Приложения приложения приложение 1 Факторы в оценке эмоциональной устойчивости - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Приложения приложения приложение 1 Факторы в оценке эмоциональной устойчивости - страница №1/1


ПРИЛОЖЕНИЯ



ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Факторы в оценке эмоциональной устойчивости

  • Схема эмоциональной устойчивости


Приложение 2

Информационные листкт о поддержке детей, потерявших близких

  • Сообщение плохих новостей детям

  • Похороны и церемонии


Приложение 3

Что вы можете сделать – практические советы

  • Шкатулки и книги памяти

  • Ролевая игра

  • Вопросы для врача

  • Рисунок человека, который умер

  • Рисунки, изображающие чувства

  • «Чувства лица страница»


Приложение 4

Примеры конкретных случаев

  • 5 лет

  • 10 лет

  • 15 лет


Приложение 5

Программа помощи людям, потерявшим близких

  • Данные о семье, используемые для организации групп


Приложение 6

Различные уровни вмешательства

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Факторы в оценке эмоциональной устойчивости
Рассматривая способность ребенка восстанавливать душевные силы, , необходимо принимать во внимание нижеследующие систему оценки и факторы вмешательства.
Однако, они не являются окончательными, их следует рассматривать только как методические рекомендации.

1. ВОЗРАСТ, РАЗВИТИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА


  • Дети понимают, что кто-то отсутствует с очень раннего возраста

  • Однако, дети могут не понимать перманентности смерти, если они слишком маленькие

  • Их реакциями на потерю предмета привязанности могут быть беспокойство или постоянный поиск лица, способного поддержать их эмоционально и физически

  • Важно использовать соответствующие возрасту ребенка язык и занятия

  • Также важно использовать недвусмысленные выражения, даже, если ребенок очень маленький, чтобы не сбить его с толку, например, «человек умер» вместо «человек ушел на покой». Также следует правильно называть болезнь.



2. КАК ПОСТРОЕНО ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ


  • Уделяет ли семья время для обсуждения деликатных вопросов, включая смерть?

  • Построено ни общение на основе открытости или нет? Вовлекают ли они ребенка в свои обсуждения и используют ли они подходящий его возрасту язык?

  • Признаются ли чувства ребенка правомочными, особенно, если они отличаются от «семейных норм»?

  • Учитываются ли тревоги ребенка во время периода траура?

  • Кто отвечает за принятие решений в семье в отношении обмена информацией? Кто «держатель информации»?



3. ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С УМЕРШИМ ЧЕЛОВЕКОМ


  • Какие отношения каждый в отдельности ребенок в семье имеет с пациентом/человеком, который умер?

  • Как часто ребенок имел личный, «лицом к лицу» контакт с человеком до его смерти?

  • Не частый контакт не умаляет отношения или скорбь об умершем.

  • Когда ребенок теряет брата или сестру, теряется также отождествление себя как брата или сестры, и, соответственно, меняется положение в семье

  • Могут быть дополнительные сложности, если ребенок имел сложные или двойственные отношения с человеком, который умер. Например, если ребенок пожелал смерти человеку, а потом этот человек умер, ребенок может подумать, что он всесилен и, соответственно, чувствовать свою вину.


4. КАКОВО ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИИ РЕБЕНКОМ?


  • Какую информацию получил ребенок, когда и сколько?

  • Тяжело ли для самого родителя иметь дело с реальностью информации?

  • Информацию следует давать ребенку подходящим для него образом (помалу и часто), и информировать его о новых событиях. Понимает ли ребенок, что ему сказали?

  • Превалирует ли понимание ребенка над родительским? Например, «знает» ли ребенок, что родитель умирает в то время, как сам родитель находиться в отрицании?

  • Что может препятствовать пониманию родителя или его способности делится уместной информацией (например, умственное расстройство родителя, психические проблемы, зависимость от наркотиков и алкоголя)?



5. ПОДДЕРЖКА ОКРУЖЕНИЯ


  • Есть ли у семьи окружение, которое им оказывает поддержку? Важно определить и использовать как официальные, так и неофициальные структуры, как, например, семья или соответствующие учреждения.

  • Проинформированы ли эти структуры полностью о ситуации? Способны ли они помочь ребенку насколько они могут? Важно обеспечить надлежащее сообщение между семьей и ее окружением для последовательности оказания поддержки и обмена информацией.

  • Если основное лицо, принимающее решения умирает, может ли окружение поддержать оставшегося родителя для сохранения благополучия в семье?

  • Если известно, что структура поддержки ограничена, важно планировать заранее. Одна важная область – будущий уход за ребенком. Если возможно, полезно вовлечение умирающего родителя в этот процесс.



6. ИМЕЮТСЯ ЛИ ПРЕДЫДУЩИЕ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОТЕРИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА?


  • Предыдущие или параллельные потери включают: развод, разъезд родителей, переезд в новое место, предыдущие утраты близких.

  • Важно знать, как люди перенесли предыдущие утрататы – какова их эмоциональная устойчивость?

  • Справились ли они с утратами достаточно благополучно или существует значительные неразрешенные потери? Используют ли они блокировку, замораживание эмоций как способ перенести горе? Настоящая потеря может соединиться с предыдущим опытом - и усилить вытекающие реакции.

  • Есть ли у семьи чувство эмоциональной и физической стабильности?

  • Используются ли разрыв и «уход» как средства разрешения трудных эмоциональных ситуаций? Убегали ли важные члены семьи

раньше от конфликта вместо того, чтобы делать конструктивные усилия в разрешении болезненных вопросов?

  • Каковы была реакция и вовлечение ребенка в предыдущие потери?



7. ДРУГИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ


  • Как основные члены семьи, каждый в отдельности, переносят тяжелые события?

  • Могут ли они достаточно сдерживать свои эмоции для того, чтобы функционировать адекватным образом?

  • Известны ли в семье в прошлом случаи эмоциональной нестабильности, не связанные с настоящим опытом?

  • Среди других важных факторов, которые следует принимать во внимание: психическое здоровье, злоупотребление алкоголем или наркотиками, насилие в семье, безработица и финансовые проблемы.

  • Реагируют ли члены семьи переносом своего гнева на других людей, включая детей?

  • Была ли в семье смена партнеров или повторное замужетсво/женитьба? Есть ли проблемы у детей, связанные с отсутствием другого родителя как результат развода/разъезда/повторных потерь?



8. ОЖИДАЕМАЯ И НЕОЖИДАННАЯ ПОТЕРИ
ОЖИДАЕМАЯ ПОТЕРЯ


  • Сложности, связанные с длительными неизлечимыми болезнями и расходом на это эмоциональной энергии, могут являться причиной того, что люди чувствуют опустошение, но в то же облегчение, когда кто-то умирает. Такие чувства могут также повлечь ощущение вины.

  • Процесс скорби начинается с того момента, когда человеку ставят диагноз.

  • Важно, чтобы дети и члены семьи прододжали заниматься обычной деятельностью одновременно с процессом скорби. Для детей важно сохранять связь со сверстниками.


НЕОЖИДАННАЯ ПОТЕРЯ


  • Когда смерть внезапна, реакция на нее – шок и неверие. Нет возможности подготовиться и попрощаться.

  • Существует определенный риск того, что в результате вышеназванных чувств взрослых, ребенок окажется в стороне.

  • Если ребенок отстраняется физически и эмоционально, то родитель может подумать, что ребенок справляется с ситуацией, и это может положить начало ряду эмоциональных проблем в будущем.

  • Самоубийство вызывает другие сложности, так как в такой смерти есть элемент «выбора». Ребенок может мучиться вопросом, почему родитель захотел умереть и оставить его. Он может поверить, что он мог бы спасти жизнь этого человека, предотвратить его смерть; от того, что он этого не сделал, может пострадать его чувство собственного достоинства.

  • Ребенок может проявлять бдительность в отношении оставшегося родителя, а также находиться в постоянном поиске – поиске ключей к тому, почему родитель умер, вспоминать различные ситуации, разыгрывать события.



9. УЧАСТИЕ РЕБЕНКА В ПРОЩАНИИ


  • Следует знать о семьях, которые не вовлекают в прощание ребенка, поскольку это часто означает, что чувства ребенка не признаются действительными.

  • Для ребенка важно участвовать в семейном прощании. Это нормально, чтобы ребенок видел, как родитель плачет.

  • Говоря об окончательности смерти, следует принимать во внимание детское «магическое мышление»



10. ДРУГОЕ


  • Как долго будет затронуто обычное течение жизни после первоначального периода траура? (например, посещение школы, роль родителя)

  • Способны ли родитель и ребенок жить так, чтобы не сосредотачивать все свое внимание на трауре?



11. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ РЕБЕНКА


  • Организаторы программы должны хорошо знать местные официальные органы и неправительственные организации и ту роль, которую они играют в поддержке семей и защите прав ребенка.

  • Если это возможно, должно быть объединение усилий в работе соответствующих групп и организаций.

  • Программа работы с людьми, потерявшими близких, физически не может (и не обязана) поддерживать всех, кто находится в трауре. Должны быть установлены критерии в отношении направления людей на участие в программе, а также понимание того, что семьи с особыми проблемами могут относиться к компетенции других организаций, специализирующихся в этой области.

  • Важно, чтобы семьи были направлены в другие организации, если их нужды будут удовлетворены там лучше. В горе не должно быть разделения согласно узкой специализации – этим должна заниматься одна организация.

  • Очень важно, чтобы работники умели подметить, если родитель эмоционально истощен и не способен эмоционально или практически поддержать ребенка в процессе траура. Об этом следует сообщить другим официальным учреждениям не только из-за опасности речевой или физической агрессии, но и в случаях, когда нормальное функционирование родителей настолько нарушено, что ребенок остается без надзора. Важно, чтобы работники умели распознать признаки дурного обращения или небрежения.

  • Если возникают серьезные сложности, то работники должны содействовать обращению родителей за медицинской или специальной психологической помощью. В этот момент как краткосрочную меру не следует исключать лекарственные препараты.



12. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ


  • Работая с детьми и их семьями невозможно сохранять 100% конфиденциальность.

  • Следует быть в курсе проблем, которые могут быть у детей и их семей, помимо траура по умершему; а также знать о других организациях или учреждениях, которые работают с уязвимыми слоями населения.

  • Работники должны разъяснить ситуацию, если ребенок выглядит излишне запуганным, не способен сосредоточиться, теряет в весе, уделяет слишком много внимания сексу или выглядит запущенным.

  • Другие учреждения должны быть осведомлены, если ребенок осуществляет основной уход за умирающим родителем.


СХЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ



КАКОВЫ ВОЗРАСТ, РАЗВИТИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?



БЫЛ ЛИ РЕБЕНОК ДОПУЩЕН К ПРОЩАНИЮ?

КАК ПОСТРОЕНЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ?





РАССМОТРЕЛИ ЛИ ВЫ ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ?



ЕСТЬ ЛИ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ РЕБЕНОК?


ЕСТЬ ЛИ У РЕБЕНКА ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ ПОТЕРЬ?

ЕСТЬ ЛИ У РЕБЕНКА ДРУГИЕ ПОТЕРИ В НАСТОЯЩЕМ?



КАКОВЫ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ И ОКРУЖЕНИЕ?




КАКОВО ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИИ РЕБЕНКОМ?



КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С БОЛЬНЫМ/УМЕРШИМ ЧЕЛОВЕКОМ?


КАКОВО ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА?

БЫЛА ЛИ ЭТО «ОЖИДАЕМАЯ» ИЛИ «НЕОЖИДАННАЯ» ПОТЕРЯ?



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационные листкт о поддержке детей, потерявших близких

СООБЩЕНИЕ ДЕТЯМ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ


  • ВАЖНО СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ТОМ, ЧТО ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ, КАК МОЖНО СКОРЕЕ




  • ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СООБЩАЕТ ПЛОХУЮ НОВОСТЬ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ РЕБЕНКА ЛУЧШЕ ВСЕХ – ЧЛЕН СЕМЬИ ИЛИ БЛИЗКИЙ ЕМУ ЧЕЛОВЕК




  • ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ИНФОРМАЦИЮ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ, ПОМАЛУ И ЧАСТО. УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТАКИЕ ПРОСТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ И СЛОВА КАК «РАК», «МЕРТВЫЙ» И «УМИРАТЬ» - НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК, НАПРИМЕР, «УШЕЛ НА ПОКОЙ» ИЛИ «ОСТАВИЛ НАС»




  • ВЫЯСНИТЕ, ЧТО ЗНАЕТ ИЛИ ДУМАЕТ РЕБЕНОК И ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕГО ЯЗЫК И ПОНИМАНИЕ




  • ДАЙТЕ РЕБЕНКУ РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ВЫРАЗИТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ТРЕВОГИ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО НЕТ ТОЛЬКО ОДНОГО СПОСОБА ЧУВСТВОВАТЬ




  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ВЫРАЗИТЬ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА – КНИГИ, РИСУНКИ, ИГРУ




  • УДОСТОВЕРЬТЕСЬ, ЧТО ШКОЛА И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ СЕМЕЙНЫМИ ВОПРОСАМИ, ЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ




  • ОТДАЙТЕ ДОЛЖНОЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ РЕБЕНКА С УМИРАЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ




  • ПРЕДЛОЖИТЕ ДЕТЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОГОВОРИТЬ С ГОТОВЫМИ ЕМУ ПОМОЧЬ ЛЮДЬМИ, ЕСЛИ ИМ ТРУДНО РАЗГОВАРИВАТЬ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ ИЛИ БЛИЗКИМИ


ПОХОРОНЫ И ЦЕРЕМОНИИ
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ПОХОРОН И ПРОЩАЛЬНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ:


  • ХОТЯ НЕКОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ БЕСПОКОЯТСЯ, ЧТО ДЕТИ УВИДЯТ ИХ ОЧЕНЬ РАССТРОЕННЫМИ, ВАЖНО ДАТЬ ДЕТЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОПРОЩАТЬСЯ, УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЩАЛЬНОЙ ЦЕРЕМОНИИ И БЫТЬ ЧАСТЬЮ СЕМЕЙНОГО ТРАУРА




  • ДЕТИ ПЕРЕНОСЯТ СМЕРТЬ/ УМИРАНИЕ/ ПОХОРОНЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЮТ МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ, НО В ИХ ИНТЕРЕСАХ ТРЕБУЕТСЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЛИКАТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ




  • ДЕТЯМ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ ЧЕСТНУЮ И ЧЕТКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ СМОГЛИ СДЕЛАТЬ ОБОСНОВАННЫЙ ВЫБОР О ПРИНЯТИИ ИЛИ НЕПРИНЯТИИ УЧАСТИЯ В ПОХОРОНАХ




  • МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЕСЛИ НА ПОХОРОНАХ ПРИСУТСТВУЕТ КТО-ЛИБО, КТО СМОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА, ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ В СОСТОЯНИИ ЭТО СДЕЛАТЬ, ИЛИ СОПРОВОДИТЬ РЕБЕНКА ИЗ ЦЕРКВИ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАХОЧЕТ ВЫЙТИ




  • ДЕТИ МОГУТ ЗАХОТЕТЬ НАПИСАТЬ ПИСЬМО ИЛИ НАРИСОВАТЬ РИСУНОК, ЧТОБЫ ПОЛОЖИТЬ ИХ В ГРОБ. ИХ МОЖЕТ ИНТЕРЕСОВАТЬ, КАК ВЫГЛЯДИТ ТЕЛО, КАК ВЫГЛЯДИТ ГРОБ, МОЖНО ЛИ ДОТРОНУТЬСЯ ДО ТЕЛА, КАК ВЫГЛЯДИТ КОМНАТА/ЦЕРКОВЬ/МОГИЛА. ВАЖНО, ЧТОБЫ ОНИ ЗНАЛИ, ЧТО ЛЮДИ НА ПРОЩАЛЬНОЙ ЦЕРЕМОНИИ БУДУТ ПЛАКАТЬ И БУДУТ ОЧЕНЬ РАССТРОЕННЫМИ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ ИЛИ КЛАДБИЩА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ РЕБЕНКА




  • ЧЕМ БОЛЬШЕ У ДЕТЕЙ ИНФОРМАЦИИ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ТЕМ МЕНЕЕ ПОДАВЛЯЮЩИМ БУДЕТ ИХ ОПЫТ




  • ХАРАКТЕР ПОХОРОН И ЦЕРЕМОНИИ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ СТРАНЫ, КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ВЕРЫ




  • ТАКЖЕ, ВАЖНО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ТАКИХ ТЕРМИНОВ, КАК, МЕРТВЫЙ, КЛАДБИЩЕ, ПОХОРОНЕННЫЙ, КРЕМАЦИЯ И ДРУГИЕ. ОБЪЯСНЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРАВДИВЫМИ, НО СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ – ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ, КОТОРЫЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОВОДИТЬ СО СКОРБЯЩИМИ ДЕТЬМИ

ШКАТУЛКИ ПАМЯТИ И КНИГИ ПАМЯТИ
Ребенок может захотеть сделать шкатулку или коробку для хранения ценных для него вещей. Это может быть чем угодно – от простой коробки от обуви с приклеенными на ней картинками, раскрашенной в разные цвета или расписанной рисунками - до деревянной коробки с выдвижными ящичками для хранения фотографий, писем, ювелирных украшений, предметов одежды, всего того, что может напоминать им о человеке, который умер. Шкатулка может быть сделана родителем перед смертью, и там находятся его послания ребенку.
Книга памяти может включать рассказы, факты семейной истории, описание значительных событий, письма и воспоминания – то, что ребенок хочет хранить в памяти о родителе/ человеке, который умер.

РОЛЕВАЯ ИГРА
Ребенок может использовать игру с переодеванием и игрушки, чтобы разыграть то, как человек умер, или значительное событие, на котором он присутствовал, например, похороны. Это может быть событием, значение которого ребенок не понял, и которое ему требуется разыграть, чтобы лучше понять; или событие, в котором ему не пришлость участвовать, как, например, возможность попрощаться с человеком после смерти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВРАЧА
Этот вид занятий часто используется в программе помощи скорбящим в группе от 5 до 10 лет и в группе подростков. Детей просят записать любые интересующие их вопросы: о болезни человека, о том, что произошло, о чувствах и многом другом. Затем они кладут вопросы в коробку без указания своего имени. Организуется встреча с одним из врачей хосписа, который отвечает на эти и другие имеющиеся у детей вопросы. Благодаря возможности поговорить с врачом на групповом занятии дети могут услышать ответы на вопросы, о которых они размышляли, но никогда и никому их не задавали, а также разъяснить для себя информацию, которую они не поняли ранее.
Также, эффективно проводить такие занятия с ребенком один на один. Ребенок может пожелать задать вопросы человеку с медицинским образованием, врачу или медсестре, наедине. Хорошо, если этот человек заранее выяснил, что произошло с умершим, либо принимал участие в уходе за ним.

ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ УМЕР
Ребенок может пожелать нарисовать человека, который умер, или особенно памятное для него событие или место, которые напоминают ему об этом человеке. Затем он может рассказать о том, какие это вызывает у него чувства, что он помнит об этом человеке, чем интересно это место, и пришлость ли ему побывать там опять

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
Этот вид занятий полезен ребенку для понимания некоторых из своих чувств и того, как он переносит различные эмоции.
Нарисуйте контур человеческого тела ( рисунок может быть маленький или в натуральную величину, если вы обведете контур ребенка). Затем ребенок может нарисовать, в какой части тела у него находятся чувства. Он может использовать различные цвета для различных чувств, например, красный=злой, это чувство находится в голове и кулаках; грустный=синий или черный, оно может быть в голове; страх=желтый, может быть в животе и ногах. Дети могут выбрать свои собственные цвета в соответствии с тем, как они видят свои эмоции.
Они могут также написать на рисунке, в том месте, где они это чувствуют, слова, рассказывающие, какие чувства они испытывают, например, растерянность, тревога, страх.
Это упражнение может затем положить начало обсуждению того, что они делают, когда они чувствуют эти чувства, что им помогает, и что не помогает, и кто помогает, и кто не помогает.

«ЧУВСТВА, ЛИЦА, СТРАНИЦА»
На следующей странице – «чувства лица страница». Это еще один способ осознания чувств, который помогает соединить слова и чувства, а также слова и способы справляться с чувствами.

«ЧУВСТВА, ЛИЦА, СТРАНИЦА»
Как ты себя чувствуешь?


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЕВ
Здесь даются примеры нескольких случаев, основанных на реальных жизненных ситуациях. Они подобраны таким образом, чтобы вы могли задуматься о следующем:

вопросы практической работы и составления оценки;

важные факторы для ребенка и его семьи;

 как вы можете поддержать ребенка и его семью; и

какие методы вы можете использовать в индивидуальной работе с ребенком, принимая во внимания стадию его развития.



СЛУЧАЙ 1 – ребенку 5 лет
Кейти (5 лет) направили на получение индивидуальной помощи после того, как ее маме был поставлен диагноз рака груди с последующими диагнозами рака легких и рака мозга. Ее мать молодая, у нее есть еще двое детей, один ребенок моложе, а другой – старше Кейти. Младшая дочь (2 года) родилась после постановки первоначального диагноза.


  • По словам семьи обеспокоенность вызывали: непослушание; вспышки раздражения и злости; плохие сны и ночные кошмары; регрессивное, несоответствующее ее возрасту поведение.

  • Кейти только начала ходить в школу. Она проявляет беспокойство из-за разлуки, не хочет оставлять маму одну, ей трудно сосредоточиться на занятиях.

  • Она злиться на свою маленькую сестру.

  • Мама дает ей много информации о том, что происходит, но иногда эта информация слишком сложная, и Кейти трудно ее понять.

  • Семья имеет надежную поддержку как родственников, так и людей и организаций за пределами семьи.

  • Маме очень трудно справиться со своими собственными тревогами и страхами.



СЛУЧАЙ 2 – ребенку 10 лет
Сару (10 лет) направили на получение помощи после того, как ее мать покончила жизнь самоубийством. Ее мать приняла смертельную дозу таблеток. Сара нашла ее дома и вызвала скорую помощь, но мама умерла по пути в больницу.

  • Сара присутствовала напохоронах.

  • Сара сейчас живет со своим отцом и престарелой бабушкой. Сара беспокоится все время о том, где находится ее отец.

  • Ей очень тяжело привыкнуть к новой школе и завести новых друзей. Она очень прилипчива к своей школьной учительнице.

  • Сара тревожится о том, что другие люди могут заболеть и умереть, как мама, которая имела длительную историю психических расстройств и депрессии.

  • Папа с трудом переносит горе, но не хочет ни с кем говорить о своих чувствах.

  • Сара направлена на участие в программе помощи скорбящим в местном хосписе.



СЛУЧАЙ 3 – ребенку 15 лет
Отец Майкла (15 лет) умер внезапно, 3 года назад от сердечного приступа. Майкл не присутствовал на похоронах и теперь сожалеет об этом.

  • Его матери поставили диагноз рака легких и сказали, что ей осталось жить 3 месяца.

  • Майкл получает индивидуальную поддержку в приготовлении к ее смерти, и его семья очень одобряет эту поддержку.

  • Есть беспокойство в отошении того, где будут жить Майкл и его младший брат Эндрю после смерти мамы.

  • Майкл иногда проявляет острое тревожное состояние с реакцией паники в школе и волнуется, что болезнь и умирание заразны. Он хочет поговорить с врачом о своим волнениях.

  • Его бабушка и дедушка предложили ухаживать за детьми, но они беспокоятся о том, на какие средства они их будут содержать, и считают, что дети не должны принимать участие в событиях, ведущих к смерти мамы, и присутствовать на похоронах.

  • Школа очень поддерживает Майкла и хочет знать, что они могут для него сделать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОГРАММА ПОМОЩИ ПОТЕРЯВШИМ БЛИЗКИХ
Ниже представлены различные виды занятий, которые входят в программу помощи потерявшим близких, состоящую из домашего уик-энда и последующих четырех сеансов.
Она была разработана хосписом Святой Елены.

ИСХОДНЫЙ УИК-ЭНД

Приветствие

Вступление к групповым занятиям: Почему мы здесь?

Основные правила групповых занятий: группа устанавливает свои правила, принимая во внимание такие аспекты работы, как конфиденциальность, один человек говорит за раз, уважение к чувствам другого и т.д.

В начале занятий рассаживание по кругу: напоминание участникам о том, какова цель групповых занятий.

РОД ЗАНЯТИЙ

ВОЗРАСТ

ОБОСНОВАНИЕ

ОБРАМЛЕНИЕ РАМКОЙ ФОТОГРАФИИ

Создание рамки для фотографии любимого человека, который умер




Все

  • Сосредоточить внимание группы на потере и трауре по близкому.

  • Для того, чтобы участник группы мог представить остальным человека, которого он любил, который умер, и проследить свои с ним отношения

  • То, каким образом человек подходит к этому занятию, как он изготовляет и отделывает рамку, может сказать наблюдателю многое о том, как он относится к потере, и испытывает ли он какие-либо сложности в совладании с ней.

  • Показ остальным фотографии в рамке побуждает раздумья о том, что было потеряно со смертью этого человека.

  • Наличие фотографий в рамках на каждом последующем занятии группы поддерживает акцент на потере близкого и трауре по нему.

Необходимы следующие предметы: фотография умершего, бумага, материалы для изобразительного искусства, закрепки для укрепления фотографии на рамке.


Законченные фотографии в рамках должны вешаться на стену на каждой последующей встрече и забираться домой в конце занятия.


РИСУНКИ ТЕЛА
Каждый участник ложится на большой лист бумаги, на котором обводится контур его тела. Затем его просят, используя материалы для изобразительного искусства, разукрасить рисунок так, как он хотел бы, чтобы его видели окружающие.


5-10

  • Исследовать, как человек чувствует и видит себя, как снаружи, так и внутри.




  • Чтобы человек увидел восприятие себя другими членами группы.




  • Поощрять представление о самом себе, которое может быть перенесено на группу, развитие самоуважения.

Среди необходимых материалов: большие листы бумаги, карандаши и краски.




МАСКИ

Участники делают гипсовую форму своего лица и затем украшают ее по собственному желанию и в соответствии с тем, как они представляют себя окружающим, а также показывают то, что они прячут/маскируют. Маски затем обсуждаются группой.




11-16

  • Показать то, как участники представляют себя другим людям, а также исследовать более личный и, возможно, отличающийся от внешнего, внутренний мир.




  • Поощрение самоанализа и способности делиться личным опытом с тем, кому доверяешь.

Этот род занятий должен проводиться арт-терапевтом или соответственно квалифицированным специалистом как потенциально сильнодействующий вид терапии.


Среди необходимых материалов: гипс, краски и т.д.

ОСТРОВА
Сделать и разукрасить остров, показать группе и подумать о том: кто живет на этом острове?; может ли кто-нибудь приехать в гости?; какая там погода?; Эти вопросы не должны задаваться заранее.

Все

  • Способствование осознанию собственных нужд и приоритетов.




  • исследовать и развивать уверенность в своей независимости и способности к самостоятельности.

Этот род занятий должен проводиться арт-терапевтом или соответственно квалифицированным специалистом.


Среди необходимых материалов: глина, бумага, краски, галька, песок, веточки, ракушки и т.д.




ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГРУППОВЫЕ ЗАНИТИЯ



РОД ЗАНЯТИЙ

ВОЗРАСТ

ОБОСНОВАНИЕ


РОЛЕВАЯ ИГРА
Ролевая игра – это может быть любая игра, придуманная группой и связанная со смертью. Она должна иметь начало, середину и конец. Дети придумывают сценарий и роли, а работники могут принимать участие как «актеры».

5-10 лет и подростковая группа


1. Предоставляет возможность разыграть личный опыт любых аспектов болезни и смерти.


2. Члены группы могут пересказать свою историю и таким образом освободиться от некоторых наиболее травматических ее аспектов.
Среди материалов должны быть одежда для переодевания, и такой реквизит, как медицинская аптечка, форменная одежда врача и медицинской сестры.
Важно после разобрать увиденное и обсудить любые вопросы, которые могут быть неправильно поняты или неправильно истолкованы.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ВРАЧА
В течение всей программы детям предлагают записать любые имеющиеся у них вопросы на листочках бумаги и положить их в коробку. Затем эти вопросы обсуждаются на этой встрече. Ребенок, задавший вопрос, не обязан указывать свое имя.


5-10 лет и подростковая группа

1. Обеспечить, чтобы группа получила точную информацию о болезни, лечении, смерти и о том, что происходит с человеком после смерти.
2. Противостоять огорчительным и тревожным фантазиям, например, о том, что происходит с телом после смерти.
Важно, чтобы у врача была возможность увидеть вопросы заранее и поговорить с руководителем группы об участниках для того, чтобы ответить правильным образом на любой потенциально трудный вопрос. Эта встреча не обязана ограничиваться исключительно вопросами из коробки, она может породить дополнительные дискуссии.


ШКАТУЛКИ/КОРОБКИ
Участники делают коробки/шкатулки, в которые они кладут особо дорогие для них вещи

Все

1.Выразить и исследовать что-то, что очень дорого человеку и признание этого группой.
2. Поощрение уверенности в себе и выявление тех, у кого нет надлежащей поддержки.
Этот род занятий проводится арт-терапевтом или соответствующим образом квалифицированным специалистом.
Этот род занятий представляется как «сделать коробку, в которой вы можете хранить дорогие вам вещи».
Она может быть для хранения материальных вещей, а также воспоминаний. Важно ничего подробно не обговаривать, когда предлагается это задание. Затем то, что дети сделают, показывается всей группе.
Среди необходимых материалов: глина, коробки, краски, предметы для украшения коробки.



ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Группы родителей обычно занимаются изготовлением масок, коробок и островов. С ними также можно обсуждать, как лучше общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, а также поговорить о том, как они сами справляются с ситуацией, дать им возможность рассказать свою историю.
Если это уместно, то родители, подростки и молодые люди могут принять участие в роде занятий, которое называется «стена гнева». Участники записывают/рисуют вещи, которые вызывают у них гнев, и прикрепляют эти листы к стене, предпочтительно внешней и подходящей для того, чтобы бросать в нее вещи. Затем они бросают баллончики с водой, помидоры или другие подходящие предметы в свои цели, что облегчает их чувство гнева. Важно, чтобы это занятие проводилось с учетом безопасности, и была возможность обсудить безопасные и адекватные способы справляться с гневом.


ПРОГРАММА ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ПОТЕРЯВШИМ БЛИЗКИХ

(Используется только при организации программ помощи людям, потерявшим близких)



Просьба удостовериться, что внесена вся информация, необходимая при организации будущих групп

Имя и фамилия умершего:



Номер для ссылок хосписа:

.

Дата смерти:

От чего произошла смерть:






ИНФОРМАЦИЯ О СЕМЬЕ

Имя и фамилия родителя, посещающего групповые занятия






Родство/другие отношения:



Муж/жена/сын/дочь/другое



Адрес:


Почтовый индекс



Номер телефона:




Домашний


Рабочий

Сотовый

Имя ребенка/детей, посещающих групповые занятия



Родство/другие отношения



Дата рождения




Группа

























































Продолжение на обороте..................

В ДАННОЕ ВРЕМЯ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ:





ДРУГИЕ ВОВЛЕЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:








ДРУГАЯ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Продолжение на обороте..................





ПРОСЬБА ЗАПОЛНИТЬ ДАННЫЕ – ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО

Подпись:..................................................................


Дата:........................................................................

(Лицо, заполняющее анкету)


Имя печатными буквами..............................................................

ССЫЛКА: ГРУППЫ/АНКЕТА ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ СКОРБЯЩИМ – 3 декабря


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

РАЗНЫЕ УРОВНИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА



УРОВЕНЬ 1

СОВЕТ И ПОДДЕРЖКА

Информация, совет и поддержка профессионалам/от профессиналов в отношении вопросов, связанных с процессом траура у детей и их семей. Может не быть прямого контакта с семьей, и помощь предоставляться в виде книг, брошюр и общих советов. Может быть первоначальный контакт с семьей и предожение повторного контакта, если возникнет необходимость.

Также, сюда включается помощь в обучении и поддержке другим организациям, предоставляющим специальные паллиативные услуги скорбящим.



УРОВЕНЬ 2

НАПРАВЛЕНИЕ/

КОНСУЛЬТАЦИИ

Работник получает направление на помощь ребенку исемье перед или после свершения утраты. Работник встречается с семьей для составления оценки и предоставления совета в отношении текущего ухода за ребенком. На этой стадии можно связаться с другими организациями, как, например, школа, социальные службы/официальные учреждения.





УРОВЕНЬ 3

КРАТКОСРОЧНОЕ/

СРЕДНЕСРОЧНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Краткосрочное вмешательство состоит из ограниченного количества индивидуальных занятий с ребенком, например, 4-6 занятий, но не долгосрочной и не регулярной работы.


Краткосрочное вмешательство требуется, когда в нем есть острая нужда, затем может пройти время без вмешательства специалистов, но со знанием, что такое вмешательство может быть восстановлено.
Среднесрочное вмешательство включает дополнительные занятия с ребенком после первоначальных 4-6 занятий, а также регулярный контакт с семьей.
Краткосрочное или среднесрочное вмешательство может потребоваться, когда существует определенная проблема в семье, и для ее решения требуется вмешательство специалистов, например, в момент постановки диагноза, когда ребенку трудно справиться с эмоциями и понять, что происходит; когда в семье возникает кризисная ситуация; когда существуют особые сложности во время траура (например, стоит вопрос, следует ли ребенку присутствовать на похоронах), или проблемы с поведением ребенка, включая поведение в школе, связанные с его горем.



УРОВЕНЬ 4

ДОЛГОСРОЧНОЕ/

КОМПЛЕКСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Затяжные, комплексные обстоятельства, требующие регулярной переоценки; регулярные визиты или индивидуальные занятия с детьми как до, так и после утраты; регулярная работа с семьей и участие в работе других специалистов. Эти случаи часто характеризуются комплексом проблем, как например: позднее направление, когда болезнь уже достигла высшей траектории; крайне ограниченная социальная поддержка у семьи; задействование таких факторов, как психическое здоровье, вопросы охраны детей, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Если регулярная помощь скорбящему об утрате ребенку оказывается на протяжении долее, чем 12-18 месяцев, то следует подумать о направлении этого ребенка в организацию, которая более специализированно занимается вопросами затяжного и комплексного порядка.







РАБОТА С ДЕТЬМИ, ОПЛАКИВАЮЩИМИ ПОТЕРЮ БЛИЗКИХ: РУКОВОДСТВО