Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 080200. 68 «Менеджмент» Часть 1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа государственного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент»... 1 415.24kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 313.48kb.
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... 3 958.44kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 2 641.75kb.
Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена... 4 1462.62kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 367.38kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200. 4 567.17kb.
Программа вступительного экзамена для поступления в магистратуру... 1 165.62kb.
Утверждена 3 688.06kb.
Итогового междисциплинарного экзамена 1 89.04kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности 2 391.93kb.
3 Маркетинговая стратегия – описание и обоснование выбора рынков... 18 4842.64kb.
- 4 1234.94kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 080200. - страница №1/1

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


(Финансовый университет)

ПРОГРАММА
итогового государственного междисциплинарного экзамена

по направлению 080200.68 «Менеджмент»
Часть 1

общепрофессиональная

Квалификация (степень)

МАГИСТР


Москва 2013
Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


(Финансовый университет)






УТВЕРЖДАЮ

Ректор


_______________ М.А. Эскиндаров

«____»__________ 2013 г.







ПРОГРАММА
итогового государственного междисциплинарного экзамена

по направлению 080200.68 «Менеджмент»
Часть 1

общепрофессиональная

Квалификация (степень)

МАГИСТР
Рекомендовано Методическим советом ООП ВПО

по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент»

Москва 2013


УДК

338.244.6(073)




403043

ББК

65 П78

П






П

«Программа государственного экзамена по направлению 080200.68 «Менеджмент». Часть 1. Общепрофессиональная. Квалификация (степень) магистр, под ред. проф. М.В.Мельник. – М.: Финансовый университет, 2013. – 19 с.

Программа государственного экзамена содержит требования к результатам освоения ООП ВПО по направлению 080200.68 «Менеджмент», содержание разделов программы, учебно-методическое и информационное обеспечение, а также уровень требований и критерии оценки.

Программа предназначена для студентов, завершающих обучение по основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 080200.68.


Учебное издание

Программа государственного экзамена ООП ВПО по направлению 080200.68 «Менеджмент»
Часть 1
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ


компьютерный набор, верстка




Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л.0.87 Изд. № – 2013. Тираж - экз.

Заказ № ______






©

Финансовый университет, 2013


оглавление

Введение 6

Общий раздел 7

Цель государственного итогового междисциплинарного экзамена 7

Процедура проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена 8

Критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена 10

Требования к результатам освоения ООП 12

Содержание общепрофессионального раздела 14

Учебно-методическое и информационное обеспечесние 19




Введение


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» (утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 года, № 636), государственный экзамен, как форма итоговой государственной аттестации, направлен на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Программа государственного экзамена ООП ВПО по направлению 080200 «Менеджмент» (степень – магистр) разработана в соответствии с ФГОС ВПО, а также Приказом Министерства образования Российской Федерации об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (№ 1155 от 25 марта 2003 г.)

Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 080200.68 «Менеджмент» - магистр менеджмента.

Подготовка и успешная сдача государственного междисциплинарного экзамена, наряду с защитой выпускной квалификационной работы, завершает процесс освоения магистром основной образовательной программы подготовки магистров менеджмента, разработаны на основании государственного образовательного стандарта (третьего поколения высшего профессионального образования).



Общий раздел

Цель государственного итогового междисциплинарного экзамена


Целью государственного итогового междисциплинарного экзамена является оценка теоретических знаний, практических навыков, умений и степени подготовленности выпускников профессиональной деятельности.

На итоговом междисциплинарном экзамене выпускник должен продемонстрировать глубокие знания теоретических основ методологии и практики управления хозяйствующими субъектами разных организационно-правовых форм.

Государственный итоговый междисциплинарный экзамен включает актуальные и практически значимые вопросы по управленческой экономике, проблемы организации и организационного поведения субъектов хозяйствования в рыночной экономике, знания методологии и методики разработки стратегии развития организации и стратегического анализа. На базе общепрофессиональных учебных дисциплин формируются экзаменационные билеты, в которые включаются и практические задания. Учитывая важность и значимость общепрофессиональных и специальных дисциплин, при формулировке вопросов в экзаменационных билетах возможны различные их варианты, включая постановку монодисциплинарных и междисциплинарных (комплексных вопросов). Проблемы общепрофессиональных и специальных дисциплин рассматриваются в контексте основных учебных дисциплин, непосредственно формирующих в ходе подготовки студентов магистратуры их навыки и компетенции, отвечающие требованиям, содержащимся в Государственном образовательной стандарте по направлению 080200.62. «Менеджмент».

В целях оказания помощи магистрам в подготовке к государственному итоговому междисциплинарному экзамену кафедрами проводятся обзорные лекции, в которых анализируются проблемные вопросы, возникшие в управлении субъектами хозяйствования разных уровней.



Процедура проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена


Государственный итоговый междисциплинарный экзамен является одним из важнейших этапов государственной итоговой аттестации выпускников Финансового университета.

К государственному итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные этой программой и представившие в установленный срок магистерскую диссертацию с отзывом научного руководителя и рецензента.

Для проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена приказом ректора Финансового университета образуется государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) и утверждается ее председатель.

Перед началом экзамена магистры-выпускники приглашаются в аудиторию, предназначенную для проведения экзамена, где председатель ГЭК знакомит экзаменующихся с членами ГЭК, дает общие рекомендации по подготовке ответов на вопросы. После этого студенты магистратуры покидают аудиторию и приглашаются в соответствии со списком очередности для сдачи экзамена. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме по заранее подготовленным билетам.

При подготовке ответов на вопросы билета студенты магистратуры могут делать краткие записи на представленных им листах бумаги со штампом Университета. Письменные записи делаются в произвольной форме (развернутый план ответов, схемы, позволяющие иллюстрировать ответ, статистические данные и т.д.). Записи, сделанные при подготовке к ответу, формируют план ответа на вопросы билета и помогают логично раскрыть их содержание. Вместе с тем они не являются полным ответом на поставленный вопрос.

Подготовившись к ответу, магистр-выпускник для сдачи экзамена выступает перед государственной экзаменационной комиссией. Экзаменующийся должен четко и ясно формулировать ответы, показать знания основных положений нормативных актов, регулирующих деятельность хозяйственных субъектов и управление ими. Особое внимание уделяется концептуальным и проблемным вопросам, характеризующим единство и различия в подходе к их решению различными научными школами и практикой конкретных организаций. Для ответа экзаменующемуся отводится примерно 30 минут.

После ответа экзаменующегося члены ГАК могут задать уточняющие, поясняющие и дополняющие вопросы, которые тесно связаны с основным содержание билета.

Результаты сдачи государственного итогового междисциплинарного экзамена обсуждаются государственной экзаменационной комиссией на закрытом заседании, на котором формируется общая оценка уровня теоретических и практических знаний выпускников, выделяются наиболее грамотные и компетентные ответы. Результаты сдачи экзамена определяются дифференцировано оценками «отлично», «хорошо», «Удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются председателем ГЭК в день сдачи экзамена после оформления протоколов работы государственной экзаменационной комиссии и проставления оценок каждому студенту-выпускнику в зачетной книжке. В случае устного заявления экзаменующегося о несогласии с выставленной ему оценкой с ним проводится собеседование в присутствии комиссии с целью разъяснения магистру-выпускнику оценки качества его ответов и обоснования итоговой оценки знаний.



Критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена


Критерии оценки знаний разработаны с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Члены государственной экзаменационной комиссии оценивают ответы на все вопросы (основные и дополнительные), исходя из степени раскрытия сути поставленных вопросов и глубины рассмотрения проблем, полноты анализа совершенствования действующей практики управления в России и за рубежом.

Оценки «отлично» заслуживают ответы, в которых полно и логично раскрываются причинно-следственные связи между политическими и эк4ономическими явлениями и событиями, демонстрируются глубокие знания теоретических вопросов, правовых и нормативных актов, регламентирующих процесс управления, излагается действующая практика, отмечаются слабые и сильные стороны развития различных методов управления и обосновываются пути их совершенствования. Экзаменующийся должен показать знания российской и зарубежной практики. В ответах на все вопросы соблюдаются требования литературной речи и по возможности используются новейшие информационные технологии.

Оценки «хорошо» заслуживают ответы, в которых раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно, но недостаточно полно. При ответе на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии экзаменующийся испытывает определенные трудности и формулирует их неточно. Однако при этом основные проблемы при ответах на поставленные вопросы раскрываются.

Оценки «удовлетворительно» заслуживают ответы, в которых неполно раскрываются основные вопросы билета или допускаются неточности в частных вопросах, показываются поверхностные знания вопроса, отсутствуют практические примеры. При ответе на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии экзаменующийся испытывает трудности, недостаточно свободно излагает материал, не использует информационные технологии.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживают ответы, в которых не соблюдается логичность и последовательность изложения материала, демонстрируются лишь поверхностные знания вопроса, нет достаточного количества отсылок на нормативные документы, экзаменующийся не отвечает на дополнительные вопросы или допускает при этом серьезные неточности.

Студент магистратуры, не сдавший государственный итоговый междисциплинарный экзамен, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний – защите выпускной квалификационной работы.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через 3 месяца и не более, чем через 5 лет после прохождения итоговой аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Студентам магистратуры, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), представляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из Университета. Дополнительное заседание государственной аттестационной комиссии организовывается в установленные Университетом сроки, но не позднее 4 месяцев после подачи заявления студентом, не проходившим итоговых испытаний по уважительной причине.

Требования к результатам освоения ООП


В ходе государственного экзамена обучающийся должен показать свои способность и умение, опираясь на полученные углублённые знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, решать на современном уровне задачи в области профессиональной деятельности, четко излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

- способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);

- навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6).

профессиональными (ПК):

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);

- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10);

- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11);

- способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12);


В соответствии с ФГОС ВПО подготовки магистров по направлению 080200 «Менеджмент» во время государственного экзамена выпускник должен продемонстрировать углублённые знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности, в том числе:

знать:

  • закономерности функционирования современной экономики;

  • основные результаты новейших исследований, опубликованных в ведущих профессиональных журналах по экономическим проблемам;

  • современные методы эконометрического анализа;

  • современные программы продуктов, необходимых для решения экономико-статистических задач;

уметь:

  • применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

  • использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач;

  • формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;

владеть:

  • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

  • навыками самостоятельной исследовательской работы;

  • навыками экономического моделирования с применением современных инструментов;

  • современной методикой построения эконометрических моделей.


Содержание общепрофессионального раздела




Управленческая экономика

Экономическое содержание фирмы и оптимальное принятие решений. Альтернативные модели поведения фирмы. Понятие фирмы, модель экономических целей фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Оптимальное принятие решений. Транзакционные издержки. Гипотеза максимизации прибыли. Неэкономические цели фирмы. Социальная ответственность компаний. Типы риска: деловой и финансовый риск. Гипотеза максимизации благосостояния акционеров. Рыночная добавленная стоимость и экономическая добавленная стоимость. Прибыльность и выход фирмы на мировой рынок, международная конкуренция.

Альтернативные модели поведения фирмы: максимизация прибыли, максимизация продаж, максимизация роста, управленческое поведение, японская модель, направленная на максимизацию добавленной стоимости.

Спрос и предложение. Эластичность спроса. Экономическая концепция эластичности. Ценовая эластичность спроса и методы ее измерения, дуговой эластичности и точечной эластичности. Различия, полезность дуговой эластичности в реальном бизнесе. Степени эластичности спроса. Факторы эластичности. Влияние эластичности на цену и размеры производства. Эластичность спроса на факторы производства. Эластичность в краткосрочных и долгосрочных периодах. Эластичность спроса и дохода. Маржинальный (предельный) доход, его связь с кривой спроса. Перекрестная эластичность, товары-заменители и дополняющие (комплементарные) товары. Эластичный спрос по доходу. Другие показатели эластичности.

Теория и оценка производства. Значение издержек в управленческих решениях. Производственная функция, различия между производственной функцией в краткосрочном и долгосрочном периоде, краткосрочный анализ валового, среднего и маржинального продукта. Три стадии производства у краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи и его связь с тремя стадиями производства. Производственная функция в долгосрочном периоде. Возрастающий, постоянный и уменьшающийся эффект масштаба. Связь среднего и маржинального продукта.

Формы производственной функции, статистические методы их оценки. Значение производственных функций в принятии управленческих решений.

Издержки, их понятие, значение в управленческих решениях. Первоначальная и восстановительная стоимость. Виды издержек: альтернативные и прямые, невозвратные и дополнительные. Общие, переменные и маржинальные издержки. Функция издержек в краткосрочном периоде, средние и фиксированные издержки.

Функции издержек в долгосрочном периоде, связь между производством и издержками. Кривая производительности, ее значение в снижении издержек. Эффект охвата, его связь с эффектом масштаба.

Решения по поводу ценовой политики и объемов производства: совершенная конкуренция и монополия. Конкуренция и типы рынка, значение конкуренции. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Особенности решений, относительно цен и объема производств в условиях совершенной конкуренции, оптимальный уровень объема производства оптимальный уровень цен.

Экономическая нормальная прибыль. Убытки и остановка производства. Конкурентный рынок в долгосрочной перспективе.

Решения о ценах о объемах производства на монопольном рынке. Влияние совершенной конкуренции и монополии на принятие решений менеджерами. Особенности ценообразования в олигополии: соперничество и взаимозависимость. «Ломаная кривая спроса» и жесткость цен на олигопольном рынке. Неценовые факторы дифференцировании цен на товары и услуги в условиях монополистической конкуренции.

Стратегия, ее определение, основные задачи, взаимосвязь стратегии и управленческой экономики. Влияние ценовой дискриминации на благосостояние общества. Основные практики ценообразования.

Экономический анализ эффективности капиталовложений и степень риска. Типы решений в области капитальных вложений. Методы оценки капиталовложений: метод чистой дисконтированной стоимости и метод внутреннего коэффициента окупаемости. Чистая приведенная стоимость, ее калькуляция. Коэффициент окупаемости капиталовложений. Понятие стоимости капитала, исчисление стоимости компании.

Риск и неопределенность. Источники делового риска. Расчет различных параметров риска. Измерение степени риска. Распределение вероятностей.

Глобализация и управление многонациональных корпораций. Многонациональные корпорации, их слабые и сильные стороны. Трансфертное ценообразование в многонациональных корпорациях. Многонациональный экономический анализ эффективности капиталовложений.

Проблемы правительственного вмешательства в рыночную экономику. Функции правительства в рыночной экономике. Внешние эффекты рынка. Монетарная и фискальная деятельность государства. Правительственное дерегулирование слияния и поглощения.



Теория организации и организационное поведение
Организация как система. Организационные отношения. Понятие и классификация организационных систем. Классификация организаций. Особенности законов организации и законов для организации. Влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал. Закон синергии. Достижение синергии в организации. Философия самосохранения и стратегия предпринимательства. Усиление ресурсов организации за счет страхования. Взаимосвязь законов организации.

Теории личности. Структура личности (личные цели, компетенции, убеждения, ценности, рационализация). Задатки и способности. Детерминанты личности и ее развитие, индивидуальные особенности и их классификация, социальные черты, личные концептуальные черты, черты эмоциональной устойчивости, личность и «я»-концепция, ценности и установки).

Базовые теории групп. Группы в организациях. Типы и характеристики групп. Этапы формирования групп. Групповая и межгрупповая динамика. Внутригрупповые конфликты. Групповое единомыслие. Принятие решений в группах. Межгрупповое взаимодействие. Факторы, влияющие на межгрупповое взаимодействие. Типы межгрупповых взаимодействий. Управление межгрупповыми взаимодействиями.

Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла. Корпоративная культура и поведение организации. Формирование репутации организации. Концепция организационной культуры. Функции и составляющие части организационной культуры. Управление организационной культурой (философия и стратегия менеджмента, создание, подкрепление и изменение культуры, совершенствование культуры).

Природа коммуникаций. Межличностные коммуникации. Коммуникативные барьеры. Активное слушание как средство эффективного общения. Организационные коммуникации. Коммуникации и эффективное рабочее место. Социализация индивида в организации. Управление карьерой. Компетенция персонала. Управление поведением индивида внутри организации.
Современный стратегический анализ
Понятие стратегии, миссии, стратегического видения. Внешняя и внутренняя среда организации. Методы анализа внешней среды и конкурентов. Методы выбора альтернативных стратегий: модель типовых стратегий М. Портера, SWOT – анализ, простые методы принятия стратегий. Методы проверки стратегий. Применение модели пяти сил в стратегическом анализе. Развитие модели пяти сил. Описание и анализ структуры отрасли. Стратегия изменения отраслевой структуры. Определение границ между отраслями. Выявление ключевых факторов успеха.

Роль ресурсов и способностей в формировании стратегии. Стратегии, основанные на ресурсах. Ресурсы компании: материальные, нематериальные, человеческие. Организационные способности: классификация и структура. Оценка потенциальной прибыльности ресурсов и способностей. Ресурсы и способности как источник конкурентного преимущества. Сохранение и присвоение конкурентного преимущества. Развитие ресурсов и способностей. Воспроизводство ресурсов. Развитие новых способностей.



Взаимосвязь организационной структуры и стратегии организации. Определение организационных единиц. Организация на основе степени координации. Появление конкурентного преимущества. Типы конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества на основе инноваций. Идентификация конкурентных преимуществ. Диагностика конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество на различных рынках. Конкурентные преимущества в зрелых отраслях. Новые направления в стратегическом мышлении.
Методы исследования в менеджменте
Понятие метода научного исследования и его классификации. Понятие и виды методов исследования. Количественные и качественные методы. Теоретические и эмпирические методы исследования. Классификация методов исследования. Суть анализа, аналогии, дедукции, индукции, синтеза, наблюдения, обобщения, эксперимента. Основные особенности научного знания (критерии научности). Суть научного исследования. Структура научного исследования. Этапы и уровни научного исследования. Понятия гипотезы и теории. Требования к теории. Стандартный порядок проверки теории. Порядок организации и проведения эксперимента. Явные и неявные знания. Методы построения и обоснования теоретического знания. Фальсификации в науке. Этика науки.

Учебно-методическое и информационное обеспечесние





  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПБ.: Питер, 2009. – 344с.

  2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. — Киев, Ника-центр: Эльга, 2006.

  3. Бригхем Ю., Гапенски Л., Финансовый менеджмент: Полный курс в 2-х томах: пер. с англ. — Спб.: Экономическая школа, 2004.

  4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010.

  5. Ван Хорн Дж., Вахович Дж. Основы финансового менеджмента. — М.: Вильямс, 2010.

  6. Горбунов А. Управление финансовыми потоками. — М.: Глобус, 2008.

  7. Грант Современный стратегический анализ. – СПб.: Питер, 2008. – 560с.

  8. Джонсон, Джерри, Шоулз, Кивен, Уоттингтон, Ричард. Корпоративная стратегия: теория и практика. – М.: «И.Д. Вильямс», 2007. – 800 стр.

  9. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

  10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. — М.: Омега-Л, 2010.

  11. Королев Е.А., Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском союзе. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.

  12. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. — М.: Олимп-Бизнес, 2009.

  13. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.— М.: Финансы и статистика, 2008.

  14. Корпоративные финансы. Руководство к изучению курса / ГУ – Высшая школа экономики; рук. авт. коллектива И.В.Ивашковская.- 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

  15. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. Пособие/ Под. ред. И.Я.Лукасевича — М.: Вузовский учебник, 2009.

  16. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

  17. Пол Кит, Филипп Янг. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – СПб.: Питер, 2008.

  18. Портер М., Дж. Самплер, С. Прахалад и др. Курс МВА по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 587стр.

  19. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ

  20. Томпсон – мл., Артур, Стрикленд ΙΙΙ, А., Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 928с.

  21. Хорин А.Н., Керимов В.Э. стратегический анализ: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

  22. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Е.И.Шохина — М.: Кнорус, 2011.