Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для направления 040100. 62 " - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины "Современные теории идентичности" для направления/... 1 265.73kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология» 1 207.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Программа дисциплины «Алгебра и анализ» 1 186.6kb.
Программа дисциплины "Культуры потребления" 1 265.19kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» 1 444.15kb.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая... 2 359.4kb.
Программа межпрограммной дисциплины «Методы исследования организаций... 1 183.1kb.
Программа дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» 4 627.19kb.
Облачная демократия 10 1243.3kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для направления 040100. - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра






Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.



Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Социология девиантного и нормативного».
Программа разработана в соответствии с:

  1. Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  2. Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и образовательной программой 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  3. Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социология девиантного и нормативного» являются:

Общепредметные:

  • определение области исследования социологии девиантного поведения как одной из областей социологии;

  • расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата;

  • Повышение уровня социально-культурной компетенции;

  • расширение знания методологии и развитие навыков аналитической интерпретации текстов;

Специальные:

  • Углубление и спецификация полученных ранее знаний о социальных феноменах, социальных отношениях;

  • Совершенствование умения использования того или иного социологического и антропологического инструментария для анализа конкретной социальной проблемы;

  • Углубление способностей анализировать конкретные социальные контексты;

  • Умение анализировать влияние и корреляцию социальных факторов разного уровня.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать:




  • различные концепции к анализу актуальных проблем в данной области;

  • динамику развития социальных процессов;

  • различные подходы к социологическому анализу девиаций.




  • Уметь:




  • выделять единицы анализа различных социальных контекстов;

  • критически осмыслить существующие теоретические подходы в социологии девиации.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • анализа текстов;

  • работы в команде.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению девиантного поведения

Лекции, анализ литературы на семинарах, выполнение заданий в аудитории

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, домашнее задание, финальное эссе

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с коллегами, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию девиаций, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение и обсуждение материалов к семинару

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные проблемы современного общества

Семинарские занятия, анализ кинофильма, домашнее задание, финальное эссе

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, домашнее задание, финальное эссе

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет

Домашнее задание, Финальное эссе

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям и работы с литературой на англ.языке при написании эссе

Семинарские занятия, домашнее задание, финальное эссе

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию девиаций при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Студент демонстрирует умение работать с теоретическим и эмпирическим материалом

Работа на семинарах, домашнее задание, финальное эссе

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, домашнее задание, финальное эссе
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 040100.62 (3 курс) данная дисциплина относится к Вариативной части,и для направления 040200.62 «Социология» (4 курс) настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социологическая теория,

  • Социальная структура и социальная стратификация,

  • Введение в социологию и история социологии,

  • Методология и методы социологии,

  • Социология молодежи.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Введение в социологию.
  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего

часов


Лекции

Семинары

Практические занятия

Самостоя­тельная работа

1

Классические основания социологии девиации. Основные подходы к определению девиации.

20

4

2




12

2

Просмотр и анализ кинофильма: «Заводной апельсин», реж. С.Кубрик, 1971 г.

16

2

2




12

3

Что такое «норма», «нормальное» и «нормативное»? Когда и как появилось понятие «нормы»?

14

2

2




14

4

Что такое правило, правильное и неправильное действие?

14

2

2




14

5

Определение девиации, комментарии этнометодологов. Девиация как «чувствительность» к не-нормальному.

12

2

2




12

6

Возможна ли «девиация» в современном обществе? «Смерть» социологии девиации?

12

4

2




12




Итого

108

16

16




76
  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 курс

4 курс

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

Эссе













*










В письменной форме, 2000 слов

Письменное задание







*




*










В письменной форме, 90 мин

Итоговый

Зачет








*




*










В устной форме, 90 мин

    1. Критерии оценки знаний, навыков

Требования к слушателям
1. В рамках курса от студентов требуется посещение занятий, участие в дискуссиях, прочтение текстов. В случае систематической неподготовленности студентов к занятиям будут вводиться такие меры контроля, как тестирования, письменные работы на занятиях, оценка за которые будет влиять на итоговую оценку.

2. За каждое пропущенное занятие, студенту необходимо предоставить письменный конспект лекции/ одного из текстов к семинару. Отсутствие конспекта повлечет снижение финальной оценки.

3. Если накопленная оценка за курс составляет 8 и более баллов, студент может быть освобожден от финального экзамена (по желанию студента).

4. Требования к финальному эссе: эссе должно обязательно должно содержать цель/задачу, прописанные в начале работы. В работе будет оцениваться знание материала, пройденного в рамках курса, анализ самостоятельно найденного материала по теме, умение четко и аргументированно излагать свою позицию. Эссе может представлять собой исследовательский проект. Работа сдается в электронном виде и защищается студентом устно на финальном занятии.

5. Требования к оформлению финального эссе: недопустимым является приведение очень длинных цитат из лекций и учебных пособий (более одной трети объема текста). Плагиат автоматически означает «неудовлетворительно» по всему курсу; некорректно оформленные ссылки (несоответствующие источнику, неверные страницы или вообще отсутствие указаний на таковые, ссылка, проставленная через 1,5 страницы после цитирования источника и проч.) - значительное снижение балла (выше, чем «удовлетворительно», такая работа оценена не будет). За опоздание с работой – минус треть балла за каждый просроченный день (не считая выходных дней).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах, еженедельное представление выполненных заданий и готовность их обсуждать на занятиях

  • итоговый контроль проводится в форме зачета с учетом накопительной оценки.

  • итоговая оценка определяется по накопительной системе.

В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, анализ случаев, просмотр фильмов и их обсуждение.

Зачет осуществляется в устной форме.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Работа в аудитории – 60 % , из них письменные работы в аудитории-10%

Финальная письменная работа (эссе) – 40%

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Оауд + 0,1* Описьм.работа+ 0,4* Оcам. работа



Орезульт = 0,6* Онакопленная + 0,4 *·Озачет

Способ округления оценки: арифметический



7 Содержание дисциплины



Краткая аннотация курса

Что такое девиация? Самый распространенный ответ на этот вопрос – отклонение от правил и норм. Именно такое определение можно встретить в большей части социологической литературы по данной теме. Но, если задуматься, то мы увидим, что обсуждение «девиации» в терминах «поломки правил» или «отклонения от норм» скорее затрудняет понимание, чем проясняет его. Данный авторский курс предлагает слушателям критически взглянуть на, казалось бы, привычные и понятные определения. Что такое правило? Что такое норма? Данные определения предполагают «нормы» и/или «правила» в качестве фона, на котором и в котором возможно понимание и изучение «отклонений». Имплицитно, такая логика подразумевает, что изучив то, как маркируются «не-нормальные», мы поймем кто такие «нормальные». Но, действительно ли это так? Сегодня, имея значительный исследовательский задел в социологии девиации (достаточно вспомнить Э.Дюркгейма или Чикагскую школу), много ли мы знаем о нормах? А возможно ли вообще изучить нормы? Что такое норма и нормальное? Откуда и как это понятие пришли в социальные науки? Для ответа на эти вопросы, мы обратимся к идеям Ж.Кангилема и М.Фуко.

Как мы в повседневной жизни маркируем кого-либо или что-либо как «ненормальное», «отклоняющееся», «неправильное»? Что такое правило и отклонения от него? Прояснить эти понятия помогут идеи Л.Витгенштейна. Все ли «неправильные» действия есть девиация и действительно ли мы можем определить девиацию как поломку правил? Какое решение этой концептуальной проблемы предлагают этнометодологи?

Еще одна проблема такого «конвенционального» определения девиации заключается в том, что оно было разработано в 20 веке и едва ли подходит для описания «множественности норм» современного общества. Как следствие возникает вопрос: а возможно ли вообще говорить о «девиации» сегодня?

Курс рассчитан на 32 аудиторных часа (16 лекций и 16 семинаров) и состоит из лекций, презентаций, семинаров и тематических дискуссий, просмотра и анализа кинофильма по одной их тем курса. В качестве зачета по курсу- эссе.

Тематический план курса

Раздел 1. Классические основания социологии девиации. Основные подходы к определению девиации

Лекция 1-2: Классические основания социологии девиации (теория аномии, позитивизм, Чикагская школа и теория ярлыков, «левый реализм», феминистский подход, теория субкультур, теория конфликта, теория социального контроля, «девиантные роли, медикализация отклонений). Что такое девиация? Существующие подходы к определению девиантного поведения и его причин. Типы девиаций, позитивная девиация. Неоднозначность «традиционных» определений девиации. Какие силы и процессы включены в определение нормального и ненормального? Кто определяет реакцию на ненормальное? Роль экспертов и масс-медиа в «создании» и воспроизводстве девиации. Общественное мнение, социальные движения (анализ случаев).

Cеминар 1 (групповая работа):


    1. Проанализируйте и сравните представленные подходы к определению девиации.

    2. Попробуйте классифицировать их на основе общих признаков.

    3. Для анализа каких типов поведения, подходит тот или иной подход?

    4. Существует ли универсальное определение девиации?

    5. Проанализируете определение девиации в разных теоретических подходах. Насколько они релевантны для анализа девиации в современном обществе?

Тексты к семинару:

Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р.(2004). Личностно-ориентированная социология. М.Академический проект. С.305-336

Смелзер Н. (1998). Социология. М.Феникс. Глава «Девиация и социальный контроль».

Дополнительно:

R.J.Franzese. (2009). The sociology of deviance: Differences, Tradition, and Stigma. C.C.Thomas Publisher LTD.

M.B.Clinard, R.F. Meier (2008). Sociology of Deviant Behavior. Wadsworth, Cengage Lerning.

Sociological Theories To Explain Deviance: http://ww2.valdosta.edu/~klowney/devtheories.htm



Раздел 2. Просмотр и анализ кинофильма: «Заводной апельсин», реж. С.Кубрик, 1971 г.

Лекция 1, семинар 1: Просмотр и анализ кинофильма: «Заводной апельсин», реж. С.Кубрик, 1971 г.

Задание к письменной работе:

1.Какие темы поднимает этот фильм?

2.Выберите и опишите одну из линий киноповествования (например, «карьера» преступника – больного, «властные другие» и определение девиации).

2. Какой социологический подход/ы к определению девиации, подошли бы для анализа выбранной Вами проблемы?



Раздел 3. Что такое «норма», «нормальное» и «нормативное»? Когда и как появилось понятие «нормы»?

Лекция 1, семинар 1: Как и когда появилась понятие «нормы»? Процессы «стандартизации» и «нормализации»: история вопроса (Ж.Кангилем, М.Фуко). Какие области явились «источником» учреждения норм? Когда «стандартизация» переходит в «нормализацию»: появление и роль «нормативного» класса (Ж.Кангилем). Формирование новых типов власти, пример: судебно-психиатрическая экспертиза и появление «ненормального индивида» (М.Фуко).

Задание к семинару:

1.Проанализируйте и опишите на примере текста Н.Элиаса в чем сущность процесса «нормализации».

2. Как происходит установление норма и кто в этом участвует?

3.Почему судебно-психиатрическая экспертиза, определяется М.Фуко как «нормализирующая власть»? На кого нацелена и какого рода объекты она «выявляет»?

4. Из каких элементов складывается область аномального? Подробно охарактеризуйте каждый элемент.

5.Как и в каком контексте произошел переход «от монстра к ненормальному», по мнению М.Фуко?



Тексты к семинару:

Элиас Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. М., СПб. Том 1, часть 2.

Фуко М. (2004). Ненормальные СПб.,Наука.С.79-107, 139-168.

Дополнительно:

Neilson J.,Walden G., Kunkel C.A (2000). Gendered Heteronormativity: Empirical Illustrations in Everyday Life. The Sociological Quarterly 41(2):283-296.

Heckert A., Heckert D.M. (2004). Using an Integrated Typology of Deviance to Analyze Ten Common Norms of the U.S. Middle Class. The Sociological Quarterly 45(2):209-228.

Лекция 2, семинар 2: Что такое «норма», «нормальное» и «нормативное» в концепции Ж.Кангилема? Как связаны эти понятия? Социологическая рефлексия о нормах. Возможно ли изучить нормы?

Задание к семинару:


      1. Сравните представленные подходы к изучению норм.

      2. В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества и недостатки того или иного подхода?

      3. Какой подход наиболее продуктивен в изучении норм современного общества?

      4. (для групповой работы) Вспомните и опишите, что значит «нормальное» в той или иной области, например, нормальный внешний вид /поведение и т.д. актора в определенном контексте.

Тексты к семинару:

Терборн Г. (2003). О границах и динамике норм и нормативного действия. Социологическая рефлексия.

Lanzer I.A. (1950). A Critique of the Concept of Normality in Behavior. Journal of Eduсational Sociology 24(2):86-92

Саша Соколов «Школа для дураков».С.76-78



Дополнительно:

Запорожец О.Н., Самутина Н.В. (2012). Свой среди других: антропология нормы в пространстве Царицынского парка. Препринт НИУ ВШЭ.

Омельченко Е. (ред.) (1995). Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск. Ульяновский Государственный Университет.

Раздел 4. Лекция 1-2: Что такое правило, правильное и неправильное действие? Л. Витгенштейн. Действительно ли правила могут быть расценены как основа для социологического объяснения социального порядка? Можем ли мы определить границу между нормальным и ненормальным?

Раздел 5. Определение девиации, комментарии этнометодологов. Девиация как «чувствительность» к не-нормальному.

Лекция 1: Категория «членства» (E.Anscombe, A.W.Imershein and R.L.Simons, Г.Гарфинкель). Располагает ли социология инструментарием для изучения/ определения отклонений? «Чувствительность» как инструмент опознавания.

Задание к семинару:


  1. Какое понимание правила предлагает аналитическая философия?

  2. Что будет являться неправильным действием, в рамках этого подхода?

  3. Как мы узнаем о правильном/неправильном в повседневной жизни?

  4. В чем заключаются проблемы социологического изучения норм и правил?

Тексты к семинару:

  1. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. Избранные отрывки.

  2. Imershein A.W., Simons R.L. (1976). Rules and Examples in Lay and Professional Psychiatry: An Ethnomethodological Comment on the Scheff – Gove Controversy. American Sociological Review 41(3): 559-563.

  3. Волков В.В. (1998).“Следование правилу как социологическая проблема». Социологический журнал 3-4.

Дополнительно:

Lynch M. (1983). Accommodation Practices: Vernacular treatments of Madness. Social problems 31 (2):152-164.



Раздел 6. Лекция 1-2: Возможна ли «девиация» в современном обществе? «Смерть» социологии девиации? Новые типы девиации: терроризм, кибер-преступления. Пост-модерн и критика «традиционных» нормализирующих дискурсов. Множественность норм или другие формы контроля? Возможен ли сегодня «социальный консенсус» по поводу того или иного типа действия, поведения?

Задание к семинару:

Продумайте свою позицию и ясно изложите аргументы по теме общей финальной дискуссии «как определить девиацию»?



Тексты к семинару:

Lymon S.M.(1995). Without Morals or Mores: Deviance in Post-Modern Social Theory. International Journal of Politics, Culture, and Society 9(2):197-236.

Troyer R.J., Markle G.E. (1982). Creating Deviance Rules: A Macroscopic Model. The Sociological Quarterly 23(2):157-169.

Sumner C.(1994). Sociology of Deviance: An Obituary. Open University Press. Buckingham (отрывки).


  1. Образовательные технологии


В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.
9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные темы для финальных эссе:

  1. Что такое девиация?

  2. Как определяется «нормальное» в повседневном языке?

  3. Как определяется «отклонение» в повседневном языке? (возможно сравнение)

  4. Процесс «нормализации» в современном обществе.

  5. Анализ случая «педофилии, гомосексуальности, гражданского активизма или (..) как пример «создания» ненормальных.

  6. РПЦ (медицина) как пример власти нормализации (анализ случая)

  7. Существует ли девиация в современном обществе? Возможна ли универсальная концепция девиации?

  8. Своя тема

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примеры домашних заданий и вопросов к зачету:

  1. Опишите социологические подходы к девиации.

  2. На основании каких признаков, Вы могли бы классифицировать социологические взгляды на девиацию?

  3. В чем суть процесса «стандартизации», с т.зр. Ж.Кангилема? Приведите собственные примеры.

  4. Из каких областей пришли, в повседневный язык, термины «норма» и «нормальное»

  5. Что такое норма, нормальное и нормативное и как связаны эти понятия?

  6. Что такое не-нормальное в логике Ж.Кангилема?

  7. Что такое правилосообразное действие? Приведите примеры.

  8. Как связаны концепции «правильного» и «нормального»?

  9. Почему определение девиации как «поломки правил» или «отклонения от норм», не является релевантным для изучения не-нормального в повседневности?

  10. Почему некоторые исследователи настаивают на том, что социологии девиации не существует как исследовательской области?

  11. Какой из подходов к определению девиации, Вы считаете наиболее релевантным на настоящий момент? Почему?

  12. Почему в современном обществе возникает вопрос о существовании девиации?
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник

    1. Основная литература


  1. Clinard M.B., Meier R.F. (2008). Sociology of Deviant Behavior. Wadsworth, Cengage Lerning.

  2. Franzese R.J. (2009). The sociology of deviance: Differences, Tradition, and Stigma. C.C.Thomas Publisher LTD.

  3. Запорожец О.Н., Самутина Н.В. (2012). Свой среди других: антропология нормы в пространстве Царицынского парка. Препринт НИУ ВШЭ.

    1. Дополнительная литература



  1. A Sociology of Deviance for the 21st Century. http://sitemason.vanderbilt.edu/files/l/l3Bguk/SOCDEVREVMAJ3.pdf

  2. Adler P. A., Adler P.(2006). The Deviance Society. Deviant Behavior, 27(2): 129-148

  3. Becker H.S (1997) Outsiders: Studies in the sociology of deviance.

  4. Deflem M. (2009). Terrorism In 21st Century Criminology: A Reference Handbook, edited by J. Mitchell Miller. Sage. 

  5. Georges Canguilhem (1991). The Normal and the Pathological, trans. Carolyn R. Fawcett & Robert S. Cohen. NY: Zone Books

  6. Goffman E. (1961). Asylums: Essays on the Condition of the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates.

  7. Goffman E. 1986 (1963).Stigma. Notes on the management of spoiled identity. London, New York,etc. Touchstone. (избранные главы в переводе Добряковой М.).

  8. Gove W.R. (2004). The Career of the Mentally Ill: An Integration of Psychiatric, Labeling/Social Construction and Lay Perspectives. Journal of Health and Social Behavior 45 (4):357-375.

  9. Heckert A., Heckert D.M. (2004). Using an Integrated Typology of Deviance to Analyze Ten Common Norms of the U.S. Middle Class. The Sociological Quarterly 45(2):209-228.

  10. Imershein A.W., Simons R.L. (1976). Rules and Examples in Lay and Professional Psychiatry: An Ethnomethodological Comment on the Scheff – Gove Controversy. American Sociological Review 41(3): 559-563.

  11. Lanzer I. A. (1950). A critique of the concept of Normality in Behavior. Journal of Educational Sociology 24 (2):86-92.

  12. Lemert E.M.(1981).Issues in the Study of Deviance. The Sociological Quarterly 22(2):285-305.

  13. Lymon S.M.(1995). Without Morals or Mores: Deviance in Post-Modern Social Theory. International Journal of Politics, Culture, and Society 9(2):197-236.

  14. Lynch M. (1983). Accommodation Practices: Vernacular treatments of Madness. Social problems 31 (2):152-164.

  15. McNulty T.L. (2000). Race, crime and public housing in Atlanta: Testing a Conditional Effect Hypothesis. Social Forces.

  16. Nielson J., Walden G., Kunkel C. A (2000). Gendered Heteronormativity: Empirical Illustrations in Everyday Life. The Sociological Quarterly, 41(2):283-296

  17. Reiss I.L. (1981). Some Observations on Ideology and Sexuality in America. Journal of Marriage and Family 43(2):271-283.

  18. Rock P. (1998).Rules, Boundaries, and the Courts: Some Problems in the Neo-Durkheimain Sociology of Deviance. The British Journal of Sociology 49(4):586-601.

  19. Sagarin E., Kelly R.J. (1987). Deviance: A polymorphous concept, Deviant Behavior, 8(1):13-25

  20. Sociological Theories To Explain Deviance: http://ww2.valdosta.edu/~klowney/devtheories.htm

  21. Sumner C.(1994). Sociology of Deviance: An Obituary. Open University Press. Buckingham

  22. Terry J. (1990). Lesbians under medical Gaze: Scientist Search for remarkable Difference. The Journal of Sex Research 27 (3):317-339

  23. Troyer R.J., Markle G.E. (1982). Creating Deviance Rules: A Macroscopic Model. The Sociological Quarterly 23(2):157-169

  24. Ulmer T.J. (2000). Commitment, Deviance, and Social Control. The Sociological Quarterly 41(3):315-336.

  25. Williams C. R (2004). Reclaiming the expressive subject: deviance and the art of non-normativity, Deviant Behavior, 25(3): 233-254

  26. Бергер П.,Бергер Б., Коллинз Р.(2004). Личностно-ориентированная социология. М.Академический проект.

  27. Витгенштейн Л. (1994). Философские исследования. М. Гнозис.

  28. Волков В.В. (1998).Следование правилу как социологическая проблема. Социологический журнал 3-4.

  29. Мертон Р. (1966). Социальная структура и аномия (пер.). Социология преступности М.

  30. Омельченко Е. (ред.) (1995). Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск. Ульяновский Государственный Университет.

  31. Омельченко Е.(2000). Молодежные культуры и субкультуры. М. Институт Социологии РАН

  32. Терборн Г. О границах и динамике норм и нормативного действия. Социологическая рефлексия. 2003.

  33. Фуко М. Ненормальные. СПб. Наука. 2004


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.