Применение элементов дирижирования для развития эмоциональности на уроках фортепиано - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Применение игровых технологий на уроках биологии 1 153.48kb.
Урок развития речи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 114.42kb.
Поэма для тенора и баса с фортепиано, 1950), Р. Бёрнса (цикл песен... 1 65.34kb.
Уроках литературы в 9 классе 1 30.29kb.
Формирование творческой личности гимназиста на уроках мировой художественной... 1 61.45kb.
Например, использование км в авиаконструкциях для подкрепления силовых... 3 1257.84kb.
Школа игры на фортепиано «Игра на фортепиано ―движение пальцев; 1 43.26kb.
Корелли. Соч. 42: Для фортепиано: Для музыкальных училищ и консерваторий 2 704.44kb.
Использование конкурсных заданий на уроках природоведения и биологии... 1 50.61kb.
Применение антибиотиков в сельском хозяйстве 2 543.83kb.
Первый раздел IV класса вновь начинается с этого обобщенного понятия... 2 948.13kb.
Развитие интеллекта лицеистов с использованием методики перспективно-... 1 77.26kb.
- 4 1234.94kb.
Применение элементов дирижирования для развития эмоциональности на уроках фортепиано - страница №1/1

Применение элементов дирижирования  для развития эмоциональности  на уроках фортепиано.

Павлова Л. И., преподаватель

«Детская школа искусств

15 им. Л. Л. Христиансена» г.Саратов 

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети  легко принимают ценности лживые, мнимые.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство  эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера , совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических  впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Понимание музыкальных сочинений невозможно без эмоциональной отзывчивости. Преподаватель – музыкант должен  уделять внимание  развитию  у учащихся  эмоциональности в восприятии музыки.

Эмоциональная  отзывчивость формируется,  как бы «сама собой», особенно в условиях исполнительской формы музыкальной деятельности. Содержание работы на уроках  фортепиано предполагает умение учащихся проникать в образный смысл музыки и как можно убедительнее доносить его слушателям. Однако не все  ученики эмоционально отзывчивы, у значительной части детей  наблюдается, при достаточном уровне слуховых и двигательных способностей, отставание эмоциональной стороны музыкальности. Необходим поиск  таких  приемов и способов работы над произведением, которые максимально способствовали бы активизации эстетического переживания музыки.

   Благоприятные перспективы для работы в этом направлении открываются благодаря существованию взаимосвязи между эмоцией и движением. Выразительное движение не только отражает уже сформированное переживание, - пишет  А. Рубинштейн, - но и само, включаясь в него, формирует его».

   Крупнейшие теоретики фортепианной педагогики и исполнительства (С.И. Савшинский, С.Е. Фейнберг) – указывали на слитность, родственную близость всех  участвующих в исполнительстве движений – и чисто игровых, и сопутствующих исполнению элементов внешней экспрессии. По словам С.И. Савшинского  «движения рук пианиста выходят за рамки непосредственного звукоизвлечения. И по своему назначению, и по происхождению это выразительные движения. В ряде случаев наряду с игровыми движениями это прямо выраженный жест…».

   Исполнительский процесс следует рассматривать как единую систему выразительных движений, в которую входят, наряду с необходимыми для звукоизвлечения пианистическими действиями, также и «сопутствующие двигательные проявления», такие как жесты, мимика, другие формы двигательной активности.

«Слитность тех и других настолько велика – отмечает С.Е.Фейнберг, - что если отнять у играющего возможность проявлять свою эмоциональную настроенность  в движениях, то это отразится на  самом звучании и лишит игру звуковой пластики».

Элементы внешней экспрессии, выразительные жесты занимают существенное место в процессе переживания музыки исполнителем: они являются не только дополнительным  средством воздействия на слушателя, но выполняют функцию эмоциональной  «самонастройки»  играющего на выразительное исполнение, влияют на глубину музыкально – эстетического чувства.

Музыка, представляя собой, по выражению В. Д. Днепрова, «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы недостаточно дифференцирован. Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их художественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, красоту движения подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире.

Следует отметить, что простые формы движения (хлопки, счет вслух, простукивания) широко  используются в фортепианном обучении на начальном этапе. Однако эти движения практически лишены эмоциональности, они способствуют  упорядочению метро – ритмических соотношений.

Значительно  большими возможностями  обладает жест, являющийся одним из  ярких средств человеческой   эмоциональности. Именно дирижирование  -  как форма выражения содержания музыки во внешних движениях – является одним из эффективных средств воздействия на процесс эмоциональности в музыке. Приемы дирижирования позволяют сосредоточиться  на выразительной, эмоционально – смысловой стороне  исполняемой музыки «что  играть?», только на этой основе возможен поиск путей воплощения содержания в реальном исполнении «как играть?». «Прежде надо знать что играть, а потом уже как играть, - говорил Г.Г. Нейгауз. Методы дирижирования не заменяют, а помогают дальнейшей работе  за инструментом, так как потребность художественного «самовыражения»  требует соответствующей реализации средствами пианистической выразительности.

В чём успех творческой работы над музыкальным произведением? Как найти тот кратчайший путь к правильному пониманию художественного образа, от которого зависит техническое мастерство? К.Н. Игумнов считал, что в раскрытии художественных образов важную роль играет окружающая нас действительность: «...природа, жизнь, быт, личные переживания, литература, живопись, театр» (6). Генрих Густавович Нейгауз говорил студентам: «Берите из окружающего всё, что можно взять. Всё пригодится, всё переплавится в горниле творческой работы».

Подобрать образные сравнения и определения звука в произведении, передать это жестом и мимикой; сравнить средства музыкальной выразительности двух разнохарактерных произведениях, мысленно пропеть фразу одного из них и продирижировать так, чтобы было можно догадаться, какое из них в руках.

Умение воплощения характера музыки в дирижерских жестах учащиеся получают на хоровых занятиях, а также в старших классах на уроках дирижирования, поэтому  использование на уроках фортепиано воспринимается естественно. При этом налаживаются межпредметные связи между этими  дисциплинами.

     Рассматривая подробнее приемы применения дирижирования в фортепианном обучении,  на практике они могут использоваться:

- в целях углубления эстетического переживания временного развития музыки;

- как средство выявления выразительности звуковысотного, мелодического движения.

     Положительное воздействие методов дирижирования на глубину эмоционального переживания временного развития музыки связано с тем, что способность чувствовать выразительность музыкального ритма – имеет ярко выраженную двигательную природу.  Дирижирование является  «физическим средством», благодаря которому процесс «вживания» в темпо – ритмическую сторону инструментального произведения приобретает особую непосредственность и эмоциональную яркость.

      Дирижирование является эффективным средством создания целостного музыкально – исполнительского образа, так как  дает возможность проследить развитие музыкальной  мысли во времени. Г.Г. Нейгауз отмечал, что для него понятие «пианист» включает в себя понятие «дирижер» и советовал ученикам при изучении фортепианных произведений «… поступать совершенно так же, как поступает дирижер с партитурой: поставить ноты на пюпитр и дирижировать  вещь от начала до конца».

      Применяя этот способ, ученикам было предложено дирижировать произведение, обращая внимание на общую динамику музыкального развития, на моменты смены настроения. Особенно полезным метод дирижирования  является при изучении произведений крупной формы, так как дает возможность охватить произведение целиком, почувствовать общую ритмическую пульсацию.

      В дирижерских жестах может отражаться и звуковысотная структура музыкальной ткани. Приемы дирижирования – в виде относительного показа рукой высотного  соотношения звуков – могут применяться для выявления выразительности мелодических линий. Музыкальная интонация, как отмечают музыковеды, связана не только с эмоциональными интонациями речи, звучанием голоса, но с выражением чувств в жестах и других движениях.

     В работе над фортепианным произведением приемы дирижерского показа позволяют более наглядно представить интонационное строение мелодии, ее кульминационные точки, гибкость и изменчивость мелодической линии.

      В качестве конкретного примера  приведем работу таким способом над пьесой Э.Грига  «Кобольд». Наглядный показ рукой позволяет почувствовать динамическую линию  развития трех начальных фраз. Впоследствии выразительные дирижерские движения не исчезали бесследно: они как бы сливались с движениями пианистического аппарата, способствовали скорейшему формированию элементов внешней исполнительской экспрессии.

Слушание и анализ музыки призваны развить аппарат восприятия, музыкальный слух, чувство формы, умение дифференцировать выразительные средства, творческое воображение, эмоциональность.

Слушание и анализ пьес — это также своеобразная настройка ученика на «музыкальную волну» перед собственной музыкальной деятельностью (исполнение на инструменте). Слушание активизирует внимание, направляет музыкальное мышление на мир звуков, обостряет эмоциональность восприятия. Так ученик получает установку на музыкальную деятельность.

Собственно игра и дирижирование пьесами закрепляют умение и навыки игры на инструменте, стимулируют формирование и развитие музыкально-ритмического чувства и гармонического слуха, чувства целого, эмоциональности, развивают звукообразность музыкального мышления и творческое воображение.

Движение под музыку положительно влияет на двигательную сферу, воспитывает способность сознательно управлять своими движениями, способствует развитию пластичности, выразительности дирижирования, одновременно влияя на развитие музыкально-ритмического чувства детей, их способность вслушиваться в музыку, их эмоциональность, воображение.

    Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если  ученик самостоятелен в своем поиске, творчестве, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.

Дирижирование музыкальными пьесами, которые исполняет преподаватель, ученик на слух определяет размер, повторяет схему дирижирования. Главное задание: передать динамическое развитие музыкального материала пластичным выразительным жестом. После дирижирования ученик двигается под музыку, т.е. переживает музыку двигательно, требуется выразительная передача характера музыки движениями всего тела (как в танце). Первая задача — вслушаться в музыку и постараться подчинить свои движения музыке, передать движениями ее характер.

Важно, чтобы в творческом музицировании: игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает учащемуся ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

      При использовании элементов дирижирования в целях углубления эмоциональности, следует помнить  - все дирижерские движения должны быть выразительными. Формальные, не эмоциональные воспроизведения метро – ритма и звуковысотности не приведет к желаемому результату

      Рассмотренными выше возможностями не исчерпывается все многообразие путей развития эмоциональной отзывчивости в фортепианном обучении. Огромная роль в этом процессе принадлежит развитию музыкального мышления, художественного воображения.

     Процесс активизации творчества в искусстве  зависит от установки  преподавателя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.



     Главная задача не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей используя различные формы взаимодействия.

        Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.