Программа дисциплины «Теория финансовых кризисов» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Программа дисциплины Научно- исследовательский семинар "Современные... 2 495.71kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 4 302.53kb.
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» 2 676.62kb.
Программа дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций» 1 352.38kb.
Программа дисциплины «Теория и история менеджмента» 1 395.54kb.
Программа дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 3 360.22kb.
Программа подготовки: 1 198.1kb.
Viii всемирные игры ветеранов спорта 2013 в восприятии участника 1 85.7kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Теория финансовых кризисов» - страница №1/1







Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория финансовых кризисов»

для направления 080300.68 "Финансы и кредит" подготовки магистра







Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики

Программа дисциплины

«Теория финансовых кризисов»


для направления/ специальности 080300.68 – «Финансы и кредит» подготовки магистра


Авторы программы: Орлова Н.В., д.э.н., nataliyaorlova@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры фондового рынка и рынка инвестиций «___»_______ 20 г

Зав. кафедрой Н.И.Берзон
Рекомендована секцией УМС «Конкретная экономика» «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета экономики «___»____________20 г.

Ученый секретарь

Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080300.68 "Финансы и кредит", обучающихся по магистерским программам «Корпоративные финансы», «Финансовые рынки и финансовые институты», «Фондовый рынок и инвестиции», «Финансы».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ-ВШЭ, образовательной программой подготовки магистров по направлению 080300.68 "Финансы и кредит" магистерских программ «Корпоративные финансы», «Финансовые рынки и финансовые институты», «Фондовый рынок и инвестиции», «Финансы» и рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080300.68 "Финансы и кредит» магистерских программ «Корпоративные финансы», «Финансовые рынки и финансовые институты», «Фондовый рынок и инвестиции», «Финансы», утвержденным в 2012 г.


Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются:

получение знаний о кризисах различного рода, в различных странах, их сути, содержания, особенностях, формах, видах, механизмах эволюции, путях преодоления; выработать методику и эффективные меры борьбы с кризисом;  механизме финансовых кризисов и финансовом антикризисном управлении.




Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные виды, формы финансовых кризисов;

  • Знать механизмы эволюции кризиса;

  • Уметь выработать методику преодоления финансового кризиса.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


1. Системные компетенции

    Код компетенции по ЕК

    Формулировка компетенции

СК-М1

Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности

СК-М2

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-М3

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М4

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М6

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-М8

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде




    2. Профессиональные компетенции



      Код компетенции по порядку

      Код компетенции по ЕК

      Формулировка компетенции

      А)Инструмаентальные

      ИК-1

    М1.2.ПД_6.1

    Способен организовать самостоятельную профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей

      ИК-2

    М 2.1_2.2

    Способен вести письменную и устную коммуникацию на иностранном языке на уровне, достаточном для решения профессиональных и научных задач

      ИК-3

    М2.1_2.2._2.4.1

    Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском языке в рамках профессионального и научного общения

      ИК-4

    М2.5.2_3.1_3.2

      Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения.

      ИК-5

    М2.5.2_3.1_3.2_4.2

      Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), используя современные средства ИКТ.

      ИК-6

    М5.2


      Способен описывать проблемы и ситуации экономической деятельности, используя язык и аппарат математических наук

      Б) Социально-личностные

      СЛК-1

    М1(Э)

    Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности

    СЛК-2

    М3(Э)

    Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

    СЛК-3

    М4(Э)

    Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

    СЛК-4

    М7(Э)

    Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности

    СЛК-5

    М8(Э)

    Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

    СЛК-6

    М9(Э)

    Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности




Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.

Для направления «Финансы и кредит» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- «Финансовые рынки, институты и инструменты»;

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны знать механизм функционирования финансового рынка, его сегментацию, основные виды инструментов финансового рынка.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении других дисциплин, связанных с финансовыми инструментами.




Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семи-нары

Практи-ческие занятия

1

Обзор мировой финансовой системы в 1860-1980 гг

18

4

 -

-

14

2

Банковские кризисы в развитых странах

18

4

 -

-

14

3

Финансовые кризисы в латинской Америке в 1980-1990 гг.

18

4

-

-

14

4

Кризис 1997 в Юго-Восточной Азии

18

4

-

-

14

5

Трансформация российской экономики в 1990-е и кризис 1998 года

18

4




-

14

6

Кризис мировой экономики в 2008-2009 гг

18

4

-

-

14




Итого

108

24







84


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценка знаний студентов проводится по бальной системе по результатам итогового контрольного теста.


Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка выставляется по десятибалльной шкале и выводится на основе результата зачета, то есть по итогам ответа на тестовые вопросы.


Пятибалльная оценка

Десятибалльная оценка (Оср)

Неудовлетворительно

1,2,3 – неудовлетворительно

Удовлетворительно

4 – почти удовлетворительно

5 - удовлетворительно

Хорошо

6 – почти хорошо

7 – хорошо

Отлично

8 – почти отлично

9 – отлично

10 - блестяще



Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Международная финансовая системе 1860-1980

Развитие мировой финансовой системы до 1914 года, эпизоды кризисов

Мировая финансовая система в условиях Великой депрессии

Количество часов аудиторной работы – 1 лекция

Конкурентные девальвации 1930-х

Возникновения МВФ и основные направления развития мировой финансовой систем после второй мировой войны

Развал Бреттон-Вудской системы и финансовый контекст 1970-1980-х

Количество часов аудиторной работы – 1 лекция


  1. Банковские кризисы в развитых странах

    Предпосылки и развитие банковского кризиса в Норвегии

    Банковский кризис в Швеции

    Сравнения опыта банковских кризисов в Скандинавии

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция

    Этапы развития банковского и экономического кризиса в Японии в 1990-е

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция


  2. Долговые кризис в Латинской Америке

    Предпосылки возникновения долгового кризиса в Аргентине в начале 1980х

    Долговой кризис Мексики 1982 года

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция

    Переговоры по реструктуризации долгов в 1984-1988, роль МВФ

    Мексиканский долговой кризис 1994 года

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция


  3. Кризис 1997 года в Юго-Восточной Азии

    Диагностика предпосылок кризиса 1997 года

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция

    Страновые особенности кризиса 1997 года

    Роль МВФ в финансовой стабилизации, первая критика Вашингтонского консенсуса

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция



  4. Трансформация российской экономики в 1990-е и кризис 1998 года

    Состояние российской экономике в 1990-е

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция

    Предпосылки и развитие кризис 1998 года

    Критика роли МВФ для России

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция



  5. Кризис мировой экономики 2008-2009 гг.

    Финансовый кризис развитых странах

    Проблема глобальных дисбалансов

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция

    Угроза валютных войн, ограничения темпов роста в будущем

    Количество часов аудиторной работы – 1 лекция





Образовательные технологии


При проведении семинарских занятий проводится практический разбор особенностей существующих современных финансовых продуктов.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерная тематика вопросов:

  1. Развитие мировой финансовой системы до 1914 года, кризисы движения капитала в конце 19 века

  2. Международный контекст Великой депрессии

  3. Развал системы золотого стандарта в 1930-е, контекст конкурентных девальваций

  4. Развитие международной финансовой системы в 1950-1970-е

  5. Предпосылки возникновения кризиса в Латинской Америке в 1982-1994 гг.

  6. Возникновение МВФ и изменение роли фонда после кризисов в Латинской Америке

  7. Вашингтонский консенсус

  8. Банковские кризисы в развитых (скандинавских) странах в 1990-1992 гг

  9. Опыт Японии в решение банковского и экономического кризиса

  10. Диагностика и развитие финансового кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997 году

  11. Предпосылки и кризис 1998 в России



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовый учебник

Ключников И.К., Молчанова О.А. Финансовые кризисы: теория, история и современность. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 258 с.




Дополнительная литература

B.Eichengreen (2008), Globalizing Capital: A History of the International Monetary System , 2008


  1. An anatomy of Credit Booms: evidence from macro aggregates and micro data, Mendoza and Terrones

  2. Tesar L. And Werner L, The internationalization of the securities markets since the 1987 crash, the brooking paper, 1998

  3. Bordo, Michael, Barry Eichengreen and Douglas Irwin (1999), .Is Globalization Today Really Different from Globalization a Hundred Years Ago?. Brookings Trade Policy Forum 1999, pp.1-73.

  4. B.Eichengreen, M.Bordo, Crises now and then: what lessons from the last era of financial globalisation? NBER 8716, January 2002

  5. Maddison, Angus (1995), Monitoring the World Economy 1820-1992, Paris: OECD.

  6. M.Obstfeld, A.Taylor, Globalization and Capital Markets, In M.Bordo, A.Taylor, J.Williamson, Globalization in historical Perspective, University of Chicago, 2002.

  7. P.Krugman, Crises: The next generation? Razin conference, Tel Aviv University March 2001

  8. P.Krugman, A model of Balance of Payments crises, Journal of Money credit and Banking, N11, 1979

  9. P.Krugman, What happened to Asia?, 1998

  10. T.Beck, R.Levine, Stock markets, banks and growth: panel evidence, NBER WP 9082, 2004

  11. F. Mishkin, Understanding Financial crises: a developing country perspective, NBER WP 5600, May 1996

  12. Делягин М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. – М., 1997.

  13. Попов В. Уроки валютного и биржевого кризиса в странах Юго-Восточной Азии // Вопросы экономики, 1997, № 12.

  14. Попов В. Уроки валютного кризиса в России и других странах // Вопросы экономики, 1999, № 7.

  15. Алексашенко С.В Битва за рубль, М. 1999

  16. Р.Ловенстайн, Когда гений терпит поражение. Взлет и падение LTCM, М. 2006

  17. Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост-Вашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики, 1998, № 7.

  18. A.Krueger, Sovereign Debt Restructuring and Dispute Resolution, The Bretton Woods Committee, 2002

  19. A.Deirguc-Kunt, E.Detragiache, Financial liberalization and Financial fragility, In annual World Bank conference on development economics, 1999

10.5. Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка дисциплины не применяется.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение дисциплины не требуется.