Программа дисциплины «Культура Санкт-Петербурга: традиции и современность» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «история санкт-петербурга» 1 251.46kb.
Закон санкт-петербурга о целевой программе санкт-петербурга "молодежи... 1 137.94kb.
Закон санкт-петербурга о внесении дополнений и изменений в Закон... 1 39.62kb.
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании... 1 229.52kb.
Инвестиции в основной капитал Источник: Петростат, Росстат 1 119.73kb.
Информация о награждении лучших магазинов и розничных сетей спортивных... 1 70.62kb.
Руководство проведением соревнований осуществляют: Комитет по физической... 1 48.05kb.
Аркадий А. Бартов Союз писателей Санкт-Петербурга 1 143.93kb.
Состав совета по сохранению и развитию территорий исторического центра... 1 63.91kb.
Мосты Санкт-Петербурга 1 67.67kb.
Закон санкт-петербурга о региональных стандартах в жилищной сфере... 1 57.48kb.
Вечная поэзия Рима Львов -мишкольц Топоьца -о. Хевиз(2 ночи) 1 39.41kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Культура Санкт-Петербурга: традиции и современность» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Санкт-Петербургский филиал

Факультет Менеджмента




Программа дисциплины

«Культура Санкт-Петербурга: традиции и современность»


для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

Автор программы:

к.э.н. Трабская Юлия Георгиевна


Санкт-Петербург, 2013





1. Цель освоения дисциплины
Курс предполагает изучение логики исторического развития Санкт-Петербурга, культурного бытия города в целом, изучение узловых моментов трехвековой истории культуры города.

Для изучения культуры Санкт-Петербурга равное значение имеют памятники искусства и науки, техники и журналистики, медицины и военного дела, литературы и религиозной обрядности, общественной деятельности и частной жизни.


Курс подразумевает исследование разных граней жизни города:

  • развития Санкт-Петербурга в контексте российской и мировой истории;

  • особенностей быта горожан;

  • градостроительной и архитектурной среды;

  • влияния культуры Санкт-Петербурга на мировую культуру;

  • развития науки и техники;

  • рождения и триумфа ленинградского театра;

  • литературных героев СПб и т.д.

Дисциплина «Культура Санкт-Петербурга: традиции и современность» может являться базой для изучения таких курсов как культурология, история, философия, история искусств.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. Знать основные этапы становления и развития культуры Санкт-Петербурга. Знать и понимать суть ключевых явлений культуры Петербурга. Понимать суть больших художественных стилей, характерных для разных периодов развития Санкт-Петербурга. Понимать закономерности развития истории и культуры города. Знать о событиях, личностях, литературных героях, произведениях искусства, достижениях науки и техники, сыгравших ключевую роль в развитии культуры Санкт-Петербурга.

  2. Уметь применять методы анализа явлений культуры; использовать средства познания в сфере культуры для повышения уровня интеллектуального и культурного развития, профессиональной компетентности.

  3. Иметь навыки работы с текстами, касающимися процессов, происходящих в сфере культуры и искусства; понимать взаимосвязь различных явлений культуры. Иметь исследовательские навыки, поиска, отбора и анализа информации по необходимым темам. Иметь навык подготовки презентации, публичного выступления. Иметь навыки ведения дискуссий, аргументированной защиты своей точки зрения, критического анализа точки зрения оппонента.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «Культура Санкт-Петербурга: традиции и современность» является дисциплиной по выбору для 1 курса направления «Экономика» - подготовки бакалавра.

Исходный уровень знаний подразумевает знание студентами дисциплин общеобразовательного характера школьной программы: история России, русская литература, мировая художественная культура и др.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • студенты должны знать основные этапы, ключевые события и тенденции развития истории России и Санкт-Петербурга;

  • студенты должны ознакомиться с фундаментальными трудами по истории и культуре города, а также с рядом художественных произведений, имеющих ключевое значение в развитии культуры Санкт-Петербурга;

    студенты должны уметь работать с различными источниками информации, иметь навыки поиска необходимой информации и анализа полученных сведений.




4. Тематический план курса:
1. Петербург – иностранец своего отечества

  • Петербург - перекресток культур.

  • Европейские путешествия Петра I, выход России на международную арену и идеи создания города, встреча Петра I и Исаака Ньютона.

  • Идеи европейского градостроительства, архитектуры, фортификации.

  • Голландские, французские, шведские образцы. Петергоф – Версаль – Д' Эсте. Летний сад – сады Лоренцо Великолепного.

  • Иностранные петербуржцы: Ж.Леблон, Н.Микетти – архитектор папы римского, Ж.Делиль, Л.Эйлер.

  • “Перелом как на западе во времена ренессанса” (Д.Сарабьянов), то что Европа проходила веками «мы вдруг переживаем все моменты жизни которые на западе развивались последовательно» (В.Белинский) из средневековья к новому времени, ренессансу.

  • В Петербурге как в котле варятся народы – национальные слободы и школы.

  • Петербург и Россия. Формирование двух народов, говорящих на разных языках живущих в разных системах ценностей.


Литература по теме:

Анисимов Е.В. Петербург времен Петра Великого. - М., СПб.: Центрполиграф, 2010.

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. -СПб.: Паритет, 2006.
2. “Сколь Осман Парижа не ломал, а такого Невского не выломал” А. Дюма

Петербург как воплощение идеального города

Градостроительное развитие Петербурга

  • Типы городов: стихийная застройка (Париж, Рим), «исторически слагавшаяся, радиально-кольцевая застройка - главное достижение средневековья» (И.Бунин); регулярная застройка, жесткая планировочная сетка (римский военный лагерь, античные города).

  • «Умышленные» города мира: Амарна, Александрия, Константинополь.

  • Эксцентрическое и концентрическое положение города на территории страны (Ю. Лотман).

  • Петербурх – северный парадиз.

  • «Размах площадей и улиц Петром разряжен без осечки». Планы создания города. Спор архитекторов.

  • Трезубец. Бабуино, Корсо, Рипетта - Гороховая, Вознесенский, Невский.

  • Системная застройка Петербурга при Екатерине II.

  • Пушкинский Петербург.

  • Рост города – новые градостроительные задачи, новые промышленные районы.

  • Репрезентативный и рабочий Петербург.

  • Город обращенный к человеку.

  • Градостроительные планы советского периода.

  • Градоустройство, городское хозяйство, городской быт, градоначальники.


Литература по теме:

Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства.-М.:Стройиздат, 1979.

Градоначальники: Петербург -Петроград-Ленинград-Петербург.СПб.,2003.

Зодчие Санкт-Петербурга: Лениздат, 1997.


Курбатов В. Петроград-Ленинград-Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. - Спб.:Лениздат, 2008.

Лисовский В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Санкт-Петербург. Издательсткий дом «Коло», 2009.

Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIXвека. - СПб. :Крига, 2009.
3. “Пишу расплавленным ампиром на диске солнца Петербург»

Стили Петербурга

“Этот ряд зданий голландской архитектуры напоминает время Петра Великого. Это здание в расстреллевском вкусе напоминает екатерининский век, это, в греческом и римском стиле, — позднейшее время, но все вместе напоминает историю европейской жизни Петербурга в целой России”



Ф.Достоевский


  • Большие стили в искусстве.

  • Барокко: Петровское, Анненское и Елизаветинское. Драматизм в архитектуре и регулярность садово-парковых ансамблей.

  • Классицизм: ранний и поздний. Формирование ансамблей Петербурга. Казарменное строительство. Гармония в архитектуре и английские парки.

  • Эклектика и стилизаторство. Ретроспективизм. Многообразие мотивов: неоренессаннс, неоклассицизм, необарокко, неоготика. Интерес к древнерусской культуре – византийский и псевдорусский стиль

  • Новые потребности города – новые типы сооружений, новые стили. Кирпичный стиль, промышленное строительство, фабричные города. Доходные дома.

  • Модерн. Город удобный для жизни.

  • Конструктивизм.

  • Архитектура тоталитарного государства. Сталинский ампир.

  • Массовое строительство советского периода.

  • От массового строительства к модернизму. Есть ли стиль у архитектуры XXI века?

  • Особенности церковного строительства в Петербурге: светский характер культуры. «Ограниченное количество церквей...обмирщление культуры» (И.Грабарь). «В Петербурге можно прожить года два, не догадываясь, какой религии он держится» (А. Герцен).


Литература по теме:

Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Спб.:Лениздат, 1994.

Лисовский В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Санкт-Петербург. - Издательсткий дом «Коло», 2009.

Первушина Е. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы. М.:Издательство Центрполиграф, 2012.

Шуйский В.К. Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге.-СПб.:Центрполиграф, 2008.
4. Современная архитектура и скульптура в историческом контексте города. «Есть ли у прошлого будущее?» (Конец 1990-2013гг.)

  • Современная архитектура и историческая среда города: проекты, получившие сильный общественный резонанс.

  • Самые худшие и самые лучшие образцы архитектуры Петербурга за последние 20 лет.

  • Проблема сохранения архитектурного наследия.

  • Планы градостроительного развития города и градостроительная политика. Градозащитники и архитектурные критики, роль в решении вопросов о застройке города.

  • Архитектурные решения жилых комплексов.

  • Современные тенденции церковного строительства.

  • Архитектура общественных зданий.

  • Современная скульптура в историческом контексте.

  • М. Шемякин: Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости и памятник жертвам политических репрессий, «Первым строителям Петербурга».

  • Парк современной скульптуры во дворе филфака СПбГУ («Бродский вернулся», «Блок», «Скамья советов»).

  • Городская скульптура: памятник А.Сахарову, памятник А.Ахматовой, «Девочка верхом на динозавре».


Литература по теме:

Золотоносов М. Бронзовый век. Новый мир искусства. СПб, 2005

Лисовский В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Санкт-Петербург. Издательсткий дом «Коло», 2009

5.“И пышность бронзовых страниц на вековечных пьедесталах”

“Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад - Онегина глава,

О Блоке вспоминают Oстрова,

А по Разъезжей бродит Достоевский”


С. Маршак


  • Пушкинская концепция города на болоте. «Медный всадник».

  • Гоголевский поток.

  • Подпольная культура Петербурга (Ф.Достоевский «Преступление и наказание»).

  • «Серебряный век». Встреча в Бродячей собаке. А.Ахматова. «Сумасшедший корабль». ”Господин оформитель”.

  • “Рассеянный с улицы Бассейной” К. Чуковский.

  • Великие изгнанники: С.Довлатов. И.Бродский.

  • Петербургский андеграунд.

  • М. Веллер «Легенды Невского проспекта».

  • Д. Быков “Орфография”.

  • Киногерои на улицах Ленинграда и Петербурга.


Литература по теме:

Быков Д.Л. Орфография.- М.:Вагриус, 2003.

Веллер М. И. Легенды Невского проспекта.-М.:АСТ, 2009.

Гоголь Н.В. Невский проспект

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Собрание сочинений. Т.5. Москва: Правда, 1982.

Петербург-Петроград-Ленинград в произведениях русских и советских писателей. М., 1986.

Пушкин А.С. Медный всадник. Собрание сочинений. Т.3. Москва:Правда, 1981.

Форш О. Сумасшедший корабль.-М.:АСТ, 2011.

6. “А над Невой посольства полумира”

  • Новый тип человека и петербуржца.

  • Торговец индиго и человек, нашедший Трою. Г. Шлиман.

  • Школа дизайна. Центральное училище технического рисования. А.Штиглиц

  • Первый российский нефтепровод. Династия Нобелей.

  • Форт “Александр” Л. Карбоньер.

  • Первый в России Институт для усовершенствования врачей. Фредерика Вюртембергская. Н.Пирогов.


Литература по теме:

Гаврилов А.К. Петербург в судьбе Генриха Шлимана. - СПб: Коло, 2006

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Паритет, 2006.
7. Петербургская культура миру

  • Влияние “Русских сезонов” на развитие мирового хореографического искусства. С.Дягилев, В. Нежинский, М.Фокин, С.Лифарь, Д. Баланчин.

  • Влияние И.Стравинского на развитие музыкальной культуры XX века.

  • “Икона” мирового авангарда. К.Малевич ”Черный квадрат”.

  • В. Кандинский. “Композиция”.

  • Философия: Н.Бердяев, С.Франк.


Литература по теме:

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. - М., 1989.

Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись. Теория.— М.:Искусство, 1993

Русский авангард.-СПб, Palace Edition, 2001.
8. Катаклизмы XX века

Петербург расположен ”на краю культурного пространства: на берегу моря, в устье реки... Это город, созданный вопреки Природе и находящийся в борьбе с нею, что дает двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращенности естественного порядка с другой. Вокруг имени такого города будут концентрироваться эсхатологические мифы, предсказания гибели, идея обреченности и торжества стихий ...”


Ю.Лотман
“И царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый

Город в свой уходил туман”
А.Ахматова
«Ещё во времена Петра Первого дьячок ... спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору— худую бабу и простоволосую,— сильно испугался и затем кричал в кабаке: „Петербургу, мол, быть пусту“,— за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно».
А. Толстой


  • Эсхатологические мифы Петербурга.

  • «Петербургу быть пусту».

  • Город над бездной. «Медный всадник» и стихия наводнения.

  • Апокалипсис. «Последний день Помпеи – вдохновение Петербурга».

  • «Морем накроет город». (Ф. Достоевский).

  • Серебряный век и предчувствие катастрофы.

  • Война 1914 года, революции, голод.

Ах, Петербург, как странно-просто

Подходят дни твои к концу!

Подайте Троицкому мосту,

Подайте Зимнему дворцу
Когда голодает гранит
Н. Агнивцев


  • Великая отечественная война, блокада.

Как из недр его вопли: “хлеба!”

До седьмого доходят неба …

Но безжалостна эта твердь,

И глядит из всех окон – смерть”
А. Ахматова 28 сентября 1941 год


  • Сталинский террор.

  • “Перемен требуют наши сердца”.


Литература по теме:

Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. Л.,1989.

Анисимов Е.В. Петербург времен Петра Великого. - М., СПб.: Центрполиграф, 2010.

Белый А. Между двух революций. М.:1990.

Волков С.М. История культуры Санкт-Петербурга. М., 2003.

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Паритет, 2006.

9. Искусство протеста. «Путеводитель по бунту». Неофициальное искусство Ленинграда. Ленинградский андеграунд



  • Соцреализм — как отправная точка протеста.

  • Орден нищенствующих живописцев им. Св.Луки, «Арефьевский круг» - начало

ленинградского андеграунда.

  • «Сайгон», остров свободы и ленинградская богема.

  • Столица русского рока. Ленинградский рок. Ленинградский рок-клуб. Котельная

«Камчатка». «Кино», «ДДТ», БГ.

  • «Новые художники».

  • «Митьки» и неформальная культура Ленинграда.


Литература по теме:

Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века. Текст лекций. СПб 1995.
10. От протеста к провокации, как основе современного искусства. Пощечина общественному вкусу или поиск новых выразительных средств? «От черного квадрата к черной дыре?» (конец 80-х - 2013г.)

  • Проблемы мастерства и критерии произведения искусства.

  • «Пиратское телевидение». Внедрение художника в медийную среду.

  • С. Курехин. «Поп механика». Художественная акция «Ленинн — гриб».

  • С. Бугаев «Африка». Председатель земного шара. Мальчик бананан.

  • В. Мамышев-Монро. Мастер перформанса.

  • Ленинградский андеграуд в III тысячелетии.

  • Митьки в XXI веке: подарят ли Митьки нового сына Ивану Грозному?

  • Музей власти. «Радужный Милонов», «Эротические сны депутата Мизулиной».


Литература по теме:

Савицкий С. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов. СПб. Петрополис, 2011.

11. Театр XХ-XXI вв. Театральная культура.

  • Провалившаяся премьера «Чайки» А. Чехова.

  • Футуристическая опера «Победа над солнцем» В. Маяковский, М.Матюшин.

  • Массовые действа постреволюционного периода.

  • В. Мейерхольд. Биомеханника.

  • Театр Комедии. Н.Акимов - художник театра.

  • А. Райкин. Театр миниатюр.

  • Большой драматический театр. Г. Товстоногов.

  • Малый драматический театр. Л. Додин. «Братья и сестры», «Московский хор», «Враг народа».

  • Молодежный театр на Фонтанке. С.Спивак. «Дни Турбиных», «Жаворонок».

  • Театр-фестиваль «Балтийский дом».

  • СПГА театр имени Ленсовета. Ю. Бутусов.

  • Филармония имени Д.Шостаковича. Е.Мравинский, Ю.Темирканов.

  • От Кировского театра к Мариинскому: великие традиции и современность.

  • Михайловский театр: эксперимент и реакция общественности.

  • Театр балета Б.Эйфмана. «Карамазовы», «Русский Гамлет».

  • Фестивали драматического искусства, балета и музыки как культурное явление.


Литература по теме:

Белинский А. Недорассказанное.-СПб.: Изд-во «Левша», 2012.

Додин Л. Путешествие без конца.- СПб.:Изд-во «Балтийские сезоны», 2011.

Мариинский театр. 1783-2003. Тема с вариациями. СПб.,2003.

Петербургский театральный журнал (выпуски последних лет).

Рудницкий К.Мейерхольд. М.:Искусство, 1983.

Эткинд М. Николай Акимов: сценография, графика. -М.:Советский художник, 1980.
12. Современный петербургский музей

  • Новая эра искусства — новый музей.

  • Музей современного искусства «Эрарта», международная сеть галерей в Нью-Йорке,

Лондоне, Цюрихе, Гонконге.

  • Центр Современного Искусства им.Сергея Курехина.

  • Арт-центр «Пушкинская 10».

  • Современное искусство в классических музеях.


Литература по теме:

Альманах Эрмитаж (выпуски последних лет).
13. Креативные пространства и креативные кластеры. Новые способы донесения искусства до зрителя. Город- музей и творческая мастерская

  • Типология современных креативных пространств и кластеров.

  • Лофт-проект «Этажи».

  • Креативное пространство «Ткачи».

  • Новая жизнь Новой Голландии.

  • Экспериментальная платформа «Тайга».

  • Арт-кластер «Архитектор».

  • Креативный кластер в «Крестах».