Прелюдия и фуга 1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Прелюдия и фуга 1 - страница №1/1

Прелюдия и фуга 1


(1963 г.)
Пьеса написана в 63 году, но составлена из материалов двух других более ранних сочинений. В основе две серии: первая – это начало прелюдии, а также фуги – её первая тема; вторая – появляется в Moderate прелюдии, она же – вторая тема фуги. Материал здесь в основном взят из написанного мною в 58--59 годах аспирантского квартета, который я не числю в списке своих сочинений, хотя он и был полностью закончен. Из его фуги сюда перешла большая часть экспозиции и интермедии. Вторая – тема заимствована из оперы "Счастливчик ". Там я также использовал фугу квартета, но добавил к ней еще одну серию, из которой и выведена вот эта вторая тема. Темы излагаются порознь, и фуга, таким образом, оказывается двойной. Их объединение происходит только в кульминационной зоне, где вторая тема изложена аккордами, а первая мелодически. Из оперы взяты также "морзянка", появляющаяся перед началом фуги и в конце её, и еще ряд элементов.

Что это за эпизод в опере?

– Эпизод разрушения – двенадцатитоновая фуга, где "морзянка" была связана с самолетами, переговаривающимися между собой.

В опере я, к сожалению, поступил не очень тонко, связывая тональное с хорошим, а атональное с плохим. И когда я показывал её в клавире Ноно, то он отнесся к этому крайне отрицательно, не дослушал оперу и ушел, уклонившись от всяких разговоров. Конечно, он не мог принять это примитивное отождествление атонализма и додекафонии с отрицательным, негативным, а тонального со сферой положительного, и здесь я с ним сейчас был бы совершенно согласен, но вот относительно второго, что также вызвало его неудовольствие, – это вопрос о смешении стилей, то здесь я с ним, конечно, поспорил бы и в настоящее время. В опере была жуткая смесь стилей, варварская, однако, вместе с тем, для меня очень важная. Теперь я понимаю, что в 61 году я пользовался коллажем, соединением разных стилей, полиметрией и прочими вещами, которые применялись "по сценической надобности". Потом я отказался от этого и года два-три жил убежденным додекафонистом и сериалистом. И лишь затем, начав симфонию, я вспомнил об опере. И в этом смысле – техника полистилистики – опера была для меня очень полезна.

В опере Вы нашли эти коллажные приемы интуитивно?

– Действительно, слова "коллаж" я не знал и услышал его только в 64 году от Пярта, который показывал тогда свой коллаж на Баха. В опере я воспользовался этой техникой, хотя и не цитировал, а стилизовал, и в этом она здесь, безусловно, предвосхищала симфонию.

Где Ноно услышал Вашу оперу?

– Он знал режиссера Ансимова – автора идеи оперы и пришел послушать её в Большой театр.

Ставились ли Вами при сочинении фуги какие-нибудь специальные композиционно-полифонические задачи?

– Нет. Форма фуги свободная. Здесь есть экспозиция с ясным вступлением трех голосов, есть реприза с проведением обеих тем, но между ними никакой строгости в построении материала нет.

Этот цикл исполнялся?

– В 64 году пьесу сыграл пианист Леонид Брумберг в Гнесинском институте на моем творческом отделении. Через несколько лет он записал её на Радио. Потом её играл Фидлер в ГДР.

Как Вы сейчас относитесь к ней?

– Я не могу сказать, что эта пьеса мне нравится, и что я очень рад, когда её играют.



1 Фрагмент из первого издания книги «Годы неизвестности Альфреда Шнитке». М., 1993 г. ISBN 5-86183-004-5 © Шульгин Дмитрий Иосифович. Беседы с композитором – 1976-1977 гг. (полный вариант книги см. на сайте Д.И. Шульгина: http://dishulgin.narod.ru).

Второе издание – М., 2004 г. ISBN 5 – 85285 – 722 – Х. Издательский Дом «Композитор».