berry W.D. Nonrecursive Causal Models, 1984

55. Davis. The Logic of causal Order

74. Brown, M. Experimental design and analysis, 1990

105.Finkel. Causal analysis of panel data, 1995

114. Jaccard J., Wan C.K. LISREL Approaches to Interaction Effects in Multiple regression

135. Jaccard J. Interaction effects in logistic regression, 2001



Современные методы анализа данных: многомерная классификация
Общее представление о задачах распознавания образов. Признаковое пространство. Геометрическое представление объектов. Виды задач распознавания образов. Понятие автоматической классификации объектов (кластерного анализа).

Смысл терминов "классификация" и "типология". Их роль при решении социологических задач построения типологии объектов. Выбор основных элементов алгоритма классификации как основа обеспечения превращения классификации в типологию.

Евклидово расстояние. Примеры задач, содержанию которых оно отвечает. Примеры задач, содержанию которых не отвечает евклидово расстояние. Расстояние, использующее коэффициент корреляции. Примеры задач, содержанию которых эти расстояния отвечают.

Типы алгоритмов многомерной классификации: иерархические и неиерархические, параллельные.

Роль функции расстояния между классами при реализации алгоритмов классификации. Ее виды.

Выбор формы искомых классов при использовании методов классификации. Гипотезы о расположении объектов в признаковом пространстве: гипотеза компактности (алгоритмы ФОРЭЛЬ, K-means); гипотеза связности (алгоритм CLUSTER)


Основная литература

Бююль А., Цёфель П. SPSS, версия 10.Diasoft, 2002. С. 399; 403-404.

Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

Распознавание образов в социальных исследованиях / Отв. ред. Заславская Т.И., Загоруйко Н.Г. Новосибирск: ИЭиОПП, 1967.



Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Новосибирск, 2000.

Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979. С. 195-211. См. Хрестоматию по классификации

Типология и классификация в социологических исследованиях. / Отв. ред. Андреенков В.Г., Толстова Ю.Н. М.: Наука, 1982. С. 29-39; 143-146; 148-150;187; 194-198; 202-206

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000. С. 256-269.

Хрестоматия по методам многомерной классификации. М.:ГУ-ВШЭ, 2005


Дополнительная литература

Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы для экономистов и менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 241-244

Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М.: Наука, 1989. С.12-16



Осипов Г. В. , Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. м. : Наука, 1977. С.7-15, 9-11

Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986.

Сокал Р. Р. Кластер-анализ и классификация: предпосылки и основные направления // Классификация и кластер. М. : Мир, 1980. С. 7-19.

Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике. М.: Юнити, 1999. С. 468-470

Татарова Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Изд.дом «Высшее образование и наука, 2007.

Aldenderfer M., Blashfield R. Cluster analysis. Sage university paper series on quantitative applications in the social sciences, 07-44. Newbury park, CA: Sage, 1984. См. Хрестоматию по классификации
Выборочный метод в социологии

Основные принципы проектирования выборки в социологических исследованиях. Влияние дизайна выборки на точность получаемых результатов. Стандартные методы вероятностного отбора: простой случайный отбор, систематический отбор, стратифицированный отбор, многоступенчатый отбор. Теоретическое обоснование перечисленных методов. Особенности практики их использования в реальных исследованиях. Построение статистических оценок. Основные принципы проектирования выборки.


Основная литература

Кокрен У. Методы выборочного исследования. Москва, "Статистика ", 1976.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии/ Перевод с немецкого - М.: АВА-ЭСТРА. 1993

Kalton G. Introduction to survey sampling. Series: Quantitative Applications in the Social Sciences, The University of Michigan, SAGE UNIVERSITY PAPERS
Дополнительная литература

Kish L. Survey Sampling. John Wiley and Sons, Inc., New York, 1965. The International Professional Publishers Newbury Park, London, New Delhi, 1983.

Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях / Перевод с английского - М.: Статистика. 1965.

Козеренко Е Проектирование территориальной выборки для регулярных обследований населения Субъекта Российской федерации. Диссертация на соискание научной степени кандидата социологических наук. 1999.

Heeringa S.G. Connor J.H., Darrah D.C. 1980 SRC NATIONAL SAMPLE. Design and Development. Institute for Social Research, The University of Michigan, 1986.
Фокус-группы как метод социологических и маркетинговых исследований

Соотношение количественных и качественных методов в социологии. Основные сравнительные характеристики количественных и качественных методов.

Краткий обзор групповых качественных социально-психологических методов: фокус-группы, peer-группы, номинальные группы, десантные группы, брэйнсторминг, синектические группы, дельфи-группы, группы конфликта, группы "обсуждение без лидера", адаптационные группы, креативные группы. Вербальные и невербальные проективные техники в групповых качественных социально-психологических методах.

Фокус-группы: история возникновения и применения метода. Определение понятий: "фокус-группа", "фокусированное интервью в группе", групповая дискуссия", "глубинное групповое интервью".

Место метода фокус-группы в системе социологических, маркетинговых, политологических исследований. Фокус-группы и наблюдение. Фокус-группы и индивидуальные глубинные интервью. Фокус-группы и количественные опросы. Фокус-группы и контент-анализ.
Основная литература

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 5-67.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 4-21.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М. 2003. С.10-38

Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 1-39.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.

Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 5-38.

Patton M.Q. Qualitative Evaluation and Research Methods. Sage, London, P.7-35.
Дополнительная литература

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о “качественной социологии”// Социологический журнал, 1994, N 2, С. 28-42.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 7-20.

Кононенко Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение количественных и качественных подходов// Маркетинг в России и за рубежом, 1998, N 2.

Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.

Методы сбора информации в социологических исследованиях// Отв. ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Кн. 2., М., 1990.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Фоломеева Т.В., Цехоня О.С. Проективные тесты в исследовании потребительского поведения// Вестник Мгу, Серия 14. Психология, 1997, N 4, С.73-79.

Фоломеева Т.В., Бартенева О.М. Опыт применения проективной методики «психологический рисунок» в исследовании восприятия социальных объектов// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000, N 2. С. 27-39.

Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология 4М, 1991, N 1, с.14-31.

Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С. 16-28.

Lazarsfeld P. Qualitative Analysis: Historical and Critical Essays. Boston, Allyn and Bacon, 1972.

Neuman W.L. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches, Allyn and Bacon, 1994, P. 316-329.
Методологические и методические принципы организации фокус-групп

Понятие малой группы. Классификация малых групп. Основные направления изучения малых групп. Динамические процессы в группе.

Факторы влияния на групповую динамику. Внутриличностные переменные: демографические, физиологические и личностные характеристики участников фокус-группы. Межличностные переменные: сплоченность группы, групповая совместимость, групповой восприятие социальной власти. Экологические переменные (влияние окружающей среды): территориальность, личное пространство, организация пространства.

Определение размера фокус-групп.

Отбор участников фокус-групп. Принцип внутригрупповой гомогенности. Ограничения на участие в фокус-группах. Основные техники отбора респондентов: случайный отбор, метод «снежного кома», использование готовых списков, формирование специальных выборок.
Основная литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994, С. 163-230, 265-278.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М. 2003. С. 51-58, 79-88.

Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 75-98.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.

Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 41-48.

Shaw M.E. Group dynamics: The Psychology of Small Group Behavior (3rd ed.), N.Y. McGraw-Hill, 1981.

Дополнительная литература

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 75-95, 123-137.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 21-41.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 20-4, 45-51.

Донцов А.И. О понятии “группа” в социальной психологии// Вестник МГУ, Сер.14. Психология, 1997, N 4, С.17-25.

Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

Майерс Д. Социальная психология, Пер. с англ. М., 1997, С. 269-398.

Робер М.-А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе// Хрестоматия по социальной психологии, М., 1994, С.142-156.

Baron R., Kerr N., Miller N. Group Process, Group Decision, Group Action. Buckingbam, Open University Press, 1992.

Lift J. Groups Processes: An Introduction to Group Dynamics. 3e ed., Mayfield Publishing Company, 1984.

Napier R.W., Gershenfeld M.K. Groups: Theory and Experience, Houghton Mifflin Company, 1993.

Raiffa H. Decision Analysis: Introductory Lectures on Choices Under Undcertainty. MCGraw-Hill, Inc, 5e ed., 1976, P.188-239.
Организация фокус-групп

Планирование фокус-группы. Определение цели, объекта и предмета исследования. Определение числа фокус-групп. Выбор техники рекрутмента участников фокус-группы. Формализованные и неформализованные фокус-группы.

Подготовка топик-гайда. Выбор тем для обсуждения. Типология вопросов топик-гайда. Проективные методы на фокус-группе.

Выбор места и времени проведения фокус-группы. Обеспечение явки участников фокус-групп. Техническое обеспечение фокус-групп: видео- и аудиозапись, организация наблюдения за фокус-группой.


Основная литература

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 9-123, 137-144.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 37-46, 56-59.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М. 2003. С.68-79, 91-99, 101-195, 231-258.

Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 38-53.

Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P.39-74.



Дополнительная литература

Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М, 1995, N 5-6, С. 28-48.

Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью// Социологический журнал, 1994, N 3.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 44-61, 69-71.

Bradburn N.M., Sudman S. Improving Interview Method and Questionnaire Design. San Francisco, Jossey, 1979.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.

Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theorie and Practice. L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.
Методика проведения фокус-групп. Роль модератора в фокус-группе.

Личностные (социально-демографические, психологические и т.п.) и профессиональные требования к модератору. Типы модераторов. Стратегии поведения модератора на разных этапах работы фокус-группы. Возможные деструктивные элементы в работе модератора.

Этапы проведения фокус-группы. Подготовительный этап: проверка степени готовности к проведению фокус-группы, встреча участников фокус-группы, введение в беседу (знакомство, описание цели встречи). Основной этап: техника стимулирования процесса общения, методы активизации дискуссии, методы коррекции лидеров, методы фокусирования обсуждения, методы борьбы с молчанием, методы организации внутригруппового взаимодействия. Содержательные, организационные и этические аспекты завершающего этапа.
Обязательная литература

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 147-235.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 46-60.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М. 2003. С.44-51,

Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 100-126.

Lift J. Groups Processes: An Introduction to Group Dynamics. 3e ed., Mayfield Publishing Company, 1984, P. 113-125.

Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 53-64.
Дополнительная литература

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 61-73.

Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия// Социально-психологический климат коллектива, Под ред. Ю.М.Жукова, М., 1981, С. 41-75.

Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 1991.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.

Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theory and Practice. L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.


Анализ и представление результатов данных фокус-групп.

Методологические подходы к анализу данных качественных исследований. Валидность результатов фокус-групп.

Стратегии и методы обработки данных фокус-групп. Поэтапный анализ. Параллельный анализ. Вертикальный и горизонтальный методы анализа данных. Лингвистический анализ. Контент-анализ. Кодирование качественных данных.

Анализ видео- и аудиозаписи фокус-группы. Типология данных фокус-групп. Специфика анализа вербальных и невербальных данных.

Виды отчетов по результатам фокус-групп. Стенограммы фокус-групп. Устная презентация результатов. Письменный отчет. Структура письменного отчета. Адаптация языка письменного отчета к требованиям Заказчика.

Основная литература

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 236-250.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 60-69.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 74-102.

Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 126-184.

Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 64-70.



Дополнительная литература

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

Джэй Э. Эффективная презентация. Пер. с англ., Минск, 1996.

Методологические и методические проблемы контент-анализа, вып.1, 2. М.-Л., 1973.

Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология 4М, 1991, N 1, с.14-31.

Analyzing Qualitative Data. Ed. by A.Bryman, R.E.Burgess. London and New York, Routledge, 1993.

Ball M. Analyzing Visual Data, London, Sage, 1992.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.

Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theorie and Practice. L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.


<< предыдущая страница   следующая страница >>