Природа и человек в очерке «Буран» С. Т. Аксакова - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Природа и человек в очерке «Буран» С. Т. Аксакова - страница №1/1

МБОУ «Суксинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Природа и человек

в очерке «Буран» С.Т.Аксакова

(сочинение)


Выполнила: Закирова Эндже Фаритовна,

ученица 9 класса

Сергей Тимофеевич Аксаков - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю все содержание для его будущих произведений. Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. Аксаков – автор, воспевающий природу, человеческие чувства и окружающий мир.

В 1834 году в альманахе «Денница» был опубликован небольшой очерк Аксакова «Бу­ран». Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18 подвод и 10 возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран. Строгая фактичность очерка как бы предвещала то направление, в каком пой­дет дальнейшее развитие творчества Сергея Тимофеевича. С.Т.Аксаков явился одним из первых писателей в русской литературе, обратившихся к реалистическому стилю в изображении человека и окружающей его природы.

В очерке с документальной точностью воспроизводятся проявления русской зимы в природе и в жизни крестьян. Мы буквально лицом к лицу сталкиваемся со свирепствующим в степи бураном. В этой не на шутку разыгравшейся природной стихии могут выжить только опытные путники. В произведении Аксаков ставит диагноз неумелости человека в его соседстве с природой, неспособности внять опыту вожатого. Авторская мысль здесь мудра: тщетно и неразумно противостоять разыгравшейся стихии. Лучше переждать ее. Эта идея является авторским вариантом решения поднятых им же важных проблем в данном произведении. Главная из них – взаимоотношения человека и природы. С.Т.Аксаков в данном очерке выступил непревзойденным мастером жизненно достоверного описания человека наедине с природой. Так, темой произведения явилось описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в оренбургской степи. С.Т.Аксаков исходил из неразрывного единства природы и человека. По его мнению, человек должен учиться у природы, понимать ее, следовать ей, не пытаясь ее победить.

Очерк является образцом пейзажной живописи. Аксаков в этом очерке выступает как великий мастер словесной живописи. Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык.  В его книгах несметные богатства русского слова. «Буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря» (Т.Яковлева). Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве. Это уникальное явление в истории мировой литературы. Его слово чутко откликается на каждый звук, движение, перемену в природе.

С самого начала очерка повествование тесно переплетается с описанием пейзажа: «Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату». Ничего не предвещало беды: «…весело бежали мужики…». И вновь: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах…». Природа в очерке становится одним из главных персонажей. Она может быть союзницей человека, а может стать противницей ему. Природе противостоит в очерке колоритный образ мудрого старика.



«Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…. Все было великолепно…». Человек хочет одного: добраться до умета, а природа готовит ему другое. И вот мы видим четырехкратное но: … но стаи тетеревов вылетели искать себе ночлега; но лошади храпели, фыркали, ржали; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный ветерок потянул с востока к западу… Своеобразным является обрисовка автором персонажей очерка. Аксаков при помощи различных средств выразительности выписывает образ разыгравшейся стихии. Он использует и фонетические, и лексические, и синтаксические средства. «Все необозримое пространство снеговых полей бежало ле[х]кими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным» - эффект зловещего дуновения ветра создается благодаря звуковому восприятию, повторяющимся согласным звукам [с], [х], [ш]. Автор точно выписывает напряжение, которое создается за счет использования глагольных форм: «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось»; за счет лексического повтора: «вдруг настала ночь... наступил буран», «белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи», «все слилось, все смешалось». Риторические умолчания чередуются с восклицаниями: «Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!». Описание стихии раскрывается через ощущения, вызываемые ею. Белый мрак. Почему белый? Ведь мрак – это темнота. Да ведь он из белого снега, но сквозь него ничего не видно. Буран наступил вдруг, неожиданно. Автор, используя слово «наступил», хочет подчеркнуть внезапность бурана. Автор выражает свои переживания и переживания персонажей очерка. А что же человек? Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей. «Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв». Страх подсказал персонажам два пути выживания, один из которых оказался разумным, ведущим к жизни, а другой – ложным, погибельным. Писатель рассказывает о происшествии, выявляя его поучительный смысл.

С.Т.Аксаков в художественном очерке «Буран» жизненно достоверно изображает противостояние человека разыгравшейся природной стихии. Оно передается в искусно созданной эмоциональной атмосфере страха. Содержание произведения переплетено повествованием, связанным с особенностями жизни русских мужиков, с описаниями становления бурана, его действия во всю силу, угасания. Природа в ее глубоко драматическом проявлении в судьбах людей является для Аксакова главной и самоопределяющейся целью. Мы видим в очерке прямую авторскую оценку произошедшему, которая проявляется в поучительности и моральных акцентах рассказанной истории.



Приложение 1.


Приложение 2.

В рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится объемистая тетрадь Аксакова под названием: "Книга для всякой всячины. 1815 года сентября 28 дня. Москва". "Книга" содержит в себе множество деловых записей Аксакова, стихов, набросков статей и прозаических отрывков, черновиков писем к различным корреспондентам и проч. Некоторые из материалов датированы между 1815 и 1824 гг. В этой "Книге" имеется вкладыш – два листка почтовой бумаги, представляющие собой крайне неразборчиво написанный рукой Аксакова черновик стихотворения. Оно рисует картину снежного бурана в степи и являет собой, очевидно, не что иное, как первоначальную попытку воплощения замысла, который впоследствии принял форму очерка "Буран".

Сияет солнце, воздух тих;

Недвижимы дерев вершины,

Спокойны снежные пучины;

Алмазный блеск горит на них

И ослепляет взор прельщенный;

Здоровый холод всех живит,

Тащась дорогой искривленной,

Обозный весело бежит.

Уж солнце полдень протекает

И зимний вечер недалек,

Как вдруг от севера взвывает

Порой прерывный ветерок.

Хоть солнце все еще сияет

И чист небес лазурный вид,

Но под ногами закипает,

И поле струйками бежит.

Знакомы с бедами обозы

Поспешно ускоряют бег,

Зимы свирепы зная грозы,

Спешат укрыться на ночлег.

И горе, горе запоздавшим

И ночь встречающим в полях,

Опасностей не испытавшим

В безлюдных и степных местах.

И вскоре туча снеговая

С заката кроет небосклон,

И ветр пустынный, завывая,

Взрывает степь со всех сторон.

Земля смешалась с небесами,

Бушует снежный океан,

Все белый мрак одел крылами,

Настигла ночь, настал буран!

Свистит, шипит, ревет, взвывает.

То вниз, то вверх вертит столбом,



Слепит глаза и удушает

Кипящий снежный прах кругом.