Программа дисциплины Человек в культуре средневекового Запада  для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Программа дисциплины Исследовательский семинар-3 для направления... 1 240.96kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности... 1 152.19kb.
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления... 2 385.37kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 1 255.69kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 719.08kb.
Программа дисциплины «История» для направления 31600. 62 «реклама... 3 716.59kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 5 1926.75kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Человек в культуре средневекового Запада  для направления - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Человек в культуре средневекового Запада


для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра

Автор программы: Раков В.М., кандидат исторических наук, доцент, rakhov2007@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой А. А. Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «Человек в культуре средневекового Запада».

Программа разработана в соответствии с:




  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ-ВШЭ по направлению 030600.62 «История», принятым 29.06.2012, протокол № 38;

  • Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 «История»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденным в 2012 г.


2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Человек в культуре средневекового Запада» являются в сфере обучения - формирование фундаментальных представлений в области гуманитарных дисциплин, а в сфере воспитания личности – формирование способности к социальному взаимопониманию, взаимодействию и сотрудничеству.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • усвоить основной фактический материал курса, знать, в частности, культурно-исторические формы и образы, в которых представал западноевропеец на протяжении средневековой эпохи;

  • уметь работать с источниками;

  • иметь навыки толерантного восприятия культурных феноменов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- 1

владение культурой мышления, способностью к обобщению, постановке цели и выбору путей ее достижения



Лекции, практические занятия, дискуссии, написание реферата, доклада

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ПК - 1

Способность к чтению и пониманию исторических источников, написанных на одном из языков средневековой Европы

Практические занятия, устный и письменный анализ источника

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК - 3

способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

Лекции, практические занятия, дискуссии, написание реферата, доклада



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к другим видам подготовки.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: введение в историю человечества, антиковедение.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основные аспекты истории человечества;



  • уметь использовать научную литературу для характеристики человека эпохи средних веков;

  • уметь вести самостоятельные научные исследования по частным аспектам курса Человек в культуре средневекового Запада.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Европа V-XVII вв., История Византии.




5.Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




Раздел 1. Человек в культуре и обществе раннесредневекового Запада
















1

Введение в историческую антропологию

9

2

2




5

2

Человек позднеантичной эпохи

7




2




5

3

Христианский религиозно-антропологический проект

7

2







5

4

Монашество как «антропологическая лаборатория» средневековья

7

2







5

5

Пространство, время, власть и собственность глазами средневекового человека

9

2

2




5

6

Средневековый человек перед лицом смерти

9

2

2




5

7.

Раннесредневековый интеллектуал

7

2







5

8

Человек в древнегерманском эпосе

7




2




5




Раздел 2. Человек в культуре и обществе средневекового Запада XI-XIII вв.
















9

Перемены в индивидуальном и общественном сознании в XI-XIII вв.

7

2







5

10.

Духовный опыт высокого средневековья: Бернар Клервосский и Франциск Ассизский

7

2







5

11

Человек в рыцарской (куртуазной) культуре

8

2

2




4

12

Интеллектуалы высокого средневековья: Ансельм, П. Абеляр, Ф. Аквинский.

6

2







4

13

Homo ludens и «смеховая культура» средних веков

8

2

2




4

14.

Горожане: бюргер и купец

6

2







4




Раздел 3. Ренессансный человек
















15

Гуманизм как новая антропологическая стратегия (Фр. Петрарка, М. Фичино, Пико)

6

2







4

16

Ренессансный художник

6




2




4

17

Ренессансный политик

6

2







4

18

Ренессансный финансист

6

2







4

19.

Существовала ли ренессансная личность?

6




2




4




Раздел 4. Человек в культуре и обществе позднесредневекового Запада (XVI-XVII вв.)
















20.

Протестант

6

2







4

21.

Религиозный католик эпохи контрреформации: И. Лойола, Тереза Авильская, Б. Паскаль.

5

2







3

22.

Барочный человек

8

2

2




4

23.

Новатор XVII в.

5

2







3

24.

Аристократ (придворный): новая куртуазия.

6

2







4




Итого

164

40

20




104



6.Формы контроля знаний студентов



Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1


2


Итоговый

Зачет

Защита проекта (подготавливается в течение 1-2 модулей), оценка выставляется в течение семи дней со дня защиты


6.1.Критерии оценки знаний, навыков



В ходе итогового контроля студент обязан показать знакомство с материалом курса, умение рассмотреть выбранный для исследования аспект истории средневекового человека с учетом исторического контекста.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Работа над проектом осуществляется ступенчато, при поддержке системы LMS, в границах которой выделяется семь этапов формирования проектного исследования с соответствующей ступенчатой проверкой и доработкой каждой из частей до защиты окончательного варианта.

6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: уровень активности на семинаре, частота и полнота ответов, умение аргументировать свою позицию, использование для аргументации текста источника. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= Оаудиторная


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом :

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.



7. Содержание дисциплины



Раздел 1. Человек в культуре и обществе раннесредневекового Запада

Тема 1. Введение в историческую антропологию. Становление исторической антропологии в 20 в. Школа "Анналов". История ментальностей как предмет исторической антропологии. Коллективное бессознательное и привычки сознания. Британская историческая антропология: Кейт Томас и Питер Берк. Малые сообщества в центре внимания. Символизм повседневной жизни, ритуалы, манеры, этикет как объекты внимания исторической антропологии. «Сыр и черви» К. Гинсбурга. Новая культурная история. Ж. Ле Гофф. История как история человека. Концепция антропоформаций (С.С. Хоружий).

Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 2, СРС - 5
Тема 2. Человек позднеантичной эпохи. Античный человек как «антропоформация». Его отличия от «восточного человека». Позднеантичная культурно-историческая ситуация и сдвиги в общественном и культурном сознании античности. Позднеантичный человек как «антропологический транзит».

Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 2, СРС - 5
Тема 3. Христианский религиозно-антропологический проект. Христианский персонализм. Его место в христианском учении. Христианство и история европейской личности. Христианская личность и античный «естественный» индивид. Христианская личность и восточный имперсонализм. Христианская личность в горизонте современной культуры.

Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 2, СРС – 5
Тема 4. Монашество как «антропологическая лаборатория» средневековья. Возникновение христианского монашества в III-IV вв. Особенности христианской духовной практики на примере житийной литературы. Исихастская традиция.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 5


Тема 5. Пространство, время, власть и собственность глазами средневекового человека. Средневековый хронотоп. Представления о власти в средневековье. Иерархический человек средних веков. Условное и безусловное, частное и общее в средневековом представлении о собственности.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 2, СРС – 5


Тема 6. Средневековый человек перед лицом смерти. Эволюция представления о смерти на протяжении средних веков. Средневековое отношение к смерти на фоне ее античного восприятия. «Смерть прирученная». Умирание, погребение, молитвы за мертвых. «Страшный Суд» и рождение Чистилища. Индивидуализация смерти. Рационализация смерти в позднее средневековье.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 2, СРС – 5


Тема 7. Раннесредневековый интеллектуал (Августин, Иероним, Беда, Исидор Севильский, Алкуин, Эригена). Возникновение средневекового интеллектуального стиля: Августин, Иероним, Боэций, кассиодор. Средневековый энциклопедизм: Беда и Исидор Севильский. Возникновение схоластики: Алкуин. Авторское мышление в пределах традиции: Эригена.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 5


Тема 8. Человек в древнегерманском эпосе. Древнегерманская мифология и древнегерманская картина мира. Архаические индивидуализм «Старшей Эдды». Образ героя в «Поэме о Беовульфе». Метаморфозы героического в «Песни о Нибелунгах».
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 2, СРС – 5

Формы и методы проведения занятий по разделу: коллективный анализ источников.





Литература по разделу:

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I-III. М., 1992.

Бубер М. Я и Ты. М., 1992.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Григорьева Т.П. Дао и логос. М., 1992.

Гуревич А.Я. Человек средневековья // История Европы. Т 2. М., 1992. С. 685-696.

Он же. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Он же. Категории средневековой культуры. Любое изд.

Гуревич. А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. СПб., 2009.

Зайцев А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Зелинский Ф. Древнегреческая религия. М, 1995.

Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.

Йегер В. Пайдейа. М., 1997.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии).

М., 1972.

Ким С. Г. Историческая антропология в Германии: методологические искания и историографическая практика. Томск, 2002.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время.

М., 1983.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Кром М. М. Историческая антропология: Пособие к лекционному курсу. СПб: 2004;

Ле Гофф. Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

Лосев А.Н. История античной эстетики. Последние века. Книга II. М., 1988.

Лосев А.Н. Сократ // athenai.ru/losev.htm

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви // Он же. Боговидение. М., 2003.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.

Ницше Фр. Рождение трагедии, или эллинствои пессимизм // Ницше Фр. Соч. в 2-х т. М., 1996. Т. 1.

Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 167—181.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Феллер В. Введение в историческую антропологию.

Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1981

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.I. Любое изд.

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М.. 1975.



Раздел 2. Человек в культуре и обществе средневекового Запада XI-XIII вв.

Тема 9. Перемены в общественном и индивидуальном сознании в XI-XIII вв. Цивилизационный подъем средневекового Запада: общая характеристика. Перемены в религиозном сознании («религиозная революция»). Движение в сторону «религиозной личности». «Интеллектуальная революция XI-XIII вв». «Городская» модель сознания.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 5


Тема 10. Духовный опыт высокого средневековья: Бернар Клервосский и Франциск Ассизский. Религиозная ситуация XI-XIII вв. От обрядоверия к личному религиозному опыту. Бернар Клервосский: мистика в пределах ортодоксии. Франциск Ассизский: подражание Христу. «Новая естественность».
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 5


Тема 11. Человек в рыцарской (куртуазной) культуре. Общая характеристика рыцарской (куртуазной) культуры 11-13 вв. Рыцарский миф в куртуазной литературе: кельтская составляющая рыцарского мифа (легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола); христианская составляющая рыцарского мифа (миф о Граале, культ Пресвятой Девы). Основные персонажи рыцарских мифов. Человеческий идеал в куртуазной культуре. Мужчина и женщина в рыцарской культуре. Открытие любви? Деформация рыцарской культуры в 14-15 вв.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 2, СРС – 4.


Тема 12. Интеллектуалы высокого средневековья: Ансельм, П. Абеляр, Ф. Аквинский. «Возрождение XII века». П. Абеляр и его место в интеллектуальной культуре средневековья. «Исповедь» Абеляра. Ансельм Кентерберийский: создание метода. Фома Аквинский: «я верю, я знаю».
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 4.


Тема 13. Homo ludens и «смеховая культура» средних веков. Концепция М.М. Бахтина. Основные социальные типы homo ludens: бродячие артисты, шуты, ваганты, трубадуры, труверы и миннезингеры.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 2, СРС – 4.


Тема 14. Горожане: бюргер и купец. Особенности бюргерской ментальности. Средневековый купец и проблема средневекового предпринимательского сознания.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 4.

Формы и методы проведения занятий по разделу: коллективный анализ источников.

Литература по разделу:

Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.


Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994.


Гуревич А.Я. Человек средневековья // История Европы. Т 2. М., 1992. С. 685-696.

Он же. Категории средневековой культуры. Любое изд.

Гуревич. А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. СПб., 2009.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Ле Гофф. Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

Либера А. де. Средневековое мышление. М., 2004.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Гл. 4-7.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
Раздел 3. Ренессансный человек.

Тема 15. Гуманизм как новая антропологическая стратегия (Фр. Петрарка, М. Фичино, Пико). Исторические предпосылки итальянского Возрождения. Фр. Петрарка и гуманистическая антропология. Гуманизм и христианство. Этическое, эстетическое и политическое новаторство эпохи Возрождения.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 4.


Тема 16. Ренессансный художник. Особенности ренессансной художественной среды. Ренессансный художник и ренессансное видение творчества. Место художника в ренессансном социуме.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 2, СРС – 4.


Тема 17. Ренессансный политик. Особенности политической жизни ренессансной Италии. Политика и концепция virtừ. Кондотьер как человеческий тип. «Государь» Макиавелли: мораль и политика.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 4.


Тема 18. Ренессансный финансист. Особенности ренессансного предпринимательского сознания. Семейные банки. Культура Возрождения и капиталистическая трудовая этика.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 4.


Тема 19. Существовала ли ренессансная личность? Определение личности. А.Ф. Лосев о ренессансном человеке. Л. М. Баткин о проблеме ренессансной личности. Ренессансный индивидуализм и христианский персонализм. Ренессансный индивидуализм и личность современного типа.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 2, СРС – 4.

Формы и методы проведения занятий по разделу: коллективный анализ источников.

Литература по разделу:

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

Бердяев Н.А. Философия свободы // Он же. Философия свободы. М., 2002.

Бибихин В.В. Новый Ренесанс. М., 1998.

Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

Лосев А.Н. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л., 1989.

Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI-XVIII вв.). Пермь, 1999.



Раздел 4. Человек в культуре и обществе позднесредневекового Запада (XVI-XVII вв.)

Тема 20. Протестант. Антропологический смысл Реформации. Человек в религиозной философии М. Лютера. Человек перед лицом Абсолютного предопределения у Ж. Кальвина. Вклад протестантизма в формирование европейской личности.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 4.


Тема 21. Религиозный католик эпохи контрреформации: И. Лойола, Тереза Авильская, Б. Паскаль. Контрреформация и ее влияние на католическую религиозность. «Духовные упражнения» И. Лойолы. «Внутренний замок» Терезы из Авилы. Контрреформация и модернизация католицизма. «Экзистенциальный католицизм» Б. Паскаля.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 0, СРС – 3.


Тема 22. Барочный человек. «Трагический гуманизм» рубежа XVI-XVII вв. и складывание барочной картины мира. Ее воплощения в барочной литературе и барочном искусстве. Человек барочный и мир классицизма.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров - 2, СРС – 4.


Тема 23. Новатор XVII в. Естественно-научная революция XVII в. и эволюция образа человека. Возникновение понятия «гений». Эпистолографическое сообщество «гениев» XVII в. Особенности декартова «метода». Разрыв между человеком и природой в философии Р. Декарта. «Разрушение космоса». Антиавторитарное научное сознание XVII в. Ранний либерализм и концепция «естественных прав». Либеральный человек.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров -0, СРС –3.


Тема 24. Аристократ (придворный): новая куртуазия. Феномен двора. «Придворный» Б. Кастильоне. Придворный XVI-XVII вв. на фоне рыцарской средневековой культуры. Двор Людовика XIV.
Количество часов аудиторной работы

Лекций - 2, семинаров -0, СРС –4.

Формы и методы проведения занятий по разделу: коллективный анализ источников.
Литература по разделу:

Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994.


История Европы. Т.3. М., 1993. Часть третья. Реформация и контрреформация. С. 271-318. Часть четвертая. Глава 5. Реформация и крестьянская война в Германии. С.349-364.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.

Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI-XVIII вв.). Пермь, 1999.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

Фромм Э. Бегство от свободы. Любое изд.

Фуко М. Слова и вещи. Любое изд.



8. Образовательные технологии

8.1. Методические рекомендации преподавателю


Особое внимание стоит обратить на основные этапы становления европейского человека с начала нашей эры до раннего Нового времени (XVII в.). Кроме того, необходимо выделить основные социокультурные типы европейского человека на протяжении указанного времени.

8.2 Методические указания студентам

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым требуется дополнительная проработка и анализ рассмотренного преподавателем материала в объеме запланированных часов.

В рамках изучения данного курса предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- изучение учебной и научной литературы по курсу с целью углубления знаний по данному предмету;

- конспектирование источников, учебной и научной литературы;

- поиск и обзор электронных источников информации;

- подготовка к семинарским занятиям;

В таблице приведены примерные задания по самостоятельной работе:




Темы для самостоятельного

изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

1. Средневековый человек на антропологическом фоне античности

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной литературе



2. Христианский персонализм

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе


3. Исихастская традиция

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе


4. От «времени церкви» к «времени купцов».

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе, подготовка сообщений для семинарских занятий


5. «Культура смерти» в средние века

Проработка учебного материала по

учебной и научной литературе, подготовка сообщений для семинарских занятий



6. Городской менталитет средневековья

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе, подготовка сообщений для семинарских занятий


7. Человек в кельтском эпосе

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе, подготовка докладов на

семинарах,



8. Человек в субкультуре вагантов


Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе


9. Еретик как человеческий тип

Проработка учебного материала по

учебной и научной

литературе, подготовка докладов на

семинарах,



10. Женщина в XVI-XVII вв.

Проработка учебного материала по

конспектам лекций, учебной и научной

литературе, подготовка докладов на

семинарах,



Методические рекомендации по отдельным темам




Темы для самостоятельного

изучения

Методические рекомендации

1. Средневековый человек на антропологическом фоне античности

Подумать над тем, можно ли говорить о существовании античной личности

2. Христианский персонализм

Целесообразно рассмотреть тему самопреодоления человека в христианском антропологическом проекте

3. Исихастская традиция

Следует попытаться рассмотреть исихастскую практику на фоне восточных практик духовного совершенствования

4. От «времени церкви» к «времени купцов».

Остановиться на социально-исторических предпосылках «секуляризации» времени

5. «Культура смерти» в средние века

Увидеть христианскую «смертную память» в сравнении с античным amor fati

6. Городской менталитет средневековья

Подумать над тем, вписывается ли сознание средневекового горожанина в традициональный распорядок жизни и ума

7. Человек в кельтском эпосе

Сопоставить антропологические схемы кельтской и древнегерманской культур.

8. Человек в субкультуре вагантов


Обратить внимание на двойственность культуры вагантов, на ее пограничное положение (между культурой клириков и народной смеховой культурой)

9. Еретик как человеческий тип

Попытаться прояснить «место» еретика между ортодоксией и гетеродоксией

10. Женщина в XVI-XVII вв.

Увидеть причины эмансипации женщин в общественной и культурной жизни Западной Европы этого времени


9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Что такое личность?

  2. Человек в античном мифе.

  3. Человек в древневосточных мифологиях.

  4. Антропологическое измерение «греческого чуда».

  5. О. Шпенглер о личности в античной культуре.

  6. «Параллельные жизнеописания» Плутарха и проблема античной личности.

  7. Образ христианина в посланиях апостола Павла.

  8. Христианский гуманизм.

  9. Пространство, время, власть и собственность глазами средневекового человека

  10. Человек и время в средние века

  11. Человек и смерть в средние века

  12. «Исповедь» Августина как человеческий документ

  13. «Утешение философией» Боэция как человеческий документ

  14. Человек в древнегерманском эпосе

  15. Человек в кельтском эпосе

  16. Маргиналы средневековья

  17. Крестьянин

  18. Ремесленник

  19. Купец

  20. Человек в куртуазной культуре

  21. «Революция Ромео и Джульетты»

  22. Смеховая культура средних веков

  23. Антоний Великий (по данным «Жития»)

  24. «История моих бедствий» Абеляра: портрет средневекового интеллектуала

  25. Человек в университетских стенах

  26. Бюргер: социально-психологический портрет

  27. Гуманистическая реформа Ф. Петрарки.

  28. Человек в ренессансном искусстве.

  29. Ренессансный политик

  30. Ренессансный художник

  31. Алхимик

  32. Еретик

  33. Средневековый мистик: Франциск Ассизский

  34. Человек эпохи Реформации

  35. Религиозный виртуоз в «Духовных упражнениях» И. Лойолы.

  36. Человек эпохи барокко.

  37. Придворный XVI-XVII вв.

  38. Женщина в общественной и культурной жизни XVI-XVII вв.

  39. Ведьма.

  40. Государственный деятель XVII в.: кардинал Ришелье.


10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1.Базовый учебник

Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. СПб., 2009.

10.2.Основная литература


История женщин на Западе. Т. 3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб., 2008.

Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640. Эссе по исторической психологии. М., 2010.

Неклюдова М.С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. М., 2008.

10.3.Дополнительная литература


Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Бибихин В.В. Новый Ренесанс. М., 1998.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I-III. М., 1992.

Бубер М. Я и Ты. М., 1992.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Григорьева Т.П. Дао и логос. М., 1992.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

Гуревич А.Я. Человек средневековья // История Европы. Т 2. М., 1992. С. 685-696.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

Зайцев А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.

Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время.

М., 1983.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.

Либера А. де. Средневековое мышление. М., 2004.

Лосев А.Н. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., М 1993.

Лосев А.Н. История античной эстетики. Последние века. Книга II. М., 1988.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

Раков В.М. Европейский человек: по направлению к личности // Signum III. Сб. студ. Научных трудов под ред. В.М. Ракова. Пермь, 2004. С. 3-15.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.I. Любое изд.


10.4.Дистанционная поддержка дисциплины


Обмен информацией с преподавателем осуществляется в системе LMS, в рамках которой размещается виртуальный учебник по курсу, выкладываются задания для составления проекта каждым студентом, определяются этапы выполнения проекта, осуществляется поэтапная проверка хода работы над проектом.


11. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

В учебном процессе для освоения дисциплины используется компьютерное и мультимедийное оборудование, предназначенное для проведения лекций и семинаров с использованием презентаций и электронных образовательных ресурсов.

Базовые Интернет-ресурсы, привлекаемые для занятий и самостоятельной работы студентов:

Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ /http://www/hist.msu.ru/ER/index.html



Библиотека электронных ресурсов Центра аантиковедения Петербургского университета: http://centant.pu.ru/index.html