Программа дисциплины «Мода как социокультурный феномен» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мужские сообщества донских казаков как социокультурный феномен XVI... 2 629.4kb.
Слухи как социально-психологический и социокультурный феномен 1 106.47kb.
Рабочая программа дисциплины «Современные медиасистемы» Направление... 1 141.42kb.
Программа воспитания подрастающего поколения «Школа социокультурный... 1 247.67kb.
Программа дисциплины археография Цикл 1 216.07kb.
Программа дисциплины духовная жизнь татарского народа в начале ХХ... 1 298.51kb.
Программа трехдневного курса «Методология биографического исследования»... 1 76.2kb.
Молодежный радикализм как фактор девиантного поведения: социокультурный... 1 275.01kb.
Кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен: когнитивный... 7 2235kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (программа подготовки бакалавра) 1 240.05kb.
Феномен кафе в культуре 1 51.8kb.
Пояснительная записка Актуальность темы 1 143.49kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Мода как социокультурный феномен» - страница №1/1


http://www.polymus.ru/posetitelyam/detyam/children_university/logo_hse_cmyk.jpg

Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования



Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет философии

Отделение культурологии


Программа дисциплины

«Мода как социокультурный феномен»


для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Ганжа А. Г., кандидат философских наук

ann.ganzha@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре

отделения культурологии факультета философии «04» сентября 2013 г.

Зав. кафедрой В. А. Куренной


Рекомендована профессиональной коллегией

УМС по философии и культурологии «___»_____________ 20__ г.

Председатель Б. Н. Кашников
Утверждена УС факультета философии «___»_____________ 20__ г.

Ученый секретарь И. В. Макарова

__________________________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 033000.62 «Культурология», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Мода как социокультурный феномен».

Программа разработана в соответствии с:

— ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

— Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 033000.62 «Культурология»;

— Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 033000.62 «Культурология», утвержденным в 2013 г.


2. Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Мода как социокультурный феномен» — знакомство студентов с социальным и культурным феноменом моды и модного поведения, а также с различными теоретическими подходами к исследованию данного феномена.
3. Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать фундаментальные факты истории моды, основные теоретические подходы к определению и историко-культурной реконструкции феномена моды, основные элементы исторического словаря моды и модной индустрии.

Уметь формулировать свое собственное критическое суждение в рамках современных дебатов о моде и идентичности, моде и гендере, моде и субкультуре, моде и политике, моде и индустрии, моде и телесных практиках, моде и городской среде.

Иметь навыки написания критических статей о модных явлениях и тенденциях, формирования социально-критического отношения к модной продукции, производимой в различных сегментах индустрии культуры, навыки анализа идеологической составляющей модного продукта, его связей с экономическими и политическими реалиями.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

способен к формированию рефлексивного отношения к воспроизводству социальных кодов и соблюдению социального протокола, в том числе в сфере моды и модного поведения; владеет навыками использования языка моды в качестве социального инструмента

самостоятельная работа

понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре, умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте

ПК-1

свободно, предметно и аргументированно рассуждает о модных тенденциях, трендах, образах; анализирует феномен моды как целостное явление в контексте истории культуры, экономики и политики; критически осмысливает потребительские стратегии, техники саморепрезентации и самоописания

лекции, семинары, эссе, самостоятельная работа

способен понимать систематические связи между сферой культуры и социальной, общественно-политической и экономической жизнью, роль культуры в современной экономике и социальном структурировании общества, а также использовать свои знания в сфере практической инновационной деятельности

ПК-11

анализирует частные культурные явления, обретающие значимость в универсуме «моды» и «модного», в их неочевидных связях с современными социальными, экономическими и политическими трендами; генерирует идеи в направлении инновационно-проектной аранжировки актуальных концептуальных комплексов и практик, репрезентирующих культурно-, социально- и политически-значимые стратегии модного поведения; реализует полученные знания для создания жизнеспособных проектов в сфере культурных индустрий

лекции, семинары, эссе, самостоятельная работа

иметь навык подготовки и написания различных видов текстов культурной тематики для системы печатных и электронных средств массовых коммуникаций — рецензий, репортажей, различных жанров критических произведений

ПК-18

генерирует связные, убедительные, стилистически грамотные тексты по тематике курса: репортаж о модном событии, критическая рецензия на модный культурный продукт, аналитический документированный очерк о модном персонаже; обнаруживает склонность к смелым обобщениям, нестандартным схемам аргументации и нетривиальным выводам

самостоятельная работа, эссе

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является факультативом.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

— Всеобщая история;

— Введение в специальность: история наук о культуре;

— Теория и история зарубежного искусства;

— Философия культуры.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

— обладает культурой мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения (ОК-1);

— умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации (ОК-2);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

— использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— использует основные гуманитарные методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

—способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

— обладание навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач (ОНК-2);

— владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, владение различными жанрами письменной речи (ИК-1);

— имеет навык академического письма (ПК-6).


Основные положения дисциплины не обязательны к использованию в дальнейшем при изучении других дисциплин, поскольку для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является факультативом.
5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего

часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

История и теория моды. Типы знания о моде. Исследовательские подходы и исследовательские предрассудки

12

4

2

6

2

Генеалогии моды и модной индустрии

12

4

2

6

3

Мода и идентичность. Мода и гендер. Субкультуры и дизайн одежды

24

4

4

16

4

Телесные практики и модификации модного тела. Модная фигура и силуэт. Рождение униформы

14

4

2

8

5

Фигура дизайнера. Фигура кутюрье. Высокая мода и ее нарративы: биография и интервью

23

3

4

16

6

Мода и город. Денди, фланер и покупатель. Производство и потребление модных вещей. Недели моды и модные столицы

23

3

4

16

Итого:

108

22

18

68

6. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

4

Текущий

(неделя)


Эссе




10

Письменная работа объемом не менее 20 тыс. знаков с пробелами; обязательно использование иллюстративного материала

Итоговый

Зачет




*

Устное собеседование

6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Эссе

Студент свободно, предметно и аргументированно рассуждает о модных тенденциях, трендах, образах; анализирует феномен моды как целостное явление в контексте истории культуры, экономики и политики; критически осмысливает потребительские стратегии, техники саморепрезентации и самоописания; анализирует частные культурные явления, обретающие значимость в универсуме «моды» и «модного», в их неочевидных связях с современными социальными, экономическими и политическими трендами; генерирует идеи в направлении инновационно-проектной аранжировки актуальных концептуальных комплексов и практик, репрезентирующих культурно-, социально- и политически-значимые стратегии модного поведения; реализует полученные знания для создания жизнеспособных проектов в сфере культурных индустрий. В случае соответствия эссе перечисленным требованиям выставляется оценка «отлично» (8 – 10); в случае, если рассуждения недостаточно свободны и предметны, анализ недостаточно глубок, а аргументация страдает непоследовательностью и бездоказательностью, выставляется оценка «хорошо» (6 – 7); в случае, если изложение состоит из произвольных тезисов, не подкрепленных никакой аргументацией, анализ очевидно поверхностен и субъективен, а оригинальные идеи отсутствуют, выставляется оценка «удовлетворительно» (4 – 5); в случае полного несоответствия работы перечисленным требованиям выставляется оценка «неудовлетворительно» (1 – 3).


Зачет
Студент должен ясно и отчетливо ответить на поставленный вопрос, привести аргументы к своему ответу, владеть научной терминологией и излагать мысли на хорошем литературном языке. В случае соответствия ответа всем указанным критериям выставляется оценка «отлично» (8 – 10); в случае неполного ответа студента или неспособности студента отвечать с использованием исключительно научного языка или на хорошем литературном языке — оценка «хорошо» (6 – 7); в случае путаного, неадекватного ответа, на обыденном языке — оценка «удовлетворительно» (4 – 5); в случае полной неготовности студента — оценка «неудовлетворительно» (1 – 3).
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
О аудиторная — оценка работы на лекциях и семинарах (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы).

О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).

О текущий = О эссе.

О зачет = оценка ответа на устном собеседовании.

О итоговый = 0,2  О зачет + 0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная.

Если (0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная)  7,5 балла, то на зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:



О итоговый = 0,2  О зачет + 0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная + О доп. вопрос.

О дисциплина = О итоговый.

Все оценки округляются арифметически.


7. Содержание дисциплины
Тема 1. История и теория моды. Типы знания о моде.

Исследовательские подходы и исследовательские предрассудки



Количество часов аудиторной работы

Общий объем самостоятельной работы

6

6

Лекции

Семинары

Подготовка к семинарам

Выполнение заданий по текущему контролю

4

2

6


Литература по теме:


Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. (Серия «Лики культуры»). С. 266 – 291.

Бодлер Ш. Поэт современной жизни // Бодлер Ш. Об искусстве. М., Искусство, 1986. С. 283 – 315.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с. (Мыслители XX века)

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкин. М.: Академический Проект, 2007. 335с. (Философские технологии)

Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Рудомино, 1999. 224 с.

Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000. 320 с.

Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / Жиль Липовецкий; пер. с франц. Ю. Розенберг, под науч. и лит. ред. А. Маркова. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 336 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
Тема 2. Генеалогии моды и модной индустрии


Количество часов аудиторной работы

Общий объем самостоятельной работы

6

6

Лекции

Семинары

Подготовка к семинарам

Выполнение заданий по текущему контролю

4

2

6


Литература по теме:


Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / Пер. с фр. Н. Кисловой. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 272 с.

Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой / пер. с франц. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с.

Мельшиор-Бонне С. История зеркала / Предисл. Жана Делюмо. Пер. с фр. Ю. М. Розенберг. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 456 с.

Обувь: от сандалий до кроссовок / Ред. Макнил Питер, Риелло Джорджио. Пер. с англ. Н. Горовой, Е. Демидовой, Е. Канищевой, Е. Кардаш, В. Кулагиной-Ярцевой, С. Силаковой. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 376 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)



Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700–1917 / Пер. с английского Кс. Щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 416 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / Пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 288 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Тема 3. Мода и идентичность. Мода и гендер. Субкультуры и дизайн одежды


Количество часов аудиторной работы

Общий объем самостоятельной работы

8

16

Лекции

Семинары

Подготовка к семинарам

Выполнение заданий по текущему контролю

4

4

8

8

Литература по теме:


Бар К. Политическая история брюк / Кристин Бар; пер. с франц. С. Петрова. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 320 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

История тела: В 3-х т. / Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. I: От Ренессанса до эпохи Просвещения / Перевод с французского М. С. Неклюдовой, А. В. Стоговой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 480 с. (Серия «Культура повседневности»)



Вигарелло Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней / Жорж Вигарелло; пер. с французского А. Лешневской. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 432 с. (Серия «Культура повседневности»)

Стил В. Фетиш: мода, секс и власть / Валери Стил; пер. с англ. Е. Демидовой. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 224 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Стил В., Парк Дж. Готика. Мрачный гламур / Пер. с английского Кс. Щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 192 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / Пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 288 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)
Тема 4. Телесные практики и модификации модного тела. Модная фигура и силуэт.

Рождение униформы




Количество часов аудиторной работы

Общий объем самостоятельной работы

6

8

Лекции

Семинары

Подготовка к семинарам

Выполнение заданий по текущему контролю

4

2

4

4

Литература по теме:


История тела: В 3-х т. / Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. I: От Ренессанса до эпохи Просвещения / Перевод с французского М. С. Неклюдовой, А. В. Стоговой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 480 с. (Серия «Культура повседневности»)

Бар К. Политическая история брюк / Кристин Бар; пер. с франц. С. Петрова. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 320 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Рибейро Э. Мода и мораль / Эйлин Рибейро; пер. с англ. Г. Граевой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 264 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой / пер. с франц. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с.

Вигарелло Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней / Жорж Вигарелло; пер. с французского А. Лешневской. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 432 с. (Серия «Культура повседневности»)

Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000. 320 с.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с. (Мыслители XX века)

Стил В. Корсет / Пер. с английского М. Маликовой. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 272 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Гандл С. Гламур /Стивен Гандл; пер. с англ. под ред. А. Красниковой. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 384 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)
Тема 5. Фигура дизайнера. Фигура кутюрье. Высокая мода и ее нарративы:

биография и интервью




Количество часов аудиторной работы

Общий объем самостоятельной работы

7

16

Лекции

Семинары

Подготовка к семинарам

Выполнение заданий по текущему контролю

3

4

8

8

Литература по теме:


Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / Пер. с фр. Н. Кисловой. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 272 с.

Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / Пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 288 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)
Тема 6. Мода и город. Денди, фланер и покупатель.

Производство и потребление модных вещей. Недели моды и модные столицы




Количество часов аудиторной работы

Общий объем самостоятельной работы

7

16

Лекции

Семинары

Подготовка к семинарам

Выполнение заданий по текущему контролю

3

4

8

8

Литература по теме:


Бодлер Ш. Поэт современной жизни // Бодлер Ш. Об искусстве. М., Искусство, 1986. С. 283 – 315.

Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 640 с.

Юханнисон К. История меланхолии. О страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь / Карин Юханнисон; пер. со швед. И. Матыциной. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 320 с. (Серия «Культура повседневности»)

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкин. М.: Академический Проект, 2007. 335с. (Философские технологии)

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700–1917 / Пер. с английского Кс. Щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 416 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Харви Дж. Люди в черном / Пер. с английского Е. Ляминой, Я. Токаревой, Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 304 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / Пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 288 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)
8. Образовательные технологии
— разбор практических задач и кейсов;

— деконструкция формалистических и школярских образовательных практик;

— принудительная вербализация невербального иллюстративного материала.
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Старайтесь давать студентам для подготовки к семинарским занятиям небольшие фрагменты текстов, чтобы студенты могли их медленно прочитать и тщательно продумать, сформулировать свои вопросы и критические замечания, записать возможные комментарии и возражения.
8.2. Методические указания студентам
При подготовке к семинару старайтесь придерживаться следующих правил:
— читайте текст медленно;

— пользуйтесь классическим герменевтическим правилом: понимание целого из частей и частей из целого;

— перечитывайте текст несколько раз в случае трудностей с его пониманием;

— пробуйте прояснять для себя «темные» фрагменты текста, исходя из ясных и понятных;

— обращайтесь к различным словарям: толковым, иностранных слов и проч.;

— пытайтесь разобраться в «архитектурном строении» текста, пытайтесь отличить тезисы от аргументов, посылки от выводов и т.д.;

— обращайтесь к добротной комментаторской и интерпретативной литературе;

— выписывайте или подчеркивайте непонятные места в тексте, пытайтесь сформулировать свое непонимание в виде вопросов к семинару.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1. Тематика заданий текущего контроля
Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Примерные форматы эссе:
— репортаж о модном событии;

— критическая рецензия на модный культурный продукт;

— аналитический документированный очерк о модном персонаже.
9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету:


  1. История моды: основные подходы.

  2. Теория моды: основные подходы.

  3. Типы знания о моде и модном поведении.

  4. Исследовательские подходы к феномену моды.

  5. Исследования моды: факты и предрассудки.

  6. Генеалогии моды и модной индустрии.

  7. Мода и идентичность.

  8. Мода и гендер.

  9. Субкультуры и дизайн одежды.

  10. Телесные практики и модификации модного тела.

  11. Модная фигура и силуэт.

  12. История униформы.

  13. Фигура дизайнера.

  14. Фигура кутюрье.

  15. Высокая мода и ее нарративы: биография.

  16. Высокая мода и ее нарративы: интервью.

  17. Мода и город.

  18. Денди, фланер и покупатель.

  19. Производство и потребление модных вещей.

  20. Недели моды и модные столицы.

9.3. Примеры заданий итогового контроля


Пример задания для устного собеседования на зачете:


1. Назовите основные этапы истории европейской модной индустрии.

2. Вербализуйте иллюстративный материал:



http://www.pemberley.com/janeinfo/goutjour.jpg

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


10.1. Базовый учебник
Ридер — доступен в электронном виде.
10.2. Основная литература
Доступны электронные версии следующих изданий:
Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

Бодлер Ш. Поэт современной жизни // Бодлер Ш. Об искусстве. М., Искусство, 1986. С. 283 – 315.

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкин. М.: Академический Проект, 2007. 335с. (Философские технологии)

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с. (Мыслители XX века)

Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Рудомино, 1999. 224 с.

Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000. 320 с.

Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 640 с.

Вигарелло Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней / Жорж Вигарелло; пер. с французского А. Лешневской. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 432 с. (Серия «Культура повседневности»)

Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. (Серия «Лики культуры»). С. 266 – 291.

История тела: В 3-х т. / Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. I: От Ренессанса до эпохи Просвещения / Перевод с французского М. С. Неклюдовой, А. В. Стоговой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 480 с. (Серия «Культура повседневности»)



Мельшиор-Бонне С. История зеркала / Предисл. Жана Делюмо. Пер. с фр. Ю. М. Розенберг. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 456 с.

Юханнисон К. История меланхолии. О страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь / Карин Юханнисон; пер. со швед. И. Матыциной. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 320 с. (Серия «Культура повседневности»)
10.3. Дополнительная литература
Бар К. Политическая история брюк / Кристин Бар; пер. с франц. С. Петрова. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 320 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Гандл С. Гламур /Стивен Гандл; пер. с англ. под ред. А. Красниковой. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 384 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / Жиль Липовецкий; пер. с франц. Ю. Розенберг, под науч. и лит. ред. А. Маркова. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 336 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Обувь: от сандалий до кроссовок / Ред. Макнил Питер, Риелло Джорджио. Пер. с англ. Н. Горовой, Е. Демидовой, Е. Канищевой, Е. Кардаш, В. Кулагиной-Ярцевой, С. Силаковой. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 376 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)



Рибейро Э. Мода и мораль / Эйлин Рибейро; пер. с англ. Г. Граевой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 264 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой / пер. с франц. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с.

Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700–1917 / Пер. с английского Кс. Щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 416 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Стил В. Корсет / Пер. с английского М. Маликовой. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 272 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Стил В. Фетиш: мода, секс и власть / Валери Стил; пер. с англ. Е. Демидовой. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 224 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Стил В., Парк Дж. Готика. Мрачный гламур / Пер. с английского Кс. Щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 192 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / Пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 288 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Харви Дж. Люди в черном / Пер. с английского Е. Ляминой, Я. Токаревой, Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 304 с. (Серия «Библиотека журнала “Теория моды”»)

Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / Пер. с фр. Н. Кисловой. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 272 с.
10.4. Справочники, словари, энциклопедии
Доступны электронные версии следующих изданий:
Encyclopedia of clothing and fashion / Valerie Steele, editor in chief. Vol. 1–3. Thomson Gale, 2005.

Fashion, costume, and culture: clothing, headwear, body decorations, and footwear through the ages / Sara Pendergast and Tom Pendergast; Sarah Hermsen, editor. Vol. 1–5. Thomson Gale, 2004.



Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997.

История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. Taschen; Арт-Родник, 2003.



Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1987.

Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1–4. М.: Академия моды, 1993–2001.
10.5. Программные средства
— не используются.
10.6. Дистанционная поддержка дисциплины
— в процессе разработки.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
— проектор.