Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - страница №5/5

Лекция 9. Город в культуре XIX века.

Семиотика города. Архитектурное пространство и власть. Органические метафоры городской жизни в культуре XIX века. Образ города у Бальзака, Диккенса и Бодлера.


Литература:

Беньямин В. Париж, столица девятнадцатого столетия // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. C. 141 – 162.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с франц. В.Наумова. Под ред. И.Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999. I. Казнь. Гл. 1. Тело осужденного. Гл. 2 Блеск казни. С. 7 – 102. III. Дисциплина. Гл. 3. Паноптизм. С. 285 – 334.

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994. (Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.): http://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm


Вопросы к текстам:

  • Из каких элементов складывается город Беньямина? Памятники архитектуры, интерьеры, ландшафт Парижа, “панорамы” и т.д., их значение для понимания культуры XIX в.

  • Архитектура и человек (зритель, надсмотрщик и т.д.), проблемы взаимодействия. Представления Фуко о власти.

Дополнительная литература:

  1. Бодрийяр Ж. Америка. Спб.,2000.

  2. Barthes R. Semiology and the Urban // Rethinking Architecture, ed. N. Leach. N.Y. 1997.

  3. Семиотика города и городской культуры // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1984. Вып. 664.

  4. Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. University California Press, 1988.

Семинар 9. Детективный жанр и городская культура XIX века.


Читать:

По Э.А. Убийство на улице Морг (1841) (любое издание) : http://lib.ru/INOFANT/POE/Morgue.txt

Конан-Дойл А. Знак четырех (1890) (любое издание):

http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_sign4.txt
Литература:

Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система /



http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?492

Борхес Х.Л. Детектив / http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?181

Борхес Х.Л. О Честертоне / http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?182

Грамши А. О детективном романе / http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?212

Генис А. Закон и порядок. Мой Шерлок Холмс / http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?183

Генис А. Явление героя. Поиски жанра (главы из книги «Вавилонская башня») / http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?259


Задание к семинару:

Прочитайте рассказы Э.А.По и А.Конан Дойла. Ответьте на следущие вопросы:



  1. В чем состоит метод расследования Огюста Дюпена и Шерлока Холмса? Как он характеризует изменения в мышлении и восприятии действительности, характерные для культуры XIX века? В чем отличие метода Холмса от метода Дюпена?

Обратите внимание на элементы биографии героев-сыщиков, которые присутствуют в данных произведениях. Особенно много мы знаем о Дюпене. Что важного для понимания героя и устройства культуры XIX века в целом мы можем почерпнуть из этой биографической информации?

  1. Что интересного в самих преступлениях, которые описываются в одном и другом произведении? Есть ли сходство в двух этих сюжетных историях? Какие особенности городской жизни особенности XIX века вскрываются в этих сюжетах?

  2. Что такое детектив? Как рождение и развитие детективного жанра связано с эпохой XIX века, в частности, каково его место в художественных системах романтизма и реализма (натурализма, позитивизма)? Для ответа на этот вопрос рекомендую ознакомиться с текстами, указанными в разделе «Литература».


Семинар

«Господа и слуги: «Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше (1784) и «Фрекен Жюли» А.Стриндберга (1888)»


Читать:

П.О.Бомарше Севильский цирюльник (дополнительно, но крайне желательно)

Женитьба Фигаро

А Стриндберг Фрекен Жюли

Убедительная просьба принести с собой тексты пьес, они понадобятся нам ля работы.
Задание:


  1. Охарактеризуйте образы господ в пьесах Бомарше и Стриндберга. Найдите все важные характеристики поведения и мировоззрения таких персонажей, как граф и графиня Альмавива у Бомарше и Фрекен Жюли у Стриндберга. Обратите внимание на такой внесценический персонаж, как отец Жюли.

  2. Охарактеризуйте образ слуг в пьесах Бомарше и Стриндберга. Найдите важные характеристики поведения и мировоззрения таких персонажей, как Фигаро и Сюзанна у Бомарше, Жан и Кристина у Стриндберга.

  3. Как в сюжете произведений сталкиваются интересы, жизненные цели поведенческие модели слуг и господ? Кто остается в выигрыше, кто впроигрыше? Что это значит с точки зрения характеристики авторской позиции? Какие изменения в общественно-политической жизни фиксируют в своих произведениях Бомарше и Стриндберг?

  4. Обратите внимание, что временная дистанция между этими пьесами – 100 лет. Найдите в произведениях указания на то, как организованы быт и повседневность в одном и в другом случае? Какие представлены формы межличностных взаимодействий? Постарайтесь обнаружить как можно больше мелких деталей и подробностей такого рода.

  5. Обратите внимание, что Бомарше пишет комедию, Стриндберг – драму. Как это сказывается на проблематике произведений?



Лекция 10. Рождение публики. Фланирование как культурная практика. Формы городского досуга.

Семинар 10. Город, толпа и наблюдатель в XIX веке.


Задание:

i. Прочитайте рассказы Гофмана Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Угловое окно" (1822) и Эдгара Аллана По "Человек толпы" (1840). Познакомьтесь с биографиями Гофмана и По, выпишите заинтересовавшие вас факты, найдите в них сюжеты, связанные с их вовлеченностью в проблематику изучения города (не менее трех по каждой из персоналий).

Вопросы по рассказам:

1. Как изображена человеческая толпа (масса) у Гофмана и По? Как различаются эти описания?

2. Какие социальные и психологические типы выделяются в этой толпе?

3. Какие сюжеты/истории стоят за каждым из них?

4. Образ какой городской жизни в целом создается при посредстве этих историй?

5. Где находится герой по отношению к толпе?

6. С какой целью наблюдают за толпой герои обоих рассказов?

7. Какие метафоры зрения/видения можно обнаружить в одном и другом рассказе?

8. Изучите и прокомментируйте иллюстрацию Гарри Кларка к рассказу По "Человек толпы"http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Poe_the_man_of_the_crowd_clarke.jpg?uselang=ru . Описывает ли она конкретную ситуацию рассказа? Что обозначают изображенные здесь фигуры и предметы?

9*. Какие иллюстрации вы бы предложили для рассказа Гофмана? Найдите и сохраните минимум одну (максмум пять) и  подготовьте ее (их) краткую презентацию.


ii. Прочитайте главу «Фланер» из статьи Вальтера Беньямина «Шарль Бодлер - поэт в эпоху зрелого капитализма» (1938) (см. аттач). Познакомьтесь с биографиями Бодлера и Беньямина, выпишите заинтересовавшие вас факты, найдите в них сюжеты, связанные с их вовлеченностью в проблематику изучения города (не менее трех по каждой из персоналий).

  1. Какие жанры были популярны в Париже в 1840е годы? Что такое панорамная литература?

  2. Что такое «физиология»? Какой взгляд на город представлен в физиологическом очерке? Чем ограничены возможности такого взгляда?

  3. Кто такой фланер по Беньямину? Опишите тип его поведения в городском пространстве.

  4. Какое место в образе фланера занимает детективная составляющая?

  5. Раскройте универсальное для литературы XIX века сравнение Парижа с прериями. Какое отношение к описаниям Парижа имеют романы Джеймса Фенимора Купера?

  6. Как Беньямин объясняет тот факт, что Бодлер так и не стал автором детективных историй?

  7. Проанализируйте, вслед за Беньямином, стихотворение Бодлера «Прохожей».

  8. Проанализируйте, вслед за Беньямином, рассказ Эдгара По «Человек толпы». Опишите психологию человека толпы. Как и почему возможно одиночество в толпе?

  9. Соберите все характеристики толпы большого города, данные Беньямином.

iii. Прочитайте статью Сьюзан Бак-Морс (главные тезисы выделены красными рамочками) и ее краткий реферат и ответьте на вопрос, в каких аспектах она продолжает и расширяет содержание работы Вальтера Беньямина.


Лекция 11. Воздействие промышленного капитализма на общественную жизнь. Большие магазины. Вокзалы. Трамваи. Кинематограф.

Семинар 11. Город в поэзии второй половины XIX века.


Читать:

Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. — СПб.: Симпозиум, 2004.



Контрольная работа № 1 «Робинзон: социальное имя и миф».


(объем работы 3-5 комп.стр.)
Вашему вниманию предлагаются два фрагмента из романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» (см. ридер). Выберите один из них и напишите эссе, включающее ответы на все предложенные вопросы. Придумайте название для своего эссе.

Обязательные требования к эссе: 1)оригинальное название эссе; 2) непосредственный анализ текста предложенного фрагмента; 3) ответы на ВСЕ предложенные вопросы;

4) использование рекомендованной литературы с правильно оформленными цитатами и ссылками.
Читать:

Дефо Д. Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо // Дефо Д. Избранное. М., 1971:



http://lib.ru/PRIKL/DEFO/cruzo.txt

Вопросы к первому фрагменту:

  1. Какова система жизненных ценностей, характерная для отца Робинзона? Как отец Робинзона характеризует пресловутый принцип середины? Какая социальная группа характеризуется следованием этому принципу?

  2. Как относится Робинзон к системе ценностей своего отца? Какие жизненные ориентиры и цели он ей противопоставляет? Складываются ли они в альтернативную систему?

  3. Как вы думаете, какие еще возможности построения жизненного пути могли быть у Робинзона в ту эпоху, которая описана в романе?


Вопросы ко второму фрагменту:

  1. Проанализируйте последовательность действий и решений, которые предпринимает Робинзон, организуя свою жизнь на острове. С какими проблемами он сталкивается? Можно ли говорить о «значимом отсутствии» каких-то трудностей и ощущений, которые, теоретически, должен был испытывать Робинзон, но о которых в романе не упоминается? С какой культурной парадигмой соотносится поведенческая модель, присущая Робинзону?

  2. Жан-Жак Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» в качестве единственной книги, полезной юношеству и рекомендуемой к чтению, называет роман Дефо. Как вы думаете, почему, отвергая полезность интенсивного чтения в юношеском возрасте, для романа о Робинзоне он делает исключение?

  3. С момента той исключительной похвалы, которой Ж.-Ж.Руссо отметил роман Дефо, о Робинзоне стали говорить как об образце «естественного человека». Какие доводы «за» и «против» такого определения этого героя можете вы привести?


Литература:

Алташина В.Д. «Естественный человек» Д.Дефо и М.Турнье // http://www.natapa.msk.ru/biblio/sborniki/XVIII/altashina_tournier.htm

Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. 1990, № 7.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988. Гл. Капиталистические выбор и стратегия. С. 398 – 432. Бродель Ф. Динамика капитализма /Пер. с фр. Смоленск: <Полиграмма>, 1993.128 с.



http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/braudel/index.php

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. Тема 5. Буржуа: Жизнь в мире практических абстракций. С. 80-98. Тема 6. От традиционного общества к модерну: человек и люди. С. 99-131 (см. аттач)

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Франклин Б. Автобиография (любое издание).

De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkeley, 1988.

Контрольная работа № 2.


Вы можете выбрать один из трех предложенных ниже вариантов выполнения этой контрольной работы.

Обязательные требования к эссе: 1) Эссе должно содержать в себе ответы на все предложенные вопросы. 2) Придумайте емкое название для эссе (удачное название может принести вам дополнительные баллы). 3) Эссе должно включать в себя анализ конкретных фрагментов романа и конкретных эпизодов фильма. Если эссе состоит ТОЛЬКО из общих слов, оно не будет оценено выше чем в 7 баллов. 4) Используйте рекомендованную литературу, правильно оформляйте цитаты и ссылки.


Литература:

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного: Пер. с фр. – М., 1999. - 432 с.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды французской культуры. М.: Новое литературное обозрение. 2002. Читатели Руссо откликаются: сотворение романтической чувствительности. С.251-299: http://enlightment2005.narod.ru/papers/rss_darn.htm

Зыкова Е.П. Ричардсон и Гете: Об эволюции мотива любовного треугольника в просветительском и сентиментальном романе // Гетевские чтения. 1997. – М., 1997. – Т. 4. – С. 163–179.

Мерсье Луи. Картины Парижа/ Пер. с франц. Изд. 2е, сокр. М.: «Прогресс-Академия», 1995: http://enlightment2005.narod.ru/private/Mercier/merc.htm

Разумовская М.Л. Новый Свет и французский роман первой половины XVIII века: «Естественный человек» против «старого порядка»// Человек эпохи Просвещения. М.: «Наука», 1999: http://enlightment2005.narod.ru/arc/americ.pdf

Сеннетт Р. Падение публичного человека. Пер. с англ. / Перевод О. Исаева, Е.Рудницкая, Вл. Софронов, К.Чухрукидзе. М.: «Логос», 2002.

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994. (Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.): http://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm

Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: «Прогресс-Академия», 1992. Гл. 11: http://vive-liberta.narod.ru/biblio/homo_lud.htm

Эптон Н. Любовь и французы. Пер. с франц. Урал ЛТД, 2001. Ч. 4. Восемнадцатый век: изощренность и нежность: http://enlightment2005.narod.ru/science/ept_amour_xviii.htm


Много полезных материалов о Европе Нового времени можно найти на сайтах:

http://enlightment2005.narod.ru/

http://vive-liberta.narod.ru/
Литература на иностранных языках (почти все есть в Библиотеке иностранной литературы:

http://www.libfl.ru/

Altman J.G. Addressed and Undressed Language in Laclos’ Liaisons Dangereuses // Laclos: Critical Approaches to Les Liaisons Dangereuses. – Madrid, 1978. – P. 223–257.

Altman J.G. Epistolarity: Approaches to a Form. – Columbus, 1982. – 235 p.

Byrne P.W. The Valmont/Merteuil Relationship: coming to terms with the ambiguities of Laclos's text // Studies on Voltaire and the 18th Century. – 1989. – Vol. 266. – P. 373–409.

Byrne P.W. The Moral of Les Liaisons dangereuses: a review of the arguments // Essays in French Lit. – 1986. – Vol. 23. – P. 1–18.

Duyfhuizen B. Epistolary Narration of Transmission and Transpassion // Comparative lit. – 1985. – Vol. 37, No. 1. – P. 1–26.

Grassi M.-C. Lire l’épistolaire. – Paris, 1998. – 194 p.

Jones S. Literary and Philosophical Elements in Les Liaisons dangereuses: the Case of Merteuil // French Studies. – 1984. – Vol. 38. – P. 159–169.

Jost F. Le roman épistolaire et la technique narrative au XVIII sciècle //Jost F. Essais de literature comparee. – Fribourg, 1964.

Kauffman Linda. Discourses of desire: Gender, Genre, and Epistolary Fictions. Ithica: Cornell UP, 1986.

Mullan J. Sentiment and Sociability. The Language of Feeling in the Eitghteenth Century. – Oxford, 1988. – 261 p.

Seylaz Cf. J.-L. Les Liaisons dangereuses et la création romanesque chez Laclos. – Geneve, 1958.

Todorov T. Littérature et signification. – Paris. 1967. – 118 p.

Versini L. Laclos et la tradition. Essai sur les sources et la technique des «Liaisons dangereuses». – Paris, 1968. – 793 p.


Вариант первый

Прочитайте роман Жана Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» и/или роман И.-В.Гете «Страдания юного Вертера». Желательно пользоваться академическими изданиями:

Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза // Избр. соч.: В 3 т.: Пер. с фр. – М., 1967. – Т. 2. –768 с.

Гете И.В. Страдания юного Вертера // Собр. соч.: В 10 т.: Пер. с нем. – М., 1978. – Т. 6. – С. 5–102.


Охарактеризуйте сюжет романа и его главных героев с точки зрения того, как в них отражаются те или иные тенденции общественной и культурной жизни XVIII века. Какие противостоящие друг другу (взаимодополняющие друг друга) системы ценностей вы можете выявить на основе анализа этого произведения? Обратите внимание на эволюцию взглядов героев и на то, каким именно образом меняется их мировоззрение. Поставьте вопрос об авторской позиции, осуждает ли он своих героев? Выберите два любых письма любых героев и подробно их проанализируйте.
Вариант второй

Прочитайте роман Шодерло де Лакло «Опасные связи»:

Прево Аббат. Манон Леско. Шодерло де Лакло. Опасные связи: Пер. фр. – М., 1967.
Посмотрите две экранизации романа:
Опасные связи / Dangerous Liaisons

Год выпуска: 1988

Страна: США - Великобритания

Жанр: Мелодрама, драма

Продолжительность: 01:54:53

Перевод: Профессиональный (полное дублирование)

Режиссер: Стивен Фрирз /Stephen Frears/

В ролях: Гленн Клоуз /Glenn Close/, Джон Малкович /John Malkovich/,

Мишель Пфайффер /Michelle Pfeiffer/, Свузи Кертц /Swoosie Kurtz/,

Киану Ривз /Keanu Reeves/, Ума Турман /Uma Thurman/

Премии:

Премия "Оскар"(1988): за лучшую адаптацию романа для сценария;



художники; художники по костюмам.

Номинации на премию "Оскар" за лучший фильм; за лучшую женскую роль

(Гленн Клоуз); за лучшую женскую роль второго плана (Мишель Пфайффер).

Премия "Сезар" (1989) за лучший иностранный фильм.

Вальмон / Valmont

Год выпуска: 1989

Страна: США, Франция

Жанр: мелодрама, драма

Продолжительность: 02:11:15

Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)

Режиссер: Милош Форман /Milos Forman/

В ролях: Колин Фирт /Colin Firth/, Аннетт Бенинг /Annette Bening/, Мег

Тилли /Meg Tilly/, Файруза Болк /Fairuza Balk/, Шин Филлипс /Sian

Phillips/, Джеффри Джоунс /Jeffrey Jones/


Ответьте на вопросы:

Опишите механизмы тех транcформаций, которые претерпел роман Шодерло де Лакло в той и другой экранизации.

Отслеживайте не только сюжетную линию. Не забудьте, что у кино есть богатые возможности для того, чтобы создать яркие образы персонажей.

Попробуйте дать жанровое обозначение тому и другому фильму (что это – костюмированный исторический фильм, костюмированная (мело)драма, психологическая драма, детектив и т.д.? Мотивируйте свой ответ.

Помните о том, что роман Лакло – это эпистолярный роман. Какими средствами создаются в фильмах образы письма и переписки (во всех значениях этих слов)? Как вообще в фильмах (ср. с романом) соотносятся слово и поступок? Опишите сферу предметной (вещной) образности в фильмах.

Проанализируйте подробно один-два эпизода из каждого фильма.

Сравните две экранизации. Какая из них кажется вам более адекватной роману, какая – более яркой и интеллектуальной? Предложите свои формулировки как итог сравнительного анализа двух экранизаций.
Вариант третий

Прочитайте роман Шодерло де Лакло «Опасные связи»:

Прево Аббат. Манон Леско. Шодерло де Лакло. Опасные связи: Пер. фр. – М., 1967.
Посмотрите два фильма:

Опасные связи / Les liaisons dangereuses

Год выпуска: 2003

Страна: Канада, Франция, Великобритания

Жанр: мелодрама, драма

Продолжительность: 252 мин + 50 мин интервью Жози Дайан

Режиссер: Жози Дайан

Композитор: Анджело Бадаламенти

В ролях: Катрин Денев, Руперт Эверетт, Настасья Кински, Даниэль Дарье,

Лили Собески, Анджей Жулавски, Франсуаза Брайон

Доп. информация: http://imdb.com/title/tt0317875/
Опасные связи 1960 года / Les Liaisons dangereuses

Год выпуска: 1959

Страна: Italy / France (Les Films Marceau-Cocinor)

Жанр: Drama

Продолжительность: 01:42:10

Режиссер: Роже Вадим /Roger Vadim/

В ролях: Жерар Филип /Gerard Philipe/, Жанна Моро /Jeanne Moreau/,

Жан-Луи Трентиньян /Jean-Louis Trintignant/, Симона Ренан /Simone

Renant/, Аннетт Вадим /Annette Vadim/, Мадлен Ламберт /Madeleine

Lambert/, Жанна Валери /Jeanne Valerie/, Николас Фогель /Nicolas

Vogel/, Джиллиан Хиллз /Gillian Hills/, Пакита Тома /Paquita Thomas/,

Борис Виан /Boris Vian/


Оба фильма отталкиваются от характеров и сюжета романа Лакло и переносят их в другую эпоху, причем в случае с фильмом Роже Вадима время создания фильма и время действия в нем практически совпадают, а в фильме Жози Дайана они разнятся. Что нового приобретают герои и сюжет в результате такого переноса?

Какие универсальные смыслы, заложенные в романе Лакло, остаются неизменными - несмотря на перенос действия в другую эпоху? Какие смыслы теряются? Почему? Обратите внимание на предметный мир героев, какими вещами и предметами они окружены?

Как в фильмах трансформируются темы письма и переписки?

Попробуйте дать жанровое обозначение тому и другому фильму (что это – костюмированный исторический фильм, костюмированная (мело)драма, психологическая драма, детектив и т.д.? Мотивируйте свой ответ.

Проанализируйте подробно один-два эпизода из каждого фильма.

Проанализируйте подробно один-два эпизода из каждого фильма.

Кому из режиссеров эксперимент по переносу сюжета Лакло в другую эпоху удался лучше? Насколько вообще обоснованны подобные попытки? Мотивируйте свой ответ.

Коллоквиум

«Проблема героя времени в европейской литературе XIX века:

Жюльен Сорель и Жорж Дюруа»

по курсу

«История западной культуры. Ч.3. Культура Нового времени»

(факультет философии, отделение культурологи, 2 курс, преп. О.О.Рогинская)

Источники:

Стендаль Ф. де. Красное и черное ((фр. Le Rouge et le Noir, 1830) - любое издание

Мопассан Ги де. Милый друг (фр. Bel Ami, 1885) - любое издание
Темы выступлений (необходимо выбрать одну тему):


  1. Жюльен Сорель и Жорж Дюруа: новая биография человека Нового времени.

  2. Париж как столица девятнадцатого столетия в изображении Стендаля и Мопассана.

  3. Роман как эпопея буржуазного времени: «Красное и черное» и «Милый друг».

  4. Новые формы быта и повседневности европейца девятнадцатого столетия: по романам Стендаля и Мопассана.


Примечания:

Продолжительность выступления – 5-7 минут. По форме это развернутая реплика (минидоклад), заранее подготовленная, желательно прописанная (напечатанная), она должна включать в себя как примеры из текста (сравнительный аспект при работе с двумя предложенными текстами должен присутствовать обязательно!), так и ссылки на прочитанную литературу. 5-7 минут устного выступления – 1,5-2 страницы компьютерного текста со стандартными параметрами. Лучше подготовить более развернутую реплику, чтобы во время коллоквиума успеть сориентироваться и избежать повторений относительно выступлений других участников.

Участие в коллоквиуме оценивается по десятибалльной системе.
Параметры оценки:

- знание конкретных деталей романов Стендаля и Мопассана, приведенные примеры из текста (2 б.)

- отсылки к рекомендованной литературе (как минимум к двум разным работам) (2 б.)

- раскрытие темы, уровень проблематизации (2 б.)

- качество выступления (связность, риторичность, убедительность) (2 б.)

- готовность и способность встроиться в общий сюжет коллоквиума, реакция на высказанные другими участниками тезисы и соображения (2 б.)


Обязательная литература:

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.

М.-СПб.: Университетская книга, 2000. Глава XVIII. В особняке де Ла-Молей С. 380-411 (см. аттач)

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.

М.-СПб.: Университетская книга, 2000. Глава XIX. Жермини Ласерте. С. 412 - 438 (см. аттач)

Беньямин В. Париж – столица девятнадцатого столетия / Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. "Медиум". М. 1996. С. 141-162 / http://dironweb.com/klinamen/dunaev-ben2.html

Лукач Г. Теория романа. Опыт историко-философского исследования форм большой эпики // Новое литературное обозрение. 1994. № 9 С.19-78 / http://mesotes.narod.ru/lukacs/teoriaromana/tr-sod.htm

Сеннет Р. Падение публичного человека. Пер. с англ. / Перевод О. Исаева, Е. Рудницкая,

Вл. Софронов, К. Чухрукидзе. М.: "Логос", 2002. Гл. 7. Воздействие капитализма на общественную жизнь. С. 143 – 165. Гл.8. Личность в публичной жизни. С. 166 – 218. (аттач)
Вспомогательная (учебная) литература:

Козлова Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ-С, 1998. Тема. 4. «Джентльмен»: кодификация социального различия и самоконтроль. С. 62 – 79. Тема 5. Буржуа: жизнь в мире практических абстракций. С. 80-98. Тема 6. От традиционного общества к модерну: человек и люди. С. 99 – 131. (см. аттач)

Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили: Сборник, М.: Издательство МГУ, 1976. С. 65-76 / http://www.libfl.ru/mimesis/txt/principles.html

Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Проблемы жанра в литературе средневековья / Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко, вып. I, М.: Наследие, 1994. – с. 45-87. (Статья впервые опубликована в журнале “Диалог. Карнавал. Хронотоп”, 1993, №1(2), с. 21-51) / http://www.libfl.ru/mimesis/txt/roman.html

Лукач Г. Роман как буржуазная эпопея // Литературная энциклопедия., Т.9, М., 1935. С. 795-832 / http://mesotes.narod.ru/lukacs/roman.htm

Образовательные технологии


Курс предполагает подробную работу с оригинальными литературными и научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; разбор практических задач и кейсов.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Эссе


Задание: выберите тему одного из прошедших семинаров (семинары 1 – 5), внимательно проработайте ВСЕ вынесенные на семинар материалы (как источники, так и исследовательскую литературу) и напишите на эту тему эссе, ответив при этом на любые 5 вопросов, предложенных в задании к семинару. Если вы хотите предложить свой проблемный вопрос, отсутствующий в списке вопросов, его можно задать (взамен одного из вопросов) и предложить на него ответ. Текст эссе должен быть связным, объединенным внутренним исследовательским сюжетом. Крайне желательно подобрать для эссе название, отражающее его содержание. За обрывочные ответы на пять (случайных) вопросов можно получить только удовлетворительную оценку (4 или 5). Примерный объем эссе – 8-10 страниц комп. текста (Times New Roman 12, интервал 1).

В эссе обязательно должны присутствовать:

- логичность и ясность изложения и основных идей, раскрывающих вашу тему;

- язык описания, включающий понятия, термины, тезисы и формулировки из прочитанной исследовательской литературы; культура научного цитирования и ссылок;

- качественный анализ предложенных к семинару литературных текстов (или их фрагментов), культура цитирования и комментирования конкретных отрывков из произведений;

- внимание и аккуратность при использовании имен собственных, дат и другой исторической конкретики;

- хороший литературный язык при отсутствии грубых грамматических и пунктуационных ошибок.
Напомню темы прошедших семинаров:


  1. Придворная культура XVII-XVIII веков. Case study: «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера.

  2. Барокко и классицизм.

  3. Робинзон: социальное имя и миф.

  4. Габитус интеллектуала. «Автобиография» Бенджамина Франклина: из буржуа в интеллектуалы.

  5. Семинар «Революция чтения в XVIII веке. Феномен романомании. Эпистолярные романы Руссо и Гете и их читатели».

Темы рефератов:



    1. Революция как театр (Великая французская революция и ее влияние на европейскую культуру).

    2. Путешествие как культурная практика XVII-XIX вв.

    1. Частная переписка как культурная практика XVIII-XIX вв.

    2. Личный дневник в европейской культуре XVII-XVIII вв.

    3. Человек и природа в культуре сентиментализма и романтизма.

    4. Любовь сентиментальная и любовь романтическая.

    5. Городская прогулка в европейской культуре XVIII –XIX вв.

    6. Сельская прогулка в европейской культуре XVIII –XIX вв.

    7. Чтение как культурная практика XVIII-XIX вв.

    8. Женская культура XVIII-XIX вв.

    9. Театр и повседневность в европейской жизни XVIII-XIX вв.

Задание к итоговому зачету по курсу «История западной культуры»

Вариант 1.

Время выполнения задания – 4 часа.



  1. Ответьте на любой из вопросов по литературным источникам, предложенных в первой части задания к зачету (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.).

  2. Как, с вашей точки зрения, можно связать проблематику «Господа и слуги в западном обществе XVIII – XX вв.» с темой одного из предыдущих семинаров «Великая французская революция: прощание со Старым порядком»? (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.).

  3. Сформулируйте пять проблемных вопросов по фильму Дж.Лоузи «Слуга»,включающих его в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.» Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

  4. Сформулируйте пять проблемных вопросов по сериалу «Дживс и Вустер» (или конкретно по трем предложенным сериям/ по одной из предложенных серий), включающих его/их в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.». Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

Задание к итоговому зачету по курсу «История западной культуры»

Вариант 3.

Время выполнения задания – 4 часа.



  1. Ответьте на любой из вопросов по литературным источникам, предложенных в первой части задания к зачету (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.).

  2. Как, с вашей точки зрения, можно связать проблематику «Господа и слуги в западном обществе XVIII – XX вв.» с темой одного из предыдущих семинаров «Город, толпа и наблюдатель в XIX веке.»? (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.).

  3. Сформулируйте пять проблемных вопросов по фильму Дж.Лоузи «Слуга», включающих его в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.» Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

  4. Сформулируйте пять проблемных вопросов по сериалу «Дживс и Вустер» (или конкретно по трем предложенным сериям/ по одной из предложенных серий), включающих его/их в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.». Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

Задание к итоговому зачету по курсу «История западной культуры»

Вариант 4.

Время выполнения задания – 4 часа.



  1. Ответьте на любой из вопросов по литературным источникам, предложенных в первой части задания к зачету (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.).

  2. Как, с вашей точки зрения, можно связать проблематику «Господа и слуги в западном обществе XVIII – XX вв.» с темой одного из предыдущих семинаров ««Детективный жанр и европейская культура XIX века»»? (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.).

  3. Сформулируйте пять проблемных вопросов по фильму Дж.Лоузи «Слуга»,включающих его в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.» Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

  4. Сформулируйте пять проблемных вопросов по сериалу «Дживс и Вустер» (или конкретно по трем предложенным сериям/ по одной из предложенных серий), включающих его/их в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.». Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

Задание к итоговому зачету по курсу «История западной культуры»

Вариант 2.



Время выполнения задания – 4 часа.

  1. Ответьте на любой из вопросов по литературным источникам, предложенных в первой части задания к зачету (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.)

  2. Как, с вашей точки зрения, можно связать проблематику «Господа и слуги в западном обществе XVIII – XX вв.» с темой одного из предыдущих семинаров «Роман как буржуазная эпопея Нового времени»? (максимальное время выполнения задания – 1 час). В ответе приветствуются отсылки к другим текстам и научным работам (в формате: см. идею Х о том-то в такой-т работе; см.: «……» (указание автора и работы) и т.п.)

  3. Сформулируйте пять проблемных вопросов по фильму Дж.Лоузи «Слуга»,включающих его в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.» Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

  4. Сформулируйте пять проблемных вопросов по сериалу «Дживс и Вустер» (или конкретно по трем предложенным сериям/ по одной из предложенных серий), включающих его/их в проблематику«Господа и слуги в западном обществе XVIII-XX вв.». Развернуто ответьте на один из этих вопросов (на ваш выбор) с отсылками к материалам зачета. Зафиксируйте три мелких наблюдения над фильмом, важных, с вашей точки зрения, для размышлений над заданной проблематикой (максимальное время выполнения задания – 1 час). Формат выполнения задания: 1)пять вопросов; 2) ответ на один вопрос; 3)три наблюдения.

Список текстов к экзамену по курсу «История зарубежной культуры»
Примечание: на зачете вы вытягиваете билет с названием одной из перечисленных ниже работ. Ваша задача:

- охарактеризовать проблематику работы

- перечислить основные понятия, которые обсуждаются в данной работе, дать им определения

- какими примерами иллюстрируются тезисы автора? воспроизведите некоторые из них (избегайте игнорирования частностей, тренируйте память на предмет конкретных цифр, имен и т.д.)

Внимание! При подготовке к ответу пользоваться текстами, распечатками, записями в тетради, конспектами НЕ разрешается.
Тексты:

  1. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. с франц. В.Наумова. Под ред. И.Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999. I. Казнь. Гл. 1. Тело осужденного. С. 7 – 47 / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Fuko_Tyrm/index.php

  2. Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994. (Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.): http://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm

  3. Беньямин В. Париж – столица девятнадцатого столетия / Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. "Медиум". М. 1996. С. 141-162 / http://dironweb.com/klinamen/dunaev-ben2.html

  4. Жижек С. Два способа избежать реального в желании. Способ Шерлока Холмса. Сыщик и аналитик (Глава из книги «Глядя вкось») / http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?294

  5. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. Глава XVIII. В особняке де Ла-Молей С. 380-411. Глава XIX. Жермини Ласерте. С. 412 - 438

  6. Лукач Г. Теория романа. Опыт историко-философского исследования форм большой эпики // Новое литературное обозрение. 1994. № 9 С.19-78 / http://mesotes.narod.ru/lukacs/teoriaromana/tr-sod.htm

  7. Сеннет Р. Падение публичного человека. Пер. с англ. / Перевод О. Исаева, Е. Рудницкая, Вл. Софронов, К. Чухрукидзе. М.: "Логос", 2002. Гл. 7. Воздействие капитализма на общественную жизнь. С. 143 – 165. Гл.8. Личность в публичной жизни. С. 166 – 218.

Вопросы к экзамену:

  1. Придворная культура XVII-XVIII вв.

  2. Барокко и классицизм.

  3. Торжественная ода и парадный портрет в европейской культуре XVIII в.

  4. Новое время. От традиционного общества к обществу модерна.

  5. Буржуа как антропологический тип.

  6. Публичный мир «старого режима»: в обществе незнакомцев.

  7. Открытие «частной жизни».

  8. Роль чтения.

  9. Почтовое сообщение. Частная переписка как культурная практика.

  10. Сентиментализм. Сентиментальное путешествие. Сентиментальная прогулка. Пейзажный парк.

  11. Сентиментализм. Семья, любовь и дружба в эпоху сентиментализма. Универсальные сюжеты в литературе сентиментализма.

  12. Жанры «домашней литературы»: письмо, дневник.

  13. Феминизация культуры Нового времени. Роль женщины в сфере частной жизни.

  14. Романтизм. Концепция личности и общества в культуре романтизма. Роли и маски романтизма. Дендизм.

  15. Стратегии жизнетворчества в культуре романтизма. Между литературой и жизнью: биографический миф романтиков.

  16. Природа в понимании романтиков. Романтическое путешествие.

  17. Романтический пейзаж в литературе и живописи.

  18. Органические метафоры городской жизни в культуре 19 века.

  19. Образ города у Бальзака, Диккенса и Бодлера.

  20. Рождение публики. Фланирование как культурная практика. Формы городского досуга.

  21. Воздействие промышленного капитализма на общественную жизнь. Большие магазины. Трамваи. Кинематограф.

  22. Город в поэзии второй половины XIX века.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовый учебник по курсу:

Козлова Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ-С, 1998


Основная и дополнительная литература указаны в соответствующих разделах программы.


Список литературы на лето
Нон-фикшн (эти книги будут активно использоваться в рамках нашего курса, можно начать их читать летом):

Н. Элиас. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3219209

Н.Элиас. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования / В 2 тт. Пер. с нем. А.М.Руткевича: http://krotov.info/library/26_ae/li/as_00.htm

М.Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: http://krotov.info/libr_min/21_f/uk/o_00.htm

М.Фуко. Рождение клиники: Археология врачебного взгляда: http://krotov.info/libr_min/21_f/uk/o_05.htm

М.Фуко. История безумия в классическую эпоху: http://krotov.info/libr_min/21_f/uk/o_30.htm

Ж. Старобинский. 1789. Эмблематика разума: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4182383
Фикшн:

Д. Дефо. Робинзон Крузо

М. Турнье. Пятница, или Тихоокеанский Лимб
Ш. де Лакло Опасные связи
Желательно:

Ж.-Ж. Руссо. Юлия, или Новая Элоиза

И.-В. Гете. Страдания юного Вертера
Дж.Остен. Гордость и предубеждение
В. Гюго. Собор Парижской Богоматери
Стендаль. Красное и черное

Г. де Мопассан. Милый друг


Г. Флобер. Госпожа Бовари
Э. По. Убийство на улице Морг

А. Конан-Дойл. Знак четырех


А. Гюисманс. Наоборот

В. Набоков. Король. Дама. Валет

Камера обскура

Дистанционная поддержка дисциплины


Дисциплина поддерживается в LMS.

Автор программы:



_____________________________/ Рогинская Ольга Олеговна/
<< предыдущая страница