Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Паспорт программы Названи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 1 296.77kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 21 9376.96kb.
Паспорт программы Наименование программы 3 677.88kb.
Проект программы воспитательной работы 2 573.41kb.
Литературное чтение (4 класс) 1 297.24kb.
Руководитель мо 1 172.34kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4... 1 284.86kb.
Литература 72 Математика 73 Информатика и икт 89 Обществознание 90... 21 3675.75kb.
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного... 1 312.23kb.
Рабочая программа основного общего образования по литературе создана... 1 787.23kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 18 7057.67kb.
Программа воспитания школьников: «Наша Родина Россия, мы дети Приморского... 1 223.58kb.
- 4 1234.94kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального - страница №1/1

2.3. Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования
Паспорт программы


Название программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Руководитель программы

Смирнова Людмила Гарегиновна, руководитель высшей квалификационной категории

Организация-исполнитель

МАОУ «СП № 1»

Целевая группа

учащиеся 1- 4 классов

Цель программы

воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Срок реализации


4 года

Уровень реализации программы

начальное общее образование


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Актуальность программы

Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию. Именно поэтому центральная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определённых поведенческих моделей.

Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания самосознания.

Своеобразие целей и задач, стоящих перед современной школой, моделирование желаемого, достойного уровня качества образования, требует создать научно-обоснованную модель выпускника как системообразующий компонент целей школы по формированию духовно богатой, свободной личности гражданина России, обладающей сформированным чувством национального самосознания.

Модель создаёт чёткое представление об исходных задачах современной школы, служит ориентиром при определении национально ориентированного компонента содержания общего среднего образования, корректировке школьных программ, отражает национально-общественный идеал с учётом исторического, социально-экономического и культурного развития региона, учитывает возможности школы и реальной личности в достижении этого идеала.

Содержание воспитательной цели программы сформулировано в соответствии с Примерной программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в виде модели личности выпускника 4-го класса с определенными качествами в идеальном варианте, отвечающей самым высоким социальным потребностям современного общества. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
Модель личности выпускника 4-го класса


  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В реализации данной программы активное участие принимают педагоги, родители, учащиеся. Построение воспитательной системы прогимназии основывается на гуманистическом подходе к личности ученика, признании его индивидуальности и самоценности.

Работа социально-психологической службы прогимназии помогает адаптироваться в школьном коллективе всем обучающимся и способствует росту мотивации к обучению, устойчивому стремлению к познанию, овладению навыками учебной деятельности.

С 2011-2012 учебного года в классах первой ступени обучения реализуется превентивная программа «Полезные привычки».

В прогимназии большое внимание уделяется воспитанию патриотизма. В годы Великой Отечественной войны в здании прогимназии располагался госпиталь Карельского фронта. Поэтому традиционными стали Уроки мужества, линейки памяти, митинги, экскурсии, конкурсы и фестивали патриотической песни, смотры строя и песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Следует отметить, что прогимназия находится в благоприятном социально-культурном окружении. Налажено сотрудничество с детскими учреждениями дополнительного образования такими, как Детско-юношеский центр, Центр юношеского научно-технического творчества, Детский центр культуры. Их возможности позволяют обучающимся самореализовываться в различных видах творческой и прикладной деятельности. Кроме того, классные коллективы принимают активное участие и занимают призовые места в городских социально-педагогических программах, реализуемых вышеперечисленными детскими образовательными учреждениями.

Большую роль в художественно-эстетическом воспитании учащихся играют учреждения культуры: Северодвинский городской драматический театр, Центр культуры и общественных мероприятий, Дом корабела, Северодвинский городской краеведческий музей, муниципальная библиотечная система.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье школьников. При этом с целью удовлетворения двигательной активности учащихся первой ступени обучения в 1-4 классах организованы занятия кружков и секций: каратэ, таэквондо, шахматы, по хорографии. Заинтересованность тренеров ДЮСШ в сотрудничестве, близость расположения этих учреждений к прогимназии способствуют активному посещению их спортивных занятий нашими обучающимися.

Со всеми вышеперечисленными учреждениями и организациями установлена прочная связь, ведётся регулярная работа. Взаимодействие является эффективным, результатом чего служат показатели: состояние здоровья учащихся носит положительную динамику; нет учащихся, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних; родители учащихся активно помогают прогимназии во всех делах.

Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей первоклассников, посещение семей опекаемых детей, концерты для родителей, выставки поделок семейного творчества, индивидуальные беседы с родителями, проведение родительских собраний.

Таким образом, программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.


    1. Нормативно-правовая и документальная основа программы

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания являются Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Приложение к письму Минобразования России «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», Устав учреждения и другие нормативно-правовые документы.



Названные документы создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитывать нравственные чувства и этическое сознание;

  • воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата, реализации творческого потенциала;

  • формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

  • развивать навыки сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.


Направления реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью, формирование у учащихся понимания необходимости заниматься физической культурой и спортом;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и о ценностях.


Формы организации воспитательной деятельности:

  • воспитание в процессе обучения;

  • внеурочная деятельность;

  • взаимодействие прогимназии с семьёй, общественностью, внешкольными образовательными учреждениями.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Задачи:

1. Формировать представление о малой и большой Родине.

1.Дать элементарные представления о символах РФ, важнейших событиях в жизни России.

2. Воспитывать интерес и уважение к замечательным людям своей семьи, края, страны.

3. Воспитывать любовь к прогимназии, городу, родному краю.



Задачи:

1.Дать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

2.Воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения.

3. Прививать любовь к прогимназии, городу, краю, стране.



Задачи:

1. Дать элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, об единстве народов нашей страны; дать начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.

2. Учить детей отвечать за свои поступки.


Задачи:

1.Дать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о его важнейших законах.

2.Прививать интерес к участию в делах класса, школы, семьи, города.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Формировать у учащихся правовую культуру


Ценности:

любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству.



Ценности:

правовое государство, гражданское общество.



Ценности:

Закон и правопорядок,

поликультурный мир, свобода личная и национальная.


Ценности:

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.



Формы работы:

беседы,


экскурсии,

чтение и обсуждение книг,

праздники,

акции,


интерактивные викторины, выставки фотографий и рисунков

Формы работы:

беседы,


экскурсии,

чтение книг,

викторины,

праздники,

просмотр кинофильмов,

акции,


интерактивные викторины, выставки фотографий и рисунков

Формы работы:

беседы,


экскурсии,

чтение книг,

праздники,

просмотр кинофильмов,

встречи,

акции,


интерактивные викторины, выставки фотографий и рисунков

Формы работы:

беседы,


экскурсии,

чтение книг,

праздники,

просмотр кинофильмов,

встречи,

акции,


интерактивные викторины, выставки фотографий и рисунков

Рекомендуемые мероприятия:

Праздники: «Первый звонок», «Рождение класса», «С любовью к маме».

Интерактивная викторина «Знаешь ли ты свою школу?»



Беседы: «С чего начинается Родина?», «Мой город», «Главный Закон Российской Федерации», «Права и обязанности детей в школе», «Наш великий земляк М.В. Ломоносов», «Моя семья».

Экскурсии:

«Добро пожаловать в прогимназию!», «Знакомство с библиотекой».



Автобусная экскурсия «Улицы города рассказывают».

Выставка «Моя родословная».

Поздравление ветеранов и жителей микрорайона.

Викторина «Поле русской славы».

Заочная экскурсия «Памятники Северодвинска».

Визитки классов.

Выставка фотографий и рисунков «Мой любимый город», «Моя родная школа».



Рекомендуемые мероприятия:

Праздник «Посвящение в гимназисты».

Беседы: «Горжусь тобой, Северодвинск!», «Символы России», «Символы города и области», «Главный закон России», «Люблю тебя, мой край родной!», «В дружбе сила», «Легко ли быть дисциплинированны», «Имя М.В. Ломоносова на родной земле».

Праздник «Директорский приём».



Конкурс рисунков «Наша Родина».

Экскурсии в Северодвинский городской краеведческий музей «Русский северный дом».

Поздравление ветеранов и жителей микрорайона.

Викторина «Поле русской славы».

Заочная экскурсия «Памятники Северодвинска».

Визитки классов.

Выставка фотографий и рисунков «Мой любимый город», «Моя родная школа».



Рекомендуемые мероприятия:

Праздник «Семейные посиделки».

Устный журнал «Близок нам и дорог наш любимый город».

Беседы: «Моя Родина - Россия!», «Наши права и обязанности», «Страницы истории», «Великий помор», «Защитники Отечества», «Юные защитники Родины» «Во мне взрослеет гражданин».

Праздник «Директорский приём».



Экскурсия в музей детского движения Северодвинска (ДЮЦ), «Рождение города» .

Поздравление ветеранов и жителей микрорайона.

Викторина «Недаром помнит вся Россия».

Заочная экскурсия «Памятники Северодвинска».

Визитки классов.

Выставка фотографий и рисунков «Мой любимый город», «Моя родная школа».




Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Конституция РФ», «Правовое государство», «Мои права и обязанности»,

«Северодвинск – город воинской Славы», «Слава Отечества – твоё достояние», «М.В. Ломоносов – великий учёный России», «Героические страницы истории России», «Что значит быть настоящим гражданином?».



Встречи с участниками организации «Дети войны Северодвинска».

Поздравление ветеранов и жителей микрорайона.

Викторина «Недаром помнит вся Россия».

Заочная экскурсия «Памятники Северодвинска».

Праздник «Директорский приём».

Выставка фотографий и рисунков «Мой любимый город», «Моя родная школа».





Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания


Задачи:

1. Дать представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественном транспорте, в общественных местах, на природе.

2. Учить различать хорошие и плохие поступки.

3. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.



Задачи:

1. Дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях.

2. Знакомить с правилами этики, культуры речи.

3. Воспитывать уважительное отношение к родителям, учителям, старшим по возрасту, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.



Задачи:

1. Дать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы.

2. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.


Задачи:

1. Дать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

2. Стимулировать нравственное поведение, отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

3.Расширять знания о традициях народов Севера.



Ценности:

уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, нравственный выбор.



Ценности:

забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших.



Ценности:

жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, учителям.



Ценности:

Свобода совести, вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.



Формы работы:

беседы, экскурсии,

чтение и обсуждение книг, праздники, благотворительные акции


Формы работы:

беседы, экскурсии,

чтение и обсуждение книг, праздники,

участие в творческой деятельности,

выставки, благотворительные акции


Формы работы:

беседы, экскурсии,

чтение и обсуждение книг, участие в творческой деятельности,

игровые программы,

выставки, праздники,

встречи, благотворительные акции



Формы работы:

беседы, экскурсии,

чтение и обсуждение книг, участие в творческой деятельности,

выставки,

праздники, просмотр учебных фильмов, благотворительные акции


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Правила поведения в прогимназии», «Школьный этикет», «Один дома», «Поведение в общественных местах и транспорте», «Принимаем гостей», «Как дарить подарки», «Как принимать подарки», «Чтобы радость людям приносить, нужно добрым и вежливым быть», «Всегда ли я хороший?», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Благотворительная акция «Давайте делать добрые дела».

Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Правила поведения в прогимназии», «Азбука поведения или разговор о воспитанности»,

«О культуре речи», «Мой класс - мои друзья», «О хороших манерах в живых примерах», «Поговорим о дружбе», «Сочувствие, чуткость, отзывчивость», «Я и трудная ситуация», «Ежели мы вежливы»,



Экскурсии в городской музей (СГКМ). Благотворительная акция «Давайте делать добрые дела».

Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Правила поведения в прогимназии», «Азбука вежливости»,

«О милосердии и доброте», «Славен человек не словами, а делами», «Благодарность и признательность»,

«Телефонный этикет» «Осторожно: компьютерные игры!», «Трудное слово «нет».

Благотворительная акция «Давайте делать добрые дела».


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Правила поведения в прогимназии», «Тактичность и вежливость», «Что значит быть культурным», «О вкусах не спорят, о манерах надо знать»,

«Я отвечаю за свой выбор», «Поиск выхода из трудной ситуации», «Нравственные ценности в религиях».



Экскурсии: «Как рукодельница семью одевала», «Бытовой уклад поморов» (СГКМ). Благотворитель-ная акция «Давайте делать добрые дела».

Направление: Воспитание трудолюбия, творческого отношения

к учению, труду, жизни

Задачи:

1. Дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы.

2. Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте.

3. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебным и личным вещам.



Задачи:

1. Дать элементарные представления об основных профессиях людей.

2. Формировать навыки коллективной работы.

3. Стимулировать трудолюбие, аккуратность в выполнении работы, бережное отношение к результатам труда людей.



Задачи:

1. Дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

2. Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.

3. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.



Задачи:

1. Формировать умение проявлять дисциплинирован-ность, последователь-ность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

2. Воспитывать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности.


Ценности:

уважение к труду и учёбе, бережливость, трудолюбие.



Ценности:

уважение к профессиям, бережливость, трудолюбие.



Ценности:

творчество и созидание; уважение к труду и учёбе, бережливость, трудолюбие.



Ценности:

стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость.



Формы работы:

беседы,


праздники,

просмотр фильмов, экскурсии

в учреждения города,

на производство родителей.




Формы работы:

беседы, экскурсии,

сюжетно-ролевые игры, ярмарки, выставки, встречи, экскурсии

в учреждения города,

на производство родителей.


Формы работы:

беседы, встречи,

экскурсии, выставки,

сюжетно-ролевые игры, ярмарки, конкурсы, экскурсии

в учреждения города,

на производство родителей.



Формы работы:

беседы, встречи,

экскурсии,

участие в творческих и социальных проектах,

трудовые акции, экскурсии

в учреждения города,

на производство родителей.


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Труд в жизни людей», «Учёба – наш труд», «Режим дня школьника».

Выставка рисунков «Наши родители на работе».

Литературная игра «Дом дружбы Э.Успенского».

Праздник «Директорский приём».


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Чей труд помогает нам учиться и жить в гимназии?», «Самые нужные профессии»,

«О происхождении профессий», «Храни порядок и порядок сохранит тебя». Выставка рисунков «Наши родители на работе».

Викторина «В поисках золотого ключика».

Праздник «Директорский приём».




Рекомендуемые мероприятия: Беседы: «О значении творчества в жизни человека и общества», «Воспитываю сам себя», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Деньги в доме – результат труда родителей». Выставка рисунков «Наши родители на работе».

Сказочное лото «На балу у Золушки».

Праздник «Директорский приём».


Рекомендуемые мероприятия: Беседы: «Начатое дело доводим до конца», «Чтобы всё успевать», «Важные профессиональные качества», «Мир профессий». Выставка рисунков «Наши родители на работе».

Сказочное лото «На балу у Золушки».

Праздник «Директорский приём».


Направление: воспитание ценностного отношения к своему здоровью, формирование

у учащихся понимания необходимости заниматься физической культурой и спортом

Задачи:

1. Формировать у детей представление о здоровье.

2. Формировать элементарные знания о личной гигиене.


Задачи:

1. Формировать и развивать у детей представления о здоровье, позитивную мотивацию на здоровый образ жизни.

2. Знакомить с факторами, влияющими на здоровье.


Задачи:

1. Формировать осознанное отношение учеников к состоянию здоровья как основному фактору успеха в последующей жизни.

2. Приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.


Задачи:

1. Воспитание осмысленного поведения и чувства ответственности за своё здоровье, стремления регулярно заниматься физической культурой и спортом.



Ценности:

личное здоровье.




Ценности:

традиции здорового и безопасного образа жизни.



Ценности:

физическое здоровье,

физическая культура.


Ценности:

Полезные привыч-ки, физическая культура, занятия спортом.



Формы работы:

беседы,


игры по станциям,

спортивные праздники,

конкурсы рисунков, реклама спортивных

секций и ДЮСШ, походы.



Формы работы:

беседы,


викторины,

игры по станциям,

спортивные праздники,

конкурсы рисунков, реклама спортивных

секций и ДЮСШ, походы.


Формы работы:

беседы,


викторины,

игры по станциям,

спортивные праздники,

конкурсы рисунков,

реклама спортивных

секций и ДЮСШ, походы.



Формы работы:

беседы,


игры по станциям,

спортивные праздники, конкурсы рисунков, реклама спортивных секций и ДЮСШ, походы.




Рекомендуемые мероприятия:

День спорта,

Месячник здоровья,

Всемирный день здоровья.



Беседы: «Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело», «Шалости и травмы»,

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»,

инструктажи и беседы по ПДД и ОБЖ согласно отдельному плану.

Спортивные соревнования по различным видам спорта, эстафеты, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Игры всей семьёй».


Рекомендуемые мероприятия:

День спорта,

Месячник здоровья,

Всемирный день здоровья.



Беседы: «Говорим мы вам без смеха, чистота – залог успеха», «Дорога к доброму здоровью», инструктажи и беседы по ПДД и ОБЖ согласно отдельному плану.

Спортивные соревнования по различным видам спорта, эстафеты, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Игры всей семьёй».

Рекомендуемые мероприятия:

День спорта,

Месячник здоровья,

Всемирный день здоровья.



Беседы: «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься», «Путешествие в страну здоровья», инструктажи и беседы по ПДД и ОБЖ согласно отдельному плану.

Спортивные соревнования по различным видам спорта, игры «Снайпер», «Флорбол», «Мини-футбол», спортивные эстафеты, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Игры всей семьёй».

Соревнования «Поморские забавы»



Рекомендуемые мероприятия:

День спорта,

Месячник здоровья,

Всемирный день здоровья.



Беседы: «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «В здоровом теле – здоровый дух»,

«Вредные привычки», инструктажи и беседы по ПДД и ОБЖ согласно отдельному плану.



Спортивные соревнования по различным видам спорта, игры «Снайпер», «Флорбол», «Мини-футбол», спортивные эстафеты, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Игры всей семьёй».

Соревнования «Поморские забавы».



Направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.



Задачи:

1. Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни



Задачи:

1. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.




Задачи:

1. Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.



Ценности:

Родная Земля.



Ценности:

Планета Земля.



Ценности:

Заповедная природа.



Ценности:

Экологическое сознание.



Формы работы:

беседы,


экскурсии, прогулки,

просмотр фильмов.

акции


Формы работы:

беседы,


экскурсии, прогулки,

просмотр фильмов,

праздники,

акции


Формы работы:

беседы,


экскурсии, прогулки,

просмотр фильмов,

праздники, участие в коллективных творческих семейных делах, проекты, исследовательские работы, презентации, конкурсы рисунков, акции


Формы работы:

беседы,


туристические походы, путешествия, конкурсы рисунков,

участие в создании и реализации коллективных природоохранительных проектов, написание исследовательских работ,

акции


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Природа и человек», «Человек и его четвероногие друзья», «Как природа лечит человека?», «Подарки леса», «Почему вымерли динозавры?»

Посещение детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина и библиотеки-игротеки «Книжкин дом».

Акция «Домики для птиц».

Акция «Подари жизнь дереву».

Игровая программа к Международному Дню Земли.

Конкурс рисунков «Экология нашей планеты».


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Причинные связи в природе»,

«Путешествие по страницам «Красной книги», «Тайны живой природы», «Домашние питомцы - помощники человека», «Редкие животные планеты и России».

Экскурсии: «Природа кричит SOS», «День Земли» (СГКМ).

Посещение детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина и библиотеки-игротеки «Книжкин дом».

Акция «Домики для птиц».

Акция «Подари жизнь дереву».

Игровая программа к Международному Дню Земли.

Конкурс рисунков «Экология нашей планеты».


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Вечна ли природа?», «Правила поведения на природе», «Обитатели морского дна»,

«Комнатные растения – путешественники», «Что значит безопасная среда?», «Растения и животные–хищники» Посещение детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина и библиотеки-игротеки «Книжкин дом».



Акция «Домики для птиц».

Акция «Подари жизнь дереву».

Игровая программа к Международному Дню Земли.

Конкурс рисунков «Экология нашей планеты».


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Какие профессии нужны природе?», «Что такое экологическая безопасность?», «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Посещение детско-юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина и библиотеки-игротеки «Книжкин дом».

Акция «Домики для птиц».

Акция «Подари жизнь дереву».

Игровая программа к Международному Дню Земли.

Конкурс рисунков «Экология нашей планеты».


Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Задачи:

1. Учить видеть красоту природы, труда и творчества.

2. Воспитывать стремление к опрят-ному внешнему виду.


Задачи:

1. Формировать эстетические идеалы, чувства прекрасного.

2. Прививать интерес к чтению, произведениям искусства.

3. Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.



Задачи:

1. Дать представления о душевной и физической красоте человека.

2. Прививать интерес к музыке, выставкам и т.д.

3. Воспитывать любовь к прекрасному.



Задачи:

1. Дать представления о произведениях искусства, выдающихся людях искусства.

2. Прививать интерес к занятиям художественным творчеством.

3. Воспитывать любовь к красоте.



Ценности:

красота, гармония.



Ценности:

эстетическое развитие.



Ценности:

духовный мир человека.



Ценности:

самовыражение в творчестве и искусстве.



Формы работы:

беседы, обзор картин,

просмотр фильмов, слушание музыки, экскурсии в учреждения культуры и дополнительного образования на концерты, спектакли, выставки с последующим обсуждением.


Формы работы:

беседы, обзор картин, игры,

просмотр фильмов,

конкурсы, выставки, экскурсии в учреждения культуры и дополнительного образования на концерты, спектакли, выставки с последующим обсуждением.



Формы работы:

беседы, встречи,

обзор картин, игры,

выставки, просмотр фильмов, конкурсы,

участие в художественном оформлении помещений, экскурсии в учреждения культуры и дополнительного образования на концерты, спектакли, выставки с последующим обсуждением.


Формы работы:

беседы, встречи,

обзор картин, ярмарки,тематические выставки, конкурсы,

просмотр фильмов,

участие в художественном оформлении помещений, экскурсии в учреждения культуры и дополнительного образования на концерты, спектакли, выставки с последующим обсуждением.


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Добрые чувства в нашей жизни»,

«Чудная картина, как ты мне родна!», «Хочу быть аккуратным».



Выставка «Самые аккуратные тетради»,

«Необычное в обычном»



Конкурсы чтецов.


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «Фольклор – душа народа», «Учимся видеть прекрасное», «Природа – вечный источник красоты».

Конкурсы чтецов.

Выставка «Необычное в обычном».


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «В человеке всё должно быть прекрасно…», «Как видит и отображает мир художник», «Как выразить настроение», «Творчество русских художников». Выставка «Необычное в обычном».

Конкурсы чтецов.


Рекомендуемые мероприятия:

Беседы: «В мире красоты музыкальных звуков», цикл бесед «Живопись русских классиков».

Обзор «Мужество, воля и героизм в произведениях писателей». Выставка «Необычное в обычном».

Конкурсы чтецов.



4. УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- обучающиеся прогимназии,

- родители (законные представители) обучающихся,

- педагогический коллектив: учителя, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования,

- медицинский работник прогимназии,

- учреждения культуры и общественные организации города.
5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования рассчитана на четыре учебных года (2011/12 уч. год - 2014/15 уч. год).
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  • актовый зал,

  • 2 спортивных зала, тренажёрный зал, спортивная площадка,

  • компьютерный класс,

  • аудио-, видео-, мультимедийная аппаратура,

  • библиотека,

  • наличие необходимой методической литературы.


7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности программы обеспечивается:

- средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией прогимназии, размещением публичных отчётов, информации и фотоотчётов о мероприятиях на сайте прогимназии;

- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, методических советах;

- проведением диагностической работы;

- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МАОУ «СП № 1»;

- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп.

Реализацию программы можно считать эффективной, если будут:

- сформированы нравственные качества, чувства патриотизма;

- воспитано трудолюбие и ответственное отношение к учению, труду;

- сформировано ценностное отношение к своему здоровью, потребность заниматься спортом;

- создана атмосфера сотрудничества и сотворчества;

- сформировано ценностное отношение к прекрасному, первоначальные представления об этических идеалах.


В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех  духовно - нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

  • воспитательного эффекта – последствия результата того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.)

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний.

второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к принятым ценностям.

третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому является последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является основой для составления классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями групп продлённого дня своих воспитательных программ.


Мониторинг эффективности воспитательного процесса


Критерии эффективности

воспитательного процесса

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

1. Освоение учащимися образовательной программы.

2. Развитость мышления.

3. Познавательная активность учащихся.

4. Сформированность навыков учебной деятельности.



1. Равен Дж. Прогрессивные матрицы Равенна.

2. Ясюкова Л.А. "Методика определения готовности к школе". Методическое руководство. СПб. 1999г.

4. Лусканова Н.Г. "Анкета для определения школьной мотивации"

5. Окунева О. Ю., Васильева Л. А. Методика изучения мотивации учения учащихся

6. Статистический анализ текущей итоговой успеваемости.

7. Педагогическое наблюдение.



Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

1.Нравственная направленность личности.

2. Сформированность отношений к обществу, Родине, гимназии, себе, природе, труду.



1. Диагностика уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина.

3. Кеттел Р. Детский личностный опросник (модификация Ясюковой Л.А.).




Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

1.Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры.

3. Этика общения.


1. Кеттел Р. Детский личностный опросник (модификация Ясюковой Л.А.).

2. Педагогическое наблюдение и беседа.



Сформированность эстетического потенциала учащихся

1. Умение видеть прекрасное.

2. Развитость эстетических чувств.



1. Тест для изучения творческого мышления (автор Елена Туник, модификация теста Торренса).

2. Диагностика уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина.

3. Наблюдение.


Сформированность физического потенциала учащихся

1. Развитость физических качеств.

2. Состояние здоровья.

3. Ведение здорового образа жизни


1. Периодические тестирования физического развития.

2. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.



Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в гимназии

1. Комфортность.

2. Эмоционально-психическое настроение.



1. Андреев А.А. Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

2. Филипс Н. Тест школьной тревожности Филипса. Альманах психологических тестов.



Сформированность общешкольного коллектива

1. Морально-психологический климат в коллективе.

2. Развитость самоуправления.

3. Совместная деятельность.


1. Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина.

2. Пономаренко Л.П. Методика "Дерево".

3. Кореневская В. Проективная методика «Встреча».

4. Морено Дж. Методика «Социометрия» (интерпретация Битяновой М.Р.).

6. Ивашкин В.С. Экспертная оценка групповой сплоченности.

7. Вяткина Л.А. Анкета "Изучение психологического климата в классе".




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Балагина, Е.В. Организация процесса внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения: метод. рекомендации / Е.В. Балагина, С.А. Горячкова, Б.Ю. Пахомова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011.

  2. Вашукова, И.С. Управление воспитательной работой в образовательном учреждении: метод. Рекомендации / И.С. Вашукова. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011.

  3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Нечаев, М.П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.

  6. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Воспитательный процесс в школе. Серия: Воспитание школьников. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.

  7. Планирование воспитательной работы в классе: Методической пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  8. Савинов, Е.С.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.

  9. Степанов, П.В., Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В.Степанов, И.В. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.

  10. Сыромятникова, Л.М. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении / Л.М. Сыромятникова. – М.: Глобус, 2008.

  11. Щуркова, Н.Е. Педагогический справочник для заместителя директора по воспитательному процессу. Воспитательный процесс в школе. Часть 1. Серия: Воспитание школьников / Н.Е. Щуркова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.