Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направлени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 663.57kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления... 4 657.7kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 3 384.23kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 3 384.5kb.
Программа дисциплины для направления подготовки магистра для магистерской... 4 781.65kb.
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период. 3 483.25kb.
Программа дисциплины «Типографика» для специальности подготовки специалиста 1 106.63kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Лекция тема 1 Понятие и сущность эстетики. Предмет эстетической культуры... 1 241.96kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности - страница №3/3

8Образовательные технологии


- Интерактивная форма проведения лекций

- Разбор кейсов

- Диспуты

- Использование герменевтических методов толкования текстов

- Разбор произведений художественной литературы, относящихся к изучаемым темам

- Использование живописных альбомов при прохождении тем по «эстетике»

- Работа с немецкоязычными источниками на семинарах

8.1Методические рекомендации преподавателю


- Использовать немецкоязычную литературу при проведении курса

8.2Методические указания студентам


При подготовке к семинару старайтесь придерживаться следующих правил:

- Читайте текст медленно;

- Пользуйтесь классическим герменевтическим правилом: понимание целого из частей, и частей из целого;

- Перечитывайте текст несколько раз в случае трудностей с его пониманием;

- Пробуйте прояснять для себя «темные» фрагменты текста, исходя из ясных и понятных;

- Обращайтесь к различным словарям: толковым, иностранных слов и проч.;

- Пытайтесь разобраться в «архитектурном строении» текста, пытайтесь отличить тезисы от аргументов, посылки от выводов и т.д.;

- Обращайтесь к добротной комментаторской и интерпретативной литературе;



- Выписывайте или подчеркивайте непонятные места в тексте, пытайтесь сформулировать свое непонимание в виде вопросов к семинару.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примеры вопросов для контрольной работы:

  1. Назовите основной аргумент в пользу существования Бога из работы И.Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» и основной контраргумент И.Канта против онтологического доказательства бытия Бога Ансельма Кентерберийского из работы «Критика чистого разума».

  2. Дайте определение аналитических и синтетических суждений по И.Канту. Приведите собственные примеры таких суждений.

  3. Приведите аргументы И.Канта против самоубийства. Могут ли, на Ваш взгляд, эти аргументы быть распространены на такую практику как эвтаназия?

Ит.д.
Все рефераты пишутся по работе И.Канта «Критика чистого разума». Фрагмент порядка 10-15стр. выбирается по усмотрению студентов.

Примеры тем рефератов:

  1. Метафизика как наука.

  2. Что такое трансцендентальное исследование?

  3. Метафизическое и трансцендентальное рассмотрение пространства и времени.

  4. Что такое мышление?

  5. Таблица суждений и таблица категорий.

  6. Способность воображения.

И.т.д.
Темы эссе и докладов выбираются студентами самостоятельно, т.е. не из заранее предложенного списка.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы к зачету и экзамену:

  1. Просвещение: общая характеристика

  2. Категории рассудка и трансцендентальная дедукция в «Критике чистого разума»

  3. Специфика немецкого Просвещения

  4. Трансцендентальный схематизм в «Критике чистого разума»

  5. Основные идеи работы Канта «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение»

  6. Трансцендентальная апперцепция и различные понятия «я» у Канта

  7. Проблема взаимоотношения рационализма и эмпиризма и ее решение в философии Канта

  8. Чистый разум и его функции у Канта. Идеи чистого разума в «Критике чистого разума»

  9. Эстетика Винкельмана и Лессинга

  10. Паралогизмы и антиномии чистого разума: их происхождение и разрешение в «Критике чистого разума»

  11. Кант: биография и основные труды

  12. Идеал чистого разума и критика доказательств бытия Бога в «Критике чистого разума».

  13. Докритические работы Канта. «Всеобщая естественная истории и теория неба»: основные идеи работы.

  14. Практическая философия Канта: основные работы и общая характеристика

  15. Основная проблематика «Критики чистого разума»

  16. Автономия и гетерономия воли в этике Канта

  17. Метафизика и онтология в «Критике чистого разума»

  18. Формализм этики Канта

  19. Наука в «Критике чистого разума»: что Кант считает научным знанием?

  20. Категорический императив: основные формулировки и смысл

  21. Аналитические и синтетические суждения. Синтетические суждения a priori в «Критике чистого разума»

  22. Категорический и гипотетические императивы

  23. Трансцендентальная постановка вопроса у Канта. Понятие трансцендентального в философской традиции до Канта.

  24. Понятие долга у Канта

  25. «Коперниканский поворот» Канта: общая характеристика

  26. Проблема свободы в философии Канта

  27. Чувственное созерцание в «Критике чистого разума»

  28. Постулаты практического разума

  29. Политическая философия И. Канта: «К вечному миру»

  30. «Феноменология духа» и ее положение в системе Гегеля

  31. Философия истории И. Канта: «Идея истории во всемирно-гражданском плане»; «Предполагаемое начало человеческой истории».

  32. Элементарная структура «Феноменологии духа» Гегеля: сознание, самосознание, разум.

  33. Содержание понятия «абсолютный идеализм» и его основные представители.

  34. Сознание в «Феноменологии духа» Гегеля: чувственная достоверность, восприятие, сила и рассудок.

  35. Политический и социальный контекст немецкой идеалистической философии.

  36. Самосознание в «Феноменологии духа» Гегеля: диалектика господина и раба, стоицизм, скептицизм и несчастное сознание.

  37. Основные дискуссии, повлиявшие на развитие немецкой идеалистической философии

  38. Разум в «Феноменологии духа» Гегеля: наблюдающий разум, осуществление разумного самосознания, индивидуальность.

  39. Иоганн Готлиб Фихте. Биография, основные произведения и периодизация творчества.

  40. Дух в «Феноменологии духа» Гегеля: нравственность, отчуждение и образование, просвещение, моральность. Религия и абсолютное знание.

  41. Основоположения «Наукоучения» Фихте

  42. Система Гегеля: общая структура

  43. Проблема «Я» в философии Фихте.

  44. Наука логики Гегеля: общая структура и учение о бытии.

  45. Принцип сознания и принцип опосредования в философии Фихте

  46. «Философия права» Гегеля: абстрактное право, моральность, нравственность, мировая история.

  47. Поздние произведения Фихте: основные особенности.

  48. «Крах философии Гегеля» и его значение для последующего развития философии

  49. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг: биография, произведения и периодизация творчества.

  50. Вильгельм фон Гумбольдт: учение о государстве и учение о языке

  51. Философия тождества и натурфилософия Шеллинга

  52. Университет Гумбольдта: основные принципы и положение философии

  53. Религиозная философия и проблема свободы у Шеллинга. Вопрос о происхождении зла.

  54. Немецкая философия романтизма: представители и главные особенности

  55. Философия мировых эпох Шеллинга. Позитивная и негативная философия.

  56. Философия романтизма Фридриха Шлегеля

  57. Георг Вильгельм Фридрих Гегель: биография и произведения.

  58. Философия истории Иоганна Готфрида Гердера

  59. Ранний Гегель: основные проблемы, влияние Гёльдерлина

  60. Фридрих Генрих Якоби и его значение для развития немецкой классической философии

  61. «Основная спекулятивная фигура» философии Гегеля

  62. Иоганн Фридрих Гербарт: педагогическая концепция и философская система.


9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


В каждый билет входит один вопрос из приведенного выше списка.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Оаудиторная - включает в себя устную работу на семинарах, доклады на семинарах, результаты письменных контрольных работ

Ореф -включает в себя оценку за реферат

Оэссе - включает в себя оценку за эссе

Отест - включает оценку за письменное тестирование
1-2 модуль

Отекущий = 0,4·Оаудиторная + 0,2·Ореф + 0,4·Отест;

Оитоговый = 0,5·Озачет + 0,5·Отекущий
3-4 модуль

Отекущий = 0,4·Оаудиторная +0,2·Оэссе + 0,4·Отест з ;

Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,5·Отекущий

О результирующий= Оитоговый

Способ округления всех оценок – в пользу студента.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Coreth Emetich, Schöndorf Harald. Philosophie des 17. und 18. Jahrhunert. Grundkurs Philosophie 8. Stuttgart, Berlin, Köln: W. Kohlhammer, 2000.

Coreth Emetich, Ehlen Peter, Schmidt Josef. Philosophie des 19. Jahrhunert. Grundkurs Philosophie 9. Stuttgart, Berlin, Köln: W. Kohlhammer, 1997.
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

[http://www.philosophy.ru/edu/ref/kuzn_nkf.html]




11.2Основная литература


Тема 1.

Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С.125-147.

Клингенштайн Грете. Германский мир // Мир Просвещения. Исторический словарь. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 450-470.

Дильтей Вильгельм. Просвещение как пример // Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. М.: Три квадрата, 2004. С. 392-402.

Винкельман Иоганн-Иоахим. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996 (Репринт издания 1935 г.). С. 85-136.

Лессинг Готхольд Эфраим. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М. 1957

К обязательному изучению подборка цитат на сайте http://www.auditorium.ru/books/1378/index6.htm

(По изданию Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.)

Wolff Christian. Einleitende Abhandlung über Philosophie im allgemeinen (Discursus Praeliminaris de Philosophia in Genere). Stuttgart-Bad Cannstatt: frommann-holzboog, 2006. §§ 1-38, 45-52, 151-171.

Wolff Christian. Erste Philosophie oder Ontologie. Übersetzt und herausgegeben

von Dirk Effertz. Lateinisch - Deutsch. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2005. §§ 1-2, 27, 55-56, 71.



Baumgarten Alexander Gottlieb. Metaphysik. Dietrich Scheglmann Reprints, 2004. §§ 1-6, 252-254, 367-369, 599-609
Тема 2.

Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба (СС, I, 113-2602)

Гулыга Арсений. Кант. М.: Соратник, 1994.

Тема 3.

Кант И. Критика чистого разума (СС, III)

Якоби Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // Новые идеи в философии. СПб.: Образование, 1914. С. 1-14.
Тема 4.

Кант И. Критика практического разума (СС, IV, 373-565)

Кант И. Основоположения метафизики нравов (СС, IV, 155-246)
Тема 5.

Кант И. Критика способности суждения (СС, V).

Тема 6.

Кант И. Религия в пределах только разума. Части 1-3 (СС, VI, 5-160).

Кант И. Идея истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 80-123.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 150-191.

Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 354-477.
Тема 7.

Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
Тема 8.

Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 65-108.

Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о сущности новейшей философии // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 563-667.

Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 225-358.
Тема 9.

Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма (Предисловие, первый и шестой главный раздел // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 227-264; 472-485.

Шеллинг Ф. В. Й. Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Беседа // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 490-589.

Шеллинг Ф. В. Й. Философия и религия // Культурология. Дайджест. 2006. № 1 (36). М., 2006. С. 4-45.

Шеллинг Ф. В. Й. Система мировых эпох. Томск: Водолей, 1999. (Лекции 1-7, 20, 22, 24, 40).


Тема 10.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1992.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1994.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Тема 11.

Гумбольдт Вильгельм фон. О пределах государственной деятельности. М.: Три квадрата, 2003.

Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995.

Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. Т. 1-2. М.: Искусство, 1983.

Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., Киев: REFL-book, ИСА, 1994.

Эстетика немецких романтиков. Сб. М.: Искусство, 1986.



Тема 12.

Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006.

Гербарт И. Ф. Психология. СПб.: Редакция журнала «Пантеон культуры», 1896.

Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения. СПб.: К. Тихомиров, 1906.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Тема 13.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. 2003. № 6. С. 233-248 [http://www.strana-oz.ru].

Гумбольдт Вильгельм фон. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (22). С. 5-10.

Кант И. Спор факультетов (СС, VII, 57-136)

Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995).

Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6 (35). С. 65-78. [http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/04.pdf]


11.3Дополнительная литература


Тема 1.

Кассирер Эрнст. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004.

Асмус ВФ. Немецкая эстетика XVIII в. М.: УРСС, 2004. С. 57-84.

Маковельский Александр Осипович. История логики. М., 1967.

Глава XI. Логика в Германии в XVII-XVIII вв. (О Христиане Вольфе и вольфианстве)

[http://ru.wikisource.org/wiki/История_логики/Глава_XI._Логика_в_Германии_в_XVII-XVIII_вв.]

Новгородцев П.И. Немецкая философия права от Пуфендорфа до Канта // Лекции по истории философии права [http://allpravo.ru/library/doc108p0/instrum5264/item5275.html]

(О Пуфендорфе и Томазии)



Тема 2.

Паульсен Фридрих. Иммануил Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Тема 3.

Скратон Роджер. Кант: Краткое введение. М.: АСТ, 2006.

Тевзадзе Гурам. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.


Тема 4.

Henrich Dieter. Ethik der Autonomie // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 6-56.

Скратон Роджер. Кант: Краткое введение. М.: АСТ, 2006.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Тема 5.

Бёрк Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Wolf Norbert. Caspar David Friedrich (1774-1840): The Painter of Stillness.


Тема 6.

Dicke Klaus. Immanuel Kant, Zum ewigen Frieden // Geschichte des politischen Denkens. Hg. von M. Brocker. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 2007. S. 373-386.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Тема 7.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 7-34.

Henrich Dieter. Die Grundstruktur der modernen Philosophie // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 83-108.

Henrich Dieter. Grundlegung aus dem Ich. Untersuchungen zur Vorgeschichte des Idealismus, Tübingen - Jena (1790 1794). Bd. I-II. Frankfurt am Main: Surkamp, 2004.

Lübbe Hermann. Deutscher Idealismus als kulturpolitische Philosophie. Die Aufdringlichkeit der Geschichte. Herausforderungen der Moderne vom Historismus bis zum Nationalsozialismus. Graz, Wien, Köln: Styria, 1989. S. 163-186.

Тема 8.

Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

Гайденко П. П. Жизнь и творчество Иоганна Готлиба Фихте // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995. С. 6-70.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 35-76.

Seidel Helmut. Johann Gottlieb Fichte zur Einführung. Hamburg: Junius, 1997.

Henrich Dieter. Fichtes „Ich“ // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 57-82.

Тема 9.

Гулыга А. Шеллинг. М.: Соратник, 1994.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 179-254.

Тема 10.

Гулыга А. Гегель. М.: Соратник, 1994.

Тренделенбург А. Логические исследования. Ч. 1-2. Пер. Е. Корша. М., 1868.

Henrich Dieter. Hegel im Kontext. Frankfurt: Suhrkamp, 1971

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 77-178.

Ludwig Ralf. Hegel für Anfänger. Phänomenologie des Geistes. Eine Lese-Einführung. München, DTV, 1997.

Pöggler Otto. Hegels Idee einer Phänomenologie des Geistes. Freiburg/München: Karl Alber, 1993.

Schnädelbach Herbert. Hegel zur Einführung. Hamburg: Junius, 1999.

Тема 11.

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978 (Фр. Шлегель и Новалис); 1989 (Гельдерлин, Шлейермахер).

Schmitt Carl. Politische Romantik. Berlin, Duncker und Humblot, 1991.

Тема 12.

Плотников Н. Рецензия на издание сочинений Ф.Г.Якоби [http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_03/1999_3_15.htm]

Jacobi F. H. Schriften. Berlin: Verlag Die Schmiede, 1926.

Mendelson Moses. Schriften über Religion und Aufklärung. Berlin: Union Verlag, 1989.

Тема 13.

Die Idee der deutschen Universität. Die fünf Grundschriften aus der Zeit ihrer Neubegründung durch klassischen Idealismus und romantischen Realismus. Hrsg. von E. Anrich. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1964.



Vallentin R. Wilhelm von Humboldts Bildungs- und Erziehungskonzept. München: Profession, 1999.

11.4Справочники, словари, энциклопедии


Любое современное англо- или немецкоязычное издание словаря философских терминов.

11.5Программные средства


Стандартное программное обеспечение.

11.6Дистанционная поддержка дисциплины


Студенты всегда могут получить консультацию по электронной почте преподавателя – mkrechet@mail.ru

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор и бумажные распечатки редких или недоступных в сети интернет текстов.

1 Здесь и далее СС – аббревиатура издания: Кант И. Собр. соч. в 8-ми т. Под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Римской цифрой указывается том, арабскими — страницы произведения.


2 Здесь и далее СС – аббревиатура издания: Кант И. Собр. соч. в 8-ми т. Под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Римской цифрой указывается том, арабскими — страницы произведения.



<< предыдущая страница