Программа дисциплины «История русской музыки» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа дисциплины «История русской музыки» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"»

Социально-гуманитарный факультет



Программа дисциплины «История русской музыки»
для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра

Автор программы: М.Е. Пылаев, кандидат искусствоведения, доцент – pylaevm@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 201 г


Зав. кафедрой _________________________А.А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.


Председатель ________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы».

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом 030600.62 История, протокол №15 от 02.07.2010;

  • Учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История, утвержденным в 2011 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» являются: приобретение студентами профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах изучения истории искусства и литературы; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием информации по истории искусства и литературы.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные хронологические этапы, признаки национального своеобразия, особенности эволюции русской музыкальной культуры (в том числе по сравнению с западноевропейской); важнейших представителей и их основные произведения; ведущие музыкальные жанры и их признаки;

  • Уметь анализировать музыкальное произведение с точки зрения его идейно-образного и чувственно-эмоционального содержания; сопоставлять и анализировать явления музыкальной культуры, различные по времени возникновения, принадлежности разным авторам и стилевым течениям, излагать результаты анализа в устной и письменной формах;

  • Иметь навыки осмысленного слухового восприятия музыкальных произведений различных хронологических периодов, идентификации и соотнесения явлений музыкальной культуры, различных по времени возникновения, принадлежности разным авторам и стилевым течениям.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках


ПК 2

Осознает непреходящую ценность мирового и национально-российского культурного наследия, владеет навыками продемонстрировать свои знания русской музыкальной культуры и аргументировать их

Семинарские занятия, предполагающие проверку усвоения материала, активное осмысление исторического значения российской музыкальной культуры

Способность ориентироваться в новых направлениях социальных и гуманитарных наук

ПК 10

Осознает непреходящую ценность мирового и национально-российского культурного наследия, роль российской музыкальной культуры в масштабе мировой

Лекционные занятия с изложением исторического и теоретического материала; практические занятия по слушанию музыки (просмотру видеозаписей)

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

СЛК-9

Распознает национальное своеобразие, образное и идейное содержание отечественной музыки; владеет информацией, необходимой для адекватного восприятия музыки; владеет навыками слушания музыки

Лекционные занятия с изложением исторического и теоретического материала; практические занятия по слушанию музыки (просмотру видеозаписей)
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и базовой части.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



    «Философия», «Ведение в историю человечества», «Иностранный язык».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- способность ориентироваться в современных направлениях философии и методологии науки, применять философские и науковедческие знания в профессиональной деятельности;

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание двух иностранных языков, владение иностранными языками на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



    «Философия истории», «История и социология гуманитарного знания».



  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семи

нары


Практические занятия

1

Вводный раздел. Музыка как вид искусства, ее основные особенности. Европейская музыкальная культура, ее своеобразие. Русск. музыкальная культура как часть европейской и как самостоятельная область. Периодизация русской музыкальной культуры.

8

2

2



4

2

Русск. муз. культура до М.И. Глинки: осн. этапы развития.

12

4

2



6

3

М.И. Глинка и его современники.

42

6

8



28

4

Эпоха 1860-х гг. «Могучая кучка». П.И. Чайковский

46

10

10



26




ИТОГО:

108

22

22



64



  1. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

5










Устный ответ на вопрос (продолжительность ответа – 8-10 минут) и письменная викторина по муз. материалу

Итоговый

Зачет







*




Устный зачет, продолжительность ответа – 10 минут

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

6.1.1. Критерии оценки контрольных работ

При выполнении контрольных работ, являющихся текущей формой контроля, студент должен продемонстрировать, во-первых, владение теоретическим материалом (на основе усвоения лекционного материала и сведений из учебной литературы), во-вторых, знание музыкального материала на слух (узнавание в пассивной форме).

Выполнение контрольных работ оценивается по следующим критериям:

- уровень владения материалом;

-правильность ответа на вопросы преподавателя;

-умение сформулировать свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировано её изложить;

-логичность, связность изложения.

-стиль и грамотность, а также образность изложения.

-правильность узнавания музыкального материала на слух;

-умение содержательно истолковать музыкальный фрагмент, определяемый на слух.


6.1.2. Критерии оценки семинарских занятий
Семинарские занятия как другая текущая форма контроля предполагают, во-первых, обсуждение лекционного материала, во-вторых, проверку самостоятельной работы студентов по слушанию музыкальных произведений и изучению теоретической литературы. Студент должен продемонстрировать владение культурой мышления, проявляющееся, в частности, в умении понимать своеобразие музыкального произведения, аргументировано судить о его идейном и эмоциональном содержании.

Работа на семинарах оценивается по следующим критериям:

- уровень владения знаниями по рассматриваемым вопросам;

- активность в дискуссиях;

-правильность ответа на вопросы преподавателя;

-умение сформулировать свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировано её изложить;

- глубина раскрытия темы;

-логичность, связность изложения;

-стиль и грамотность изложения.

Контрольные работы студентов преподаватель оценивает, исходя из следующих критериев:

- полнота раскрытия темы сообщения;

- четкость формулировки выводов;

- последовательность и логичность изложения;

- доступность, ясность излагаемого материала;

- культура речи;

- соблюдение регламента выступления;

- уровень аргументации при ответе на вопросы.

Доклад оценивается от 0 до 2 баллов.

0 – тема доклада не раскрыта.

1 – тема доклада раскрыта, но имеются существенные недостатки в изложении, раскрытии проблемных моментов темы, полноте использования источников.

2 – тема доклада раскрыта, существенных недостатков в изложении, полноте использования источников и раскрытии проблемных моментов темы не имеется.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Работа студентов включает в себя посещение лекционных занятий и работу на семинарах. Количество баллов, накопленных в процессе названных видов студенческой работы, и оценка на зачете определяют итоговую оценку за курс.

Накопленная оценка текущего контроля – работа на семинарах.

Оценки за текущие виды контроля преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная
где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:
Отекущий = n1·Оконтр.,

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.

Зачет проводится в устной форме по билетам (включает подготовку конспектов к ответу). Студент имеет право оспорить Оценку, накопленную в целом и отдельные её составляющие, лишь до первичной сдачи экзамена. При неудовлетворительной О экз действует правило: Орезультирующая = О экз

На зачете должны суммарно проявляться все умения и навыки, предполагающие постоянную работу в течение семестра.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.

  1. Содержание дисциплины


Раздел 1 (вводный). Музыка как вид искусства, ее основные особенности. Европейская музыкальная культура, ее своеобразие. Русск. музыкальная культура как часть европейской и как самостоятельная область. Периодизация русской музыкальной культуры.
Тема 1. Музыка как вид искусства. Европейская музыкальная культура.

Музыка как отражение действительности в звучании, как искусство выразительное, слуховое, временнóе. Европейская музыкальная культура как культура музыкальных произведений.



Тема 2. Русск. музыкальная культура, ее периодизация

Русск. музыкальная культура как часть европейской и как самостоятельная область. Непараллельность развития европейской и русской музыкальных культур и ее причины. Периодизация русской музыкальной культуры.


Количество часов аудиторной работы по Разделу 1: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы: 4 часа.

Содержание самостоятельной работы по теме: музыка как вил искусства, выразительность музыки, музыкальное произведение, русская музыкальная культура.

Литература по разделу:

Хенли Д. Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник. – М.,«РИПОЛ» классик, 2011.

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135340

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]



http://enc-dic.com/enc_music/

Музыкальная энциклопедия, Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]



http://www.music-dic.ru/

Статьи для изучения: Музыка, Русская музыка.



Раздел 2. Русск. муз. культура до М.И. Глинки: осн. этапы развития.

Тема 1. Русское музыкальное средневековье.

Киевская Русь и зарождение народного и профессионального музыкального искусства. Крещение Руси и перенесение элементов культуры Византии. Знаменный распев, его особенности. Искусство скоморохов. Колокольный звон. Татаро-монгольское иго. Куликовская битва (1380) и централизация русских земель вокруг Москвы. Оживление культурной жизни. Проявление ренессансных черт (А.Рублев).

Хор государевых певчих дьяков. Появление сохранившихся имен распевщиков (Василий и Савва Роговы, Иван Лукошко, Иван Нос, Федор Крестьянин). Первые примеры многоголосия (строчное и демественное пение). Складывание героического былинного эпоса. Появление протяжных народных песен. Первые образцы героических песен (середина XVI века) об Иване IV, Ермаке. XVII век — век окончания русского средневековья. Сложность и противоречивость периода начала века ("Смутное время"). Династия Романовых. Утверждение партесного пения (Н. Дилецкий) и жанра партесного концерта.

Содержание самостоятельной работы по теме: Знаменный распев. Монголо-татарское иго. Воссоединение Украины с Россией. Укрепление политических и культурных связей с Западом. Церковный раскол и реформа Никона. Партесное пение.



Тема 2. Русская музыкальная культура XVIII века. Петровская эпоха.

Просветительские тенденции в русской музыкальной культуре XVIII века. Петровская эпоха и оживление экономических и культурных связей с Западом. Открытие Сухопутного шляхетского корпуса, Академии наук, Московского университета, Большого театра. Крепостные театры. Зарождение русского оперного театра. Творчество Е.Фомина, В.Пашкевича, Д.Бортнянского. "Российские песни" Ф.Дубянского, О.Козловского.

Хоровое творчество М.Березовского, Д.Бортнянского. Инструментальная музыка (В. Трутовский, Д.Бортнянский, И.Хандошкин). Изучение русской народной песни и первые сборники (В.Трутовский, Н.Львов и И.Прач, Кирша Данилов).
Содержание самостоятельной работы по теме: Стиль классицизма в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, поэзии. Сотрудничество западных и русских музыкантов, актеров, поэтов. Иностранные оперные труппы в России.
Количество часов аудиторной работы по Разделу 2: 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы: 6 часов.

Содержание работы – подготовка к семинарским занятиям.
Литература по разделу:

Хенли Д. Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник. – М.,«РИПОЛ» классик, 2011.



http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135340

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]



http://enc-dic.com/enc_music/

Музыкальная энциклопедия, Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]



http://www.music-dic.ru/

Раздел 3. М.И. Глинка и его современники.

Тема 1. Романсовое творчество А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилева.

Историческое значение романсового творчества композиторов-современников М.И.Глинки, его роль в истории русского романса. Демократический характер и национальная основа музыки. Связь с романтизмом и сентиментализмом. Круг жанров романсового творчества.

Содержание самостоятельной работы по теме: Биографии А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилева в контексте эпохи. Русский городской лирический романс.

Тема 2. Характеристика творчества М.И. Глинки. Жизненный и творческий путь.

Связь творчества Глинки с подъемом национального самосознания России первой четверти XIX века. Глинка как основоположник русской музыкальной классики (сходство роли Глинки в музыке с ролью Пушкина в литературе). Новое решение проблемы народности. Синтез достижений западноевропейских композиторских школ с особенностями русской музыкальной культуры. Реализм творческого метода, сочетание элементов стилей классицизма, романтизма. Оптимистичность, цельность, стройность мировоззрения.

Содержание самостоятельной работы по теме: Жизненный и творческий путь М.И. Глинки (на основе «Записок»).

Тема 3. Оперное творчество М.И. Глинки. «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

Центральная роль оперного жанра в творческом наследии М.И. Глинки.

Создание М. И. Глинкой жанров "отечественной героико-трагической" и "большой волшебной" опер. Глубина отражения народного начала. Синтез особенностей русской песенности и черт западноевропейской оперы. Роль массовых сцен. Симфонизация опер Глинки, сквозное развитие тем и мотивов.

Сходство и различие концепции, драматургии, образов "Жизни за царя" и "Руслана и Людмилы". Черты ораториальности, балетные эпизоды. Конфликтность в сочетании с эпичностью.

Содержание самостоятельной работы по теме: сравнительный анализ либретто и текста «Жизни за царя» и «Ивана Сусанина» (Г.Розен и С. Городецкий).

Тема 4. Симфоническое творчество М.И. Глинки.

Основные типы симфонизма у М.И.Глинки. Ведущее значение народно-жанрового симфонизма. Жанровая основа большинства симфонических произведений Глинки. Тяготение к программности. Особенности развития народных тем в Испанских увертюрах и "Камаринской". Развитие традиций симфонизма Глинки в творчестве последующих русских композиторов.

Содержание самостоятельной работы по теме: Лирико-психологический тип симфонизма (Вальс-фантазия) в его связях с творчеством П.И. Чайковского.

Тема 5. Романсовое творчество М.И. Глинки.

Разнообразие жанровых разновидностей романсов М.И. Глинки. Поэтизация бытового романса, богатство содержания, простота и непосредственность чувства. Значение мелодической линии и вокальной партии.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с музыкой и тематикой романсов Глинки.

Тема 6. Творчество А.С. Даргомыжского.

Даргомыжский как продолжатель традиций Глинки. Значение социально-обличительной и бытовой тематики. Близость к "гоголевской" линии в литературе. Психологическое и характеристи­ческое мастерство. Опера и романс – основные жанры творчества. Поиски в сфере речитативно-декламационной выразительности (воссоздание интонаций человеческой речи в вокальной музыке). Связи с народной песней и бытовым романсом.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с биографией и художественным окружением Даргомыжского.

Тема 7. Оперное и песенно-романсовое творчество Даргомыжского.

А.С.Даргомыжский как основоположник психологического оперного жанра в русской классической музыке. "Русалка" – первая русская лирико-психологическая драма. Социальный аспект содержания. Образы главных героев и их развитие в опере. Народно-жанровые сцены, роль бытового фона в создании национального характера музыки. Фантастические сцены. Новаторская трактовка ансамблей.

Жанры романсов и песен А.С.Даргомыжского. Портретность, характеристичность, детализация музыки в связи со смыслом текста. Роль фортепианной партии. Эволюция вокального стиля А.С.Даргомыжского. Традиционная тематика и выразительные средства бытового романса в сочинениях 30-х – начала 40-х годов. Романсы на стихи А.С.Пушкина. Театрализация жанра романса у А.С.Даргомыжского.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с оперным и романсовым творчеством Даргомыжского.

Количество часов аудиторной работы по Разделу 3: 14 часов.

Общий объем самостоятельной работы: 28 часов.

Содержание работы – подготовка к семинарским занятиям.
Литература по разделу:

Финдейзен Н. Ф. Очерк развития русской музыки (светской) в 19 веке. – М., Директ-Медиа, 2012.



http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=93195

Хенли Д. Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник. – М., «РИПОЛ» классик, 2011.



http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135340

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]



http://enc-dic.com/enc_music/

Музыкальная энциклопедия, Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]



http://www.music-dic.ru/
Раздел 4. Эпоха 1860-х гг. «Могучая кучка». П.И. Чайковский.

Тема 8. "Эпоха 60-х годов" в русском искусстве XIX века. Формирование «Могучей кучки», ее эстетических принципов (по В.В. Стасову)

Подъем революционного демократического движения в России 1860-х годов. Отмена крепостного права. Утверждение метода крити­ческого реализма в искусстве. Просветительские тенденции. Появление Русского музыкального общества и консерваторий – первых в России профессиональных учебных заведений, "Бесплатной музыкальной школы" Г.Ломакина и М.Балакирева.

Эстетические принципы "Могучей кучки" (В.Стасов). Развитие традиций Глинки и Даргомыжского при стремлении к новизне и самобытности. Национальная и жанрово-бытовая тематика. Роль оперы и особенности оперных жанров.

Содержание самостоятельной работы по теме: Концертная жизнь и общая атмосфера в русском обществе 1860-х годов. Критическая деятельность А.Серова и В.Стасова и зарождение основ русской музыкальной критики. А.Г.Рубинштейн и его исполнительская, композиторская и педагогическая деятельность.



Тема 9. Характеристика творческой и общественной деятельности М.А. Балакирева

Балакирев как организатор и идейный вдохновитель "Могучей кучки". Развитие традиций Глинки, интерес к достижениям западноевропейского романтизма. Исполнительская, просветительская, дирижерская деятельность. Композиторское творчество М.А. Балакирева. Жанры программной симфонической и фортепианной музыки. Симфонические произведения (Увертюра на три русские темы), краткая характеристика. Фортепианная музыка Балакирева на примере Восточной фантазии "Исламей".

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с личностью и творчеством М.А. Балакирева.

Тема 10. Творчество М.П. Мусоргского. Жизненный и творческий путь.

Творчество Мусоргского как вершина развития тенденций критического реализма. Социально-обличительная и реалистическая тематика творчества. Связь с эстетикой Глинки и Даргомыжского. Характеристичность, психологизм творчества. Поиски в области вокальной декламации и речитатива. Новаторство в других областях музыкального языка.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с биографией и эстетическими принципами М.П. Мусоргского.

Тема 11. Оперное творчество М.П. Мусоргского. «Борис Годунов».

"Борис Годунов". История создания, разные редакции оперы. Проблема авторского текста. Образы Бориса, Юродивого, Са­мозванца, их развитие. Роль образа народа. Лейттемы и особенности драматургии оперы.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с оперой «Борис Годунов».

Тема 12. Романсы и песни М.П. Мусоргского.

Романсы и песни, их жанры. Развитие традиций Глинки, Даргомыжского и новаторство Мусоргского. Портретность и психологизм. Вокальный цикл "Песни и пляски смерти". Сатирическая и обличительная тематика. Вокальный цикл "Детская".

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с романсами и песнями М.П. Мусоргского.

Тема 13. Фортепианный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

История создания «Картинок с выставки». Характеристичность образов, особенности программности. Сочетание национальных черт нескольких культур. Обработки «Картинок».

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с «Картинками с выставки».

Тема 14. А.П. Бородин. Характеристика творчества.

Проблема эпической "богатырской" тематики у Бородина. Особая близость Глинке. Гармоничность, уравновешенность, жизнеутверждающий характер музыки. Тяготение к повествовательности, описательности, картинности, лиризму. Национальный характер, связи с различными жанрами русского фольклора. Отказ от цитирования. Ориентализм. Яркость гармонического и мелодического языка. Архитектоническая четкость формы.

Жизненный и творческий путь. Критические статьи, общественная деятельность.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с личностью А.П. Бородина.



Тема 15. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» и Вторая симфония («Богатырская»).

История создания оперы. Работа над либретто. Особенности музыкального языка в обрисовке образов русских и половцев. Сочетание эпических и исторических черт, характерность содержания оперы для русского искусства 60-х годов. Характеристики главных действующих лиц. Музыкальные характеристики персонажей. Особенности массовых сцен (русская, половецкая).

Симфоническое творчество: общая характеристика. Тяготение к программности. Картинность, повествовательность как проявление эпического начала. Симфония № 2. Ее близость опере "Князь Игорь". Замысел симфонии, особенности ее драматургии.

Содержание самостоятельной работы по теме: оперное и симфоническое творчество А.П. Бородина.



Тема 16. Н.А. Римский-Корсаков. Характеристика творчества.

Обобщение и синтез идей "кучкизма" в творчестве Римского-Корсакова. Связь с революционными событиями 1905-1907 годов.

Яркость национального колорита, эпическая возвышенность и эстетическое благородство творчества. Идеал красоты. Преобладание жанра оперы и сказочно-фантастической, народно-бытовой тематики. Многообразие связей с русской народной музыкой. Мастерство оркестровки, гармонического языка, музыкальной формы.

Содержание самостоятельной работы по теме: Композиторская, педагогическая, общественная деятельность Римского-Корсакова. Работа над наследием Глинки, Мусоргского, Бородина.



Тема 17. Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова.

Опера как основная область творчества Римского-Корсакова.

Разнообразие оперных сюжетов и жанров. Историческая тематика ("Псковитянка"). Сказочные сюжеты, разнообразие их трактовки, аллегорическая трактовка сказочных сюжетов, элементы политической злободневности и сатиры ("Кащей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане", «Золотой петушок»).

Особое тяготение к сказочно-эпическому жанру. "Снегурочка", "Садко" – вершины данной линии русской оперы в творчестве Римского-Корсакова. Жанровые особенности опер («Весенняя сказка» и «Опера-былина»). Роль народно-песенных жанров и массовых сцен. Реальная и фантастическая образные сферы и их соотношение. Особенности музыкального языка в характеристике обеих образных сфер. Главные музыкальные образы (Снегурочка, Лель, Волхова, Садко). Парность женских образов (Снегурочка – Купава, Волхова – Любава). Лейтмотивная система.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с содержанием лирико-психологических опер Н.А. Римского-Корсакова ("Моцарт и Сальери", "Царская невеста").

Тема 18. Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова.

Развитие Римским-Корсаковым традиций русской симфонической музыки. Близость оперного и симфонического творчества. Ведущая роль программности при большом значении жанрового начала. Основные типы тем и методы их развития. Красочность оркестровой палитры.

"Шехеразада" – одна из абсолютных вершин симфонизма Римского-Корсакова. Истоки замысла и особенности претворения программного принципа. Сквозные темы и их развитие. Мастерство оркестровки.

Содержание самостоятельной работы по теме: знакомство с программным содержанием «Шехеразады» и с музыкой «Испанского каприччио».



Тема 19. П.И. Чайковский. Характеристика творчества.

Отличие творческого облика Чайковского и кучкистов. Тяготение к морально-этической, психологической и философской проблематике.

Трагизм мироощущения. Концепция столкновения личности и судьбы как идейный стержень творчества Чайковского. Прогрессивность эстетических взглядов. Широта творческого диапазона. Особенности проявления национального начала. Обобщенность реалистического метода. Связи с бытовой музыкой (бытовой романс).

Мелодическое богатство музыки Чайковского. Особенности тематического развития, роль лейттем и лейтмотивов. Динамическая трактовка музыкальной формы.

Многообразие деятельности Чайковского (композиторская, педагогическая, дирижерская, критическая).

Содержание самостоятельной работы по теме: Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского.



Тема 20. Симфоническое и оперное творчество П.И. Чайковского.

Ведущее значение симфонических жанров у Чайковского. Жанровое разнообразие симфонической музыки.

Одночастные программные сочинения. Трактовка сюжетов крупнейших произведений мировой литературы, избираемых в ка­честве программной основы. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". Близость лирико-драматическим симфониям. Характеристика тематизма и драматургии.

Симфония как центральный жанр симфонического творчества П.И.Чайковского. Различные типы симфонизма. Четвертая симфония как первый образец центрального у Чайковского лирико-драматического симфонизма. Особенности строения цикла и его частей. Характерные черты развития.

Трагическая концепция жанра в Шестой симфонии.

Значение жанра оперы у Чайковского. Оперное творчество (общая характеристика).

"Евгений Онегин" – первый образец лирико-психологического оперного жанра у Чайковского. Принципы оперной драматургии. Романсовая основа тематизма. Интонационные комплексы музыкальных характеристик главных героев. Симфонизация оперы. Образы Ленского, Онегина, Татьяны.

Содержание самостоятельной работы по теме: Симфоническое наследие Чайковского. Лирико-драматический симфонизм Чайковского. Своеобразие оперы «Евгений Онегин» как лирико-психологической оперы.

Количество часов аудиторной работы по Разделу 4: 20 часов.

Общий объем самостоятельной работы: 26 часов.

Содержание работы – подготовка к семинарским занятиям.

Литература по разделу:

Финдейзен Н. Ф. Очерк развития русской музыки (светской) в 19 веке. – М., Директ-Медиа, 2012.

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=93195

Хенли Д. Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник. – М., «РИПОЛ» классик, 2011.



http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135340

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]



http://enc-dic.com/enc_music/

Музыкальная энциклопедия, Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]



http://www.music-dic.ru/
  1. Образовательные технологии


На семинарах используются два основных типа работы: 1) опрос студентов на предмет знания основных понятий, знания музыкального материала на слух и умения рассказать о его особенностях; 2) дискуссия на основе прослушанного музыкального произведения и литературы о нем.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для контрольных работ:
1. Проявление русского национального начала в музыке.

2. Русский романс начала XIХ века.

3. Общая характеристика творчества М.И Глинки.

4. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Общая характеристика и драматургия оперы.

5. Симфоническое творчество М.И. Глинки. Испанские увертюры, «Камаринская».

6. Романсы М.И. Глинки.

7. Процессы демократизации в русском искусстве 1840-х годов.

8. Романсы и песни А.С. Даргомыжского.

9. Эстетика кружка «Могучая кучка» (по В.В. Стасову).

10. М. Мусоргский и его опера «Борис Годунов».

11. Эпическое начало в творчестве А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь», симфония № 2.

12. Сказочная тематика в операх Н.А. Римского-Корсакова. «Снегурочка».

13. Характеристика творчества П.И. Чайковского. Сравнительная характеристика Чайковского и «Могучей кучки».

14. Симфоническое творчество П.И. Чайковского. Симфонии №№ 4 и 6.

15. Оперное творчество П.И. Чайковского. Опера «Евгений Онегин».


    Контрольные работы предусматривают также проведение викторин (узнавание прослушанных музыкальных фрагментов на слух).



    9.1.1 Список музыкального материала для викторин:



а) Русская музыка до М.И. Глинки.


  1. Знаменный распев

  2. Знаменный распев «Господи воззвах»

  3. Ростовские звоны

  4. Н. Дилецкий. Партесное песнопение

  5. Кант «Радуйся, росско земле»

  6. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи», ч. 1-я

  7. Д. Бортнянский. Концертная симфония, ч. 1-я


б) Творчество М.И. Глинки


  1. М. Глинка. «Арагонская хота»

  2. М. Глинка. «Камаринская»

  3. М. Глинка. Вальс-фантазия

  4. М. Глинка. «Жизнь за царя», I д., интродукция, мужской хор

  5. М. Глинка. «Жизнь за царя», I д., трио «Не томи, родимый»

  6. М. Глинка. «Жизнь за царя», III д., сцена с поляками, 1-й ответ Сусанина

  7. М. Глинка. «Жизнь за царя», III д., появление поляков

  8. М. Глинка. «Жизнь за царя», II д., полонез

  9. М. Глинка. «Жизнь за царя», II д., краковяк

  10. М. Глинка. «Жизнь за царя», II д., вальс

  11. М. Глинка. «Жизнь за царя», II д., мазурка

  12. М. Глинка. «Жизнь за царя», III д., сцена с поляками, 2-й ответ Сусанина

  13. М. Глинка. «Жизнь за царя», IV д., ария Сусанина

  14. М. Глинка. «Жизнь за царя», эпилог («Славься»)

  15. «Руслан и Людмила», интродукция, 2-я песня Баяна (дань памяти Пушкина)

  16. «Руслан и Людмила», хор «Лель таинственный», сцена похищения, канон «Какое чудное мгновенье» (начало)

  17. «Руслан и Людмила», II д., сцена Наины и Фарлафа, дуэттино

  18. М. Глинка. «Жизнь за царя», III д., сцена с поляками, 2-й ответ Сусанина

  19. М. Глинка. «Жизнь за царя», IV д., ария Сусанина

  20. М. Глинка. «Жизнь за царя», эпилог («Славься»)

  21. М. Глинка. «Руслан и Людмила», увертюра

  22. М. Глинка. «Руслан и Людмила», интродукция, 2-я песня Баяна (дань памяти Пушкина)

  23. М. Глинка. «Руслан и Людмила», хор «Лель таинственный», сцена похищения, канон «Какое чудное мгновенье» (начало)

  24. М. Глинка. «Руслан и Людмила», II д., сцена Наины и Фарлафа, дуэттино

  25. М. Глинка. «Руслан и Людмила», II д., рондо Фарлафа

  26. М. Глинка. «Руслан и Людмила», III д., марш Черномора, фрагм.

  27. М. Глинка. «Руслан и Людмила», V д., заключительный хор «Слава великим богам»


в) Русская музыка после М.И. Глинки


  1. М. Мусоргский « Борис Годунов». Пролог: карт. I (с сокр.)

  2. М. Мусоргский « Борис Годунов». Пролог: карт. II (колокольный перезвон)

  3. М. Мусоргский «Борис Годунов». Действие I, картина 1 (речитатив Пимена)

  4. М. Мусоргский «Борис Годунов». Действие I, картина 2 (песня Варлаама)

  5. М. Мусоргский «Борис Годунов». Действие II: монолог Бориса

  6. М. Мусоргский «Борис Годунов». Действие IV, картина 1 (песня Юродивого)

  7. М. Мусоргский «Борис Годунов». Действие IV , картина 3 (сцена под Кромами, пение Варлаама и Мисаила, хор «Расходилась, разгулялась»)

  8. А. Бородин «Князь Игорь». Пролог: хор «Солнцу красному слава»

  9. А. Бородин «Князь Игорь». Действие I, картина 1 (песня Галицкого)

  10. А. Бородин «Князь Игорь». Действие II: ария Игоря

  11. А. Бородин «Князь Игорь». Действие II: половецкие пляски

  12. А. Бородин «Князь Игорь». Действие IV: хор поселян

  13. А. Бородин «Князь Игорь». Действие IV: плач Ярославны

  14. А. Бородин. Симфония № 2. Часть I

  15. Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог: ария Снегурочки «С подружками…»

  16. Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог: хор «Проводы Масленицы»

  17. Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Действие III: ариозо Мизгиря (с восточным колоритом и смещением сильной доли)

  18. Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Действие IV: заключительный хор (на основе лейтмотива Ярилы-Солнца)

  19. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Вступление

  20. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Первая картина: дуэт и квартет

  21. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Первая картина: Ариозо Ленского «Я люблю Вас»

  22. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Вторая картина: сцена письма (с сокращ.)

  23. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Пятая картина: ария Ленского («Куда, куда…»)

  24. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Шестая картина: ариозо Онегина («Увы, сомненья нет»)

  25. П. Чайковский. Симфония № 1. Первая часть: главная и побочная темы

  26. П. Чайковский. Симфония № 4. Первая часть: вступление – тема рока

  27. П. Чайковский. Симфония № 4. Первая часть: главная партия

  28. Симфония № 4. Четвертая часть: рефрен (до побочной темы и ее развития)

  29. Симфония № 4. Четвертая часть: побочная партия в репризе (с интонационного обострения темы песни «Во поле береза стояла» – до вторжения темы рока)

  30. П. Чайковский. Симфония № 6. Четвертая часть (целиком)



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


1. Общая характеристика русской музыкальной культуры. Проблемы периодизации.

2. Русский романс начала XIХ века. Романсы и песни А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва.

3. Историческое значение творчества М.И Глинки.

4. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Общая характеристика и драматургия оперы.

5. Опера «Руслан и Людмила». Общая характеристика оперы.

6. Симфоническое творчество М.И. Глинки.

7. Процессы демократизации в русском искусстве 1840-х годов. Творчество А.С. Даргомыжского.

8. Романсы и песни А.С. Даргомыжского.

9. «Эпоха 1860-х годов» в русском искусстве. Эстетика кружка «Могучая кучка».

10. М. Мусоргский и его опера «Борис Годунов».

11. Эпическое начало в творчестве А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь».

12. Сказочная тематика в операх Н.А. Римского-Корсакова.

13. Характеристика творчества П.И. Чайковского.

14. Симфоническое творчество П.И. Чайковского.

15. Оперное творчество П.И. Чайковского. Опера «Евгений Онегин».

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Финдейзен Н. Ф. Очерк развития русской музыки (светской) в XIX веке. – М., Директ-Медиа, 2012. Эл. ресурс:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=93195
    1. Основная литература


Хенли Д. Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник. – М., «РИПОЛ» классик, 2011.

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135340

    1. Дополнительная литература



    1. Справочники, словари, энциклопедии


Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]

http://enc-dic.com/enc_music/

Музыкальная энциклопедия, Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]



http://www.music-dic.ru/