Программа "демократизация вооруженных сил" Раздел I общий обзор правовой регламентации и действующей практики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Полковник Самович Александр Леонидович, профессор кафедры военной... 1 84.49kb.
Урок 14 Организационная структура Вооруженных Сил России, виды Вооруженных... 1 20.17kb.
Сухопутные войска история их создания, предназначение, рода войск... 1 26.96kb.
Тензин Гьяцо Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики 4 1603.34kb.
Программа по патрологии для учащихся 3-го курса Общий обзор патрологического... 1 20.12kb.
Задачи психологической работы: изучение индивидуально-психологических... 1 344.41kb.
Программа по патрологии для учащихся 2-го курса Отцы IV века и их... 1 13.78kb.
Структура Вооруженных сил Сухопутные войска 1 27.16kb.
Военные действия вооруженных сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы 1 390.43kb.
8 стр. Раздел Особенности образовательного процесса 13 стр. 3 538.36kb.
Экологическое обеспечение Вооруженных Сил в Концепции национальной... 1 91.74kb.
Комитет по труду и социальной защите населения 1 296.9kb.
- 4 1234.94kb.
Программа "демократизация вооруженных сил" Раздел I общий обзор правовой регламентации - страница №1/1

http://www.osi.hu/colpi/dok1/CRAzer01pr.htm

http://www.osi.hu/colpi/dok1/CRAzer02pr.htm

ПРОГРАММА “ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ”

Раздел I

Общий обзор правовой регламентации и действующей практики срочной военной службы и ее перспектив

Законодательная база срочной военной службы

Вопросы всеобщей воинской обязанности в Азербайджанской Республике регулируются следующими законами: Законом «Об основах призыва на военную службу в Азербайджанской Республике» от 10 июня 1992 года (с изменениями от 26 августа 1992, 12 января 1993, 21 апреля 1993, и 2 апреля 1999 года), Законом «О военной службе» от 3 ноября 1992 года и Законом «О статусе военнослужащих» от 12 января 1993 года (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1999 года).

Названные законы регламентируют порядок реализации гражданами Азербайджана своих конституционных обязанностей по защите Родины. Рассмотрим структуры этих Законов:

Структура Закона «Об основах призыва на военную службу Азербайджанской Республики»:

Глава 1. Общие положения;

Глава 2. Подготовка молодежи к военной службе и приписка граждан к призывным участкам;

Глава 3. Призыв на действительную военную службу;

Глава 4. Отсрочка и освобождение от призыва на срочную военную службу;

Глава 5. Воинский учет военнообязанных и призывников;

Глава 6. О призыве по мобилизации и о демобилизации;

Глава 7. Заключительные положения.

Структура Закона «О военной службе»:

Глава 1. Общие положения;

Глава 2. Прохождение военной службы;

Глава 3. Служба в запасе;

Глава 4. Заключительные положения.

Структура Закона «О статусе военнослужащих»:

Раздел 1. Общие положения;

Раздел 2. Права и обязанности военнослужащих;

Раздел 3. Гарантии статуса военнослужащих;

Раздел 4. Ответственность военнослужащих.

Задачами законодательства о срочной военной службе в Азербайджанской Республике является определение оснований воинской обязанности, порядка подготовки молодежи к военной службе, условий и порядка призыва и приема на военную службу, порядка воинского учета военнообязанных и призывников, оснований призыва по мобилизации и увольнения по демобилизации, а также регулирование подготовки кадров для Вооруженных Сил Азербайджанской Республики и регламентация поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил.

Всеобщая воинская обязанность

Всеобщая воинская обязанность в Азербайджане включает:

  • подготовку граждан к военной службе;

  • приписку к призывным участкам;

  • принятие и призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву или добровольно;

  • выполнение воинской обязанности в запасе;

  • соблюдение правил воинского учета.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О воинской службе», по отношению к военной службе граждане Азербайджана подразделяются на следующие категории:

  • допризывники - граждане до приема на воинский учет;

  • призывники - граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете призывников - до момента призыва на военную службу, зачисления в запас или снятия с этого учета;

  • военнослужащие - граждане, состоящие на военной службе;

  • военнообязанные - граждане, состоящие в запасе;

  • невоеннообязанные - граждане, не подлежащие приему на воинский учет или исключенные с воинского учета, в том числе, переведенные в отставку.

Что такое военная служба, ее виды

Закон «О военной службе» определяет порядок прохождения военной службы в Вооруженных силах Азербайджанской Республики, войсках по охране государственной границы, внутренних войсках и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, а также порядок осуществления военной службы в запасе. Термин «другие воинские формирования» объединяет комплектуемые призывниками полностью или частично подразделения, части и соединения службы национальной безопасности Азербайджана, национальной гвардии Азербайджана, созданные в соответствии с Конституцией Азербайджана.

Военная служба состоит из

  • действительной военной службы;

  • военной службы в запасе.

Виды действительной военной службы

Установлены следующие виды действительной военной службы:

  • действительная срочная военная служба аскеров и матросов, чавушей;

  • действительная сверхсрочная военная служба аскеров и матросов, чавушей;

  • действительная военная служба курсантов военных учебных заведений;

  • действительная военная служба гизиров и мичманов;

  • действительная военная служба офицеров.

По способам комплектования личного состава войск и флота, различают:

службу добровольную (все виды служб кроме срочной военной службы),

по призыву (срочная действительная военная служба).

Состав военнослужащих и военнообязанных подразделяется на:

  • аскерский (матросский) состав;

  • чавушский состав;

  • гизирский (мичманский) состав;

  • офицерский состав.

А офицерский состав, в свою очередь, -

  • на младший офицерский состав;

  • старший офицерский состав;

  • высший офицерский состав.

Аскеры, матросы и чавуши, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных законодательством, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх сроков, установленных Законом, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

Граждане Азербайджанской республики, призванные или принятые на военную службу, принимают военную присягу на верность Азербайджанской Республике и ее народу. Военнообязанные, призванные на сборы, также принимают присягу, если ранее ее не принимали. Лица, которые не являются гражданами Азербайджана и которые ранее принимали военную присягу во время службы в вооруженных силах другого государства, при поступлении по контракту в вооруженные силы Азербайджана вместо военной присяги принимают обязательство о соблюдении Конституции и других законов Азербайджанской Республики.

Граждане Азербайджана и другие лица, которые отвечают установленным требованиями военной службы, могут на добровольной основе поступать и быть принятыми:

  1. на сверхсрочную военную службу чавушей - военнослужащие, отслужившие установленную законом срочную службу, военнообязанные (кроме офицеров, гизиров и мичманов), а также женщины в возрасте от 19 до 40 лет.

  2. на военную службу курсантов - граждане в возрасте от 17 до 21 года, в том числе, достигшие 17-летнего возраста в год зачисления в учебное заведение, а также военнослужащие и военнообязанные в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие воинского звания офицера, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях.

  3. на военную службу гизиров и мичманов - аскеры, матросы, чавуши, прослужившие на военной службе не менее года, военнообязанные (кроме офицеров) в возрасте до 40 лет, а также женщины в возрасте от 19 до 40 лет.

  4. на военную службу офицеров - офицеры запаса, не достигшие предельного возраста состояния на военной службе, а также граждане в возрасте до 35 лет после присвоения им воинского звания офицера.

Между государством и гражданином (кроме лиц, поступающих на военную службу курсантов военно-учебных заведений, и граждан Азербайджана, поступающих на военную службу офицеров) при приеме на военную службу заключается контракт. Контракт содержит взаимные обязанности и ответственность сторон и условия расторжения контракта.

Сроки военной службы

В мирное время сроки военной службы устанавливаются в календарном исчислении следующим образом:

  1. для военнослужащих срочной службы:

  • имеющих высшее образование - 1 год;

  • матросов, чавушей кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения военно-морских сил и морских частей пограничных войск - 2 года;

  • остальных аскеров и чавушей - 1 год и 6 месяцев.

для военнослужащих срочной службы, отбывающих наказание в дисциплинарных частях, срок службы определяется с учетом или без учета времени отбытия наказания, в порядке, предусмотренном положением о Дисциплинарном батальоне Вооруженных сил Азербайджанской Республики;

  1. для военнослужащих сверхсрочной службы:

  • поступивших со срочной службы, из запаса, и женщин - 3 года.

По окончанию этого срока действительная сверхсрочная военная служба может быть продлена на три года или на 5 лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста состояния на военной службе;

  1. для гизиров и мичманов:

  • не менее 5 лет.

Затем этот срок может быть продлен на 5 лет или же на меньший срок до наступления предельного возраста состояния на военной службе;

  1. для офицеров призванных на военную службу из запаса:

  • 1 год 6 месяцев;

добровольно поступивших на военную службу из запаса или по контракту - 3 года.

Началом состояния на военной службе считается:

  • для призывников - день явки в военный комиссариат для отправки в воинскую часть;

  • для военнообязанных и женщин - день убытия к месту службы, указанный в предписании военного комиссариата;

  • для офицеров запаса, призываемых (принимаемых) на военную службу непосредственно после окончания высшего и среднего специального учебного заведения, - день убытия в отпуск, указанный военным комиссариатом;

  • для призывников, военнообязанных и женщин - день зачисления на учебу в военно-учебное заведение.

Окончанием состояния на военной службе считается день, с которого приказом командира воинской части военнослужащий исключен из списка личного состава части в связи с увольнением с воинской службы.

Предельный возраст состояния на военной службе в мирное время следующий:

  • для военнослужащих сверхсрочной службы - 27 лет;

  • для военнослужащих сверхсрочной службы, гизиров и мичманов - 45 лет;

  • для младших офицеров - 45 лет, для старших офицеров - 50 лет, для генералов - 55-60 лет.

Военнослужащие, достигшие предельного возраста состояния на военной службе, в мирное время подлежат увольнению в запас или в отставку.

Военнослужащие могут быть уволены с действительной военной службы в запас на одном из следующих оснований:

  • по выслуге срока службы;

  • по возрасту - достигшие предельного возраста состояния на военной службе;

  • по болезни - признанные военно-врачебной комиссией негодными к военной службе в мирное время, негодными к военной службе в военное время, с переосвидетельствованием через 6 или 12 месяцев;

  • по сокращению штатов (кроме военнослужащих срочной службы);

  • по семейным обстоятельствам;

  • по служебному несоответствию (кроме военнослужащих срочной службы);

  • в связи с приговором судом за совершенное преступление к наказанию, исключающему пребывание на военной службе.

Увольнение с военной службы в отставку происходит на следующих основаниях:

  • по возрасту - при достижении предельного возраста состояния в запасе;

  • по болезни - при признании военно-врачебной комиссией негодности к воинской службе, с исключением с воинского учета;

  • в связи с осуждением судом за совершенное преступление к наказанию, исключающему пребывание на военной службе.

Служба в запасе

Во время состояния в запасе военнообязанные призываются на военные (учебные и проверочные) и специальные сборы.

Сроки и время проведения военных сборов определяются Министерством обороны. Число военнообязанных, привлекаемых на военные сборы, ежегодно устанавливается президентом Азербайджанской Республики.

Общий срок военных сборов не может превышать 18 месяцев.

От прохождения учебных сборов освобождаются:

  • ответственные работники государственных органов по перечню должностей, устанавливаемому Верховным советом Азербайджанской Республики;

  • военнообязанные, забронированные за народным хозяйством по перечню должностей, устанавливаемому Президентом Азербайджанской Республики;

  • летный и технический состав гражданской авиации, непосредственно обеспечивающий полеты;

  • плавающий состав судов морского флота, за исключением офицеров запаса военно-морских сил;

  • на период сева и уборочной - трактористы и комбайнеры, механики, обслуживающие сельскохозяйственную технику, руководящие работники сельскохозяйственных предприятий;

  • обучающиеся на дневной и вечерней формах обучения, а на период сдачи экзаменов и зачетов - обучающиеся на заочной форме обучения;

  • военнообязанные - в течение года после увольнения в запас с военной службы;

  • военнообязанные, при наличии у них основания для получения отсрочки от призыва по семейному положению, состоянию здоровья, в связи с депутатской деятельностью, а также имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет;

  • военнообязанные женщины.

Решение об освобождении от прохождения учебных сборов принимается военным комиссаром района.

Комплектование Вооруженных сил

Порядок призыва граждан на военную службу

Комплектование Вооруженных сил Азербайджана осуществляется через военные комиссариаты путем призыва граждан на военную службу на основании всеобщей воинской обязанности. Для проведения призыва граждан на срочную военную службу в районах, городах создаются призывные комиссии.

В состав призывной комиссии входят:

  • председатель комиссии - руководитель местной исполнительной власти;

  • заместитель председателя - военный комиссар района, города;

  • члены комиссии - представитель районного, городского отделения внутренних дел, врачи, депутаты.

Состав призывной комиссии утверждается местным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством обороны.

Задачи призывных комиссий:

  • организация медицинского освидетельствования призывников и определение предварительного предназначения к использованию на военной службе;

  • выявление и предварительный отбор кандидатов для направления в военно-учебные заведения;

  • принятие решения о призыве граждан на срочную военную службу и предназначение их к использованию на военной службе;

  • предоставление отсрочки от призыва или освобождение от призыва.

На военную службу в мирное время призываются признанные годными к ней по состоянию здоровья и по возрасту граждане мужского пола, которым на день отправления в воинские части исполнилось 18 лет. Призыв граждан на срочную военную службы проводится на основании Указа Президента Азербайджанской Республики повсеместно 4 раза в год - с 1-го по 20-ое января, апреля, июля и октября. Указ президента публикуется в средствах массовой информации. После объявления указа президента, каждый призывник, в том числе и состоящий на военном учете, обязан явиться в срок и в пункт, указанные в приказе военного комиссара и в персональной повестке военного комиссариата.

Граждане призывных возрастов, не прошедшие срочную военную службу и не состоящие на воинском учете, не имея на то законных оснований, а также призывники, временно уехавшие с постоянного место жительства в другую местность и не ставшие там на воинский учет, обязаны явиться в военный комиссариат по месту жительства.

Уважительными причинами неявки на призывные пункты в установленные сроки признаются:

  • болезнь призывника, которая, согласно результатам медицинского освидетельствования, лишила его возможности явиться в призывной пункт;

  • препятствие стихийного характера, когда невозможность личной явки удостоверена местным органом исполнительной власти или органом внутренних дел по месту жительства призывника.

Ответственность призывников за уклонение от призыва на военную службу

В случае неявки гражданина на призывной участок без уважительных причин он несет уголовную ответственность. Часть 1 статьи 73 Уголовного кодекса Азербайджана предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет, а вторая часть статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет.

Дополнение, сделанное к части 2 статьи 73 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики в соответствии с законом Верховного совета Азербайджанской Республики от 16 декабря 1991 года, - «при иных отягчающих обстоятельствах» - создало значительные трудности при применении этой статьи для практической квалификации признаков уклонения.

Поэтому своим постановлением от 26 ноября 1993 года Милли Меджлис (Парламент) Азербайджанской Республики был вынужден дать толкование признака «при иных отягчающих обстоятельствах» части 2 статьи 73 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. В указанном постановлении Милли Меджлиса сказано, что под иными «отягчающими обстоятельствами», предусмотренными частью 2 статьи 73 Уголовного Кодекса и частью 2 статьи 74, также должен пониматься "период боевых действий по освобождению территории Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики и иных территорий". Затем в постановлении сказано: "это постановление находится в силе до тех пор, пока не принято специальное постановление".

Видимо под фразой о принятии «специального постановления» подразумевается постановление о подписании мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Логический вывод таков: пока не подписан мирный договор, настоящее время должно считаться периодом освобождения территорий. В этот период ответственность лиц, уклоняющихся от несения действительной военной службы (ст. 73), а равно и лиц, уклоняющихся от мобилизации (ст. 74) расценивается как уклонение «при иных отягчающих обстоятельствах».

В постановлении есть черта, которая не ясна и которая создает трудности при применении статей 73-74 Уголовного кодекса. Например, что считается началом боевых действий по освобождению Нагорного Карабаха и иных территорий Азербайджана? Ведь в одном случае лицо могло совершить описанное преступление в 1990-ом, в другом случае - в 1991, или в 1992-1993 годах, или позже. С какого времени лицо, уклоняющееся от службы, будет считаться лицом, уклоняющимся «при иных отягчающих обстоятельствах»? На этот вопрос не дает ясного ответа ни указанное постановление Милли Меджлиса, ни постановление Пленума Верховного суда Азербайджанской Республики от 20 мая 1994 года, посвященное этому вопросу.

Следует отметить, что до определения, данного постановлением от 26 ноября 1993 года, не существовало ни официального, ни доктринального объяснения того, что признак «при иных отягчающих обстоятельствах» охватывает и «период боевых действий по освобождению территории Азербайджана». Поэтому, чтобы избежать субъективного обвинения, а также с целью создания дефиниции для судебной практики, было бы целесообразно применять определение «при иных отягчающих обстоятельствах», предусмотренное частями 2 статей 73 и 74 Уголовного кодекса в отношении преступлений, совершенных после принятия решения о легализации постановления Милли Меджлиса от 26 ноября 1993 года.

Статья 73, определяющая ответственность от уклонения от очередного призыва на действительную военную службу, на практике порождает ряд проблем, в частности связанных с моментом (временем) окончания данного преступления. Правда, в связи с этим существует незначительное разъяснение в постановлении Пленума Верховного суда Азербайджанской Республики от 20 мая 1994 года «О судебной практике относительно дел, связанных с уклонением от очередного призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных сил Азербайджанской Республики». В статье 7 Постановлении говорится:

«Преступление уклонения от очередного призыва на действительную военную службы считается оконченным с момента незаконного отказа обвиняемого лица явиться в установленный срок в призывные или мобилизационные пункты, или с момента фактического незаконного уклонения от действительной военной службы или призыва по мобилизации. Явка уклоняющегося в военный комиссариат по истечении данного срока должна рассматриваться не как добровольный отказ от преступления, а, по статье 36 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, как одно из обстоятельств, смягчающих наказание».

Разъяснение, данное Постановлением Пленума не полностью проясняет дело в этой связи. Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 73 Уголовного кодекса, рассматривает умысел, как субъективную сторону преступления. Это означает, что если неявка призывника в установленный срок в призывные пункты связана с неосторожностью, либо определенными объективными причинами, то не возникает ответственность по описываемой статье.

Обязательное медицинское освидетельствование

Все граждане, призываемые на срочную военную службу проходятобязательное медицинское освидетельствование врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, стоматологом, отоларингологом. Исходя из результатов медицинского освидетельствования призывная комиссия выносит решение на основания положения о военно-врачебной экспертизе и объявляет призывнику:

  • о годности к военной службе;

  • о временной негодности к военной службе по состоянию здоровья, с предоставлением отсрочки от призыва на срок до 1 года;

  • о негодности по состоянию здоровья к военной службе в мирное время; ограниченной годности в военное время и зачислении в запас;

  • о негодности к военной службе с исключением с воинского учета.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии призывники могут обратиться в суд. Жалоба призывника на неправомерность решения призывной комиссии приостанавливает выполнение этого решения на срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 1 месяц.

Отсрочки от призыва на срочную военную службу

Отсрочки от призыва на срочную военную службу предоставляются:

  1. по семейным обстоятельствам;

  2. по состоянию здоровья;

  3. для продолжения образования;

  4. в связи с депутатской деятельностью.

  1. Отсрочка по семейным обстоятельствам

Этот вид отсрочки предоставляется призывникам, выполняющим обязанности по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи членов семьи независимо от того, проживают призывники вместе с ними или отдельно, в следующих случаях:

  • если отсутствуют другие лица, обязанные содержать и оказывать помощь членам семьи и имеющие для этого реальные возможности;

  • если, в связи с призывом, средний доход на каждого нетрудоспособного члена семьи призываемого, с учетом всех видов предусмотренной им государственной помощи, становится ниже физиологического минимума в том регионе, где они проживают;

  • если призываемый занят уходом за лицами:

  • неработающими братьями и сестрами, если они стали инвалидами I и II группы до достижения 18 лет;

  • отцом и матерью, если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами I и II группы.

  • если призываемый имеет на своем иждивении:

  • ребенка в возрасте до 3-х лет;

  • двоих или более детей;

  • жену-инвалида I или II группы;

  • мать с двумя или более детьми до 8 лет;

  • лиц, у которых призываемый находился на иждивении в связи со смертью, длительной болезнью родителей или по другим уважительным причинам в течение не менее 5 лет.

  • если призывник является единственным сыном в семье, независимо от того, имеется ли у него сестра.

Призывник имеет право отказаться от отсрочки от призыва по семейному положению и быть призванным на срочную военную службу.

  1. Отсрочка по состоянию здоровья

Данный вид отсрочки предоставляется призывникам, признанным при медицинском освидетельствовании временно негодными к военной службе. Такая отсрочка может предоставляться трижды, каждый раз - на срок до одного года. В случае признания годным к военной службе после лечения призывник призывается на военную службу, в случае признания негодным - переводится в запас.

  1. Отсрочка от призыва для продолжения обучения

Данный вид отсрочки предоставляется:

  • призывникам, обучающимся на дневной форме в высших учебных заведениях;

  • призывникам, обучающимся в аспирантуре, включая заочную аспирантуру.

  1. Отсрочка в связи с депутатской деятельностью.

Призывникам из числа народных депутатов на срок их депутатских полномочий предоставляется отсрочка от призыва в связи с депутатской деятельностью.

Призывники, утратившие основания для получения отсрочки, а также лица, не имеющие права на отсрочку, не призванные по различным причинам на срочную военную службу в установленные сроки, должны быть призваны на нее при проведении очередного призыва до достижения ими 26-летнего возраста.

Освобождение от призыва на срочную военную службу

От призыва на срочную военную службу в мирное времяосвобождаются граждане из числа призывников:

  • прошедших полный курс военной подготовки в качестве студентов ВУЗов по специальной программе для подготовки офицеров и получивших офицерские звания;

  • признанных по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время, ограниченно годными в военное время, либо негодными к военной службе с исключением с воинского учета;

  • направленных для прохождения альтернативной службы;

  • не прошедших срочную военную или альтернативную службу по различным причинам до исполнения 26-летнего возраста;

  • осужденных за тяжкие преступления к наказанию в виде лишения свободы;

  • родные братья и отцы которых погибли или умерли в период прохождения военной службы.

Комментарий: Уклонение от всеобщей воинской повинности

Значительная часть призывников и их родителей отыскивают различные способы чтобы уклониться от всеобщей воинской повинности. Призывники стремятся таким образом избежать тягот и лишений воинской службы, угрожающих увечьями или смертью, в частности, насилия, издевательств и «дедовшины», частого явления в армии.

В основном призывники уклоняются следующими способами: они пускаются в бега или прячутся по другому месту жительства, подкупают врачей из военно-врачебной комиссии или сотрудников военных комиссариатов для того чтобы получить отсрочку от армии или документ, подтверждающий наличие у призывника заболевания, несовместимого со службой в армии, симулируют психические болезни, причиняют себе различные повреждения, совершают акты членовредительства чтобы оформить инвалидность или тяжкое заболевание и этим путем получить законное основание для освобождения от воинской службы.

В случае изобличения лиц, пытавшихся уклониться от воинской службы путем причинения себе какого-либо повреждения или путем симуляции болезни и иного обмана, они привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 73 Уголовного Кодекса Азербайджана и наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет.

Согласно пункту 1 ст. 4 Закона «О государственной тайне» от 15 ноября 1996 года, статистические данные о призывниках, военные сведения, данные о мобилизационной готовности, а также о создании мобилизационного запаса считаются государственными тайнами. Распространение военной тайны уголовно наказуемо, согласно статье 254 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. По ней, за указанные деяния предусмотрено лишение свободы сроком от 2 до 5 лет. Поэтому все статистические данные, касающиеся состояния призыва и мобилизации граждан в Вооруженные силы Азербайджана, не подлежат разглашению, и средства массовой информации не отражают эти факты.

Альтернативная служба

По закону и в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики, граждане имеют право на замену всеобщей воинской обязанности альтернативной службой (трудовой повинностью). Закон «Об альтернативной службе в Азербайджанской Республике» не принят. Об альтернативной службе, как таковой, указано в части II статьи 76 Конституции Азербайджана, части III статьи 2 Закона «Об основах призыва на военную службу в Азербайджане», пункте 2 статьи 2 Закона «О статусе военнослужащих».

Согласно части II статьи 76 Конституции Азербайджанской Республики, «если убеждения граждан противоречат прохождению действительной воинской службы, то в установленных законодательством случаях допускается замена действительной воинской службы на альтернативную воинскую службу».

Согласно части III статьи 2 Закона «Об основах призыва на военную службу в Азербайджанской Республике», «граждане Азербайджанской Республики, не могущие быть принятыми, в силу своих убеждений либо по другим, установленным Законом, причинам на действительную воинскую службу, обязаны пройти альтернативную службу (трудовую повинность) сроком в 24 месяца». Как видно из содержания, данная статья содержит ссылку на положения, «установленные Законом», но на данный момент соответствующий закон не принят.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона «О статусе военнослужащих», «статус военнослужащих не распространяется на лиц, проходящих альтернативную службу (трудовую повинность) в государственных трудовых отрядах, службах гуманитарного направления и коммунальной сферы».

Все положения об альтернативной службе в законах носят ссылочный, формальный характер. Фактически же, альтернативная служба не практикуется.

Причины этой проблемы таковы:

  • отсутствует правовая база, регулирующая альтернативную службу;

  • срок альтернативной службы - 24 месяцев, а срок срочной военной службы - 12 и 18 месяцев, поэтому призывники предпочитают срочную военную службу;

точно не определены места, где должно проходить альтернативную службу.

Раздел II

Обзор реализации основных прав человека применительно к военнослужащим по призыву

Международные стандарты прав человека

Военное законодательство Азербайджанской Республики соответствует международным стандартам прав человека. Международные правовые акты, регулирующие состояние прав человека в Азербайджане, следующие:

  • Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

  • Конвенция о ликвидации все форм дискриминации в отношении женщин;

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;

  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;

  • Международный Билль о правах человека, к которому относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Международный пакт о гражданских и политических правах;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • Второй дополнительный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Из-за того, что Азербайджан пока не является членом Совета Европы, он не ратифицировал Европейскую конвенцию по правам человека и ряд других конвенций.

Гарантии прав человека в азербайджанском законодательстве

Конституция Азербайджана (Глава 3 Раздел 2) фактически полностью воссоздает основные положения Международного билля о правах человека, провозглашая ориентацию Азербайджанской Республики на защиту:

  • физических (жизненных) прав своих граждан - возможностей человека, необходимых для его физического существования, удовлетворения биологических и материальных потребностей;

  • личных прав - возможностей сохранения, проявления, развития и защиты морально-психологической индивидуальности человека, его мировоззрения и духовности;

  • культурных прав - возможности доступа к духовным достижениям человечества, их освоения, использования в дальнейшем развитии;

  • экономических прав - возможности человека реализовывать свои способности и добывать средства к существованию, принимая участие в производстве материальных и других благ;

  • политических прав - возможности человека принимать участие в государственной и общественной жизни, влиять на деятельность государственных органов разного уровня, а также общественных объединений различной ориентации.

Особое место в системе защиты прав и свобод человека принадлежит их юридическим гарантиям - существующему в Азербайджанской Республике механизму, позволяющему, опираясь на Конституцию и законы,

  • защищать свои права и свободы любым не запрещенным законом способом от нарушений;

  • защищать посредством судебного разбирательства все права и свободы человека;

  • оспаривать в суде решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц;

  • обращаться в случае необходимости за юридической помощью;

  • пользоваться правом презумпции невиновности, т.е. считаться невиновным в совершении преступления, пока вина не доказана в установленном законом порядке, и нет соответствующего приговора суда, вступившего в силу.

Механизмы реализации прав человека

Конституция и другие законодательные акты Азербайджана определяют систему органов, которые непосредственно выполняют обязанности защиты и обеспечения прав и свобод гражданина. Это - Милли Меджлис (Парламент), Президент Азербайджанской Республики, центральные и местные органы исполнительной власти, а также судебная власть, т.е. суды, прокуратура.

Законодательные гарантии прав человека

в отношении военнослужащих срочной службы

Несмотря на то, что после отделения Азербайджанской Республики от СССР в стране были приняты законы Об основах призыва на военную службу", "О статусе военнослужащих", "О военной службе, другие нормативные акты, в частности Устав внутренней службы в Вооруженных силах, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы, сохранились без существенных изменений, повторяя содержание тех же нормативных актов СССР.

Все перечисленные выше права и свободы человека, а также гарантии и механизмы их реализации распространяются и на военнослужащих.

Наиболее полно права военнослужащих отражены в законе О статусе военнослужащих. Рассмотрим подробно структуру закона:

Раздел I. Общие положения.

Статья 1. Правовой статус военнослужащих.

Статья 2. Лица, имеющие статус военнослужащего.

Статья 3. Приобретение и потеря статуса военнослужащих.

Статья 4. Исполнение военнослужащими обязанностей военной службы.

Статья 5. Законодательство о статусе военнослужащих.

Раздел II. Права и обязанности военнослужащих.

Статья 6. Политические права и свободы.

Статья 7. Свобода совести.

Статья 8. Неприкосновенность личности.

Статья 9. Право на труд.

Статья 10. Право на денежное и материальное обеспечение.

Статья 11. Право на отдых.

Статья 12. Право на обеспечение жильем.

Статья13. Право на охрану здоровья и на возмещение причиненного здоровью вреда.

Статья 14. Право на образование.

Статья 15. Право на пенсионное обеспечения.

Статья 16. Право на присвоение воинского звания, право на поощрение.

Статья 17. Право на изменение места службы.

Статья 18. Право военнослужащих на увольнение с военной службы.

Статья 19. Право на ношение, хранение и применение оружия.

Статья 20. Право на получение пособий и на иные льготы.

Статья 21. Право на социальную защищенность семей военнослужащих.

Статья 22. Право на предложения, заявления и жалобы.

Статья 23. Ограничения военнослужащих в правах, обусловленные условиями военной службой.

Статья 24. Общие обязанности.

Раздел III. Гарантии статуса военнослужащих

Статья 25. Специальные обязанности.

Статья 26. Обязанность и ответственность государственных органов. Предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц по обеспечению статуса военнослужащих.

Статья 27. Обязательное государственное личное страхование военнослужащих.

Статья 28. Обеспечение жилыми помещениями семей погибших военнослужащих.

Статья 29. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащему повреждением, уничтожением или утратой его личного имущества.

Раздел IV. Ответственность военнослужащих

Статья 30. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Статья 31. Уголовное судопроизводство в отношении военнослужащих.

Ограничения прав военнослужащих

Однако закон О статусе военнослужащего ограничивает военнослужащих в некоторых правах, установленных для остальных граждан Азербайджанской Республики. Такими ограничениями являются следующие:

  • военнослужащие не имеет права на забастовку;

  • военнослужащие не могут быть членами профессиональных союзов;

  • военнослужащим запрещается заниматься частнопредпринимательской деятельностью и состоять на штатных оплачиваемых должностях в организациях, осуществляющих производственную и посредническую деятельность;

  • военнослужащим срочной службы не разрешается обучение в гражданских высших и средних специальных учебных заведениях;

  • военнослужащим запрещается выезд за границу на постоянное жительство;

  • военнослужащие ограничены в выборе места жительства и свободе передвижения в связи с условиями дислокации воинских частей.

Далее мы рассмотрим законодательные и практические аспекты некоторых из перечисленных выше прав, которыми обладают военнослужащие срочной службы, подробнее.

  1. Право военнослужащих на защиту своих прав

Законодательные гарантии

В соответствии со статьей 57 Конституции Азербайджана, граждане, в том числе военнослужащие, обладают правом лично обращаться или направлять письменные обращения в государственные органы. На каждое обращение должен быть дан ответ в установленном законом порядке и в срок, то есть, в течение 3 дней, если жалоба неподведомственна данной инстанции, 15 дней, если не требуется дополнительная проверка, и 30 дней, если требуется дополнительная проверка. Этот срок может быть продлен дополнительно еще на 30 дней при особом решении руководителя соответствующего ведомства.

Военнослужащие имеют право оспорить незаконные действия военных должностных лиц и органов военного управления в судебном порядке, так как юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве. Это правоотношение определено Законом Азербайджанской Республики “Об обращении в суд по поводу действий (бездействия) и решений, нарушающих права и свободы граждан”, который был принят 11 июня 1999 года.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о правовой защите военнослужащих и членов их семей, несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Однако Дисциплинарный устав, утвержденный законом Азербайджана от 24 сентября 1994 года, ограничивает право военнослужащих лично обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на органы, ведущие предварительное расследование, в суд. По уставу, военнослужащий имеет право подать жалобу на незаконные решения, действия (бездействие) командиров, а также касательно вопросов служебной деятельности непосредственно командиру того лица, чьи действия обжалуются. Жалоба может быть изложена устно или подана в письменном виде. Есть и ограничения подачи жалобы. Например, Устав предусматривает: при нахождении в строю, в карауле, на вахте, боевом дежурстве и на занятиях жалобу подавать запрещается. Запрещается жаловаться на строгость дисциплинарного взыскания, если командир в качестве меры пресечения продлил срока содержания под стражей.

По смыслу положений Устава, военнослужащие не имеют права обратиться в суд, и это противоречит требованиям Конституции Азербайджанской Республики, которая была принята 12 ноября 1995 года. Несмотря на то, что положения Дисциплинарного устава противоречат положениям Конституции, фактически до сих пор военнослужащие редко обращаются в суд.

  1. Право на жизнь

Проблемы в области обеспечения права военнослужащих на жизнь

Следует отметить, что даже в мирное время командование Вооруженных Сил не может обеспечить сохранность жизни военнослужащих. По неофициальным данным, из 100 призывников один погибает. Еще большее количество получают травмы, увечья. Участились случаи самоубийств. Частым явлением становится использование оружия против своих сослуживцев и командиров. Обычно все это происходит в результате несчастных случаев в процессе боевой учебы, хозяйственных работ, выяснения личных отношений.

Указанная проблема не поддается пока разрешению, так как данные о преступности, гибели и травматизме засекречены.

  1. Право на свободу

Законодательные гарантии и практические проблемы

В соответствии со статьей 28 Конституции Азербайджанской Республики, право на свободу может быть ограничено только в предусмотренном законе порядке путем задержания, ареста, или лишения свободы.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Азербайджанской Республики от 1960-го года, задержание, арест, лишение свободы гражданина ограничивалось санкцией прокурора или решением суда. В статье 8 Закона “О статусе военнослужащих”, принятой 12 января 1993 года, определено:

Военнослужащий может быть подвергнут аресту на основании санкции прокурора или решения суда, а также может быть арестован командиром (начальником) воинской части в дисциплинарном порядке с содержанием на гауптвахте (в корабельном карцере) в соответствии с требованиями уставов Вооруженных сил Азербайджанской Республики”.

Закон Азербайджанской Республики “О прокуратуре” от 1999 года определяет, что свобода гражданина может быть ограничена только решением суда. Закон “О нормативно-правовых актах” Азербайджанской Республики предусматривает, что если вновь принятый закон противоречит положениям старого закона, то применяются положения нового закона.

Таким образом, свобода гражданина может быть ограничена только решением суда.

Однако, согласно положениям Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Азербайджана, который был принят в 1994 году, арест решением суда фактически не применяется. Право арестовывать военнослужащих предоставляется командирам (начальникам), начиная с командира роты.

Таким образом, порядок ареста военнослужащих, порядок содержания их под стражей противоречит международным стандартам прав человека и законодательству Азербайджанской Республики.

  1. Право на охрану здоровья

Законодательные гарантии права военнослужащих на охрану здоровья

Статья 14 закона “О статусе военнослужащих” гласит, что “военнослужащие в случае причинения повреждения их здоровью при исполнении обязанностей военной службы имеют право на возмещение вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики”. Военнослужащим бесплатно предоставляются лекарства и медикаменты, им оказываются все виды медицинской помощи в медицинских подразделениях, частях и учреждениях. Право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и отдых сохраняется за лицами старшего и высшего офицерского состава, уволенным в запас или отставку по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, семейным обстоятельствам и имеющим выслугу 20 лет и более, а также за другими офицерами, которые имеют такую же выслугу и которые уволены по болезни, а также членами их семей (женой, детьми до 16 лет) и женами умерших лиц старшего и высшего офицерского состава и пенсионерами из числа этих лиц, получающими пенсию по случаю потери кормильца.

Проблемы азербайджанской армии в области охраны здоровья

Дистрофия

Хотя по документам армия получает продукты на миллиарды манатов, большинство военнослужащих постоянно недоедает. Большинство солдат срочной службы страдают той или иной формой дистрофии. Алиментарная дистрофия - самый распространенный диагноз в военных госпиталях. Ежегодно от дистрофии погибает несколько сот солдат.

Туберкулез

Из призывников весеннего призыва 1998-го года от туберкулеза погибли 70 солдат. В ряде частей туберкулез носил эпидемический характер. В них зарегистрирована смертность от 2 до 5 солдат в течение небольших промежутков времени.

Менингит

От менингита за период с начала 2000 года по конец марта в частях Вооруженных сил Азербайджанской Республики погибли 15 человек. На сегодняшний день в госпиталях от менингита лечатся более 35 человек.

Другие проблемы

С начала 2000 года до 17 февраля в частях Вооруженных сил Азербайджанской Республики погибли, по различным источникам, 36 человек. Эти люди погибли не от пуль. Основные диагнозы: истощение, пневмония, туберкулез. Зачастую к гибели солдат приводит также произвол командиров.

  1. Право на труд

Время прохождения действительной военной службы и службы по контракту засчитывается в общий трудовой стаж граждан. Привлечение военнослужащих в период прохождения военной службы к работам и исполнению иных обязанностей, не предусмотренных военной службой, допускается в порядке, определяемом Президентом Азербайджанской Республики. В некоторых случаях военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы) в персональном порядке командиром воинской части (начальником воинского учреждения, организации) может быть разрешена работа по совместительству на государственных и общественных предприятиях, а также связанная с научной, педагогической, изобретательской и экспертной деятельностью.

Трудоустройство военнослужащих, уволенных в запас

Когда военнослужащие увольняются с военной службы, то им гарантируется трудоустройство с учетом полученного образования и специальности. Для обеспечения трудоустройства уволенных с военной службы военнослужащих главам местной исполнительной власти отведен срок в 1 месяц, исчисляемый со дня обращения. Однако если в течение указанного месячного срока военнослужащие, уволенные с военной службы без права на получение пенсии, не будут трудоустроены, то им выплачивается ежемесячное пособие в размере и в порядке, предусмотренном Законом Азербайджанской Республики О занятости населения в Азербайджанской Республике.

Для того чтобы обеспечить профессиональную подготовкувоеннослужащих (подлежащих увольнению) для работы в народном хозяйстве в воинских частях и учреждениях, где есть возможность, или на соответствующих государственных предприятиях, в учреждениях и организациях данного региона в свободное от исполнения обязанностей военной службы время организуется обучение таких лиц гражданским специальностям.

Лица, которые работали до призыва на срочную военную службу, сохраняют за собой право на поступление на работу на то же предприятие, в то же учреждение или организацию на прежнюю или равноценную должность.

  1. Право на отдых

Законодательные гарантии

Для военнослужащих установлено служебное время - 41 час в неделю. Им также предоставляются дни еженедельного отдыха, праздничные дни, ежегодные и другие оплачиваемые отпуска (исключение составляют военнослужащие срочной службы), а также ежедневные перерывы для отдыха и питания.

Установлена следующая продолжительность служебной недели:

  • для военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных заведений - шестидневная, с одним выходным днем;

  • для офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы -пятидневная, с двумя выходными днями.

Очередные отпуска предоставляются раз в году офицерам - на 45 суток, военнослужащим сверхсрочной службы - на 30 суток, солдатам и сержантам - на 10 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Краткосрочные отпуска на 10 суток предоставляются по семейным обстоятельствам всем военнослужащим, а военнослужащим срочной службы - также в порядке поощрения.

Лицам офицерского состава, по их желанию, перед увольнением в запас или отставку по возрасту в один из последних трех лет предоставляется очередной отпуск равный 3 месяцам для решения вопросов, связанных с увольнением с военной службы.

  1. Право на денежное и материальное обеспечение

Законодательные гарантии

В зависимости от условий военной службы, квалификации, военной профессии, воинского звания и продолжительности пребывания на воинской службе, военнослужащие имеют право на обеспечение за счет государства денежным довольствием.

Минимальные размеры окладов по должностям, занимаемым лицами офицерского состава и военнослужащими сверхсрочной службы, не могут быть ниже средней заработной платы для государственных служащих.

Каждый день службы и денежное довольствие военнослужащих,участвующих в боевых действиях, исчисляется в тройном размере.

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, военнослужащие и члены их семей пользуются льготами по налогообложению и сборам. Они также имеют право на льготы по перевозкам на железнодорожном, воздушном, морском и автомобильном транспорте. При этом военнослужащие срочной службы пользуются бесплатно всеми видами пассажирского транспорта (кроме такси).

Корни проблем в области практической реализации прав военнослужащих

В средствах массовой информации в качестве основных причин ненормального положения относительно соблюдения прав военнослужащих перечисляются следующие:

  • несовершенство действующего законодательства о статусе военнослужащих и механизма реализации военной реформы;

  • наличие неуставных отношений дедовщины и землячества во многих частях и соединениях, низкий уровень дисциплины и, как следствие указанного, - насилие над личностью при попустительстве определенного количества командиров и чиновников;

  • невозможность обеспечить безопасную эксплуатацию боевой техники, вооружения и других боевых средств вследствие их ненадежного качества;

  • необъективность при изучении фактов причин гибели и травматизма личного состава и вытекающие отсюда безнаказанность должностных лиц за невыполнение обязанностей по охране жизни и здоровья подчиненных;

  • закрытость военного ведомства от общества, слабый контроль различных структур, в том числе, неправительственных организаций, за жизнью и бытом личного состава и соблюдением прав человека;

  • недостаточное питание солдат, порождающее множество болезней и эпидемий.