Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» - страница №1/2

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики"



Факультет истории


Программа дисциплины
«История искусства и литературы. Часть I»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра



Автор: PhD, доц. Олег Сергеевич Воскобойников

ovoskoboynikov@hse.ru, olegvosk@yandex.ru




Рекомендована секцией УМС

по истории

Председатель:

Е. Б. Смилянская

5 февраля 2013 г.


Одобрена на заседании кафедры

социальной истории

Зав. кафедрой:

П.Ю. Уваров

1 февраля 2013 года


Утверждена УС факультета

истории


Ученый секретарь

Воскобойников О.С.



12 февраля 2013 г.





Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы



  1. Область применения и нормативные ссылки

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы». Настоящая программа охватывает первую часть дисциплины: историю искусства, рассчитана на первый год обучения и посвящена истории изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры и скульптуры), в то время как вторая часть (второй год обучения) освещает историю литературы. Данная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по специальности 030600.62 «История», в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным в 2012 году.


  1. Цель и задачи курса

Цель курса «История искусства и литературы. Часть I» заключается в том, чтобы познакомить студентов с методами исторического изучения искусства зарубежных стран и России, основными направлениями, стилями, художниками и произведениями. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  • Формирование у студентов общих представлений о методах исторического изучения искусства зарубежных стран и России.

  • Формирование у студентов общих представлений об основных существовавших направлениях и стилях (включая знание их хронологических и географических рамок) искусства, художниках и произведениях от древности до наших дней.

  • Овладение студентами профессиональной терминологией истории и теории изобразительного искусства.

  • Овладение студентами навыками:

  • анализа произведений графики, живописи, архитектуры и скульптуры;

  • поиска заслуживающей доверия информации о произведениях искусства в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках;

  • применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях;

  • поиска, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях;

  • сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ;

  • проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» студент должен:

  • знать профессиональную терминологию истории и теории изобразительного искусства, хронологические и географические рамки направлений и стилей развития искусства от древности до наших дней;

  • уметь грамотно анализировать произведения графики, живописи, архитектуры и скульптуры, искать заслуживающую доверия информацию о них в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках;

  • получить навыки применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях, сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ, проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Системная

СК Б1


Глядя на произведения искусства, читая литературу по истории искусства, воспроизводит полученные знания, используя их для решения профессиональных задач историка (место памятника в социальной, культурной, политической жизни страны или народа)

Семинары, лекции, домашняя работа

Системная

СК-Б3

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области: работая с базами данных по истории искусства, анализируя произведения, дает определение основным направлениям художественного развития конкретных эпох, распознает индивидуальные особенности мастеров и школ.

Домашняя работа, семинары

Системная

СК-Б6

Использует информационные ресурсы на русском и иностранных языках для нахождения надежной информации по истории искусства. Демонстрирует умение оценить историческую ценность конкретного памятника и вписать его в исторический контекст, систематически применяет это умение в серийном иконографическом и стилистическом анализе

Семинары, домашняя работа

Системная

СК-Б10

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность. Сопоставляя различные мнения, высказывавшиеся в науке о том или ином явлении истории искусства, четко представляет себе связи между объяснительными моделями, концепциями, терминологией и социально-историческими условиями, в которых эти объяснения возникли. Обосновывает собственную позицию по отношению к научным традициям и веяниям в современной науке и общественной мысли. Слушая семинарские доклады товарищей, объективно оценивает достоинства и недостатки, анализирует и критически осмысляет собственную семинарскую работу

Лекции, семинары, выездные школы по анализу памятников, дискуссионные клубы

Инструментальная, способен участвовать в научно-исследовательской деятельности

ИК Б 1.1 НИД (И)

Самостоятельно находит и умело использует русскую и зарубежную исследовательскую литературу при подготовке выступлений, экскурсий, письменных работ

Семинары, лекции

Инструментальная, способен к педагогической деятельности

ИК Б 1.1.ПеД (И)

Четко строит рассказ о произведении искусства, грамотно говорит и пишет об искусстве

Семинары

Инструментальная: восприятие, создание, обработка текстов и сообщений, в том числе публично

ИК Б 2.1. – 2.3, 2.5. (И)

Успешно проводит презентации и устные выступления на семинарских занятиях, объективно критикует и оценивает сообщения товарищей

Семинары, лекции

Способен решать профессиональные задачи, используя язык смежных наук

ИК Б 5.3. (И)

Применяет методы философии, социологии, истории, литературоведения, психологии, культурологии при анализе произведений искусства

лекции, семинары

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

СЛК –Б2 (И)

Проявляет толерантное отношение к произведениям искусства, созданным представителями иных национальностей, религиозных конфессий, умеет принять и проанализировать чужую точку зрения

лекции, семинары

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК-Б3

Умеет четко и мотивированно сформулировать и выполнить исследовательскую задачу в устных выступлениях и письменных работах

лекции, семинары

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК –Б6

Умеет вычленять социально-культурные, политические, религиозные проблемы развития конкретного исторического общества в конкретных памятниках искусства, сопоставляя опыт прошлого с опытом сегодняшним

лекции, семинары

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.


СЛК –Б9

Владеет навыком анализа конкретного произведения искусства с целью выявления в нем общечеловеческой ценности, способен доказать важность сохранения каждого памятника для сохранения и развития современной цивилизации

Семинары, лекции, экскурсии, выездные школы




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

История искусства относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: «Иностранный язык», «Латинский язык», «Антиковедение», «Введение в историю человечества», «Специальные исторические дисциплины», «Общая и историческая география».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знание истории мировой художественной культуры (МХК) на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • Иностранный язык на уровне средней общеобразовательной школы.

Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «История правовых и политических учений», «Философия», «История Европы в V-XVII вв.», «История искусства и литературы, часть 2», «История исламской цивилизации», «Общая и социальная психология», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Античное наследие в культуре Европы», «Культура России Нового времени», «Формы знания в исторической ретроспективе» (магистратура), «Теория и история культуры» (магистратура).


  1. Тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час.)

Лекции (час.)

Семинары (час.)

1

Классификация и изложение истории искусства по техникам: графика, живопись, скульптура и архитектура. Введение в проблемы графики

22

8

2

12

2

Живопись. Плоскость, глубина и цвет. Материалы и техники. Историческое развитие жанров. Деталь и целое в композиции

24

10

2

12

3

Скульптура. Материалы и техники, полихромия. Скульптура в кон-тексте. Вопросы стилистики и тематики

24

6

2

12

4

Архитектура. Проблема изобразительности и функциональ-ности архитектуры. Ордерность и проблема «меры». Пространства и массы

28

10

2

16

5

Русская архитектура XI – XVII вв.

18

6

2

10

6

Русская живопись XI – XVI вв.

18

4

2

12

7

Русская архитектура XVIII-XIX вв.

18

4

2

12

8

Русская живопись XIX века

14

2

2

10

9

Русское изобразительное искусство и архитектура XX в.: от Авангарда к «Культуре 2»

18

4

2

12

Итого:




180

54

18

108



  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры оценки

Текущий

Три письменных к/р, домашняя

3 модуль: 3 неделя, 6 неделя. 4 модуль: 3 неделя

6 тыс. знаков 15 %

Текущий

7 блиц-тестов в классе

Через каждые три лекции

Выбор правильного ответа в письменном тесте 15 %

Текущий

Подготовленное дома одно выступление на семинаре

3-4 модули

20 %

Текущий

Активность на занятиях

3-4 модули

10 %

Итоговый

Экзамен, неблокирующий

4 модуль

Устный тест на знание произведений искусства 40 %




    1. Критерии оценки знаний и навыков

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работа на семинарах и посещаемость – 30%:

    • выступление на семинаре;

    • участие в дискуссиях;

  • Написание контрольных работ – 30%:

    • Письменная домашняя работа

    • Блиц-тесты

  • Экзаменационный ответ — 40%:

    • устный тест (15-20 мин.).

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Общая формула накопленной оценки:

Онакопленная = 50% Оауд + 50% Осамостоятельная работа

Где Оауд – выступление на семинаре 65% и активность 35%, а Осамостоятельная работа – блиц-тесты 40% и три письменных домашних работы 60%.

Ниже раскрывается, что представляют собой предлагаемые формы текущего контроля, знания и компетенции, которые должен продемонстрировать студент. В конце программы можно найти более подробные технические рекомендации к написанию письменных работ по истории искусства и к подготовке устных выступлений.



Контрольная работа. После прохождения тематического блока в лекциях студенты получают задание за неделю написать дома небольшую, максимум до 7000 (семи тысяч) знаков работу, посвященную анализу одного произведения искусства. Первая к/р сдается после освоения графики и живописи, вторая – после лекций о скульптуре и архитектуре, третья – после лекций о русском искусстве. Выбрав тему из списка или предложив собственную и заручившись согласием преподавателя, студент должен показать понимание профессиональной лексики и терминологии истории искусства, умение грамотно описать произведение искусства, не спутав жанры, техники, школы, стиль и иконографию, продемонстрировать ориентацию в пространстве и времени. Он должен придерживаться как принятых в искусствознании категорий оценки художественного уровня произведения, так и принципов историзма, то есть рассматривать конкретное произведение в историко-культурном контексте. При подготовке работы в его распоряжении, помимо добротно освоенной соответствующей главы учебника Виппера и сетевых ресурсов, – библиотека ВШЭ, ВГБИЛ, РГИБ, РГБ и Российская государственная библиотека по искусству (Б.Дмитровка дом 8/1). Чем серьезнее подготовлена каждая такая письменная работа, чем больше творческой самостоятельности и грамотности при этом проявлено, тем выше балл за каждую из них и средняя арифметическая. Эти требования соотносятся со всеми системными компетенциями, а также с ОНК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-12, СЛК-1.

ВНИМАНИЕ: Несдача в срок влечет снижение оценки на один балл за каждую работу. Каждая неделя запаздывания отнимает у оценки за к/р один балл. Сдача всех к/р не позднее, чем за неделю до экзамена, влечет снижение оценки на пять баллов. Несдача всех к/р равняется нулю. Сдача каждой к/р позже, чем за неделю до экзамена, приносит студенту максимум один балл за каждую работу.



Блиц-тесты призваны показать освоение студентом материала базового учебника Виппера и лекционного материала. Они представляют собой вопросники с множественными ответами разной степени сложности, от пяти до семи в каждом, и проводятся через каждые две-три лекции, в начале занятия. Каждый год преподаватель, при помощи учебного ассистента, готовит новые варианты тестов, чтобы избежать трансляции тестовых заданий в студенческом фольклоре. Каждое нерешенное в тесте задание отнимает один балл. К концу курса оценки за тесты сводятся к среднему арифметическому в пользу студента и составляют 15% результирующей. Блиц-тест призван облегчить усвоение материала учебника, возможное только при постоянной работе с интернет-ресурсами, прежде всего с artstore.org и Oxford art online.

Семинарские выступления. Каждый студент обязан один раз в течение курса выступить с устным выступлением. Как и при написании к/р, студент по возможности заранее выбирает интересующую его тему, слушая лекции, он/она как бы примеривает излагаемые ему методы на предмет собственного анализа: в этом – основной залог успеха выступления. Продумав план анализа, студент проводит самостоятельную библиографическую работу в библиотеках и поиск в Интернете, затем обращается за советом к преподавателю или его учебному ассистенту. Освоив минимальную литературу, он делает презентацию в Power Point или иной демонстрационной программе, рассчитывая говорить не более 15 минут, за его выступлением последует пятиминутное обсуждение. Активность участия в обсуждении докладов сверстников входит в оценку семинарской работы наряду с оценкой собственно выступления. Написание семинарского выступления не обязательно, более того, отсутствие «бумажки» при выступлении повышает балл и благодарность слушателей.

Рецепт отличного устного семинарского выступления прост: студент должен знать о своем сюжете в три-четыре раза больше того, что он собственно рассказывает. Это называется «владением темой». У выступления должны быть зачин, структурированное, желательно трехчастное, раскрытие проблемы и концовка, подведение итогов мини-исследования. Таким образом, жанрово семинарское выступление максимально близко докладу на конференции или изложению диссертации перед ученым советом. Особенно приветствуется анализ произведений in situ или тех, которые студент видел прежде и сохранил живые впечатления. ВНИМАНИЕ: каждый выступающий должен найти себе одного официального оппонента, который, немного познакомившись с темой выступления, в нескольких словах, за 2-3 минуты, высказывает свое мнение о том, насколько успешно раскрыта тема. Преподаватель оценивает все эти факторы, когда выносит оценку.



Неблокирующий экзамен построен в форме устного теста на знание произведений, техник, авторов, стилей, школ, жанров изобразительного искусства. Экзаменационный билет представляет собой подборку из пятнадцати изображений по зарубежному и русскому искусству, показанных на лекциях и обсуждавшихся в семинарах. Студент за двадцать минут, отводимые на подготовку, должен узнать максимальное количество памятников и с возможной полнотой описать их в беседе с экзаменатором. Чем меньше ошибок при узнавании, тем выше балл, поднимающийся также в зависимости от качества владения материалом (датировка, локализация, авторство, принадлежность к школе, особенности стиля, иконографии, политических и социальных функций, обстоятельств создания памятника, детали биографии мастера и проч.). Для ориентации в пункте 10 дан приблизительный список вопросов, возникающих при обсуждении конкретных произведений.
7. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I: Введение в предмет. Графика

Лекция 1. Предмет истории искусства. Введение в проблемы графики

Предмет истории искусства. Возможные классификации и принятое в настоящем курсе изложение истории искусства по техникам, от более простых к сложным: графика, живопись, скульптура и архитектура. Введение в проблемы графики, ее классификация. Рисунок и его отношение к другим техникам. Выразительные средства рисунка: контраст темного и светлого, функция линии.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Галерея графических изображений. http://www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Master_Drawings_2003.html

  2. База данных по истории классического искусства, в особенности живописи и графики www.artstore.org. www.wga.hu

  3. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства (разные издания).

  4. Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история. М.-Л., 1940.


Лекция 2. Рисунок

Рисовальщик и живописец: в чем отличие? Отношение рисунка ко времени (быстрый и долгий рисунок, продуманный и «не продуманный», спонтанный). Рисунок, набросок, эскиз и дидактические практики в изобразительных искусствах. Древнейшие формы рисунка в Египте, Китае. Материал (бумага, глина, дерево, природный камень) и его значение для историко-художественной трактовки. Инструмент: перо, кисть, штифт, уголь, сангина, серебряный грифель, итальянский карандаш. Сепия и лавис. Серии рисунков, альбомы. Греческая вазопись и ее выразительные средства.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

  2. http://www.beazley.ox.ac.uk/pottery/default.htm


Лекция 3. Книжная миниатюра: Персия и средневековый Запад

Текст и изображение в истории рукописи. Христианство, книга и образ: теория и практика. Плоскость и объем в миниатюре. Иконография и стиль христианской миниатюры, основные этапы развития. Миниатюра на пороге Нового времени и рождение книгопечатания. Мир персидской миниатюры.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Grabar O. Mostly Miniatures. Princeton, 2000.

  2. www.wga.hu


Лекция 4. Гравюра.

Художественные проблемы печатной графики как наиболее доступного, тиражируемого искусства. Выпуклая, углубленная, плоская гравюра. Гравюра не дереве (ксилография), от Дюрера до Бердслея и Мунка. Углубленная гравюра на металле, горячая и холодная техники, сухая игла, медзо-тинто («черная манера»), акватинта, офорт (Жак Калло, Пиранези, Гойя). Цвет в гравюре. Литография XIX века: язык масс (Домье, Гаварни). Карикатура: ее истоки и трансформации. Искусство плаката, рождение и поэтика ранней рекламы. Связь графики и иллюстрируемого текста (книжная иллюстрация и СМИ).



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Галерея графических изображений. http://www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Master_Drawings_2003.html

  2. www.wga.hu

  3. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.

  4. Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII веков. М., 1939.


Семинар 1

Обсуждение основных понятий истории искусства по книге Вёльфлина. Классификация и художественные особенности графики.



Раздел II. Живопись

Лекция 5. Введение в историю живописи

Введение в историю живописи. Ее отличия от графики. Вопрос об акварели, классической книжной миниатюре и мозаике (средневековые культуры). Станковая и монументальная живопись. Материалы, «носители» изображения (стена, доска, скала, холст). Техники: от графики к живописи (акварель, пастель, гуашь). Фреска от Античности до Возрождения. Темпера, энкаустика и искусство иконы. Масляная живопись с XV века.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., АСТ, 2000.

  2. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи (разные издания).

  3. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. 3 тома. М.-Л., 1948-1955.

Лекция 6. Основные понятия анализа живописного произведения

Основные понятия анализа живописного произведения и вопросы стиля. Глубина и плоскость. Линейность и живописность: мышление линиями или цветовыми пятнами. Свет и тень. Колорит, красочность, прозрачность. Отношение к цвету и форме у старых и новых мастеров. Движение и состояние.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Вентури Л. От Мане до Лотрека. СПб., 2007.

  2. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1975.

  3. Ревальд Дж. История импрессионизма. М., Л. 1959.

  4. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990.


Лекция 7. Жанры в живописи

Формирование традиционных жанров и их разрушение в Новейшее время: историческое полотно, портрет, натюрморт, пейзаж, моленный образ. Особенности исторического анализа жанров.



Обязательная литература:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.



Дополнительная литература:

  1. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004.

  2. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб., 2005.


Лекции 8. Композиция и деталь в живописном произведении

Композиция и деталь в живописном произведении. Важность формата (круг, квадрат, прямоугольник). Местонахождение произведения и его история (музей, храм, опочивальня), его место в серии или единичность (внутри одного заказа, цикл фресок или мозаик). Нужно ли рассматривать произведение сблизи, если оно на это не рассчитано? Значение реставраций с многослойным техническим анализом. Соотношение реконструированного авторского замысла и реально существующего результата. Поучительность детали.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.


Семинар

Доклады студентов по произведениям живописи.



Лекция 9. Анализ одной картины в историко-культурном контексте: «Воскресный вечер на острове Гранд-Жатт» Жоржа Сёра

Внешнее описание картины, история создания, композиция, техника пуантилизма, использование цвета и света. Параллели из салонной живописи второй половины XIX в. и из истории французской живописи начиная с XVII в. Гипотезы о социальном смысле деталей и целого в картине. Место Сёра и его главной работы в истории живописи на пороге рождения нового искусства.



Обязательная литература:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.



Дополнительная литература:

Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

Вентури Л. От Мане до Лотрека. СПб, 2007.


Раздел III. Скульптура

Вопросы терминологии: пластика, скульптура, статуя. Точка зрения и ее значение для понимания скульптуры, пространственный диалог между мастером и зрителем, анализ глазом и наощупь: ощупывание взглядом. Отношение скульптуры к окружающему пространству (интерьер, архитектура, сад, площадь, пленэр). Масштабы скульптуры: большая и малая, мелкая пластика, связь с ювелирным искусством. Свободная скульптура и рельеф.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Аркин Д.А. Об архитектуре. О скульптуре. М., 1985.

  2. Бринкман А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935.

  3. Бурдель Э.А. Об искусстве скульптуры. М., 1968.

  4. Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000.


Лекции 10. Материалы скульптуры

Материал скульптуры и его подчинение художественной воле мастера. Тяготение мастеров и целых эпох к конкретным материалам и выражающиеся в этом тяготении историкокультурные координаты (бронза и мрамор у греков и итальянцев, фарфор, лак и нефрит в Китае, дерево на Руси). Преодоление сопротивляемости материалов как вызов природе (гранит, пирит, некоторые металлы). Глина, воск, другие мягкие материалы и их роль в создании пластических форм. Слоновая кость и глиптика (обработка ценных пород камня: камея, инталия).



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Головин В.П. От амулета к монументу. Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М., 1999.

  2. Соколов Г.И. Искусство древней Эллады. М., 1982.

  3. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. М., 1976.


Лекция 11. Методы работы скульптора. Статуя

Этапы и методы работы скульптора. Проблема света, цвета и видимой, но не существующей, «бесцветности» в скульптуре. Судьбы круглой статуи в разных культурах прошлого. От канона Поликлета до Жана Тенгели.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Williamson P. Gothic Sculpture. 1140-1300. Yale, 1995.


Лекция 12. Скульптура и движение

Художественные задачи скульптуры и ее функционирование в визуальной культуре. «Однообразие» и тематическая ограниченность скульптуры по сравнению с другими видами искусства. В противовес этому: многообразие пластических мотивов. Мотивы движения рассматриваются на эволюции греческой статуи от архаической фронтальности через классический контрапост к эллинистическому взволнованному динамизму. Параллели в пластике Японии, Индии, Мезоамерики. Статуя и статуарная группа. Проблема тела, пропорций и лица. Обнаженное тело и драпировка, ее художественные функции. Примеры: маски из Африки, Океании и Южной Америки из музея на набережной Бранли (Париж). Римский портрет, возрождение скульптурного портрета на заре Нового времени: готика, Николай Лейденский, Донателло, Лаурана.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Ромм Р.Г. Огюст Роден. М., 1946.

  2. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

Семинар

Доклады студентов по произведениям скульптуры.



Раздел IV. Архитектура

Лекция 13. Место архитектуры в общей системе искусств

Место архитектуры в общей системе искусств. Изобразительность и не-изобразительность (функциональность) архитектуры. Архитектура и строительство вне и против искусства. Строение как «всеобъемлющее произведение искусства» (Gesamtkunstwerk), подчиняющее себе другие искусства. Сложности изучения и исторической трактовки архитектуры. Многомерность постройки, ее восприятие глазом, слухом, осязанием, телом. Искусство, разворачивающееся в пространстве, но и во времени. Музыкальность и поэтичность архитектуры. Историко-культурное значение непостроенной, но спроектированной архитектуры.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

  2. Брунов Н.И. Очерки истории архитектуры. 2 тома. Разные издания.

Дополнительная литература:

  1. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001.

  2. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства (разные издания).


Лекция 14 Конструктивное и художественное в постройке. Ордер и его метаморфозы

Конструктивное и художественное в постройке. Тектоника и статика. Жилище для человека и для бога: отношение постройки к окружающей природе и климату. Египетский храм, дворец микенской эпохи и рождение классического храма. Система классических ордеров и метаморфозы классицизма в культуре Европы. Значение колонны в старой архитектуре. Восприятие пространства сверху вниз как основа архитектурного художественного творчества.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

  1. Брунов В.М. Очерки истории архитектуры. 2 тт. М., 2004.

  2. Михайловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. М., 1937 (2006).


Лекции 15. Возникновение пространственной архитектуры

Что главное в архитектурной концепции: пространство или масса, плоскости, линии или объемы? От пирамиды и периптера к Пантеону: возникновение пространственной архитектуры в римской цивилизации. Инженерия и художественный образ в пространственной архитектуре в преддверии рождения христианского храма.



Обязательная литература:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства

Дополнительная литература:

  1. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2002.

  2. Bianchi Bandinelli R. Rome, the Center of Power : Roman Art to A.D. 200. L., 1971.

  3. Krautheimer R. Rome: Profile of a City. 312-1308. Princeton, 1980

  4. Ward Perkins J.B. Roman Empirial Architecture. Harmondsworth, 1990.

Лекции 16. Архитектура христианского храма

Продолжение развития пространственной архитектуры в христианском Средневековье: особенности храмовых пространств на разных этапах развития церковного зодчества. Роль света. Храм внутри и вне городских стен. Монастырская обитель и собор. Деталь и целое в композиции храма. Шедевры романского и готического стиля. Темпьетто Браманте и собор Св. Петра в Риме. Сант Иво алла Сапьенца, Санкт Карл в Вене и «театральность» барокко.



Обязательная литература:

  1. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко (разные издания)

Дополнительная литература:

  1. Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

  2. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988.

  3. Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture. (Разные издания).

  4. Frankl P. Gothic Architecture. Yale, 2000.

Семинар

Доклады студентов по памятникам архитектуры


Лекции 17. Архитектура в контексте

Основные элементы постройки в историческом развитии. Колонна, стена, купол, оконный проем, арка, лестница, свод и потолок, фасад, портал. Распределение пространств и помещений. Проблема монументального и немонументального стиля в архитектуре, основанного на масштабе, соотношении детали и целого в сознании архитекторов и общества. Пропорции: согласование между собой отдельных частей здания в отношении к целому. Золотое сечение. Урбанистический ландшафт как крупнейший план историко-художественного анализа (на примере Рима и Парижа). Пространственные композиции крупного плана: улица, площадь, набережная.



Обязательная литература:

Виппер Б.Р. Введение…



Дополнительная литература:

  1. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

  2. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. М., 1997.

  3. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., 2006.

  4. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960.

  5. Швидковский Д.О. От мегалита к мегаполису. Очерки истории архитектуры и градостроительства. М., 2009.

  6. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. Книга первая : лидеры профессии и новые имена. М., 2010


Раздел V. Русское искусство

Лекция 18. Архитектура XI века: анализ Софии Киевской

Вводные замечания: история отечественного искусства – часть мирового художественного процесса. Периодизация. Византийское искусство в Киевской Руси. Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Особенности архитектуры Киевской Софии и ее иконографическая программа.



Обязательная литература:

  1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000 (или другие)

Дополнительная литература:

История русского искусства. Том 1. Искусство Киевской Руси IX-первая четверть XII века / Отв. ред. А.И.Комеч. М., 2007. С.111-324.


Лекция 19. Архитектура XII-XV веков

Новый характер церковной архитектуры в XII – XIII вв. Формирование местных художественных школ. Чернигов, Смоленск, Владимиро-Суздальское княжество. Западные влияния и византийская традиция в храмах Владимира. Храмовая архитектура Новгорода и Пскова XI–XV вв., их близость и отличия. Начало московской архитектуры.



Обязательная литература:

  1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000 (или другие)

Дополнительная литература:

  1. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т. 1-2. М., 1967.

  2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций М.: Искусство, 1990.

  3. Кириченко Е.И. Очерки истории русской культуры XII века. Т. 1,2. М.,1979.

  4. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.

Лекция 20. Архитектура Руси в XV-XVII вв.

Создание Кремля в конце XV – начале XVI вв. Итальянцы в Москве. Стилистические и технические особенности соборов. Влияние ансамбля на дальнейшее развитие архитектурной практики. Церковь Вознесения в Коломенском и Преображения в Острове и проблемы интерпретации шатрового храма. Тенденции развития зодчества в XVI веке. XVII век: от «средневековья» к «Новому времени», Нарышкинское барокко.



Обязательная литература:

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000 (или другие)



Дополнительная литература:

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т. 1-2. М., 1967.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций М.: Искусство, 1990.

Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 2008.



Семинар

Доклады студентов по памятникам древнерусской архитектуры.


Лекция 21. Монументальная живопись древней Руси

Техники древнехристианской живописи, их жанровые и стилистические особенности. Восприятие монументальной живописи в контексте храмового действа. Фрагмент, сюжет, программа: приемы иконографического анализа. Циклы Софии Киевской, Спаса на Ильине и Спаса на Нередице в Новгороде, Мирожского и Снетогорского монастырей, церкви св. Георгия в Старой Ладоге.



Обязательная литература:

  1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.



Дополнительная литература:

  1. Попова О.С. Проблемы византийского искусства: мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

  2. Флоренский П. А. Обратная перспектива. Иконостас (разные издания).

  3. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

  4. Успенский Л.А. Богословие иконы (разные издания).

  5. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.


Лекция 22. Язык древнерусской иконы

Открытие искусства иконы в начале ХХ века и современные подходы. Византийские иконы на Руси X-XV вв. Византийская живопись русского образца или национальная самобытность в рамках восточнохристианского канона? Причины упадка искусства иконы в XVI веке. Разбор основных произведений от «Богоматери Владимирской» до «Троицы» прп. Андрея Рублева. Искусство книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Кодекс Гертруды и Псалтирь Хитрово. Местные школы: Новгород, Псков, Москва.



Обязательная литература:

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.



Дополнительная литература:

Попова О.С. Проблемы византийского искусства: мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

Флоренский П. А. Обратная перспектива. Иконостас (разные издания).

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

Успенский Л.А. Богословие иконы (разные издания).

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.

Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1972.

Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1979.



Семинар

Доклады студентов о древнерусской живописи.


Лекция 23. Архитектура XVIII века

Конец Московского царства, петровские реформы и их влияние на становление нового искусства. Традиции и новаторство в барокко первой половины XVIII века. Рождение Санкт-Петербурга, попытки рационализации градостроительства в столице и провинциях от Петра до Екатерины. Приход монументальной скульптуры. Светское и церковное зодчество. Дворец и усадьба. От барокко к классицизму: вторая половина столетия.



Обязательная литература:

  1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.

Дополнительная литература:

  1. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

  2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций М.: Искусство, 1990.

  3. Алленов М.М. Русское искусство XVIII-начала XX века. М., 2008.


Лекция 24. Архитектура конца XVIII-XIX вв.

Архитектура и градостроительство Москвы XVIII-XIX вв. Соединение традиционных и новых художественных приёмов в московских постройках.

Архитектура классицизма, его идейные принципы и формы в столицах и провинции. Проблема синтеза искусств в эпоху классицизма. Баженов и Казаков. Русские и иностранцы в Санкт-Петербурге и Москве. Адмиралтейство, Исаакиевский собор и завершение ансамбля центральных площадей столицы. Мир русской усадьбы. Особенности ампира: самостоятельное явление или метаморфозы казенного классицизма? Стилизаторство, историзм, эклектика, их прояления: «русско-византийский», «русский», «готический», «барокко» и т.п. Внедрение новых технических приёмов и материалов. Начало «модерна».


следующая страница >>